Вскрытия умерших в России начали производить по указу Петра I с 1706 года. Однако первые кафедры патологической анатомии появились лишь в 1849 году в Москве и в 1869 году в Петербурге. Эти кафедры дали России наиболее талантливых ученых: А.И. Абрикосова, И.В. Давыдовского, А.И. Струкова, В.В. Серова, Шора, М.Ф. Глазунова, МА. Скворцова, В.Г. Г аршина, М.А Головина, Л.А. Черкасского и т. д.
Они значительно продвинули научные основы предмета и создали самобытные учебники, стали преподавать предмет по нозологическому принципу, при этом подчеркивая клинико-анатомическое направление дисциплины. Нетрудно заметить, что клинико-анатомическое направление есть само содержание и назначение патологической анатомии, она определяет необходимость непрерывного расширения контактов с клиникой, поиск все новых и новых форм общения морфолога с клиницистом.
В последние годы в медицинском мире широко обсуждается с разных позиций состояние современной патологической анатомии, или патологии, как принято называть ее за пределом нашей страны. Это обсуждение началось в 1974 году в западногерманском журнале Beitrage zur Pathologie и очень скоро переросло интересы патологов ФРГ. Оно стало международным. Вывод, которые делается на основании этого обсуждения, сводится к тому, что в настоящее время в мире отмечается принижение роли аутопсии по разным мотивам - религиозным, этическим, социальным и т.
д.
Основным же показателем принижения роли аутопсии, потери интереса к ней со стороны клинициста и прозектора является снижение количества вскрытий во всех странах, несмотря на то что до 40% клинических диагнозов являются ошибочными.
Нужно признать, что в этом отношении вред и неверное его понимание медицинскими работниками нанес Федеральный закон РФ от 12.01.1996 года «О погребении и похоронном деле», позволяющий бесконтрольно выдавать умерших без вскрытия. Этот закон противоречит задачам не только патологоанатомической службы, но и, главное, задачам здравоохранения.
Практика же показывает, что правильно проведенная беседа лечащего врача и патологоанатома с родственником умершего позволяет снять возражения против проведения аутопсии примерно в половине случаев.
В связи с этим встают вопросы, какие же задачи должна решать аутопсия и почему она не решает их в должной мере сообразно запросам современной медицины, что является главной причиной отказа родственников от вскрытия.
С помощью аутопсии, которая до последнего времени считалась одним из главных методов научного познания болезни, решается прежде всего правильность диагноза и лечения, устанавливаются причины смерти. В связи с этим аутопсия как завершающий этап диагностики необходима не только клиницисту и патологоанатому, но и медицинскому статистику и организатору здравоохранения. Аутопсия является базой научных исследований, причем поле исследований, основанных на данных аутопсий, столь же велико, как и сама медицина. Аутопсия -база не только научных исследований, но и преподавание фундаментальных и прикладных медицинских дисциплин, школа врачей любой специальности и любого ранга.
Выполнению этих задач аутопсии адекватно запросам современной медицины мешает многое. Одной из главных причин является недостаточное техническое и методическое обеспечение прозектур. Клиницист нередко располагает тестами прижизненной диагностики более информативными, чем патологоанатомы. Патологоанатомические отделения снабжаются в России по остаточному принципу, поэтому научного анализа диагноза, причин смерти у секционного стола зачастую не получается. Малая информативность вскрытия связана и со снижением квалификации прозектора, которая обусловлена не только особыми условиями его труда (скученность, антисанитарные условия и т. д.) и неадекватной оплатой этого труда, но и невозможностью «обслужить» всю медицину, стремящуюся к дифференциации и узкой специализации. К этому следует добавить недостаток кадров патологоанатомов, потерю интереса к этой профессии у студентов высшей медицинской школы. Их можно понять, так как, обучаясь на 2-, 3- 6-м курсах, студенты проходят курс общей, частной патологической анатомии, секционный курс, при этом видят всю нищету патологоанатомических отделений (городская больница № 1, 20-я больница, прозектуры периферии края и т. д.).
Что нужно сделать для того, чтобы аутопсия отвечала задачам, которые ставит перед ней современная медицина?
Главное - из рутинного метода исследования она должна превратиться в метод научного познания болезни. Тогда аутопсия станет критерием качества в медицине и школой формирования адекватного врачебного мышления. Для этого необходимо прежде всего широкое использование при аутопсии современных функциональноморфологических (гистохимии, иммунолюминесценции, электронной микроскопии, биохимических, токсикологических, микробиологических) методов, морфологии, иммуногистохимии и электронной техники. Прозектура должна стать научной лабораторией. Естественно, что это требует не только материального стимулирования работы патологоанатомов, но и решения административных, деонтологических и даже правовых вопросов. Многое в этом направлении, конечно, постоянно делается, но это только в центральных прозектурах. Как видно, будущее аутопсии в руках не столько патологоанатомов, сколько руководителей здравоохранения.
Что касается этической стороны аутопсии, то родственники опасаются недостаточного отношения к телу умершего, возможности разного рода повреждений открытых частей умершего. Все школы патологоанатомов стоят на одном принципе: в каком бы статусе ни находился человек - живой, мертвый, - это всегда человек. Это внушается каждому медицинскому сотруднику.
Т о, что патологоанатомическое вскрытие должно быть щадящим, уважительным, отражено в стихах, высказываниях наших учителей. Т ак, ученый, профессор, патологоанатом Петербурга В.Г. Г аршин перед своей кончиной написал:
«И когда оборвется последняя нить, И я лягу на тот хладный стол, Будьте ласковы, не уроните Мое сердце на каменный пол».
В этом коротком четверостишье отражена вся эмоциональная нагрузка сотрудников патологоанатомического отделения.
Задачи, которые решает в настоящее время патологическая анатомия, ставит ее среди медицинских дисциплин в особое положение: с одной стороны, патологическая анатомия - это теория медицины, которая, раскрывая материальный субстрат болезни, непосредственно служит клинической практике, то есть общей и частной патологии человека. Нет сомнения поэтому, что дальнейшее содружество патологической анатомии с клиникой будет все более тесным, а поле деятельности патологоанатомов - все более широким.
Таким образом, перешагнув анатомический рубеж, патологическая анатомия благодаря аутопсии, то есть изучению материального субстрата болезни, смогла решать многие сложные задачи общей и частной патологии.