ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА
Ю. В. Копытова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ «ЛИДЕР» КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье представлены ключевые психолого-педагогические идеи, положенные в основу дополнительной образовательной программы очно-заочной школы «Лидер». Автор представляет многолетний опыт осмысления программы, обосновывает особенности создаваемой образовательной среды и специфику педагогической позиции, которые позволяют реализовывать в образовательном процессе задачи стимулирования и сопровождения саморазвития личности.
Ключевые слова: социализация, самоопределение, саморазвитие, ступени личностного саморазвития, личностный выбор, личностно-ориентированная направленность деятельности.
Социально-экономические, политические преобразования в обществе предъявляют новые требования к развитию и воспитанию личности, способной приспосабливаться к быстрым социальным изменениям, успешному функционированию в условиях конкуренции, стрессов и социальных конфликтов, эффективно взаимодействовать с личностями, группами, государственными и общественными организациями, результативно достигать поставленных целей. Областная очно-заочная школа «Лидер», созданная 25 лет назад в КОГОБУ ДО «Дворец творчества - Мемориал» (г. Киров), нацелена на успешную социализацию подростков и старшеклассников в современном мире путём включения в социально активную деятельность.
Предпосылками создания образовательной программы школы «Лидер» явилась необходимость заполнения ниши, образовавшейся в 90-е гг. в результате исчезновения многих детских объединений и организаций, свертывания детских и молодежных социальных инициатив, которые прежде во многом решали задачу социального воспитания.
Школа «Лидер» возникла и как средство оживления детских социальных инициатив, и как способ стимулирования образовательных учреждений Кировской области к возрождению детских объединений. В условиях школы стало возможным оказывать помощь подросткам и юношам в поиске пространства самореализации через их инициативы, направлять активность и саморазвитие через обеспечение содержательных основ этих инициатив.
Помочь растущему человеку в его самоопределения и социализации - главная цель и основной смысл реализации дополнительной общеразвивающей программы школы «Лидер», утверждающей в своей деятельности личностно-ориентированный подход.
Под социализацией обучающихся мы можем понимать в том числе и процесс обретения ими необходимого жизненного, социального опыта. Но поскольку личность - целостное образование, представляется невозможным накопление социального опыта вне процесса самоопределения, дающего значимые ориентиры в процессе обучения и воспитания. О. С. Щербинина считает самоопределение «центральным механизмом становления личностной зрелости, состоящим в осознанном выборе человеком своего места в многообразных социальных отношениях». Ряд авторов,
например М. И. Рожков [1], конкретизируют понятие самоопределения и вводят понятие «социального самоопределения», которое понимается как «выбор личностью своей социальной роли и социальной позиции в общей системе социальных отношений, предполагающих их включенность в эту ситуацию». Одной из базовых составляющих социального самоопределения является социальный выбор. Именно в ситуации социального выбора раскрываются личность человека, его ценностные установки и жизненные приоритеты, происходит самоопределение человека как субъекта деятельности.
Содержание программы школы определяется следующими задачами:
- содействие успешной жизнедеятельности личности в условиях актуальных социальных отношений и необходимости совместной деятельности с другими, а также формирование на этой основе социально значимых качеств личности;
- предоставление возможности выбора направлений деятельности, в которых можно апробировать свои организаторские способности и возможности в досуговой деятельности;
- оказание персональной помощи каждому воспитаннику в развитии его способностей, побуждение его к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего;
- ориентация воспитанников на выбор жизненных планов, в том числе связанных с выбором профессии;
- стимулирование детских инициатив на содержательную организацию своего досуга в новых условиях и удовлетворение запроса в выборе среды для самореализации;
- создание условий для формирования умений самоорганизации и самореализации;
- учет желания обучающихся участвовать в практико-ориентированном образовательном процессе;
- обеспечение каждому ребенку комфортной эмоциональной среды, «ситуации успеха» и развивающего общения.
В основу общепедагогической позиции программы положены следующие принципы:
• личностно-ориентированная направленность деятельности детей (вариативность в подходах к личности воспитанников, максимальный учет индивидуальных особенностей, интересов, потребностей субъектов образовательного процесса);
• диалогичность в способах взаимодействия взрослого и воспитанника в освоении выбранного содержания («проживание» обучающимися разнообразных форм диалогового взаимодействия, которое отличается по содержанию, позициям, степени активности и самостоятельности);
• практическая ориентированность содержания (решение практических образовательных задач и проблем);
• жизнесообразность в соответствии с той действительностью, в которой живет ребенок (учет трудностей, противоречий, в которых находится ребенок и тех условий и обстоятельств, которые существуют в настоящее время в обществе, выдвигая в соответствии с этим запрос к личности, на которую следует ориентироваться в образовательном процессе);
• активность позиции субъекта в образовательном процессе и творческий подход во всех видах деятельности (создание условий для самореализации каждого в многообразии предлагаемых условий и обстоятельств, в связи с разными возможностями разных видов деятельности).
Программа «Лидер» способствует личностному саморазвитию, стимулирует самопознание личности, помогает становлению «образа Я» и ориентирована на интеллектуальное, нравственное и эмоциональное саморазвитие личности.
Эмоциональное саморазвитие в рамках освоения программы школы «Лидер» обеспечивает позитивное отношение к себе, уверенность в своих возможностях, решение посильных проблем, творческий поиск путей достижения целей. Нравственное саморазвитие предполагает формирование ответственности за себя и других, заинтересованности в лидерском движении и вовлечение в него сверстников. Интеллектуальное саморазвитие обучающихся в рамках освоения программы школы «Лидер» проявляется как самопознание: расширение представлений о себе, о своей способности к самоорганизации, к организации других для достижения общей цели, о своём месте в лидерском движении.
Что выступает источником саморазвития личности? В процессе освоения программы происходит формирование опыта самоопределения в ситуациях «хочу -могу», «должно - надо». Ребенок ставит вопросы, осуществляет выбор и социальные пробы: Чем он может/хочет заниматься - художественным или литературным творчеством, пропагандистской или преобразовательной деятельностью, взаимодействовать с людьми на уровне подчинения или руководства? Насколько хватает его личностных ресурсов на данный момент? В каком направлении он хочет/может развиваться как личность?
Мы констатируем три ступени в личностном саморазвития (самоотношение -С. Р. Пантилеев, В. В. Столин) [2], которые проходит подросток, оказавшийся сопричастным лидерскому движению:
1) предвосхищение как появление нового самоощущения на фоне других, понимание себя в новом качестве в организаторской деятельности;
2) принятие себя как самоценности, которое происходит в сравнении себя с другими в открытом взаимодействии через эмоциональную самооценку на основе открытия в себе новых сторон личности;
3) ценностное предъявление себя на основе умений, которыми он обладает в соответствии с открытой в себе новизной.
Названные ступени развития лежат в основе уровней подготовки по программе школы «Лидер»: логика движения ребенка в своем личностном развитии определяет динамику образовательного процесса, который поступательно усложняется на уровне знаний, умений, навыков, задач, содержания и способов его реализации.
Первый уровень элементарной грамотности представляет собой ориентаци-онный, ознакомительный процесс, который рассчитан на воспитанников первого года обучения. Приоритет на данной ступени отводится выявлению, раскрытию организаторских, творческих, коммуникативных способностей и созданию комфортной среды для каждого воспитанника в условиях взаимодействия в коллективе. Разнохарактерная деятельность позволяет на первом уровне выбрать ребенку дело по душе, осознать себя в соответствии со своими интересами, потребностями, возможностями. Предполагаемые результаты первого уровня - это наличие мотивации к познанию и социальному творчеству, активная позиция ребенка в проявлении организаторских способностей на уровне первичного коллектива, проявление творческих способностей в различных видах предлагаемой деятельности, формирование навыков участия в органах детского самоуправления.
На втором уровне содержание ориентировано на расширение знаний, формирование практических умений в досуговой, организаторской, профильной деятельности по выбранному направлению, знакомство с профилем будущей профессио-
нальной деятельности, включает творческие пробы в выбранных образовательных областях и сферах практической жизнедеятельности.
Важным направлением в образовательном процессе на данном уровне является практическое взаимодействие воспитанников второго уровня с воспитанниками, обучающимися на первом уровне. Форма взаимодействия - ретрансляция освоенных знаний на первом уровне через организацию деятельности первичных детских коллективов или клубов по интересам, отработка навыков детского самоуправления в системе взаимодействия разных групп детей по уровню готовности в образовательном процессе. Дети здесь либо уже связаны совместной деятельностью, занятиями, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются на основе свободного взаимодействии друг с другом, оказывают взаимопомощь, поддержку. Именно здесь возникает благоприятный психологический эмоциональный климат как условие для взаимного сравнения знаний, умений, возможностей детей и выбора новых ориентиров для своего развития. Все это активизирует самосознание, обеспечивает условия ребенку для самостоятельной постановки цели своих действий в рамках своих возможностей, поиска решений на основе свободы выбора действий при самостоятельном решении поставленной проблемы. Оценка своих возможностей, отработанная собственными усилиями, для развития ребенка намного полезнее, чем оценка со стороны педагога. В данном случае оптимальная и актуальная отработка опыта социального взаимодействия с другими является источником индивидуального социального опыта каждого ребенка, когда он начинает объективно смотреть на себя. Предполагаемые результаты второго уровня: освоение ребенком системы смыслов социальной деятельности, развитие способностей, склонностей к профессиональному выбору, формирование навыков продуктивной деятельности, в том числе индивидуальной и групповой, формирование ценностных ориентаций ребенка, развитие творческих способностей.
Третий уровень освоения содержания рассчитан на учащихся четвертого и последующих годов обучения, которые готовы к освоению материала на основе интерпретации и применения его в практике самостоятельно. На этом уровне приоритет отдается практико-организационной деятельности в пространстве обучения воспитанниками своих сверстников и младших товарищей организаторскому мастерству в процессе профильно-специализированного обучения. Обучающиеся участвуют в организации образовательного процесса детей, владеющих первым и вторым уровнями опыта организаторской деятельности. Предполагаемые результаты третьего уровня: профессиональное самоопределение, овладение методами практического исследования результатов собственной деятельности и деятельности других, умение составлять различные методические материалы, программы деятельности детских объединений, владение организаторскими методиками, технологиями, методами и формами работы, знание основ организации продуктивной коллективной деятельности, умение управлять собственной деятельностью: грамотно обозначать цели и прогнозировать результаты, планировать и анализировать работу, отбирать ее содержание и способы.
Содержание дополнительной образовательной программы школы «Лидер» представлено в виде уровневых практико-ориентированных тематических модулей: «Методика работы с детской группой», «Организация деятельности органов детского самоуправления», «Игротехника», «Творческие способности ОДД», «Навыки конструктивного общения», «Искусство самопрезентации», «Профильно-предметная специализация», «Основы социального проектирования». Содержание каждого модуля разворачивается через его инвариантное содержание и вариативные тематические спецкурсы.
Опираясь на концепцию социального закаливания (М. И. Рожков), в программе предусмотрено проведение субъекта через ситуации «модельной деятельности» от самых простых моделей, предъявляемых извне, до деятельности, непосредственно восходящей по траектории с обязательными «рефлексивно-когнитивными выходами». От модельного представления о явлении обучающийся последовательно переводится к деятельности на основе этой модели.
Принципиальным является поэтапное построение «полей деятельности», которые реализуются через самоопределение себя в организаторском творчестве, определение собственных проблем с его воплощением и через работу над их решением. Поиск «себя в этой деятельности» и «деятельности в себе» представляет собой наработку собственного технологического опыта и багажа, что приводит в конечном итоге к появлению у ребенка собственного стиля лидерства.
В условиях школы «Лидер» складывается особая эвристическая среда, которая раскрывает творческие возможности каждого ребенка, позволяет развивать его индивидуальность, стимулировать саморазвитие и социализацию. Безусловный приоритет воспитательной работы с детьми в том, что педагоги видят развитие ребенка не через передачу готовых знаний и истин, а в том, как ребенок реализует себя, как проживает себя по мере их усвоения. Репродуктивная деятельность перестает быть самоцелью, она играет роль лишь отправного момента, является начальным толчком в активном развитии ребенком себя. В реализации образовательного содержания применяется основное правило - на каждом занятии ставить открытую творческую задачу, где нет единственного верного решения, а есть много ценных и интересных вариантов ее решения.
Участие в программе для ребенка - открытая книга социализации, ребенок становится творцом своей сущности, экспертом ее состоятельности, носителем интересного опыта детской жизни.
Примечания
1. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие / под ред. М. И. Рожкова и др. Ярославль, 2000; Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М. : Владос, 2002; Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М. : Смысл, 1993; Столин В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во МГУ, 1983.
Д. В. Смирнов
Главному Педагогу моей жизни, маме по совместительству, Нелли Дмитриевне Смирновой посвящается!
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО: СЮЖЕТЫ И АССОЦИАЦИИ НА «ЗАДАННУЮ» ТЕМУ!
Изложены данные теоретического осмысления проблемы педагогического искусства в современных образовательных организациях. Представлена и раскрыта специфика содержания понятия «педагогическое искусство». Даны характеристики феномена педагогическое искусство во взглядах ученых, философов и педагогов-новаторов. Представлены примеры ассоциации автора применительно к понятиям «педагогическое искусство», «искусство воспитания», «педагогическое мастерство».