УДК 339.9 УДК 333 ББК 65.428
Курилова А.А.
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ АВТОПРОМЫШЛЕННОСТИ
Kurilova A.A.
THE LONG - TERM FORECAST OF THE DEVELOPMENT OF THE WORLD
AUTOMOTIVE INDUSTRY
Ключевые слова: автомобильная промышленность, отрасль по производству транспортных средств, прогноз объемов продаж транспортных средств, прогноз объемов производства транспортных средств, линия тренда, корреляция, регрессионное уравнение.
Key words: automotive industry, vehicle producing industry, forecast of vehicle production volume, trend line, regressive equation.
Аннотация
Специфика деятельности автомобильной промышленности - сильная конкуренция, необходимость быстрого обновления модельного ряда, инновационного развития и привлечения значительных инвестиций - делает архиважным формирование прогнозов будущего развития отрасли, а именно, объемов продаж и производства автомобилей. Прогнозирование может осуществляться различными методами, в том числе при помощи анализа влияния на объем производства транспортных средств различных факторов и построения регрессионного уравнения. Для формирования уравнения регрессии были использованы данные об объемах производства транспортных средств за период с 1950-2009гг, а также данные о стоимости нефти, инфляции, доходах и численности населения, о регистрации транспортных средств. По результатам был получен прогноз изменения объемов производства до 2025 г., на основе которого был сформирован прогноз объемов продаж транспортных средств.
Annotation
The specificity of the motive industry is the severe competition. The necessity for the rapid updating of the model range, innovative development and significant investment make the formation of the forecasts of the future development of the sector the most important, namely sales and car production. Forecasting can be carried out by various methods and the construction of the regressive equation. In order to form the equation of regression we used the data ofproduction volume of transport facilities for the period from 1950 till 2009, and data of oil prices, inflation, income and population, and data of the transport registration. According to results, we got the forecast of the changes in production until 2025.
Постановка проблемы. Специфика деятельности автомобильной промышленности -сильная конкуренция, необходимость быстрого обновления модельного ряда, инновационного развития и привлечения значительных инвестиций, делает архиважным формирование прогнозов будущего развития отрасли, а именно объемов продаж и производства автомобилей. Прогнозирование может осуществляться на основании ретроспективного анализа развития в прошлом при помощи средних значений прироста производства транспортных средств, на основании уравнений трендов, путем анализа динамики изменения объемов производства транспортных средств. Также прогнозирование может осуществляться на основе анализа влияния на объем производства транспортных средств различных факторов и построения регрессионного уравнения [1]. Последний подход является наиболее объективным, так как использует сложившиеся статистические зависимости между прогнозируемым показателем и факторами, которые
оказывают на него наиболее существенное влияние. Поэтому является актуальным поиск факторов, существенно влияющих на результативный показатель деятельности автомобильной промышленности - продажи транспортных средств. Отсутствие временного ряда достаточной длины, характеризующего продажи транспортных средств, делает затруднительным построение модели изменения объемов продаж в зависимости от фундаментальных факторов. Однако возможно построение прогноза производства транспортных средств на основании данных Международной организации автопроизводителей (01СА) [2] и Автомобильной группы Вардз ^агёвАШю) [3]. На основании достоверного прогноза об объемах производства транспортных средств за счет использования показателя перепроизводства транспортных средств будет возможно сформировать прогноз продаж транспортных средств [4].
Формирование прогноза на основе регрессионного уравнения. Предполагаемый перечень факторов, которые могут оказать (оказывать) значительное влияние на производство и продажи транспортных средств, а также их краткая характеристика (описание) указаны в таблице 1.
Таблица 1 - Предполагаемый перечень факторов, которые могут оказать влияние на продажи транспортных средств
п/н Наименование фактора Характеристика фактора
1 Численность населения в мире и/или темпы ее изменения Основными потребителями отрасли по производству транспортных средств являются физические лица, так как 68 % от общемировых продаж транспортных средств составляют легковые автомобили, приобретаемые в основном физическими лицами. Поэтому численность населения в мире и/или темпы ее изменения оказывают влияние на объем производства и продаж транспортных средств.
2 Доходы в среднем на душу населения в мире и/или темпы их изменения Основной источник для приобретения транспортных средств - это доходы, в том числе физических лиц, темпы изменения которых влияют на продажи транспортных средств по всему миру.
3 Регистрация транспортных средств в мире и/или темпы ее изменения. Факт регистрации транспортных средств является завершающим этапом процесса производства и реализации транспортного средства потребителю. Снижение темпов роста регистрации транспортных средств говорит о снижении спроса на производимые транспортные средства и, как следствие, на объемы производства транспортных средств.
4 Темпы инфляции Изменение темпов инфляции характеризует состояние мировой экономики. Высокие темпы говорят о кризисных явлениях, низкие темпы говорят о том, что мировая экономика развивается нормально. Следовательно, в период низкой инфляции наблюдается рост продаж транспортных средств. В противном случае имеет место обратная ситуация.
5 Уровень процентных ставок. Темпы изменения процентных ставок Уровень процентных ставок является определяющим при реализации автомобилей в кредит как физическим, так и юридическим лицам. Высокие процентные ставки (уровень процентных ставок) повышают издержки покупателей автомобилей и снижают привлекательность вопроса о приобретении нового автомобиля. Значительное влияние процентных ставок на продажи и производство транспортных средств нашло свое отражение в книге экс-президента компании «Крайслер» «Карьера менеджера», Ли Яккоки. По мнению Ли Яккоки - «Бензин -это кровь автоиндустрии, а процентные ставки - кислород для нее». Следовательно, рост процентных ставок приводит к снижению объемов продаж транспортных средств и, как следствие, объемов производства. Их снижение увеличивает продажи транспортных средств и, как следствие, объемы их производства.
6 Темпы изменения капитализации компаний, получивших листинг. Значение мировых финансовых индексов. Изменение капитализации компаний, получивших листинг, характеризует состояние мировой экономики. Также состояние мировой экономики характеризуется значением мировых финансовых индексов. Общее состояние мировой экономики оказывает влияние как на компании - производители транспортных средств, так и на доходы покупателей транспортных средств во всем мире. Следовательно, положительные темпы изменения капитализации компаний, получивших листинг, приводят к увеличению объемов продаж и производства транспортных средств, отрицательные темпы изменения капитализации компаний приводят к снижению объемов продаж и производства транспортных средств. Подобная зависимость применима и к мировым финансовым индексам.
7 Биржевая цена на углеводороды (цена нефти марки «Брент» (Brent)) Единственным массовым топливом для транспортных средств на данный момент являются продукты переработки углеводородов (бензин, дизельное топливо, сжиженный газ (LPG), сжатый газ ()), доля видов альтернативного топлива незначительна. Поэтому цены на основной вид используемого для получения различных видов топлива продукт - нефть могут оказывать влияние на объемы (темпы изменения) продаж и производства транспортных средств. Также необходимо принимать указанное выше заключение экс-президента компании «Крайслер» Ли Яккоки о важности углеводородного топлива для автоиндустрии.
Проведем анализ влияния указанных в таблице 1 факторов на показатель «производство транспортных средств». Данные об основных макроэкономических показателях получены с сайта Всемирного банка [5]. После проведения оценки влияния этих показателей, проведем оценку взаимной корреляции указанных выше показателей (таблица 2). Оценка необходима для исключения факторов, оказывающих взаимное влияние [6].
Таблица 2 - Данные о взаимной корреляции факторов, влияющих на производство
транспортных средств
Наименование показателя Численность населения в мире (чел.) Производство автомобилей (шт.) Общий чистый доход на одного жителя (долл.) Темпы инфляции (%) Цена нефти с учетом инфляции (долл./бар.) Индекс Д°у Регистрация транспортных средств шт.
Численность населения в мире (чел.) - 0,95 0,98 -0,64 -0,19 0,91 1,00
Производство автомобилей (шт.) 0,95 - 0,96 -0,64 -0,14 0,91 0,97
Общий чистый доход на одного жителя (долл.) 0,98 0,96 - -0,56 -0,12 0,88 0,98
Темпы инфляции (%) -0,64 -0,64 -0,56 - 0,40 -0,64 -0,63
Цена нефти с учетом инфляции (долл./бар.) -0,19 -0,14 -0,12 0,40 - -0,22 -0,14
Индекс Доу 0,91 0,91 0,88 -0,64 -0,22 - 0,91
Регистрация транспортных средств (шт.) 1,00 0,97 0,98 -0,63 -0,14 0,91 -
Проведенная оценка корреляции показателя «объем производства транспортных средств» и макроэкономических факторов (таблица 2), позволила сформировать блок-схему, отражающую влияние этих факторов на показатель «объем производства транспортных средств». Как видно из рисунка 1, по результатам оценки показателей были отобраны четыре показателя, влияющие на общий показатель спроса на транспортные средства. Два из этих факторов имеют положительную корреляцию с объемом производства транспортных средств, - это «численность населения», «доходы населения», два показателя отрицательно коррелируют с объемом производства - это «инфляция» и «цена топлива (нефти)». Также определен зависимый от макроэкономических факторов «численность населения», «доходы населения» показатель «динамика фондовых индексов (Индекс Доу Джонса)», который характеризует состояние финансовых рынков и коррелирует с динамикой изменения объема производства транспортных средств. Взаимосвязь динамики производства транспортных средств и этого показателя позволяет использовать значения фондовых индексов как опережающий показатель для прогнозирования будущей динамики объема производства транспортных средств.
Рисунок 1 - Блок-схема влияния макроэкономических факторов на объем производства транспортных средств (ТС)
Учитывая, что все факторы (таблица 2) имеют значительную корреляцию между собой, т.е. мультиколлинеарны [7], определим однофакторные уравнения регрессии на основе каждого из факторов со значительным влиянием на показатель объем производства транспортных средств (таблица 3).
Таблица 3 - Однофакторные уравнения регрессии для факторов со значительным влиянием на показатель объем производства транспортных средств__________________
№ Наименование показателя Уравнение регрессии R2
1 Численность населения в мире (чел.) (Численность населения) У= 0,01114*Х-9622788,5 0,907
2 Общий чистый доход на одного жителя (долл.) (Доходы населения) У= 5069,23*Х+ 28873907,32 0,913
3 Индекс Доу (Динамика фондовых индексов) У= 2252,79*Х + 37882788,11 0,873
4 Регистрация транспортных средств (шт.) (Регистрация ТС) У= 0,053*Х + 18484429,29 0,934
Как видно из таблицы 3, наибольшее качество (величину Я2) имеет модель, основанная на данных о регистрации транспортных средств, затем по степени качества идут модели, основанные на доходе, численности населения и динамике Индекса Доу.
Однако, несмотря на более низкое качество регрессионной модели основанной на Индексе Доу, данные используемые для прогнозирования, являются наиболее доступными с точки зрения скорости их получения. Также предсказанные значения лучше коррелируют с колебаниями фактических объемов производства транспортных средств (рисунок 2). Необходимо отметить, что прогнозные данные, получаемые с помощью Индекса Доу, являются более «быстрыми» т.е. быстрее отражают изменение тенденции и обгоняют будущие изменения фактических значений объемов производства в среднем на один год. В случае смещения полученного прогнозного ряда на один год, прогнозируемый ряд более четко следует фактическим значениям (рисунок 2). Таким образом, регрессионную модель, основанную на Индексе Доу, можно использовать для получения опережающих прогнозных показателей о будущих объемах производства транспортных средств и для определения будущего направления среднесрочных тенденций. Например, из рисунка 2 видно, что по данным прогноза, полученного на основе Индекса Доу, коррекция 2008 и 2009 гг. закончилась и в 2010 г. производство транспортных средств начнет расти, а в 2011 г. рост продолжится при сохранении существующих макроэкономических условий. По мере получения других данных, например о количестве зарегистрированных транспортных средств, и доходах населения, прогноз может быть уточнен [8].
Также возможно прогнозирование на основе данных, которые имеют слабые колебания и стабильные постоянные темпы роста, например численность населения, средние абсолютные темпы роста которого с 1971 по 2007гг. составляют 79,6 млн. чел. в год, минимальное значение темпов роста за этот период составляет 72, 6 млн. чел. в год, максимальное значение 88,83 млн. чел. в год. Прогноз объемов производства до 2025 г. на основе регрессионного уравнения, использующего данные о численности населения в мире, показан на рисунке 2.
Рисунок 2 - Фактические и предсказанные на основании Индекса Доу объемы производства транспортных средств
Как видно из рисунка 3, полученный на основании регрессионного уравнения прогноз позволяет сделать вывод о том, что объем производства к 2025 г. возрастет и будет составлять 79,8 млн. шт.
Рисунок 3 - Фактические и предсказанные на основании данных о численности населения объемы производства транспортных средств
В процессе оценки динамики изменения объемов транспортных средств за период с 1950-2009 гг. были определены несколько прогнозов изменения объемов производства транспортных средств, в том числе на основе средних темпов роста, на основании линии тренда и регрессионных уравнений. Все полученные прогнозы позволяют сделать вывод о том, что коррекция объемов продаж и производства, которая имела место в 2008 и 2009 гг. в последствии завершиться последующим ростом. Ориентировочный показатель объемов производства к 2025 г. - 79,8 млн. шт. С учетом показателя «перепроизводства» транспортных средств, среднее значение которого составляет 5,4 млн. шт., объем продаж составит 74,4 млн. шт [9].
В целях прогнозирования будущих показателей объемов производства и продаж целесообразно использовать несколько регрессионных уравнений для различных целей. Регрессионное уравнение, основанное на Индексе Доу, - для оценки краткосрочных изменений на рынке, а корреляционные уравнения, использующие данные о доходах, численности населения и регистрации транспортных средств, - для оценки долгосрочных тенденций. Необходимо отметить высокий потенциал регрессионной модели, основанной
на численности мирового населения, так как темпы изменения этого являются постоянными и позволяют осуществлять прогнозирование на долгосрочную перспективу.
Выявленные зависимости мирового объема продаж и производства транспортных средств делают актуальным дальнейшее исследование этих взаимосвязей применительно к сегментам мирового рынка - странам мира, в том числе применительно к РФ.
Библиографический список
1. Отнес, Р, Эноксон, Л. Прикладной анализ временных рядов [Текст] / Р. Отнес, Л.Эноксон. - М.: МИР, 1982. - C .77-102.
2. Мировая автомобильная промышленность. Основные показатели. Международная организация производителей автомобилей: [сайт]: URL: http://oica.net/category/economic-contributions/facts-and-figures/.
3. Производство транспортных средств во всем мире по типам, 1950-2009 гг.: [сайт]: URL: http://WardsAuto.com/Reference Center
4. Курилов, К.Ю., Курилова, А.А. Цикличность развития мировой автопромышленности [Текст] / К.Ю. Курилов, А.А. Курилова. - М: Экономический анализ.
- № 35 (200) - 2010. - С. 33-44.
5. Мировая экономическая статистика. Всемирный банк: [сайт]: URL
http://data.worldbank.org/
6. Андерсон, Т. Статистический анализ временных рядов [Текст] / Т. Андерсон. - М.: МИР, 1976. - C . 20-94.
7. Четыркин, Е.М. Статистические методы прогнозирования [Текст] / Е.М. Четыркин.
- М., 1977. - C. 1951- 181.
8. Курилова, А.А. Финансовый механизм управления затратами и принципы его формирования и реализации на предприятиях автомобилестроения на основе теории активных систем [Текст] / А.А. Курилова. - М: Аудит и финансовый анализ. - № 6. - 2010. -С. 310-319.
9. Курилова, А.А. Принципы формирования и реализации риск-ориентированного финансового механизма управления затратами на основе теории активных систем [Текст] / А.А., Курилова. - М: Аудит и финансовый анализ. - № 16. - 2010. - С. 27-37.