П. С. Говоров*
ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЧЛЕНОМ СПОРТИВНОЙ СБОРНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ И СПОРТИВНОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
Ключевые слова. Договор, трудовое право, гражданское право, спортсмен, пробел в праве.
Govorov PS. Contractual regulation of relations between the member of the sports team of Russia and sports federation
The article is devoted to one of the most topical problems of Russian sports law, the regulation of relations between a member of a sports national team of Russia and sports Federation. In conditions of Russian legal reality it is possible to regulate above-mentioned legal relations either based on labour law, or according to civil law. First of all this dual legal nature can be explained by the fact that in practice in team sports the relationship between the clubs (football, basketball etc.) and sportsmen are built on the basis of labour law, while in individual sports civil law contracts are concluded more often. This situation involuntarily provokes a question: «By the means of what branch of law should the relations between a member of a sports team and the Federation be regu-lated?» In order to answer this question it is necessary to analyze the complex of normative-legal acts, regulatory norms, theoretical provisions, regulating the relations between the member of the team and the Federation. Taking into consideration the specifics of legal regulation of the sportsmen ’participating in sport competitions in favor of Russian national team, it is important to determine whether the provisions of labour or civil law provide the best legal support for an athlete (especially in case of conflict situations). From this point of view it is also useful to identify, which branch of law will allow the participants of the given legal relationship to provide the best mechanism of exercising their rights with a minimum possibility of rights abuse and to prevent the conflict of law and gaps in the legal regulation. The distinction between the athlete’s participation
© Говоров П.С., 2012.
* ООО «Той Маркет-М» ([email protected]).
2012
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА № 4
in sport competitions in favor of Russian national team in individual and team sports was made on the basis of conditions and legal mechanism of this kind of legal relationship. Federal state institution “Center of training of national teams of Russia” plays special role in the regulation of the relations formed between the member of the national team and sports Federation. The article provides the views of the author about the extraordinary role the Institution plays in the regulation of the mentioned legal relationship in fact and contains the opinion about what part should be assigned to this institution. In the framework of the article in order to provide the most effective implementation of its objectives a number of normative legal acts was analyzed: the Labour code of Russian Federation dated 30.12.2001 № 197—FZ, Federal law of Russian Federation of December 4, 2007. № 329-FZ «About physical culture and sports in Russian Federation, Orders of the Ministry of sports, tourism and youth policy of Russian Federation. In the part related to the subject of the article, the works of V.P. Vaskevich, I.A. Pokrovsky, D.I. Rogachev, A.S. Leonov were studied.
Вопрос о том, как регулировать деятельность спортсмена: заключать ли с ним трудовой или гражданско-правовой договор, имеет весьма неоднозначное толкование в области спортивного законодательства. Между клу-бами-работодателями и спортсменами в командных видах спорта (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.) должны заключаться договоры, в которых преобладают трудовые отношения (на основании норм главы 54.1 Трудового кодекса РФ), в то время как в индивидуальных видах спорта (большой теннис, фигурное катание и т.д.) отношения спортсменов с тренерами и спортивными федерациями зачастую оформляются в рамках гражданского права (договор найма, договор возмездного оказания услуг). Именно поэтому решение вопроса о том, каким законодательством (трудовым или гражданско-правовым) должны регулироваться отношения члена спортивной сборной команды России (далее по тексту - членов сборной) и спортивной федерации (далее по тексту - федерация), не выглядит очевидным. Еще одной проблемой следует признать отсутствие единого правового регулирования данного вопроса - думается, это связано с недостаточной разработанностью норм спортивного законодательства. Дело в том, что отрасль российского спортивного законодательства является относительно новой и развивающейся комплексной системой нормативно-правовых актов. О стремительном развитии спортивного права свидетельствует тот факт, что со времен подписания Президентом «Основ законодательства Российской Федерации
о физической культуре и спорте» в 1993 году на федеральном уровне сменилось уже два комплексных нормативных правовых акта о спорте. Так, в связи с принятием в 1999 году ФЗ «О физической культуре и спорте» утра-
тили силу вышеупомянутые Основы законодательства, а уже сравнительно недавно на смену Закону 1999 года пришел одноименный Закон от 4 декабря 2007 года1. Глава 5 данного Закона посвящена спортивным сборным командам Российской Федерации. Немногим после этого, в феврале 2008 года, Трудовой кодекс РФ2 был дополнен главой 54.1, устанавливающей особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. В статье 348.6 вышеуказанной главы говорится о направлении спортсменов в спортивные сборные команды РФ. Таким образом, именно стадия становления спортивного права предопределяет пробельность и противоречивость в регулировании правоотношений, складывающихся между спортивной федерацией и членом спортивной сборной команды3.
Очевидно, что исходя из природы и содержания отношений между членом сборной и федерацией они (отношения) могут регулироваться в рамках трудового либо гражданского права. С учетом специфики правового регулирования выступления спортсмена за национальную сборную команду немаловажно определить, нормы какой отрасли права предоставят спортсмену как субъекту права наиболее полную правовую поддержку (особенно в случае возникновения конфликтных ситуаций), позволят участникам указанных правоотношений наиболее полно и эффективно реализовать весь спектр предоставленных им прав при минимальной возможности злоупотребления ими, а также не допустить возникновения коллизий и пробелов в правовом регулировании. В данном случае верховным должен являться принцип договорной свободы4. С целью выбора одной отрасли права для регулирования данных правоотношений проанализируем комплекс нормативных правовых норм, регламентных норм, теоретических положений, регулирующих отношения между членом сборной и Федерацией.
В первую очередь обратимся к статьям 35 , 36 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», регламентирующим порядок обеспечения и формирования спортивных сборных команд Российской Федерации. Что касается статьи 35, то в ч.3 говорится о том, что «материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, научнометодическое, медико-биологическое, медицинское, антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета осуществляются в порядке, установленном уполно-
1 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 10.12.2007. №50. Ст. 6242.
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
3 Васькевич В.П. О договорном регулировании профессиональной спортивной деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. №1. 2009. С 45-49.
4 ПокровскийИ.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998. С. 249.
моченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти». В соответствии с данным положением Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ (далее - Минспортту-ризм), которое являлось уполномоченным органом в данной сфере, приняло Приказ от 27 мая 2010 г. № 525 «Об утверждении порядка материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, научно-методического, медико-биологического, медицинского, антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета5». Данный Приказ утвердил условия и порядок оснащения и обеспечения сборных команд, однако в нем нет положений, регламентирующих отношения федерации со спортсменами-чле-нами сборной.
Статья 36 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» регулирует порядок формирования сборных команд общероссийскими спортивными федерациями. В соответствии с ч.2 ст.36 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» Минспорттуризм принял Приказ «Об утверждении общих принципов и критериев формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и порядка утверждения этих списков»6. Согласно п.2 данного Приказа «списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта ежегодно формируются общероссийскими спортивными федерациями и утверждаются Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации». Можно сделать вывод о том, что с членами сборной следует заключать срочный трудовой договор (на 1 год) либо гражданско-правовой договор сроком на 1 год, причем конкретные сроки заключения и действия договора зависят от того, на каком виде спорта специализируется спортсмен
- летнем или зимнем: для зимних видов спорта списки действуют с 1 июня текущего года по 31 мая последующего года, для летних - с 1 января по 31 декабря текущего года7. Такой подход логичен в связи с тем, что в настоящее время в науке существует несколько точек зрения о том, нормами какой
5 Приказ Минспорттуризма от 27 мая 2010 г. № 525 «Об утверждении порядка материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, научно-методического, медико-биологического, медицинского, антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.07.2010 № 17757).
6 Приказ Минспорттуризма от 02.02.2009 г. № 21 «Об утверждении общих принципов и критериев формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и порядка утверждения этих списков» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.03.2009 № 13531).
7 Там же.
отрасли права регулировать труд спортсмена8. Таким образом, нормы ФЗ «О спорте» и принятые в соответствии с ними Приказы Минспорттуризма устанавливают условия обеспечения кандидатов в сборные, порядок и критерии привлечения спортсменов в сборную команду, однако не дают однозначного ответа на вопрос, каким правом (трудовым или гражданско-правовым) следует регулировать отношения члена спортивной сборной команды и спортивной федерации.
Далее целесообразно проанализировать статью 348.6 (Глава 54.1) Трудового кодекса РФ, регулирующую направление спортсменов в спортивные сборные команды Российской Федерации, однако первоначально необходимо вновь обратить внимание на то, что, как было указано в Главе 1 настоящей работы, положения Главы 54.1 Трудового кодекса распространяются только на спортсменов, которые на момент вызова в сборную имеют действующий трудовой договор с работодателем. Другими словами, здесь речь идет лишь о спортсменах, выступающих в командных видах спорта. Именно поэтому, а также исходя из условий и правового механизма участия членов сборной в соответствующих соревнованиях, считаю необходимым дифференцировать выступления спортсменов за сборную в индивидуальных и в командных видах спорта. Начнем с анализа привлечения спортсменов в сборную в командных видах спорта. Для этого приведем нормы ч.1 и ч.2 статьи 348.6 Трудового кодекса РФ:
Работодатели обязаны по вызовам (заявкам) общероссийских спортивных федераций направлять спортсменов, тренеров с их письменного согласия в спортивные сборные команды Российской Федерации для участия в учебно-тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям и в международных официальных спортивных мероприятиях в составе указанных команд.
На время отсутствия спортсмена, тренера на рабочем месте в связи с проездом к месту расположения спортивной сборной команды Российской Федерации и обратно, а также в связи с участием в спортивных мероприятиях в составе указанной команды за спортсменом, тренером сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
Данные нормы прямо не отвечают на вопрос о том, какой отраслью права должны регулироваться отношения спортсменов с федерацией в командных видах спорта при вызове в сборную. Тем не менее по своей природе и структуре указанные отношения члена сборной с федерацией во многом схожи с трудовыми отношениями спортсмена с клубом:
8 Рогачев Д.И. Модернизация правового регулирования труда спортсменов и тренеров // Первая международная научно-практическая конференция «Спортивное право: перспективы развития»: материалы конференции. М., 2008. С. 109.
- деятельность спортсмена и в клубе, и в сборной состоит в выполнении определенного учебно-тренировочного плана (для члена сборной это следует из ч.1 ст.348.6 Трудового кодекса РФ) в целях подготовки к определенным спортивным соревнованиям, после чего следует участие в данных соревнованиях;
- как выступающие за клуб, так и вызванные в сборную спортсмены обязаны соблюдать определенный режим (в том числе спортивный режим), который состоит из времени, в течение которого спортсмен должен готовиться к соревнованиям (учебно-тренировочные и иные мероприятия) и принимать в них участие, а также из времени, в течение которого спортсмен отдыхает от выполнения данных обязанностей - данные характеристики по сути являются рабочим временем и временем отдыха спортсмена в соответствии с трудовым законодательством;
- члены сборной, как и спортсмены, выступающие за определенный спортивный клуб, выполняют свои функции лично и за плату - это является характеристикой трудовых отношений в соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ;
- клуб-работодатель обеспечивает надлежащие условия труда спортсменов, выступающих за клуб, в то время как условия труда членов сборной обеспечивают, с одной стороны, Федеральное государственное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд России» (далее - ФГУ ЦСП) за счет средств федерального бюджета (материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, научнометодическое и антидопинговое обеспечение9), а с другой - федерация по конкретному виду спорта (оплата проживания, питания, призы) - это соответствует обязанности работодателя обеспечивать условия труда работника (ст. 15 Трудового кодекса РФ).
Однако не стоит забывать, что отношения спортсмена с клубом носят постоянный и длящийся характер (как правило, ежедневные тренировки в течение сезона, за которыми следуют официальные матчи (например, в рамках Российской футбольной премьер-лиги матчи проводятся по общему правилу раз в неделю, в КХЛ -еще чаще), в то время как подготовка спортсменов к выступлениям за сборную и сами выступления являются в командных видах спорта периодическими процессами и постоянный характер могут носить только в случае непрерывного выступления сборной команды (например, на чемпионате мира/Европы по футболу или чемпионате мира
9 Приказ Минспорттуризма РФ от 27.05.2010 № 525 «Об утверждении Порядка материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета».
по хоккею). Поэтому, по мнению автора, со спортсменами-членами сборной, уже имеющими трудовой договор с клубом, на основании статьи 59 Трудового кодекса РФ могут заключаться срочные трудовые договоры для работы по совместительству. В данном случае трудовой договор нужно заключать на 1 год (исходя из периодичности формирования списков кандидатов в сборную). Думается, что регулирование труда членов сборных, работающих по совместительству, должно осуществляться на основании положений Глав 54.1 и 44 Трудового кодекса (Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству). При этом интересно, что статья 348.6 Трудового кодекса РФ устанавливает обязанность клуба направлять спортсмена с его письменного согласия в сборную, в то время как статья 348.7 Трудового кодекса РФ говорит о необходимости получения спортсменом разрешения работодателя по основному месту работы для работы по совместительству. По мнению автора, положения статьи 348.6 Трудового кодекса РФ в данном случае должны иметь исключительное значение по отношению к нормам статьи 348.7 исходя из приоритета национальных интересов.
Существует мнение (в частности, его выражает А.С. Леонов10), что вышеупомянутые нормы статьи 348.6 Трудового кодекса РФ по своей природе сходны с нормами о привлечении работников к исполнению общественных обязанностей (ст.170 Трудового кодекса РФ). Согласившись с данным мнением, можно было бы сделать вывод о необходимости регулирования отношений между членом сборной (в командных видах спорта) и федерацией в соответствии с трудовым правом наподобие привлечения работника к исполнению общественных обязанностей. Однако сделать такой вывод трудно по ряду причин:
1) при исполнении общественных обязанностей за работником не сохраняется средний заработок, при привлечении спортсмена в сборную -сохраняется;
2) ст. 170 Трудового кодекса РФ не требует согласия работника на выполнение общественных обязанностей (ведь это обязанности), тогда как для привлечения спортсмена в сборную необходимо его письменное согласие;
3) освобождение работника от работы в связи с исполнением общественных обязанностей актуально лишь тогда, когда эти обязанности исполняются в рабочее время, в то время как периоды, в течение которых спортсмены выступают за сборную, далеко не всегда совпадают с их рабочим временем у работодателя (в частности, на время проведения чемпионатов (мира, Европы) приостанавливаются внутрироссийские чемпионаты
10 Леонов А.С. Правовое регулирование труда спортсменов и тренеров: проблемы и перспективы развития: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
в футболе, хоккее, волейболе и др.) - зачастую спортсмены, не вызванные в сборную, даже не тренируются во время выступления сборных (другими словами, в данном случае речь идет о времени отдыха).
Данные различия в положениях статей 348.6 Трудового кодекса РФ и 170 Трудового кодекса РФ позволяют нам сделать вывод о различной правовой природе направления спортсмена в сборную команду и привлечения работника к исполнению общественных обязанностей. Более того, очевидно, что законодатель, принимая ст. 348.6 Трудового кодекса РФ, имел цель урегулировать правоотношения спортсмена-работника и работодателя при направлении спортсмена в сборную команду, а отнюдь не хотел показать, каким образом должны регулироваться отношения члена сборной и федерации.
По мнению автора, отношения члена сборной с федерацией следует выстраивать по той же схеме, в рамках которой спортсмен осуществляет свою «обычную» (ежедневную) спортивную деятельность. Иными словами, с членами сборной в командных видах спорта, уже имеющими трудовой договор с клубом, федерации следует заключить срочный трудовой договор (для работы по совместительству) на 1 год, а с членами сборной в индивидуальных видах спорта ситуация проще: необходимо будет лишь внести соответствующие изменения в уже имеющийся гражданско-правовой договор между спортсменом и федерацией. Деятельность члена сборной в индивидуальных видах спорта (плавание, фигурное катание) состоит в целенаправленной подготовке к выступлению и выступлении за сборную (на Олимпийских играх, различных чемпионатах), осуществляемых по заданию федерации (по сути, это особый гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг). «Обычная» же деятельность спортсмена в командных видах спорта заключается в выполнении за плату трудовой функции (а именно, в учебно-тренировочной подготовке и выступлении в соревнованиях, не относящихся к выступлениям за сборную) при подчинении правилам внутреннего трудового распорядка - по сути, абсолютно идентично (только не на постоянной основе) будут строиться и отношения спортсмена с федерацией при выступлении его за сборную: сохранятся и трудовая функция, и режим рабочего времени и времени отдыха.
Думается, с членами сборных трудовые договоры должны заключать именно Федерации, а не иные субъекты спортивного права. На практике после формирования Федерацией и утверждения Минспорттуризмом списочного состава сборной договор с ее членами заключает ФГУ ЦСП, который, как было указано выше, ответственен за материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, научнометодическое и антидопинговое обеспечение сборной. Однако в соответ-
ствии со ст. 16 Федерального закона от 4 декабря 2007 года №329 - ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» обеспечение «подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта для участия в международных официальных спортивных мероприятиях, а также участия таких команд в международных официальных спортивных мероприятиях» является обязанностью федерации. Кроме того, согласно этой же статье, именно федерации ответственны за формирование списков сборных команд. Учитывая вышеизложенное, думается, что на практике заключать срочные трудовые договоры с членами сборной должна именно федерация.
Думается, было бы целесообразно на нормативном уровне установить обязанность ФГУ ЦСП заключать договор с федерациями, в соответствии с которым ФГУ ЦСП будет осуществлять соответствующее обеспечение спортсменов от имени федераций за счет привлеченных средств.