ных разработок ученых СГУ и предприятий - общим объемом 800 млн. рублей.
В качестве основных приоритетов будущего развития университетской науки на последующие годы определены направления «Живые системы», «Нанотехнологии и наноматериалы».
Таким образом, к столетнему юбилею университета научный сектор СГУ
добился положительной динамики в своем развитии и на сегодняшний день обладает достаточной материальной базой для решения стоящих перед коллективом задач. Научно-педагогическая деятельность поколений университетских ученых в немалой степени способствовала развитию в регионе высокотехнологичных отраслей народного хозяйства.
USANOVD. UNIVERSITY’S SCIENTIFIC INFRASTRUCTURE
The article describes complete university infrastructure which allows to provide a positive dynamics in development and promotion of scientific research, to create an innovation climate among the university’s research staff. Data on the results obtained within the framework of innovation-educational program is given.
Keywords: scientific infrastructure, scientific activities, innovative information-educational system.
Ю.Г. ГОЛУБ, профессор, проректор по дополнительному профессиональному образованию
Дополнительное профессиональное образование в системе классического университета
В статье освещаются основные направления деятельности Института дополнительного профессионального образования СГУ. Даётся анализ актуальных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также моделей и технологий их проведения.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, вариативные образовательные программы, повышение квалификации, дистанционные технологии.
В условиях стремительного технологического прогресса, постоянного обновления массива информации возникает настоятельная потребность в постоянном совершенствовании и развитии накопленных специалистами знаний и опыта. Во многом эта потребность обеспечивается дополнительным профессиональным образованием, которое становится фактором устойчивого социально-экономического развития страны, поскольку способствует адаптации работников к непрерывным изменениям в различных сферах жизни общества. Оно является ос-
новным связующим звеном между интересами личности, общества и государства, между различными уровнями профессионального образования и отраслями экономики и социальной сферы, требованиями работодателей и запросами непосредственных потребителей образовательных услуг. Понятно, что все это выдвигает формирование гибкой, отвечающей современным требованиям системы дополнительного профессионального образования в число важнейших задач модернизации образования.
Саратовский государственный уни-
верситет им. Н.Г. Чернышевского, будучи одним из наиболее динамично развивающихся высших учебных заведений страны, уделяет самое пристальное внимание вопросам совершенствования данного направления образовательной деятельности. Именно для этого в 2000 г. в структуре университета был открыт Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО). К моменту его создания в университете уже сложилась многолетняя практика функционирования различных структур и подразделений, обеспечивавших те или иные функции по реализации дополнительного профессионального образования (филиал Российского Центра гуманитарного образования, факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и др.). ИДПО стал их естественным правопреемником. Однако было бы неверным полагать, что новая структура была призвана лишь объединить ранее существовавшие аналогичные подразделения. Набиравшая темп модернизация российского образования ставила перед университетом масштабные и значимые задачи
в сфере развития дополнительного профессионального образования, которые и был призван решать ИДПО. Среди них: организация на современном уровне системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета, использование мощного интеллектуального потенциала СГУ для переподготовки своих коллег из других вузов страны, расширение профессиональных возможностей выпускников университета путем предоставления им дополнительных квалификаций, повышение квалификации специалистов реального сектора экономики и социальной сферы - иными словами, всемерная реализация принципа «образование в течение всей жизни».
Понятно, что выполнение указанных непростых задач потребовало не только организационных решений, -довольно скоро стала очевидной необходимость кадрового усиления ИДПО. Институт возглавил проректор университета профессор Ю.Г. Голуб, его заместителем стал доктор исторических наук А.Н. Поздняков, имевший опыт работы проректором Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Заведовать кафедрой менеджмента в образовании ИДПО стала доктор социологических наук Н.В. Акинфиева. Были проведены и другие кадровые изменения. В результате в течение нескольких лет сложился высококвалифицированный и работоспособный коллектив, органично сочетающий в своем составе как штатных профессоров и доцентов института, так и работающих по совместительству ведущих профессоров университета, из которых более двадцати являются заведующими кафедрами СГУ (В.А. Болдырев, А.А. Вилков, В.Н. Данилов, С.И. Дудов, Г.В. Дыльнов, В.В. Розен, В.П. Рябухо, И.Н. Салий,
Т.И. Трубицына, Д.А. Усанов, В.Б. Ус-тьянцев, А.Г. Федорова, Р.М. Шамио-нов, С.Н. Штыков, Р.К. Чернова и др.). Примечательно, что ИДПО - единственное подразделение университета со стопроцентной остепененностью преподавательского состава, более половины которого(35 человек) доктора наук.
Основным направлением деятельности ИДПО является повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. Оно осуществляется в соответствии с контрольными цифрами, ежегодно определяемыми Федеральным агентством по образованию. При этом для СГУ этот государственный заказ, как правило, является существенно большим, нежели для других образовательных учреждений. Так, в 2009 г. Саратовский государственный университет оказался в первой пятерке нестоличных вузов, которые, согласно контрольным цифрам, смогли предоставить возможность пройти повышение квалификации наибольшему количеству преподавателей.
Свидетельством высокого авторитета нашего университета служит и проект Рособразования, связанный с организацией повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. В соответствии с ним из числа российских вузов ежегодно выделяется сравнительно небольшое количество университетов, получающих статус базовых и становящихся центрами повышения квалификации научно-педагогических работников учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации. СГУ уже не первый год подтверждает этот высокий статус. Конечно, это не означает автоматического наполнения реализуемых программ слушателями. Необходимо завоевать авторитет среди коллег из других образовательных
учреждений страны, для того чтобы они изъявляли желание приезжать сюда для повышения своей квалификации. Думается, что нам во многом удалось решить эту задачу, о чем свидетельствует широкая география вузов, направляющих своих преподавателей в ИДПО СГУ. Так, в прошлом году среди наших слушателей были представители 74 вузов из 36 городов России: Архангельска, Брянска, Казани, Калининграда, Кемерова, Красноярска, Мурманска, Москвы, Новосибирска, Омска, Санкт-Петербурга, Южно-Сахалинска и других.
Мощный интеллектуальный и учебно-методический потенциал университета делает его весьма востребованным и в решении задач повышения квалификации специалистов различных областей реального сектора экономики и социальной сферы. Среди его партнеров крупнейшие предприятия региона, такие как Балаковская АЭС, «Са-ратовстройстекло», Саратовский нефтеперерабатывающий завод и другие. На базе ИДПО СГУ их сотрудники проходят обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам. Заказчиками соответствующих образовательных услуг выступают также областные министерства и ведомства.
Важным направлением дополнительного образования является профессиональная переподготовка. Как известно, она осуществляется по программам двух типов: один из них обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации. В Саратовском гос-университете реализуются оба типа программ переподготовки. Однако преимущественное внимание уделяется профессиональной переподготовке для получения дополнительной квали-
фикации. Это определяется в том числе задачами повышения конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда. Дело в том, что в соответствии с существующей нормативной базой данный вид образовательных услуг может предоставляться не только работающим гражданам, но и студентам вузов, которые, завершая обучение, одновременно с дипломом о высшем образовании имеют возможность получить диплом о дополнительном (к высшему) образовании. Он подтвердит их право работать как по основной, так и по дополнительной квалификации.
Профессиональная переподготовка для получения дополнительных квалификаций осуществляется различными структурными подразделениями университета. Обучение осуществляется по таким программам, как «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Преподаватель », «Специалист в области компьютерной графики и ^^еЬ-дизайна», «Эколог (в области химии)» и др.
Особо следует остановиться на двух новых образовательных программах для получения дополнительных квалификаций: «Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма» и «Юридический психолог». В отличие от названных выше, эти программы, созданные на базе ИДПО, являются основой образовательного процесса, и обучение по ним проводится в группах, сформированных из студентов разных факультетов и специальностей, а также из работающих граждан. Этот новый для нас подход в организации дополнительного профессионального образования является одним из значимых шагов в деле формирования широких возможностей для получения вариативных образовательных услуг. Наша задача состоит в том, чтобы пополнять перечень реализуемых обра-
зовательных программ такого рода и получаемых в результате их освоения дополнительных квалификаций.
Развитие в университете системы дополнительного профессионального образования предполагает не только расширение спектра оказываемых услуг, но и, что особенно важно, повышение их качества. В связи с этим в центре нашего внимания находится совершенствование образовательных программ и применяемых технологий. В течение ряда лет повышение квалификации профессорско-преподавательского состава осуществлялось по образовательным программам, построенным по предметному принципу. В их рамках слушателям читались лекции по базовому и специальным курсам, отдельным проблемам. Так, у историков учебные курсы были ориентированы на освещение актуальных научных проблем с учетом новейших историографических наработок. Все лекции читались в проблемно-хронологическом плане, семинары и практические занятия проводились на эвристической основе. Программы были составлены ведущими профессорами Института истории и международных отношений СГУ. Базовый курс по истории Отечества читали зав. кафедрой истории России профессор С.А. Мезин, крупнейший специалист по российской истории, автор целого ряда учебников профессор Н.А. Троицкий. Курс отечественной истории новейшего времени вели профессора А.И. Аврус и В.Н. Данилов. По окончании программы повышения квалификации по каждому из предметных направлений проводились научно-практические конференции, которые позволяли слушателям апробировать свои научные наработки и обменяться опытом преподавательской деятельности.
Такой подход к повышению квалификации вполне оправдывал себя, од-
нако с течением времени возникла необходимость внесения изменений в сложившуюся систему. Так, наряду с программами «Гуманитарные проблемы современности» и «Проблемы качества преподавания естественно-математических дисциплин », состоявших из модулей, построенных по предметному принципу, появились программы «Современные педагогические технологии», «Социокультурные проблемы образования», «Эффективные технологии управления в системе образовании». Они строились на сочетании вариативных модулей и отражали актуальные проблемы современного высшего образования, раскрывали существующие в нем тенденции, акцентировали внимание слушателей на вопросах развития образовательной деятельности. Кафедры ИДПО смело экспериментировали в этом направлении. Базируясь на собственном опыте, каждая кафедра вносила существенные изменения в модели вариативной организации образовательного процесса, вырабатывала свои подходы.
Учитывая возрастающую потребность специалистов в повышении квалификации, кафедры ИДПО разрабатывают новые программы, ориентированные на различные категории слушателей. В настоящее время программнометодический банк института насчитывает более 13 образовательных программ, находящихся в активе.
Одним из важнейших направлений развития образовательной деятельности в СГУ является широкое применение дистанционных технологий. Эта задача актуальна и для системы дополнительного профессионального образования. Особую значимость ей придает специфика структуры университета, а именно наличие филиалов. Одно из подразделений СГУ - Балашовский институт (филиал) - известен своими достижениями и высокими результата-
ми в работе. Вместе с тем профессорско-преподавательский состав института испытывает серьезные трудности с повышением квалификации. Удаленность от Саратова не дает возможности преподавателям из Балашова проходить в обычном порядке обучение в ИДПО, как это делают сотрудники других институтов и факультетов университета. Командирование ППС для повышения квалификации с отрывом от работы весьма накладно как в финансовом отношении, так и в плане нормальной организации образовательного процесса в условиях длительного отсутствия преподавателей. В связи с этим в 2008 г. было решено разработать и внедрить в практику систему повышения квалификации с использованием дистанционных технологий.
Первым опытом в этом направлении стала интегрированная образовательная программа, построенная по модульному принципу. Это было сделано для того, чтобы она могла быть востребована преподавателями различных учебных дисциплин. Программа получила название «Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России ». В ее разработке, а также в подготовке соответствующего электронного учебно-методического комплекса приняли участие три кафедры ИДПО. Программа включает девять модулей, среди них такие, как «Социокультурное со-провождениеобразования», «Профессионально-личностный имидж педагога и культура общения», «Формирование универсальной ключевой компетентности средствами ТРИЗ», «Современные подходы в системе управления российским вузом», «Специфика формирования системы менеджмента качества в вузе», «Психологическое влияние и противостояние влиянию в деловых коммуникациях» и другие. Каждый из модулей содержит обязательный набор различных учебно-методических
материалов, прежде всего тексты разработанных преподавателями лекций с необходимыми иллюстрациями в виде схем, таблиц и т.п. Кроме того, лекционный материал сопровождается презентациями, которые способствуют лучшему усвоению слушателями учебного материала.
Важной учебно-методической составляющей курса стал разработанный преподавателями глоссарий, содержащий научное толкование всех основных понятий, вводимых в образовательный оборот. Вход в глоссарий возможен как через соответствующую поисковую систему, так и через гиперссылки, включенные во все текстовые материалы курса. Непременное условие работы в модуле - индивидуальное выполнение различного рода учебных заданий. Так, при освоении модуля «Профессионально-личностный имидж педагога и культура общения» необходимо выполнить задание по разработке идеальной, с точки зрения каждого слушателя, модели профессионально-личностного имиджа преподавателя. Модель является четырехблочной и должна включать в себя личностные, психологические, управленческие и творческие качества. Выполненное задание направляется преподавателю, ведущему данный модуль, для проверки и рецензирования. Кроме того, каждый модуль предусматривает обязательное тестирование.
Повышение квалификации ППС Ба-лашовского филиала завершилось под-
готовкой слушателями выпускных квалификационных работ. Их представление в ИДПО осуществлялось по электронным каналам. Каждая работа предварительно рецензировалась. Сама защита проходила в условиях очного общения преподавателей ИДПО и слушателей. Для этого аттестационная комиссия выезжала в филиал вуза, чтобы побеседовать с каждым из обучавшихся.
Первый опыт дистанционного повышения квалификации оказался вполне успешным. Вторым шагом стало обучение уже по двум программам. В настоящее время разрабатываются новые программы и электронные учебно-методические комплексы, которые позволят значительно расширить возможности применения дистанционных технологий в дополнительном образовании.
Роль дополнительного профессионального образования в наши дни объективно возрастает, и Саратовский государственный университет наращивает усилия по его развитию и совершенствованию.
GOLUB J. COMPLEMENTARY EDUCATION IN AN UP-TO-DATE UNIVERSITY The article focuses on the main spheres of SSU Institute for complementary education activities. The analysis of raising qualification level and professional retraining programs is given, as well as the models and technologies involved.
Keywords: additional professional education, variable educational programs, skills raising, distant technologies.