ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМОРАЗВИВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ КОЛЛЕДЖА
Лукашева С.О.
В статье рассмотрены основные компоненты воспитательной системы колледжа и в качестве системообразующего компонента рассмотрена система дополнительного образования. В качестве базовой моделью организации дополнительного образования в колледже выбрана клубная модель, что способствует развитию воспитательной системы в целом.
Ключевые слова: воспитание в колледже, воспитательная система, дополнительное образование, клубная модель
The article offers the main component parts of a college pedagogic as a system. The extra - curriculum education is considered to be as its generative component part. A club sample has been chosen to be the basic sample of the extra - curricular college education that contributes to the pedagogic development as a whole.
Key words: students upbringing in a college, pedagogic, extra-curriculum education, a club sample.
В педагогических исследованиях в качестве основного средства совершенствования воспитательного процесса в образовательном учреждении рассматривается создание и развитие воспитательной системы. Особенности воспитательной системы образовательного учреждения и ее основные компоненты рассмотрены в работах Е.Н. Барышникова, Н.М. Борыт-ко, А.В. Гаврилина, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.Н.Степанова. В рамках системного подхода любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов. Для успешного построения воспита-
тельной системы колледжа необходим выбор системоразвивающего компонента. Это связано с тем, что в процессе построения воспитательной системы необходима интеграция усилий. Для понимания сущности и специфики воспитательной системы колледжа выделим и рассмотрим ее основные компоненты. В педагогической теории существует несколько подходов к структурированию воспитательной системы образовательного учреждения.
Е.Н.Степанов выделяет пять компонентов воспитательной системы [3,с.76]:
1. Индивидно-групповой компонент, который включает в себя администрацию, учителей и сотрудников образовательного учреждения; учащихся; родителей; других взрослых, участвующих в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения;
2. Ценностно-ориентационный компонент, состоящий из ценностей сообщества, детей и взрослых; целей воспитания; перспектив жизнедеятельности, ученической общности; принципов и ключевых идей построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения;
3. Функционально-деятельност-ный компонент, включающий в себя: системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; управление и самоуправление воспитательной системой;
4. Отношенческо-коммуникатив-ный компонент, в который входит: отношения в сообществе детей и взрос-
лых; внутренние и внешние связи воспитательной системы;
5. Диагностико-результативный компонент, включающий в себя критерии и показатели эффективности воспитательной системы; формы, методы, приемы изучения, анализа и оценки функционирования воспитательной системы.
Е.Н. Барышников разделил деятельность школы на три составляющих:
V мыслительно-проектировочная деятельность, которая включает в себя деятельность педагогического коллектива по анализу, целеполага-нию и проектированию деятельности школы. Данный вид деятельности отражается в школьной документации и в образе школы, который складывается у педагогов, учащихся, родителей;
V деятельность с учащимися школы;
V деятельность с педагогами, родителями, взаимодействие с другими учреждениями [1,с.56].
Это позволило построить следующую модель воспитательной системы (схема 1).
Ценностно-смысловое ядро
Схема 1. Основные компоненты воспитательной системы
Ценностно-смысловое ядро представляет собой систему ценностных ориентиров, возникшую в результате согласования жизненных ценностей и смыслов учителей, учащихся, родителей. Помимо ценностей оно включает в себя принципы воспитательной деятельности в образовательном учреждении; цели воспитания, критерии и показатели результативности воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
Пространственно-временной компонент представляет собой систему различных видов деятельности в образовательном учреждении, несущих воспитательный потенциал.
Координационно-педагогический компонент включает в себя: управление процессом построения и развития воспитательной системы; совокупность педагогических технологий, применяемых в воспитательном процессе; методическое обеспечение воспитательной деятельности педагогического коллектива; взаимодействие с родителями по проблемам воспитания; взаимодействие с другими учреждениями по решению проблем воспитания.
Взяв за основу модель Е.Н. Барышникова, структурируем пространственно-временной компонент воспитательной системы колледжа, выделив:
V учебный процесс, способствующий интеллектуальному развитию и формированию компетентности студентов;
V жизнедеятельность студенческой группы, осуществляемую студентами и координируемую классным руководителем;
V годовой круг событий и праздников, определяющий ценностно-
смысловую направленность уклада жизни в колледже;
V систему дополнительного образования, ориентированную на самореализацию студентов;
V систему ученического самоуправления, обеспечивающую активную роль студентов в организации образовательного процесса;
V социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в колледже, направленное на решение индивидуальных жизненных проблем учащихся.
Каждый из данных компонентов может выступать в качестве системообразующего компонента. Проведенное нами исследование показало эффективность использования в качестве системоразвивающего компонента систему дополнительного образования в колледже.
На основе типологии Б.В. Куприянова можно выделить пять моделей дополнительного образования как воспитательной системы (организации): школа; студия; клуб; производство, военно-служебная [3,с116]. Теоретический анализ показал эффективность использования для развития воспитательной системы колледжа клубной модели. Этот выбор определен тем фактом, что в пространстве клуба наиболее успешно осуществляется взаимодействие преподавателей и студентов. Клуб предполагает сотрудничество его участников, совместное планирование и организацию жизни. Опыт клубной жизни способствует развитию воспитательной системы в целом.
Исследование проводилось на базе Петровского колледжа г.Санкт-Петербурга. Основу системы дополнительного образования в колледже со-
ставили 29 профессиональных клубов и клубов по интересам. Каждый клуб разработал Положение о своей деятельности, имеет актив, который выступает с инициативами. Все клубы -активные участники не только внут-риколледжных мероприятий (Петровской Ассамблеи - Дня рождения колледжа, предметных декад и т.д.) и олимпиад, проводимых среди ссузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Профессиональные клубы проводят в колледже научно-практические конференции, пользующиеся у студентов большим интересом (например, «Правовые проблемы жилищной реформы в России», «Проблемы и перспективы профессиональной социально-педагогической деятельности», «Самостоятельная деятельность студентов как условие формирования их профессиональной компетентности», «Производственная практика - первый шаг к трудоустройству», «Современные сетевые технологии», «Проблемы местного самоуправления»), конкурсы творческих работ и стенгазет, профессиональные конкурсы «Лучший по юридической специальности», «Лучший социальный педагог», «Мисс-туризм» и т.д. Члены клубов-активные участники различных районных, городских, всероссийских и профессиональных конкурсов: «Моя законотворческая инициатива», «Моя будущая профессия» (на английском языке). Они принимают участие в международном конкурсе по гостиничному сервису в Италии, в Международных олимпийских играх по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и нейл-дизайну, в Открытом независимом чемпионате по парикмахерскому
искусству, декоративной косметике и нейл-дизайну.
Наиболее значимыми достижениями студентов колледжа в прошлом учебном году являются:
• III место среди ссузов Санкт-Петербурга на олимпиаде по специальности «Технология машиностроения»;
• II и III место в городской олимпиаде «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем;
• 1-е и 2-е место в международном конкурсе по гостиничному сервису в Италии;
• Диплом лауреата «Всероссийского заочного конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций «Моя законотворческая инициатива» г.Москва. Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
• Кубок «Командное первенство. Учащиеся» на Международных олимпийских играх по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и нейл-дизайну;
• Кубок России на Открытом независимом чемпионате по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и нейл-дизайну;
• II место в городском конкурсе ссузов по русскому языку и литературе;
• III место в городской олимпиаде ссузов по истории.
Формирование гражданского самосознания, патриотизма, бережного отношения к родному языку - цель работы клубов «Политика», «Лидер», «Сталкер», «Литературная гостиная», «Любители русского слова», «Литературные встречи».
На заседаниях клубов студенты имеют возможность проводить дис-
куссии по актуальным современным проблемам: толерантности, межнациональных отношений, молодежной субкультуры, чистоты родного языка.
Своими размышлениями студенты делятся как через стенгазеты, выпускаемые каждым клубом, так и на страницах печатного издания колледжа-газеты «Петровский студент».
Члены вышеперечисленных клубов - активные участники общегородских мероприятий: День молодого избирателя, акции «Георгиевская ленточка», «День призывника».
Члены многочисленных секций клуба «Межкультурные коммуникации» принимают активное участие в международном сотрудничестве колледжа, помогают расширять круг социальных партнеров колледжа.
Для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления физического здоровья студентов, развития спорта в колледже работают 12 спортивных секций. В 2008-2009 учебном году студентами колледжа завоевано 14 призовых мест в различных спортивных соревнованиях городского и всероссийского уровней.
В прошлом учебном году студенты участвовали в:
• Кроссе наций - 60 человек;
• Женской десятке - 40 человек;
• Осеннем кроссе - 30 человек;
• Пробеге по юго-западному оборонному рубежу - 70 человек;
• Всероссийском смотре-конкурсе допризывной молодежи - 10 человек (4-е место из 14 команд);
• Профсоюзном кроссе среди ссу-зов Санкт-Петербурга (1-е место);
• Физкультурно-спортивном туристическом слете - 10 человек (2-е место).
Для организации позитивного досуга студентов, раскрытия их творческого потенциала в Петровском колледже работают театральная студия, студия вокала, две студии танца, школа ведущих. Члены творческих студий ежегодно принимают участие и завоевывают призовые места в городских конкурсах «Студенческая весна» и «Армейская песня».
Активное развитие системы дополнительного образования в колледже способствует сотрудничеству преподавателей и студентов, помогает студентам развивать лидерские качества, работать в команде, принимать решения и нести за них ответственность. Система дополнительного образования в Петровском колледже определяет развитие его воспитательной системы.
В рамках проведенного исследования отношения студентов к жизнедеятельности в колледже было выявлено, что коммуникативные конфликты являются основной причиной отчуждения студентов от жизни в колледже. Для решения коммуникативных проблем был создан клуб «Межкультурные коммуникации», члены многочисленных секций которого принимают активное участие в международном сотрудничестве колледжа, помогают расширять круг социальных партнеров колледжа. В ходе исследования было отмечено, что взаимопонимание и тесный контакт в совместной заботе педагогов и студентов о насыщенности жизни в колледже лучше осуществляется в условиях клуба.
Исследование подтвердило важное значение для развития воспитательной системы коллективной творческой деятельности. В условиях колледжа клубы оказались идеаль-
ными коллективами для совместного творчества. Благодаря творческим клубам-студиям: театральной, вокальной, танцевальной, - проведение общих праздников-событий из формальной обязанности превратилось в создание общей радости.
Наличие воспитательной системы в образовательном учреждении обеспечивает ценностно - смысловую направленность воспитательной деятельности, ее технологичность, и упорядоченность. Деятельность клубов является пространством для ценностно-смыслового диалога преподавателей и студентов, в результате которого возникает общая для воспитательной системы колледжа система ценностей. Это позволяет сделать общий вывод: активное развитие системы дополнительного образования в колледже способствует сотрудничеству преподавателей и студентов, помо-
гает студентам развивать лидерские качества, работать в команде, принимать решения и нести за них ответственность. Система дополнительного образования в Петровском колледже определяет развитие его воспитательной системы и задает ее базовые параметры.
Литература:
1. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. - СПб:СПбАППО, 2005. - 242 с.
2. Куприянов Б.В. Теория и методика социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей: Монография. - Кострома, 2009. -424 с.
3. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. - Псков: ПОИПКРО, 1998 г. - 263 с.
СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Богданова И.Н.
Одной из задач средней и высшей профессиональной школы является стимулирование самовоспитания студентов. Этому призваны способствовать все учебные дисциплины. Значительным потенциалом обладает и дисциплина «Русский язык и культура речи», в процессе воспитывающего обучения которой через содержание учебных занятий, использование соответствующих форм и средств обучения и воспитания происходит формирование языковой культуры студентов, что особенно актуально для технических вузов.
Ключевые слова: самовоспитание, стимулирование, студент, процесс изучения курса «Русский язык и культура речи»
Inducements of self-education of the students on the basis of discipline «Russian and culture of speech. One from problems of secondary and higher professional school is inducement of self-education of the students. This is promoted with all edu-