Обмен опытом
3 =
ОБМЕН ОПЫТОМ
Договорные отношения с энергоснабжающей организацией. Оптимизация платежей за потребленные энергоресурсы. Коммерческий и технический учет электроэнергии. АСКУЭ. Измерительные средства
В.С. Иващенко,
преподаватель Московского института энергобезопасности и энергосбережения
В рамках прошедшего семинара были заслушаны доклады ведущих экспертов: Афанасьева В.Н. (МИЭЭ), Жихарева П.А. (РЭК г. Москвы), Иващенко В.С. (МИЭЭ), Лыкова А.И. (Мосэнергосбыт), Лебедевой Т.И. (РЭК г. Москвы), Райнина В.Е. (МЭИ).
Прошел уже год с момента вступления в действие "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных Правительством России. Главное, что было заложено в данном постановлении для потребителей - это наличие на рынке конкурирующих друг с другом энергоснабжающих организаций. Гарантирующий поставщик выполняет важную роль на розничном рынке: заключает договор с любым обратившимся потребителем, в том числе с теми, кто изначально заключил договор с другой энергоснабжающей организацией, но по каким-то причинам расторгнул договор.
Гарантирующие поставщики своим присутствием на розничном рынке в переходный период должны исключить ситуацию, при которой потребители останутся без действующих договоров на поставку электроэнергии в нужном объеме. Цена на электроэнергию у гарантирующего поставщика будет напрямую зависеть от соответствия планового и фактического объемов потребления электроэнергии. В случае превышения фактического объема над плановым гарантирующий поставщик будет вынужден закупать дополнительные объемы на "балансирующем рынке" по более дорогой цене, что напрямую отразиться на цене для конечного потребителя.
Создание альтернативной энергоснабжающей организации является трудоемкой и капиталоемкой
задачей. Оснащение всех точек учета средствами коммерческого учета электроэнергии и автоматизация сбора данных о потреблении обойдется в значительную сумму. Процедура создания энергоснабжающей организации и выхода ее на оптовый рынок законодательно прописана недостаточно четко, что также определяет сложность задачи.
Еще одним крупным достижением на пути реформирования электроэнергетики является Положение о лицензировании деятельности по продаже электроэнергии гражданам. Соответствующие лицензии должны получить все энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики, работающие с населением. Как это событие повысит надежность энергоснабжения того же населения, сказать сложно.
Выдача лицензий на деятельность по продаже электроэнергии населению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору поставлена в зависимость от сертификации электрической энергии по показателям качества, осуществляемой сетевыми организациями, владеющими сетевым хозяйством на законных основаниях.
Таким образом, вся система основывается на обязанности сетевой организации по сертификации электрической энергии, которая, будучи естественным монополистом в области услуг по передаче электроэнергии, получает неограниченное влияние на выбор энергосбытовой организации, работающей с гражданами, "присоединенными" к ее электрическим сетям, так как только от нее зависит то, кому предоставить сертификат, необходимый для получения лицензии. Очевидно, что это решение является абсолютно нерыночным и требует доработки.
навтаишияи
Энергобезопасность в документах и фактах
Большое внимание было уделено проблемам присоединения объектов нового строительства к электрическим сетям. В настоящее время на розничном рынке электроэнергии сложился устоявшийся регламент присоединения к сетям новых, реконструируемых и меняющих собственника электроустановок потребителей. Этот регламент функционировал достаточно продолжительное время, и потребность в законодательной базе привела к выходу правовых актов, устанавливающих жесткий порядок действий всех сторон, участвующих в процессе присоединения. На рис. 1 представлены организации, с которыми вступает во взаимодействие потребитель в процессе присоединения. Это сетевые компании, основным видом деятельности которых является оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение потребителей; органы исполнительной власти; органы по технологическому надзору; энергосбытовые организации. В данной статье приводится изложение основных положений принятых нормативных документов. В соответствии с [1] устанавливается определенная процедура технологического присоединения электроустановок к электрическим сетям для физических и юридических лиц (рис. 2). Каждый пункт данной процедуры является этапом, следующим строго по завершении предыдущего.
Рассмотрим подробно каждый из них. Заявка на технологическое присоединение подается потребите-
лем в сетевую организацию, к электрической сети которой планируется присоединение его электроустановки. В соответствии с [2] в заявке должны быть указаны наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес. К заявке должны быть приложены следующие документы:
• нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;
• правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);
• информация о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;
• информация о разрешенном использовании земельного участка;
• информация о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
• необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения;
• планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
Рис. 1. Взаимодействие потребителя с заинтересованными организациями при технологическом присоединении электроустановки
ИВИИИИИЕЯЙЙ
Обмен опытом
5 =
Рис. 2. Процедура технологического присоединения электроустановки
• планируемая величина необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).
Перечень приведенных сведений является исчерпывающим, и сетевая организация не вправе требовать от потребителя представления каких-либо иных данных. При отсутствии каких-либо необходимых документов из вышеприведенного списка сетевая организация должна в течение 6 рабочих дней уведомить об этом заявителя и в течение 14 рабочих дней с даты получения недостающих сведений обязана принять решение о выдаче технических условий или об отказе в их выдаче. При особо сложном характере присоединения срок рассмотрения заявки может быть увеличен до 90 дней по соглашению сторон. Заявитель в обязательном порядке должен быть проинформирован об увеличении этого срока и основаниях его изменения.
По истечении срока рассмотрения заявки сетевая организация направляет заказчику подписанный договор о подключении, технические условия на подключение (или мотивированный отказ в их выдаче).
В случае если органом местного самоуправления проводятся торги по продаже права собственности (аренды) на земельный участок, то он должен направить технические условия заинтересованным лицам не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения
о проведении строительства. Условия на подключение орган местного самоуправления должен получить в организации, эксплуатирующей сети, не позднее чем за 45 дней до принятия решения.
Технические условия выдаются на основании:
• анализа резерва генерируемых мощностей и пропускной способности сетей;
• анализа возможностей альтернативных вариантов подключения объекта;
• ранее выданных технических условий данной организации.
Отказ в выдаче технических условий возможен в следующих случаях:
• при отсутствии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающих передачу необходимой мощности;
• при отсутствии резерва генерируемой мощности.
В целях проверки обоснованности установления
сетевой организацией факта отсутствия технической возможности заявитель вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.
В случае если подключение возможно только к существующим сетям, принадлежащим потребителю (основному абоненту), то технические условия
навтаишияи
Энергобезопасность в документах и фактах
могут быть выданы этой организацией по согласованию с сетевой организацией. По взаимной договоренности сторон технические условия может разработать сетевая организация, а договор о технологическом присоединении может быть трехсторонним.
При смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться этими техническими условиями, уведомив организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, о смене правообладателя.
Технические условия являются неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение. В технических условиях должны быть указаны:
• схемы выдачи или приема мощности и точки присоединения к электрической сети (линии электропередачи или базовые подстанции);
• обоснованные требования по усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка компенсирующих устройств для обеспечения качества электроэнергии);
• расчетные значения токов короткого замыкания, требования к релейной защите, регулированию напряжения, противоаварийной автоматике, телемеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, а также к приборам учета электрической энергии и мощности в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами;
• требования по оснащению электростанций средствами противоаварийной автоматики для выдачи ее мощности и по оснащению потребителей устройствами противоаварий-ной автоматики;
• требования по оснащению устройствами, обеспечивающими участие электростанций или потребителя в автоматическом либо оперативном противоаварийном управлении мощностью в порядке оказания услуг в соответствии с отдельным договором;
• требования по оснащению устройствами, обеспечивающими участие электростанций в нормированном первичном регулировании частоты и во вторичном регулировании мощности в порядке оказания услуг в соответствии с отдельным договором.
Договор должен содержать следующие существенные условия:
• мероприятия по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению;
• выполнение технических условий;
• сроки выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению;
• размер платы за выполнение мероприятий по технологическому присоединению;
• ответственность сторон за выполнение условий договора;
• границы разграничения балансовой принадлежности.
Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
• разработку схемы электроснабжения;
• технический осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств уполномоченным органом государственной власти при участии представителей сетевой организации;
• подготовку и выдачу технических условий;
• выполнение технических условий (со стороны лица, энергопринимающее устройство которого присоединяется, и со стороны сетевой организации);
• фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети;
• проверку выполнения технических условий и составление акта о технологическом присоединении.
Перечень приведенных мероприятий по технологическому присоединению является исчерпывающим и навязывать заинтересованному в технологическом присоединении лицу услуги, не предусмотренные этим перечнем, запрещается.
В соответствии с выданными техническими условиями потребитель разрабатывает проектную документацию, причем отступления от условий подключения, необходимость которых выявлена в процессе проектирования, подлежат обязательному согласованию с сетевой организацией. В случае превышения срока действия технических условий в ходе строительства объекта указанный срок продлевается по согласованию сторон.
После выполнения потребителем технических условий сетевая организация выдает ему разрешение на присоединение мощности. Работы по присоединению могут осуществляться сетевой компанией на основании отдельного договора. До присоединения к сети потребитель должен получить акт допуска в эксплуатацию на электроустановку в местном органе Ростехнадзора и заключить договор электроснабжения с энергосбытовой организацией. Для этого потребителю необходимо будет обеспечить доступ представителям сетевой компании к своему объекту для проверки выполнения технических условий и организовать в установленном порядке учет электрической энергии.
После выполнения технологического присоединения потребитель и сетевая организация подписывают акт о технологическом присоединении.
Литература
1. Постановление Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 г.
2. Постановление Правительства РФ № 83 от 13 февраля 2006 г.
3. Энергорынок. 2007. № 9.
4. Постановление Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 г.
ИЯШИИНЕЯЙЙ