УДК 378.091:159.923.2:377
Борщева Е.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
дополнительное профессиональное образование как фактор развития профессиональной компетентности
специалиста
Проблема развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования является одной из актуальных в педагогической теории и практике. сущность профессиональной компетентности специалиста определяется готовностью решать актуальные и перспективные проблемы и задачи. Критерием эффективности развития профессиональной компетентности является содержание нового знания, повышение уровня профессиональной компетентности и подтверждение результативности этого в опыте своей работы.
проблемы развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования представлены на примере работы межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Оренбургского государственного университета. Анализируя изменения, произошедшие в системе педагогической поддержки специалистов, можно отметить: рост числа и разнообразие тематики дополнительных профессиональных программ, активизация участников в реализации дополнительных профессиональных программ, развитие сетевого взаимодействия при реализации дополнительных профессиональных программ, рост требований слушателей к качеству реализуемых дополнительных профессиональных программ.
обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки слушателей требует большей мобильности и гибкости системы дополнительного профессионального образования; формирования образовательной инфраструктуры, позволяющей человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации; создания образовательных ресурсов, соответствующего запросам современного времени.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, непрерывное образование, принципы организации образовательного процесса.
В инновационном развитии Российской Федерации одной из главных задач, определенных руководством страны, является задача модернизации системы образования. Государственная программа «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы выдвигает в качестве одной из задач своей реализации «формирование гибкой подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально- экономического развития Российской Федерации» [1].
На современном этапе в России происходит создание системы профессиональных стандартов. Профессиональный стандарт предназначен для создания должностных инструкций, установления общих требований к качеству профессиональной деятельности, определения соответствия специалиста при приёме на работу и при прохождении аттестации
Система дополнительного профессионального образования функционирует и развивается в едином процессе обновления системы образования. Специфика труда в со-
временном обществе побуждает специалиста пополнять свои знания и умения всю жизнь. Проблема переподготовки является признаваемой проблемой для всех категорий работников. Опросы слушателей дополнительных профессиональных программ показывают, что главным критерием эффективности повышения квалификации является содержание нового знания, повышение уровня профессиональной компетентности и подтверждение результативности этого в опыте своей работы.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что обеспечение условий для развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования становится все более актуальным в педагогической практике. На каком бы этапе профессионального пути не был специалист, его образование невозможно считать завершенным, а профессиональную компетентность окончательно сформированной.
Актуальность понятия «профессиональная компетентность» особа велика в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» и образовательных стандартов нового поколения. «Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации» [2].
Компетентность, как главный результат образования, обосновывается идеями компе-тентностного подхода в профессиональном образовании (работы А.В. Хуторского, В.И. Байденко, И.Д. Белоновской, А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой, И.А. Зимней, Н.С. Сахаровой, В.В. Серикова, А.П. Тряпицыной и других).
Кроме того в рассматриваемой проблеме мы опирались на:
- теорию и методологию профессионального образования (Э.Ф. Зеер, В.В. Кузнецов, А.К. Маркова, А.М. Новиков);
- педагогический аспект образования взрослых (Е.А. Аксенова, Б.Ц. Бадмаев, Т.Ю. Базаров. С.Г. Вершловский, М.Т. Гром-кова, С.И. Змеева, Н.Ф. Лукьянова);
- теорию формирования культуры профессиональной деятельности и ценностей профессии (А.А. Деркач, А.В. Кирьякова, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин);
- общепедагогические принципы подготовки специалистов в будущей профессиональной деятельности (В.А. Анищенко, В.Г. Гладких, Н.А. Каргапольцева, В.Г. Рындак);
- теорию компетентностного подхода в профессиональном уровневом образовании
(И.А. Зимняя, А.П. Тряпицына, Н.С. Сахарова, В.И. Байденко);
- основные идеи задачного подхода в профессиональном образовании (Г.Д. Бухарова, А.В. Кострюков, А.П. Усова);
- концепцию непрерывного повышения квалификации (С.Г. Вершловский, Н.В, Кузьмина, С.Г. Молчанов, Т.С. Сухобская).
Анализ научно - методической литературы позволил определить профессиональную компетентность специалиста как интегратив-ную профессионально-личностную характеристику, отражающую его профессионализм, готовность выполнять профессиональные функции и добиваться высоких результатов в профессиональной деятельности. Сущность профессиональной компетентности специалиста определяется готовностью решать актуальные и перспективные проблемы и задачи.
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовывать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенций внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальной, не является компетенцией, а является самое, большее, скрытой возможностью личности к осуществлению некоторой профессиональной деятельности [3].
Структура профессиональной компетентности, по мнению ряда исследователей (С.В. Гурин, В.Н. Введенский, И.Д. Бело-новская) включает в себя мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Исследователи выделяют интегративные компоненты профессиональной компетентности, такие как ценностно - смысловой (отношение к проявлению компетентности), содержательный (владение знанием содержания компетентности), функционально-деятельностный (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях), рефлексивно-оценочный (способность к анализу, проявления компетентности) (А.С. Аникина).
Педагогическими условиями развития профессиональной компетентности специалиста являются:
- повышение квалификации специалиста по этапам: проектирование, организация, управление, самоконтроль;
- разработка целостной системы показателей развития профессиональной компетентности (когнитивные, деятельностные, ценностные, диагностические компоненты);
- определение аксиологического содержания профессиональной компетентности специалиста, включающее прогнозирование и построение процесса развития профессиональной компетентности соответственно качественному вектору личностных изменений (ценностное отношение к самому себе, профессиональной деятельности);
- реализация инновационных задач, как необходимого условия развития профессиональной компетентности специалиста.
Процесс развития профессиональной компетентности специалиста можно рассматривать как:
- приращение каждого компонента профессиональной компетентности;
- ликвидация устаревших элементов, штампов, моделей деятельности, мешающих специалисту создавать свои инновации и воспринимать инновации, созданные другими специалистами;
- формирование новых знаний, умений, навыков, опыта согласно требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды.
Процесс развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования должен осуществляться на основе следующих принципов: научности, системности, доступности, сознательности, непрерывности, субъект-ности, элективности, диверсификации и др.
«Принцип непрерывности позволяет объединить, интегрировать все дискретные элементы системы дополнительно профессионального образования, придать им целостность и системность» [4]. Непрерывность - это ключевой принцип развития профессионального образования. Принцип непрерывности позволяет рассматривать образование как процесс, охватывающий всю жизнь человека.
Принцип субъектности. В системе дополнительного профессионального образования ведущая роль принадлежит самому слушателю. Слушатель в системе дополнительного профессионального образования - это актив-
ный элемент, один из равноправных субъектов образовательного процесса.
Принцип элективности предоставляет слушателям возможность самостоятельность выбора образовательного маршрута, получения на этой основе набора знаний, отвечающих индивидуальным склонностям и потребностям обучающегося. У слушателя появляется свобода выбора целей, содержания, форм, методов, сроков, места обучения, оценивания результатов обучения.
Принцип диверсификации обеспечивает опережающий характер дополнительного профессионального образования, в основе него «лежит идея профессионального развития личности, обеспечивающего формирование ее профессиональной мобильности и готовности к освоению новшеств» [4].
Специалист может сам определять наиболее важные аспекты совершенствования своего профессионального мастерства и активно использовать новые формы непрерывного повышения квалификации:
- курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- сетевые сообщества;
- конференции, фестивали;
- вебинары, видеолекции, видеоконференции;
- дистанционные курсы повышения квалификации;
- электронные СМИ.
Одним из наиболее перспективных направлений исследования и разработок применительно к развитию профессиональной компетентности специалистов является, на наш взгляд, проблемная ситуация, причем задачи и задания выступают ее элементами. С помощью совокупности проблемных ситуаций, учебных проблем и задач выстраивается сюжетная канва усвоения ведущих аспектов профессиональной деятельности. Разрешение противоречий выступает в этом случае также механизмом формирования прогностических умений (А.А. Вербицкий).
Проблемная ситуация является стержневым понятие проблемного обучения (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев). По мнению И.Д. Белонов-ской, принцип проблемности реализуется в проблемном обучении, как в содержании
учебного материала, так и в процессе его развертывания в учебной деятельности. «Первое, достигается разработкой системы учебных проблем (иногда их называют проблемными задачами, заданиями), отражающими реальные противоречия науки, практики и самой учебной деятельности; второе - построением проблемного обучения по диалогическому типу, где обучающиеся проявляют личностную, интеллектуальную и социальную активность и инициативу, заинтересованы в суждениях друг друга, дискутируют по поводу предлагаемых вариантов решений» [5].
Профессионально-ориентированными являются задачи профессионального содержания, решаемые в рамках контекстного обучения в ходе деловых, ролевых, интеллектуальных игр, при работе в виртуальных учебных лабораториях, при прохождении ознакомительных и производственных практик, стажировок [6] с целью формирования профессиональной компетентности специалистов. Реализация этих задач создает благоприятные условия для становления практико-ориентированной функции профессиональной компетентности, что обусловлено включенностью таких задач в логику развития ценностно-смыслового отношения к процессу познания [7].
Приоритетной задачей системы дополнительного образования на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня специалиста, «формирование образовательной инфраструктуры, позволяющей человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации: создание открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий, широкого спектра качественных инновационных программ непрерывного профессионального образования, в том числе сетевых, соответствующего запросам современной жизни» [1].
Современные условия требуют также от преподавателей системы дополнительного профессионального не только необходимых психолого- педагогических знаний, но и уме-
ния «переводить» содержание образовательного процесса в конкретные педагогические задачи.Дополнительное профессиональное образование нуждается в преподавателях, способных адаптироваться к изменениям происходящим в образовательном процессе, к принятию новых образовательных задач и педагогических инноваций. Инновационные процессы требуют от педагога переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, возникает необходимость формирования научно- исследовательской культуры учителя, что, в свою очередь, педагогически оптимизирует социализирующе - воспитывающие процессы [8].
Университет был и является национальным центром производства новых знаний, носителей и трансляторов этих знаний, определивших действия всей образовательной системы в части содержания и технологий реализации образовательных программ. Рассматривая исторический опыт и весь спектр сложностей дополнительного образования в современной системе образования, мы сопоставили его с опытом Оренбургского государственного университета, наработанным взаимодействием большого количества педагогов региона, собравшим и реализовавшим множество инновационных и преобразовательных идей в сфере образования. Анализ данного опыта и связанной с ним информации представлен по работе Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Оренбургского государственного университета. Цели и задачи работы университета в рассматриваемой области непосредственно связаны с координацией инновационных действий и повышения уровня профессиональной компетентности кадров в условиях продолжения модернизации и реформирования Оренбургской образовательной системы. Задачей центра является эффективное воплощение концепций непрерывного, опережающего и профильного профессионального образования. Большое внимание при организации курсов повышения квалификации уделяется обеспечению условий для повышения профессиональной компетентности специалистов, выбору индивидуальных траекторий при повышении ква-
лификации, распространению собственного профессионального опыта, профессионального взаимодействия и обмена опытом.
Повышение квалификации специалистов на квалификационных курсах раз в пять лет уже недостаточно. Возникает задача обеспечения опережающего развития в процессе повышения квалификации и непрерывной методической поддержки в целях развития профессиональной компетентности специалиста. В течении ряда лет в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Оренбургского государственного университета проводится работа по мониторингу образовательных потребностей и оценке потребителями (слушателями) качества оказываемых услуг.
Совершенствовать образовательный процесс и качество программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализуемых в центре, позволяет анализ результатов анкетирования и тестирования слушателей. Ответы слушателей позволяют утверждать, что выбор специалистов при обращении на курсы повышения квалификации является осознанным, и основная цель обучения - повышение уровня профессиональной компетентности. В этой связи актуальная проблема - совершенствование организации образовательного процесса и методик оценки эффективности обучения.
Образовательные программы повышения квалификации должны быть направлены на развитие у слушателей мотивов повышения профессиональной компетентности, профессиональных мастерства и культуры, обновления теоретических и практических знаний в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации.
Система педагогических условий реализации процесса развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного образования должна базироваться на основе модульного структурирования и педагогического интегрирования содержания, методов и форм образовательного процесса. Кроме того, внедрение новых форм повышения квалификации позволяет облегчить им решение профессиональных проблем. Одной из таких форм становится дистанционное обучение, которое отвечает современным
требованиям к системе дополнительного профессионального образования:
- доступность к дополнительному профессиональному образованию;
- реализация принципа непрерывного профессионального образования;
- вариативность и гибкость образовательных программ дополнительного профессионального образования.
Спектр применения дистанционных технологий позволяет говорить о качественно новом этапе организации учебного процесса в дополнительном профессиональном образовании. Технология дистанционного обучения позволяет на основе личностно-ориентированного подхода индивидуализировать и дифференцировать процесс. Качественное изменение содержания и методов преподавания возможно за счет активного использования цифровых образовательных ресурсов и электронного потенциала интерактивного взаимодействия. Причем информационные технологии, призванные обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого слушателя, играют особую роль, именно они расширяют методические возможности дополнительного профессионального образования, их применение позволяет повысить содержательность образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования.
Анализируя изменения, произошедшие в системе педагогической поддержки специалистов в рамках Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Оренбургского государственного университета, можно отметить:
- рост числа и разнообразие тематики дополнительных профессиональных программ;
- рост числа участников дополнительного профессионального образования;
- рост интереса, активизация участников в реализации дополнительных профессиональных программ;
- развитие сетевого взаимодействия при реализации дополнительных профессиональных программ;
- рост требований слушателей к качеству реализуемых дополнительных профессиональных программ.
Учитывая вышеизложенное, деятельность университета должна быть направлена на системную, качественную и постоянную поддержку уровня профессиональной компетентности специалистов. Ресурсы, используемые при проведении педагогической поддержки включают в себя как внутренние, т.е ресурс профессорско-преподавательского состава университета, так и внешние - приглашение экспертов из соответствующей профессиональной области региона. Формы организации повышения уровня профессиональной компетентности специалистов в университете самые разнообразные: традиционные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по дополнительным профессиональным программам, проблемные семинары, дискуссии, круглые столы по профилю профессиональной деятельности, конференции и разнообразные формы обмена опытом, а также целый ряд комплекса мероприятий, проводимых с учащимися (организация и проведение предметных и междисциплинарных олимпиад, конкурсов, конференций).
Потребность в специалистах нового типа требует перестройки работы системы дополнительного профессионального образования:
изменения целей и содержания образования, переход на методики (активные, творческие, индивидуальные), направленные не только на приобретение знаний, но и компетенций, соединение теории и практики. Инновационные явления, порождающие специфику деятельности специалиста в современных условиях, обуславливают переход от знание-вой парадигмы образовательного процесса к компетентной, от «сообщающих» - к интерактивным методам обучения.
Таким образом, представленный опыт развития профессиональной компетентности специалистов в Оренбургском государственном университете позволяет сделать вывод о том, что обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки слушателей требует большей мобильности и гибкости системы дополнительного профессионального образования. Современное профессиональное сообщество нуждается в специалистах, способных адаптироваться к изменениям происходящим в профессиональной сфере, к принятию новых профессиональных задач и инноваций, имеющих личную заинтересованность в развитии своей профессиональной компетентности.
15.01.2015
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 №2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьир://минобрнауки. рф/документы/4106
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. .№273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/
3. Кива, А.А. Дидактическое проектирование на основе компетентностного подхода: монография / А.А. Кива, В.П. Ко-сырев, А.Н. Кузнецов. - М.: Изд. Отдел НОУ ИСОМ, 2005. - 142 с
4. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики/ К.Д.Ушинский. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 592 с.
5. Возгова, З.В. Принципы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - №3. - Режим доступа: www.science-education. ru/97-4661
6. Манакова, О.С. Инновационные задачи ресурсосбережения в теории и практике инженерной подготовки будущих бакалавров / О.С. Манакова, И.Д. Белоновская. - Оренбург:ООО ИПК «Университет», 2014. - 217 с.
7. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностные подходы в образованиии: проблемы интеграции: монография / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.:Логос, 2009. - 336 с.
8. Дружилов, С.А. Защита профессиональной деятельности инженеров / С.А. Дружилов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. - 176 с.
9. Каргапольцева, Н.А. Социализация и воспитание личности в образовательном пространстве университетского округа/ Воспитание личности в образовательном пространстве университетского округа / Н.А. Каргапольцева. -Санкт-Петербург - Воронеж: Университетские Образовательные Округа, 2013. - 440 с.
Сведения об авторе:
Борщева Елена Александровна, ведущий специалист по учебно-методической работе факультета повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих
Оренбургского государственного университета
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20214, тел. (3532) 912111, е-mail: [email protected]