Научная статья на тему 'Договорное регулирование подрядных правоотношений в советский период'

Договорное регулирование подрядных правоотношений в советский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1010
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООТНОШЕНИЯ / ДОГОВОР / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ПОДРЯД / КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЧАСТНОЕ ПРАВО / ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / LEGAL RELATIONS / TREATY / SOVIET GOVERNMENT / IN A ROW / CAPITAL CONSTRUCTION / PRIVATE LAW / HISTORY OF STATE AND LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пономарев Дмитрий Александрович

В статье показана эволюция общесоюзного законодательства по вопросам договора подряда на капитальное строительство от первого Положения о государственных подрядах и поставках до военного Постановления СНК СССР от 29 сентября 1943 г. «Об образовании Комитета по делам архитектуры при СНК СССР».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article is shown the evolution of the all-Union legislation on works contract on capital construction from the first Regulations on the state contracts and deliveries to the military Decree SNK the USSR from September 29, 1943, “On education of the Committee on architectural Affairs at SNK of the USSR”.

Текст научной работы на тему «Договорное регулирование подрядных правоотношений в советский период»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО;

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

& & &

ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПОДРЯДНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

ПОНОМАРЕВ Дмитрий Александрович

Аннотация. В статье показана эволюция общесоюзного законодательства по вопросам договора подряда на капитальное строительство от первого Положения о государственных подрядах и поставках до военного Постановления СНК СССР от 29 сентября 1943 г. «Об образовании Комитета по делам архитектуры при СНК СССР».

Annotation. In the article is shown the evolution of the all-Union legislation on works contract on capital construction from the first Regulations on the state contracts and deliveries to the military Decree SNK the USSR from September 29, 1943, "On education of the Committee on architectural Affairs at SNK of the USSR".

Ключевые слова: правоотношения, договор, советская власть, подряд, капитальное строительство, частное право, история государства и права.

Keywords: legal relations, the treaty, the Soviet government, in a row, capital construction, private law, history of state and law.

Кардинальное реформирование гражданско-правовых отношений за последние десятилетия предопределило необходимость пересмотра правового регулирования договорных отношений, занимающих немаловажное место в гражданском законодательстве. Подобные нормативные правовые акты предусмотрели такие разновидности договора подряда, как договор строительного подряда и подрядные работы для государственных нужд, положив тем самым начало совершенно иному гражданско-правовому регулированию подрядных правоотношений в России.

С образованием СССР возникла необходимость в общесоюзном законодательстве по вопросам договора подряда. Постановлением Центрального исполнительного комитета (далее -ЦИК) и Совета народных комиссаров (далее -СНК) СССР от 27 июля 1923 г. было утверждено Положение о государственных подрядах и по-ставках1, служившее делу укрепления государ-

1 Положение о государственных подрядах и поставках // Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР. 1923. № 3. Ст. 54.

ственных подрядных организаций, ограничению деятельности частных подрядчиков и устанавливало нормы, реализация которых способствовала «победе социализма над капитализмом» и создавала условия для «наступления на частно-хозяйственный капитал».

Вопросы договора подряда на капитальное строительство, разрешенные Положением о государственных подрядах и поставках, подробной регламентации не получили, хотя законодательные акты, регулирующие отдельные вопросы договора подряда на капитальное строительство, были приняты. В частности, Декрет СНК РСФСР от 1 августа 1924 г. рассматривал договоры для постройки и эксплуатации электрических станций местного значения товариществами по электроснабжению с ограниченной ответственностью2; Декрет СНК РСФСР от 24 апреля 1924 г. устанавливал

2 Декрет СНК РСФСР от 1 августа 1924 г. // Собрание уза-

конений и распоряжений рабочего и крестьянского правительст-

ва (далее - СУ). 1924. № 80. Ст. 799.

порядок утверждения проектов по промышленному строительству в части охраны труда3.

Статья 2 Положения о государственных промышленных трестах4, изданного 29 июня 1927 г., закрепляла действия треста на началах коммерческого расчета в соответствии с плановым заданием. В новом Положении о государственных подрядах и поставках5, утвержденных ЦИК и СНК СССР 11 мая 1927 г., обязанность подрядчика представлять заказчику окончательный счет и исполнительную смету впервые получила законодательное закрепление. Заказчик был обязан составлять и предъявлять подрядчику помимо приемочного акта и окончательный расчет.

Был издан ряд актов, регулирующих вопросы капитального строительства. В частности, Высший совет народного хозяйства (далее -ВСНХ) приказом от 23 июля 1925 г. № 1056 утвердил Нормальный договор на строительные работы, который в обязательном порядке должен был применяться подведомственными хозорганами при заключении подрядного договора на капитальное строительство, а 24 января 1927 г. приказом № 371 - новый Нормальный договор на строительные работы6, который детально закрепил права и обязанности сторон при заключении подрядного договора.

Это были первые попытки установления типовых подрядных договоров на строительство. В 1920-е гг. законодательством настойчиво подчеркивалось принципиальное положение планового характера строительства. Если стоимость строительства превышала определенный лимит, оно не могло производиться без утвержденного проекта. На это обращалось внимание в постановлениях Совета труда и обороны (далее - СТО) от 17 февраля 1926 г. «О сметах на строительные работы, производимые государственными, общественными и кооператив-

7

ными учреждениями и предприятиями» , и от

3 Декрет СНК РСФСР от 24 апреля 1924 г. // СУ. 1924. № 49. Ст. 458.

4 Положение о государственных промышленных трестах // Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Союза Советских Социалистических Республик (далее -СЗ СССР). 1927. № 39. Ст. 392.

5 Положение о государственных подрядах и поставках, утв. ЦИК и СНК СССР 11 мая 1927 г. // Там же. 1927. № 28. Ст. 292.

6 Сборник приказов Высшего совета народного хозяйства (далее - ВСНХ). 1927. № 8.

7 Постановление Совета труда и обороны (далее - СТО) от 17 февраля 1926 г. «О сметах на строительные работы, производимые государственными, общественными и кооперативными учреждениями и предприятиями» // СЗ СССР. 1926. № 13. Ст. 97.

24 мая 1926 г. «Об утверждении проектов промышленного строительства»8, в Постановлении СНК СССР от 23 января 1925 г. «О порядке утверждения проектов строительства электростан-ций»9. Был ограничен круг государственных организаций, получавших право открыть строительные конторы10. Государственные строительные организации могли образовываться или в виде государственных строительных предприятий на правах треста, или в виде акционерных строительных обществ с преобладанием государственного капитала, или в виде строительных товариществ с ограниченной ответственностью. При этом подчеркивалась необходимость перевода предприятий на хозрасчет, который рассматривался как вполне себя оправдавший и должный явиться основным методом управления социалистическими предприятиями11.

Детальное регламентирование подрядные правоотношения получили 23 июля 1925 г. с введением в действие утвержденного 14 марта 1925 г. ВСНХ СССР Нормального подрядного договора на строительные работы12. С этого времени договор строительного подряда, заключаемый между социалистическими организациями, регулировался типовыми договорами на производство строительных работ13. Однако типовые договоры, специально предназначенные для регламентирования строительного подряда в социалистическом секторе народного хозяйства, отличались от соответствующих норм ГК и Положения о государственных подрядах и поставках по особенностям заключения договора между социалистическими организациями. Если в ГК и Положении о государственных подрядах и поставках акцент делался на усиленной защите интересов заказчика, содействовавшей хозяйственному укреплению государственных органов и вытеснению частнокапиталистиче-

8 Постановление от 24 мая 1926 г. «Об утверждении проектов промышленного строительства» // СЗ СССР. 1926. № 47. Ст. 341.

9 Постановление СНК СССР от 23 января 1925 г. «О порядке утверждения проектов строительства электростанций» // Там же. 1925. № 9. Ст. 79.

10 СЗ СССР. 1926. № 2. Ст. 197.

11 О Постановлении ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. «О реорганизации управления промышленностью» см.: Поскребышев А. Директивы ВКП(б) по хозяйственным вопросам. М., 1931. С. 642.

12 Сборник постановлений и приказов по промышленности. 1925. № 20. Июль.

13 Утверждались в 1925, 1927, 1928, 1929, 1931, 1933 гг. С 1934 г. утверждались отдельно для каждого ведомства.

ских элементов из гражданского оборота, то типовые договоры строились на принципе

14

равноправия сторон .

В конце 1920-х гг. интерес к строительному подряду в СССР приобрел особую актуальность, прежде всего в связи с тем, что очевидной стала невозможность решения без него крупнейших хозяйственных задач, поставленных органами советской власти. Все большее значение придавалось специализированным государственным строительным предприяти-ям15, планированию капитального строительства. Наличие проекта и сметы стало необходимым условием заключения договора подряда, который таким образом приобретал черты плановой сделки.

Особое значение для распространения подрядного способа строительства и развития договорных отношений в этой области имели постановления СНК СССР, которые признали необходимым улучшение планирования строи-тельства16, установление разграничения ответственности за качество работ между проект-

17

ными и строительными организациями , укрепление и внедрение хозрасчета18.

Проведение кредитной реформы в 19301931 гг. вызвало необходимость изменения системы финансирования капитального строительства. Особенностью строительного подряда стало участие банка во взаимоотношениях контрагентов. Постановление СТО от 9 июня 1931 г. «Об изменениях в системе финансирования капитального строительства и промыш-ленности»19, приказы ВСНХ и Народного комиссариата снабжения СССР20 установили формы контроля банка долгосрочного кредитования за расходованием средств, отпущенных на строительство. Банку было дано право

14 Басин Ю.Г. Договор подряда по капитальному строительству в советском гражданском праве : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1954. С. 242.

15 СЗ СССР. 1928. № 33. Ст. 297.

16 Там же ; Наше строительство. 1930. № 3/4. С. 95.

17 Басин Ю.Г. Договор подряда по капитальному строительству в советском гражданском праве. С. 242.

18 Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930 г. «О кредитной реформе» (СЗ СССР. 1930. № 8. Ст. 98) и Постановление СНК СССР от 20 марта 1931 г. «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозрасчета во всех хозорганах» устанавливали новую систему кредитования и хозрасчетного метода ведения хозяйства (СЗ СССР. 1931. № 18. Ст. 166).

19 Постановление СТО от 9 июня 1931 г. «Об изменениях в системе финансирования капитального строительства и промышленности» // Наше строительство. 1931. № 15. С. 619.

20 Бюллетень финансового и хозяйственного законода-

тельства. 1931. № 8. С. 21; № 24. С. 14.

приостанавливать финансирование бесплановых и беспроектных строек. Банковский контроль регулировался и Постановлением СНК СССР от 27 апреля 1933 г. № 817 «О порядке контроля, осуществляемого банками долгосрочных вложений при финансировании капитального строительства»21.

Влияние на улучшение системы финансирования капитального строительства оказало преобразование отраслевых банков в специальные банки долгосрочных вложений, которое было произведено согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. «Об организации специальных банков долгосрочных вло-22

жений» .

Преобразования отраслевых банков в специальные банки долгосрочных вложений явилось назревшей необходимостью «в соответствии с осуществлением социалистической реконструкции всего народного хозяйства и интересами быстро развертывающегося капитального строительства, требующего специализированной... организации финансирования с обеспечением при этом единства в кредитной системе, контроля за установленным целевым использованием отпускаемых на капитальное строительство государственных средств, внедрения хозрасчета на стройках и удешевления

23

строительства» .

Строгой регламентации подвергся и вопрос приемки готовых объектов от подрядчиков и приемки от заказчика в эксплуатацию законченных строительством объектов. Был установлен порядок приемки новостроек, способствовавший «поднятию ответственности за произведенные работы и обеспечению общегосударственных интересов в деле развертыва-

24

ния нового строительства» .

21 Постановление СНК СССР от 27 апреля 1933 г. № 817 «О порядке контроля, осуществляемого банками долгосрочных вложений при финансировании капитального строительства» // Там же. 1933. № 23. Ст. 169.

22 Постановление ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. «Об организации специальных банков долгосрочных вложений» // СЗ СССР. 1932. № 31. Ст. 191.

23 Там же.

24 См.: постановления СНК СССР от 1 октября 1931 г. «О порядке приемки новых предприятий» (СЗ СССР. 1931. № 63. Ст. 412), от 17 августа 1932 г. «О порядке приемки вновь выстроенных предприятий и сооружений и разрешении их пуска в эксплуатацию» (Там же. 1932. № 63. Ст. 37); от 23 октября 1934 г. «О порядке утверждения титульных списков в строительстве» (Там же. 1934. № 54. Ст. 414), Постановление СТО от 23 марта 1935 г. «О работе правительственных комиссий по приемке новостроек» (Сборник директивных и инструктивных материалов к заключению и исполнению договоров в строительстве / сост. И.М. Диковский. М. : Стройвоенмориздат, 1948. С. 201).

Постановление СТО от 27 апреля 1933 г. «Об освобождении плановых органов от оперативных функций в области регулирования и технического нормирования строительства» освободило Госплан СССР от оперативных функций в области регулирования строительства. В связи с этим с 1934 г. обязательный для всех хозорганов типовой договор, утверждаемый Госпланом, перестал издаваться25.

Нормативные правовые акты конца 1930-х гг. регламентировали случаи, цели,

размеры затрат по внеплановому капитально-

26

му строительству , устанавливали, чьим распоряжением и в какой сметной стоимости допускалось внеплановое капитальное строительство, а также место хранения средств, предназначенных для внепланового капиталь-

27

ного строительства .

В целях упорядочения взаимоотношений заказчика с различными подрядными организациями ВСНХ СССР установил правило: по каждому сверхлимитному строительству управление директора строящегося предприятия должно заключить подрядный договор с одной наиболее крупной строительной организацией -генеральным подрядчиком, а генеральный подрядчик в свою очередь заключает договоры субподряда с другими строительными организациями, привлеченными на данную стройку. На генерального подрядчика возлагалось осуществление «общей увязки деятельности всех строительных организаций, работающих на площадке»28. Таким образом, в строительно-монтажном производстве возникла новая форма договорных связей, система так называемого генерального подряда, основные принципы ко-

29

торой получили законодательное закрепление .

Введение системы генерального и годового договоров изменило характер генерального договора и сказалось на юридической природе годового договора. Ранее, до 1933 г., стороны ежегодно лишь уточняли генеральный договор в отношении объема годового задания и его стоимости в соответствии с годовыми титула-

25 Постановление СТО от 27 апреля 1933 г. «Об освобождении плановых органов от оперативных функций в области регулирования и технического нормирования строительства» // СЗ СССР. 1933. № 28. Ст. 173.

26 СЗ СССР. 1934. № 13. Ст. 105; 1935. № 49. Ст. 417.

27 Там же. 1936. № 48. Ст. 405.

28 Приказ ВСНХ СССР от 30 мая 1932 г. № 325 // Наше строительство. 1931. № 11-12. С. 465.

29 Ткач А.П. Договор строительного подряда по советско-

му гражданскому праву : дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1953.

С. 151.

ми. Однако «с правовой точки зрения, - отмечал Б. Патушинский, - ежегодные уточнения

30

являлись дополнительными соглашениями» . С установлением системы генерального и годовых договоров последние из дополнительных соглашений превратились в самостоятельные договоры.

В связи с этим в научной литературе возникла дискуссия: моментом установления системы двойных договоров (генерального и годовых) одни ученые считали Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1936 г.31, другие - Постановление СНК от 26 февраля 1938 г.32 Дискуссионность вопроса, по мнению А.П. Ткача, была связана прежде всего с неразработанностью в юридической литературе вопросов истории развития договорных

33

отношений строительного подряда .

Новый этап в развитии законодательства о подрядных правоотношениях был связан с Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР от 11 февраля 1936 г. «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строи-

34

тельства» , в котором провозглашался «переход на подрядный способ ведения строительных работ». Признавалось, что указанный способ «наилучшим образом обеспечивает создание и дальнейший рост строительной индустрии, опирающейся на передовую технику и постоянные строительные кадры». С этой целью учреждались строительные тресты, которые были призваны заменить собой существовавшие на промышленных предприятиях строительные подразделения.

В изменившихся условиях остро стала ощущаться потребность в разработке кодифицированных актов, развивающих принципы, закрепленные в Постановлении ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР от 11 февраля 1936 г., СНК СССР от 26 февраля 1938 г. «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства». В связи с этим

30 Патушинский Б. Система договорных связей в капитальном строительстве // Арбитраж. 1939. № 6. С. 23.

31 История советского гражданского права / Д.М. Генкин, И.Б. Новицкий, Н.В. Рабинович. М., 1949. С. 363.

32 Советское гражданское право : в 2 т. / под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. Т. 2. С. 137 ; Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М., 1950. С. 175 ; Патушинский Б. Система договорных связей в капитальном строительстве. С. 25.

33 Ткач А.П. Договор строительного подряда по советскому гражданскому праву. С. 152.

34 Постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР от 11 февраля 1936 г. «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства» // СЗ СССР. 1936. № 9. Ст. 70.

были разработаны и утверждены Правила о договорах подряда на капитальное строительство и Правила финансирования строительства Промышленным банком35. Эти акты регулировали существенную часть опиравшихся на особые принципы «социалистического хозяйствования» отношений.

Речь шла об отношениях между государственными, а также государственными и кооперативными организациями по поводу выполнения работ, финансируемых главным образом непосредственно из бюджета. Эти отношения опирались на обязательные для каждой из сторон плановые акты, а сами работы предполагали строгий государственный контроль за началом, ходом и завершением строительства. В результате именно в области капитального строительства сложился, по сути, самый жесткий организационно-правовой режим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правилами о договорах подряда на капитальное строительство 1938 г. предусматривалось, что подрядные договоры заключаются на строительство, включенное в утвержденные титульные списки, на каждый год строительства заключаются годовые договоры по ценам сметы с учетом утвержденного для данной стройки снижения стоимости строительства. Материально-техническое снабжение обеспечивается по выделенным фондам и континген-там в соответствии с нарядами и правами на получение ресурсов. Правила финансирования строительства предполагали, что Промышленный банк, который непосредственно аккумулировал необходимые для строительства средства, был обязан проверять подрядные договоры, и в случае, если включенные в них объекты не были обеспечены утвержденными техническими проектами и сметами или сумма годового договора превышала титул, финансирование в соответствующей части следовало прекратить.

Отмеченные исходные начала правового регулирования подряда на капитальное строительство сохранялись и позднее. Проектные и изыскательские работы производились на тех же принципиальных основах по договору подряда, что и строительные работы. Порядок

35 Первые одноименные Правила были утверждены 26 февраля 1938 г. (СЗ СССР. 1938. № 9. Ст. 58), вторые -24 августа 1955 г. (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по строительству. М., 1956. С. 123), а третьи -24 декабря 1969 г. (Собрание постановлений Правительства СССР. 1969. № 15. Ст. 82).

заключения договоров, права и обязанности сторон регламентировались Правилами о подрядных договорах на проектные и изыскательские работы, утвержденными Постановлением Комитета по делам строительства при СНК СССР 31 марта 1939 г.36 В договорах по проектированию капитального строительства также устанавливалась система генерального подряда.

Война 1941-1945 гг. потребовала повышения оперативности и гибкости плановых заданий в области капитального строительства. Инструкция по проектированию и строительству промышленных предприятий в условиях военного времени, одобренная Постановлением СНК СССР от 11 сентября 1941 г., предусматривала сокращение проектной документации, необходимой для заключения договоров. Постановление СНК СССР от 4 октября 1943 г. «О порядке финансирования капитальных работ по восстановлению предприятий промышленности, транспорта и связи» устанавливало, что при восстановлении предприятий в прежнем виде проектные работы ограничивались рабочими чертежами, а финансирование было разрешено за фактически выполненные объемы работ по единичным расценкам, согласованным с Промбанком. Только после составления точных расценок Промбанк мог произ-

37

водить перерасчет .

Постановлением СНК СССР от 29 сентября 1943 г. «Об образовании Комитета по делам архитектуры при СНК СССР»38 был образован комитет, в функции которого входило утверждение проектов планировки и застройки городов и населенных пунктов, проектов важнейших жилых, культурно-бытовых и общественных зданий, разработка и утверждение типовых проектов и стандартов для массового гражданского строительства, а также норм проектирования по планировке городов и населенных пунктов.

Таким образом, ретроспективный анализ законодательства о подрядных правоотноше-

36 Правила о подрядных договорах на проектные и изыскательские работы, утв. Постановлением Комитета по делам строительства при СНК СССР 31 марта 1939 г. // СЗ СССР. 1939. № 27/28. Ст. 15.

37 Шешенин Е.Д. Договор подряда на капитальное строительство по советскому праву : дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1952. С. 44.

38 Постановление СНК СССР от 29 сентября 1943 г. «Об образовании Комитета по делам архитектуры при СНК СССР» // Собрание постановлений и распоряжений Правительства Союза Советских Социалистических Республик. 1943. № 13. Ст. 231.

ниях свидетельствует о нескольких этапах его развития и становления, одним из которых является период с 1922 по 1964 г., отмеченный переходом на подрядный способ ведения строительных работ. Признавалось, что указанный способ наилучшим образом обеспечи-

вает создание и дальнейший рост строительной индустрии, опирающейся на передовую технику и постоянные строительные кадры. В ГК РСФСР 1964 г. подряд и подряд на капитальное строительство признавались самостоятельными договорами.

Библиографический список

1. Декрет СНК РСФСР от 1 августа 1924 г. // СУ. - 1924. - № 80. - Ст. 799.

2. Декрет СНК РСФСР от 24 апреля 1924 г. // СУ. - 1924. - № 49. - Ст. 458.

3. Постановление СНК СССР от 23 января 1925 г. «О порядке утверждения проектов строительства электростанций» // СЗ СССР. - 1925. - № 9. - Ст. 79.

4. Постановление СТО от 17 февраля 1926 г. «О сметах на строительные работы, производимые государственными, общественными и кооперативными учреждениями и предприятиями» // СЗ СССР. - 1926. - № 13. - Ст. 97.

5. Постановление от 24 мая 1926 г. «Об утверждении проектов промышленного строительства» // СЗ СССР. - 1926. - № 47. - Ст. 341.

6. Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930 г. «О кредитной реформе» // СЗ СССР. - 1930. - № 8. - Ст. 98.

7. Постановление СНК СССР от 20 марта 1931 г. «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозрасчета во всех хозорганах» // СЗ СССР. - 1931. -№ 18. - Ст. 166.

8. Постановление СТО от 9 июня 1931 г. «Об изменениях в системе финансирования капитального строительства и промышленности» // Наше строительство. - 1931. - № 15.

9. Постановление СНК СССР от 1 октября 1931 г. «О порядке приемки новых предприятий» // СЗ СССР. - 1931. - № 63. - Ст. 412.

10. Постановление ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. «Об организации специальных банков долгосрочных вложений» // СЗ СССР. - 1932. - № 31. - Ст. 191.

11. Постановление СНК СССР от 17 августа 1932 г. «О порядке приемки вновь выстроенных предприятий и сооружений и разрешении их пуска в эксплуатацию» // СЗ СССР. - 1932. - № 63. -Ст. 37.

12. Постановление СТО от 27 апреля 1933 г. «Об освобождении плановых органов от оперативных функций в области регулирования и технического нормирования строительства» // СЗ СССР. - 1933. - № 28. - Ст. 173.

13. Постановление СНК СССР от 27 апреля 1933 г. № 817 «О порядке контроля, осуществляемого банками долгосрочных вложений при финансировании капитального строительства» // СЗ СССР. - 1933. - № 23. - Ст. 169.

14. Постановление СНК СССР от 23 октября 1934 г. «О порядке утверждения титульных списков в строительстве» // СЗ СССР. - 1934. - № 54. - Ст. 414.

15. Постановление СТО от 23 марта 1935 г. «О работе правительственных комиссий по прием-кие новостроек» // Сборник директивных и инструктивных материалов к заключению и исполнению договоров в строительстве / сост. И.М. Диковский. - М. : Стройвоенмориздат, 1948.

16. Постановление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР от 11 февраля 1936 г. «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства» // СЗ СССР. - 1936. - № 9. - Ст. 70.

17. Постановление СНК СССР от 29 сентября 1943 г. «Об образовании Комитета по делам архитектуры при СНК СССР» // Собрание постановлений и распоряжений Правительства Союза Советских Социалистических Республик. - 1943. - № 13. - Ст. 231.

18. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по строительству. - М., 1956.

19. Приказ ВСНХ СССР от 30 мая 1932 г. № 325 // Наше строительство. - 1931. - № 11-12.

20. Положение о государственных подрядах и поставках // Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР. - 1923. - № 3. - Ст. 54.

21. Положение о государственных подрядах и поставках, утв. ЦИК и СНК СССР 11 мая 1927 г. // СЗ СССР. - 1927. - № 28. - Ст. 292.

22. Положение о государственных промышленных трестах // СЗ СССР. - 1927. - № 39. -Ст. 392.

23. Правила о подрядных договорах на проектные и изыскательские работы, утв. Постановлением Комитета по делам строительства при СНК СССР 31 марта 1939 г. // СЗ СССР. - 1939. -№ 27/28. - Ст. 15.

24. Басин, Ю.Г. Договор подряда по капитальному строительству в советском гражданском праве : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1954.

25. История советского гражданского права / Д.М. Генкин, И.Б. Новицкий, Н.В. Рабинович. -М., 1949.

26. Поскребышев, А. Директивы ВКП(б) по хозяйственным вопросам. - М., 1931.

27. Патушинский, Б. Система договорных связей в капитальном строительстве // Арбитраж. -1939. - № 6.

28. Советское гражданское право : в 2 т. / под ред. С.Н. Братуся. - М., 1951. - Т. 2.

29. Новицкий, И.Б. Общее учение об обязательстве / И.Б. Новицкий, Л.А. Лунц. - М., 1950.

30. Ткач, А.П. Договор строительного подряда по советскому гражданскому праву : дис. ... канд. юрид. наук. - Киев, 1953.

31. Шешенин, Е.Д. Договор подряда на капитальное строительство по советскому праву : дис. ... канд. юрид. наук. - Свердловск, 1952.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.