ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
УДК 613.614+613.693
О.М. Зипа, А.Г. Черникова, Р.М. Баевский
ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ВО ВРАЧЕБНО-ЛЕТНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ЛЕТЧИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА
Рассмотрена возможность использования метода анализа вариабельности сердечного ритма для решения задач врачебно-летной экспертизы летчиков старшего возраста. Показано, что летчики, признанные не годными к дальнейшей летной работе, отличаются более низкими функциональными резервами и более высоким риском развития патологии.
Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, фазовое пространство состояний, риск развития патологии, врачебно-летная экспертиза.
Анализ вариабельности сердечного ритма как метод оценки уровня стресса и риска развития заболеваний представляет большой интерес для врачебно-летной экспертизы, в которой решаются вопросы о годности летчиков к продолжению профессиональной деятельности. Особенно это важно при оценке здоровья летчиков старшего возраста, когда уже имеются возрастные изменения многих органов и систем организма. В связи с этим, согласно существующему законодательству, все пилоты в возрасте старше 55 лет подлежат обязательному стационарному обследованию на предмет допуска к дальнейшей летной работе. В данной публикации представлен первый опыт использования анализа ВСР в летной экспертизе лиц летного состава старшего возраста.
Материалы и методика исследований
Обследовано 59 пилотов в возрасте 52-62 лет, которые находились в ЦКБ Гражданской авиации. Экспертная оценка была осуществлена в Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации на основании результатов клинических обследований. К числу лиц, признанных не годными к летной работе, были отнесены пациенты с гипертонической болезнью 1-2-й стадии, с атеросклерозом аорты, атеросклерозом сосудов головного мозга, с признаками ишемической болезни сердца, а также с язвенной болезнью и другими видами патологии. На основании решений экспертной комиссии были сформированы две группы пилотов:
1) признанные годными к дальнейшей летной работе;
2) признанные не годными к дальнейшей летной работе.
Анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) проводился по 5-минутным записям ЭКГ, полученным в условиях покоя в положении сидя после предшествующего 10-минутного отдыха. Использовался аппаратно-программный комплекс «Варикард», рекомендованный МЗ РФ к применению в клинических исследованиях. Вычислялись общепринятые временные и частотные показатели ВСР [1; 2]. Кроме этого, определялся ряд параметров, характеризующих функциональное состояние организма и риск развития патологии. Эти новые подходы к анализу ВСР были разработаны применительно к задачам космической медицины [3]. Они основаны на математической модели функциональных состояний [4], с помощью которой строится фазовое пространство функциональных состояний с координатами СН (степень напряжения регуляторных систем) и ФР (функциональные резервы). По значениям СН и ФР вычисляется вероятность каждого из четырех функциональных состояний (физиологическая норма, донозологические, преморбидные и патологические состояния) [5; 6].
Результаты исследований
В таблице представлены средние значения показателей ВСР в двух группах пилотов (годные (Г) и не годные (НГ)).
Как видно из представленных данных, практически по всем показателям ВСР межгрупповые различия статистически достоверны. Исключение составляют ЧСС и LF%. По показателям SI и IC пилоты обеих групп характеризуются высоким уровнем функционального напряжения и относятся к группе донозологических состояний. У пилотов, признанных не годными к летной работе, достовер-
Донозологический подход во врачебно-лётной экспертизе. БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
но ниже значения показателей, характеризующих активность парасимпатического звена регуляции (RMSSD, Р№К50, SDNN и Ш%). При рассмотрении фазового пространства функциональных состояний (рис. 1) видно, что группа «не годных» отличается значительно более низкими функциональными резервами (ФР=0,34 по сравнению с 1,18). Вероятностные характеристики функциональных состояний на рис.2 показывают, что группа «не годных» отличается более высокой вероятностью доно-зологических состояний (р=0,52 по сравнению с 0,46) и даже имеет признаки преморбидного состояния (р=0,14).
Средние значения показателей ВСР в двух группах пилотов
Группа Показатели ВСР
ЧСС RMSSD РКЫ50 SDNN SI ТР ОТ% LF% VLF% ІС
Г 67,9 21,71 4,89 31,7 208,6 884,0 31,2 41,5 27,2 3,26
НГ 70,6 13,5* 0,77* 22,9* 306,2* 416,5* 22,9* 42,2 34,9* * О, 5
* Статистически достоверные различия между группами (р<0,05).
Рис. 1. Фазовое пространство функциональных состояний с координатами СН (степень напряжения регуляторных систем) и ФР (функциональные резервы). Группа «годных» имеет более высокие значения ФР и более низкие значения СН
Преморб Донозол Норма
Рис. 2. Вероятностные характеристики групп «годных» и «не годных» пилотов. «Годные» отличаются более высокой вероятностью состояний нормы и более низкой вероятностью донозологического
состояния
О.М. Зипа, А.Г. Черникова, Р.М. Баевский
БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Таким образом, на основе вероятностного подхода становится более ясным смысл различий между показателями ВСР в двух группах пилотов. У пилотов, признанных годными к дальнейшей летной работе, отмечаются достоверно более высокие значения показателей парасимпатического звена регуляции, ответственного за процессы восстановления функциональных резервов. Соответственно наблюдается и более высокое значение показателя ФР. В группе «не годных» уменьшению величины ФР соответствуют достоверно более высокие значения SI и IC, а также VLF%, что указывает на повышенное расходование функциональных резервов организма для поддержания гомеостаза.
Заключение
Использование анализа ВСР во врачебно-летной экспертизе позволяет выделять пилотов, отличающихся повышенным напряжением регуляторных систем и низким функциональным резервом. Эти пилоты, как правило, относятся к группе «больных» и при экспертной оценке обычно признаются непригодными к дальнейшей летной работе. Функциональное состояние таких пилотов относится к группе донозологических с признаками преморбидности, что ведет к увеличению риска развития патологии. Таким образом, результаты анализа ВСР являются важным дополнением к традиционным данным функциональной диагностики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации) // Вестн. аритмологии. 2001. №24. С. 69-85.
2. Heart rate variability. Standards of measurement, physiological interpretation and clinical use // Circulation. 1996. Vol. 93. P. 1043-1065.
3. Баевский Р.М., Черникова А.Г. К проблеме физиологической нормы: Математическая модель функциональных состояний на основе анализа вариабельности сердечного ритма // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2002. № 6. С. 11-17.
4. Черникова А.Г. Оценка функционального состояния человека в условиях космического полета на основе анализа вариабельности сердечного ритма: автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 2010. 24 с.
5. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. 296 с.
6. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Введение в донозологическую диагностику. М.: Слово, 2008. 220 с.
Поступила в редакцию 06.02.12
О.M. Zipa, А. G. Chernikova, R.M. Baevsky
Prenosological approach in medical examination of civil aircraft pilots on basis of heart rate variability analysis
The opportunity of use of a heart rate variability analysis method for pilot's medical examination in relation to senior pilots is considered. It is shown that the pilots recognized as unfit for further flights are notable for lower functional reserves and higher risk of development of a pathology.
Keywords: heart rate variability, phase space of conditions, risk of pathology development, pilots medical examination.
Зипа Ольга Михайловна, врач отделения экспертизы летного состава
Центральная клиническая больница Гражданской авиации 125367, Россия, г. Москва, Иваньковское шоссе, 7 E-mail: [email protected]
Черникова Анна Г ригорьевна,
кандидат биологических наук, старший научный сотрудник
E-mail: [email protected]
Баевский Роман Маркович, профессор,
доктор медицинских наук, главный научный сотрудник
E-mail: [email protected]
ГНЦ РФ - Институт медико-биологических проблем РАН 123007, Россия, г. Москва, Хорошевское шоссе, 76-А
Zipa O.M., doctor of pilot medical examination department
Central Clinical Hospital of Civil Aircraft Service 125367, Russia, Moscow, Inankovskoye sh., 7 E-mail: [email protected]
Chernikova A.G., candidate of biology,
senior researcher
E-mail: [email protected]
Baevsky R.M., professor, doctor of medical sciences. main scientific researcher E-mail: [email protected]
SSC RF - Institute for bio-medical problems RSA 123007, Russia, Moscow, Horoshevskoe sh., 76-A