Научная статья на тему 'ДОНСКОЙ ВОЕННЫЙ ПОРТРЕТ: АТРИБУЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ'

ДОНСКОЙ ВОЕННЫЙ ПОРТРЕТ: АТРИБУЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ДОНСКОЕ ВОЙСКО / НАКАЗНОЙ ВОЙСКОВОЙ АТАМАН М.Г. ВЛАСОВ / ДОНСКОЙ ВОЕННЫЙ ПОРТРЕТ / ИСТОРИКО-ПРЕДМЕТНЫЙ МЕТОД АТРИБУЦИИ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В / УНИФОРМОЛОГИЯ / ФАЛЕРИСТИКА / ГЕРАЛЬДИКА / ПРОСОПОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агафонов Анатолий Иванович

Изучается донской военный портрет как одно из направлений русской портретной живописи первой половины XIX в., тесно связанный с сословными казачьими и культурными традициями, формированием офицерского корпуса и генералитета, донского дворянства. Показывается зависимость изображений от общественного мнения и военно-политических мероприятий в стране, мастерства и знаний художников профессионалов и любителей, их принадлежности к местным или академическим творческим школам. В составе военного портрета выделяется произведение с гербом наказного войскового атамана Донского войска генерала от кавалерии Максима Григорьевича Власова, подчеркивавшее его персональный статус и новое социальное положение. Атрибуция, содержание и интерпретация портретов проводится с использованием как традиционных подходов, так и с широким привлечением историко-предметного метода, опирающегося на вспомогательные исторические дисциплины - униформологию, генеалогию, геральдику, фалеристику и просопографию. Высказывается положение о том, что при написании портретов художники стремились соблюдать правила и требования, предъявляемые к униформе, наградам и геральдике. Но имелись и серьезные неточности, вводящие исследователей в заблуждение. Впервые подробно раскрываются механизм и методика научного исследования военного портрета, имеющие значение для донской и российской портретной живописи XIX - XX вв. Характеризуются композиция и символика портретов. Анализируются дискуссионные вопросы изучения донского портрета, предлагаются различные версии их атрибуции и содержания на основе царских пожалований, имперского законодательства, военных событий в России и за рубежом. Уточняются датировки портретов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Агафонов Анатолий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DON MILITARY PORTRAIT: ATTRIBUTION, CONTENT, INTERPRETATION

The Don military portrait is studied as one of the directions of Russian portrait painting of the first half of the 19th century, closely connected with the Cossack class and cultural traditions, the formation of the officer corps and generals, the Don nobility. The dependence of images on public opinion and military-political events in the country, the skill and knowledge of professional and amateur artists, their belonging to local or academic creative schools is shown. As the part of the military portrait, the work stands out with the coat of arms of the Ataman of the Don Army, cavalry general Maxim Grigoryevich Vlasov, emphasizing his personal status and new social position. The attribution, content and interpretation of portraits is carried out using both traditional approaches and with the broad involvement of the historical and subject method, based on auxiliary historical disciplines - uniformology, genealogy, heraldry, phaleristics and prosopography. It is stated that when painting portraits, the artists sought to comply with the rules and requirements for uniforms, awards and heraldry. But there were also serious inaccuracies that mislead researchers. For the first time, the mechanism and methodology of the scientific study of a military portrait, which are important for the Don and Russian portraiture of the 19-20th centuries, are revealed in detail. The composition and symbolism of the portraits are characterized. The debatable issues of studying the Don portrait are characterized, various versions of their attribution and content are proposed on the basis of royal awards, imperial legislation, military events in Russia and abroad. The dates of the portraits are being clarified.

Текст научной работы на тему «ДОНСКОЙ ВОЕННЫЙ ПОРТРЕТ: АТРИБУЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ»

Ш2687-0770 BLЧJET[^ЮEmGHEREDUCm01ШIXШГUП0^\N0ImlCiLYЖЮ]lEGI0N. 2022. Ж 1

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ HISTORICAL SCIENCES

Научная статья

УДК 93/94 (929.6+929.7)

doi: 10.18522/2687-0770-2022-1-3344

ДОНС КОЙ ВОЕННЫЙ ПОРТРЕТ: АТРИБУЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Анатолий Иванович Агафонов

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия, anatoly-agafouov@yandex.ru

Аннотация. Изучается донской военный портрет как одно из направлений русской портретной жнвопнен первой половины XIX в., тесно связанный с сословными казачьими н культурными традициями, формированием офицерского корпуса н генералитета, донского дворянства.

Показывается зависимость изображений от общественного мнения и военно-политических мероприятий в стране, мастерства н знаний художников профессионалов н любителей, их принадлежности к местным или академическим творческим школам.

В составе военного портрета выделяется произведение с гербом наказного войскового атамана Донского войска генерала от кавалерии Максима Григорьевича Власова, подчеркивавшее его персональный статус н новое социальное положение.

Атрибуция, содержание н интерпретация портретов проводится с использованием как традиционных подходов, так н с широким привлечением исторнко-предметного метода, опирающегося на вспомогательные исторические дисциплины — уннформологню. генеалогию, геральдику, фалеристику и просопографиы.

Высказывается положение о том, что при написании портретов художники стремились соблюдать, правила и требования, предъявляемые к униформе, наградам и геральдике. Но имелись и серьезные неточности, вводящие исследователей в заблуждение.

Впервые подробно раскрываются механизм и методики научного исследования военного портрета, имеющие значение для донской н российской портретной живописи XIX — XX вв. Характеризуются композиция и символика портретов.

Анализируются дискуссионные вопросы изучения донского портрета, предлагаются различные версии их атрибуции и содержания на основе царских пожалований, имперского законодательства, военных событий в России н за рубежом. Уточняются датировки портре-

Ключееые слова\ Российская империя, Донское войско, наказной войсковой атаман МГ. Власов, донской военный портрет, нсторнко-предметный метод атрибуции портретной живописи первой половины XIX в., уннформолэогия. фалеристика, геральдика, просопографня

Для ципшроеання: Агафонов А.И. Донской военный портрет: атрибуция, содержание, интерпретация Н Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 33-44.

© Агафонов А.И , 2022

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕШОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Ш УКИ._2021 Л* J

ISSN2687-0770 BUUIJBIOFBKttR EDUCmONAL ВСПТШКШ. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. Ж 1

Статья опубликована на условиях тщензгш Creative Commons Attiibution 4.0 International (CC-BY 4.0).

Qnginiil article

DON MILITARY PORTRAIT: ATTRIBUTION, CONTENT, INTERPRETATION

Aaatolv I. Agafanov

Doii State Technical University, Rostov-on-Doii, Russia, auatoly-agafonov@yaiidex.ru

Abstract. The Don military portrait is studied as one of the directions of Russian portrait painting of the first half of the 19th century, closely connected with the Cossack class and cultural traditions, the formation of the officer corps and generals, the Don nobility.

The dependence of images on public opinion and military-political events in the country, the skill and knowledge of professional and amateur artists, their belonging to local or academic creative schools is shown

As the part of the military portrait, the work stands out with the coat of arms of the Ataman of the Don Army, cavalry general Maxim Gngoryevich Vlasov, emphasizing his personal status and new social position

The attribution, content and interpretation of portraits is carried out using both traditional approaches and with the broad involvement of the historical and subject method based on auxiliary historical disciplines - unifomiology. genealogy, heraldry, phalenstics and pmsopography.

It is stated that when painting portraits, the artists sought to comply with the rules and requirements for uniform?, awards and heraldry. But there were also senous inaccuracies that mislead researchers.

For the first time, the mechanism and methodology of the scientific study of a military portrait, which are important for the Don and Russian portraiture of the 19-2Qth cenuiries, are rev ealed ш detail. The composition and symbolism of the portraits are characterized

The debatable issues of studying the Don portrait are characterized, various versions of their attribution and content are proposed on the basis of royal awards, imperial legislation military events in Russia and abroad The dates of the portraits are being clanfied

Keywords: Russian Empire, Don army, appointed military ataman M.G. Vlasov, Don military portrait, histoncal and subject method of attribution of portraiture of the first half of the 19th century, unifomiology, falenstics. heraldry, pmsopography

For citation: Agafonov A.I. Don Military Portrait: Attnbutiou. Content, Interpretation. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2022;(l):33-44. O Russ).

This is an open access a)iicle distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Донской портрет постоянно привлекает внимание историков, искусствоведов, реставраторов и музееведов. В сочинениях НА. Бондаревой, И.П. Гуржиевой, М.Е. Соколенко, А. А Карева, А А. Коноваловой н других ученых исследовалась его роль в региональной культуре, формирование донской коллекции живописного портрета н ее экспонирование, место в русском художественном творчестве в XVIII — начале XIX в., становление и развитие провинциального образования. Главное внимание исследователей сосредоточивалось на изучении атаманского и старшинского портретов, их окружения. Преимущественно использовались стилистический и технико-технологический методы, которые давали общие сведения об изображении, реже — о его авторе, датировка указывалась от полувека до столетня [1-6].

Ш2687-0770 BULLETIN OF HKttR EDUCiHONAL ВБПШШШ. NORTH CAUCASUSSE(3DN. SOCIAL SCIENCE 2022. No. 1

В то же время военный портрет XIX - начала XX е.: являющийся самостоятельным направлением в донской н российской живописи, это большая коллекция изображений войсковых атаманов, генералов, офицеров и казаков Донского войска, остается на периферии научного пространства. Его первые исследования на основе нсторико-предметного метода атрибуции относятся ко второй половине 90-х гг. XX в. A.B. Кибовскнй обратился к портретам донских героев, хранящихся в иностранных собраниях, установил персон — казака лейб-гвардии Казачьего полка Т.А. Камбулова (?), находившегося в составе делегации императора Александра I при войсковом атамане генерале от кавалерии графе М.И. Платове в Лондоне с б по 25 нюня 1814 г., а также командира того же полка генерал-майора A.M. Каменнова, участника русско-турецкой войны 1828—1829 гг. [7]. Однако методика и

опыт изучения донского военного портрета не получили значительного распространения н часто остаются не востребованными в научной практике.

Пожалование в конце XV111 — первой половине ХЕХ в. донским казакам, старшинам, офицерам и генералам чинов н орденов открывало путь к приобретению потомственного дворянства, закреплению его в грамотах и патентах на гербы, а также в визуальной форме — на парадных портретах, подчеркивавших их общественное положение и новый персональный статус.

Донской военный портрет представлен обширными коллекциями в Новочеркасском музее истории донского казачества. Военной галерее Зимнего дворца в Петербурге, Музее лейб-гварднн Казачьего полка в Париже. Старочеркасском исторнко-архилекгурном музее-заповеднике, Музее Отечественной войны 1812 г. в Москве, других государственных и частных собраниях.

Социально-политические процессы и военные события воспроизводились на гербовых портретах1, это одна из малоизученных страниц российской региональной истории, дворянства н геральдики. По нашему мнению, гербовые портреты являются самостоятельным направлением в составе донского военного портрета, требуют тщательного рассмотрения и разработки методики изучения.

К настоящему времени в Новочеркасском музее нсторнн донского казачества сохранились гербовые портреты войсковых атаманов Донского войска генералов от кавалерии А И. Иловайского, В.П. Орлова, М.Г. Власова, а также генерал-майора П.М. Грекова и полковника ТА. Малахова. На портретах изображены первые в роду донские дворяне н их Высочайше утвержденные гербы. Вероятно, гербовых портретов было больше, но они исчезли в войнах н революциях XX в.

Донское казачество активно участвовало во всех войнах России ХУШ — начала XX в. Эти события нашли отражение в портретах н гербах донских офицеров и генералов [8].

Из многочисленных изображений генералов н офицеров Донского войска нами выделен гербовый портрет наказного войскового атамана МГ. Власова. Широко известный, типичный.

Портрет Максима Григорьевича Власова, наказного войскового атамана Донского войска, генерал-лейтенанта. Художник Е. Казаков. Холст масло, 73........ см. Новочеркасск™ музеи нсторнн донского казачества I Portrait of Maxim Gngoryevicli Vlasov, Appointed Military Ataman of die Don Anuy, Lieutenant General. Artist E. Kazakov. Oil, canvas,

......... cm. Novocherkassk Museum of the

History of die Don Cossacks

1К гербовым портретам относятся индивидуальные (в полный рост н поясные) портреты которые сопровождают дворянские родовые (фамильные) гербы

ТЗЖ2687-0770 ВЦЦЖПКОРНКЖИ ЕЛиСШО^Ш ИБПШШШ. ЯЖШ САЦСАЯ1ХВЕ(Зт. ЗООЛЕБОЕЖЕ 2022. Ж 1

тщательно выписанный Он постоянно репродуцируется в научных сочинениях н средствах массовой информации, посвященных истории донского казачества. Его изучение поможет сформулировать приемы и методы атрибуции, содержания и интерпретации, использовать их для всего донского военного портрета с учетом написания персонажей, окружения и сопровождения.

Наказной войсковой атаман Донского войска генерал от кавалерии М.Г. Власов являлся одним из выдающихся донских военных и политических деятелей. Ему посвящены монографии, статьи, очерки, но его портрет не был предметом самостоятельного научного изучения. М1Г. Власов более 50 лет прослужил в императорской российской армии, прошел путь от рядового казака до генерала от кавалерии. При нем вводилось в жнзнь «Положение об управлении Донского Войска» от 26 мая 1835 г. М.Г. Власов последний войсковой атаман в ХЕХ в. - 1917 г. из уроженцев Дона.

М.Г. Власов родился 13 августа 1767 г. в семье обер-офицера в станице Раздорской Первого Донского начальства Земли Донского войска. Кавалер российских императорских орденов н медалей, трижды Золотого наградного оружия с надписью: «За храбрость», иностранных орденов и знаков отлнчия. Участвовал в подавлении Польских мятежей в 17921794 тт. и в 1831 г., наполеоновских кампаниях и русско-турецкой войне начала ХЕХ в.: Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии 1813-1814 тт. и Втором походе во Францию в 1815 г.. Кавказской войне. Наказной войсковой атаман Донского войска 1836—1848 тт. Умер от холеры 21 нюня 1848 г. в станице Усть-Медведнцкой Усть-Медведнцкого округа Земли Донского войска, там же похоронен [9]

Гербовый портрет М.Г. Власова представляет особый интерес, он прижизненный, военный. полупарадный, репрезентативный, поясной, акцентирует внимание на социальном статусе изображенного. Это подчеркивает тщательное написание униформы, орденов н дворянского герба. На портрете отсутствует предметное окружение, характерное для классического парадного портрета, что позволяет говорить о нем, как о событии переходного периода от парадного к камерному Здесь больше проявляется интерес к самой модели, раскрывается характер, подчеркивается индивидуальность.

Безусловно, главным в композиции является изображение донского атамана. Художник Е. Казаков явно ему польстил. На рубеже 30-40-х гг. ХЕХ в. генерал-лейтенанту М.Г. Власову исполнилось 74—76 лет. На портрете изображен герой 55—60 лет, со шрамом на подбородке от удара саблей, с твердым волевым взглядом, полный сил и энергии, а не «доблестный старец». Так называл его в 1848 г. современник, хорошо знавший донского атамана и неоднократно с ним встречавшийся, император Николай I [10].

Большое влияние на атрибуцию портретов оказывают внешние влияния - общественное мнение, место, время и мастерство профессиональных или любительских художников, униформа, чины, награды, оружие, гербы н т.д. Они не только фиксируют, но н часто меняют художественный образ, неразрывно связывают его с современной культурной н исторической эпохой.

Для понимания атрибуции портрета необходимо показать перемены в униформе Донского войска. 1 января 1827 г. император Николай I приказал иметь при шитых мундирах, внц-мундирах н сюртуках на золотых эполетах серебряные, а на серебряных - золотые кованные звездочки: генерал-майорам — по две: генерал-лейтенантам — по три; генералам от инфантерии, кавалерии, инженер-генералам звездочек иметь не положено; генерал-фельдмаршальским эполетам присвоены два, накрест положенные жезла [11, с. 49—50]. 13 октября 1827 г. в императорской российской армии был введен офицерский эполет с тремя витками и чешуйкой [12, с. 2, рис. 224]. 4 августа 1829 г. повелено иметь офицерам Донского войска чешуйчатые эполеты по образцу эполет легкой кавалернн [13, с. 2]. На эполетах серебряные пуговицы с изображением двуглавого орла, утверждены 29 декабря 1829 г. [11, с. 51].

По «Положению об управлении Донского войска» от 26 мая 1835 г. генералам, штаб- и обер-офицерам приказано иметь мундир утвержденного образца: на воротннках н обшла-

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕШОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Hl ЖЕ_2022. Л* J

ISSN2687-0770 BUUITBIOFBKttR EDUCmONAL ВСПТШКШ. NORTH CAUCASUS REGION SOCIAL SCIENCE 2022. No. 1

гах петлицы и прочий генеральский и офицерский набор серебряный, в Донской конной артиллерии — золотые [13, с. 3; 14].

В 1S37 г. широко праздновался 2 5-летний юбилей Отечественной войны 1812 г. Император Николай I установил 2 января 1837 г. новый генеральский мундир, сохранив оправдавшие себя изменения предшествовавшего периода, темно-зеленого сукна вместо синего, с генеральским золотым шитьем вместо серебряного. Генералам, уволенным от службы до 2 января 1S37 г., разрешалось носить мундир старого образца - синего сукна с серебряным шитьем [13, с. 52-54].

Нововведения затронули и арматюру. 17 декабря 1837 г. офицерские н генеральские эполеты в легких и иррегулярных войсках установлены нз плотной шерсти (ткани), в них также добавлен четвертый виток [11, с. 52; 12, рис. 250; 15, с. 10—11, рис. 119, 12S, 150].

На портрете генерал-лейтенанта М.Г. Власова изображены старые и новые изменения формы одежды российской армии. Войсковой атаман представлен в парадном генеральском мундире образца 1837—1845 гг., цвет темно-синий (по приборному цвету Донского войска). Впервые приборные цвета Донского войска синий н малиновый (красный) утверждены императрицей Екатериной П в 1774 г. Эти цвета сохранялись в Гатчинской казачьей команде наследника престола цесаревича Павла Петровича [16], а также в гвардии, строевых полевых полках и в быту (за исключением артиллерии с 1816 г.) в последующие царствования российских императоров [17, 18].

Принцип построения мундира М.Г. Власова - казачий, однобортный на петлях и крючках; крой и арматюра близки к мундиру 1814 г. Воротник прямой, подбой и выпушка красная, вдоль которой по всему воротнику серебряный кант (шнур), а также серебряное генеральское шитье в вцде дубовых листьев на ветке.

Эполеты генеральские серебряные из плотной шерстн (ткани) с металлической нитью н'нлн на жестком основании, поле круглое и корешок прямой со скошенными у воротника углами серебряного цвета, подбой красный по приборному цвету Донского войска, пуговицы. крепившие через люверсы (специальные отверстия на плече мундира у воротника) эполеты к мундиру 16-18 мм, серебряные с имперским двуглавым орлом, контрпогончнк серебряный с красной выпушкой по краям, знаки отлнчия - три кованные звездочки золотого цвета, означавшие чин генерал-лейтенанта, шейка (ободок) — один толстый между двумя более тонкими витками, всего три витка на правом плече, четыре витка на левом плече, канитель (бахрома) толстая серебряная.

Художник допустил неточность в написании арматюры. На портрете М.Г. Власова разные эполеты - с тремя витками (старого образца, до 1837 г.) на правом плече; нового образца с четырьмя вилками — на левом плече. При этом витки на эполетах выходят значительно на поле и корешок. Шейка должна охватывать поле и не иметь завитушек, как на левом эполете.

Важную роль в установлении персонажей, авторов н времени создания портретов играет фалеристика. Расположение орденов, медалей, знаков отлнчия, орденских звёзд н лент, их число, правила награждения и изъятия, ношения устанавливались императором и Кавалерскими орденскими думами. Старшинство орденов определялось временем учреждения, личными предпочтениями императоров, развитием наградной системы - созданием новых и включением в Капитул Российских императорских н царских орденов иностранных орденов н знаков отлнчия.

Безусловно, худ ожинки стремились наиболее полно отразить заслуги героев, скрупулезно прорисовывали награды, число и размеры, порядок и последовательность размещения звезд н знаков согласно статусу и степени (классности) - старших орденов над младшими, русских - над иностранными, а также орденских лент.

На левой стороне груди, сверху слева от креста Св. Владимира у воротника, над медалями, расположена небольшая прямоугольная серебряная колодка, покрытая темно-красной эмалью в золотом обрамлении, с двумя перекрещенными золотыми саблями острием вниз. Е. Казаков зафиксировал знак кавалера Золотого оружия с надписью: «За

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl ЖЕ_2022. Л* J

ISSN2687-0770 BUUIJBIOFBKttR EDUCiTIONÄL ИБПШШШ. NORTH CAUCASUS REGION SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 1

храбрость». Эти несанкционированные властью знаки отличия были распространены в русской армии, особенно после Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813— 1814 гг. Офицеры и генералы изготавливали золотые сабельки и шпаги на золотых цепочках и носили на Георгиевской ленте в третьей сверху петлнце мундира или на левой стороне мундира ниже всех орденов. Награжденные Шведским Королевским орденом Меча носили серебряный меч под российскими наградами. Для кавалеров двух н более пожалований Золотым оружием, а также мундиров казачьего покроя производились знаки, подобные изображенному на портрете генерал-лейтенанта М.Г. Власова.

Вероятны несколько версий датировки портрета. Он быт написан во второй половине 30-х - начале 40-х тт. XIX в., атаман изображен с лентой ордена Св. Благоверного кн. Александра Невского. Об этом также свидетельствует звезда ордена, который пожалован 9 ноября 1831 г.: но прежде всего алмазные знаки к нему, полученные б декабря 1838 г. По КРУТ н лучам звезды размещались бриллианты, что художник н напнсал на портрете. Знак ордена (крест), украшенный бриллиантами, носился на ленте у бедра, но так как портрет поясной, он не помещен. Дополнительным аргументом в пользу указанной даты является орден и звезда Прусского королевского Красного Орла 1-й степени, пожалованные в 1835 г. В этой связи можно предполагать, что герб является «Медальонной вставкой» позднего времени.

Император Александр I восстановил 12 декабря 1801 г. статут орденов Св. Великомученика и Победоносца Георгия н Св. Равноапостольного кн. Владимира во всей полноте н содержании [19], а также определил старшинство и очередность собраний Кавалерских дум, после Георгиевской следовала Владимирская [20]. Онн действовали с небольшими дополнениями до 1845 г., до принятия нового статута орденов.

Орден Св. Равноапостольного кн. Владимира 1-й степени Большого креста пожалован М.Г.Власову 16 апреля 1841 г. Согласно статуту, знак ордена носился на трехцветной шелковой ленте (о трех полосах равной ширины, крайние - черные, средняя — красная) на мундире через правое плечо. Она надевалась в день Орденского праздника 22 сентября н при Высочайших смотрах, при наличии старших орденов младшие ленты орденов не надевались [21].

При отсутствии ордена Св. Владимира 1-й степени кавалер носнл на шее на ленте ордена шириной IV* вершка знак 2-й степени ниже ордена Св. Георгия. До 1845 г. звезда ордена следовала по мере убывания старшинства за звёздами орденов Св. Апостола Андрея Первозванного, Св. Георгия 1-го н 2-го класса, далее Св. Владимира 1-й степени. Св. Александра Невского, Белого Орла, н т.д. Звезда ордена Св. Владимира 2-й степени располагалась ниже звезды ордена Св. Азександра Невского. Ленга к ордену Св. Владимира 2-й степени не предусматривалась [22].

Можно полагать, что на портрете - знак ордена Св. Владимира 2-й степени, пожалованный в 1813 г., н звезда к ордену, расположенная под звездой ордена Св. Александра Невского. Крест ордена Св. Владимира 2-й степени никогда не снимался даже при старших орденах. Такая последовательность знаков н звезд орденов позволяет считать, что портрет М.Г. Власова написан до пожалования донскому атаману ордена Св. Владимира 1-й степени, т.е. до 16 апреля 1841 г.

Особо следует сказать о престиже ордена Св. Владимира. Эпоха 1812 г. высоко подняла его достоинство и значение в обществе, он не уступал по авторитету ордену Св. Георгия. Многие офицеры, в том числе казачьи, отказывались от Св. Георгия 4-го класса в пользу Св. Владимира 4-й степени, особенно с бантом. Это пожалование сразу предоставляло права потомственного дворянства.

Чин н герб войскового атамана дают возможность предположить иное время появления портрета. М.Г. Власов изображен в чнне генерал-лейтенанта. Если исключить вариант с «медальонной вставкой», то можно утверждать, что портрет войскового атамана МГ. Власова создан в марте — ноябре 1843 г., т.е. после приобретения прав н привилегий высшего сословия н дворянского герба (патент 13.03.1843 г. - в чнне генерал-лейтенанта), но до чн-

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. CEBEPO-K.iBKi3CKIífl РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl ЖЕ_2022. Л* J

ISSN2687-0770 BUUITBIOFBKttR EDUCmONáL ВСПТШКШ. NORTH CAUCASUS SEGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No. 1

на генерала от кавалернн (10.10.1S43 г.). Художник отразил дворянский герб и не упустил бы запечатлеть такое важное событие, как пожалование чина генерала от кавалерии.

На правой стороне груди — звезда ордена Св. Анны 1-й степени с императорской короной; на левой - сверку вниз звезды Св. Александра Невского. Св. Владимира 1-й степени (?), Прусского королевского Красного Орла 1-й степени. Если портрет написан в 1843 г., то, безусловно, это звезда Св. Владимира 1-й степени, хотя, она и расположена не по правилам.

На шее на лентах орденов кресты орденов Св. Георгия 3-го класса. Св. Владимира 2-й степени, Св. Анны 1 -й степени с императорской короной. Прусского королевского Красного Орла 1-й степени, Прусского королевского Poor le Mente (За заслуги), Шведского королевского ордена Меча, Польский Знак отличия ордена Военного достоинства 2-го класса (VTR.TUTI MILITARI). Вверху левого плеча на колодке медали — серебряная «В память Отечественной войны 1812 года», дворянская бронзовая - участники Отечественной войны 1812 года, серебряная - «За Турецкую войну. 1828. 1829», серебряная - «За взятие приступом Варшавы 25 и 26 авг. 1831».

В отличие от формулярных списков, в которых тщательно учитывались чинопроизводство. все виды пожалований, взысканий н отпусков, на военных портретах художники стремились запечатлеть главные награды и изменения, действовавшие в это время в Российской империи. В частности, при наличии старших в иерархии орденов одного вида младшие не указывались. Это касается и орденских ленг, надевалась на мундир лента старшего ордена в иерархии императорских наград, о других свидетельствовали знаки и звезды ордена. На портрете М.Г. Власова отсутствуют знаки орденов Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса (который никогда не должен сниматься с мундира), Св. Александра Невского, украшенного бриллиантами, Св. Владимира 4-й степени с бантом (носился постоянно), 3-й и 1-й степеней, Св. Анны 2-й с алмазами и 3-й степеней. Прусского королевского Красного Орла 2-й степени, Знак Отличия беспорочной службы «XL» лет в офицерских чинах на Георгиевской ленте (носился постоянно). Согласно действовавшим правилам, при пожаловании старших орденов младшие отсылались в Капитул Российских императорских и царских орденов, также все знаки ордена и звезды по смерти владельца.

К числу боевых наград М.Г. Власова следует отнести Георгиевское (белое) знамя с надписью: «За отличную храбрость н поражение неприятеля в Отечественную войну 1812 года», пожалованное его полку S октября 1813 г. [23, с. 320, 329, 344-346, 355]

Каждая награда, прописанная илн не помещенная на портрете, имеет свою богатую историю блистательных военных побед и успехов на государственном поприще. Онн формируют визуальный образ наказного войскового атамана как героя многочисленных сражений н авторитетного администратора [24].

Для атрибуции портретов широко используются приемы и методы геральдики. Герб, его форма, содержание н символика позволяют уточнить дату пожалования, время и написанного персонажа, автора портрета.

Герб Максима Григорьевича Власова.

генерал-лейтенанта, наказного войскового атамана Донского войска. Цветная реконструкция А.И. Агафонова / Coat of arras of Maxim Grigoryevich Vbsor, Lieutenant General, Appointed Military Ataman of die Don Army. Color reconstruction by A.L Agafonov

ТЗЖ2687-0770 ВииЖПКОЕНКЖЕ ЕЛиСШО^Ш ИБПШШШ. ЯЖШ САиСДЯ1ХВЕ(Зт. ЗООЛЕБОЕЖЕ 2022. Ж 1

Некоторые награды М.Г. Власова запечатлены в его дворянском родовом гербе, онн играют важную роль в атрибуции портретов. В сочинении сотника В В. Пузанова приводится полная грамота императора Николая I от 13 марта 1843 г. на пожалование прав и привилегий высшего сословия Российской империи генерал-лейтенанту М.Г. Власову н его дворянский герб [23, с. 40—44].

«Щит пересечен горизонтально на две части: в верхней, в голубом поле, крестообразно две саблн и Георгиевское знамя, а во второй, в серебряном поле, скачущий в правую сторону казак, с поднятой вверх булавой. Щит увенчан дворянским шлемом и короной с тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубой, подложен серебром» [25]

Дворянский герб М.Г. Власова отличается по форме от классического российского герба, утвержденного императором Павлом I. Его фигура «немецкая» н относится к 40-м гт. XIX в., что является важным атрибутивным признаком. Она характеризует поиски наиболее универсального н красивого внешнего вида русского герба, которые проводились в Герольдии Правительствующего Сената.

Е. Казаков видел грамоту и дворянский герб М.Г. Власова н разместил его на портрете. Если бы портрет был написан позже 1843 г., художник внес бы исправления на эполетах, изобразил атамана в чине генерала от кавалерии, а также исправил ошибку и разместил звезду ордена Св. Владимира 1-й степени, пожалованную 16 апреля 1841 г. Данная последовательность изображения орденских звезд отодвигает написание портрета М.Г. Власова на 1840 - до апреля 1841 г. Но, вероятнее всего, художник знал о пожаловании М.Г. Власову ордена Св. Владимира 1-й степени, но разместил его по старшинству учреждения, после Св. Александра Невского. Тогда дата написания портрета 1843 г.

В сочинении В В. Пузанова (1913 г.) предлагаются две версии герба, первая, при грамоте на дворянство императора Николая I генерал-лейтенанту М.Г. Власову [23, с. 43]. Он повторяет герб, написанный на портрете, что также предполагает знакомство писателя с оригиналом грамоты и герба. Вторая, герб на обложке кннгн. на наш взгляд, авторский вариант. Безусловно, к началу XX в. в российском гербоведении прочно утвердилась французская форма герба. Герб помещен на звезде ордена Св. Александра Невского, форма французская, верхнее поле — синее, нижнее — красное, приборных цветов Донского войска.

Дворянский шлем повернут вправо (в геральдическую сторону), что отличало гербообладателя от старинных дворянских родов, подчеркивало приобретение прав и привилегий высшего сословия Российской империи через Высочайшее пожалование, по чину, ордену н т.д. Нашлемник н намет — золотые, поднимавшие статус герба и положение обладателя в обществе.

Известно, что построение гербов в Герольдии Сената происходило на основе формулярных и послужных списков, биографий героев, очевидцев событий, свидетельств современников, других документов. Герольдия выделяла для составления герба наиболее яркие события в жизни соискателя дворянства, облекала их в геральдические и негератьдическне символы. Гербы донских генералов и офицеров создавались в конце XV111 - начале XX в. в русле российского герботвор-чества, неслн его характерные черты. Гербы донского дворянства получены преимущественно «по заслугам» — по чину н наградам. К ним относится и герб М.Г. Власова.

Голубой (снннй) и серебряный цвета, использованные в гербе наказного войскового атамана, доминировали не случайно. Геральдические цвета выполняли

Герб Максима Григорьевича Власова. Книжная версия В.В. Пузанова / Coat of arms of Maxim Grigoryevich Vbsov Boot version by V.V. Puzauov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl ЖЕ_2022. № I

ШИТ2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCAUONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. Na. 1

опознавательные н информационные функции. Специалисты в области геральдики видели в красках не только их назначение, но и факты биографии гербообладателя.

В геральдике голубой цвет олицетворяет преданность, верность, справедливость, настойчивость и упорство, любовь к Родине, гордость н славу. Серебряный цвет — символ чистоты, благородства, правдивости и невинности [26].

В 1826—1830 тт. производилось следствие по делу генерал-майора МГ. Власова по доносу ко хл еж с ко го советника де-Скассн. Он обвинялся в разорении мирных аулов при подавлении нападений и выступлений натухайцев против черноморских казаков. Трехлетнее следствие закончилось судом, который всецел» оправдал генерал-майора МГ. Власова. Император Николай I выразил ему полное доверие, назначил исполнять обязанности наказного войскового атамана во время отсутствия войскового атамана Д.Е. Кутейников а. приказал зачесть в службу все время, проведённое под следствием и судом [23, с. 17—22].

В российской геральдике являются наиболее распространенными предметы военного быта. Онн относятся к искусственным фигурам, которые нлшлн отражение в гербе М.Г. Власова. В верхнем голубом поле — две накрест острием вверх с золотыми эфесами казацкие сабли, положенные на Георгиевское белое знамя образца 1813—1814 гг. Таким образом в гербе закреплялись и подчеркивались личные боевые заслуги М.Г. Власова н его полка.

В нижней серебряной части казак в мундире Атаманского полка с булавой в правой руке, скачущий в правую геральдическую сторону, означал принадлежность героя к Донскому войску.

Дворянский шлем — в анфас с шестью решетками, увенчанный древней царской короной о пяти зубцах (перлах). Нашлемник состоит из трех страусовых перьев синего цвета. Намет синий, подложенный серебром.

Фактически дворянский герб независимо и в совокупности с другим сопровождением — униформа, арматюра, ордена и знаки отличия — позволяет установить владельца и его общественный статус, а также место среди гербообл адате лей. указать его принадлежность к определенной военной, статской или сословной группе, заслуги перед императором н государством.

Таким образом, донской военный портрет — самостоятельное направление в российской живописи, сложившееся в конце XV11L — первой половине XIX в., на основе сословных казачьих интересов, имеющее общие политические, этнические н социальные корни, географически привязанные к Донской земле.

Донской военный портрет относится к массовым источникам, особому виду нсточннко-вой базы, для исследования которой широко используются не только общеисторические, но и специальные методы анализа, в частности фалеристики, геральдики, генеалогии, про-сопографин и других вспомогательных исторических дисциплин.

Портрет наказного войскового атамана генерал-лейтенанта М.Г. Власова написан в начале 40-х гг. XIX в. художником Е. Казаковым, что подтверждается тщательными исследованиями униформологни, фалеристики, геральдики и генеалогии. Предложенный исто-рнко-предметный метод атрибуции военного портрета будет широко использоваться при аналогичных изысканиях донской н российской портретной живописи XY1H - XX вв., практической деятельности историков, реставраторов и музейных сотрудников.

Донской военный портрет XIX — начала XX в., в том числе гербовый, может быть предметом самостоятельных просопографических исследований.

Список источника в

1. Бондарева НА. Дон и Петербургская Академия художеств И Возрождение казачества: история и современность : материалы V Всерос. (междунар.) науч. конф. 2-е нзд. нспр. н доп. Новочеркасск, 1995 С. 127-131

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl YKK_2022. jgj

ISSN2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCAUONALINSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No. 1

2. Бондарева НА. Донской портрет XVIII - первой половины XIX века в контексте восточноевропейского провинциальною портрета этого периода : автореф. дне. ... канд. искусствоведения. СПб., 1996. 17 с.

3. Бондарева НА. История коллекционирования портретной живописи на Дону и перспективы ее экспонирования //Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2020. № 2. С. 93— 101.

4. Гуржиева И.П., Соколенка МЕ. Донской портрет XVTH века. Из собраний Новочеркасского н Старочеркасского музеев Ростовской области //Музей. 1988. Вып. 9. С. 87-101.

5. Карев А А. Донской портрет в русской художественной культуре Х\ТП века «Рыцарский дискурс» // Труды ист. фак-та С.-Петербургского ун-та. 2014. № 20. С. 136—151.

6. Коновалова А А. Донской портрет XVIII века: условия возникновения и развитая на примере портретной галереи Ефремовых Н XJNTVERSLDvI. 2017. № 5 (39). URL: littps:// 7ишversum.сотка! philology/arcliive/iteni/47S8 (дата обращения: 03.01.2022).

7. Киоовскии A.B. Портреты гвардейских казаков (атрибуция двух портретов нз иностранных собраний) Я Отечественная война 1812 года. Источники Памятники. Проблемы: материалы \HBcepoc. науч. конф. Бородино. 1999. С. 88-97.

8. Агафонов А.И. Донские казаки. Грудь в крестах... (Из нсторнн пожалований, наград и знаков отличия донского казачества. XVI - начало XX в.). 2-е изд., негр, и доп. Ростов н/Д. : Омега Паблишер, 2013. 465 с.

9. Агафонов А.И. Донские генералы в Военной галерее Зимнего дворца. 2-е изд. Ростов ш/Д. : Омега Паблишер. 2012 . С. 168-171.

10. Донцы XIX века: биографии и материалы для биографий Донских деятелей на поприще службы военной, гражданской и общественной, а также в области наук, искусств, литературы н проч. Новочеркасск : Обл. Войска Дон. тип., 1907. С. 78.

Висковатов A.B. Историческое описание одежды и вооружения российских войск составленное по Высочайшему повелению. Ч. 27. СПб. : Военная типография. 1862. 178 с.

12.Висковатов A.B. Историческое описание одежды и вооружения российских войск составленное по Высочайшему повелению. Ч. 21. СПб. : Военная типография. 1861. 281 с.

13.Висковатов A B Историческое описание одежды и вооружения российских войск, составленное по Высочайшему повелению. Ч. 29. СПб. : Военная типография. 1862. 260 с.

14. Полное собрание законов Российской империи (П ПСЗ). СПб. : Типография 2-го Отделения Собственной Е.ИВ. Канцелярии, 1835 Т 10, № 8163. С. 474; Ч. 2 : Штаты н табели С. 239.

15. Висковатов A B Историческое описание одежды и вооружения российских войск составленное по Высочайшему повелению. Ч. 20. СПб. : Военная типография. 1861. 224 с.

16 Висковатов A B. Историческое описание одежды и вооружения российских войск, составленное по Высочайшему повелению. Ч. 6. СПб. : Военная типография. 1847. С. 30, 143.

\1 Висковатов A.B. Историческое описание одежды и вооружения российских войск составленное по Высочайшему повелению. Ч. 15. СПб. : Военная типография. 1858. С. 55-62.

1S Висковатов A B. Историческое описание одежды и вооружения российских войск составленное по Высочайшему повелению. Ч. 1S. СПб. : Военная типография. 1860. С. 1-8.

19. Полное собрание законов Российской империи (I ПСЗ). СПб. : Типография 2-го Отделения Собственной Е.ИВ. Канцелярии, 1830 Т. 26, № 20074. С. 860-S62.

20.1 ПСЗ. 1830. Т. 33. № 26511. С. 1084.

21 I ПСЗ. 1830. Т. 21. № 15515. С. 671-675.

22. II ПСЗ 1845. Т. 20, ч. 1, № 19227. С. 553-554.

23. Пузанов В.В. История 5-го Донского казачьего войскового атамана Власова полка. Саратов : Тип. П.С. Фнокригова. 1913. 690 с.

24. Список генералам по старшинству. СПб. : Военная типография. 1840. 95 с.

25. Сборник дипломных гербов Российского дворянства, не внесенных в Общий гербовник. Ч. 3, №52.

26. Лакиер А.Б. Русская геральдика. Кн. 1. СПб.: Типография 2-го Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии 1855. С. 45-47.

TSSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER ED UCAHONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No.l

References

1. Bondareva NJL Don and the St. Petersburg Academy of Arts. The Revival of the Cossacks: history and modernity. Collection of articles for the V All-Russian (International) Scientific Conference. 2nd edition, cor. and add. Novocherkassk, 1995:127-131. (In Russ.).

2. Bondareva NA. The Don portrait of the 18th - first half of the 19th century in the context of the Eastern Eitropean provincial portrait of this period. Dissertation Hiesis. St. Petersburg, 1996. 17 p. (la Russ).

3. Bondareva N.A The history of collecting portrait painting on the Don and the prospects of its exposure. Novoe iskusstvoznanie. Istoriya, teoriya ifilosofiya iskusstva = New Art Studies. History, Theory and Philosophy of Art. 2020,(2):93-101. (In Russ).

4. Guizhieva LP., Sokolenko M.E. Don portrait of the 18th century. From the collections of the Novocheikassk and Starocherkassk museums of the Rostov region Muzei = Museum. 1988;(9):87-101. (In Russ).

5. Karev A A. Don portrait in Russian artistic culture of the 18 th century "Knight's discourse". Trudy ist. fak-ta S.-Peterburgshogo un-ta = Works of the Historical Faculty of St. Petersburg University. 2014;(20): 136-151. (In Russ ).

6. Konovalova A A. Don portrait of the 18 th century: conditions of origin and development on the example of the portrait gallery of the Yefremovs. UNWERSUM 2017"(5). Available from: https:// 7um\*ersumccWru/philology/archive/item/47S8 [Accessed 3rd January 2022). (In Russ ).

7. Kibovsky A.B. Portraits of Guards Cossacks (attribution of two portraits from foreign collections). Patriotic War of 1812. Sources. Monuments. Problems. Proceedings of the VH All-Russian Scientific Conference Borodino, 1999:88-97. (In Russ ).

8. Agafonov A.I. Don Cossacks. Chest in crosses... (From the history of awards, awarding and insignia of the Don Cossacks. 16th - early 20th century). 2nd ed. and augmented Rostov-on-Don: Omega Pabhsher Publ; 2013.465 p. (In Russ ).

9. Agafonov AX Don generals in the Military Gallery of the Winter Palace. 2nd ed. Rostov-on-Don: Omega Pabhsher Publ, 2012:168-171. (In Russ ).

\0.Don people of the 19th century: biographies and materials for biographies of Don figures in the field of military, civil and public service, as well as in the field of sciences, arts, literature, etc. Novocheikassk: Regional Don Army Publ.; 1907:78. (In Russ ).

11. Viskovatov A.V. Historical description of the clothing and weapons of the Russian troops, compiled by the Highest command. Part 27. St. Petersburg: Military Printing House; 1862. 17Sp. (In Russ.).

12. Viskovatov A.V. Historical description of the clothing and weapons of the Russian troops, compiled by the Highest command. Part 21. St. Petersburg: Military Printing House; 1861. 2S1 p. (In Russ ).

13. Viskovatov A.V. Historical description of the clothing and weapons of the Russian troops, compiled by the Highest command. Part 29. St. Petersburg: Military Printing House; 1862. 260 p. (In Russ ).

14. The complete collection of laws of the Russian Empire (The second collection). St. Petersburg: Printing House of the 2nd Department of Its Own E.I.V. Chancellery; 1S35;10(8163):474. Part 2. Registers and time-sheets :23 9. (In Russ ).

15. Viskovatov A.V. Historical description of the clothing and weapons of the Russian troops, compiled by the Highest command. Part 20. St. Petersburg: Military Printing House; 1861. 224 p. (In Russ.)

16. Viskovatov A.V. Historical description of the clothing and weapons of the Russian troops, compiled by the Highest command. Part 6. St. Petersburg: Military Printing House; 1847:30,143. (In Russ ).

17. Viskovatov A.V. Historical description of the clothing and weapons of the Russian troops, compiled by the Highest command. Part 15. St. Petersburg: Military Printing House; 1853:55-62. (In Russ ).

18. Viskovatov A.V. Historical description of the clothing and weapons of the Russian troops, compiled by the Highest command. Part IS. St. Petersburg: Military Printing House; 1860:1-8. (In Russ ).

19. The complete collection of laws of the Russian Empire (The first collection). St. Petersburg: Printing House of the 2nd Department of Its Own E.I.V. Chancellery; lS30;26(20074):860-862. (In Russ ).

20. The complete collection of laws of the Russian Empire (Thefirst collection). St. Petersburg: Printing House of the 2nd Department of Its Own E.I.V. Chancellery; 1330:33(26511):1084 (In Russ ).

issn2687-0770 BULLETIN of higher ed ucahonal institutions. north caucasus region. social science 2022. no.l

21. The complete collection of laws of the Russian Empire (The first collection). St. Petersburg: Printing House of die 2nd Department of Its Own E.I.V. Chancellery; 1330:21(15515):G71-675. (In Rubs).

22. The complete collection of Lob of the Russian Empire (The second collection). St. Petersburg: Printing House of die 2nd Department of Its Own E.I.V. Chancellery; 1845 20,1(1922 7): 553-5 54. (In Rnss).

23. Puzanov V.V. History? of the 5th Don Cossack military ataman Vlasov regiment. Saratov: Printing House of P.S. Fiokntov; 1913. G90 p (In Rnss)

24. The list of generals by seniority. St. Petersburg: Military Printing House; 1840. 95 p. (In Rnss).

25. Collection of diploma coats of arms of the Riss si mi nobility, not included in the General coat of arms. Part 3= No. 52. (In Russ).

26. Lakier A.B. Russian heraldry. Book 1. St. Petersburg: Printing House of the 2nd Department of Its Own E.I.V. Chancellery; 185 5:45^7. (InRuss ).

Информация об авторе

А.И. Агафонов - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культурологии, факультет медиаколшуникаций и мультимедийных технологий.

Information about the author

A.I. Agqfonov - Doctor of Science (History), Professor of the Department ofHistory and Cultural Studies, Faculty of Media Communications and Multimedia Technologies.

Статья поступила в релаигаю 54.01.2022: одобрена после репетирования 15.02.20(22; принята к публикации 17.03.2022. The article was submitted 24.01.2022; approved after reviewing 15.02.2022; accepted for publication 17.03.2022._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.