Д.В. Ливенцев,
доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж)
ДОНСКИЕ ФЛОТИЛИИ XVIII в. В ВОРОНЕЖСКОМ КРАЕ
Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором А.А. Лютых, доктором исторических наук, профессором П.В. Загоровским.
Аннотация. Цель исследования: провести анализ развития военно-речных флотилий в Воронежском крае в ХУШв.
Исследование позволяет выделить причины формирования и деятельности Донских флотилий, что позволяет рассмотреть малоизвестные страницы истории вооруженных сил Российской Империи.
Ключевые слова: донские флотилии, С.И. Елагин, П.П. Бредаль, А.Н. Сенявин.
Первыми регулярными военно-речными силами на Дону стали флотилии XVIII в. Они создавались для боевых действий против турецких вооруженных сил у побережья Азовского моря и в Крыму. Начало их существования следует отнести к первому азовскому походу 1695 г., когда для доставки войск к Азову на Дону развернули строительство стругов, морских лодок и плотов, которым занимались солдаты Белгородского полка. Основным центром судостроения стал Воронеж. К весне 1695 г. удалось построить 1291 струг [1].
В первом Азовском походе для перевозки войск и грузов было задействовано около 1900 стругов и морских лодок. Однако кораблей, способных блокировать турецкую крепость с моря, у русского царя не было, в связи с чем попытки взять Азов одними лишь сухопутными войсками закончились неудачно. Поэтому Петр I немедленно приступил к созданию военного флота. Все средства, отдельно разбросанные по России, и все сведущие в судостроении люди собраны были под Москвой в селе Преображенском, где солдаты гвардейских полков и опытные плотники, привезенные из Вологды, Нижнего Новгорода, Архангельска и других городов, принялись за изготовление составных частей галер.
Образцом служила галера, построенная в Голландии и в разобранном виде доставленная в Москву через Архангельск. Части 22 галер и четырех брандеров по зимнему пути были перевезены из Подмосковья к городу Воронежу,
где на реке Воронеж находились верфи и адмиралтейство для сборки и приготовления к плаванию привезенных из Преображенского судов. Здесь же были заложены и строились два галеаса.
В то же время на притоках Воронежа для предстоящей перевозки войск по Дону поспешно строились более полутора тысяч стругов, морских лодок и плотов и в разных местах заготовлялись все предметы, необходимые для флота. Материалы для работы на верфях поступали круглосуточно на переменных лошадях. Благодаря принятию таких энергичных мер и участию в деле самого Петра, на исходе мая 1696 г. вновь созданный флот в составе 1 корабля, 2 брандеров, 23 галер и нескольких десятков казачьих лодок, запер для турок устье Дона.
Продолжались и активные действия против турок казачьих иррегулярных флотилий. В мае 1696 г. войсковой атаман Фрол Меняев отправил станичного атамана Леонтия Поздеева с 250 казаками к Азовскому морю для промысла над неприятелем. Казачья флотилия в устье реки Каланчи взяли на абордаж 10 турецких транспортных судов с грузом, потеряв только две лодки.
Тогда же совместно с Донской флотилией, армия обложила крепость Азов, которая в июле, лишенная помощи своего флота, сдалась на милость победителей [2].
После удачного азовского похода до 1700 г. при помощи «кумпанств» Петр I разворачивает на воронежских верфях грандиозное строи-
тельство кораблей. На основании изучения огромного круга источников, русский военно-морской историк XIX в. С.И. Елагин выяснил общее количество «кумпанств» и составил поименные списки их членов, определил число кораблей, построенных «кумпанствами», создал схематическую карту участков корабельного леса и подробно описал способы, применявшиеся «кумпанствами» при постройке кораблей. Исторические сведения о «кумпанствах» он наглядно представил в «Списке судов Азовского флота. 1696 - 1712 гг.». Используя его материалы, по объему кораблестроительных работ «кумпанства» можно разделить на две группы: к первой относятся крупные «кумпанства» - гостиное «кумпанство», состоявшее из видных представителей купеческого сословия и «кумпанство» Троице-Сергиева монастыря.
Используя «Список» С.И. Елагина можно утверждать, что кораблестроительные работы по созданию Азовского флота проделали 39 малых «кумпанств». Подробно рассматривается С.И. Елагиным вопрос о верфях. По его данным на воронежской судоверфи было построено 60 кораблей, тавровской - 12, ступинской - 10, паншинской - 4, в Коротояке, Чертовицком и Рамони - по одному судну. В результате около 60 % кораблей было спущено на воду мастерами воронежской судостроительной верфи, которая бесспорно являлась главной базой для создания Азовского флота.
Ценная историческая информация, дошедшая до наших дней благодаря работе С.И. Елагина, - имена командиров кораблей. По нашим подсчетам 20 офицеров были представителями русского дворянства, 40 - иностранцами, приглашенными на службу.
Отдельная графа отводится С.И. Елагиным корабельным мастерам. На вервях флота работали 34 иностранных мастера - голландцы, англичане, датчане, австрийцы и греки. Русских мастеров было только трое - Федосей Скляев, Немцов и сам Петр I. С.И. Елагин отмечает, что царь заложил линейные корабли «Божие предвидение», «Ластка» и яхту «Либе». Указываются также имена подрядчиков - Елизарий Избрант, Зиновий Суровцов, Давыд Рыца, Франц Тиммерман, князь Нико-
лай Лихудиев, Андрей Бутенант, Болдвин Ан-дреевис.
Если говорить о качестве судов, построенных «кумпанствами», то Петр I был им недоволен, и его окружение неоднократно отмечало, что корабли «скорей годятся под купеческий груз, чем для военных действий».
Большое значение для военно-морских историков имеют указанные С.И. Елагиным даты закладки и спуска на воду кораблей. Если обобщить предоставленные им сведения, то можно выделить периоды кораблестроения на реке Дон. С 1696 по 1700 гг. в период азовских походов вступили в строй 4 линейных корабля, 2 фрегата, 15 баркалонов, 27 галер, 5 бомбардирских судов, 60 бригантинов, 1 плавбата-рея. Следующим периодом можно обозначить время перемирия с Турцией 1701 - 1706 гг., когда были спущены на воду 10 линейных кораблей, 1 фрегат, 14 галер, 3 шнявы, 5 брандеров. В это время происходит усиление флота за счет строительства линейных кораблей. Наконец, 1707 - 1711гг., в период ухудшения отношений с Турцией и войны с ней, на тавровской судоверфи были заложены 8 линейных кораблей и один бриг, которые остались недостроенными. В 1711г. в Воронеже был закончен галиас, ставший последним построенным кораблем.
Приведенные С.И. Елагиным общеисторические сведения помогают установить как судьбу отдельных судов, так и всего флота в целом. После спуска на воду корабли обычно направлялись в устье реки Воронеж. Если говорить о боевых действиях флота, то, прежде всего надо отметить осаду Азова в 1696 г. Автор «Списка» выделяет корабли, участвовавшие в этой удачной компании. Наибольшим эффектом отличались галеры. Для этой операции были специально выбраны галеры, т.к. успешно действовать на мелководье в устье Дона и блокировать крепость со стороны Азовского моря могли лишь суда с малой осадкой.
На основании данной С.И. Елагиным классификации судов Азовского флота можно утверждать, что в период 1696 - 1712 гг. на воронежских верфях было заложено 3 8 линейных кораблей, 4 фрегата, 40 галер, 9 брандеров, 25 барка-лонов, 7 бомбардирских кораблей или ших-бом-
бардов, 1 галеас, 4 яхты, 1 бриг, 1 плавбатарея, 8 шняв, 60 бригантинов, 13 скампавей, 1 судно тартана и 1 пакетбот.
В 1699 г. по настоянию Петра I эскадра из 11 кораблей, 2 галер, 1 яхты, 1 галиота и 4 казачьих лодок спустилась по реке Дон, и вышла в Азовское море, продемонстрировав Турции рождение нового военно-морского флота.
Следующей кампанией стала война 1711 г. против Турции. С.И. Елагин обозначает морские силы, задействованные в этой войне, и не случайно заканчивает свой «Список» 1712 г. Дело в том, что после вынужденного заключения 12 июня 1711 г. Прутского договора, ставшего результатом неудачного похода русской армии, активное строительство Азовского флота было прекра-щено в связи с поражением России от Турции. Кроме того, во время сдачи Азова туркам были проданы линейные корабли «Божие предвидение», «Ластка» и шнявы «Мункер», «Лизет». Результаты неудачного Прутского похода 1711 г. заставили Петра отойти от устья Дона и прекратить здесь судостроение.
Однако вскоре закладка судов была возобновлена: приобретения Петра на Каспийском море осложнили отношения с Турцией, которая стала угрожать России войной. Весной 1723 г. в Таврове, под руководством вице-адмирала М.Х. Змаевича, русские приступили к постройке 60 галер и бригантин [3]. После смерти Петра I эти работы остановились и были начаты снова только в 1733 г.
В 1736 г. при осаде Азова большую помощь оказали девять 44-пушечных и шесть 8-пушеч-ных прамов и 64 галеры. Этот отряд кораблей, под командованием контр-адмирала П.П. Бре-даля, выпустил за восемь дней бомбардировки 8714 снарядов, причинивших крепости значительные разрушения. Потери русских составили 22 убитых и 77 раненых. Надо отметить, что П.П. Бредаль был опытным военным моряком, прошедшим суровую школу Северной войны в должности командира корабля, а затем и соединения, его девиз звучал: «во всех делах упреждать и всячески искать неприятеля опровергнут».
Зимой 1736 г. на Дону спешно построили около 500 плоскодонных казачьих лодок и 6 бо-
тов. Каждая лодка с двумя 3-фунтовыми пушками могла вместить до 40 человек. Флотилия эта предназначалась для действий на Азовском море.
Весной 1737 г. флотилия адмирала П.П. Бредаля перевезла 14 полков от Азова к реке Кальмиус (на место современного города Мариуполь) и затем, следуя вдоль берега, поддерживала постоянное сообщение с корпусом фельдмаршала П.П. Ласси, двигавшимся к югу. Упомянутый поход мог служить примером совместных действий армии и флота: последний подвозил провиант, доставлял больных в Азов, устраивал переправы через реки и Генический пролив. В то же время П.П. Бредалю пришлось отражать атаки сильного турецкого флота, состоявшего, кроме мелких судов, из линейных кораблей и больших галер.
Первый бой произошел 29 июня 1737г. Донская флотилия стояла на якоре под берегом и ожидала нападения. Поднявшаяся буря разбила до 170 русских лодок, с остальных пришлось снять орудия и установить их на берегу. На другой день 8 турецких галер приблизились на пушечный выстрел, но их встретил сильный артиллерийский огонь. Однако им удалось взять после сопротивления четыре отставшие лодки
[4].
1 июля 47 лодок под командованием вице-адмирала П.П. Бредаля, стоявшие в 35 верстах от Геничи при местечке Салсы-Денис, под защитой устроенной на берегу батареи, были атакованы турецким флотом из 88 судов (2 корабля, 1 фрегат, 15 галер и 70 мелких судов). После четырехчасового боя турки отступили, не нанеся флотилии никаких потерь.
Следующие столкновения произошли 29 и 30 июля, при возвращении флотилии вице-адмирала П.П. Бредаля, состоявшей из 120 лодок, от Геничи и Федотовой косы. На этот раз турецкий флот включал 62 судна (2 корабля, 1 фрегат, и 59 мелких судов). Русские моряки были вынуждены прибегнуть к тому же маневру, т.е. опять свезти пушки на берег и усилить ими батареи. 30 июля туркам пришлось уйти из Азовского моря, а русские лодки вернулись в Азов. Во время сражения 14 из них получили пробоины.
В 1737 г. на Донской флотилии произошло героическое событие, заложившее одну из морально-нравственных основ моряков российского флота и нашедшее в будущем выражение в формулировке «Погибаю, но не сдаюсь!». Русский бот под командой капитана Дефримери, посланный в Азов от эскадры вице-адмирала П.П. Бредаля, был встречен у Федотовой косы турецкой эскадрой из 31 судна (1 корабль и 30 мелких судов). Выстрелив по неприятелю из 4 орудий, Дефримери отправил команду на берег и зажег бот, вместе с которым погиб сам [2].
Кампания следующего, 1738 г., протекала менее удачно: П.П. Бредалю не удалось соединиться с армией Ласси. Выступившие из Бердянска 146 лодок 7 июня встретили у Федотовой косы весь турецкий флот, но адмирал применил способ Петра при Гангуте: найдя узость, велел рыть канал, чтобы пройти в Геничи. К 14 июня удалось перевести через все лодки, и П.П. Бредаль стал готовиться к дальнейшему походу. В это время было получено известие, что у Геничи ждет турецкий флот, приказание фельдмаршала Ласси идти обратно в Азов. В тот же день русским морякам удалось отбить нападение турок.
Обратный перевод лодок оказался неудачным. Едва смогли перевести 25 лодок, как вода во рву спала, и в это же время турецкие галеры преградили путь к Азову. Поэтому все 25 лодок пришлось разрубить и сжечь. П.П. Бредаль же решил с оставшимися 119 лодками идти к Геничи, но маневр не пришлось осуществить, т.к. с данной стороны подошел турецкий флот ка-пудан-паши - 129 судов (7 кораблей и фрегат, 13 галер и 109 мелких судов). Тогда русские сгрузили пушки с лодок и построили батареи, при помощи которых успешно отразили четыре нападения, тем более турки действовали нерешительно. 19 июня капудан-паша после полуторачасового боя отступил, и сражение больше не возобновлялось. Вице-адмирал П.П. Бредаль отправился в Азов, поручив командование бригадиру Лукину. Через месяц лодки были сожжены, якоря зарыты в землю, а пушки доставлены в Азов [4].
Действия армии фельдмаршала П.П. Ласси, лишенной помощи флотилии, были также
не очень удачны; взяв Перекоп, Ласси, из-за недостатка воды и фуража, должен был отступить на соединение с Днепровской армией. В 1739г. был заключен мир с Турцией.
В ходе русско-турецкой войны 1735 - 1739 гг. военно-морское искусство обогатилось опытом высадки морских десантов и артиллерийской поддержки сухопутных войск.
Вскоре после начала русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. русское правительство приняло решение построить на Дону флотилию, способную оказать помощь сухопутным войскам в овладении Крымом. Начальником так называемой донской экспедиции (т.е. руководителем строительства кораблей и судов) назначили контр-адмирала А.Н. Сенявина, имевшего большой боевой опыт. Он участвовал еще в русско-турецкой войне 1735 - 1739 гг. (в составе Днепровской флотилии). Опыт этой войны показал, что большие глубокосидящие суда практически невозможно проводить через мелководное устье Дона в Азовском море, а боты и казачьи лодки не могли сравниться с хорошо вооруженными турецкими кораблями и галерами. Учитывая ситуацию, адмиралтейств-колле-гия совместно с вице-адмиралом Г.А. Спири-довым и контр-адмиралом А.Н. Сенявиным разработала в 1768 г. проекты плоскодонных парусно-гребных судов с малой осадкой, получивших название «новоизобретенные корабли». Кроме пушек их намечалось вооружить также единорогами и мортирами.
24 декабря 1768 г. члены адмиралтейств-коллегии донесли Екатерине II, что они предполагают построить суда «четырех родов»: трехмачтовые, с осадкой 1,83 - 2,74 м., двухмачтовые, с осадкой 1,52 - 2,43 м., несколько бомбардирских и вспомогательных судов. Кроме этих, основных типов судов, предполагалось построить один брандер, несколько галер и каиков. 22 января 1769 г. Екатерина II повелела заложить новоизобретенных кораблей на 100 тыс. рублей, предоставив адмиралтейств-коллегии решение вопроса о количестве судов каждого типа. Приняли решение построить судов первого типа - одно, второго - семь, третьего (бомбардирских) и четвертого (вспомогательных) -по два [5].
Новоизобретенные корабли строились на старых петровских верфях - Новопавловской, Икорецкой и в Таврове. После спуска со стапелей новоизобретенные корабли и прамы сплавили в низовье Дона, где у крепости Дмитрия Ростовского (современный Ростов-на-Дону -Авт.) их вооружили и оснастили. Дождавшись в 1770г. весеннего паводка, необходимого для преодоления мелководных донских гирл, корабли повели к Таганрогской гавани. Снаряжение судов Донской флотилии затянулось так, что она смогла выйти в море только в следующем, 1771г. Кроме того, на Дону построили дубель-шлюп-ку, палубный бот и 58 малых канонерских лодок. Прамы не выдерживали в море свежего бокового или встречного ветра, поэтому их оставили при Азовской и Таганрогской крепостях. Канонерские лодки также не рисковали выходить в море и обычно следовали за кораблями вдоль берега с запасами продовольствия и принадлежностями для наведения мостов.
На этот раз усилия Донской флотилии увенчались успехом. В 1771г. решено было овладеть берегами Керченского пролива как «ключом прохода из Черного моря в Азовское». Главные силы армии, находившиеся под командованием князя Долгорукого, направились через перекоп для занятия Крыма, а один отряд князя Щербатова, пройдя через Арбатскую косу, пошел берегом к Керченскому проливу.
А.Н. Сенявин, собрав в Таганроге свою флотилию, в мае вышел в море с восемью новоизобретенными, двумя бомбардирскими кораблями и 37 казачьими лодками. Задержанный противными ветрами, он не успел подойти к Геническому проливу во время перехода через него отряда Щербатова. Несмотря на сложившуюся ситуацию, когда турецкие суда с десантом, предназначенным для помощи крымскому хану, появились у Керченского пролива, А.Н. Сенявин подошел с семью кораблями к Керчи и не допустил турок в Азовское море, а Щербатов занятием крепостей Еникале и Керчи навсегда закрыл это море для неприятеля.
После взятия Крыма полуостров был объявлен независимым, и Донской флотилии предстояло охранять его черноморские берега от вторжения турок. Весной 1773г. вице-адми-
рал А.Н. Сенявин мог уже вывести в море 9 новоизобретенных кораблей, 2 бомбардирских корабля, 6 фрегатов и до 16 ботов, галиотов и транспортов. Два отряда этой флотилии под командованием Сухотина и Кингсбергена крейсировали около берегов Крыма, чтобы не допустить высадки турецких десантов; а третий, под командованием самого А.Н. Сенявина, охранял Керченский пролив и конвоировал транспорты, отправлявшиеся на полуостров.
Действия первых отрядов были особенно решительны: капитан 1-го ранга Сухотин сжег в Суджук-Кале (современный Новороссийск -Авт.) шесть турецких судов. 30 мая захватил еще два, а 8 мая в устье реки Кубани им также были сожжены два турецких корабля. Капитан 2-го ранга Кингсберген имел 23 июня сражение при Балаклаве с турецкой эскадрой из 4 судов (3 корабля и 1 шебека); после семичасового боя турки отступили на юг, потери русских были незначительны. Затем 23 августа эскадра капитана 2-го ранга Кингсбергена, включавшая 1 фрегат, 3 корабля, бот и брандер, близ Суджук-Кале встретилась с турецкой эскадрой из 18 судов, 10 из которых (3 корабля, 4 фрегата, и 3 шебеки) атаковали русских; после двухчасового боя турки вынуждены были спасаться бегством [2].
В 1774 г. 38 турецких судов пробовали прорваться в Азовское море, но встретили 9 и 10 июня сопротивление отряда вице-адмирала В.Я. Чичагова (2 корабля и 3 фрегата). В.Я. Чичагову удалось отступить в Керченский пролив, не потеряв ни одного корабля. 28 июня нападение турецкого флота (6 кораблей, 7 фрегатов, 1 бомбардирское судно, 17 галер и шебек) было отбито русской эскадрой, стоявшей в проливе под командованием вице-адмирала А.Н. Сенявина, состоявшей из 10 судов [4].
Наконец, 10 июля 1774 г. был заключен Кю-чук-Кайнарджийский мир, по которому Азовское море и Керченский пролив остались за Россией.
Однако служба Донской флотилии не закончилась: на долю ее пришлись охрана Керченского пролива до меридиана турецкой крепости Очаков. Кроме того, в обязанности флотилии входили занятие нескольких брандвахтенных постов и перевозка провианта для сухопут-
ных войск, дислоцированных в Крыму. Данная флотилия, получившая название Азовской, пополнилась с окончанием войны еще несколькими судами, построенными на Дону. Только указанные меры охраны побережья не позволили туркам высадить десант в 1778 г.
В начале 1779 г. турецкое правительство подтвердило условия мира 1774 г. После окончания войны Россия получила постоянный выход к Черному морю и низовья реки Дон перестали быть пограничным водным рубежом. В результате необходимость в существовании военной
флотилии на Дону отпала и появилась снова
только в XX в. в период гражданской войны.
Примечания
1. Елагин, С.И. История русского флота. Период Азовский. Спб., 1864. - 352 с.
2. Веселаго, Ф.Ф. Краткие сведения о русских морских сражениях за два столетия. Спб., 1871. - 50 с.
3. Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф.232. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.
4. Черников, И.И. Энциклопедия речного флота. - М., 2004. - 702 с.
5. Золотарев, В.А., Козлов, И.А. Флотоводцы России. М., 1998. - 464 с.
Е.Н. Бунеева,
кандидат исторических наук, доцент (г. Воронеж)
УПРАВЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКИМ ИМЕНИЕМ ГРАФОВ БУТУРЛИНЫХ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором В.Н. Фурсовым, доктором исторических наук, профессором А.В. Перепелицыным.
Аннотация. Цель исследования: проследить и выявить специфику управления светскими феодалами своих поместий в предреформенный период на примере воронежской вотчины графов Бутурлиных. Определить причины и характер досрочного освобождения крестьян по указу о вольных хлебопашцах.
Ключевые слова: предреформенный период, вотчина, имение,управляющий, свободные хлебопашцы, хутор, слобода, атаман.
Воронежское имение графов Бутурлиных сформировалось во второй половине XVIII -начале XX вв. Его первым владельцем стал Александр Борисович Бутурлин, получивший в дар от Елизаветы Петровны черноземные земли по реке Осередь в Бобровском уезде Воронежской губернии. Именно А.Б. Бутурлин начал заселение и строительство вотчины. После его смерти в 1867 г. имение перешло к его сыну Петру Александровичу, а потом - к внуку Дмитрию Петровичу. В данной статье на основе сохранившихся архивных материалов исследуется механизм управления этой крупной родовой вотчиной.
В начале XIX в. имение состояло из четырех групп населенных пунктов со своими центрами - слободами, к которым в экономическом и церковном отношениях тяготели другие поселения. Первую группу составляли слобода Бу-
турлиновка и хутор Дмитриевский. Бутурли-новка являлась центром графского имения, здесь, напротив входа в Преображенскую церковь, располагался господский дом «на каменном фундаменте, дубового пластового леса, о 13 комнатах, покрыт железом» [1]. Примерно в сорока метрах стояло еще одно капитальное здание, пять комнат которого занимало вотчинное правление, шестая комната служила арестантской, а в подвале размещалась кладовая. Фасадами оба дома были обращены к церкви, а за ними, во дворе, находилось семь флигелей для проживания дворовых людей, а также ряд других хозяйственных и бытовых построек: амбары, погреба, ледник, каретный сарай и т.д. Ко второй группе поселений относились слобода Великоархангельская и хутора Тюников, Макогонов и Патокино. В третью группу входили слобода Васильевка и хутора Кучерявый,