Проблемы экономики и менеджмента
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
УДК 336.276
А. В. Галухин
мл. науч. сотрудник, аспирант, ФГБУН «Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук»,
г. Вологда
ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА РЕГИОНОВ СЗФО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация. В статье проведен анализ динамики и структуры государственного долга регионов СЗФО. Выявлены проблемы снижения долговой нагрузки. Предложены пути решения долгового кризиса регионов.
Ключевые слова: государственный долг, долговая нагрузка, расходы на обслуживание государственного долга, долговая устойчивость.
A.V. Galukhin, Institute of socio-economic development of territories of Russian academy of sciences
DEBT LOAD NORTH-WEST REGIONS: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Abstract. The article analyzes the dynamics and structure of the public debt North-West regions. The problems of deleveraging. Suggest ways to solve the debt crisis regions..
Keywords: government debt, debt burden, the cost of servicing the public debt, debt sustainability.
Изучение проблематики финансовой устойчивости бюджетов в настоящее время является одним из актуальных направлений повышения эффективности управления общественными финансами Российской Федерации. Ее цель состоит в обеспечении перехода к долгосрочной политике развития, направленной на повышение уровня и качества жизни населения, развитие человеческого капитала, стимулирование предпринимательской инициативы и инвестиционной активности, который возможен за счет обеспечения стабильности наполнения централизованных фондов денежных средств и результативности их расходования.
Систематизация теоретических основ управления финансовой устойчивостью бюджетов позволила определить, что управление государственным и муниципальным долгом является ее важной и неотъемлемой составляющей. Обеспечение платежеспособности выступает одним из условий, по которым можно судить об общем состоянии общественных финансов территорий. Кроме того, анализ кредитоспособности и платежеспособности в настоящее время активно применяется банками и другими кредитнофинансовыми учреждениями при предоставлении органам управления регионов денежных средств на покрытие дефицита бюджета. Проводить оценку уровня платежеспособности территорий целесообразно также потенциальным инвесторам, осуществляющим поиск наиболее благоприятного места для осуществления капиталовложений.
Вместе с тем, необходимо отметить, что бюджетный кризис, в который попали
№ 11 (39) - 2014
79
Проблемы экономики и менеджмента
многие регионы Российской Федерации в настоящее время, наиболее остро проявляется именно в снижении долговой устойчивости субфедеральных территорий.
Данный факт находит подтверждение в том, что объемы задолженности за 20072013 гг. увеличились в десятки раз в половине регионов СЗФО. Так, в Мурманской области рост составил почти 50 раз, в Псковской области - 32 раза, в Вологодской области - более 20 раз. В остальных регионах увеличение составило в пределах 2,5-16 раз. Долговая нагрузка (объем долга в расчете к объему собственных доходов консолидированного бюджета) в Вологодской области превысила 80%, Псковской и Калининградской области, а также Республике Коми перешагнула отметку 70% (табл. 1).
Таблица 1 - Объем государственного и муниципального долга регионов СЗФО в 2007-2013 гг.
Регион СЗФО 2007 2009 2011 2013 2013 к 2007 гг.
млрд ру<5. %* млрд ру<5. %* млрд ру<5. %* млрд ру<5. %* раз п. п.
Вологодская область 1,7 4,1 11,0 39,4 26,9 67,0 34,9 81,1 20,5 77,0
Псковская область 0,4 4,6 0,4 3,7 5,3 34,5 12,8 74,2 32,0 69,6
Калинин- градская область 6,3 30,7 12,0 54,8 21,6 73,0 25,4 72,4 4,0 41,7
Республика Карелия 3,2 19,1 7,4 44,0 9,7 37,1 16,0 72,1 5,0 53,0
Новгородская область 1,1 9,4 4,7 28,4 10,0 48,5 15,0 68,7 13,6 59,3
Архангельская область 2,0 6,9 11,1 37,5 20,6 49,6 31,7 57,9 15,9 50,9
Республика Коми 3,2 10,5 7,1 20,2 9,3 19,2 19,6 35,8 6,1 25,3
Мурманская область 0,3 1,0 7,3 22,0 6,0 13,2 14,6 29,8 48,7 28,8
Ленинградская область 5,1 10,8 6,3 12,1 6,6 9,5 12,6 15,0 2,5 4,2
г. Санкт-Петербург 5,1 1,8 1,8 0,6 8,5 2,1 18,7 5,0 3,7 3,2
РФ 456,9 10,6 1024,5 23,4 1387,3 23,4 2026,3 30,8 4,4 20,2
СЗФО 28,4 5,3 69,2 12,4 124,6 16,4 201,2 26,2 7,1 20,9
*- к собственным доходам консолидированного бюджета
Источник: данные Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/
Одним из ключевых факторов увеличения задолженности субфедеральных бюджетов, безусловно, выступило ограничение доходных возможностей территорий в результате замедления темпов их экономического развития. Так, в Мурманской области и Республике Карелия ВРП по результатам 2013 года не достиг докризисного уровня. Более низкими по сравнению со средними по Российской Федерации были темпы роста экономики Республики Коми, Псковской и Вологодской областей (табл. 2).
80
№ 11 (39) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
Таблица 2 - Индекс физического объема ВРП регионов СЗФО, в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году
Регион СЗФО 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 20072013 гг., %
г. Санкт-Петербург 113,1 109,3 94,3 105,5 108,3 104,3 103,2 143,4
Калининградская область 119,9 104,7 91,5 107,6 104,6 104,7 102,0 138,1
Ленинградская область 106,3 105,3 99,6 105,4 106,5 106,2 100,1 133,0
Новгородская область 105,5 108,2 98,9 102,3 103,7 108,4 101,8 132,2
Архангельская область 112,2 100,0 102,2 100,8 101,7 100,6 105,5 124,8
Республика Коми 99,6 103,3 98,5 102,6 105,7 101,8 103,0 115,2
Псковская область 105,6 103,1 93,8 105,6 106,5 100,1 100,1 115,1
Вологодская область 105,1 96,7 87,1 105,7 106,9 104,8 100,4 105,2
Мурманская область 102,2 99,8 91,2 99,4 99,8 100,5 104,2 96,6
Республика Карелия 108,5 95,4 87,6 104,4 102,2 101,5 93,5 91,8
РФ 108,3 105,7 92,4 104,6 105,4 103,1 101,3 121,8
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
Помимо факторов экономического развития существенным было влияние на положение субфедеральных бюджетов «политической» составляющей, а именно принятие майских указов Президента Российской Федерации, финансирование которых легло в основном на регионы. Так, от одной только Вологодской области в 2014-2016 гг. на их исполнение требуется дополнительно порядка 21 млрд руб. (15% собственных доходов консолидированного бюджета области за 2014-2016 гг.). Прогнозный дефицит средств составляет более 30% (табл. 3). Отсутствие трети требуемого ресурсного обеспечения для исполнения принятых Указов толкает регионы к дальнейшему наращиванию заимствований в среднесрочной перспективе.
Таблица 3 - Бюджетные ассигнования на реализацию в Вологодской области указов Президента Российской Федерации в 2014-2016 годах, млн руб.
2014 г. 2015 г. 2016 г.
Указ Потреб- ность Предус- мотрено Потреб- ность Предус- мотрено Потреб- ность Предус- мотрено
Ресурсное обеспечение 5459,1 3393,2 6766,6 4480,3 8743,0 6487,3
Недостаток о/ % - 37,8 - 33,8 - 25,8
средств Млн. руб. - 2065,9 - 2286,3 - 2255,7
Источник: данные Департамента финансов Вологодской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.df35.ru
№ 11 (39) - 2014
81
Проблемы экономики и менеджмента
Немаловажным в анализе долговой нагрузки является исследование структуры заимствований. Так, по состоянию на июль 2014 года во всех регионах СЗФО основную долю долга занимали кредиты кредитных организаций, в то время как в 2007 году большая часть приходилась на ценные бумаги и государственные гарантии (табл. 4). Преобладание в структуре долга коммерческой составляющей является одним из факторов тяжести долгового бремени субфедеральных бюджетов в виду их большей стоимости обслуживания по сравнению с другими источниками финансирования дефицита (по данным Счетной палаты РФ, сейчас ставка по крупным банковским кредитам для регионов составляет 8-10%, по бюджетным (фиксированная) - 2,75% [4]).
Таблица 4 - Структура государственного долга регионов СЗФО,
%
Регион СЗФО Ценные бумаги Коммерческие кредиты Бюджетные кредиты Г осударствен-ные гарантии
2007 г. 2014 г. 2007 г. 2014 г. 2007 г. 2014 г. 2007 г. 2014 г.
Республика Карелия 54,3 27,6 44,1 44,6 0,1 26,4 1,5 1,4
Республика Коми 85,3 47,7 0,0 48,0 0,0 2,7 14,7 1,6
Архангельская область 0,0 0,0 25,1 57,0 12,85 40,6 62,1 2,4
Вологодская область 0,0 19,0 0,0 40,5 1,6 26,3 98,4 14,2
Калининградская область 0,0 0,0 11,9 0,0 0,9 66,7 87,2 33,3
Ленинградская область 41,4 16,2 0,0 52,4 2,0 4,6 56,6 26,8
Мурманская область 0,0 0,0 98,0 82,5 2,1 17,5 0,0 0,0
Новгородская область 0,0 0,0 27,3 50,0 1,1 48,2 71,6 1,8
Псковская область 0,0 0,0 0,0 60,0 62,9 34,2 0,0 5,8
г. Санкт-Петербург 92,9 47,0 0,0 0,0 0,0 53,0 7,1 0,0
Источники: данные Министерства финансов РФ [Электронный ресурс http://www.minfin.ru/ru/
. - Режим доступа:
Растущая долговая нагрузка привела к снижению уровня ликвидности бюджетов регионов СЗФО. Оценить данный показатель можно путем соотношения объема расходов консолидированных бюджетов, выделяемых на обслуживание государственного и муниципального долга, с доходами, оставшимися в распоряжении органов управления после финансирования обязательных (текущих) расходов.
Величина выплат по займам увеличилась во всех, за исключением г. Санкт-Петербурга, регионах СЗФО. Наиболее тяжелым бремя долговой нагрузки является для Республики Карелия, где только на обслуживание заимствований приходится порядка 10% расходов (табл. 5). Рост данных затрат сокращает и без того ограни-
82
№ 11 (39) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
ченные возможности субфедеральных бюджетов для исполнения социальных обязательств и обеспечения устойчивого социально-экономического развития за счёт осуществления бюджетных капиталовложений, доля которых в общем объеме расходов за 2007-2013 гг. по регионам СЗФО снизилась с 18 до 13%.
Таблица 5 - Оценка расходов консолидированных бюджетов регионов СЗФО на обслуживание государственного и муниципального долга, %
Регион СЗФО 2007 2008 2010 2011 2012 2013 2013-2007 гг., п. п.
Республика Карелия 4,1 2,9 9,0 9,8 10,0 10,1 6,0
Новгородская область 0,3 1,4 4,6 4,6 4,8 4,7 4,4
Вологодская область 0,2 0,1 3,4 3,8 4,0 4,2 4,0
Республика Коми 3,2 1,5 2,7 2,9 3,1 3,5 0,3
Архангельская область 0,4 0,4 3,1 3,0 3,2 3,5 3,1
Калининградская область 0,7 0,6 1,1 1,0 1,0 1,3 0,6
Ленинградская область 1,1 0,8 0,9 0,8 1,0 1,2 0,1
Мурманская область 0,2 0,07 0,6 0,8 0,7 0,9 0,7
Псковская область 0,2 0,05 0,1 0,2 0,4 0,5 0,3
г. Санкт-Петербург 0,5 0,3 0,03 0,05 0,06 0,1 -0,4
Источник: данные Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/; отчётность Казначейства России. - Режим доступа: http://roskazna.ru/byudzhetov-subektov-rf-i-mestnykh-byudzhetov/, расчёты автора
Органы государственной власти регионов и органы местного самоуправления, неся ответственность по управлению долгом, реализуют мероприятия, направленные на снижение объема задолженности и расходов на ее обслуживание и погашение. Так, в Вологодской области проводились меры по рефинансированию банковских и бюджетных кредитов под меньший процент, отнесению сроков оплаты по ним, замещению банковских кредитов облигационными займами и бюджетными кредитами, проведению электронных аукционов по финансированию дефицита и погашению долговых обязательств региона. Совокупный эффект от проведенных мероприятий за 2009-2013 гг. оценивается в 1,4 млрд руб. (табл. 6). Вместе с тем, этих усилий не достаточно для того, чтобы переломить ситуацию в лучшую сторону, т. к. расходы на обслуживание долга хоть и стабилизировались, но расходы на выплату основной его части ввиду того, что объем заимствований будет и дальше расти, создают риски дальнейшего снижения ликвидности регионального бюджета. То же можно сказать и про остальные регионы СЗФО на основе анализа, проведенного выше.
№ 11 (39) - 2014
83
Проблемы экономики и менеджмента
Таблица 6 - Мероприятия по сокращению расходов на обслуживание государственного долга Вологодской области, млн руб.
Мероприятие 2009 2010 2011 2012 2013 20092013 гг.
Экономия расходов по обслуживанию банковских кредитов в результате заключения дополнительных соглашений о снижении процентных ставок и уменьшения периода пользования заемными средствами 19,2 179,4 150,3 - 59,6 408,5
Экономия расходов на обслуживании государственного долга от замещения банковских кредитов облигационными займами 8,5 72,4 55,3 240,0 - 376,2
Рефинансирование банковских кредитов по более низким процентным ставкам - - - 200,0 65,0 265,0
Отнесение сроков привлечения банковских кредитов на конец года - - - 40,0 129,9 169,9
Сокращение процентной ставки по бюджетным кредитам - - - - 40,3 40,3
Проведение электронных аукционов в целях финансирования дефицита и погашения долговых обязательств области - - - 38,5 117,2 155,7
Итого 27,7 251,8 205,6 518,5 412,0 1415,6
Источники: [8, 11]
В качестве основных направлений решения проблем долговой устойчивости субфедеральных бюджетов можно назвать следующие:
1) стимулирование темпов экономического развития, обеспечивающего рост доходных возможностей территории (так, например, по оценке департамента финансов Вологодской области, консолидированный бюджет территории в результате отставания роста ВРП области от роста ВВП РФ в 2009-2013 недополучил порядка 70 млрд руб. собственных доходов [5]);
2) снижение дефицита бюджета за счет: полной и своевременной адаптации объема расходов уровню доходов, использования резервов получения дополнительных налоговых и неналоговых поступлений (По данным Департамента финансов Вологодской области за 2012-2013 гг. эффект от использования резервов укрепления доходной базы регионального бюджета составил 3,7 млрд руб. План на 2014 год составляет поступление еще порядка 2 млрд руб. собственных доходов [5]), непринятия новых длящихся расходных обязательств, повышения качества бюджетного планирования и прогнозирования, составления проектов бюджетов, исходя из консервативной оценки, введения моратория на передачу на субфедеральный уровень новых расходных обязательств и обеспечение полного финансирования ранее переданных полномочий;
3) дальнейшая реструктуризация долга за счет замены банковских кредитов бюджетными (п поручению Президента РФ в 2014 году финансовая помощь регионам со стороны федерального центра увеличена на 180 млрд руб., большая часть которых
84
№ 11 (39) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
направлена на замещение банковских кредитов бюджетными [4]), отсрочка выплат по существующим займам с целью обеспечения более равномерного графика выплат;
4) введение моратория на предоставление новых государственных гарантий, возврат ранее выданных кредитов юридическим и физическим лицам;
5) более активное применение инструментов, направленных на повышение общей устойчивости бюджета (инструменты бюджетного риск-менеджмента [2]).
В целом, реализация данных направлений не сможет обеспечить в короткий срок кардинального изменения ситуации с долговой устойчивостью субфедеральных бюджетов. Однако их реализация будет способствовать ограничению дальнейшего роста объемов задолженности. Существенные подвижки по снижению долговой нагрузки возможны только в результате проведения комплексной работы по повышению общей устойчивости субфедеральных бюджетов, в том числе за счет увеличения их сбалансированности и повышения финансовой независимости регионов.
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультан-
тПлюс.
2. Галухин, А.В. К вопросу о бюджетных рисках региона [Текст] // Проблемы развития территории. - 2014. - № 2 (70). - С. 105-114.
3. Ильин, В. А. Проблемы эффективности государственного управления. Тенденции рыночных трансформаций. Кризис бюджетной системы. Роль частного капитала. Стратегия-2020: проблемы реализации [Текст] / В. А. Ильин, А.И. Поварова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. - 188 с.
4. Минфин поможет регионам с выполнением «майских указов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/241754.php.
5. Официальный сайт Департамента финансов Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.df35.ru/
6. Печенская, М.А. Бюджетная перспектива региона 2014-2016: исполнение социальных указов Президента или избежание риска дефолта? [Текст] // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 1 (31). - С. 145-160.
7. Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года [Электронный ресурс]: проект М-ва финансов РФ от 22.02.2010. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/
8. Публичный доклад о результатах деятельности Департамента финансов Вологодской области за 2013 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://okuvshinnikov.ru/files/ocenka/doklad_departament_finansov.pdf
9. Пушкова, Н.Е. К вопросу об управлении государственным долгом региона [Текст] // Проблемы развития территорий. - 2012. - № 5 (61). - С. 53-62.
10. Совершенствование управления государственным долгом субъектов Российской Федерации в посткризисный период [Текст]: заключительный отчет о НИР / ис-полн. А.И. Поварова, Н.Е. Пушкова. - Вологда, 2012. - 82 с.
11. Тугарин, С.С. Доклад по исполнению областного бюджета в 2011 году и задачам по исполнению бюджета в 2012 году [Текст]. - Вологда. - 2012. - С. 31-32.
12. Бюджет Вологодской области. Итоги 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vologdazso.ru/Doc/sl/V-2012-end.pdf
№ 11 (39) - 2014
85