УДК 39
DOI 10.24411/1026-8804-2020-10034
Долгий путь к равенству: деколонизация научного подхода к проблеме аккультурации
Андрей Владимирович Туторский,
кандидат исторических наук, доцент кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. Ломоносова, Москва. E-mail: [email protected]
Елена Алексеевна Кузнецова,
магистрант II курса кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. Ломоносова, Москва.
E-mail: [email protected]
В настоящей статье, основанной на архивных и литературных материалах, проводится анализ наиболее влиятельных европейских исследований меланезийских «карго-культов» второй половины XX — начала XXI в. Это позволяет проследить трансформацию западного понимания «карго-культов» как меланезийского явления, а также составить представление о научных подходах к данному вопросу, современном состоянии проблемы и перспективах её изучения. Так называемые классические работы о «карго-движениях» в Меланезии появились в середине XX в., после публикации трудов П. Лоу-ренса и П. Уорсли. На дальнейшие исследования оказал влияние такой подход как «культурная критика», получивший распространение к концу XX в. В статье показано, как с точки зрения сторонников этого подхода выглядят «карго-культы» и какое значение для понимания рассматриваемого феномена имели работы, написанные в рамках культурной критики. Данные источников и литературы позволяют говорить о том, что и в начале XXI в. существуют «карго-движения», адаптирующиеся к городской среде и современным реалиям. В настоящее время учёные отошли от идей культурной критики, обратившись к поискам способов исследования современных ^ меланезийских явлений, которые, с одной стороны, дают возможность их ° описания без экзотизации, с опорой на эмные категории, а с другой — ста- ^ вят перед научным сообществом новые задачи. ^ Ключевые слова: карго-культ, карго-движения, Меланезия, Океания, де- = колонизация, аккультурация, кастом, равенство, интерпретация культур, | меланезийское христианство, модерность. £
The Long Journey to Equality:
Decolonization of Scientific Approach to the Issue of Acculturation. Andrey Tutorskiy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected].
Elena Kuznetsova, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected].
Based on the archive and literary sources, this paper analyses the main European studies of Melanesian "cargo cults" from the second half of the twentieth century until the beginning of the twenty-first century. This enables to follow the transformation of the western understanding of the term "cargo cult" as a Melanesian phenomenon, to get an impression of scientific approaches, the current state of the issue and prospects for the research. The classic studies of the Melanesian "cargo cults" appeared in the middle of the twentieth century when the works of P. Lawrence and P. Worsley were published. Further research was influenced by the approach of "cultural critique" which developed at the end of the twentieth century. The paper shows how this approach describes "cargo cults" and how the scientific works contributed to the understanding of this phenomenon. The sources enable to talk about the existence of "cargo movements" which adapt to the urban environment and the conditions of the modern life in the early twenty-first century. Nowadays the scholars move away from the ideas of cultural critique and search the method which will allow to describe modern Melanesian realities differently and to set new objectives. Keywords: cargo cult, cargo movement, Melanesia, Oceania, decolonization, acculturation, custom, equality, interpretation of cultures, Melanesian Christianity, modernity.
В статье исследована трансформация подходов к проблеме аккультурации: от отказа считать её достойной научного изучения до признания «равенства» и «альтернативности» меланезийских культурных реалий европейским. Последняя тенденция привела к формированию таких концепций, как «локальная меланезийская модерность» (Х. Йебенс) и «меланезийское христианство» (Дж. Роббинс).
Проблема аккультурации впервые была поднята американскими учёными в связи с исследованиями аборигенных народов Северной Америки в 1880-е гг. Только в 1920-е гг. термин стал применяться для обозначения ^ изменений, произошедших в культуре аборигенов разных частей света под ^ влиянием контактов с европейцами [1, с. 189]. К многочисленным аккуль-й турационным процессам относятся образование пиджинов и креольских о. языков, появление карго-движений, новой традиции «кастом» и шире — ^ формирование особого «меланезийского христианства». В русскоязычной | научной литературе указанные явления до сих пор носят название «карго-£ культов», поэтому в настоящей статье мы будем отталкиваться от этого
понятия, рассматривая эволюцию взглядов европейских и отечественных учёных на проблему карго-движений, а также современное состояние исследований в данной области.
Ранние западные публикации положили начало традиции, в рамках которой тема карго стала способом говорить о Меланезии в целом. В числе работ, посвящённых изменениям в культуре населения Нового Света, — исследования Фернандо Ортиса и Джорджа Фостера, в которых выдвигаются такие концепции, как «транскультурация» и «культура завоевания» [1, с. 190]. Эти труды послужили основой для дальнейшего изучения проблем аккультурации.
Среди отечественных учёных стоит выделить ленинградского этнографа, исследователя Меланезии Н.А. Бутинова. Несколько его работ посвящены понятию «кастом» — новообразованной традиции, объединяющей христианские и традиционные ценности [5; 6]. Некоторые аспекты ак-культурационных процессов на Берегу Маклая рассматриваются в трудах Д.Д. Тумаркина [11] и В.Н. Басилова [2; 3]. Эти и практически все остальные отечественные исследования носят историографический характер.
Работы, отчасти связанные с понятием «карго-культ», появляются и в настоящее время: например, статьи С.Е. Пале [9], Ю.В. Латушко [8], В.Н. Тимошенко [10] и А.В. Туторского [12, 13]. В связи с малым количеством литературы на русском языке и её вторичным характером важно представить в русскоязычном научном пространстве новые подходы, которые появились в западной науке на рубеже XX—XXI вв.
Само понятие «карго-культ» изначально казалось слишком неопределённым, и западные исследователи искали ему альтернативы. Например, П. Лоуренс первым предлагал заменить его на более подходящие, по его мнению, понятия «карго-движение» (англ. cargo-movement) или «карго-мышление» (англ. cargo-thinking). Важным аргументом сторонников отказа от данного термина было то, что он пришёл в научную среду из публицистики. Наиболее ранними работами, в которых приводился термин «карго-культ», были научно-популярные статьи Р. Инселмана «„Карго-культ" не вызван миссионерами» [24, p. 44] и Г. Холктера «Как возникли „Карго-культы": научный взгляд на давнюю проблему» [23, p. 16—70]. Они появились как ответ на публикацию М. Берда «Есть ли опасность в подъёме послевоенного движения среди коренного населения Папуа — Новой Гвинеи?» [15], где было впервые употреблено указанное понятие. Статья М. Бреда повлекла за собой широкую дискуссию о сути данного термина [16, p. 45; 19, p. 52; 23, p. 16—70; 24, p. 44].
Идея отказа от термина «карго-культ» актуальна и по сей день. Её сто- ^ ронники считают, что, во-первых, понятие стало маркером Меланезии, которую представляют как «страну „карго-культов"». Во-вторых, оно подчёр- S кивает дистанцию между Меланезией и Западом, акцентируя внимание на ¡е^ «инаковости» (otherning) Меланезийского региона [27, p. 4]. ^
Существует и иная точка зрения (Д. Далтон, Т. Отто, и Дж. Роббинс), | согласно которой именно спорность рассматриваемого термина [27, p. 2] £
и сам факт его «эмного» употребления [27, р. 2] являются важным объектом анализа и, соответственно, причиной, позволяющей использовать понятие «карго-культ» в рамках научного дискурса.
В настоящей статье мы выделим четыре направления изучения темы «карго-культов» в западной историографии. В рамках каждого из них будут рассмотрены те работы, которые, на наш взгляд, лучше всего отражают основные этапы исследования этих движений и оказали наибольшее влияние на научное сообщество, что выразилось в их высокой цитируемости.
Первое направление (назовём его «классическим») включает в себя описательные исследования, подчёркивающие милленаристский характер «карго-культов». Одной из первых работ, положивших начало западной дискуссии о милленаристских движениях в Океании, была книга австралийского антрополога П. Лоуренса «Путь карго: Исследование карго-движений в округе Южный Маданг, Новая Гвинея» [32]. «Классическим» указанное направление является потому, что благодаря ему на Западе сложилось представление о так называемых «карго-культах» как о символе неразвитости меланезийского общества. Несмотря на существование других подходов, эта идея доминировала большую часть XX в. и сохраняет сторонников и по сей день. Помимо книги П. Лоуренса, к первому направлению более поздние исследователи [33] относили работы И. Джарви [26], Х. Мод [35], Дж. Келли и М. Каплан [29] и Г. Тромпфа [40].
Второе направление назовём «марксистским»: к нему принадлежат исследователи, которые рассматривали «карго-культы» как форму социального антиколониального протеста. Самая известная работа, написанная в рамках данного подхода, «Когда вострубит труба» британского антрополога П. Уорсли. Сюда же относятся публикации Ж. Гияра [20] и американского антрополога М. Харриса [21], взгляды которого называют «культурным материализмом». Книга П. Уорсли была единственной работой по этой теме, переведённой на русский язык и изданной в Советском Союзе, поэтому именно она оказала наибольшее влияние на советских учёных.
Третье направление, которое можно обозначить как «культурная критика», получило распространение в американской культурной антропологии в конце 1970-х — начале 1980-х гг. В данной статье мы рассмотрим монографию американского учёного Л. Линдстрома «Странные истории желания из Меланезии и не только» [33]. К этому исследовательскому вектору относятся работы М. Килани [30], Э. Латтаса [31], Д. Далтона [17], в которых поднимается вопрос интерпретации культур [27, р. 11].
Четвёртое направление возникает в начале XXI в. и связано с «этнографическим поворотом» в антропологических исследованиях, для которого характерны исследования «эмной» точки зрения. На этом этапе учёные на-== чинают задаваться вопросами: «Что для самих людей означают эти практи-^ ки?», «Кем для них является Джон Фрум?». Данные исследования связаны ёь с так называемой новой меланезийской антропологией [37], основы кото* рой были заложены в конце XX в. М. Стратерн [38] и Р. Вагнером [41]. К это-§ му направлению относятся работы Х. Йебенса, М. Табани, а также поздние <2 труды Л. Линдстрома и Д. Далтона [39, р. 11].
«КЛАССИЧЕСКОЕ» НАПРАВЛЕНИЕ
Здесь и далее мы приведём некоторые факты из биографий учёных, занимавшихся исследованиями в рамках указанного направления. П. Лоу-ренс родился в английском графстве Ланкашир в 1921 г. До войны обучался в Кембриджском университете, откуда ушёл на фронт и служил в Военно-морских силах Великобритании. Служба в армии и погружение в реалии, отличные от британской повседневности, по его словам, научили его наблюдательности [22, p. 1], что помогло при сборе полевых материалов.
П. Лоуренс изучал группу гария в пров. Маданг, Побережье Раи (в русскоязычной традиции — Берег Маклая) Папуа — Новой Гвинеи в 1949—1950 гг. [22, p. 1]. За работу по пров. Маданг он получил степень доктора наук (PhD). В разное время П. Лоуренс являлся преподавателем в Австралийском национальном университете (1948—1957), Университете Западной Австралии (1960—1963) и др. После его смерти в Сиднейском университете был создан архив материалов по Тихоокеанскому региону, в котором сейчас хранятся черновики и дневники исследователя. П. Лоуренс также сотрудничал с журналом «Океания» [36].
В книге «Путь карго» карго-движения рассматриваются в рамках антиевропейских воостаний. Дистанция между местными жителями и администрацией понималась Лоуренсом как культурная (столкновение разных по степени развития культур), а не социальная (противодействие угнетённого населения колониальной администрации).
Исследователь доказывает наличие связи между приходом европейцев в Меланезию и возникновением «карго-культов» (используется понятие П. Лоуренса). С его точки зрения, к появлению карго-движений привело социальное и материальное неравенство в колониях, а миф о западных товарах возник как объяснение данной ситуации. «Миф о карго» способствовал укоренению милленаристских воззрений (идей о конце света, которые сами по себе были привнесены европейскими миссионерами), обещавших скорое прекращение «правления» белых.
В указанной книге впервые приводится термин «карго-мышление» для обозначения системы идей и верований, связанных с карго-движениями в Меланезии. Автор предлагает заменить распространённое понятие «карго-культ» на «карго-движение» или «карго-мышление», поскольку последние лучше отражают мировоззрение населения Побережья Раи и не создают впечатления, что карго-движение — это культ поклонения европейцам.
Работа П. Лоуренса «Путь карго» основана на личных наблюдениях ав- z тора, взятых им интервью и сообщениях колониальной администрации Па- g пуа — Новой Гвинеи. Именно он первым из учёных выдвинул идею о «культах карго» в Океании как доказательстве превосходства европейцев над ёь населением остальных регионов. Во многом этой идеей будут руковод- * ствоваться сторонники колониальной политики Европы в Тихоокеанском § регионе. ^
МАРКСИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Ключевая работа марксистского направления — монография «Когда вострубит труба» британского антрополога П.М. Уорсли. Питер Морис Уорсли родился в графстве Мерсисайд в 1924 г. Он с детства знал, что такое социальное неравенство, а переход из католической школу в протестантскую «научил его толерантности по отношению к чужим традициям» [42, р. 1]. Во время обучения в Кембриджском университете П. Уорсли стал членом коммунистической партии, но из-за гонений на коммунистов скрывал свои взгляды [42, р. 4]. Увлечение данной идеологией для П. Уорсли совпало с развитием интереса к антропологии. После посещения Танганьики (континентальной территории современной Танзании) он заинтересовался африканскими культурами и языками [42, р. 2], колониальными владениями европейских стран, или «странами третьего мира», — это понятие было введено самим П. Уорсли [43].
В своей монографии П. Уорсли использует материалы, полученные как от других исследователей, так и от администрации, объясняющие устойчивость карго-движений, и предлагает способы борьбы с ними. Проводя исследования для колониальной администрации, П. Уорсли изначально находился в ситуации, которая предопределила характер и цели его дальнейшей работы. После демобилизации из британской армии он возвращается в Кембридж и меняет специализацию на социологию. Особое влияние на него оказал М. Глакман, выдающийся учёный, позже основавший Манчестерскую школу антропологии, который сам увлекался марксистскими идеями [42, р. 10]. Во многом благодаря М. Глакману П. Уорсли выбирает профиль «социальная антропология».
«Когда вострубит труба» — одна из самых известных марксистских работ, посвящённых социальным движениям в странах третьего мира. Из-за своих взглядов автор не попал на Новую Гвинею для проведения полевых исследований, поэтому книга носит историографический характер и представляет собой описание «карго-движений» и их последователей с конца XIX до середины XX в. [14, с. 30].
По мнению П. Уорсли, психологическими и экономическими предпосылками карго-движений было социальное неравенство в колониях [14, с. 43, 56]. Противостояние властям выразилось в появлении милленаристских идей или «протонациональных освободительных движений» [14, с. 8]. Здесь «милленаризмом» П. Уорсли называет ожидание пришествия предков и прибытия карго, что должно было стать «началом конца» правления европейцев. == В книге выделяются три стадии развития культов: «примитивная», для
которой характерны магические обряды, «стадия политической борьбы» и, ёь наиболее организованная, «стадия вооружённых групп» [14, с. 180]. Причиной * образования «групп культистов» (термин П. Уорсли) автор называет желание § местных жителей создать свою собственную социально-политическую ор-^ ганизацию, не контролируемую колониальной администрацией [14, с. 83].
Поэтому он рассматривает стремление получить европейские товары как способ избавиться от притеснения колониальных властей и обрести более высокий социальный статус [14, с. 56].
Таким образом, из-за того, что П. Уорсли исследует ситуацию появления «карго-культов» отталкиваясь от колониальной действительности, в которой они появились, он, также как и П. Лоуренс, считает их предпосылкой колониальную зависимость. Поэтому, по мнению обоих учёных, появлению «карго-культов» способствует ситуация неравенства между колониями и европейцами. Но если для П. Лоуренса «карго-культы» нелогичны и бессмысленны, то для П. Уорсли они объясняются совокупностью факторов и «имеют определённую логику».
ИНТЕРПРЕТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Дальнейшие исследования «карго-культов» связаны с интерпретатив-ным поворотом Дж. Маркуса [34] и К. Гирца [7]. В рамках этого направления мы рассмотрим монографию Ламонта Линдстрома, профессора Университета Талса (штат Оклахома), «Карго-культ: странные истории желания из Меланезии и не только» [33]. Значимым шагом вперёд в данной работе стало то, что фокус исследования сместился на западное общество.
Научные интересы Л. Линдстрома включают в себя местные системы знаний (англ. local knowledge systems), системы власти, проблему глобализации и милленаристские движения в южной части Тихого океана. Терминология показывает, что меланезийское общество не воспринимается автором как нечто культурно иное, а ставится на одну ступень с европейским: и первое, и второе имеют свои системы знаний и власти. В данном контексте Л. Линдстром обращается к изучению мифов, культурного явления «кастом» и понятия «традиция».
Критика возможностей этнографического наблюдения привела к тому, что в научной среде сформировалось осознание необъективности в вопросах интерпретации «других». Называя идею о культах карго «странными историями желания», Л. Линдстром подчёркивает своё критическое отношение ко взглядам предшествующих исследователей. На это же ранее указывал антрополог и кибернетик Г. Бейтсон в «Шагах к экологии разума»: «Суть в том, что первая интуиция, взятая по аналогии, сумасбродна, но <...> когда я начинаю работать над аналогией, я наталкиваюсь на строгие формулировки, разработанные в той области, из которой я позаимствовал аналогию» [4, с. 47]. Авторы говорят о пределах возможностей этнографического изучения и о тех параллелях между собственным опытом и иссле- z дуемой группой, которые неизбежно приходится проводить исследовате- g лю «в поле», как об «общем месте» этнографических исследований, а не как о частной проблеме изучения карго-движений в Меланезии. ^
«Странные истории желания» Л. Линдстром писал большей частью * в 1990—1991 гг. на материалах полевого исследования на о. Танна (Ва- § нуату). Наибольшее внимание он уделяет одному из самых известных <£
«карго-движений» — культу Джона Фрума. Сравнив «истории о Джоне Фру-ме», полученные из разных источников: от администрации, миссионеров, антропологов и журналистов, — автор приходит к выводу, что все они заимствовали сюжеты друг у друга. Таким образом, по его мнению, «культизм» (англ. cargoism) стал существовать как отдельный жанр письма, европейский способ писать о Меланезии [33, р. 13]. Отсюда Л. Линдстром делает вывод, что западное представление о «карго-культах» имело характерные черты мифа [33, р. 76].
От этого тезиса автор переходит к рассмотрению возможностей интерпретации социальных явлений в целом. Он утверждает, что анализ меланезийских реалий с позиций европейцев невозможен, поскольку смыслы, заложенные в социальных явлениях меланезийцами, будут сильно отличаться от основополагающих для европейцев. Поэтому для Линдстрома термин «карго-культ» получает новый смысл и трактуется как придуманный европейцами культ поклонения глобальному Западу. Аргументируя свою позицию, исследователь говорит о европоцентризме и желании европейцев с помощью «теории карго» оправдать свои колониальные интересы. Исходя из этого, он делает вывод, что описания меланезийских явлений предвзяты, всё известное нам о «карго-культах» возникло на Западе и исследовать данное явление следует не в Меланезии, а там, где оно и сформировалось [33, р. 7].
Идеи Л. Линдстрома не нашли отклика у широкой общественности. Вместе с тем его взгляды предопределили дальнейшее направление исследований.
ИССЛЕДОВАНИЯ «ЭМНОЙ» ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
После критики Л. Линдстрома стала очевидной необходимость описывать «поле» посредством эмных категорий, что можно назвать «этнографическим поворотом». Такое употребление понятия «этнографический» восходит к трудам Л. Дюмона, который использовал данное определение по отношении к теории, созданной самими носителями культуры и объясняющей её реалии. Иными словами, «этнографический поворот» — это попытка исследователей описывать явления с помощью определений, данных самими членами исследуемой группы.
В рамках данного подхода важно сказать о статье немецкого исследователя Х. Йебенса в сборнике «Карго, культ и культурная критика» [27] и статье французского антрополога М. Табани «Что происходит с карго-культами сегодня?» [39]. В обеих работах анализируются характерные для современ-^ ных движений изменения в догматике и практиках, а также противоречивость ^ представлений о «карго-культах» среди самих последователей этих движений. сЗ Авторы предлагают новые термины для описания «карго-движений»
¡^ в наше время. Их критика понятия «карго-культ» сводится к двум основ-^ ным тезисам: данное словосочетание из-за частого употребления в ненауч-I ных текстах перегружено смыслами и имеет негативные смысловые конно-£ тации, так как долго являлось символом отсталости [27, р. 4].
Начало новому направлению исследований «карго-движений» положила публикация сборника под редакцией Х. Йебенса, в котором поднимаются вопросы влияния западных представлений о «карго-культах» на меланезийскую реальность (Э. Херманн, М. Каплан), рассматриваются причины популярности этой темы на Западе (Л. Линдстром, К. Коль, Дж. Роб-бинс), а также анализируются представления о «карго» среди меланезийцев (С. Ливит, Т. Отто) и проблемы интерпретации культур (Д. Далтон, Т. Отто, Дж. Роббинс). Большинство исследователей считает, что данное явление нельзя исследовать только на основе западного дискурса, в отрыве от Меланезии, как и нельзя ограничиться только Меланезией и не учитывать влияние Запада [27, р. 5].
Основываясь на лингвистическом анализе, большинство учёных придерживаются идеи о наличии «связи между термином („карго-культ". — А.Т., Е.К) и этнографической реальностью» [27, р. 8], а также о том, что современные вариации «карго-культов» «действительно остаются чем-то важным для меланезийцев» [39, р. 8] (поскольку для них остаётся актуальным само понятие «разговор о карго»). Поэтому важно продолжать исследования не только в «поле», но и в самом европейском обществе.
Несмотря на то, что в настоящее время исследователи уделяют большое внимание терминологии, вопрос до конца не решён, как не сформулировано и единого определения понятия «карго-культ». Это наглядно демонстрирует современное отношение к социальным движениям в Меланезии. С одной стороны, у термина «культ» есть негативные коннотации, которые отсылают к колониальному прошлому, с другой — избежать его употребления без потери смысла в некоторых случаях сложно. В целом же большинство исследователей считают, что культа карго в Меланезии нет, но термин можно употреблять для обозначения меланезийских социальных явлений, поскольку его использование упрощает понимание вопроса.
Именно на современном этапе учёные начинают обращать больше внимания на особенности европейского восприятия инокультурных феноменов и на то, какое влияние оно может оказывать на результаты исследований. Кроме этого, стирается иерархия между субъектом и объектом исследований, поскольку европейское общество теперь также подвергается анализу.
Последняя работа, которую мы рассмотрим в рамках данной темы — сборник под редакцией французского антрополога М. Табани «Что происходит с „карго-культами" сегодня?», где среди ключевых вопросов, в том числе, есть терминологический и смысловой. Предмет исследования здесь — смыслы, которые вкладываются европейцами и меланезийцами ^ в понятие «карго-культ» и связанные с ним проблемы. ^
Авторы сравнивают «классические» «карго-культы» и аборигенные жения в Меланезии сегодня, выявляют современные реалии, влияющие на ¡^ местное население, поскольку «карго-культы» в начале XXI в. являются от- ^ ветом на кросс-культурные проблемы в регионе и продолжают находить | отражение в ритуалах [39, р. 8]. £
В сборнике есть тезис о том, что «kago kalt» (или «kago kalja») как эмная категория используется либо в отношении последователей «карго-движения», живущих в городе, либо в контексте критики «западного общества». Тогда как говоря о самих себе, члены современных общин употребляют понятие «kastom», образованное от английского custom — «традиция». Лингвистические и этнографические материалы указанного сборника позволяют говорить, что существует тенденция постепенного отхода от употребления понятия «карго-культ» и, соответственно, от сравнительного противопоставления Запада и Меланезии. В то же время исследователи не отказываются полностью от использования данного понятия, поскольку оно оценивается как широко известное, удобное в понимании.
В статьях сборника показана разница в подходах современных авторов, в критериях, на которые они опираются при анализе движений, а также в тех аспектах темы, которым каждый из них уделяет внимание. Такие разночтения говорят, с одной стороны, об отсутствии единого представления и единых формулировок в вопросе изучения «карго-культов», а с другой — о сложности данного вопроса.
На наш взгляд, на примере рассмотренных работ можно говорить об эволюции методов изучения так называемых «неевропейских обществ» европейцами в целом: подходы учёных менялись от «традиционного колониального» (П. Уорсли, П. Лоуренс), через смещение фокуса на самих исследователей (Л. Линдстром), к идее о необходимости комплексного анализа, которая положила начало деколонизации всей системы исследований.
Само использование понятия «аккультурация» является частью процесса деколонизации, поскольку аккультурация предполагает изменение местного общества, но не интеграцию в европейское. Последнее важно для современного понимания равенства культур. Для Х. Йебенса и М. Таба-ни характерно рассмотрение аккультурации как процесса взаимодействия европейской и местной культур. То есть, в отличие от более ранних, современные исследователи понимают процесс аккультурации как двусторонний и равнозначный для обеих сторон.
На всех этапах изучения карго-движений существовали разные фокусы исследований. На раннем — анализ документов колониальной администрации. Позже круг источников расширился. Авторы использовали все доступные материалы, включая результаты личных наблюдений. В рамках третьего подхода, который можно соотнести с понятием культурной критики, фокус исследований сместился с меланезийского общества на европейское. Сами исследователи стали рассматриваться как предвзятые на-^ блюдатели, пришло понимание, что учёный может смотреть на изучаемую культуру только через призму своих собственных представлений, искажа-сЗ ющих реальность.
¡^ Деколонизация научного сознания оказала влияние на методы проведе-
^ ния исследований. Стремление к непредвзятости привело к фокусу на эм-I ной позиции и отказу от этических названий для обозначения социальных £ явлений в Меланезии.
Современное состояние исследований связанно не только с такими трудностями, как споры об их предмете и отсутствие чётко оговорённых методов, но также с частыми изменениями форм самих движений (хотя само определение их как движений может быть поводом для дискуссии). Мифологическая составляющая движений обусловливает вариативность их трактовок с точки зрения самих последователей, что влияет на повседневные и ритуальные практики. Хотя, по мнению некоторых авторов, такие изменения не влияют на сами «карго-движения» в длительной перспективе [39, р. 12], но они являются серьёзным основанием для поиска новых подходов, отвечающих задачам, которые ставит меняющаяся реальность. С другой стороны, изменчивость, возникновение новых социальных реалий и необходимость поиска новых способов описания определяют актуальность дальнейших исследований в таких направлениях как, например, терминологический аспект современного движения в городской среде, а также в более узких, таких как гендерный аспект городского движения.
Постепенная деколонизация научных подходов второй половины XX — начала XXI в. повлияла на восприятие процесса аккультурации, начавшегося в Океании после прихода туда европейцев. Если более ранние исследования проводились неотрывно от колониального контекста и в рамках колониальной действительности, то в работах учёных, писавших после Л. Линдстрома, уже отсутствуют колониальные реалии, но есть призывы изучать непосредственно меланезийские. Кроме этого, деколонизация мировоззрения отразилась и на оценке причин появления «карго-движений». В меланезийских движениях начали видеть не только реакцию на колониальную действительность, но и местные явления, развивающиеся без обязательной зависимости от Запада.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Александренков Э.Г. Завоевание Америки европейцами: контакт культур или первоначальное накопление капитала? // Исторические исследования. 2018. № 11. С. 187—192.
2. Басилов В.Н. Материальная культура бонгуанцев // На Берегу Маклая. Этнографические очерки. М.: Наука, 1975. С. 110—164.
3. Басилов В.Н. Некоторые итоги полевых работ в Папуа Новой Гвинее // Полевые исследования Института этнографии. М.: Наука, 1979. С. 224—234.
4. Бейтсон Г. Шаги к экологии разума. Избранные статьи по антропологии, психиа- ^ трии и эпистемологии. М.: Смысл, 2000. 232 с. *г
5. Бутинов Н.А. Кастом и природная среда Папуа Новой Гвинеи // Проблемы эт- § нографии и истории культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. С. 102—109.
6. Бутинов Н.А. Миклухо-Маклай как теоретик // Проблемы этнографии и истории ^ культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона. СПб.: Петербургское Вос- 5 токоведение, 2004. С. 142—150. I
7. Гирц К. Интерпретация культур / пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 560 с.
8. Латушко Ю.В. Проблемы и перспективы антропологии Пацифики // Россия и АТР. 2011. № 2. С. 173—174.
9. Пале С.Е. Традиционное и современное в мировоззрении жителей Океании // Азия и Африка сегодня. 2015. № 6 (695). С. 56—60.
10. Тимошенко В.Н. Рэскол-банды или новые «генералы песчаных карьеров». Особенности социально-криминальной ситуации в Папуа-Новой Гвинее // Азия и Африка сегодня. 2009. № 10. С. 48—54.
11. Тумаркин Д.Д. Белый папуас: Н.Н. Миклухо-Маклай на фоне эпохи / Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Восточная литература, 2011. 624 с.
12. Туторский А.В. Жизнь в кастоме, или что такое меланезийский социализм? // Электронный журнал «Социалист». 2010. 3 декабря. URL: http://www.socialistinfo. ru/apriori/515.html (дата обращения: 12.12.2019).
13. Туторский А.В. Марксизм и зарубежные исследования в Океании // Исторические исследования. Т. 11. С. 190—204.
14. Уорсли П. Когда вострубит труба: Исследование культов Карго в Меланезии / пер. с англ. В.М. Бахты и Д.Н. Ляликова; предисл. и ред. С.А. Токарева. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. 358 с.
15. Bird N.M. Is There Danger of a Post-War Flare-Up among New Guinea Natives? // Pacific Islands Monthly. 1945. No. 16 (4). P. 69—70.
16. Bird N.M. The "Cargo Cult" // Pacific Islands Monthly. 1946. No. 16 (12, July). P. 45.
17. Dalton D. Cargo Cults and Discursive Madness // Oceania. 2000. Vol. 70. No. 4. P. 345—361.
18. Eriksen T.H. The Mauritian Creole and the Concept of Creolization // Lecture Presented in the University of Oxford. December 1999. URL: https://www.potomitan. info/ki_nov/moris/creolization.html (дата обращения: 12.06.2019).
19. Gill S.R.M. Effects of War upon Papuan Natives // Pacific Islands Monthly. 1946. No. 16 (Jan). P. 52.
20. Guiart J. Forerunners of Melanesian Nationalism // Oceania. 1951. Vol. 22. No. 2. P. 81—90.
21. Harris M. Cows, Pigs, Wars and Witches: the Riddles of Culture. New York: Random House, 1974. 288 p.
22. Hiatt L.R. In Memoriam: Peter Lawrence 1921—1987 // Oceania. Vol. 59. Iss. 1. P. 1.
23. Holtker G. How "Cargo-Cults" is Born: The Scientific Angle on an Old Subject // Pacific Islands Monthly. 1946. No. 17 (4, Nov). P. 16—70.
24. Inselmann R. "Cargo Cult" Not Caused by Missions // Pacific Islands Monthly. 1946. No. 16 (11, July). P. 44.
25. Jackson M., Piette A. What Is Existential Anthropology? Oxford, New York: Berghahn Books, 2017. 254 p.
26. Jarvie I.C. The Revolution in Anthropology. Chicago: Henry Regnery, 1964. 248 p.
27. Jebens H. Cargo, Cult and Culture Critique. Honolulu: University of Hawaii Press, 2004. 294 p.
28. Kaplan M. Meaning, Agency and Colonial History: Navosavakadua and the Tuka in Fiji // American Ethnologist. 1990. No. 17. P. 3—22.
29. Kelly J.D., Kaplan M. History, Structure and Ritual // Annual Review of Anthropology. 1990. Vol. 19. P. 119—150.
30. Kilani M. Les Cultures du Cargo Melanesiens. Mythe et Rationalite en Anthropologie. Lausanne: Editions d'en bas, 1983. 208 p.
31. Lattas A. Neither Cargo nor Cult // Anthropological Forum. 1999. Vol. 9. Iss. 1. P. 107-117.
32. Lawrence P. Road belong Cargo. A Study of the Cargo Movement in the Southern Madang District, New Guinea. Manchester: Manchester University Press, 1964. 300 p.
33. Lindstrom L. Cargo Cult: Strange Stories of Desire from Melanesia and beyond. Honolulu: University of Hawaii Press, 1993. 288 p.
34. Marcus G.E., Fischer M.M.J. Anthropology as Cultural Critique: an Experimental Moment in the Human Sciences. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1999. 194 p.
35. Maude H.E. The Colonization of the Phoenix Islands // The Journal of the Polynesian Society. 1952. Vol. 61. No. 1. P. 62-89.
36. Oceania / Faculty of Arts and Social Sciences. University of Sydney. URL: https:// onlinelibrary.wiley.com/journal/18344461 (дата обращения: 23.07.2020).
37. Robbins J. Melanesia, Christianity and Cultural Change: a Comment on Mosko's "Partible penitents" // The Journal of the Royal Anthropological Institute. 2010. Vol. 16. No. 2. P. 241-243.
38. Strathern M. The Gender of the Gift: Problems with Women and Problems with Society in Melanesia Studies in Melanesian Anthropology. Berkeley, Los Angeles, California: University of California Press, 1988. 437 p.
39. Tabani M. What's the Matter of Cargo Cult Today? // Kago, Kastom and Kalja: The Study of Indigenous Movement in Melanesia Today. Marseille: Pacific-Credo Publications, 2013. P. 7-28.
40. Trompf G. What Has Happened to Melanesian "Cargo Cults"? // Religious Movements in Melanesia Today / ed. By W. Flannery. Goroka: Melanesian Institute, 1984. P. 29-51.
41. Wagner R. An Anthropology of the Subject. Holographic Worldview in New Guinea and Its Meaning and Significance for the World of Anthropology. Berkeley, Los Angeles, California: University of California Press, 2001. 288 p.
42. Worsley P. A Life, Interviewed by Alan Macfarlane. URL: http://www.alanmacfarlane. com/DO/filmshow/worsley1tx.htm (дата обращения: 21.05.2018).
43. Worsley P. The Third World, Nature of Human Society Series. Chicago: University of Chicago Press, 1977. 373 p.
REFERENCES
1. Aleksandrenkov E.G. Zavoevanie Ameriki evropeytsami: kontakt kul'tur ili pervonachal'noe nakoplenie kapitala? [The European Conquest of America: The Contact of Cultures or the Original Accumulation of Capital?]. Istoricheskie issledovani-ya, 2018, no. 11, pp. 187-192. (In Russ.)
2. Basilov V.N. Material'naya kul'tura bonguantsev [The Material Culture of the Bon-guans]. Na Beregu Maklaya. Etnograficheskie ocherki [On the Maclay Coast. Ethnographic Essays]. Moscow, Nauka Publ., 1975, pp. 110—164. (In Russ.)
3. Basilov V.N. Nekotorye itogi polevykh rabot v Papua Novoy Gvinee [Some Results of the Field Work in Papua New Guinea]. Polevye issledovaniya Instituta etno- <2 grafii [Field Studies of the Institute of Ethnography]. Moscow, Nauka Publ., 1979,
pp. 224—234. (In Russ.) §
4. Beytson G. Shagi k ekologii razuma. Izbrannye stat'ipo antropologii, psikhiatrii i epis-temologii [Steps to Ecology of Mind. Collected Essays in Anthropology, Psychiatry fej and Epistemology]. Moscow, Smysl Publ., 2000, 232 p. (In Russ.) ^
5. Butinov N.A. Kastom i prirodnaya sreda Papua Novoy Gvinei [Kastom and En- § vironment in Papua New Guinea]. Problemy etnografii i istorii kul'tury narodov £
Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona [Problems of Ethnography and Cultural History of the Peoples of the Asia-Pacific Region]. Saint Petersburg, Peterburgskoe Vostoko-vedenie Publ., 2004, pp. 102-109. (In Russ.)
6. Butinov N.A. Miklukho-Maklay kak teoretik [Miklukho-Maklai as a Theorist]. Proble-my etnografii i istorii kul'tury narodovAziatsko-Tikhookeanskogo regiona [Problems of Ethnography and Cultural History of the Peoples of the Asia-Pacific Region]. Saint Petersburg, Peterburgskoe Vostokovedenie Publ., 2004, pp. 142—150. (In Russ.)
7. Girts K. Interpretatsiya kul'tur [Interpretation of Cultures]. Transl. from English. Moscow, Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN) Publ., 2004, 560 p. (In Russ.)
8. Latushko Yu.V. Problemy i perspektivy antropologii Patsifiki [Problems and Prospects of Anthropology of the Pacific]. Rossiya i ATR, 2011, no. 2, pp. 173—174. (In Russ.)
9. Pale S.E. Traditsionnoe i sovremennoe v mirovozzrenii zhiteley Okeanii [Traditional and Modern Worldviews of the Peoples of Oceania]. Aziya i Afrika segodnya, 2015, no. 6 (695), pp. 56—60. (In Russ.)
10. Timoshenko V.N. Reskol-bandy ili novye "generaly peschanykh kar'erov". Oso-bennosti sotsial'no-kriminal'noy situatsii v Papua-Novoy Gvinee [Raskol Gangs or "New Generals of Sand Pits"]. Aziya i Afrika segodnya, 2009, no. 10, pp. 48—54. (In Russ.)
11. Tumarkin D.D. Belyy papuas: N.N. Miklukho-Maklay na fone epokhi [White Papuan: N.N. Miklukho-Maklai and His Epoch]. Russian Academy of Sciences, N.N. Miklukho-Maklai Institute of Ethnology and Anthropology. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 2011, 624 p. (In Russ.)
12. Tutorskiy A.V. Zhizn' v kastome, ili chto takoe melaneziyskiy sotsializm? [Life in Custom or What Is Melanesian Socialism]. Elektronnyy zhurnal "Sotsialist", 2010, December 3. Available at: http://www.socialistinfo.ru/apriori/515.html (accessed 12.12.2019). (In Russ.)
13. Tutorskiy A.V. Marksizm i zarubezhnye issledovaniya v Okeanii [Marxism and Foreign Studies in Oceania]. Istoricheskie issledovaniya, vol. 11, pp. 190—204. (In Russ.)
14. Uorsli P. Kogda vostrubit truba: Issledovanie kul'tov Kargo v Melanezii [The Trumpet Shall Sound: A Study of Cargo Cults in Melanesia]. Transl. from English by V.M. Bakh-ta, D.N. Lyalikov; introd., ed. by S.A. Tokarev. Moscow, Izd-vo inostr. lit. Publ., 1963, 358 p. (In Russ.)
15. Bird N.M. Is There Danger of a Post-War Flare-Up among New Guinea Natives? Pacific Islands Monthly, 1945, no. 16 (4), pp. 69—70. (In Eng.)
16. Bird N.M. The "Cargo Cult". Pacific Islands Monthly, 1946, no. 16 (12, July), p. 45. (In Eng.)
17. Dalton D. Cargo Cults and Discursive Madness. Oceania, 2000, vol. 70, no. 4, pp. 345—361. (In Eng.)
18. Eriksen T.H. The Mauritian Creole and the Concept of Creolization. Lecture Presented in the University of Oxford. December 1999. Available at: https://www.potomitan. info/ki_nov/moris/creolization.html (accessed 12.06.2019). (In Eng.)
19. Gill S.R.M. Effects of War upon Papuan Natives. Pacific Islands Monthly, 1946, no. 16 (Jan), p. 52. (In Eng.)
20. Guiart J. Forerunners of Melanesian Nationalism. Oceania, 1951, vol. 22, no. 2, pp. 81—90. (In Eng.)
21. Harris M. Cows, Pigs, Wars and Witches: the Riddles of Culture. New York, Random House Publ., 1974, 288 p. (In Eng.)
22. Hiatt L.R. In Memoriam: Peter Lawrence 1921—1987. Oceania, vol. 59, iss. 1, p. 1. (In Eng.)
23. Holtker G. How "Cargo-Cults" is Born: The Scientific Angle on an Old Subject. Pacific Islands Monthly, 1946, no. 17 (4, Nov), p. 16—70. (In Eng.)
24. Inselmann R. "Cargo Cult" Not Caused by Missions. Pacific Islands Monthly, 1946, no. 16 (11, July), p. 44. (In Eng.)
25. Jackson M., Piette A. What Is Existential Anthropology? Oxford, New York, Berghahn Books Publ., 2017, 254 p. (In Eng.)
26. Jarvie I.C. The Revolution in Anthropology. Chicago, Henry Regnery Publ., 1964, 248 p. (In Eng.)
27. Jebens H. Cargo, Cult and Culture Critique. Honolulu, University of Hawaii Press Publ., 2004, 294 p. (In Eng.)
28. Kaplan M. Meaning, Agency and Colonial History: Navosavakadua and the Tuka in Fiji. American Ethnologist, 1990, no. 17, pp. 3—22. (In Eng.)
29. Kelly J.D., Kaplan M. History, Structure and Ritual. Annual Review of Anthropology, 1990, vol. 19, pp. 119—150. (In Eng.)
30. Kilani M. Les Cultures du Cargo Melanesiens. Mythe et Rationalite en Anthropologie. Lausanne, Editions d'en bas, 1983, 208 p. (In Fr.)
31. Lattas A. Neither Cargo nor Cult. Anthropological Forum, 1999, vol. 9, iss. 1, pp. 107—117. (In Eng.)
32. Lawrence P. Road belong Cargo. A Study of the Cargo Movement in the Southern Madang District, New Guinea. Manchester, Manchester University Press Publ., 1964, 300 p. (In Eng.)
33. Lindstrom L. Cargo Cult: Strange Stories of Desire from Melanesia and beyond. Honolulu, University of Hawaii Press Publ., 1993, 288 p. (In Eng.)
34. Marcus G.E., Fischer M.M.J. Anthropology as Cultural Critique: an Experimental Moment in the Human Sciences. Chicago, London, The University of Chicago Press Publ., 1999, 194 p. (In Eng.)
35. Maude H.E. The Colonization of the Phoenix Islands. The Journal of the Polynesian Society, 1952, vol. 61, no. 1, pp. 62—89. (In Eng.)
36. Oceania. Faculty of Arts and Social Sciences. University of Sydney. Available at: https://onlinelibrary.wiley.com/journal/18344461 (accessed 23.07.2020). (In Eng.)
37. Robbins J. Melanesia, Christianity and Cultural Change: a Comment on Mosko's "Partible penitents". The Journal of the Royal Anthropological Institute, 2010, vol. 16, no. 2, pp. 241—243. (In Eng.)
38. Strathern M. The Gender of the Gift: Problems with Women and Problems with Society in Melanesia Studies in Melanesian Anthropology. Berkeley, Los Angeles, California, University of California Press Publ., 1988, 437 p. (In Eng.)
39. Tabani M. What's the Matter of Cargo Cult Today? Kago, Kastom andKalja: The Study of Indigenous Movement in Melanesia Today. Marseille, Pacific-Credo Publications Publ., 2013, pp. 7—28. (In Eng.)
40. Trompf G. What Has Happened to Melanesian "Cargo Cults"? Religious Movements in Melanesia Today. Ed. by W. Flannery. Goroka, Melanesian Institute Publ., 1984, pp. 29—51. (In Eng.)
41. Wagner R. An Anthropology of the Subject. Holographic Worldview in New Guinea
and Its Meaning and Significance for the World of Anthropology. Berkeley, Los An- <2 geles, California, University of California Press Publ., 2001, 288 p. (In Eng.)
42. Worsley P. A Life, Interviewed by Alan Macfarlane. Available at: http://www.alanmac- g farlane.com/DO/filmshow/worsley1tx.htm (accessed 21.05.2018). (In Eng.)
43. Worsley P. The Third World, Nature of Human Society Series. Chicago, University of fej Chicago Press Publ., 1977, 373 p. (In Eng.) *
S
О
Дата поступления в редакцию 15.10.2019 £