YAK 316.7 ББК 60.523
O.B. ВЛАСОВА
O.V. VLASOVA
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУРНЫХ ОБЩНОСТЕЙ СЕВЕРНОГО ГОРОДА
ADDITIONAL EDUCATION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF YOUTH SUBCULTURAL COMMUNITIES OF THE NORTHERN CITY
В статье дана трактовка понятия «дополнительное образование»; описаны его основные характеристики и функции. Рассмотрено отношение представителей молодёжных субкультурных общностей северного города к дополнительному образованию и проанализирована степень включённости членов молодёжных субкультурных общностей в его рамки.
The current article the concept of «additional education» is characterized; characteristics and functions of the additional education are described. The attitude of the members of the youth subcultural communities of the northern city to additional education is considered and the degree of involvement of members of the youth subcultural communities within its frame is analyzed.
Ключевые слова: молодёжная субкультурная общность, дополнительное образование, северный город.
Key words: youth subcultural community, additional education, northern city.
Образование - один из основных видов деятельности молодёжи, сфера целенаправленного формирования личности, в которой процессы социализации приобретают упорядоченные формы и общественно значимые стандарты и ориентиры. Стандарты образования реализуются в тех знаниях, ценностях и нормах деятельности, которые становятся его содержанием. Ориентирами образования молодёжи служат ожидаемые результаты, выражающиеся в конкретных социальных ролях, к которым молодой человек готовится в процессе целенаправленной социализации [5, с. 198].
Образование является объективно существующим феноменом, который даёт определённый уровень знаний, умений, навыков, компетенций, позволяющий молодым людям идентифицировать себя с молодёжной субкультурной общностью. Молодёжная субкультурная общность, в свою очередь, требует для идентификации с ней определённого уровня образования того ли иного субъекта. Следовательно, образование - это фактор, влияющий на формирование и развитие молодёжной субкультурной общности, интеграцию молодого человека в неё.
Таким образом, прослеживается следующая взаимообусловленность рассматриваемых явлений: молодой человек выбирает молодёжную субкультурную общность, исходя из своих интересов и потребностей, но степень его включённости в деятельность субкультурной общности зависит от его исходных знаний о ней. Принадлежность к молодёжной субкультурной общности порождает необходимость совершенствования знаний и умений в выбранной сфере деятельности. И тогда молодой человек выбирает либо формальное образование (в том числе и дополнительное образование), исходя из своих интересов в рамках субкультурной общности, либо восполняет этот пробел за счёт включения в неформальные образовательные практики.
А.М. Осипов описывает образование как сферу, в которой одновременно действуют разнообразные социальные институты: школа, семья, СМИ, общественные организации, трудовые коллективы и др., и которая, в свою очередь, условно делится на две области - образование формальное и неформальное [5, с. 198].
Рассмотрим структуру и уровни формального образования.
В Российской Федерации в соответствии с новым Федеральным Законом об образовании от 29 декабря 2012 г. устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование и следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - спе-циалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование [7].
Отечественные социологи Г.Е. Зборовский и Е.А. Шуклина в работе «Социология образования» рассматривают сгруппированные виды и уровни до-профессионального и профессионального образования с учётом, во-первых, того общего, что сближает их в рамках каждой подсистемы, во-вторых, того различного, что отделяет две подсистемы друг от друга. Такими сближающими и в то же время разделяющими характеристиками допрофессионального и профессионального образования являются: возраст его субъектов (учащихся), получающих то или иное образование; специфика главных, базовых форм их деятельности; основные агенты (институты) социализации [1, с. 204].
Г.Е. Зборовский и Е.А. Шуклина выделяют следующие подуровни образования. На допрофессиональном уровне - это дошкольное образование, среднее (полное) общее образование и дополнительное образование, на профессиональном уровне - начальное профессиональное образование1, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование [1, с. 204].
Мы хотели бы акцентировать внимание на изучении влияния на развитие молодёжных субкультурных общностей (включающих молодёжь в возрасте от 14 до 30 лет) дополнительного образования.
Под дополнительным образованием мы понимаем - вид образовательной деятельности, направленный на удовлетворение тех образовательных и культурных потребностей представителей молодёжных субкультурных общностей, которые не удаётся реализовать в процессе получения формального образования.
При рассмотрении влияния дополнительного образования на молодёжные субкультурные общности мы обращаем внимание на то, что основное направление деятельности организаций дополнительного образования - это создание возможности для самоутверждения и самореализации молодых людей в сфере их интересов и потребностей, которые могут быть достаточно далеки от основных образовательных программ. Таким образом, дополнительное образование служит для удовлетворения потребностей личности (социальной группы), и с этой точки зрения оно выполняет следующие функции: обучения, воспитания, социализации, досуговую, коммуникативную, компенсаторную, адаптационную, предпрофессиональной подготовки, социальной защиты, гедонистическую.
Следует отметить, что сама потребность получения дополнительного образования имеет осознанный характер и, следовательно, выступает в форме интереса к соответствующему виду образовательной деятельности. Организации дополнительного образования посещают подростки из разных слоёв
1 Следует отметить, что в новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 г., начальное профессиональное образование как его вид отсутствует.
общества, так как они оказывают широкий спектр образовательных, информационных, оздоровительных и других видов услуг. Детям из малообеспеченных семей они позволяют получить дополнительное образование на бесплатной основе. Именно дополнительное образование следует рассматривать как пространство расширения возможностей развития личности.
Для представителей молодёжных субкультурных общностей занятия в творческих объединениях, секциях, клубах по интересам - это способ получения социального опыта и знаний, необходимых для участия в субкультурном движении. Так, например, участники рок-школы в г. Сургуте отмечают, что в рамках занятий они удовлетворяют свою потребность в дополнительной информации, связанной с выбранным направлением музыки. В рок-школе молодые люди получают возможность ознакомиться с видами музыкальных инструментов; организацией, подготовкой и проведением концертов; с необходимой литературой.
Разнообразная деятельность в рамках учреждений дополнительного образования способствует разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей подростка, развитию у него интереса к различным видам деятельности и позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющимся условиям в рамках направления, которое он выбрал.
Таким образом, дополнительное образование постепенно превращается в социально значимый механизм адаптации молодёжи к изменяющимся условиям жизни в российском обществе, поскольку не только предоставляет возможность и создаёт предпосылки для усвоения новых знаний, умений и навыков, но и формирует у учащихся потребности в разностороннем развитии личности.
Кроме того, мы считаем, что дополнительному образованию свойственны некоторые черты неформального характера. Рассматриваемый вид образования менее институционализирован; он позволяет приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, реализовать себя в самостоятельно выбранной сфере деятельности; создаёт условия для самореализации личности. Нельзя забывать и о том, что дополнительное образование - это результат свободного выбора участниками молодёжных субкультурных общностей того направления, которое им интересно и востребовано в рамках субкультурной общности.
Однако организации дополнительного образования не в полной мере удовлетворяют потребность современной молодёжи в культурном развитии. У молодых людей существует интерес и потребность в приобщении легальными способами к различным видам и образцам культуры, но возможность в удовлетворении этих потребностей реализуется слабо, т. к. набор кружков, секций, студий остаётся традиционным и не учитывает современных тенденций в молодёжной среде.
Обратимся к данным социологического исследования проведённого по заказу окружной Думы на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в период с 2011 по 2013 гг., - «Жизненные ценности учащейся молодёжи ХМАО-Югры». Использовались такие методы эмпирического исследования как: анкетирование учащихся 8-11 классов1 (безотносительно к членству в молодёжных субкультурных общностях), объем выборки составил 1632 человека; глубинное интервью членов молодёжных субкультурных общностей в возрасте от 18 до 30 лет, количество опрошенных составило 70 человек. В ходе исследования было выявлено 17 молодёжных субкультур-
1 В исследовании была использована стратифицированная выборка с пропорциональным размещением. Для расчёта объёма выборочной совокупности в целом и выборки по стратам была использована статистическая информация о муниципальных образовательных учреждениях ХМАО-Югры. Далее была реализована двухступенчатая выборка. На первой ступени случайным образом были отобраны школы из общего списка учебных организаций в выбранных населённых пунктах. На второй ступени отбирались классы (был осуществлён гнездовой отбор).
ных общностей, распространённых на территории северных городов. Было также установлено, что 498 человек (из 1632 опрошенных) включены в наиболее распространённые молодёжные субкультурные общности, что составляет 30,5% от общего числа опрошенных. Таковыми оказались: гламур (22,5%), хип-хоп (20,4%), гопники (18,7%), аниме (15,7%) и рокеры (8,1%)1.
Мы изучили отношение участников, указанных выше субкультурных общностей, к дополнительному (формальному) образованию сквозь призму его востребованности среди субкультурной молодёжи (табл. 1).
Таблица 1
Включённость представителей молодёжных субкультурных общностей в дополнительное образование (в % к числу ответивших)
Дополнительное образование: секции, кружки, студии Молодёжные субкультурные общности
Гламур Хип-хоп Гопники Аниме Рокеры
Музыка, вокал 11,6 13,7 10,8 17,9 15,0
Изобразительное искусство 6,3 4,9 3,2 9,0 7,5
Театр 1,8 5,9 2,2 3,8 -
Секции спортивных игр 14,3 14,7 9,7 11,5 25,0
Бокс, борьба 2,8 25,5 23,7 17,9 10,0
Восточные единоборства 1,8 6,9 4,3 2,6 2,5
Туризм,спортивное ориентирование 5,4 5,9 14,0 3,8 15,0
Плавание 14,3 19,6 9,7 12,8 30,0
Лёгкая атлетика 5,4 10,6 6,9 14,2 6,1
Аэробика, фитнес, пилатес и т. д. 5,7 10,1 5,7 2,5 0,6
Секции по зимним видам спорта 2,5 1,3 1,4 0,7 1,2
Шашки, шахматы 1,3 2,5 0,8 1,3 1,7
Авто- и мотодело 1,9 9,8 3,8 4,9 2,3
Кино и фотодело 1,9 4,5 4,9 9,6 7,6
Компьютер 1,4 10,9 0,6 11,3 0,7
Ни в каких 32,7 36,7 41,2 34,3 47,3
Итого 111,1 183,5 142,9 158,1 172,5
Анализ уровня приобщённости участников молодёжной субкультурной общности гламур к занятиям в кружках, секциях, студиях, школах искусств и т. д. показал, что практически 70% из них в той или иной мере заняты общекультурным дополнительным образованием. В большей степени это занятия в спортивных секциях и музыкальных студиях. В первую очередь -плавание (14,3%), секции спортивных игр (14,3%), музыка и вокал (11,6%). Включённость в систему дополнительного образования представителей рассматриваемой субкультурной общности является свидетельством их стремления к адаптации в близкой им образовательной и социокультурной среде.
Для участников молодёжной субкультурной общности хип-хоп спортивные секции (борьба, бокс - 25,5%, плавание - 19,6, секции спортивных игр -14,7%), музыкальные студии (музыка, вокал - 13,7%), компьютерные школы (компьютер - 10,9%) и фитнес (аэробика, фитнес, пилатес - 10,1%) являются наиболее предпочитаемыми способами получения дополнительного образования. Интерес к рассматриваемым видам дополнительного образования объясняется разнообразием деятельности представителей хип-хоп культуры. Диджеи и рэперы удовлетворяют свои образовательные потребности, посе-
1 Процент к числу ответивших.
щая занятия в музыкальных студиях и компьютерных классах. Знания и навыки, которые приобретают участники субкультурной общности хип-хоп, необходимы им для написания музыки и её исполнения. Для представителей танцевального направления в стиле хип-хоп необходимы регулярные физические нагрузки, которые они получают, занимаясь в спортивных секциях.
Представители молодёжной субкультурной общности гопников выбирают те виды дополнительного образования, которые дают возможность развивать физические способности. Среди наиболее предпочитаемых видов дополнительного образования гопников - бокс и борьба (23,7%), туризм, спортивное ориентирование (14,0) и секции спортивных игр (9,7%).
Участники молодёжной субкультурной общности аниме выбирают музыку, вокал (17,9%), бокс, борьбу (17,9%), лёгкую атлетику (14,2%). Стоит отметить, что образовательные потребности участников молодёжной субкультурной общности аниме в традиционных для них видах деятельности, таких как изобразительное искусство, курсы шитья, изучение восточных языков и т. д., практически не удовлетворены, об этом свидетельствуют следующие данные: в деятельности театральных кружков задействовано 3,8% «анимешников», студии изобразительного искусства посещают лишь 9,0% представителей субкультурной общности аниме. Это объясняется тем, что в системе дополнительного образования северного города не представлены кружки и студии, интересные участникам молодёжной субкультурной общности аниме.
Анализ включённости в дополнительное образование представителей молодёжной субкультурной общности рокеров позволяет утверждать, что для них наиболее характерны те его виды, которые связаны с общим развитием молодого человека. Среди них: плавание (30,0%), секции спортивных игр (25,0%), туризм, спортивное ориентирование (15,0%), бокс, борьба (10,0%). Среди специфических видов дополнительного образования, которые дают возможность творческой реализации, рокеры выбирают музыку, вокал (15,0%), кино и фотодело (7,6%).
Сравнение занятий участников молодёжных субкультурных общностей в секциях, кружках, студиях показывает смещение их потребностей в сторону спортивных игр. В остальном характер потребностей в определённых видах общекультурного дополнительного образования этих социальных общностей практически идентичен.
Стоит отметить, что почти половина участников всех представленных молодёжных субкультурных общностей (рокеры - 47,3%, гопники - 41,2%, хип-хоп - 36,7%, аниме - 34,3%, гламур - 32,7%) не пользуется услугами дополнительного образования. Это означает, что представители молодёжных субкультурных общностей находят альтернативные способы получения образования, среди которых - неформальное образование, а в его рамках - самообразование.
В целом, характеризуя степень включённости участников молодёжных субкультурных общностей в систему дополнительного образования, стоит отметить, что, к сожалению, она не удовлетворяет их потребности. С одной стороны, дополнительное образование - это результат свободного выбора, что свойственно участникам субкультурных общностей, но, с другой стороны, перечень кружков, секций и студий остаётся традиционным и не учитывает изменения интересов и потребностей современной молодёжи.
В итоге, характеризуя отношение участников молодёжных субкультурных общностей к дополнительному образованию, мы обнаружили, что они по-разному воспринимают его. У молодых людей существует интерес и потребность в приобщении легальными способами к различным видам культуры, но эта возможность реализуется слабо, поскольку не учитываются современные тенденции в молодёжной среде. Особо следует подчеркнуть, что муниципальные власти не уделяют должного внимания разрешению названного противоречия.
Литература
1. Зборовский, Г.Е. Социология образования [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. - М., 2004. - С. 204.
2. Карманова, А.В. Отношение к образованию в современных молодёжных субкультурах [Текст] / А.В. Карманова // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 302. - С. 65-69.
3. Ключарёв, Г.А. Дополнительное профессиональное образование: особенности, эффективность, перспективы [Текст] / Г.А. Ключарёв // Социологические исследования. - 2010. - № 2. - С. 83-92.
4. Константиновский, Д.Л. Молодёжь и образование [Текст] / Д.Л. Константи-новский, В.Н. Шубин. - М. : Наука, 1977. - 160 с.
5. Современная социология образования [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. А.М. Осипов, В.В. Тумалев. - Ростов н/Д, 2005. - 302 с.
6. Сорокина, Н.Д. Образование в современном мире (социологический анализ) [Текст] : монография / Н.Д. Сорокина. - М. : Экономика и финансы, 2004. - 274 с.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.