%
(N
тН
О
(N
УДК 336.14:352 ББК 65.261.783
ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Рассмотрены основные подходы к определению сущности финансовых ресурсов. Определена роль местных бюджетов в реализации функций органов местного самоуправления. Обозначены проблемы формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований.
Ключевые слова: финансовые ресурсы; местный бюджет; собственные доходы бюджетов муниципальных образований; налоговые доходы бюджетов.
S.E. Gritsenko
ON MUNICIPALITIES’ BUDGET INCOMES AND THEIR ECONOMIC SUBSTANCE
ssi
Zsl
Д s =
g|p
H5i
НА
Ой"
%<s ^ 1
5s 1
^ П £
S I
8s! ИН 25 о
СнО!
£яц
МО I £й4
See
«
н
н
о
н
PQ
со
н
The article discusses various approaches to defining the essence of financial resources, determines the role of local budgets in performing local authorities’ functions, and highlights problems of forming municipalities’ budget incomes.
Keywords: financial resources; local budget; municipalities’ budget incomes; municipal budget owned incomes; tax incomes.
Финансовые ресурсы субъектов местного самоуправления составляют экономическую базу бюджетов всех видов муниципальных образований и основу стабильности функционирования бюджетной системы любого современного государства.
Можно выделить два основных подхода к определению сущности финансовых ресурсов. Первая, более распространенная, точка зрения заключается в том, что в обобщенном варианте под финансовыми ресурсами понимают денежные доходы, часть национального дохода и совокупного общественного продукта [1, с. 75; 8, с. 39; 11, с. 119; 12, с. 428; 14, с. 24].
Второй подход основан на том, что финансовые ресурсы — это система отношений по поводу формирования и использования материальных носителей финансовых ресурсов [5, с. 26, 27; 13, с. 16].
Эти подходы, несмотря на отличия, с разных сторон определяют один и тот же экономический феномен — финансы, как систему, включающую в себя и сам материальный носитель, и механизм его формирования.
В России сложилось примерно равное распределение финансовых ресурсов между федеральным бюджетом и территориальными бюджетами (включающими бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты). Однако существенным образом различаются задачи, стоящие перед бюджетами разного уровня. Если за счет средств федерального бюджета России финансируются, в основном, общегосударственные мероприятия, такие как оборона страны, правоохранительная деятельность, судебная система и т.п., то средства территориальных бюджетов являются основным источником, за счет которого общественные блага, непосредственно, предоставляются населению. Из региональных и местных бюджетов финансируются конкретные государственные и муниципальные услуги [9, с. 5].
При этом, третий уровень бюджетной системы — местные бюджеты — исключительно важен с точки зрения формирования доходов и на-
© С.Е. Гриценко, 2012
%
СО правления средств на финансирование расходов, связанных с вопросами
местного значения. Именно органы местного самоуправления напрямую взаимодействуют с населением, и от полноты и эффективности выполем! нения местными бюджетами своих функций зависит качество жизни
^ населения, социальная стабильность и, в конечном итоге, устойчивый
5^ экономический рост национальной экономики.
В функции местных бюджетов входит: содержание социальной инфраструктуры, охватывающей систему образования и подготовки кадров; розничная торговля и общественное питание; бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство; финансирование культуры и искусства; здравоохранения, физической культуры и спорта; охраны окружающей среды. Осуществление данных функций невозможно без материальной базы, т.е. доходов.
Тесное переплетение экономических и правовых аспектов определения доходов местных бюджетов обусловливает необходимость краткой характеристики законодательной основы их формирования.
Правовую базу формирования доходов местных бюджетов составляют:
- бюджетное законодательство РФ;
- законодательство о налогах и сборах.
Доходная часть бюджетов состоит из налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Бюджеты муниципальных образований наполняются [2]:
- местными налогами, сборами и штрафами;
- отчислениями от федеральных налогов и налогов муниципального образования как субъекта РФ, закрепленными на долговременной основе;
- финансовыми средствами, переданными органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий;
- доходы от приватизации и сдачи в аренду муниципального иму-
; щества;
- поступлениями от местных займов и лотерей;
ой § - отчислениями от прибыли муниципальных предприятий;
^1 - дотациями, субвенциями, субсидиями, т.е. трансфертными плате-
^ | жами и иными поступлениями в соответствии с законом и решениями
1 органов местного самоуправления.
вЗаконом разрешается пополнять местные бюджеты дополнитель-§к§ ными заработанными средствами, которые образуются в результате дев ятельности органов местного самоуправления.
йоэ Доходы бюджетов органов местного самоуправления могут быть
к®Э классифицированы по следующим критериям:
- по видам доходов: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления;
23 - по степени закрепления: закрепленные и перераспределяемые;
- по праву собственности: собственные доходы и заемные средства. Для обеспечения устойчивости бюджетов муниципальных образований и эффективного выполнения функций органами местного самоуправления важнейшее значение имеют собственные доходы.
Собственные доходы — налоговые и неналоговые платежи, закреп-СО ленные за местными бюджетами полностью или частично на посто-
Нянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты [3; с. 133].
со
%
тН
о
<М
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
оК
^ 1
5к 1
^ Л £ ё§! ь Е
« цт I
8Н! й§ о
ЕнО а
*МЦ МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
К собственным доходам местных бюджетов могут относиться также другие платежи, установленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
На сегодняшний день вопрос увеличения удельного веса собственных доходов в бюджете муниципальных образований стоит особенно актуально, так как большинство местных бюджетов дотационны и постоянно сталкиваются с острой нехваткой финансовых ресурсов для проведения экономической и социальной политики. Это отмечают в своих трудах ведущие российские ученые.
Так, в научной статье А.П. Киреенко и Т.В. Сорокина отмечают, что необходимо повышение эффективности функционирования налоговой системы. Изменения в виде замены одних налогов на другие, ликвидации или введения льгот, изменения ставок налогов не повлияют на ситуацию, если не произойдет коренной перестройки налогово-бюджетных отношений. Одна из основных проблем, которую выделяют авторы — отсутствие реальных налоговых полномочий на региональном и местном уровнях. Действительно, налоговые полномочия на региональном и местном уровнях минимальны [4].
Д.Ю. Федотов констатирует, что распределение налоговых платежей между федеральными и территориальными бюджетами достаточно неоднородно по регионам России. На территории целого ряда российских регионов налоговые поступления в федеральный бюджет значительно превосходят поступления в региональный и местный бюджеты [10, с. 16].
А.В. Сербулов и В.В. Гладун справедливо отмечают, что на сегодняшний день на практике нарушается один из основополагающих принципов устройства бюджетной системы РФ — принцип самостоятельности бюджетов. Для обеспечения самостоятельности местных бюджетов явно недостаточно просто провозгласить тезис о наличии собственных источников их доходов, более важно установить конкретный перечень, размер и уровень собственных доходов в доходах соответствующего бюджета. Однако Бюджетный кодекс не гарантирует необходимого уровня собственных доходов, требующегося муниципальным образованиям для обеспечения их даже минимальных потребностей [2; 7, с. 43].
Абсолютно все авторы выделяют проблему крайне недостаточного уровня собственных реальных доходов, закрепленных за местными бюджетами. В среднем их доля составляет всего 5-6% от общей величины доходов местных бюджетов в РФ, что обусловливает необходимость исследования и теоретического обоснования реформирования состава и структуры доходной части бюджетов муниципальных образований.
Список использованной литературы
1. Барулин С.В. Теория финансов и экономическое развитие регионов России / С.В. Барулин, В.И. Самаруха. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. — 600 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. — 1998. — 12 авг.
3. Данилина И.Е. Муниципальное право в вопросах и ответах: учеб. пособие / И.Е. Данилина. — М.: ТК Велби: Проспект, 2004. — 240 с.
4. Киреенко А.П. Налоговые аспекты межбюджетных отношений / А.П. Киреенко, Т.В. Сорокина // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2011. — № 5. — URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/ article.aspx?id=9671 (Идентификац. номер статьи в НТЦ «Информрегистр» 0421100101\0207).
5. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: учеб. пособие / Д.С. Моляков. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 200 с.
6. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Закон РФ от 25 сент. 1997 г. № 126-ФЗ // Российская газета. — 1997. — 30 сент.
со
%
(N
тН
О
(N
SS1
2нё ЯЧ г
MhSI
HSS
«Зі
Ен^ І
ой-
%<s ^ 1
5s 1
^ Л £ g§!
« V I
8s! й§ о
ул* ЕнО а
£мц
МО I £И4
Н®Є
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
7. Сербулов А.В. Оценка финансового обеспечения бюджетной самостоятельности муниципальных образований региона / А.В. Сербулов, В.В. Гладун // Финансы и кредит. — 2009. — № 2. — С. 43-51.
8. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь [и др.]. — 2-е изд., стереотип. — Минск: Выш. шк., 1998. — 368 с.
9. Федотов Д.Ю. Особенности исполнения бюджетов российских регионов / Д.Ю. Федотов. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. — 364 с.
10. Федотов Д.Ю. Распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы России / Д.Ю. Федотов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 4. — С. 15-20.
11. Финансовый менеджмент: учеб. / под ред. Г.Б. Поляка. — 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 527 с.
12. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко [и др.], под ред. В.М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 432 с.
13. Финансы: учеб. / под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 527 с.
14. Финансы: учеб. пособие / под ред. А.М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 336 с.
References
1. Barulin S.V. Teoriya finansov i ekonomicheskoe razvitie regionov Rossii / S.V. Barulin, V.I. Samarukha. — Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2011. — 600 s.
2. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 31 July 1998 g. № 145-FZ // Rossiiskaya gazeta. — 1998. — 12 Aug.
3. Danilina I.E. Munitsipal’noe pravo v voprosakh i otvetakh: ucheb. posobie / I.E. Danilina. — M.: TK Velbi: Prospekt, 2004. — 240 s.
4. Kireenko A.P. Nalogovye aspekty mezhbyudzhetnykh otnoshenii / A.P. Ki-reenko, T.V. Sorokina // Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal’skii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) (elektronnyi zhurnal). — 2011. — № 5. — URL: http://eizvestia.isea.ru/ reader/article.aspx?id=9671 (Identifikats. nomer stat’i v NTTs «Informregistr» 0421100101\0207).
5. Molyakov D.S. Finansy predpriyatii otraslei narodnogo khozyaistva: ucheb. posobie / D.S. Molyakov. — M.: Finansy i statistika, 2000. — 200 s.
6. O finansovykh osnovakh mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii: Zakon RF ot 25 Sept. 1997 g. № 126-FZ // Rossiiskaya gazeta. — 1997. — 30 Sept.
7. Serbulov A.V. Otsenka finansovogo obespecheniya byudzhetnoi samo-stoyatel’nosti munitsipal’nykh obrazovanii regiona / A.V. Serbulov, V.V. Gladun // Finansy i kredit. — 2009. — № 2. — S. 43-51.
8. Teoriya finansov: ucheb. posobie / N.E. Zayats, M.K. Fisenko, T.E. Bondar’ [i dr.]. — 2-e izd., stereotip. — Minsk: Vysh. shk., 1998. — 368 s.
9. Fedotov D.Yu. Osobennosti ispolneniya byudzhetov rossiiskikh regionov / D.Yu. Fedotov. — Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2011. — 364 s.
10. Fedotov D.Yu. Raspredelenie nalogovykh platezhei po urovnyam byudzhetnoi sistemy Rossii / D.Yu. Fedotov // Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. — 2011. — № 4. — S. 15-20.
11. Finansovyi menedzhment: ucheb. / pod red. G.B. Polyaka. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: YuNITI-DANA, 2008. — 527 s.
12. Finansy / V.M. Rodionova, Yu.Ya. Vavilov, L.I. Goncharenko [i dr.], pod red. V.M. Rodionovoi. — M.: Finansy i statistika, 1995. — 432 s.
13. Finansy: ucheb. / pod red. L.A. Drobozinoi. — M.: Finansy, YuNITI, 1999. — 527s.
14. Finansy: ucheb. posobie / pod red. A.M. Kovalevoi. — M.: Finansy i statistika, 1997. — 336 s.
Информация об авторе
Гриценко Софья Евгеньевна — аспирант, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Gritsenko Sofya Evgenyevna — post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].