ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
УДК 377.018.48
Андреева Л.Г.1
дополнительное профессиональное образование как драйвер общественного развития региона
Аннотация. Дополнительное профессиональное образование рассмотрено как базовый элемент человеческого капитала. На основе данных, приведенных в отчетах Всемирного банка, Росстата, отчетов Правительства РФ, исследований отечественных ученых показана высокая степень влияния ДПО на повышение уровня социально-экономического потенциала СевероКавказского региона в условиях перехода к информационному общества.
Ключевые слова: человеческий капитал, непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, экономический потенциал, Северо-Кавказский регион.
Andreeva L.
ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING AS A DRIVER FOR SOCIAL DEVELOPMENT OF THE REGION
Abstract. The paper considers the main problems of additional vocational education and training (AVET) as a basic element of human capital. Drawing on the reports of the World Bank, Federal State Statistics Service, reports of the national government and studies of domestic scientists showed a high degree of AVT influence on the welfare of the national and regional economic potential of the North Caucasus region.
Keywords: human capital, life-long learning, vocational education and training, economic potential, North Caucasus region.
В современных условиях глобальных изменений финансово-политического ландшафта, цифро-визации экономики становится актуальным поиск новых скрытых ресурсов и источников дальнейшего развития национальных и региональных экономических систем. Таким ресурсом, по мнению современных исследователей, является человеческий капитал - люди с их знаниями, умениями и навыками, способностью и мотивацией к труду и постоянному профессиональному развитию. Рассматривая человеческий капитал как одно из главных национальных богатств, ключевой фактор развития инновационной экономики, основанной на знаниях, концентрированное выражение национального и государственного могущества, исследователи акцентируют внимание на одном из способов его приращения - непрерывном обра-
зовании, ключевым элементом которой в России является система дополнительного профессионального образования [1].
С помощью дополнительного профессионального образования население не только удовлетворяет образовательные и профессиональные потребности, но и обеспечивает соответствие своей квалификации новым стандартам, стремительно меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Программы ДПО дают возможность государству и работодателю в достаточно короткий срок обеспечить трудовую мобильность граждан и направить потенциал рабочей силы на развитие новых отраслей экономики, видов экономической деятельности, необходимых для устойчивого развития региона.
1 Андреева Людмила Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Институт государственной службы и управления РАНХиГС, г.Москва, e-mail-lg.andreeva@migsu.ru, т. +7(925)915-20-59
Lyudmila Andreeva, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Institute of Public Administration and Management of RANEPA, Moscow, e-mail-lg.andreeva@migsu.ru, tel. +7(925)915-20-59
Вместе с тем дополнительное образование как ресурс общественного развития еще недостаточно освоен национальной экономикой, недооценка его потенциала на страновом и на региональном уровнях сдерживает экономическое развитие Российской Федерации.
Согласно данным Всемирного банка [2], Российская Федерация занимает 16 место из 130 (72,16 балла при наивысшем 100) (см. Таблица 1). Это достаточно высокий показатель, который имеет тенденцию к снижению. Индекс человеческого капитала, представленный в отчете ВЭФ 2017 г. детализируется с помощью 4-х субиндексов, характеризующих текущую ситуацию в стране и дальнейшие перспективы развития. Первый субиндекс, capacity, оценивает потенциал региона и отводит России 4 место в мире (83,2 балла). Второй, deployment, демонстрирует готовность экономики к использованию имеющегося потенциала: в 2017 году он оценивался в 74,3 балла (18 место). Третий субиндекс, development,
демонстрирует способность экономики к развитию, приращению имеющегося потенциала: сейчас Россия по этому показателю занимает 33 место в мире (73.0 балла). С помощью четвертого субиндекса, know-how, оценивается качество специализированных навыков и готовность страны к новому экономическому укладу. Россия по данным Всемирного банка, находится на 42 месте (58,1 балл), уступая практически всем странам, участникам ЕС. Наиболее «тревожными» являются показатели, характеризующие качество образования, его соответствие требованиям рынка: качество системы образования - 64 место в мире; разнообразие навыков выпускников - 96 место; степень подготовки персонала - 76 место; наличие квалифицированных сотрудников -89 место. Во многом низкие показатели обусловлены недостаточным развитием у граждан готовности к решению задач в технологически насыщенной среде. Индекс развития ИКТ: 2017 отводит России 45 место из 176 [5].
Таблица 1 - Индекс человеческого капитала Российской Федерации детализированная картина по субиндексам (2017 г.)
Возрастная группа 0 - 14 лет 15-24 лет 25-54 лет 55-64 лет 65+ лет
% доля населения 17,3 10,0 44,6 14,3 13,8
Потенциал: показатель - 83,2 место в рейтинге- 4
показа- показатель / место показатель / место показатель / место показатель / место
Математическая грамотность, грамотность чтения тель / место
99,7/ 42 99,8/ 13 99,8/ 8 99,5/ 6
Уровень начального образования 100,0/7 100,0/9 100,0/9 100,0/13
Уровень среднего образования 98,3/10 98,5/14 98,6/10 88,0/15
Уровень начального образования 29,8/16 25,9/12 22,1/6
Использование имеющегося потенциала: показатель - 74.3 место в рейтинге 18
Коэффициент участия в рабочей силе 38.3/86 89.6/24 49.0/100 10.7/91
Гендерный разрыв в сфере занятости 79,4/66 91.3/24 67.5/65 71.8/12
Уровень безработицы 39.1/73 61.9/55 66.4/60 71.0/89
Уровень неполной занятости 86.4/9 88.5/5 92.5/2 95.2/5
Возможность развития имеющегося потенциала: показатель -73.0 место 33
Коэффициент охвата начальным образованием 96.2/70
Качество системы начального образованием 57.1/46
Коэффициент охвата средним образованием 98.7/12
Гендерный разрыв в охвате средним образованием 100/1
Охват профессиональным образованием 52.5/21
Доля лиц, получающих высшее образованием 78.7/16
Разнообразие навыков выпускников 81.5/96
Качество системы образования 45.3/64
Степень подготовки персонала 46.7/76
Качество специализированных навыков: показатель - 58.1 место в рейтинге 42
Доля высококвалифицированных работников 44.3/16
Доля занятости работников средней квалификации 90.4/57
Наукоёмкость экономики 50.9/47
Наличие квалифицированных сотрудников 47.0/89
Источник: данные, приведенные в докладе ВЭФ 2017 170
Согласно данным, приведенным в таблице 1, повышению потенциала национальной экономики будет способствовать изменение содержания основного (формального) и дополнительного (неформального) образования, приведение его в соответствие потребностям рынка и личностного развития в условиях цифровой экономики. Вместе с тем очевидным является и тот факт, что качественные изменения невозможны без системного подхода к приращению человеческого капитала, включающего создание высококвалифицированных рабочих мест, комплексную оценку проблемных зон и точек роста каждого региона, степени его готовности к переходу экономике знаний.
Рассмотрим данные об уровне развития человеческого капитала в контексте оценки потенциала развития регионов России на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Сопоставляя показатели Индекса развития человеческого потенциала региона, обратим внимание на различия в методиках сбора и обработки статистических данных, используемых Росстатом и исследовательской группы Всемирного банка. Так, показатель «Уровень грамотности взрослого населения» в нашей стране определяется отношением грамотного населения (к грамотному населению относятся лица, умеющие читать и писать) в возрасте 18 лет и более к общей численности населения. В то время как данные европейских стран по аналогичному показателю формируются по результатам исследования Р1ААСи предполагают оценку грамотности чтения, математической грамотности в ходе тестирования и сопоставление результатов по уровню образования, возрасту, полу, типу занятости, профессиональной деятельности респондентов. Показатель «Доля организаций, проводивших дополнительное обучение сотрудников» в отчетах Всемирного банка представлен как в количественных, так и в качественных показателях: через оценку степени подготовки персонала, как результат комплексных исследований количественных (количество рабочих часов, использованных на получение неформального образования, интенсивность участия взрослых в непрерывном образова-
нии и др.) и качественных (профессиональная избыточность / недостаточность, удовлетворенность сотрудников и работодателей содержанием деятельности и обучения и др.) показателей.
Анализируя данные индекса развития человеческого потенциала в регионах России, исследователи [6] отмечают сильный разрыв по показателям. Согласно данным за 2016 год [7] лидирующие позиции в стране занимают такие регионы как Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область. Субъекты Северо-Кавказского федерального округа - Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Чеченская Республика традиционно занимают 59-82 места из 85 мест рейтинга, уступая только Еврейской автономной области, Севастополю и республике Тыва (Рис. 1).
Удельный вес СКФО в общероссийских основных социально-экономических показателях по численности населения на 1 января 2017 г. составил 6,7% (7 место в РФ), при этом среднегодовая численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет по данным выборочного обследования рабочей силы в 2017 г. составила 4,6 млн. человек, или 65,5% от общей численности населения округа соответствующей возрастной группы. Количество безработных в регионе - 501,3 тыс. человек, или 11,0% общей численности рабочей силы. В органах службы занятости населения в качестве безработных на конец декабря 2017 г. было зарегистрировано 136,0 тыс. человек, или 3,0% рабочей силы [8]. Самый высокий уровень безработицы в регионе зафиксирован в Ингушетии - 85 место из 86 субъектов РФ, далее идут Чеченская Республика - 83 место, КЧР
- 82 место Дагестан - 80 место, РСО-Алания
- 79 место, КБР - 77 место, Ставропольский край - 37 место [9]. Высокий уровень безработицы свидетельствует о трудоизбыточности и несовпадении структуры спроса и предложения на региональном рынке труда. Одним из способов решения проблемы является переквалификация кадров в процессе освоения программ дополнительного образования, профессионального обучения.
Рисунок 1 — Индекс развития человеческого потенциала 2015 (ИРЧП) и индекс образования 2014 (ИО) в субъектах СКФО
Коэффициент естественного прироста населения составил 7,3%. В целом по округу число родившихся превысило число умерших почти в 2 раза [8]. По показателю «Естественный прирост (убыль) населения» лидирует Чеченская Республика - 1 место в РФ, Ингушетии - 2 место, Дагестан - 4 место, КБР - 10 место, РСО-Алания - 14 место, КЧР - 15 место, Ставропольский край - 25 место [9]. Поступательному развитию человеческих ресурсов во многом должна способствовать региональная система образования.
Уровень благосостояния населения в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу составили 24348 рублей в месяц, что гораздо ниже чем в целом по России - 31488 рублей в месяц [8]. В рейтинге российских регионов по качеству жизни 2017 [9], составленном на основе комплексного анализа 72 показателей, характеризующих основные аспекты качества жизни в регионе (уровень дохода населения, занятость населения, рынок труда, жилищные условия, здоровье населения, экологические и климатические условия, уровень образования, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры и др.) субъекты СКФО заняли следующие позиции: Ставропольский край - 22 место; Республика Северная Осетия-Алания - 72 место; Чеченская Республика
- 68 место; Республика Дагестан - 73 место, Кабардино-Балкарская Республика 75 место; Карачаево-Черкесская Республика 83 место, Республика Ингушетия 84 место.
Таким образом, субъекты СКФО демонстрируют низкий уровень социально-экономического развития, лидируя лишь по позиции «Коэффициент естественного прироста населения». Улучшению социально-экономического состояния региона будет способствовать создание новых рабочих мест, создание условий, которые будут способствовать повышению качества подготовки персонала (реализация программ неформального образования для работающих и безработных граждан), адаптации основных образовательных программ к потребностям экономики знаний и цифрови-зации всех сфер жизнедеятельности, формирование готовности граждан к непрерывному профессиональному развитию в течение всей жизни. Ключевую роль в улучшении социально-экономического состояния региона должна играть система образования.
Вместе с тем необходимо отметить, что согласно данным, приведенным в статистическом сборнике Россия в цифрах за 2017, индекс развития образования в субъектах СКФО недостаточно высокий. Субъекты округа занимают места с 72 (Северная Осетия-Алания) по 82 (Республика
Ингушетия). При этом данные субъектов СКФО по показателям 2016 года, характеризующим уровень образования и профессиональной под-
Источник: данные Росстат
Как мы видим, в общероссийской и региональной статистике превалируют качественные показатели, которые в полной мере характеризуют практически 100% охват население обязательным формальным образованием, однако качество региональной образовательной системы, ее соответствие реальным потребностям рынка оценить в полной мере пока невозможно. Вызывает опасение то, что низкие показатели во многом обусловлены невысокой экономической
готовки населения, практически не отличаются от средних показателей по стране (см. данные, представленные в Таблице 2).
сложностью производства, недостаточной заинтересованностью государства, региональных властей, работодателей и самих работников в профессиональном развитии.
Интересными, на наш взгляд, являются данные за 2016, представленные в статистическом сборнике Россия в цифрах [6] в разделе, характеризующем готовность региона к активному внедрению информационных технологий. (Таблица 3).
Показатель Российская Федерация Северо-Кавказский федеральный округ
Численность студентов, принятых в государственные образовательные организации высшего образования по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника», на 10 000 населения 7 чел Информация отсутствует
Доля организаций, проводивших дополнительное обучение сотрудников в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в общем числе обследованных организаций Информация отсутствует Согласно данным на 2014 г. 4,9% Информация отсутствует Согласно данным на 2014 г. 3,4%
Доля организаций, использовавших персональные компьютеры, в общем числе обследованных организаций 92,4 94,9
Удельный вес занятых в секторе ИКТ в общей численности занятого населения 2,0 0,9
Готовность учреждений образования к развитию на основе ИКТ
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений 14 8
Источник: данные Росстат
Таблица 2 - Уровень образования и профессиональной подготовки населения РФ (средний показатель) и СКФО (средний показатель), 2016 г.
Показатель Российская Федерация Северо-Кавказский федеральный округ
Доля занятого населения в возрасте 25-64 лет, имеющего высшее образование 34,3% 35%
Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, на 10000 человек населения 300 чел. 235 чел.
Уровень грамотности взрослого населения 99,7% 99,2%
Удельный вес обучающихся общеобразовательных учреждений в общей численности населения 10,4% 12,4%
Удельный вес студентов, обучающихся по программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в общей численности населения 3,0 % 2,3%
Таблица 3 - Степень готовности Северо-Кавказского региона к внедрению информационных технологий, 2016 г.
При высоком уровне естественного прироста населения недостаточная готовность образовательных учреждений к внедрению ИКТ в образовательный процесс может стать серьезным препятствием в повышении уровня человеческого капитала в регионе. В этом случае подготовка к цифровизации, формированию информационных навыков, освоение новых технологий должны проводиться в рамках дополнительного образования.
Несмотря на то, что первостепенная важность дополнительного профессионального образования закреплена в целом ряде национальных и региональных стратегий, включая такие приоритетные проекты в сфере образования и программу «Цифровая экономика Российской Федерации», «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» и др., только 52% из 44 государственных стратегических документов содержат показатели «связанные с развитием системы дополнительного профессионального образования. «В то же время большинство госпрограмм подразумевают масштабное отраслевое развитие и переход к новым технологиям, что объективно потребует повышения квалификации или переподготовки работников» [3, с. 4].
Интерес взрослых россиян к непрерывному профессионального развитию крайне низок. Согласно статистическим данным [4] только 11% россиян в возрасте 25-64 лет дали положительный ответ на вопрос об их участии в различных образовательных программах (для сравнения в Швеции этот показатель составил 73%).
Согласно данным, полученным в ходе мониторинга 2016 [10], практически во всех отраслях национальной экономики, кроме здравоохранения, образования, наблюдается спад интереса работников и работодателей. Прирост на 2% доли прошедших обучение по программам дополнительного образования работников образования и здравоохранения, по мнению исследователей, обусловлен 174
государственными требованиями к условиям осуществления профессиональной деятельности.
Обратим внимание, что приоритетными направлениями для дальнейшего развития, согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года [11], является развитие агропромышленного комплекса, развитие промышленного производства, развитие туризма, развитие здравоохранения, развитие образования и науки. Однако открытые данные о ходе реализации стратегии, качественные и количественные показатели, характеризующие приращение знаний, умений и навыков в ходе реализации программ ДПО, нам не удалось найти.
В ходе проводимого исследования было выявлено активное участие региона в реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [12]. Согласно данным за 2015 год доля занятых в экономике, прошедших за отчетный период обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе учреждений профессионального образования, в общей численности занятых в экономике в СКФО составила 23,93% при запланированных 42%.
Подводя итог, отметим, что качество кадрового потенциала региона является ключевым показателем его конкурентоспособности, поэтому международный тренд на развитие систем поддержки «непрерывного образования» трудоспособного населения страны необходимо развивать и поддерживать. Реализация стратегий непрерывного развития кадрового потенциала должна и меть комплексных характер и предусматривать не только количественный охват населения программами ДПО и ДО, но и опираться на и предлагать механизмы постоянного совершенствования компетенций профессиональной деятельности в соответствии с меняющимися запросами рынка и технологическими изменениями, с нарастанием скорости преобразований, непредсказуемостью трансформации экономических механиз-
мов. Успешность деятельности, направленной на повышение «доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в
области экономики населения этой возрастной группы» во многом зависит от активного участия в ней не только государства, но и работодателей, домохозяйств, образовательных учреждений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р - Электрон. дан. URL: http://ac.gov.ru/files/attachment/4843.pdf (дата обращения 28.03.2018)
2. Отчет ВЭФ о человеческом капитале - 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www3. weforum.org/docs/WEF_Global_Human_Capital_Report_2017.pdf (дата обращения 07.11.2017)
3. Дополнительное профессиональное образование России - итоги реформ. Бюллетень о сфере образования № 14. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, декабрь, 2017. 28 с.
4. Индикаторы образования: 2016: статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Р.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 320 с.
5. Индекс развития ИКТ технологий: 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/ net4/ITU-D/idi/2017/index.html#idi2017economycard-tab&RUS (дата обращения 07.11.2017)
6. Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб. / Росстат. M., Р76 2016. 543 с. [Электронный ресурс].
URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/rusfig/rus16.pdf (дата обращения 30.04.2018)
7. Регионы России. Социально-экономические показатели 2017: Р 32. Стат. сб. / Росстат. М.,
2017. 1402 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/region/reg-pok17.pdf
8. Северо-Кавказский Федеральный округ. Социально-экономическое положение федераль-
ных округов - 2017 г. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b17_20/Main.htm (дата обращения 30.04.2018)
9. Рейтинг российских регионов по качеству жизни 2017. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_
2017.pdf (дата обращения 30.04.2018)
10. Беляков С.А и др. Дополнительное профессиональное образование: результаты мониторинга 2016 г. / С.А. Беляков, А.В. Каравай, Е.А. Полушкина. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. С. 16-35.
11. Распоряжение от 6 сентября 2010 г. № 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года»
12. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://prof-data.ru/federal-district (дата обращения 02.05.2018)