Научная статья на тему 'ДОНСКИЕ ФЛОТИЛИИ XVIII в. В ВОРОНЕЖСКОМ КРАЕ'

ДОНСКИЕ ФЛОТИЛИИ XVIII в. В ВОРОНЕЖСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
донские флотилии / С.И. Елагин / П.П. Бредаль / А.Н. Сенявин / The Don fleet / S.I. Elagin / P.P. Bredal / A.N. Senyavin

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ливенцев Д. В.

Цель исследования: провести анализ развития военно-речных флотилий в Воронежском крае в ХУШв. Исследование позволяет выделить причины формирования и деятельности Донских флотилий, что позволяет рассмотреть малоизвестные страницы истории вооруженных сил Российской Империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE XVIII CENTURY DON FLEET THE VORONEZH REGION

The objective of this research is to analyse the development of the military river fleet in the Voronezh Region of the 18th century. The research outlines the causes of formation and activity of the Don fleet, which allows to learn unknown historical facts of the Russian Empire military forces

Текст научной работы на тему «ДОНСКИЕ ФЛОТИЛИИ XVIII в. В ВОРОНЕЖСКОМ КРАЕ»

Д.В. Ливенцев,

доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж)

ДОНСКИЕ ФЛОТИЛИИ XVIII в. В ВОРОНЕЖСКОМ КРАЕ

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором А.А. Лютых, доктором исторических наук, профессором П.В. Загоровским.

Аннотация. Цель исследования: провести анализ развития военно-речных флотилий в Воронежском крае в ХУШв.

Исследование позволяет выделить причины формирования и деятельности Донских флотилий, что позволяет рассмотреть малоизвестные страницы истории вооруженных сил Российской Империи.

Ключевые слова: донские флотилии, С.И. Елагин, П.П. Бредаль, А.Н. Сенявин.

Первыми регулярными военно-речными силами на Дону стали флотилии XVIII в. Они создавались для боевых действий против турецких вооруженных сил у побережья Азовского моря и в Крыму. Начало их существования следует отнести к первому азовскому походу 1695 г., когда для доставки войск к Азову на Дону развернули строительство стругов, морских лодок и плотов, которым занимались солдаты Белгородского полка. Основным центром судостроения стал Воронеж. К весне 1695 г. удалось построить 1291 струг [1].

В первом Азовском походе для перевозки войск и грузов было задействовано около 1900 стругов и морских лодок. Однако кораблей, способных блокировать турецкую крепость с моря, у русского царя не было, в связи с чем попытки взять Азов одними лишь сухопутными войсками закончились неудачно. Поэтому Петр I немедленно приступил к созданию военного флота. Все средства, отдельно разбросанные по России, и все сведущие в судостроении люди собраны были под Москвой в селе Преображенском, где солдаты гвардейских полков и опытные плотники, привезенные из Вологды, Нижнего Новгорода, Архангельска и других городов, принялись за изготовление составных частей галер.

Образцом служила галера, построенная в Голландии и в разобранном виде доставленная в Москву через Архангельск. Части 22 галер и четырех брандеров по зимнему пути были перевезены из Подмосковья к городу Воронежу,

где на реке Воронеж находились верфи и адмиралтейство для сборки и приготовления к плаванию привезенных из Преображенского судов. Здесь же были заложены и строились два галеаса.

В то же время на притоках Воронежа для предстоящей перевозки войск по Дону поспешно строились более полутора тысяч стругов, морских лодок и плотов и в разных местах заготовлялись все предметы, необходимые для флота. Материалы для работы на верфях поступали круглосуточно на переменных лошадях. Благодаря принятию таких энергичных мер и участию в деле самого Петра, на исходе мая 1696 г. вновь созданный флот в составе 1 корабля, 2 брандеров, 23 галер и нескольких десятков казачьих лодок, запер для турок устье Дона.

Продолжались и активные действия против турок казачьих иррегулярных флотилий. В мае 1696 г. войсковой атаман Фрол Меняев отправил станичного атамана Леонтия Поздеева с 250 казаками к Азовскому морю для промысла над неприятелем. Казачья флотилия в устье реки Каланчи взяли на абордаж 10 турецких транспортных судов с грузом, потеряв только две лодки.

Тогда же совместно с Донской флотилией, армия обложила крепость Азов, которая в июле, лишенная помощи своего флота, сдалась на милость победителей [2].

После удачного азовского похода до 1700 г. при помощи «кумпанств» Петр I разворачивает на воронежских верфях грандиозное строи-

тельство кораблей. На основании изучения огромного круга источников, русский военно-морской историк XIX в. С.И. Елагин выяснил общее количество «кумпанств» и составил поименные списки их членов, определил число кораблей, построенных «кумпанствами», создал схематическую карту участков корабельного леса и подробно описал способы, применявшиеся «кумпанствами» при постройке кораблей. Исторические сведения о «кумпанствах» он наглядно представил в «Списке судов Азовского флота. 1696 - 1712 гг.». Используя его материалы, по объему кораблестроительных работ «кумпанства» можно разделить на две группы: к первой относятся крупные «кумпанства» - гостиное «кумпанство», состоявшее из видных представителей купеческого сословия и «кумпанство» Троице-Сергиева монастыря.

Используя «Список» С.И. Елагина можно утверждать, что кораблестроительные работы по созданию Азовского флота проделали 39 малых «кумпанств». Подробно рассматривается С.И. Елагиным вопрос о верфях. По его данным на воронежской судоверфи было построено 60 кораблей, тавровской - 12, ступинской - 10, паншинской - 4, в Коротояке, Чертовицком и Рамони - по одному судну. В результате около 60 % кораблей было спущено на воду мастерами воронежской судостроительной верфи, которая бесспорно являлась главной базой для создания Азовского флота.

Ценная историческая информация, дошедшая до наших дней благодаря работе С.И. Елагина, - имена командиров кораблей. По нашим подсчетам 20 офицеров были представителями русского дворянства, 40 - иностранцами, приглашенными на службу.

Отдельная графа отводится С.И. Елагиным корабельным мастерам. На вервях флота работали 34 иностранных мастера - голландцы, англичане, датчане, австрийцы и греки. Русских мастеров было только трое - Федосей Скляев, Немцов и сам Петр I. С.И. Елагин отмечает, что царь заложил линейные корабли «Божие предвидение», «Ластка» и яхту «Либе». Указываются также имена подрядчиков - Елизарий Избрант, Зиновий Суровцов, Давыд Рыца, Франц Тиммерман, князь Нико-

лай Лихудиев, Андрей Бутенант, Болдвин Ан-дреевис.

Если говорить о качестве судов, построенных «кумпанствами», то Петр I был им недоволен, и его окружение неоднократно отмечало, что корабли «скорей годятся под купеческий груз, чем для военных действий».

Большое значение для военно-морских историков имеют указанные С.И. Елагиным даты закладки и спуска на воду кораблей. Если обобщить предоставленные им сведения, то можно выделить периоды кораблестроения на реке Дон. С 1696 по 1700 гг. в период азовских походов вступили в строй 4 линейных корабля, 2 фрегата, 15 баркалонов, 27 галер, 5 бомбардирских судов, 60 бригантинов, 1 плавбата-рея. Следующим периодом можно обозначить время перемирия с Турцией 1701 - 1706 гг., когда были спущены на воду 10 линейных кораблей, 1 фрегат, 14 галер, 3 шнявы, 5 брандеров. В это время происходит усиление флота за счет строительства линейных кораблей. Наконец, 1707 - 1711гг., в период ухудшения отношений с Турцией и войны с ней, на тавровской судоверфи были заложены 8 линейных кораблей и один бриг, которые остались недостроенными. В 1711г. в Воронеже был закончен галиас, ставший последним построенным кораблем.

Приведенные С.И. Елагиным общеисторические сведения помогают установить как судьбу отдельных судов, так и всего флота в целом. После спуска на воду корабли обычно направлялись в устье реки Воронеж. Если говорить о боевых действиях флота, то, прежде всего надо отметить осаду Азова в 1696 г. Автор «Списка» выделяет корабли, участвовавшие в этой удачной компании. Наибольшим эффектом отличались галеры. Для этой операции были специально выбраны галеры, т.к. успешно действовать на мелководье в устье Дона и блокировать крепость со стороны Азовского моря могли лишь суда с малой осадкой.

На основании данной С.И. Елагиным классификации судов Азовского флота можно утверждать, что в период 1696 - 1712 гг. на воронежских верфях было заложено 3 8 линейных кораблей, 4 фрегата, 40 галер, 9 брандеров, 25 барка-лонов, 7 бомбардирских кораблей или ших-бом-

бардов, 1 галеас, 4 яхты, 1 бриг, 1 плавбатарея, 8 шняв, 60 бригантинов, 13 скампавей, 1 судно тартана и 1 пакетбот.

В 1699 г. по настоянию Петра I эскадра из 11 кораблей, 2 галер, 1 яхты, 1 галиота и 4 казачьих лодок спустилась по реке Дон, и вышла в Азовское море, продемонстрировав Турции рождение нового военно-морского флота.

Следующей кампанией стала война 1711 г. против Турции. С.И. Елагин обозначает морские силы, задействованные в этой войне, и не случайно заканчивает свой «Список» 1712 г. Дело в том, что после вынужденного заключения 12 июня 1711 г. Прутского договора, ставшего результатом неудачного похода русской армии, активное строительство Азовского флота было прекра-щено в связи с поражением России от Турции. Кроме того, во время сдачи Азова туркам были проданы линейные корабли «Божие предвидение», «Ластка» и шнявы «Мункер», «Лизет». Результаты неудачного Прутского похода 1711 г. заставили Петра отойти от устья Дона и прекратить здесь судостроение.

Однако вскоре закладка судов была возобновлена: приобретения Петра на Каспийском море осложнили отношения с Турцией, которая стала угрожать России войной. Весной 1723 г. в Таврове, под руководством вице-адмирала М.Х. Змаевича, русские приступили к постройке 60 галер и бригантин [3]. После смерти Петра I эти работы остановились и были начаты снова только в 1733 г.

В 1736 г. при осаде Азова большую помощь оказали девять 44-пушечных и шесть 8-пушеч-ных прамов и 64 галеры. Этот отряд кораблей, под командованием контр-адмирала П.П. Бре-даля, выпустил за восемь дней бомбардировки 8714 снарядов, причинивших крепости значительные разрушения. Потери русских составили 22 убитых и 77 раненых. Надо отметить, что П.П. Бредаль был опытным военным моряком, прошедшим суровую школу Северной войны в должности командира корабля, а затем и соединения, его девиз звучал: «во всех делах упреждать и всячески искать неприятеля опровергнут».

Зимой 1736 г. на Дону спешно построили около 500 плоскодонных казачьих лодок и 6 бо-

тов. Каждая лодка с двумя 3-фунтовыми пушками могла вместить до 40 человек. Флотилия эта предназначалась для действий на Азовском море.

Весной 1737 г. флотилия адмирала П.П. Бредаля перевезла 14 полков от Азова к реке Кальмиус (на место современного города Мариуполь) и затем, следуя вдоль берега, поддерживала постоянное сообщение с корпусом фельдмаршала П.П. Ласси, двигавшимся к югу. Упомянутый поход мог служить примером совместных действий армии и флота: последний подвозил провиант, доставлял больных в Азов, устраивал переправы через реки и Генический пролив. В то же время П.П. Бредалю пришлось отражать атаки сильного турецкого флота, состоявшего, кроме мелких судов, из линейных кораблей и больших галер.

Первый бой произошел 29 июня 1737г. Донская флотилия стояла на якоре под берегом и ожидала нападения. Поднявшаяся буря разбила до 170 русских лодок, с остальных пришлось снять орудия и установить их на берегу. На другой день 8 турецких галер приблизились на пушечный выстрел, но их встретил сильный артиллерийский огонь. Однако им удалось взять после сопротивления четыре отставшие лодки

[4].

1 июля 47 лодок под командованием вице-адмирала П.П. Бредаля, стоявшие в 35 верстах от Геничи при местечке Салсы-Денис, под защитой устроенной на берегу батареи, были атакованы турецким флотом из 88 судов (2 корабля, 1 фрегат, 15 галер и 70 мелких судов). После четырехчасового боя турки отступили, не нанеся флотилии никаких потерь.

Следующие столкновения произошли 29 и 30 июля, при возвращении флотилии вице-адмирала П.П. Бредаля, состоявшей из 120 лодок, от Геничи и Федотовой косы. На этот раз турецкий флот включал 62 судна (2 корабля, 1 фрегат, и 59 мелких судов). Русские моряки были вынуждены прибегнуть к тому же маневру, т.е. опять свезти пушки на берег и усилить ими батареи. 30 июля туркам пришлось уйти из Азовского моря, а русские лодки вернулись в Азов. Во время сражения 14 из них получили пробоины.

В 1737 г. на Донской флотилии произошло героическое событие, заложившее одну из морально-нравственных основ моряков российского флота и нашедшее в будущем выражение в формулировке «Погибаю, но не сдаюсь!». Русский бот под командой капитана Дефримери, посланный в Азов от эскадры вице-адмирала П.П. Бредаля, был встречен у Федотовой косы турецкой эскадрой из 31 судна (1 корабль и 30 мелких судов). Выстрелив по неприятелю из 4 орудий, Дефримери отправил команду на берег и зажег бот, вместе с которым погиб сам [2].

Кампания следующего, 1738 г., протекала менее удачно: П.П. Бредалю не удалось соединиться с армией Ласси. Выступившие из Бердянска 146 лодок 7 июня встретили у Федотовой косы весь турецкий флот, но адмирал применил способ Петра при Гангуте: найдя узость, велел рыть канал, чтобы пройти в Геничи. К 14 июня удалось перевести через все лодки, и П.П. Бредаль стал готовиться к дальнейшему походу. В это время было получено известие, что у Геничи ждет турецкий флот, приказание фельдмаршала Ласси идти обратно в Азов. В тот же день русским морякам удалось отбить нападение турок.

Обратный перевод лодок оказался неудачным. Едва смогли перевести 25 лодок, как вода во рву спала, и в это же время турецкие галеры преградили путь к Азову. Поэтому все 25 лодок пришлось разрубить и сжечь. П.П. Бредаль же решил с оставшимися 119 лодками идти к Геничи, но маневр не пришлось осуществить, т.к. с данной стороны подошел турецкий флот ка-пудан-паши - 129 судов (7 кораблей и фрегат, 13 галер и 109 мелких судов). Тогда русские сгрузили пушки с лодок и построили батареи, при помощи которых успешно отразили четыре нападения, тем более турки действовали нерешительно. 19 июня капудан-паша после полуторачасового боя отступил, и сражение больше не возобновлялось. Вице-адмирал П.П. Бредаль отправился в Азов, поручив командование бригадиру Лукину. Через месяц лодки были сожжены, якоря зарыты в землю, а пушки доставлены в Азов [4].

Действия армии фельдмаршала П.П. Ласси, лишенной помощи флотилии, были также

не очень удачны; взяв Перекоп, Ласси, из-за недостатка воды и фуража, должен был отступить на соединение с Днепровской армией. В 1739г. был заключен мир с Турцией.

В ходе русско-турецкой войны 1735 - 1739 гг. военно-морское искусство обогатилось опытом высадки морских десантов и артиллерийской поддержки сухопутных войск.

Вскоре после начала русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. русское правительство приняло решение построить на Дону флотилию, способную оказать помощь сухопутным войскам в овладении Крымом. Начальником так называемой донской экспедиции (т.е. руководителем строительства кораблей и судов) назначили контр-адмирала А.Н. Сенявина, имевшего большой боевой опыт. Он участвовал еще в русско-турецкой войне 1735 - 1739 гг. (в составе Днепровской флотилии). Опыт этой войны показал, что большие глубокосидящие суда практически невозможно проводить через мелководное устье Дона в Азовском море, а боты и казачьи лодки не могли сравниться с хорошо вооруженными турецкими кораблями и галерами. Учитывая ситуацию, адмиралтейств-колле-гия совместно с вице-адмиралом Г.А. Спири-довым и контр-адмиралом А.Н. Сенявиным разработала в 1768 г. проекты плоскодонных парусно-гребных судов с малой осадкой, получивших название «новоизобретенные корабли». Кроме пушек их намечалось вооружить также единорогами и мортирами.

24 декабря 1768 г. члены адмиралтейств-коллегии донесли Екатерине II, что они предполагают построить суда «четырех родов»: трехмачтовые, с осадкой 1,83 - 2,74 м., двухмачтовые, с осадкой 1,52 - 2,43 м., несколько бомбардирских и вспомогательных судов. Кроме этих, основных типов судов, предполагалось построить один брандер, несколько галер и каиков. 22 января 1769 г. Екатерина II повелела заложить новоизобретенных кораблей на 100 тыс. рублей, предоставив адмиралтейств-коллегии решение вопроса о количестве судов каждого типа. Приняли решение построить судов первого типа - одно, второго - семь, третьего (бомбардирских) и четвертого (вспомогательных) -по два [5].

Новоизобретенные корабли строились на старых петровских верфях - Новопавловской, Икорецкой и в Таврове. После спуска со стапелей новоизобретенные корабли и прамы сплавили в низовье Дона, где у крепости Дмитрия Ростовского (современный Ростов-на-Дону -Авт.) их вооружили и оснастили. Дождавшись в 1770г. весеннего паводка, необходимого для преодоления мелководных донских гирл, корабли повели к Таганрогской гавани. Снаряжение судов Донской флотилии затянулось так, что она смогла выйти в море только в следующем, 1771г. Кроме того, на Дону построили дубель-шлюп-ку, палубный бот и 58 малых канонерских лодок. Прамы не выдерживали в море свежего бокового или встречного ветра, поэтому их оставили при Азовской и Таганрогской крепостях. Канонерские лодки также не рисковали выходить в море и обычно следовали за кораблями вдоль берега с запасами продовольствия и принадлежностями для наведения мостов.

На этот раз усилия Донской флотилии увенчались успехом. В 1771г. решено было овладеть берегами Керченского пролива как «ключом прохода из Черного моря в Азовское». Главные силы армии, находившиеся под командованием князя Долгорукого, направились через перекоп для занятия Крыма, а один отряд князя Щербатова, пройдя через Арбатскую косу, пошел берегом к Керченскому проливу.

А.Н. Сенявин, собрав в Таганроге свою флотилию, в мае вышел в море с восемью новоизобретенными, двумя бомбардирскими кораблями и 37 казачьими лодками. Задержанный противными ветрами, он не успел подойти к Геническому проливу во время перехода через него отряда Щербатова. Несмотря на сложившуюся ситуацию, когда турецкие суда с десантом, предназначенным для помощи крымскому хану, появились у Керченского пролива, А.Н. Сенявин подошел с семью кораблями к Керчи и не допустил турок в Азовское море, а Щербатов занятием крепостей Еникале и Керчи навсегда закрыл это море для неприятеля.

После взятия Крыма полуостров был объявлен независимым, и Донской флотилии предстояло охранять его черноморские берега от вторжения турок. Весной 1773г. вице-адми-

рал А.Н. Сенявин мог уже вывести в море 9 новоизобретенных кораблей, 2 бомбардирских корабля, 6 фрегатов и до 16 ботов, галиотов и транспортов. Два отряда этой флотилии под командованием Сухотина и Кингсбергена крейсировали около берегов Крыма, чтобы не допустить высадки турецких десантов; а третий, под командованием самого А.Н. Сенявина, охранял Керченский пролив и конвоировал транспорты, отправлявшиеся на полуостров.

Действия первых отрядов были особенно решительны: капитан 1-го ранга Сухотин сжег в Суджук-Кале (современный Новороссийск -Авт.) шесть турецких судов. 30 мая захватил еще два, а 8 мая в устье реки Кубани им также были сожжены два турецких корабля. Капитан 2-го ранга Кингсберген имел 23 июня сражение при Балаклаве с турецкой эскадрой из 4 судов (3 корабля и 1 шебека); после семичасового боя турки отступили на юг, потери русских были незначительны. Затем 23 августа эскадра капитана 2-го ранга Кингсбергена, включавшая 1 фрегат, 3 корабля, бот и брандер, близ Суджук-Кале встретилась с турецкой эскадрой из 18 судов, 10 из которых (3 корабля, 4 фрегата, и 3 шебеки) атаковали русских; после двухчасового боя турки вынуждены были спасаться бегством [2].

В 1774 г. 38 турецких судов пробовали прорваться в Азовское море, но встретили 9 и 10 июня сопротивление отряда вице-адмирала В.Я. Чичагова (2 корабля и 3 фрегата). В.Я. Чичагову удалось отступить в Керченский пролив, не потеряв ни одного корабля. 28 июня нападение турецкого флота (6 кораблей, 7 фрегатов, 1 бомбардирское судно, 17 галер и шебек) было отбито русской эскадрой, стоявшей в проливе под командованием вице-адмирала А.Н. Сенявина, состоявшей из 10 судов [4].

Наконец, 10 июля 1774 г. был заключен Кю-чук-Кайнарджийский мир, по которому Азовское море и Керченский пролив остались за Россией.

Однако служба Донской флотилии не закончилась: на долю ее пришлись охрана Керченского пролива до меридиана турецкой крепости Очаков. Кроме того, в обязанности флотилии входили занятие нескольких брандвахтенных постов и перевозка провианта для сухопут-

ных войск, дислоцированных в Крыму. Данная флотилия, получившая название Азовской, пополнилась с окончанием войны еще несколькими судами, построенными на Дону. Только указанные меры охраны побережья не позволили туркам высадить десант в 1778 г.

В начале 1779 г. турецкое правительство подтвердило условия мира 1774 г. После окончания войны Россия получила постоянный выход к Черному морю и низовья реки Дон перестали быть пограничным водным рубежом. В результате необходимость в существовании военной

флотилии на Дону отпала и появилась снова

только в XX в. в период гражданской войны.

Примечания

1. Елагин, С.И. История русского флота. Период Азовский. Спб., 1864. - 352 с.

2. Веселаго, Ф.Ф. Краткие сведения о русских морских сражениях за два столетия. Спб., 1871. - 50 с.

3. Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф.232. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.

4. Черников, И.И. Энциклопедия речного флота. - М., 2004. - 702 с.

5. Золотарев, В.А., Козлов, И.А. Флотоводцы России. М., 1998. - 464 с.

Е.Н. Бунеева,

кандидат исторических наук, доцент (г. Воронеж)

УПРАВЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКИМ ИМЕНИЕМ ГРАФОВ БУТУРЛИНЫХ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором В.Н. Фурсовым, доктором исторических наук, профессором А.В. Перепелицыным.

Аннотация. Цель исследования: проследить и выявить специфику управления светскими феодалами своих поместий в предреформенный период на примере воронежской вотчины графов Бутурлиных. Определить причины и характер досрочного освобождения крестьян по указу о вольных хлебопашцах.

Ключевые слова: предреформенный период, вотчина, имение,управляющий, свободные хлебопашцы, хутор, слобода, атаман.

Воронежское имение графов Бутурлиных сформировалось во второй половине XVIII -начале XX вв. Его первым владельцем стал Александр Борисович Бутурлин, получивший в дар от Елизаветы Петровны черноземные земли по реке Осередь в Бобровском уезде Воронежской губернии. Именно А.Б. Бутурлин начал заселение и строительство вотчины. После его смерти в 1867 г. имение перешло к его сыну Петру Александровичу, а потом - к внуку Дмитрию Петровичу. В данной статье на основе сохранившихся архивных материалов исследуется механизм управления этой крупной родовой вотчиной.

В начале XIX в. имение состояло из четырех групп населенных пунктов со своими центрами - слободами, к которым в экономическом и церковном отношениях тяготели другие поселения. Первую группу составляли слобода Бу-

турлиновка и хутор Дмитриевский. Бутурли-новка являлась центром графского имения, здесь, напротив входа в Преображенскую церковь, располагался господский дом «на каменном фундаменте, дубового пластового леса, о 13 комнатах, покрыт железом» [1]. Примерно в сорока метрах стояло еще одно капитальное здание, пять комнат которого занимало вотчинное правление, шестая комната служила арестантской, а в подвале размещалась кладовая. Фасадами оба дома были обращены к церкви, а за ними, во дворе, находилось семь флигелей для проживания дворовых людей, а также ряд других хозяйственных и бытовых построек: амбары, погреба, ледник, каретный сарай и т.д. Ко второй группе поселений относились слобода Великоархангельская и хутора Тюников, Макогонов и Патокино. В третью группу входили слобода Васильевка и хутора Кучерявый,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.