Волкова Е.П.,
Липецкий государственный педагогический университет, старший
преподаватель volkova.lenochka@mail.ru
Павлов Е.Н.,
Департамент образования администрации города Липецка
umz@inbox.ru
Шуйкова И.А.
Липецкий государственный педагогический университет, к.т.н.,
доцент
shujkova_i_a@inbox.ru
Дополнительное образование школьников, проявляющих способности в изучении информатики, в системе образования города Липецка
Аннотация
В работе изложены подходы к непрерывному образованию школьников, проявляющих способности к изучению отдельных дисциплин, в рамках деятельности созданного в городе Липецке Центра «Стратегия» как Центра дополнительного образования детей.
В последние годы усилилось внимание общества, Правительства РФ, Президента лично к проблеме работы с талантливыми детьми и молодежью. Это одно из значимых направлений инициативы президента «Наша новая школа», утвержденной в 2010 году, это и целая Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная в апреле 2012 года, это Указ Президента о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки от 7 мая 2012 года. Суть этих документов в отношении работы с одаренными обучающимися в том, что обозначается миссия государства - обеспечение по возможности равных условий для выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, независимо от сферы одаренности, социального положения и имущественных возможностей семей.
В России к настоящему времени сложились отдельные образовательные территории, где успешно и с прицелом на будущее работают с одаренными детьми и подростками, готовя их к включению в дальнейшую творческую профессиональную жизнь [1]. В разных субъектах Российской Федерации эта работа ведется по-разному: создаются интернаты для детей, проявляющих способности; существуют специализированные школы; разрабатываются и внедряются в
образовательную практику дистанционные курсы для одаренных детей. В Липецке с целью создания муниципальной системы выявления и сопровождения одаренных детей в 2010 году был создан Центр дополнительного образования детей «Стратегия», образовательная деятельность которого началась в январе 2011 года. Идея создания Центра базировалась на многолетнем опыте департамента образования администрации города Липецка по работе с одаренными детьми и явилась консолидацией усилий общеобразовательных учреждений города по данному направлению работы[2]. Образовательная деятельность Центра осуществляется за счет субсидий городского бюджета, что обеспечивает бесплатное дополнительное образование детей, проявляющих способности к изучению отдельных дисциплин. Конкурсный прием школьников в Центр является гарантом высокого уровня подготовки и сложившийся мотивации к интеллектуальному труду обучающихся «Стратегии»
Центр оказывает следующие муниципальные услуги: предоставление дополнительного образования по дополнительным образовательным программами предоставление дополнительного образования по подготовке обучающихся к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. Всего в Центре реализуется 19 предметных направлений подготовки для школьников 7-11 классов: математика, физика, информатика, русский язык, литература и т.д. Организована работа и научно-исследовательских групп по математике и физике. В Центре проходят обучение ежегодно более 580 человек в малокомплектных группах не более десяти человек по каждому предмету и четырем возрастным направлениям. Таким образом, можно говорить о непрерывном образовании школьников, посещающих занятия Центра «Стратегия», сочетающем в себе общеобразовательный курс предметной подготовки (школьное обучение) и курс обучения по дополнительной образовательной программе по данному предмету (обучение в Центре). Обучение ведется по авторским образовательным программам высококвалифицированными вузовскими преподавателями, имеющими опыт подготовки школьников к олимпиадам всероссийской олимпиады школьников. Одна из стратегий психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков в Центре - коучинг как это движение от цели к решению проблем. Именно такая стратегия должна быть ведущей в работе с одаренными детьми, для которых проблемы выстраивания жизни, проблемы смысла и целей самоактуализации являются самыми значимыми и самыми трудными [3].
Остановимся подробнее на дополнительном образовании школьников, проявляющих способности к изучению информатике. Подготовка к олимпиаде по информатике, как, впрочем, и подготовка к любой другой олимпиаде,требует отбора детей с определенным уровнем мотивации. В январе каждого года проводятся вступительные испытания в Центр «Стратегия» для школьников 7-10 классов, по результатам которых происходит зачисление ребят. Заметим, что в 7 классе многие школьники
не владеют навыками программирования им предлагается теоретическая работа по составлению алгоритма для решения предложенной задачи. В этом случае важно развитое логическое мышление и умение предлагать идеи решения задачи в виде алгоритмов на естественном языке. В старших классах в качестве вступительных испытаний предлагается набор олимпиадных задач уровня муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.
Для успешного выступления в олимпиадах необходима целенаправленная подготовка, которая должна обеспечить отличное владение практическими и теоретическими знаниями. Каждый годовой курс обучения в Центре «Стратегия» (с января по декабрь текущего календарного года) рассчитан на подготовку в объеме 144 академических часов (4 академических часа в неделю). Курс обучения по информатике в 7 классе имеет своей целью овладение навыками программирования, изучение основных алгоритмов, развитие логического мышления и привитие интереса к решению олимпиадных задач по программированию. В качестве развития у школьников навыков решения олимпиадных задач, обучающимся предлагается решать задачи с сайтов, содержащих встроенные проверяющие системы. Работа в системе позволяет адаптировать школьников к олимпиадам по программированию, так как практика показывает, что при тестировании предлагаемых задач оказываются не учтенными их тонкости, из-за которых программа может работать не на всех тестах, в результате чего решение не засчитывается. Привитие интереса к работе с такого рода системами, развитие соревновательного и конкурентного духа между школьниками в одной группе можно рассматривать как важнейшую мотивационную составляющую в подготовке к решению задач по программированию. Преподавателями для обучающихся Центра «Стратегия» в начале года разрабатываются образовательные траектории их участия в олимпиадах школьников. Среди которых можно выделить турнир Архимеда по программированию (г.Москва), Дистанционная олимпиада школьников по информатике (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики),Московская олимпиада по информатике (Департамент образования г.Москвы, МГУ им. М.В.Ломоносова, МИОО, ВШЭ, МЦНМО) и др. Залогом дальнейшего успеха школьников является формирование у них навыков самостоятельной работы, участие в индивидуальных соревнованиях по программированию. Только при условии высокой мотивации к участию в соревнованиях у семиклассников (восьмиклассников) можно добиться в дальнейшем устойчивых результатов обучения методам программирования в 9-11 классах.
Особую роль в работе с одаренными детьми играют летние и зимние профильные загородные смены, давно апробированные в нашей стране. В Липецке второй год подряд проводятся летние информационно-
математические смены, участники которых - обучающиеся и преподаватели Центра «Стратегия». В рамках летних смен ребята проходит интенсивный курс обучения по программированию, участвуют в практикумах-тренировках решения олимпиадных задач, занимаются с психологами с целью развития навыков саморегуляции, развития соревновательного духа, индивидуальной «настройке» на результат. В качестве преподавателей в летние школы приглашаются не только преподаватели вузов, работающие с ребятами в течение года, но и студенты-старшекурсники Липецкого государственного педагогического и Липецкого государственного технического университетов - участники командных и индивидуальных соревнований по программированию. Школьникам очень важно общение с молодыми, близкими себе по духу студентами, которые примером своих собственных результатов могут служить подросткам образцами для подражания. Такие смены позволяют сплотить коллектив, сформировать команды для участия в соревнованиях, выработать устойчивое желание двигаться вперед. Отметим, что финансирование участия школьников в такого рода сменах осуществляется за счет средств городского бюджета. То есть, участие в смене для ребят, показавших наилучшие результаты обучения на занятия в учебном году, является полностью бесплатным. Наряду с летними профильными сменами с 2013 года будут организовываться зимние профильные смены для способных ребят.
По инициативе управления образования и науки липецкой области в течение последних пяти лет в области проводится очно-заочная школа «Одаренный ребенок»осеню-зимой каждого года [4]. Целью школы является дистанционная подготовка обучающихся 7-10 классов, не имеющих возможности заниматься на очных занятиях (например, живущих в удаленной сельской местности), к муниципальному и региональному этапу всероссийской олимпиады школьников. Занятия проводятся при помощи системы ин-класс, в которой по заранее определенному расписанию размещаются теоретические конспекты занятий и задания для домашнего выполнения. Сданные по графику выполненные домашние задания проверяются преподавателями, на основе чего формируется динамический рейтинг каждого участника ОЗШ «Одаренный ребенок». Предусмотрены и видеоконференции, в ходе проведения которых преподаватели разбирают наиболее сложные задания и отвечают на вопросы. По окончании работы очно-заочной школы проходит, так называемый, он-лайн день, на котором ребята и преподаватели встречаются уже лично на завершающих очных занятиях. В 2012 году контингент школьников липецкой области и города Липецка, участвующих в очно-заочной школе составил более 300 человек. По материалам школы выпускаются печатные пособия, которые впоследствии смогут получить не только новые участники очно-заочной школы, но и школьные учителя.
Для наиболее заинтересованных подростков, интересующихся
современной наукой, Центр «Стратегия» организовал работу научно-популярного лектория Центра, работа которого проходит ежемесячно в виде публичных лекций известных преподавателей вузов города. На лекциях по тематике физико-математических и компьютерных дисциплин выступили доценты факультета физико-математических и компьютерных дисциплин с темами: «Компьютер и человек - полвека вместе. IT-эволюция и направления дальнейшего развития», «Криптографические алгоритмы -взгляд изнутри. Математические основы криптографии», «Системы искусственного интеллекта. Математические основы и реализация», «Инварианты - одинаковые и разные». Приглашенными лекторами стали представители НИЯУ МИФИ, которые представили участникам лектория доклады на темы:«Невидимая вселенная», «Эксперимент «Памела», «Создание системы распределенных компьютерных вычислений GRID».
Все вышеперечисленные события формируют необходимую для развития способностей социальную среду.
Социальная среда в ее широком и узком смысле влияет на развитие ребенка так же, как и одаренные дети оказывают свое влияние на среду, составляя ее духовно-нравственный потенциал. И от того, насколько грамотно будут выстроены стратегии работы с одаренными детьми, зависит не только будущий творческий продукт - суть ожиданий от одаренных детей, но и устойчивость нашего общества в целом [3].
Системность работы Центра может быть обеспечена только всеми вышеописанными направлениями дальнейшего развития. И первые шаги на этом пути уже есть.
Литература
1. Рубцов В. В. Работа с одаренными детьми требует ювелирной точности. //Учительская газета». 1 марта 2011.
2. Шуйкова И.А., Павлов Е.Н. Выявление и сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования города Липецка //Материалы Всероссийской научно-практическая конференция «Одаренные дети и молодежь: диагностика и мониторинг развития одаренности», МГППУ, март 2012.
3. Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы. //Психологическая наука и образование №4/2011.
4. Сайт очно-заочной школы «Одаренный ребенок». http://school.strategy48.ru/