оо
тпе юиняии. от зоам
роцст яим»
ЖУРНАЛ
ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
•••
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Д.В. Зайцев, Э.К. Наберушкина, В.В. Печёнкин
Дополнительное образование (ДО) играет важную роль в современном обществе, особенно для людей с инвалидностью. Потребление дополнительных образовательных услуг способствует разностороннему развитию человека с ограниченными возможностями здоровья, получению им новой профессии или повышению квалификации, трудоустройству и независимой жизни в целом. В статье обсуждаются результаты анализа материалов интервью с инвалидами — потребителями дополнительных образовательных услуг, провайдерами дополнительного образования, а также кейс-стади программ дополнительного образования в Саратове. Кроме того, приводятся результаты сравнения данных опроса молодых инвалидов, который проводился в городах Саратове, Томске и Казани.
Ключевые слова: дополнительное образование, инвалидность, дополнительные образовательные услуги и программы, социальная мобильность
В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 500 миллионов инвалидов. Каждый год становятся инвалидами 35 миллионов человек. В России таких людей более 10 миллионов, что подтверждает масштабность рассматри-
Исследование проведено в рамках проекта «Доступность дополнительных услуг образования для молодых инвалидов» (РНП 2.1.3.1925) при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 годы)». Руководитель проекта: доктор социологических наук, профессор кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета Е. Р. Ярская-Смирнова. Опрос проводился в 2006 году в Казани, Саратове и Томске, N = 304.
© Журнал исследований социальной политики, том 6, № 1
ваемой проблемы. Из них более 4 миллионов человек — трудоспособны, но имеющиеся у них профессии отнюдь не востребованы в современных социально-экономических условиях. Но пройти переподготовку они не могут из-за недоступности рынка дополнительных образовательных услуг. В результате только один из двадцати инвалидов в нашей стране трудоустроен.
Между тем большой выбор предлагаемых учреждениями программ дополнительного образования выступает шансом развития практически всех способностей человека, может удовлетворить его потребности в творчестве, образовании, спорте, искусстве, профессиональной деятельности. Дополнительное образование рассматривается как фактор, способствующий расширению кругозора человека, формированию новых умений, получению новых знаний, совершенствованию имеющихся навыков, оптимизации развития различных способностей и расширения жизненного и профессионального выбора человека.
В широком смысле дополнительное образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения, развития человека, посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах личности, общества, государства [Смолин, 1999]. Дополнительное образование по своей роли для человека и общества становится равнозначным классической системе базового образования. Особую роль оно играет для маломобильных групп населения, людей с инвалидностью, которые оказываются де-привированными в социально-экономическом плане в российском обществе. Потребление дополнительных образовательных услуг обусловливает комплексное развитие личности инвалида, получение им новой профессии или повышение квалификации, способствует его трудоустройству и началу самостоятельной независимой жизнедеятельности.
Дополнительное образование инвалидов в Саратове: основные характеристики
В настоящее время в Саратове и области, как и во многих других регионах России, наблюдается рост уровня инвалидизации населения. На 1 января 2007 года общая численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составляла более 150 тысяч человек (около 6 % общего числа жителей области). По прогнозу, к 2010 году численность инвалидов увеличится и составит около 160 ты-
сяч человек В качестве основных причин инвалидизации выступают: общее заболевание (106,8 тысяч человек), инвалидность с детства (12,1 тысяч человек), инвалидность вследствие боевых действий (9,8 тысяч человек) 2. На фоне данных статистики главной проблемой выступает низкая социокультурная и экономическая мобильность инвалидов, что связано как с субъективными, так и объективными факторами.
Получение образования и приобретение профессии для людей с ограниченными возможностями здоровья — это эффективные средства социализации, социокультурной и экономической мобильности. Так, по данным управления специального образования Министерства образования и науки РФ, инвалиды, освоившие программы высшего и среднего профессионального образования, имеют занятость, превышающую 60 % (по данным на 1 января 2007 года). Однако современная система образования, призванная способствовать выравниваю статусных позиций и выступать каналом восходящей мобильности, часто камуфлирует и воспроизводит реальное неравенство, существующее в обществе. В настоящее время только 10 % лиц с ограниченными возможностями официально трудоустроены, лишь каждый второй обучался самостоятельно либо по направлению служб занятости населения по программам дополнительного образования. Служба занятости населения по Саратовской области ежегодно направляет на курсы дополнительного профессионального образования в среднем по 100 инвалидов (это 8 % от состоящих на учете)3. При общем числе лиц с инвалидностью — это низкий показатель. Следовательно, необходима доработка существующей системы дополнительного образования до такой степени, чтобы она отвечала принципам интеграции и инклюзии.
Образовательные потребности молодых инвалидов
В ходе проведенного нами в 2006 году исследования образовательных потребностей инвалидов была создана электронная база данных, состоящая из 830 записей об инвалидах в Саратове и Саратовской области. Возрастной состав инвалидов, из которых 46,7 % — женщин и, соответственно, 53,3 % — мужчин, варьирует от 16 до 35 лет. Более половины записей (53,2 %) содержат информацию об инвалидах третьей группы, менее 40 % (36,9 %) — инвалиды второй группы, 6,8 % отражают статус
1 По данным Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области на 01.01.2007. Доступно по адресу: www.mzsr.saratov.gov.ru.
2 Там же.
3 По данным службы занятости по Саратовской области на 01.06.2006. Доступно по адресу: www.zanas.saratov.ru.
ребенок-инвалид и лишь 3 % характеризуют инвалидность первой группы — самую тяжелую степень инвалидности.
Анализ материалов, содержащихся в базе данных, позволил установить, что в рассматриваемой группе преобладают безработные и незанятые (включая тех, кто заявил о себе как о домохозяйке или находящемся в отпуске по уходу за ребенком, или в длительном отпуске без сохранения заработной платы), — их более половины (52,4 %). Основную часть безработных инвалидов составляют те инвалиды, которые приобрели инвалидность в течение жизни (среди лиц с приобретенной инвалидностью 66,6 % — безработных), среди инвалидов детства половина респондентов (50,4 %) еще продолжают учебу в разных учебных заведениях. Мы нашли свидетельства тому, что существует определенная зависимость между характером обучения инвалидов в средней школе, возможностью получения образования (дополнительного, высшего) и дальнейшей возможностью работать на должности, требующей высшего образования. Было установлено, что диплом о высшем образовании имеет каждый третий инвалид, закончивший обычную среднюю школу (33 %), в то время как среди тех, кто заканчивал специализированную школу-интернат, и тех, кто проходил обучение на дому, лишь каждый пятый имеет диплом о высшем образовании (23 и 21 % соответственно). Следует отметить, что получение высшего образования не гарантирует для инвалидов должности, соответствующей квалификации — лишь 16,4 % обладателей дипломов вузов работают на должности, требующей высшего образования, более половины выпускников вузов являются безработными (54,1 %).
В Саратове мы проанализировали образовательную деятельность ряда учреждений среднего специального (3) и высшего образования (5), дополнительного образования (7), а также 15 коммерческих учебных центров, оказывающих дополнительные образовательные услуги. Проводился анализ доступной документации учреждений и интервьюирование представителей их администрации (33 респондента: менеджеры, руководители, специалисты, кураторы программ дополнительного образования). Было установлено, что структурные характеристики систем дополнительного образования указанных учреждений являются традиционными и ориентированы на реализацию досуговых образовательных программ и программ профессиональной стажировки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
Принципиальным моментом выступает то, что в подавляющем большинстве учреждений специальные образовательные программы, ориентированные на потребности инвалидов, отсутствуют. Исключением выступают только специализированные учебные учреждения для лиц с ограниченными возможностями (реабилитационные центры, профессиональные училища для инвалидов, учебно-курсовые комбинаты министерства здравоохранения и социальной поддержки), что вполне
закономерно. В данных учреждениях разработаны и реализуются разнообразные дополнительные программы. Например, лозоплетение, флористика, компьютерная грамотность, радиотехника, вождение, карто-нажно-переплетное дело.
При наличии выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата потребление инвалидом дополнительной образовательной услуги фактически становится невозможным в силу тотальности «барьерной среды». Особенностью деятельности учебных центров выступает ориентация на обеспечение собственной рентабельности, что в частности определяет их нежелание тратить средства на создание безбарьерной среды для инвалидов, и отсутствие ориентации учебных программ на индивидуальную ситуацию профессионального самоопределения, становления человека. Для анализа положения в сфере социально-реабилитационных услуг и, в частности, с реализацией программ дополнительного образования для инвалидов, рассмотрим результаты нескольких кейс-стади.
Автотранспорт как средство социальной мобильности: кейс-стади курсовой базы реабилитации инвалидов
«Курсовая база по обучению и реабилитации инвалидов» первоначально была создана в рамках министерства социального обеспечения в соответствии с приказом № 425 от 23 августа 1971 года заведующего областным отделением социального обеспечения и носила название «Курсовая база по обучению инвалидов Великой Отечественной войны и труда вождению автотранспорта»
В соответствии с основными задачами учебно-курсовая база осуществляет следующие виды деятельности: обучение вождению инвалидов и других категорий граждан; оказание инвалидам помощи по ремонту автотранспорта; оказание консультативной помощи инвалидам всех групп и приравненных к ним лицам при наличии медицинских показаний по ремонту и эксплуатации технических средств реабилитации; оказывает диспетчерские услуги в приеме заявок в случае поломки на отбуксирование транспорта для ремонта; прием и размещение инвалидов в общежитии (в настоящее время такой возможности нет); обеспечение инвалидов учебными пособиями (во время обучения предоставляются необходимые учебные пособия по правилам дорожного движения, билеты и т. д.); производит ремонт поврежденного транспортного средства в случае аварии за счет виновника аварии; оказывает платные услуги по ремонту автомобилей населению; продажа запасных частей; услуги автостоянки; услуги социального такси.
1 Благодарим за помощь в сборе данных О. А. Григорьеву.
Сегодня данная организация с каждым годом уменьшает численность обучающихся: так, в 2004 году обучение прошли 133 человека, из них 76 инвалидов, 2005 году — 107 человек, из них — 62 инвалида, в 2006 году — всего 33 человека, из них 15 инвалидов. В сравнении с предыдущими десятилетиями до начала 1990-х годов обучение вождению ежегодно проходили около 300 инвалидов. Резкое снижение численности обучающихся, по оценкам работников курсовой базы, вызвано: неудачным расположением курсовой базы (на окраине города); отсутствием возможностей размещения иногородних учеников-инвалидов в данном учебном комплексе; уменьшением потока инвалидов, обладающих правом на бесплатное приобретение автомобиля, в частности инвалидов Великой Отечественной войны.
Как показало исследование, фактически произошло сужение государственных гарантий по реализации программ реабилитации инвалидов и, следовательно, возможностей получения такого вида дополнительного образования. Сегодня воспользоваться данным ресурсом может ограниченное число инвалидов в силу нормативных, архитектурно-пространственных, территориальных, финансовых барьеров. Несмотря на созданные относительно благоприятные условия обучения инвалидов, остаются нерешенными проблемы проживания иногородних, подготовки персонала к обучению инвалидов, создания более эффективной финансовой взаимосвязи размеров субсидирования и количества обучаемых инвалидов, таких условий, которые позволили бы повысить финансовую устойчивость организации и конкурентоспособность на рынке учреждений дополнительного образования.
Социально-образовательная деятельность для слепых в Саратове (на примере ВОС)
Всероссийское общество слепых (ВОС) было основано 25 апреля 1925 года. Вначале организация преследовала цель объединения инвалидов по зрению для их трудоустройства и также для обеспечения им элементарной помощи как со стороны общества, так и со стороны государства. Со временем были организованы предприятия слепых. Наивысший их подъем наблюдался в 1943—1944 годах. В настоящее время в Саратове насчитывается 2 809 членов ВОС, из них на правах зрячих — 35 человек, все остальные являются инвалидами I и II групп по зрению. На сегодняшний день в ВОС состоят, в основном, люди преклонного возраста (60-70-летние), молодежь обращается редко. Общество слепых занимается обучением и переобучением инвалидов, их реабилитацией, помогает с трудоустройством. Например, человека могут направить на обучение по профессиям массажиста, музыканта. В ВОС все технические средства для слепых (магнитофоны, увеличительные стекла,
бумагу) стараются выдавать бесплатно. В этой организации обучают письму Брайля. Школы(-интернаты) для слепых и слабовидящих детей являются подшефными организациями ВОС. Они не входят в структуру общества слепых (это образование), но ВОС им оказывает помощь, материальную или иную. Сейчас в таком интернате в г. Саратове обучаются 157 человек. По поводу обучения незрячих существует два противоположных мнения. Одни считают, что незрячих детей нужно обучать в специальной школе по типу интерната, другие — что нужно обучать их в массовой школе.
В Российской Федерации учебных заведений среднего специального образования для слепых существует очень мало: это Кисловодская школа массажистов и Ульяновское музыкальное училище. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия труда, учитывающие функциональные возможности незрячих. Однако число таких предприятий значительно сокращается, так как многие из них разорились, не выдержав высокого налогообложения.
Клуб общения для молодых инвалидов «Грани» в Саратове
Клуб «Грани» при отделении дневного пребывания ГУ ССС «Центр социального обслуживания Заводского района г. Саратова» существует с декабря 2003 года. Сегодня он является одним из немногих клубов в городе, существующим де-факто. Около 90 человек в возрасте от 25 до 40 лет являются постоянными членами клуба. Большая часть посетителей — люди с ДЦП, неврологическими заболеваниями. Сама структура клуба строится с учетом функциональных занятий, проводимых в центре: ЛФК, кружок «мастерицы», вокальные кружки. Встречи членов клуба происходят каждый день. В работе широко применяются компьютерные технологии. Некоторые члены клуба с нарушениями речи получили возможность общаться и выражать свои мысли, чувства, доносить их до окружающих. Молодые инвалиды с нарушением моторики рук с помощью компьютера нашли для себя интересные занятия — рисовать, создавать иллюстрации к сборникам стихов и т. д. Организационно-методическое отделение ЦСО намечает направления развития и обучения инвалидов, но около половины всех обучающих мероприятий организуются по инициативе самих посетителей клуба. Например, выпущен сборник стихов, члены клуба обучают друг друга работе с компьютером, в настоящее время они разработали проект поиска инвалидов-колясочников всех районов Саратова для привлечения их в свой клуб. Также деятельность членов клуба направлена на общение с инвалидами, прикованными к кровати. Главная цель, обусловливающая деятельность
клуба, - это содействие интеграции инвалидов в общество. Нужно, чтобы инвалиды учились, работали, заводили семьи наравне с другими членами общества.
Усилиями специалистов клуба «Грани» сегодня шесть человек стали студентами заочной формы обучения вузов города. Актуализируется задача - введение инвалида в «большой» социум, поэтому необходимо решать проблемы, связанные с необходимостью профессиональной индивидуальной и групповой социально-психологической работы.
Отношение провайдеров и потребителей к дополнительному образованию инвалидов
По словам министра здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области Алексея Сорокина, задачи по социальной поддержке инвалидов и улучшению качества их жизни актуальны и требуют незамедлительного решения [Официальный... 2006]. В Саратовской области реализуются федеральные и региональные программы, направленные на полноценную интеграцию инвалидов в социальную жизнь общества, но в этом процессе существуют проблемы, которые требуют участия не только государственного сектора, но и всех активных акторов формирования социальной политики, включая общественный и коммерческий сектора. В этом материале мы опишем некоторые результаты опроса респондентов Саратовской области. В Саратове в соответствии с выбранным дизайном выборки было опрошено 104 респондента, возраст которых находится в диапазоне от 16 лет до 31 года. Таким образом, в качестве респондентов выступают молодые люди, которые находятся в возрасте, непосредственно предшествующем выбору профессиональной ориентации, или вступившим в возраст активной профессиональной деятельности. Больше половины респондентов уже вступили в возраст начала профессиональной деятельности, чуть меньше половины еще не достигли этого возраста. По этой причине в наших выводах о дополнительном профессиональном образовании (ДПО) присутствует мнение об этой системе различных по своему опыту построения своего профессионального пути, взаимодействия с рынком труда, социальной инфраструктурой социальных групп. Необходимо заметить, что мы будем отражать в этой части текста именно специфику ситуации в Саратове, помня о том, что общий сравнительный региональный анализ представлен отдельно.
Приведем некоторые данные по участию респондентов в программах дополнительного профессионального образования в Саратове. Примерно 40 % опрошенных инвалидов Саратова проходит обучение или уже обучалось ранее по какой-либо программе дополнительного образования в настоящее время.
В качестве основной цели дополнительного обучения наиболее популярным ответом респондентов является развитие собственных творческих способностей. Мужчины чаще женщин не видят смысла в образовательных программах, занимают пассивную позицию, даже планируя прохождение курсов, не представляют себе конечной цели, своих перспектив после их окончания. При ответе же на вопрос о причинах, побудивших респондента получить дополнительное образование, большинство респондентов (62 %) называет возросшие возможности при поиске работы. Это контрастирует с ответами на предыдущий вопрос о целях такого образования. То есть причина кажется очевидной — изменение своего трудового статуса, но основной целью для большинства видится все-таки собственное развитие как личности. Респонденты воспринимают систему дополнительного образования не как обычную образовательную систему повышения квалификации, а чаще как источник досуговой активности, информации и консультаций по поводу решения проблем медицинского, юридического характера, персонального развития. Становятся понятными наши ремарки по поводу целей и причин получения дополнительного образования, названных респондентами, которые не совсем соответствуют целям именно государственной системы профессиональной подготовки, но направлены на развитие личных качеств, возможностей в организации своего досуга.
Соглашаясь, в основном, с тем, что поступление на курсы дополнительного образования связано с недостатком знаний (72 %), респонденты, отмечая конкретные необходимые знания и умения, наиболее часто выбирают в качестве ответа необходимость получения новой квалификации или повышение имеющейся (27 %). Что вполне естественно. Но и при ответе на вопрос о том, каких конкретно знаний не хватает, 1/5 инвалидов объявляет важными не конкретные профессиональные знания, а приобретение навыков общения, что опять же по логике дополнительного образования должно приобретаться еще до начала профессиональной деятельности. Определенные стереотипы присутствуют и в отношении организаций, предоставляющих дополнительное образование, которым респонденты отдают предпочтение. Наиболее часто респондентами упоминаются государственные учреждения (38 %), в которых они хотели бы получить такой вид образования.
Теперь представим результаты нашего анализа взаимоотношений с преподавателями тех респондентов Саратова, которые имеют опыт дополнительного обучения. Парадоксальность ситуации заключается в том, что «хорошее» отношение преподавателей к обучающимся инвалидам может быть следствием, например, слабой методической проработанности преподаваемых дисциплин на предмет их адаптированности к конкретным физическим возможностям обучающихся. Возможной причиной послаблений в учебе могут быть и личные качества препо-
давателя, который, видя сложности, с которыми сталкиваются инвалиды, корректирует объем и сложность даваемой информации в сторону их уменьшения. Учитывая, что обучение проводится чаще в государственных организациях, мы можем сделать вывод о серьезных проблемах с качеством преподавания, когда преподаватели демонстрируют непрофессионализм, игнорируют элементарные этические нормы в отношениях с обучаемыми.
Удивительным фактом является то, что при ответе на вопрос об основных барьерах в получении дополнительного образования респонденты практически не замечают отсутствия приспособленных для инвалидов помещений, которые должны обладать рядом характеристик, редко встречающихся в наших учреждениях образования (специальные лифты, специально оборудованные туалетные комнаты, комнаты отдыха, дверные проемы, пандусы и многое другое). Только 7 % опрошенных инвалидов говорят об отсутствии таких помещений. Объяснение этому может быть только одно - плохая информированность о возможных способах и прецедентах решения этой проблемы в мире.
В рамках проекта нами проводились качественные интервью с менеджерами системы дополнительного образования, представителями служб занятости, НКО (N=7), с экспертами (преподавателями [N=2]) с молодыми инвалидами - потребителями дополнительных образовательных услуг (N=6). Исследовалось состояние и перспективы дополнительного образования для молодых инвалидов, проводился анализ региональных программ дополнительного образования.
Анализ эмпирических данных показал различие мнений по обсуждаемому вопросу и позволил выделить ряд наиболее часто встречающихся суждений. Так, все организаторы дополнительного обучения считают, что программы дополнительного образования могут в лучшую сторону изменить положение инвалидов в нашем обществе, перспективы их профессиональной занятости и карьерного, творческого роста. В то же время менеджеры дополнительного образования подчеркивают, что успешная профессиональная деятельность на основе полученного инвалидом дополнительного образования является скорее исключением, нежели правилом.
Анализ информантами особенностей самого процесса дополнительного образования инвалидов показал, что основным является реализация элементов индивидуального подхода. Это позволяет адаптировать образовательные программы к возможностям инвалидов, учесть скорость прохождения ими учебного материала и темп формирования необходимых умений и навыков.
Несмотря на то, что большинство все-таки считает более приемлемым для инвалида домашнее обучение с преподавателем или, как вариант, - дистанционное, организаторы дополнительного образования
готовы оказывать содействие инвалиду, обучающемуся очно. В целом вопрос доступности программ дополнительного образования для инвалидов рассматривается всеми информантами. Общее мнение выражает то, что любое образование в нашей стране практически недоступно для инвалидов.
В качестве основных способов расширения доступности дополнительного образования респонденты видят
...повышение квалификации преподавателей, работающих в таких учреждениях, создание безбарьерной среды и совершенствование программ обучения, материально-технической базы. Но, конечно, и это в первую очередь, нужно повышать мотивацию самих инвалидов на получение дополнительного образования. У многих такое стремление отсутствует. (женщина, 39 лет, зам. декана факультета ДПО вуза. Саратов, 2006).
Анализ ситуации на рынке дополнительного образования показывает то, что в основном в сферу дополнительного профессионального образования вовлечены инвалиды с низкой степенью ограничений мобильности. Таким образом, мы выделяем две проблемы в области получения дополнительного образования инвалидами. Первая связана с недоступностью переподготовки для определенных категорий инвалидов в связи с барьерами физического и социального характера. Вторая проблема вскрывает определенный процент неэффективного использования целевых средств, предназначенных для переподготовки инвалидов, когда инвалиды, действительно нуждающиеся в получении образования, не вовлекаются в систему ДПО.
Социальные службы Саратовской области стремятся решить проблемы дополнительного профессионального образования и трудоустройства инвалидов. С этой целью создаются социальные гостиные, проводится информационная работа, систематически осуществляется распространение памяток для инвалидов, для МСЭ, работодателей, организуются ярмарки вакансий для инвалидов (в среднем 10 ярмарок в год по Саратовской области).
Значение такой работы во многом проявляется в повышении уровня мотивации инвалидов к трудовой деятельности, переобучению, повышению своей квалификации. Однако не у всех инвалидов имеется такая возможность мизерно улучшить на время свое экономическое положение. В основном службы занятости, учебные центры занимаются дополнительным образованием тех инвалидов, которые не предъявляют требований к образовательному процессу, средствам обучения, то есть это инвалиды с легкой инвалидностью. Например, если раньше службы занятости комплектовали специальные группы по заболеваниям (с нарушением слуха или зрения или с комплексными нарушениями) и могли оплачивать
для них специалиста — сурдолога, тифлолога. Сейчас на это денег не выделяется. Поэтому инвалид учится вместе со здоровыми.
В целом оптимизировать процесс трудоустройства, повышения квалификации и переобучения инвалидов возможно следующим образом:
Во-первых, повысить качество взаимодействия службы занятости с МСЭ (нужна четкая формализация индивидуальных карт реабилитации инвалида, например с учетом опыта Москвы, кодификация всей необходимой информации [заболеваний и профессий]).
Во-вторых, обеспечить заинтересованность работодателя в трудоустройстве инвалида, который сейчас не востребован экономикой. Сегодня работодатели скрывают инвалидов, работающих у них, так как наличие инвалида в штате влечет массу проблем, от резкого увеличения числа проверяющих до материальных затрат на оборудование специального рабочего места.
В-третьих, определить статус службы занятости, ее подчиненность, направления и содержание деятельности. Как ни парадоксально, до сих пор продолжается трансформация статуса этой службы.
Подчеркивая важность организации процесса дополнительного образования интегрированного типа, все респонденты указывают на целый комплекс трудностей, с которыми придется столкнуться инвалиду, от экономических до психологических.
Подводя итог проведенному анализу особенностей организации дополнительного образования инвалидов в Саратове, можно выделить приоритетные стратегии развития данной системы: трансформация содержания программ ДО / ДПО, их ориентация на практические нужды потребителей дополнительных образовательных услуг посредством самопроектирования образовательных блоков самими слушателями; универсализация образовательного процесса, проявляющаяся в подготовке специалиста универсала, умеющего учиться, готового к непрерывному образованию (модель MBA); построение и реализация учебных курсов, ориентированных на формирование профессиональных умений и командную работу слушателей; создание «безбарьерной среды» ДПО для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью).
Учет данных стратегий при организации практик дополнительного образования позволит повысить их доступность для представителей различных социальных категорий, в том числе и инвалидов.
Мнение молодых инвалидов о дополнительном образовании: сравнительный анализ
Предлагаемый ниже материал посвящен анализу результатов эмпирического исследования восприятия системы дополнительного образо-
вания людьми с ограниченными возможностями, ее роли в решении проблем их трудоустройства, ее эффективности с точки зрения поставленных перед нею задач. Под субъективным восприятием проблемы мы понимаем комплексную оценку системы ДО самими респондентами, не рассматривая более широкий контекст оценки действенности системы ДО другими участниками и организаторами ее функционирования.
Современная социальная политика в отношении инвалидов концентрирует свое внимание на активном включении данной социальной группы во все сферы общественной жизни. Потребление дополнительной образовательной услуги в процессе профессионального образования обусловливает получение человеком новой профессии, способствует его трудоустройству и началу самостоятельной жизнедеятельности. В отношении инвалидов в первую очередь следует говорить о том, что их обучение по программам ДО потенциально способствует горизонтальной и вертикальной социокультурной мобильности, созданию условий для независимой жизни людей с ограниченными возможностями. Представленные ниже данные эмпирического исследования и их интерпретация демонстрируют не только общероссийские тенденции, но и некоторые различия, которые позволяют оценить развитие региональных программ.
Региональные различия проявляются в ответах на вопрос о причинах, по которым респондент желает получить дополнительное профессиональное образование. Так, в Саратове почти 1/5 респондентов отвечает, что причиной получения дополнительного образования является наличие свободного времени, которое некуда девать. В Казани же таких ответов в два раза меньше. Аналогичная ситуация с вариантами ответов «Хочу расширить круг знакомых», «Под влиянием родителей» и подобных им. По всем этим вариантам ответов максимальная доля респондентов приходится на Саратов, минимальная, соответственно, на Казань. Когда же речь заходит о необходимости улучшить свои позиции на рынке труда, максимальная доля респондентов приходится на Казань (83 %), а минимальная на Саратов (62 %). Таким образом, инвалиды Саратова больше ориентированы на собственное творческое развитие, чем инвалиды других городов, в которых проводились опросы.
Значимые региональные различия присутствуют и в ответах на вопрос о том, какие конкретно типы услуг ДО необходимы инвалидам. Данные показывают, что существует несоответствие между ориентацией основной массы инвалидов на улучшение своих позиций на рынке труда, но в то же самое время респонденты говорят, что наиболее приемлемой формой дополнительного образования для них являются кружки, студии, клубы. Этот вид деятельности традиционно связывается в России с организацией досуга, а не профессиональной подготовки, что демонстрирует противоречия между общей целью развития системы ДО
для инвалидов и реальными ожиданиями и представлениями о такой системе у них.
Иерархия предпочтений всех опрошенных респондентов по поводу места получения услуг дополнительного образования повторяется с небольшими отличиями в регионах (см. табл.). Почти половина всех опрошенных (среди тех, кто планирует получать дополнительное образование) хотела бы получать его в государственных учреждениях (44 %).
Таблица
В каких учреждениях хотели бы получать образование в зависимости от
города,%
Саратов Казань Томск Все
В государственных учреждениях 38 43 50 44,1
В негосударственных учебных центрах 10 15 15 13,4
На курсах по направлению службы занятости 33 34 17 26,3
На курсах по месту работы 15 4 14 11,8
Самообразование на дому 20 23 28 24,2
Среди особенностей, которые можно отметить в этой связи в разных городах, можно сказать о том, что в Томске в два раза реже говорят о переподготовке по направлению службы занятости (17 % против 33—34 % в Саратове и Казани). Это можно объяснить особенностями работы местных государственных служб в Томске, их приоритетами, которые снижают ожидания профессионального роста инвалидов, связанные с поддержкой именно этой службы. Особенностью ситуации является редкое упоминание негосударственных учебных центров как предпочтительных мест получения дополнительного образования. Такое отношение респондентов к негосударственным образовательным организациям подтверждается и результатами всероссийского опроса, который проводился фондом «Общественное мнение» в 2000 году [Фонд... 2000].
Следующей важной темой в нашем анализе является описание характера отношений, которые складываются у респондентов, получающих в настоящее время или получавших ранее услуги дополнительного образования с преподавателями. Эти отношения позволяют понять степень интеграции инвалидов в систему образования, охарактеризовать наличие субъективных барьеров для респондентов, которые обусловлены уровнем готовности самой образовательной системы к работе с людьми с ограниченными возможностями. Подчеркнем, что сейчас
речь будет идти только о мнениях тех респондентов, которые уже получали образовательные услуги или получают их в настоящее время.
Почти половина всех опрошенных считает, что существует особое отношение у преподавателей к обучающимся инвалидам (44,7 %). Особое отношение может проявляться в различных формах, которые можно условно разделить на две противостоящие группы. К первой мы отнесем все, что связано с моральной и дополнительной организационной поддержкой инвалидов в процессе обучения. Вторая группа представлена различными формами дискриминации в отношении инвалидов, нарушением этических норм в процессе обучения.
Примерно 1/5 всех респондентов отмечает наличие неприязненных отношений к обучающимся инвалидам со стороны преподавателей. Почти 1/3 отмечает снижение требований к инвалидам по сравнению с остальными обучающимися.
Говоря о выборке в целом, можно отметить, что респонденты мужского пола несколько чаще отмечают неприязненное отношение со стороны преподавателей, чем женщины (соответственно, 21% и 16%). Опрошенные мужчины относительно чаще говорят о снижении требований к инвалидам в системе дополнительного образования (36 %) по сравнению с женщинами (22 %). Таким образом, мужчины чаще отмечают дискриминирующие практики в их отношении, что еще раз демонстрирует дифференциацию восприятия проблемы с точки зрения пола опрошенных инвалидов. Мы еще раз убеждаемся в том, что женщины, в некоторой степени, более позитивно воспринимают дополнительное образование, более чем мужчины ориентированы на получение новых профессиональных навыков.
Зная о наличии серьезных недостатков в развитии безбарьерной среды для инвалидов в наших городах, можно было бы ожидать, что респонденты будут говорить о проблемах с транспортной инфраструктурой, неприспособленности помещений для занятий с людьми с ограниченными возможностями, слабой методической подготовке преподавателей. Но неразвитость транспортной инфраструктуры отмечают в своих ответах только 22,6 % всех респондентов. О неприспособленности же помещений говорит только 8 % респондентов. Это можно объяснить только отсутствием информации об уровне развития городской инфраструктуры, поддерживающей жизнедеятельность инвалидов в развитых странах.
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что данные нашего исследования демонстрируют сложную и противоречивую картину отношения инвалидов к процессу получения дополнительного образования. По результатам нашего анализа можно сделать вывод о том, что для инвалидов существуют достаточно жесткие барьеры в получении дополнительного образования. Респонденты плохо представляют себе реальные
цели дополнительного образования и, хотя основным стимулом получения дополнительного образования наиболее часто называют большие возможности при поиске работы, у респондентов часто существует представление о дополнительном образовании как о средстве увеличения их творческого потенциала, а не средстве продвижения на рынке труда.
Респонденты зачастую не воспринимают задачи и цели системы ДО точно в соответствии с целями, декларируемыми государством в законодательных актах и нормативных документах, корректируя их в сторону собственного творческого развития, досуговой деятельности.
Необходимо отметить некоторую гендерную дифференциацию в восприятии необходимости дополнительного образования респондентами. Женщины с инвалидностью, как правило, на основании субъективных оценок, чувствуют в себе больший потенциал и большую пользу от возможности получить дополнительное образование. Они чаще говорят о своих планах по продолжению образования, чаще получают услуги системы дополнительного образования в настоящее время, занимают более активную жизненную позицию, точнее представляют себе перспективы и конечную цель получения дополнительного образования.
Заключение
В Саратове и Саратовской области существует достаточно широкая сеть негосударственных учебных центров, ориентированных на оказание услуг дополнительного образования. Однако их образовательные программы, условия реализации программ не адаптированы к особенностям инвалидов. Поэтому услуги данных учреждений фактически недоступны для лиц с ограниченными возможностями, а те скидки, которые могли бы быть им предоставлены, являются несущественными. При этом все представители системы ДО/ДПО демонстрируют поддержку практик обучения инвалидов и говорят о содействии им при обращении в учебные центры. Однако существующая система барьеров просто не позволяет человеку с инвалидностью попасть в соответствующие учреждения. Связано это, прежде всего, с тем, что для учреждений ДО/ДПО обучение инвалида является затратным, ведет к усилению контроля, а экономическая отдача, то есть возможность получить учебному центру прибыль, минимальна.
В соответствии с рыночным спросом, потребностями предприятий создаются новые направления дополнительного образования в вузах, колледжах, бизнес-школах, на предприятиях. Растет число провайдеров дистанционных услуг дополнительного образования. Однако за бортом дополнительного образования оказывается группа молодежи с психическими расстройствами и умственной отсталостью. Они практически
не включены в программы переподготовки и информационно-образовательной деятельности совместно со «здоровыми» людьми, специализированные учреждения по дополнительному образованию данной категории молодежи также отсутствуют.
Учреждениям дополнительного образования, ориентированным на предоставление образовательных услуг инвалидам, необходимы различные формы поддержки со стороны государства: контроль за соблюдением законодательства, способствующего трудоустройству и образованию инвалидов (квотирование рабочих мест), создание налоговых льгот для спонсоров, готовых вложить деньги в дополнительное образование инвалидов, пенсии, стипендии и гранты инвалидам, которые бы дали возможность решать бытовые проблемы, связанные с образованием вне дома (в другом населенном пункте), а также позволили бы инвалиду сконцентрироваться на учебе и приобретать необходимую технику и учебные материалы, доплаты преподавателям, работающим с инвалидами, выделение специального финансирования на создание и реализацию программ профессионального образования инвалидов в вузах по ускоренной программе (два года вместо пяти) и с применением дистанционных средств, специального дидактического оборудования.
Дополнительное образование могло бы играть существенную роль в социокультурной мобильности инвалидов, однако для этого необходимо формирование активного позитивного отношения к решению данной проблемы и создание экономической заинтересованности субъектов системы ДО в ее решении. Приоритетные стратегии развития данной системы следующие:
1) совершенствование современной системы непрерывного образования инвалидов;
2) формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования дополнительных услуг инвалидов;
3) создание единого информационного пространства дополнительного образования инвалидов, которое бы обеспечило открытость и доступность информации о нем;
4) универсализация образовательного процесса, проявляющаяся в подготовке специалиста-универсала, умеющего учиться, готового к непрерывному образованию (модель бизнес-образования);
5) создание «безбарьерной среды» дополнительного профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью).
Учет данных стратегий, ориентация на них при организации мероприятий дополнительного творческого, профессионального образования позволит повысить доступность его услуг для различных социальных категорий, в том числе и молодых инвалидов, среди которых
данный вид ресурса независимой жизни чрезвычайно востребован. Образование инвалидов является важнейшим элементом процесса комплексной реабилитации, обеспечивая самостоятельность и экономическую независимость граждан с ограниченными возможностями. Обеспечение равных возможностей в получении образования является важной составной частью реализации принципов независимой жизни людей с инвалидностью.
Список литературы
Смолин О. О проекте ФЗ «О дополнительном образовании» (1999). Доступно по адресу: http://www.smolin.ru/duma/index.htm.
Официальный сайт правительства Саратовской области. Обсуждение проекта целевой программы по социальной поддержке инвалидов. 20.07.2006 г. Доступно по адресу: http://www.saratov.gov.ru/news/events/detail.php?ID=127. Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 25.11.2000, N=1500. Незавидная доля инвалидов в России. 07.12.2000, Петрова А. С. Доступно по адресу: bd.fom.ru/report/cat/societas/problem_soc/ invalid/oГО0499.
Дмитрий Викторович Зайцев д-р социол. наук, профессор кафедры социальной антропологии и социальной работы, Саратовский государственный технический университет
электронная почта: [email protected]
Эльмира Камаловна Наберушкина канд. социол. наук, доцент кафедры социальной антропологии и социальной работы, Саратовский государственный технический университет электронная почта: [email protected]
Виталий Владимирович Печёнкин д-р социол. наук, профессор кафедры социальной антропологии и социальной работы, Саратовский государственный технический университет
электронная почта: [email protected]