Раздел IV.
Молодые учёные:
первые исследовательские опыты
УДК 070:93/94 (571.1) ДОИ 10.17223/23062096/6/12
М.В. Нисова, Н.В. Жилякова
Томский государственный университет
«ДОН ВАЛЕНТИНО» ОБЛИЧАЕТ: СПЕЦИФИКА САТИРЫ В.В. КУРИЦЫНА В ПЕРИОД СОТРУДНИЧЕСТВА
С САТИРИКО-КАРИКАТУРНЫМ ОТДЕЛОМ «БУБЕНЦЫ»
В статье анализируется сатирическая деятельность В.В. Курицына, автора известных авантюрных романов «Томские трущобы», «Человек в маске», «В погоне за миллионами», «В зареве пожара», «Тайны томских ночей» в период начала его сотрудничества с газетой «Сибирские отголоски». Впервые выявляется корпус публикаций В.В. Курицына (псевдоним Дон Валентино) в сатирико-карикатурном отделе «Бубенцы» за 1906-1909 годы, определяется их тематика и проблематика. Делается вывод о специфике сатиры, свойственной, в том числе, и романному творчеству исследуемого автора.
Ключевые слова: сибирская сатирическая журналистика, В.В. Курицын, Дон Валентино, авантюрный роман.
Развитие дореволюционной Сибири как части Российской Империи протекало в особых условиях и обладало такими характеристиками, как низкий темп формирования социально-культурной среды, гражданского общества. Это стало причиной развития уникального литературного процесса, который протекал в основном в периодической печати. Предметом исследования сибирской литературы начала XX века является в основном творчество наиболее крупных фигур литературно-критического процесса: Г.Д. Гребенщикова, Н.Г. Наумова, Г.А. Вяткина и др. Однако в этот период активно работали и другие авторы, которые можно отнести ко «второму ряду» прозаиков и поэтов; эти фигуры можно с полным правом назвать малоисследованными или просто неизвестными. Исключительный автор среди таковых - В.В. Курицын, его роман «Томские трущобы» (и ряд романов, которые являются его продолжением) оказался востребованным несколькими поколениями читателей, был трижды переиздан (1908,
1909, 1990 гг.), это обусловило периодическое включение имени писателя в разные исследовательские работы (см. напр:. 1). Тем не менее, до сих пор не сложилось целостного представления о творческой эволюции В.В. Курицына, об особенностях его художественного метода и других аспектах исследования творчества писателя.
Целью настоящей статьи является изучение сатирической деятельности В.В. Курицына в период его сотрудничества с сатирико-карикатурным отделом «Бубенцы» газеты «Сибирские отголоски» в 1906-1909 году. Он выступал в это время под псевдонимом Дон Валентино [2]. Основными методами исследования явились историко-типологический и структурный методы.
Прежде чем приступить к анализу сатирических произведений В.В. Курицына, необходимо обратиться к биографии и описать его предыдущие литературные опыты. Уроженец Барнаула, В.В. Курицын после окончания Барнаульского горного училища около трех лет работал на частных золотых приисках. Однако в связи с проблемами со здоровьем он сменил работу, начал службу в Томске, временным конторщиком Стола заказов материальной службы Управления Сибирской железной дороги с 22 марта 1901 года [3. С.7]. В Томске В.В. Курицын начал литературную деятельность в журнале «Сибирский наблюдатель» (основанный в 1899 году как «Дорожник по Сибири и Азиатской России», в 1901 году сменивший название и концепцию). Это издание было основано бывшим ссыльным В.А. Долгоруковым, человеком сложной судьбы: он происходил из известного российского рода Долгоруковых, в молодости был вовлечен в уголовные авантюры и лишен по суду княжеского звания, затем вновь предстал перед Московским окружным судом в связи с громким расследованием «Дела о Клубе червонных вале-
тов» (8 февраля - 5 марта 1877 г.). Как уголовный ссыльный он попал в Томск, где впоследствии остался жить и после помилования. В Томске В.А. Долгоруков активно занимался издательской деятельностью, благотворительностью, вел юридическую практику.
Первые «пробы пера», которые опубликовал В.В. Курицын в «Сибирском наблюдателе», были написаны в разных жанрах: стихотворение в прозе (СН. 1904. № 4), очерки и рассказы из приисковой жизни (СН. 1904, № 7-8, 11-12; 1905. № 10; 1906. № 1) и др. В этих произведениях В.В. Курицын в основном осмыслял имеющийся опыт работы на приисках, однако его интересовал не «производственный процесс», а взаимоотношения людей, любовные истории, для которых прииски служили лишь фоном. Сатирическая деятельность стала следующим шагом в творческой биографии молодого писателя.
Его приходу в сатиру способствовал тот факт, что издатель В.А. Долгоруков в 1906 году преобразовал «Сибирский наблюдатель» в журнал, а затем газету под названием «Сибирские отголоски». При этой газете в 1906 году он открыл сатирико-карикатурный отдел «Бубенцы», выходивший до 1909 года. В 1906-1907 годах с периодичностью один-два раза в месяц в виде приложения было издано 28 номеров, в 19081909 годах отдел всего три раза публиковался в составе газеты «Сибирские отголоски».
Исследователи отмечают, что «Бубенцы» были «самым умеренным изданием из томских сатирических журналов 1906-1907 годов. <...> В целом уровень сатиры в «Бубенцах» был относительно невысоким» [5].
В журнале принимали участие Е.А. Бахарев, П.Я. Блинов-ский, В.П. Булыгин, В.Э. Дембовецкий, П.А. Казанский, В.В. Курицын, А.А. Мокшанцев, И.Я. Петров, В.Ф. Смолин, Ф.Ф. Филимонов и другие, однако они выступали преимущественно под псевдонимами. Выбранные ими в качестве «литературных масок» персонажи говорят об экспрессивном, критическом и сатирическом характере издания: Гонг, В. Шуточкин, Скептик, Звонкая Лютня, Д. Слеза, Жало, Премудрая Крыса Онуфрий, Томский Мефистофель, Чертополох, Гаврила Томский, Жу-жу-ши, Милый, А. Кочующий, Чик, Рефлектор, Миша-Буфь, Гвоздь.
На страницах издания обсуждались и подвергались критике такие актуальные, злободневные темы современности, как внутренняя политика государства, деятельность органов власти города, цензура, социальная обстановка в стране, культура, быт и др.
В семи из девятнадцати сохранившихся номеров «Бубенцов» были опубликованы тексты В.В. Курицына, который выступал, как уже было сказано, под псевдонимом Дон Ва-лентино. Заметим, что с 1906 года на страницах «Томских отголосков» одновременно начал публиковаться его первый уголовный роман-хроника «Томские трущобы».
В целом публикации Дона Валентино написаны в духе «Бубенцов»: автор говорил о социальной нестабильности, несвободе, недопустимости чрезмерного контроля государства. На несправедливость и неравенство Дон Валентино смотрит сквозь призму сатиры, описывая человеческую сущность, подвергшуюся трансформации в контексте обстановки в государстве. Реалии времени отражаются через комичные, гиперболизированные образы, ситуации, моделирование, активно используются иносказательность.
В №10 (1906 год) «Бубенцов» были опубликованы три коротких по форме, но емких по содержанию зарисовки-диалога между горожанами, из которой читателю становилась ясна позиция автора по поводу важного политического события -выборов.
«Между железнодорожникам и.
- За кого вы намерены подать голос на выборах?
- Ох, и не знаю, право! За октябристов не хочется, а за кадетов страшно!..»
(Бубенцы. 1906 год. № 10). В диалоге подчеркивалось отсутствие реального выбора для избирателей, которые оказались буквально между «двух зол», октябристами и кадетами. Политическая система не отвечает запросам жителей страны - такой вывод мог сделать читатель «Бубенцов» из этого короткого выступления Дона Валентино.
В одном из номеров были опубликованы «злободневные куплеты» под названием «Военное положение», «диалоги в супружеской спальне» («Что думает буржуазия, когда ей не спится») и сатирическое стихотворение «Метель. Крик бездомных бедняков» (Бубенцы. 1906 год. № 16) В.В. Курицына -причем не под псевдонимом, а подписанные его собственной фамилией.
В «злободневных куплетах» В.В. Курицын последовательно описывал положение, которое сложилось в Томске после введения 13 января 1906 года военного положения. Это, прежде всего, ужесточение цензуры:
«...Статейку на днях я в газету отнес, Затронул слегка в ней рабочий вопрос. Ответ получаю: «Статья не пойдет -Боимся нажить неприятных хлопот»
(Бубенцы. 1906. № 16). Однако, по наблюдениям сатирика, изменилась не только общественно-политическая, но и бытовая жизнь людей. Опасно стало собираться с друзьями, более того - военное положение буквально вторглось в семьи, о чем с едкой иронией писал В.В. Курицын:
"...Из города поздно вернулся супруг На дачу, и видит в прихожей он вдруг Шинель офицерская чья-то висит... Жена же, принявши растерянный вид, Бормочет чуть слышно, в невольном смущенье: «Военное ведь положенье!»"
(Бубенцы. 1906. № 16). В этом же номере «Бубенцов» читатель знакомился с новыми лицами, активизировавшимися в политической жизни России: «престарелым бюрократом», «черносотенным оратором» и «лихим и бравым» есаулом (стихотворение «Этот номер не пройдет» - Бубенцы. 1906. № 16). Есаул считал возможным подавление революции силами армии, но автор напоминал ему о том, что на армию теперь полагаться не стоит:
- А Крондштат!? А Севастополь!?
- «Этот номер не пройдет!»
Черносотенный оратор утверждал, что кадеты лгут о том, что не хватает земли. Автор же обращал внимание на аграрные волнения, недовольство народа земельной реформой. И последний, «престарелый бюрократ», предлагал кардинальные меры для предотвращения революции:
" «Для спасенья Мы должны пойти назад. Нужно тюрьмы приумножить, А гимназии закрыть..."
(Бубенцы. 1906. № 16). Но и в этом случае, считает сатирик, возврат назад невозможен:
- А заем!? А наши фонды!?
- «Этот номер не пройдет!»
(Бубенцы. 1906. № 16). В стихотворении актуальные вопросы жизни страны, перенесенные в сатирическую плоскость, обнаруживали внутреннюю противоречивость, полярность оценок в разных слоях общества. Предлагаемые меры не могли быть реализованы, и вопрос о мирном сосуществовании, урегулировании конфликтов между народом и руководителями государства оставался неразрешенным. По мнению автора, компромисс на данном этапе развития общества был невозможен.
В № 18 «Бубенцов» было опубликовано сатирическое стихотворение В.В. Курицына «Из мемуаров сановника». В нем представлен внутренний монолог чиновника, занимающего высокую должность: он знает, что в стране утверждают о невозможности исцеления государственного аппарата, «старый строй погибнуть должен» - говорит он. В тоже время сановник дает понять, что он не желает перемен, напротив, существующий, пусть и не эффективный, способ функционирования государства ему выгоден. Пока в стране действует государственная армия, бюрократический аппарат защищен. В противном случае:
«Если же этого не будет, То уедем за границу И российскими деньгами Удивим Париж и Ниццу!»
(Бубенцы. 1906. № 18). Наряду со стихотворными произведениями В.В. Курицын пробовал свои силы и в сатирической прозе, как в «сценке с натуры», происходящей в железнодорожной библиотеке (Бубенцы. 1906. № 20). Сюжет это сценки прост: городской житель приходит в библиотеку и пытается взять книгу для чтения. Однако оказывается, что все книги и журналы, которые его интересуют, разобраны начальником службы тяги, помощником правителя канцелярии, начальником службы пути, свояченицей инженера, его превосходительством и т.д. Здесь высмеивается не внезапная тяга к чтению, которая обуяла чиновников, а недостаток книг и журналов для обывателя, который вынужден ждать возврата литературы представителями власти, первыми забирающими интересные издания.
В этом же номере издания Дон Валентино публикует стихотворный текст «Из биографии одного удачного карьериста». Повествователь говорит о чиновнике, который продвинулся вверх по карьерной лестнице благодаря участию в карательном эскадроне: «И за то, что немало повесил, Он награду себе получил: Станислава в петлицу повесил...»
Причем муки совести не терзают «блистательного петербургского кавалера», потому что он «воротился спокоен и весел»
(Бубенцы. 1906. № 20).
К теме разрушения семьи во время общественных потрясений Дон Валентино обратился в стихотворении «Нечто о наследственности» (Бубенцы. 1906. № 34). Автор описывает комическую ситуацию, когда члены одной семьи оказались приверженцами разных партий: муж - эсер, жена - социал-демократ, кузен - консерватор. Молодое же поколение оказалось в лагере черносотенцев: «Состарились муж и жена... Мечты не сбылися: в их сыне Закваска другая видна. Брошюр он совсем не читает, Евреев «жидами» зовет, Влиянье семьи радикальной Дало изумительный плод!»
(Бубенцы. 1906. № 34). Тонкая грань между смехом и горем - характерная черта большинства публикаций Дона Валентино. В центре его внимания - влияние общественно-политической обстановки на семьи, на отношения между людьми.
Герои бытовых зарисовок Дона Валентино находятся в разных социальных статусах, что приводит к противоречиям и трагедиям. Однако нередко высокое положение не спасает от любовных страстей и трагедий, как это случилось, например, в сатире «На мотив из Гейне». Действующие лица: муж - престарелый сановник, молодая жена и белокурый кузен, и финал оказывается предсказуем: «Знакома ль вам старая песня, Звучит так печально она; Разбито семейное счастье: Сбежала с кузеном жена!»
Одним из распространенных жанров сатирических журналов этого периода были толкования терминов. В.В. Курицын отдал дань этой лаконичной форме, опубликовав список «Современных анонимов»:
«Истинно-русский человек» - хулиган. Предел - его же не предеши - тюрьма. Забастовка - голодовка.
Редактор сатирического листка - несчастный человек. Бывший депутат - казенный пенсионер»
(Бубенцы. 1906. № 38). Но не только общественно-политическая жизнь находилась в центре внимания сатирика. В диалоге «В кабинете модного драматурга» Дон Валентино подвергал критике сферу культуры, в которой процветали плагиат ради заработка, престижа и моды:
«- Ну, как твоя пьеса! Подвигается к концу? - К будущей неделе кончу. Первый акт удачно экспроприировал у Крылова... Кое что захвачу у Гнедича, а затем потревожу и Шпажинского...»
(Бубенцы. 1906. № 38). В основном сатирические выступления В.В. Курицына невелики по объему, и «фантастическая история» под названием «Сон Замухрышкина» стоит среди них особняком - она занимает почти полторы полосы, открывая № 40 «Бубенцов». Это своеобразная передовая статья номера, посвященная проблеме свободы печати.
В жанре «сна», который традиционно востребован в сатирической журналистике, В.В. Курицын обращается
к социально-политической ситуации в стране. Сюжет заключается в том, что бедный петербургский литератор Семен Петрович Замухрышкин, проклинающий гнет цензуры, видит сон, в котором восторжествовала полная свобода печати. В городе издаются газеты «Мортира», «Страшный апельсин», «Вездесущее Око», которые обличают всех, кого им вздумается. А в редакции «Кровавого ужаса», где Замухрышкин предлагает свои услуги, от него требуют критиковать «преступления безответственных министров», «подвиги камарильи», «каннибальство гг. администраторов, опирающихся на основные законы Империи...», и т.д. Но даже во сне это «торжество свободы» закончилось арестом редакции - и Замухрышкина заодно. Литератор радуется тому, что в тюрьме ему обеспечены бесплатные жилье и еда:
«Теперь я понимаю, в чем заключается прелесть свободной печати у нас в России! Можно ли требовать большей гуманности со стороны правительства к бедным труженикам пера.
- Ни за стол, ни за квартиру не платить! Не жизнь, а малина!.. »
(Бубенцы. 1906. № 40).
Но тут он просыпается - и горько сожалеет о том, что вернулся в действительность.
Выбранный жанр «сна» позволил В.В. Курицыну высказать свое предположение о том, что современные журналисты настолько задавлены цензурой, что не в состоянии ни оценить преимущества свободной печати, ни правильно ими воспользоваться. В сатирической зарисовке проводится мысль о том, что безграничная свобода, как и тяжелый гнет, не дают возможности для создания объективной картины мира, недаром названия приснившихся Замухрышкину изданий так экспрессивны. Причем даже в «новом мире» журналисты не свободны от репрессий, который воспринимаются героем зарисовки как подлинное благо.
Центральным мотивом сатирических произведений Дона Валентино является конфликт между людьми, обусловленный общественно-политической обстановкой в стране. Политика разъединяет семьи, влияет на представителей власти и на обывателей, беззащитных перед лицом перемен. Особенный интерес В.В. Курицына вызывает две категории населения: это привилегированные чиновники разных уровней - и бесправные городские жители, «очень скромные лица», подобные герою «Сна Замухрышкина». Действие в сатире В.В. Курицына происходит, как правило, в двух городах - в Томске и в Санкт-Петербурге: первый олицетворяет собой российскую провинцию, а второй - всю Россию, это то «зеркало», в которое смотрится и в котором отражается вся современная жизнь.
Сатирические произведения В.В. Курицына в основном невелики по объему: от двух-трех строчек до половины полосы: максимальное количество текста содержит только «Сон Замухрышкина», которые занял три с половиной колонки (1,5 страницы). Прежде всего, это было связано с концепцией журнала, в котором приветствовались именно небольшие материалы. С другой стороны, можно предположить, что В.В. Курицын был в это время занят созданием своего романа «Томские трущобы», и ему не хватало времени на создание объемные сатирических произведений.
Обращает на себя внимание желание В.В. Курицына попробовать свои силы в разных сатирических жанрах. Он
создавал диалоги, куплеты, сценки с натуры, сон, пародии, «перепевы», афоризмы и т.д.; из 16 произведений 8 - это стихи, 8 - прозаические выступления.
Подводя итоги, можно сказать о том, что сатирическая деятельность В.В. Курицына в «Бубенцах» представляет собой только часть литературного наследия этого своеобразного томского писателя начала XX века. Осмысляя происходящие события периода Первой русской революции 1905-1907 годов, В.В. Курицын внимательно всматривается в окружающую действительность, одновременно «протоколируя» ее и обличая. Как и в первых очерках, в сатирических произведениях писатель далек от социального «позитива»: его герои находятся в состоянии кризиса, разрушения, упадка - и во внешней, социальной, жизни, и в духовной сфере. Вероятно, на фоне этого мрачного общественного настроения, под влиянием обстановки В.В. Курицын решает попробовать себя в новом жанре - уголовном романе-хронике, где действуют представители социального «дна» - воры, убийцы, падшие женщины. Но именно в этом жанре писатель получил возможность оторваться от угнетающей его действительности: в мире «Томских трущоб» нет революций и военного положения, жизнь героев наполнена планированием преступлений, поражениями и победами - но не общественной жизнью. В этом отношении опыт сатирической деятельности В.В. Курицына оказался важным этапом его становления как прозаика «авантюрного», уводящего своего читателя в вымышленные миры.
Сложное отношение к писателю как его современников, так и исследователей XX века, при несомненном читательском успехе его романов, свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения его творчества. И следующим этапом, несомненно, должно стать обращение к его авантюрным «Томским трущобам».
The paper is devoted to the detailed analysis of satire of V.V. Kuritsyn, an author of famous adventure stories under the general title "Tomskie Trushchoby", «Masked man», «In pursuit of million», «looming in the frame.», «Secrets of the Tomsk night» that were created in the beginning period of his cooperation with the newspaper "Sibirskie otgolosky". The paper gives a view on the corpus of V.V. Kuritsin's (under the name of Don Valentino) publications in a satirical cartoon department "Bubentsy" for the period of 1906-1909; also it signifies their themes and problems. The conclusion is drawn about a specific character of satire works that is peculiar to novel works of the author under study.
Keywords: Siberian satire journalism, V.V. Kuritsyn, Don Valentino, adventure story.
Literatura
1. Matveenko I.A. Vospriyatie anglijskogo social'no-kriminal'nogo romana v russkoj literature 1830-1900-h godov. Diss. ... dokt. filol. nauk. Tomsk, 2014. - S. 281.
2. Masanov I.F. Slovar' psevdonimov russkih pisatelej, uchenyh i obshchestvennyh deyatelej: v 4 t. / I.F. Masanov ; podgot. k pechati YU.I. Masanov. - M. : Izd-vo Vsesoyuz. kn. palaty, 1956-1960.
3. Valentin Vladimirovich Kuricyn (Ne-Krestovskij): sbornik materialov / TOUNB im A.S. Pushkina; sost. A.V. YAkovenko; red.: S.S.Bykova, L.V. CHerednikova; Tomsk; 2017. - 240 s. - (Istoriko-kraevedcheskij arhiv; vyp. 7).
Gosudarstvennaya publichnaya istoricheskaya biblioteka Rossii [EHlektronnyj resurs] // Bubency : Satirichesko-karikaturnyj otdel «Sibirskih otgoloskov». URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/15627 (data obrashcheniya: 19.11.2017).
Vsevolod Alekseevich Dolgorukov: sbornik materialov / sost.: V.M. Kostin, A.V. YAkovenko, red. S.S. Bykova; TOUNB im. A.S. Pushkina. -Tomsk, 2013. - 240 s. - (Istoriko-kraevedcheskij arhiv; vyp. 4).
Литература
1. Матвеенко И.А. Восприятие английского социально-криминального романа в русской литературе 1830-1900-х годов. Дисс. ... докт. филол. наук. Томск, 2014. - С. 281.
Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 4 т. / И.Ф. Масанов ; подгот. к печати Ю.И. Масанов. - М. : Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1956-1960. Валентин Владимирович Курицын (Не-Крестовский): сборник материалов / ТОУНБ им А.С. Пушкина; сост. А.В. Яковенко; ред.: С.С.Быкова, Л.В. Чередникова; Томск; 2017. - 240 с. - (Историко-кра-еведческий архив; вып. 7).
Государственная публичная историческая библиотека России [Электронный ресурс] // Бубенцы : Сатирическо-карикатурный отдел «Сибирских отголосков». URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/15627 (дата обращения: 19.11.2017).
Всеволод Алексеевич Долгоруков: сборник материалов / сост.: В.М. Костин, А.В. Яковенко, ред. С.С. Быкова; ТОУНБ им. А.С. Пушкина. -Томск, 2013. - 240 с. - (Историко-краеведческий архив; вып. 4).
Е.С. Поданева
Томский государственный университет
УДК 070
ДОИ 10.17223/23062096/6/13
НАУЧНАЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: ЭКСПЕРИМЕНТЫ С НОВЫМИ ФОРМАТАМИ (ОПЫТ СОЗДАНИЯ ВИДЕО-ПРОЕКТОВ О НАУКЕ)
4
2
3
5
4.
5
Статья посвящена научной популяризации в современном интернет-пространстве. Автор анализирует способы подачи научного знания в новых медиа: трансформацию традиционных приемов и новаторские формы. А также описывает собственный опыт создания видео-проектов о науке на УоиТиЬе-платформе.
Ключевые слова: наука, научная популяризация, новые медиа, новаторские формы.
Научно-техническое развитие общества влияет на качество и образ жизни человека, на тип его мышления и мировосприятия, приводит к коренным изменениям социальных институтов, в частности экономики (смена ресурсных приоритетов, квалификации работников, типа производства и др.). В последние десятилетия мы наблюдаем ускорение темпов научно-технического роста, сокращение временной дистанции между новыми достижениями в науке и технологиях, в результате чего на памяти только одного поколения происходит несколько качественных технологических преобразований.
Понимать современные тренды и проблемы научно-технического развития, уметь адаптироваться к его последствиям помогает научная популяризация. Эта сфера массовых коммуникаций связана с распространением информации о науке в доступной форме среди широкой аудитории, иначе говоря, это перевод научного знания на язык, понятный неспециалистам.