Научная статья на тему 'Долгосрочное экономическое развитие промышленных кластеров в Российской Федерации'

Долгосрочное экономическое развитие промышленных кластеров в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / CLUSTER POLICY / КЛАСТЕР / CLUSTER / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / RUSSIAN ECONOMY / РЫНКИ / MARKETS / СЫРЬЕ / RAW MATERIALS / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / INDUSTRIAL CLUSTER / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ / ENTERPRISE MANAGEMENT / КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ / COMPLEX EVENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилова Анастасия Александровна

«Кластер» в научно-экономическом смысле это группа промышленных предприятий, географически расположенных в определенной точке, и тяготеющая к ней по определенным объективным причинам, например, близость к месторождениям природных ресурсов, близость к местам их переработки, необходимость наличия мест проживания рабочей силы определенной квалификации и направленности, и имеющих устойчивые вертикальные, горизонтальные постоянно использующиеся или закономерно временно возникающие хозяйственно-технологические, научно-изыскательские и иные взаимосвязи, усиливающие конкурентные преимущества как каждого предприятия в отдельности, так и всего кластера в целом. В данной статье рассматриваются промышленные кластеры, а также перспективы их развития и показатели. Для Российской Федерации кластерная политика является перспективным направлением повышения конкурентоспособности государственного и частного секторов национальной экономики, более того, механизм активизации инновационных процессов, ведущих промышленные комплексы, в том числе в оборонных целях. Это может способствовать эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству субъектов производственного процесса и, как следствие, конкурентоспособности предприятий и продуктов. Внедрение кластерной политики способствует конкурентоспособности бизнеса за счет реализации эффективного потенциала взаимодействия участников кластера, что связано с их географически непосредственной близостью, включая расширение доступа к инновациям, технологии, ноу-хау, специализированные услуги и высококвалифицированные кадровые ресурсы и сокращение трансакционных издержек, обеспечивающие формирование предпосылок для реализации совместных проектов сотрудничества и продуктивной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курилова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LONG-TERM ECONOMIC DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL CLUSTERS IN THE RUSSIAN FEDERATION

"Cluster" in scientific and economic terms, is a group of industrial enterprises, which are geographically located at a certain point. For example, proximity to deposits of natural resources, proximity to the places of their processing or the need for accommodation of the workforce with specific skills and orientation. The cluster has a strong vertical and horizontal economic-technological, scientific-research and other relationships. They reinforce the competitive advantages of each enterprise separately or the entire cluster as a whole. This article discusses industrial clusters, their development prospects and indicators. For the Russian Federation cluster policy is a promising direction to improve the competitiveness of the public and private sectors of the national economy. Moreover, the mechanism of activation of innovative processes leading industrial complexes for defense purposes. This may contribute to the effective cooperation of subjects of the production process and the competitiveness of enterprises and products. The implementation of the cluster policy promotes business competitiveness through the implementation of effective interaction potential of cluster members. This is due to their geographically close proximity, including increased access to innovation, technology, know-how, specialized services and highly qualified human resources and the reduction of transaction costs, which provide the formation of the prerequisites for the implementation of joint cooperation projects and productive competition.

Текст научной работы на тему «Долгосрочное экономическое развитие промышленных кластеров в Российской Федерации»

Курилова Анастасия Александровна ДОЛГОСРОЧНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ...

УДК 338

ДОЛГОСРОЧНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2017

Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. «Кластер» в научно-экономическом смысле - это группа промышленных предприятий, географически расположенных в определенной точке, и тяготеющая к ней по определенным объективным причинам, например, близость к месторождениям природных ресурсов, близость к местам их переработки, необходимость наличия мест проживания рабочей силы определенной квалификации и направленности, и имеющих устойчивые вертикальные, горизонтальные постоянно использующиеся или закономерно временно возникающие хозяйственно-технологические, научно-изыскательские и иные взаимосвязи, усиливающие конкурентные преимущества как каждого предприятия в отдельности, так и всего кластера в целом. В данной статье рассматриваются промышленные кластеры, а также перспективы их развития и показатели. Для Российской Федерации кластерная политика является перспективным направлением повышения конкурентоспособности государственного и частного секторов национальной экономики, более того, механизм активизации инновационных процессов, ведущих промышленные комплексы, в том числе в оборонных целях. Это может способствовать эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству субъектов производственного процесса и, как следствие, конкурентоспособности предприятий и продуктов. Внедрение кластерной политики способствует конкурентоспособности бизнеса за счет реализации эффективного потенциала взаимодействия участников кластера, что связано с их географически непосредственной близостью, включая расширение доступа к инновациям, технологии, ноу-хау, специализированные услуги и высококвалифицированные кадровые ресурсы и сокращение трансакционных издержек, обеспечивающие формирование предпосылок для реализации совместных проектов сотрудничества и продуктивной конкуренции.

Ключевые слова: кластерная политика, кластер, экономическое развитие, промышленная политика, российская экономика, рынки, сырье, промышленный кластер, стратегия развития, рынок труда, управление на предприятии, комплекс мероприятий.

LONG-TERM ECONOMIC DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL CLUSTERS IN THE RUSSIAN FEDERATION

© 2017

Kurilova Anastasia Alexandrovna, doctor of economic sciences, associate professor of the department "Finance and Credit" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belorusskaya, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. "Cluster" in scientific and economic terms, is a group of industrial enterprises, which are geographically located at a certain point. For example, proximity to deposits of natural resources, proximity to the places of their processing or the need for accommodation of the workforce with specific skills and orientation. The cluster has a strong vertical and horizontal economic-technological, scientific-research and other relationships. They reinforce the competitive advantages of each enterprise separately or the entire cluster as a whole. This article discusses industrial clusters, their development prospects and indicators. For the Russian Federation cluster policy is a promising direction to improve the competitiveness of the public and private sectors of the national economy. Moreover, the mechanism of activation of innovative processes leading industrial complexes for defense purposes. This may contribute to the effective cooperation of subjects of the production process and the competitiveness of enterprises and products. The implementation of the cluster policy promotes business competitiveness through the implementation of effective interaction potential of cluster members. This is due to their geographically close proximity, including increased access to innovation, technology, know-how, specialized services and highly qualified human resources and the reduction of transaction costs, which provide the formation of the prerequisites for the implementation of joint cooperation projects and productive competition.

Keywords: cluster policy, cluster, economic development, industrial policy, Russian economy, markets, raw materials, industrial cluster development strategy, the labor market, enterprise management, complex events.

Кластерная политика - это система правительственных мер и механизмов поддержки кластеров, которые обеспечивают рост конкурентоспособности регионов, предприятий, участвующих в кластере, и обеспечивают внедрение инноваций. Как правило, кластерная политика рассматривается как альтернатива антиконкурентным мерам традиционной «промышленной политики», в которой вы поддерживаете конкретные организации или отрасли.

В Российской Федерации элементы кластерной политики заключаются в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. На основании Концепции в Российской Федерации предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

Основной целью кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, компонентов, специализированных производств

и услуг, научно-исследовательских и образовательных учреждений, которые формируют территориально-производственные кластеры (таблица 1) [1, с. 15].

Основными направлениями кластерной политики являются:

1) Содействие институциональному развитию кластеров

2) Стимулирование инноваций и коммерциализации технологий

3) Содействие в предоставлении консультационных услуг

4) Мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда

5) Разработка и распространение руководств и пособий по организации управления на предприятиях

На федеральном уровне сформировался ряд механизмов, которые позволяют обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров.

Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, на конкурсной основе выдаются субсидии субъектам РФ на финансирование мероприятий, предусмо-

Курилова Анастасия Александровна ДОЛГОСРОЧНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ .

тренных в соответствующей региональной программе [2, с.177].

Данный механизм дает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов РФ в целях реализации широкого спектра кластерных инициатив.

Таблица 1 - формирование благоприятных условий для кластера

Таблица 2 - нормативно-правовая основа формирования кластеров

№ Благоприятные условия для кластера

1 Инвестирование в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство в соответствии с целями развития кластера. Реализация мер налогового регулирования для участников кластера

2 Финансирование инновационной деятельности в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы»: предоставление научного оборудования центров коллективного пользования, сопровождение проектов выполнения НИР и НИОКР

3 Программа Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника): поддержка создания новых инновационных предприятий

4 Содействие в реализации инновационных проектов малых инновационных предприятий на основе их собственного развития и с участием университетов

5 Поддержка НИОКР, в том числе проводимых предприятиями для получения лицензий на новые технологии и решения, приобретенные у российских университетов, академических и промышленных учреждений

Нормати методиче

Законодательный документ

Инновационная Россия (Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020г.) {2010 г.) Стратегия развития науки и инноваций в РоссийскойФедерациина периоддо 2015 г. {утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике: протокол от 15 февраля 2006г. № 1) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г. {Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября2008г. №1662-р) Концепция с овершенствования р ег (2009г.) Концепция кластерной п РоссийскойФедерацин(2008 г.) Методические рекомендации по реализациикластернойп северных субъектах Российской Федерации (Москва, 2008 г.) Методические рекомендации по формированиюкластеровв субъектах РФ {Москва, 2008г.) Производственная кооперация крупного и малого бизнеса. Рекомендации по созданию промышленных кластеров{Москва, 2006 г.) Государственная программа «Создание в

Федерации технопарков б сфере :нологий» {Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. №328-р)

Федеральный закон «Об с зонах» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ Федера. закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 Федеральный закон «О развитиималого и среднего предпринимательства бРФ» от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ Федеральный закон «Об инновационномцентре «Сколково» от 25 сентября 2010 г. № 244-ФЗ_

Область регулир!

Формирование научно-производственных связей, создание

институциональных структур современного постиндустриального общества, поддержка кластерных инициатив, формирование кластеров вы с окотехно л о гично й направленности, поддержка конкуренто снижение администра-барьеров, оптимальное распределение рисков, предо ставле! льгот, осуществление целевых инве стаций

Развитие обрабатывающего сектора экономики, поддержка конкуре» с, регулир о 1 гфере

правово инновационной

Государство стимулирует развитие кластеров, проводя различный комплекс мероприятий, так как: «Брокерская политика» - создание платформы для диалога между различными участниками кластера, диверсификация местного спроса путем размещения местных компаний, общественных заказов, совершенствование навыков местной рабочей силы посредством реализации программ дополнительного образования и переподготовки, создание «бренда» региона и отрасли для привлечения иностранных инвестиций [3, с. 105].

В российской экономике сложились первые признаки формирования кластеров [4-11]. Во-первых, это наличие сильной конкурентной позиции на международных и / или национальных рынках и высокий экспортный потенциал участников кластера (потенциальное предложение за пределами региона).

В качестве индикатора конкурентоспособности можно рассматривать: Высокий уровень многофакторной производительности, высокий уровень экспорта продукции и услуг (и/или высокий уровень предложения за пределами региона).

Во-вторых, это наличие конкурентных преимуществ на основе сайта для развития кластера, в том числе: выгодное географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных человеческих ресурсов, доступность поставщиков компонентов и сопутствующих услуг наличие специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, наличие необходимой инфраструктуры и других факторов.

В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории можно рассматривать показатели конкурентных преимуществ территории, в том числе накопленный объем привлеченных прямых инвестиций.

И в-третьих, это наличие эффективного взаимодействия между членами кластера, включая, в частности, использование механизмов субподряда, партнерство предприятий с учебными и научно-исследовательскими организациями, практику координации коллективного продвижения товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

В следующей таблице представлена структура формирующегося отечественного кластерного законодательства (таблица 2).

Промышленный кластер основан на конкуренции внутри сектора [12-17]. В его состав входят: все виды участников, ресурсы и мероприятия, которые объединяются вместе для разработки, производства и продажи различных видов товаров и услуг. Промышленный кластер обычно не привязан к какой-либо области в пространстве. Напротив, региональный кластер может иметь тенденцию иметь более широкую границу, возможно, охватывая весь регион или даже страну. Более важным отличием кластеров от вертикально интегрированных структур является инновационная и гибкая специализация. На самом деле, все кластеры имеют в той или иной степени инновации. Но для отраслевых кластеров, в отличие от региональных, это более типично, так как область специализации первая связана с наукоемким производством. Эта специализация определяет присутствие кластера в дополнение к промышленным предприятиям и финансовым учреждениям, центрам обучения и инновациям, позволяющим извлекать выгоду из внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что позволяет более быстро и эффективно использовать новые знания, научные открытия и изобретения [18, с. 245].

Для развития промышленных кластеров в регионах должны быть конкурентные преимущества: наличие природных ресурсов, географическое расположение, накопленный промышленный, научный и образовательный потенциал, уникальный туристический и рекреационный потенциал. Но есть риски, опасения и угрозы: природно-климатические условия жизни людей и хозяйственной деятельности, неблагоприятная институциональная среда, зависимость от расстояния транспортировки, зависимость от единого экономического пространства [19, с. 53]. Если целью кластера является получение глобальной репутации, специализированных ресурсов и доступа к мировому рынку, необходимо привлечь внимание финансовых учреждений. Успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе, способствует региональному экономическому росту, поэтому кластеры имеют политическое значение для властей, прежде всего в связи с выполнением социальных обязательств перед обществом и созданием возможностей для экономического и социального развития. Поэтому промышленная кластеризация позволяет улучшить имидж региона, улучшить занятость и благосостояние населения, заполнить бюджет и поддержать развитие малого бизнеса [20, с. 121]. Происходит (подтягивание) на территории других участников рынка и инвесторов.

Показатели эффективности промышленных класте-

Курилова Анастасия Александровна ДОЛГОСРОЧНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ...

ров на примере химической промышленности:

Экономические исследования свидетельствуют о том, что химическая промышленность отражает степень научно-технического развития и поэтому удельный вес химической промышленности является критерием развитости экономики любого региона [21, с.37]. Химическая промышленность многогранно взаимодействует с другими отраслями производства, как на региональном, так и на межрегиональном уровне, и является одним из механизмов диверсификации и интеграции в современной России [22, с.301].

Формируя стратегию развития промышленного кластера можно планировать получение следующих результатов:

1) Формирование и развитие консолидированных взаимозависимых технологически взаимосвязанных по схеме «сырье - полуфабрикат - конечный продукт», а также по схеме «отходы производства - сырье - полуфабрикат - конечный продукт» группы компаний, объединенных в промышленный кластер [23, с.98]

2) Обеспечение выпуска новой высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью

3) Создание новых производственных мощностей по переработке и комплексному использованию отходов и побочных продуктов

4) Разработка новых концепций, методических подходов, ставящих своей целью обеспечение выпуска промышленной продукции всеми предприятиями кластера в соответствии с международными требованиями к качеству, совместимости и безопасности продукции, принятыми международными нормативно-правовыми актами. Особенно принимая во внимание вступление России в ВТО [24, с.255]

Таким образом, одним из внешних признаков промышленного кластера является его территориальная локализация, а его особенности состоят в следующем [25, с.5]:

1) Присутствие крупного предприятия-лидера или двух-трех лидирующих компаний, выпускающих сходные продукты, которые определяют долговременную прогнозируемую хозяйственную, производственную и иную стратегию, по сути, являясь институцией данной локальной системы [26, с.199];

2) Географическая локализация основного количества кластерообразующих предприятий;

3) Устойчивость и прогнозируемость производственно-хозяйственных связей предприятий - участников промышленного кластера [27, с.105];

4) Долговременное планирование и координация действий предприятий, входящих в промышленный кластер на основе ее производственных программ, инновационных задач, имеющихся систем управления и контроля качества готовой продукции.

Важную роль в процессе формирования и управления промышленными кластерами играют взаимосвязи между хозяйствующими субъектами - членами кластера, как совместными производителями товаров и услуг, так и субъектами инноваций [28, с.81].

При применении кластерного подхода возникают промышленно-хозяйственные связи, имеющие сетевой или матрично-сетевой вид, при помощи которых происходит производственно-хозяйственное взаимодействие разновеликих крупных, средних, малых и супермалых предприятий, принадлежащих к одной отрасли или суботрасли. Имеющиеся сейчас промышленные кластеры охватывают многие десятки промышленных предприятий, зачастую выходящих за пределы одной отрасли промышленности. Они могут специализироваться на конкретном звене в цепочке создания конкретного конечного продукта. Могут иметь замкнутый полный цикл производства, от добычи полезных ископаемых до выпуска сложной производимой продукции [29, с.31]. Но везде будет присутствовать признак кластера - чётко выраженный фактор лидирующего продукта или услуги.

Можно ещё интерпретировать этот признак как наличие лидирующего инвестора, который выстраивает кластер, используя развитие конкурентных преимуществ на базе предприятий кластера.

Стимулирование промышленно-инновационной деятельности предполагает различные подходы к идентификации промышленных кластеров (ПК) [30, с.8]. Основанием для идентификации служит степень межотраслевой циркуляции продукции и знаний отраслей промышленности, входящих в промышленный кластер (ПК). Если при своём формировании кластерная теория Портера М. основой идентификации кластеров устанавливала только географическую или/и территориальную близость предприятий, то сегодня следует уже говорить о развитии этой теории и о многообразии видов кластеров. Таким образом, условно можем определить три дополнительных (новопредлагаемых) направления идентификации [32, с.7]:

а) мобильность персонала между сегментами ПК с целью распространения лучших достижений процесса управления;

б) техническое взаимодействие в использовании научных результатов в нескольких смежных отраслях, в совместных исследовательских проектах;

в) потоки технологий, связанные необходимостью приобретением продукции в других отраслях, взаимодействие между производителями и потребителями этой продукции;

Во многих странах кластерный подход стал активно использоваться при формировании и осуществлении национальной промышленной политики. Он позволяет: Повышение эффективности взаимодействия государства и частного сектора, возводя в ранг партнёров торговые ассоциации, исследовательские и образовательные учреждения, малый и средний производственный бизнес.

Весь этот формирующийся потенциал направлять в инновационный процесс для создания конкурентных преимуществ перед конкурентами на рынке. Также, кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между государством и частным производственным сектором с целью выявления проблем развития производства, науки, путей эффективной реализации инвестиционных возможностей и мер необходимой и достаточной государственной политики.

Он служит не только средством достижения целей промышленной политики (усиление инновационной направленности, повышение конкурентоспособности и т.д.), но является действенным инструментом для стимулирования регионального развития, которое в свою очередь влияет на социально - экономическое состояние отдельных регионов: увеличение занятости населения, увеличение заработной платы в отраслях на территории региона, повышение устойчивости конкурентоспособности региональной промышленности, повышение средств отчислений в бюджеты различных уровней.

Он создаёт особые условия для распространения знаний. Итак, кластер обеспечивает доступ к специализированным трудовым ресурсам, географическая близость упрощает движение квалифицированных кадров, увеличивая доверие и возможность делиться информацией. Образуется система специализированных коммуникаций нового более высокого уровня. Образуется система специализированных коммуникаций, уровень которых выше.

Учитывая, что наличие микро- и малого бизнеса является фактором борьбы с бедностью в регионе, искусственная кластеризация может привести к парадоксальному снижению уровня жизни многих социальных слоев при одновременном повышении показателей на душу населения [33, с.227]. Не в последнюю очередь это обуславливается падением привлекательности частного предпринимательства; другим фактором становится искажение цен, следующее из нерационального директивного распределения ресурсов._

Курилова Анастасия Александровна жонжт^кш

ДОЛГОСРОЧНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ... науки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдикеев Н. М. Динамическое моделирование и сценарный анализ развития инновационных кластеров в регионах / Н. М. Абдикеев, Д. В. Малова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - №2 31. - С. 12-23.

2. Свешникова С. А. Кластерный подход как фундамент социально-экономического развития территории / С. А. Свешникова // Экономика устойчивого развития.

- 2012. - № 10. - С. 175-178.

3. Шнякина Ю. Р. Организационно-экономический механизм управления региональным сервисным кластером / Ю. Р. Шнякина // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. - 2011. - № 15. - С. 101-107.

4. Григорьева О.В., Григорьева Н.С. Исследование структуры и признаков кластера на примере строительного кластера республики Татарстан // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 72-75.

5. Козина Е.В. Формирование региональных инициатив поддержки территориальных кластеров // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 344-350.

6. Великая Е.Г., Папян А.Г. Предпринимательский кластер как форма эффективного взаимодействия предприятий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 105-110.

7. Рыбина В.Б. Специфика организации инновационных кластеров и их значимость для развития регионов // Вестник НГИЭИ. 2016. № 11 (66). С. 109-115.

8. Петрухина Н.А. Влияние территориально-производственных кластеров на уровень конкурентоспособности региональной экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 57-61.

9. Марченко О.А. Формирование инновационных туристических кластеров как конкурентного преимущества регионального развития туризма // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 134-136.

10. Бареев Т.Ф. Классификация кластеров в современной экономической теории // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 57-61.

11. Великая Е.Г., Папян А.Г. Оценочный подход к эффективности предпринимательского кластера // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 70-75.

12. Чуркина И. Ю. Влияние кластеров на развитие региона / И. Ю. Чуркина // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия Экономика.

- 2011. - № 18. - С. 26-29.

13. Кукольникова Е.А. Модель управления конкурентоспособностью функционального промышленного кластера // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 195-202.

14. Купчак В.Р. Формирование и развитие механизмов управления инвестиционным потенциалом предприятий электроэнергетического кластера в условиях реформирования отрасли // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 61-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Сембер С.В., Матевка Т.В. Кластеры в сфере лесопромышленного производства региона: проблемы и перспективы развития // Вестник НГИЭИ. 2016. № 5 (60). С. 66-73.

16. Желнина Е.В. Технология в структуре факторов инновационной активности промышленных предприятий // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 238-241.

17. Червяков И.М. Стратегическое планирование выхода из нестабильного состояния регионального промышленного комплекса // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 199-202.

18. Афоничкин А. И. Стратегии согласованного развития кластерных экономических систем / А. И. Афоничкин, Д. Г. Михаленко // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2011. - № 24. - С. 244-252.

19. Боев А. Г. Формирование интегрированной системы разработки и реализации стратегии развития пред-100

приятия в условиях образования промышленного кластера / А. Г. Боев // Организатор производства. - 2011.

- № 4. - С. 52-55.

20. Новоселова С. В. Межрегиональный обмен как фактор развития кластерной структуры экономики региона / С. В. Новоселова // Проблемы прогнозирования.

- 2011. - № 3. - С. 118-126.

21. Булярская С. А. Управление промышленным экономическим кластером / С. А. Булярская, А. О. Синицын // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 36-40.

22. Матяш И. В. Критерий системной эффективности инвестиционных проектов и оптимизация управления в региональном экономическом кластере / И. В. Матяш, Л. А.Семина // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2-2. - С. 301-305.

23. Наумов А. А. К задаче эффективного управления экономическими кластерами // А. А. Наумов // Вестник УрФУ. Серия Экономика и управление. - 2012. - № 1. -С. 97-106.

24. Кулиш Е. С. Технико-внедренческие особые экономические зоны и кластеры, как объекты инфраструктуры инновационной системы / Е. С. Кулиш // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2011. - № 24. - С. 255-259.

25. Ковалев А. И. Методологические аспекты создания экономических кластеров в наноиндустрии / А. И. Ковалев, П. Г. Ильина, О. П. Тезикова // Маркетинг. -2012. - № 1. - С. 3-24.

26. Гершанок Г. А. Кластерный подход при разработке стратегии устойчивого развития территорий / Г. А. Гершанок // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 199.

27. Данько Т. П. Кластеры в субъектах Российской Федерации : инновационный путь развития / Т. П. Дань-ко, Е. С. Куценко // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 5. - С. 104-113.

28. Бекетов Н. В. Проблемы формирования кластеров промышленного развития российской экономики / Н. В. Бекетов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. -№ 1. - С. 79-94.

29. Ахенбах Ю. А. Мониторинг кластеризации в российских регионах / Ю. А. Ахенбах // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2012.

- Т. 1. - С. 30-35.

30. Ахмедзянова Э. Р. Концептуальные подходы к оценке социально-экономического потенциала кластеризации экономики / Э. Р. Ахмедзянова, Э. Н. Валеева // Вестник экономики, права и социологии. - 2011. - № 4. - С. 7-11.

31. Гагарина Г. Ю. Кластеры как основа обеспечения устойчивого социально-экономического развития российских регионов / Г. Ю. Гагарина // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова - 2011. - № 6. - С. 107-111.

32. Миндпин Ю. Б. Экономическая сущность кластеров / Ю. Б. Миндпин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Экономика и право.

- 2011. - № 1. - С. 3-7.

33. Миролюбова Т. В. Региональный промышленный кластер: характерные свойства и виды / Т. В. Миролюбова, А. Г. Афонина // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2012. - Т. 64, № 5. - С. 224-229.

Статья подготовлена в рамках работы над исследовательским проектом «К 50-летию ВАЗа: Влияние автомобилизации на социально-экономическое развитие Поволжья», поддержанным грантом Российского гуманитарного научного фонда № 16-12-63003 по результатам регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России - 2016, Самарская область».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.