ГУЛИЕВА Мехрибан Эльбрус кызы,
преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Московского финансово-юридического университета e-mail: [email protected]
ДОЛГОЖДАННАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ КАСПИЙСКОГО МОРЯ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ
Аннотация. Каспийский регион - одна из территорий постсоветского пространства, который всегда был в центре внимания многих стран мира. Расположение региона, его богатые природные ресурсы и разнообразный этнический состав всегда имели геостратегическое значение для государств данного региона, что, в свою очередь, отражалось на их взаимоотношениях. Однако если раньше отношения между региональными «управленцами» выяснялись силой, то в XXI в., наконец, настало время, когда все стороны согласились сесть за стол переговоров, чтобы расширить региональное сотрудничество. Является ли это ответом на внешние угрозы или политической востребованностью в текущей региональной обстановке - покажет время.
Ключевые слова: Каспийское море, Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, региональное сотрудничество, прикаспийские государства.
GULIYEVA Mekhriban qizi Elbrus,
lecturer of the Department of state and legal disciplines, Moscow University of finance and law
THE LONG-AWAITED CONVENTION ON THE LEGAL STATUS OF THE CASPIAN SEA: LEGAL ANALYSIS OF THE CONTENT
Annotation. The Caspian region is one of the territories of the post-Soviet space, which has always been in the centre of attention of many countries of the world. The location of the region, its rich natural resources and various ethnic composition have always been geostrategic ally important for the states of this region, which, in turn, was reflected on their bilateral relations. However, if before the relationships between regional "managers" were clarified by force, in the XXI century, finally, the time came when all parties had agreed to sit for negotiating in order to expand regional cooperation. Whether it is an answer to external threats or political relevance in the current regional situation - time will show.
Key words: Caspian sea, Convention on the legal status of the Caspian sea, regional cooperation, Caspian States.
12 августа 2018 г. в Актау (Казахстане) была подписан документ, называемый Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря. Трудно переоценить значение этой Конвенции, зная, сколько было проделано работы и потрачено времени чтобы, во-первых, усадить стороны за стол переговоров, а во-вторых, договориться подписать, наконец, документ, имеющий столь важное историческое значение для всего региона.
Как известно, в Каспийском регионе многие столетия шли войны за сферу влияния. Итогами всех тех событий можно назвать многочисленные договоры: Гюлистанский, Туркменчай-ский и многие другие. Но распад Советского Союза привел к новому обострению политической ситуации в Каспийском регионе.
Каспийское море всегда находилось в центре внимания не только государств региона, но и далеко за его пределами. Международно-правовой статус Каспия в советский период был определен двумя основными договорами: 1921 - 1940 гг., которые определяли Каспий, прежде всего, как море, поделенное между Советской Россией и Ираном, причем при большем перевесе в сторону СССР. С распадом СССР в начале 90-х годов стали складываться новые многосторонние и двусторонние отношения прикаспийских стран. Заново встал вопрос: является ли Каспий «морем» или «озером»? От этого зависело, как будет произведён раздел его водного пространства, дна и недр, биологических и минеральных ресурсов, что так же затрагивало проблему обе-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
ИННОВАЦИИ
спечения безопасности бассейна и всего региона Каспийского моря.
Прикаспийские государства стали особенно внимательными ко всем вопросам, возникающим в этой среде, начали выдвигать различные идеи относительно определения статуса и решения вопросов использования ресурсов Каспия, стараясь при этом взять инициативу в свои руки.
Таким образом, исходным пунктом разрешения сложившейся в регионе ситуации стал вопрос определения международно-правового статуса Каспия. Эти разногласия продлились, как уже известно, более 20 лет. Были созданы различные механизмы, направленные на урегулирование этой проблемы, проводились встречи на уровне глав государств, глав иностранных ведомств, были организованы специальные рабочие группы и т.д.
Уже с середины 2000-х годов был подготовлен проект Конвенции, определяющей правовой статус Каспийского моря. Но принятие её затянулось из-за неоднозначного подхода к содержанию статей данной Конвенции. Хотя до ее принятия пять прикаспийских государств уже подписали Рамочную Конвенцию по защите морской среды Каспийского моря и Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, которые, кстати, вступили в силу, тем не менее, все понимали, что основным региональным документом должна стать Конвенция, которая определит, является ли Каспийское море «морем» или «озером» и, соответственно, установит границы водных пространств.
И вот, наконец, Конвенция о правовом статусе Каспийского моря была принята 12 августа 2018 г. на V саммите глав прикаспийских государств в Актау. Конвенция состоит из введения, 24 статей и заключительной части.
Однако данный документ неоднозначно подошел к разрешению вопроса, является ли Каспий «морем» или «озером». Статья 1 указывает, что Каспийское море - это водоём, окруженный со всех сторон сухопутной территорией. Таким образом, Каспий получил статус уникального внутриконтинентального водоёма, соответственно, отличающегося от всех остальных водоёмов на Земле. Это исключило применение к нему положений делимитации морей согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., а также особенностей раздела озёр по принципу срединной линии.
Согласно Конвенции о правовом статусе Каспийского моря акватория Каспия делится на внутренние и территориальные воды, рыболовные зоны и общее водное пространство. Для каждого прибрежного государства устанавлива-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
ются 15-мильное территориальное море и 10-мильная рыболовная зона. Территориальное море (включая морское дно и воздушное пространство над ними) относится к территории прибрежного государства, в результате чего прибрежное государство имеет суверенное право на разработку и использование биологических и минеральных ресурсов, а также на установление здесь своей налоговой, миграционной, уголовной юрисдикции. Границы территориального моря считаются внешними границами государств.
Большая часть водного пространства, по Конвенции, осталась общим для всех прикаспийских государств. Дно и недра Каспия, согласно ст. 8 Конвенции, должны быть разделены на секторы. Эти секторы устанавливаются по договорённости сторон между собой в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Такое определение сектора прибрежного государства, в свою очередь, показывает некоторую спорность разрешения вопроса о разделе дна и недр Каспийского моря. С момента образования новых прикаспийских государств после развала СССР в прибрежной зоне этих государств возникали многочисленные споры как раз из-за невозможности четкого определения границ между ними. Конвенция, которую ждали столько лет для того, чтобы решить, наконец, этот вопрос, как видно, не дала чёткого определения подводным границам прикаспийских государств, оставив этот пункт на межгосударственное рассмотрение.
Один из главных аспектов данной Конвенции - она не допускает участия в Каспийском море судов под флагом неприкаспийских государств. Этот пункт был одним из важнейших в региональной политике России и Ирана с момента появления новых прикаспийских государств, к которым вдруг стали проявлять внимание государства как Запада, так и Востока, в том числе благодаря богатым нефтегазовым месторождениям Каспийского моря. Однако, согласно Конвенции, в Каспийском море могут плавать только суда флага прикаспийских государств. При этом военные суда одного прикаспийского государства могут проходить через территориальные суда другого прикаспийского государства только с разрешения этого государства и при соблюдении требований и законов данного государства. Конвенция запрещает также использование территориальных вод одного прикаспийского государства против территории другого, также прикаспийского.
Кроме того, Конвенция уделяет внимание некоторым дополнительным аспектам безопасности морских границ прикаспийских госу-
дарств, в том числе, призывает к созданию в регионе зоны мира. Создание зоны мира предусматривает укрепление безопасности, в первую очередь, государств района. Политико-правовое содержание региональной безопасности заключается в реализации принципа неприменения силы и угрозы применения силы в межгосударственных отношениях. В современном понимании идея зоны мира предполагает осуществление мер по ограничению и сокращению средств вооруженной борьбы, исходя именно из такой трактовки понятия «сила», а ее реализация означает обеспечение безопасности на основе отказа от применения либо угрозы применения, прежде всего, военной силы. Такой подход с особой наглядностью демонстрирует тесную взаимосвязь между разоружением и безопасностью. В этом содержится возможность избежать военных конфликтов в регионе, особенно с участием ядерных держав, обеспечить на широкой договорной основе свою национальную безопасность и пользоваться морскими пространствами в мирных целях, ликвидировать иностранные военные базы на прикаспийских территориях. Эти базы, можно сказать, - главные очаги напряженности и материальная основа агрессии, а их ликвидация создает возможность полностью исключить эту зону из сферы распространения ядерного оружия.
В целом, Конвенция не дала полных ответов на многие вопросы, с которыми стороны сталкивались в течение более чем 20-летнего срока. Некоторые нефтяные и газовые месторождения, находящиеся на границах между прикаспийскими государствами и являющиеся «камнем преткновения» между государствами, также остались в спорном положении. Но благодаря данной Конвенции стало ясно, что прикаспийские государства способны пойти на компромисс и обсуждать многие имеющиеся в регионе проблемы, в том числе, вопросы прокладывания трубопроводов, развития морского судоходства, расширения сотрудничества в области защиты экологической системы Каспийского моря, опираясь при этом на принципы мира, безопасности и добрососедства.
Конвенция о правовом статусе Каспийского моря начнет действовать с момента ратификации её всеми пятью прикаспийскими государствами. В настоящий момент Конвенцию ратифицировал Туркменистан и Казахстан. На рассмотрении парламентов данная Конвенция находится в России, Азербайджане и Иране. При вступлении в юридическую силу она станет основой стабильности и сотрудничества в регионе, создав условия для более тесного взаимо-
действия прикаспийских государств, что поможет полностью устранить имеющиеся между прикаспийскими государствами разногласия.
Список литературы:
[1] Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. URL: http://kremlin.ru/ supplement/5328
[2] Конвенция о правовом статусе Каспия не ограничена сроком действия. URL: https:// tass.ru/politika/5450315
[3] Мамедов Р.Ф. Международно-правовой статус Каспийского моря: вчера, сегодня, завтра. - Баку, 2006. - 453 c.
[4] Международная научно-практическая конференция «Правовой статус Каспийского моря». - М., 1995. - C. 3-5.
[5] Алексей Калмыков: "Ни море, ни озеро": Каспий поделили на пятерых. На это ушло 22 года. URL: https://www.bbc.com/ russian/features-45156199
[6] Подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. URL: https://ria. ru/20180812/1526398222.html
[7] Рубан Л.С. Каспий - море проблем. - М., 2003. - 279 с.
[8] Caspian Sea Dispute Settled on the Surface. URL: https://thediplomat.com/2018/08/ caspian-sea-dispute-settled-on-the-surface/
Spisok literatury:
[1] Konvenciya o pravovom statuse Kaspijskogo morya. URL: http://kremlin.ru/ supplement/5328
[2] Konvenciya o pravovom statuse Kaspiya ne ogranichena srokom dejstviya. URL: https:// tass.ru/politika/5450315
[3] Mamedov R.F. Mezhdunarodno-pravovoj status Kaspijskogo morya: vchera, segodnya, zavtra. - Baku, 2006. - 453 c.
[4] Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Pravovoj status Kaspijskogo morya». - M., 1995. - C. 3-5.
[5] Aleksej Kalmykov: \"Ni more, ni ozero\": Kaspij podelili na pyateryh. Na eto ushlo 22 goda. URL: https://www.bbc.com/russian/ features-45156199
[6] Podpisana Konvenciya o pravovom statuse Kaspijskogo morya. URL: https://ria. ru/20180812/1526398222.html
[7] Ruban L.S. Kaspij - more problem. - M., 2003. - 279 s.
[8] Caspian Sea Dispute Settled on the Surface. URL: https://thediplomat.com/2018/08/ caspian-sea-dispute-settled-on-the-surface/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019