Договорные отношения при совместном и смешанном финансировании разработок
Contractual relationship on joint and mix development funding
Иванисов Владимир Юрьевич, кандидат экономических наук, начальник управления филиала ОАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого», Москва Vladimir Y. Ivanisov the head of Planning-Economic department of the JSC Sukhoi Design Bureau branch of JSC Sukhoi Company Moscow e-mail: [email protected]
Аннотация
Предметом данной статьи являются договорные отношения при создании продукта разработки за счет совместного / смешанного финансирования и правовое пространство построения договорной системы управления разработками при совместном / смешанном финансировании разработок. Отмечено, что такие отношения не урегулированы действующим законодательством. В статье показано, что лица, финансирующие разработку в целом, имеют статус заказчиков разработки и равные права собственности на результаты разработки, притом, что ограничения, налагаемые ими на владение, пользование и распоряжение результатами разработки, зависят от размеров финансирования ими общей разработки. Предложено выстраивать договорные отношения при создании продукта разработки за счет
совместного / смешанного финансирования в специальном правовом пространстве разработок (НИОКР).
Abstract
This article subject is contract relation on developing the product by joint / mix funding and legal area of the development management contract system on joint / mix development funding. It is mentioned that these relations are not regulated by the current legislation. The article shows that the entities funding the development in general has the customer status and equal rights for the results of the development besides the limitations they put on possession, usage and disposition of the development results depend on their fund size. Contract relations on developing the product are advised to be built at the expense of joint / mix funding in the special legal area of research and advanced development.
Ключевые слова: совместное / смешанное финансирование разработок, равные права собственности на продукт разработки, неравные ограничения на владение, пользование и распоряжение продуктом разработки, правовое пространство подряда, правовое пространство НИОКР.
Keywords: joint / mix development funding, equal rights on the development product ownership, unequal possession, usage and disposition limitation, legal area of work and labour, legal area of research and advanced development.
Введение. Предмет статьи.
Предметом настоящей статьи являются договорные отношения при создании продукта разработки за счет совместного / смешанного финансирования и правовое пространство построения договорной системы управления разработками при совместном / смешанном финансировании разработок.
Актуальность статьи связана с тем, что, что особенности формирования договорных отношений при создании продукта разработки за счет
совместного / смешанного финансирования не нашли отражения в действующем законодательстве. В соответствии с действующим законодательством, договорная система управления разработкой при совместном / смешанном финансировании должна так же, как и в случае финансирования разработки одним лицом («генеральным заказчиком»), строиться в правовом пространстве подрядных отношений [1, 2].
В данной статье мы определим статус лиц, финансирующих разработку при совместном / смешанном финансировании, в договорной системе управления разработкой, порядок построения договорной системы управления разработкой при совместном / смешанном финансировании и правовое пространство, в котором может быть реализован такой порядок.
Право собственности лиц, финансирующих разработку при совместном / смешанном финансировании, на продукт разработки.
Лица, финансирующие разработку при совместном / смешанном финансировании, подразделяются на три группы:
- группу лиц, финансирующих разработку в целом и не участвующих в разработке (внешние общие источники финансирования),
- группу лиц, финансирующих разработку в целом и участвующих в разработке (внутренние общие источники финансирования),
- группу лиц, финансирующих свою часть общей разработки, включая работы кооперированных предприятий (внутренние частные источники финансирования).
Определим право собственности лиц, финансирующих разработку при совместном / смешанном финансировании, на продукт разработки.
Для решения этого вопроса будем исходить из аксиомы товарно-денежных отношений, состоящей в том, что продукт принадлежит тому, кто профинансировал его изготовление в размере цены продукта. Значит, продукт разработки принадлежит тому, кто оплатил его создание.
Из этой аксиомы вытекает следствие: организации (предприятия), профинансировавшие создание продукта разработки, имеют равное
отношение к присвоению продукта разработки в целом, т.е. являются его совместными собственниками по факту финансирования разработки вне зависимости от размеров финансирования. При этом следует признать и наличие серьезного противоречия между равенством в присвоении продукта разработки теми, кто профинансировал его создание, и неравенством размеров финансирования по каждому из источников.
Разрешение противоречия между равенством в присвоении продукта разработки при совместном / смешанном финансировании и неравенством в размерах финансирования.
Для разрешения этого противоречия примем, прежде всего, что документация на объект разработки, являясь продуктом разработки, имеет информационный характер, т.е. продукт разработки, рассматриваемый в целом по всей научно-производственной кооперации разработки, является информацией об объекте разработки, которая предназначена для предприятий - изготовителей объекта разработки и его составных частей.
Учтем, также, что документация на объект разработки не отчуждается физически от предприятий - разработчиков после того, как разработка завершена, в т.ч. заказчику разработки и при передаче документации предприятиям - изготовителям (документация передается изготовителям в копиях). Тем самым документация на объект разработки распределена между предприятиями - разработчиками. В отношении документации на объект разработки предприятия - разработчики осуществляют:
- владение (поскольку документация физически находится (хранится) у них),
- пользование (поскольку они могут использовать содержащиеся в ней технические решения для собственных нужд),
-распоряжение (поскольку они могут и обязаны вносить в находящуюся у них документацию изменения по результатам изготовления и испытаний опытных образцов, соответствующих этой документации).
Основываясь на положениях, изложенных выше, можно утверждать, что при совместном / смешанном финансировании продукт разработки также распределен между его разработчиками по принадлежности разработки. Вместе с тем в ряде случаев совместного/смешанного финансирования разработок отдельные предприятия структуры кооперации разработки являются одновременно и собственниками продукта разработки.
Предприятия-разработчики владеют, пользуются и распоряжаются документацией, которую они разработали на конкретный объект разработки за счет финансовых средств, вложенных в разработку. Тем самым они владеют, пользуются и распоряжаются документацией, у которой есть собственник (группа собственников). Но неограниченная реализация отношений владения, пользования и распоряжения документацией каждым предприятием-разработчиком может войти в противоречие с отношениями собственности на документацию, субъектами которых являются лица, оплатившие разработку документации. Основываясь на аксиоме товарно-денежных отношений, можно утверждать, что эти лица финансировали разработку документации с целью приобретения себе «блага» в форме разработанной продукции или самой документации. Поэтому лица, оплатившие документацию, должны налагать ограничения на владение, пользование и распоряжение документацией, доставляющие «благо» не им, а третьим лицам.
Вместе с тем следует учитывать, что продукт разработки, хотя и создается по частям, но, будучи созданным, является единым информационным продуктом, поскольку это единство предопределяется:
а) наличием единого технического задания (ТЗ) на объект разработки,
б) наличием множества физических, энергетических и информационных связей, объединяющих разрабатываемые по отдельности составные части объекта разработки в единый объект разработки,
в) необходимостью прохождения каждой составной частью объекта разработки натурной апробации в составе объекта разработки (а не
автономно) на соответствие требованиям ТЗ к объекту разработки в целом, что обеспечивает полноту нового знания о каждой составной части объекта разработки и увязывает эти новые знания в единый информационный продукт разработки,
г) неизбежной непригодностью объекта разработки в целом для серийного (промышленного) производства на предприятиях-изготовителях, если из продукта его разработки исключить любую составную часть.
Мы полагаем, что в этом состоит принцип информационного единства продукта разработки.
Ранее нами было указано, что отношения владения, пользования и распоряжения продуктом разработки, распределенным между предприятиями-разработчиками, реализуются этими предприятиями в условиях ограничений, налагаемых собственником продукта разработки. Но тогда источниками подобных ограничений являются все предприятия (организации), профинансировавшие разработку, в том числе и предприятия-разработчики, профинансировавшие целевым назначением ее отдельные составные части.
Основываясь на принципе информационного единства продукта разработки, мы вправе утверждать, что в рамках единого продукта разработки нет составных частей, собственность на которые может быть отграничена от собственности на другие составные части и отнесена к конкретному собственнику. Это означает, что конкретное лицо, профинансировавшее конкретную часть разработки, не может изъять из разработки профинансированную им часть и, тем самым, выйти из-под общего для данной разработки порядка наложения лицами, профинансировавшими разработку, ограничений на владение, пользование и распоряжение единым продуктом разработки.
Для разрешения сформулированного нами противоречия мы утверждаем, что равенство отношений собственности на продукт разработки при совместном / смешанном финансировании разработки существует в
единстве с неравенством ограничений, налагаемых каждым из собственников продукта разработки на отношения владения, пользования и распоряжения продуктом разработки.
Иначе говоря, каждый из собственников продукта разработки налагает ограничения на отношения владения, пользования и распоряжения продуктом разработки, но области действия ограничений, налагаемых каждым из собственников, должны быть различными.
Все предприятия (организации), профинансировавшие разработку, являются в равной мере собственниками продукта разработки. Различными являются только размеры финансирования, выделенные на разработку каждым из собственников продукта разработки и направления разработки, профинансированные выделенными средствами. На этом основании мы вправе утверждать, что области действия ограничений, налагаемых каждым из собственников на отношения владения, пользования и распоряжения продуктом разработки определяются размерами финансирования разработки каждым из собственников продукта разработки и направлениями разработки, которые профинансированы выделенными средствами.
Следует ли считать собственником продукта разработки организацию, которая выдала ТЗ на разработку, но, при этом, ее не финансировала? На первый взгляд - можно, поскольку эта организация наделила предприятия -разработчики исходным интеллектуальным ресурсом для разработки, оформленным как ТЗ. Однако данное утверждение неверно, поскольку, как нами было указано ранее, ТЗ является всего лишь исходным знанием, необходимым (но далеко не достаточным) для проведения разработки. При этом ТЗ не участвует в товарно-денежных отношениях по поводу присвоения продукта разработки, поскольку продукт разработки создается (а, значит, и присваивается) за деньги, направленные на его создание, но никак не потому, что на него было выдано ТЗ.
В настоящее время вопрос о совместной собственности на продукт разработки не нашел отражения в нормативных и нормативно-методических
документах, по крайней мере - в отношении продукта разработки, созданного за счет смешанного бюджетно-внебюджетного финансирования. По-видимому, предполагается, что в рамках общих правил урегулирования взаимоотношений совместной собственности, должно быть подписано соглашение совместных собственников продукта разработки, констатирующее факт совместной собственности и определяющее области действия ограничений, налагаемых каждым из собственников на отношения владения, пользования и распоряжения продуктом разработки (т.н. регламент совладения). Однако нормативные правила урегулирования подобных отношений в правовом пространстве подряда отсутствуют.
Договорный статус лиц, финансирующих разработку.
Основываясь на:
- принципе информационного единства продукта разработки,
- аксиоме товарно-денежных отношений,
и проводя аналогию со случаем финансирования разработки из одного источника финансирования, мы приходим к выводу, что в правовом пространстве подрядных отношений все лица, финансирующие разработку в целом, взятые в совокупности, вне зависимости от участия этих лиц в разработке, являются генеральным заказчиком разработки при совместном / смешанном финансировании.
В отношении лиц, образующих внутренние частные источники финансирования разработки, можно утверждать, что они являются только участниками разработки, даже если в рамках договорной системы управления конкретной разработкой они формально не получают прямого финансирования своих работ. Данное утверждение обосновывается следующими соображениями:
1) если в рамках договорной системы управления конкретной разработкой они получают прямое финансирование своих работ, то они получают его как участники разработки в размерах, которые они обосновали перед головным
разработчиком как координатором разработки с учетом финансирования своей части разработки своими средствами,
2) если в рамках договорной системы управления конкретной разработкой они формально не получают прямого финансирования своих работ, то их работы, косвенно финансируются средствами совокупного генерального заказчика при проведении испытаний разработанных ими составных частей объекта разработки в составе объекта.
Дадим необходимые пояснения.
Документация на объект разработки и его составные части может быть утверждена для серийного (промышленного) производства только по результатам испытаний объекта разработки. Для того чтобы составная часть объекта разработки была полностью разработана за счет внутреннего частного источника финансирования необходимо полностью оплатить из этого источника стоимость испытаний данной составной части объекта разработки на опытном образце объекта. Как правило, на практике такая форма финансирования испытаний составных частей объекта разработки не применяется (особенно в случаях высокой функциональной насыщенности объекта разработки и его составных частей) по причине высокой стоимости испытаний. Но если испытания составной части объекта не оплачиваются за счет внутреннего частного источника финансирования, то из этого следует, что они оплачены средствами совокупного генерального заказчика разработки. Таким образом, предприятие - разработчик составной части объекта, вложившее в разработку составной части объекта свои средства, получает средства на завершение разработки данной составной части от совокупного генерального заказчика.
Если все же разработчик составной части объекта разработки полностью оплатил создание этой составной части своими средствами, то такая составная часть является готовым комплектующим изделием и приобретается как готовое изделие у поставщика, а не как опытное изделие, предоставляемое его разработчиком.
Проводя дальнейшую аналогию с разработкой, финансируемой одним генеральным заказчиком, можно утверждать, что совокупный генеральный заказчик при совместном / смешанном финансировании разработки должен заключить с головным разработчиком единый договор на проведение разработки в целом в правовом пространстве подрядных отношений, которое, по действующему законодательству, является правовым пространством договоров на разработки. Теоретически такой договор должен объединить в себе все финансовые средства, направляемые на разработку. Такой договор должен быть многосторонним, что, строго говоря, не запрещено действующим законодательством. Сторонами договора в этом случае будут заказчики («Заказчик 1», «Заказчик 2» и т.д.) головной разработчик (сторона «Исполнитель»). Однако на практике заключение и исполнение такого договора встретит следующие существенные затруднения:
а) статья 769 ГК РФ предусматривает только одного заказчика разработки, как заказчика подрядных работ
б) источником финансирования разработки может быть «Исполнитель» по договору (головной разработчик), что сразу делает договор ничтожным (согласно статье 413 ГК РФ «обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице»),
в) любые изменения условий такого договора должны быть согласованы всеми сторонами договора, а это:
- достаточно сложно юридически и технически, что недопустимо в условиях дефицита времени на внесение изменений в договор,
- вынужденно раскрывает другим «Заказчикам» по договору тайну коммерческих отношений «Исполнителя» с тем «Заказчиком», интересы которого затрагивают вносимые изменения, что недопустимо по соображениям деловой этики и по форме договора (договор заключен в правовом пространстве подрядных отношений, а не отношений полного товарищества).
Поэтому в правовом пространстве подрядных отношений при совместном / смешанном финансировании разработки единый договор совокупного генерального заказчика разработки с головным разработчиком должен быть заключен, как минимум, в виде совокупности договоров на проведение разработки по единому ТЗ между каждым внешним общим источником финансирования разработки и головным разработчиком. Этот вывод был сделан нами в [3] как предложение, подтвержденное последующей практической апробацией. Однако, такой порядок установления договорных отношений на единую разработку не предусмотрен правовым пространством подряда.
Практика совместного / смешанного финансирования разработок через совокупность договоров с внешними источниками финансирования показывает, что документом, эффективно координирующим проведение таких разработок, является разделительная ведомость исполнения разработки.
Наши предшествующие рассуждения, требования статьи 769 ГК РФ, наделение головного разработчика функцией координации разработки в целом и предложенная нами выше логика построения договорных отношений в правовом пространстве подряда при совместном / смешанном финансировании разработок приводят нас к выводу, что любой участник разработки, являющийся внутренним общим источником финансирования разработки, также должен финансировать разработку путем заключения договора по статье 769 ГК РФ с головным разработчиком. Иначе говоря, такой участник разработки должен быть наделен еще и статусом ее генерального заказчика. Таким образом, при совместном / смешанном финансировании разработки головной разработчик должен оформить в правовом пространстве подрядных отношений договоры на проведение разработки по единому ТЗ со всеми общими источниками финансирования разработки. Этих договоры, взятые в совокупности, охватывают все общее финансирование разработки, но не включают в себя ее внутреннее частное
финансирование. Координация составляющих работ разработки в привязке к полному объему ее финансирования из общих и частных источников, опять-таки, должна осуществляться только по этапам разделительной ведомости исполнения разработки.
По сути дела мы впервые сформулировали основной принцип построения и структурирования договорной системы управления разработками для наиболее общего случая совместного / смешанного общего финансирования разработки с привлечением финансовых средств ее участников.
Между тем, применение в рамках единой разработки к одному и тому же лицу статусов генерального заказчика разработки и одновременно ее участника, может показаться, на первый взгляд, весьма противоречивым. Однако, это совсем не так. Любой участник разработки будет финансировать разработку в целом только при одном условии: он становится собственником продукта разработки наряду с лицами, осуществляющими внешнее общее финансирование разработки. Поэтому финансовые средства, выделенные им головному разработчику на общее финансирование разработки, должны быть направлены головным разработчиком на финансирование работ других участников разработки. В свою очередь работы, выполняемые таким участником разработки и предприятиями его кооперации, должны финансироваться головным разработчиком из другого источника финансирования. Тем самым, такой участник разработки является одновременно ее генеральным заказчиком и ее соисполнителем.
Здесь может последовать еще целый ряд возражений.
Возражение первое. Финансовые средства из всех источников финансирования единой разработки можно объединить в договоре о совместной деятельности с передачей головному разработчику прав целевого распоряжения финансовыми средствами совместной деятельности.
Данное возражение опровергается тем, что:
а) в совместной деятельности не могут участвовать бюджетные средства,
б) вопросы целевого финансирования из средств совместной деятельности работ организации, которая одновременно является участником совместной деятельности, практически не имеют нормативной проработки,
в то время, как наше предложение позволяет осуществить целевое объединение бюджетных и внебюджетных средств источников внешнего финансирования разработки и внебюджетных средств ее участников.
Возражение второе. Предприятие-разработчик, являясь участником разработки и финансируя работы других ее участников, не связанных с ним технологически, не имеет возможности образовать нематериальный актив на базе профинансированной им части общей разработки, поскольку не сможет амортизировать такой нематериальный актив в собственном производстве. Это означает, что он не сможет вернуть в виде амортизационных отчислений собственные средства, затраченные на общее финансирование разработки,
Данное возражение следует признать справедливым. Вместе с тем, следует отметить, что решение об общем финансировании разработки принимается ее конкретным участником добровольно, если этот участник разработки, финансируя разработку в целом, видит свою выгоду в приобретении права получения дохода от гражданского оборота результатов разработки в целом.
Выводы.
Договорная система управления разработками при совместном / смешанном финансировании должна строиться, согласно требованиям действующего законодательства, в правовом пространстве подрядных отношений.
Вместе с тем, особенности построения договорных отношений, особенности отношений собственности при совместном / смешанном финансировании разработок, в т.ч. особенности отражения этих отношений в бухгалтерском учете, не нашли отражения в действующем законодательстве о разработках, построенном на основе подрядных отношений. Поэтому мы
считаем, что выстроить договорную систему управления разработками при совместном / смешанном финансировании на единой нормативной основе с учетом специфики продукта разработки как информационного продукта невозможно в правовом пространстве подрядных отношений. Но тогда для этих целей должно быть организовано специальное правовое пространство НИОКР, в котором должны быть учтены особенности выполнения НИОКР при совместном / смешанном финансировании.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Амангельды А. Договоры по созданию объектов интеллектуальной собственности в системе гражданско-правовых договоров. «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность». №6, июнь 2013г.
3. Иванисов В. Ю. Метод совместного финансирования НИОКР в авиационной промышленности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Московский авиационный институт (технический университет). М. 2008г.
Список литературы (аллитерация)