Научная статья на тему 'Договор возмездного оказания медицинских услуг: права пациента и корреспондирующие им обязанности исполнителя'

Договор возмездного оказания медицинских услуг: права пациента и корреспондирующие им обязанности исполнителя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2085
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинская услуга / медицинская помощь / договор возмездного оказания медицинских услуг / правовое регулирование / права и обязанности / пациент / исполнитель / medical service / medical care / paid medical services contract / legal regulation / right and duties / patient / contractor

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Михайлович Старцев

Рассмотрены права пациента и корреспондирующие им обязанности исполнителя в рамках договора возмездного оказания медицинских услуг. Автор проводит анализ и делает выводы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paid medical services contract: rights of the patient and corresponding duties of the contractor

In this article we explore rights of the patient and corresponding duties of the contractor within the paid medical services contract. The author makes analysis and gives conclusions

Текст научной работы на тему «Договор возмездного оказания медицинских услуг: права пациента и корреспондирующие им обязанности исполнителя»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ПРАВА ПАЦИЕНТА И КОРРЕСПОНДИРУЮЩИЕ ИМ ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СТАРЦЕВ,

начальник кафедры специальной тактики УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-maП:aleks¡ [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены права пациента и корреспондирующие им обязанности исполнителя в рамках договора возмездного оказания медицинских услуг. Автор проводит анализ и делает выводы.

Ключевые слова: медицинская услуга, медицинская помощь, договор возмездного оказания медицинских услуг, правовое регулирование, права и обязанности, пациент, исполнитель.

Annotation. In this article we explore rights of the patient and corresponding duties of the contractor within the paid medical services contract. The author makes analysis and gives conclusions.

Keywords: medical service, medical care, paid medical services contract, legal regulation, right and duties, patient, contractor.

В соответствии с ч. 1 ст. 779 ГК РФ «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Безусловно, указанные в приведенной норме обязательства исполнителя оказать услуги, а заказчика — их оплатить, а также, соответственно, корреспондирующие этим обязательствам права исполнителя требовать оплаты таких услуг, а заказчика — их оказать, не представляют собой всю совокупность прав и обязанностей, вытекающих из договора возмездного оказания медицинских услуг.

В этой связи автору представляется необходимым более подробно рассмотреть права более слабой стороны рассматриваемых договорных правоотношений. Такой стороной в обязательствах, вытекающих из договора возмездного оказания медицинских услуг, как правило, является потребитель услуги (пациент), поскольку в подавляющем большинстве случаев не осведомлен или слабо осведомлен о процедуре, технологической стороне выполнения соответствующей услуги.

В законодательстве Российской Федерации права и обязанности пациента закреплены в целом ряде нормативных правовых актов: ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 3 апреля 2017 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1, ФЗ от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 г.; с изм. и доп., вступ. в силу 9 января 2017 г.) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»2, Закон РФ от 7 февраля ¡992 г. № 2300-1 (ред. от 3 июля 2016 г.) «О защите прав потребителей»3, Закон РФ от 2 июля ¡992 г. № 3185-1 (ред. от 3 июля 2016 г., с изм. и доп., вступ. в силу 1 января 20 ¡7 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»4, Закон РФ от 22 декабря ¡992 г. № 4180-1 (ред. от 23 мая 2016 г.) «О трансплантации органов и (или) тканей человека»5 и др.

Согласимся с И.Г. Галь, который считает, что предусмотренные в названных нормативных право-

1 СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

2 СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.

3 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

4 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.

5 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 62.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

вых актах права и обязанности пациентов «носят раз-ноотраслевую природу, зачастую декларативны, что может привести к затруднениям при выборе соответствующих правовых средств их защиты»6.

Упомянутый выше Закон об основах охраны здоровья следующим образом дифференцирует права пациента: право в сфере охраны здоровья и право на медицинскую помощь.

Так, в соответствии со ст. 18 данного Закона «Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи».

В свою очередь, в п. 5 ст. 19 Закона перечислены права пациента на медицинскую помощь, к которым относятся:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защита сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях —на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в

стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Надо отметить, что первые девять прав пациента, представленных в данном перечне, имеют непосредственное отношение к обязательству по оказанию медицинской услуги.

Вместе с тем, на наш взгляд, существенным недостатком указанной нормы является простое перечисление прав без конкретизации направленности их правового регулирования, указания отраслевой принадлежности, уточнения содержания. В этой связи представляется необходимым внесение соответствующих дополнений в ст. 19 рассматриваемого Закона по аналогии с принятой в Риме 15 ноября 2002 г. «Европейской хартией прав пациентов» (далее — Хартия). Указанная хартия содержит 14 прав пациента и дает разъяснения по каждому из них:

1) право на профилактические меры. Каждый человек имеет право на соответствующие услуги с целью предупредить заболевание;

2) право на доступность. Каждый имеет право на доступность медицинских услуг, требующихся ему по состоянию здоровья. Медицинские службы должны гарантировать равную доступность для всех без дискриминации по признакам наличия финансовых ресурсов, места проживания, вида заболевания или времени обращения за помощью;

3) право на информацию. Каждый имеет право на получение любого рода информации о своем состоянии здоровья, о медицинских услугах и способах получения этих услуг, а также о возможностях, имеющихся в результате научных исследований и технического прогресса;

4) право на согласие. Каждый имеет право на получение любого рода информации, которая позволит ему активно участвовать в принятии решений относительно своего здоровья; эта информация является обязательным предварительным условием проведения любой процедуры и лечения, включая участие в научных исследованиях;

5) право на свободу выбора. Каждый имеет право на свободу выбора между различными медицинскими процедурами и учреждениями (специалистами) на основе адекватной информации;

6 Галь И.Г. Обязательство по оказанию медицинской услуги: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 142.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

6) право на приватность и конфиденциальность. Каждый имеет право на конфиденциальность личной информации, включая информацию о своем состоянии здоровья и предполагаемых диагностических либо терапевтических процедурах, а также на защиту своей приватности во время проведения диагностических осмотров, посещений медицинских специалистов и в целом при медицинских и хирургических вмешательствах;

7) право на уважение времени пациентов. Каждый имеет право на получение необходимого лечения без промедления, в течение заранее установленного срока. Это право относится к каждому этапу лечения;

8) право на соблюдение стандартов качества. Каждый имеет право на доступность качественного медицинского обслуживания на основе спецификации и в точном соответствии со стандартами;

9) право на безопасность. Каждый имеет право на свободу от вреда, причиненного ненадлежащим функционированием систем здравоохранения, халатностью и ошибками медработников, а также право на доступность медицинских услуг и лечебных процедур, соответствующих высоким стандартам безопасности;

¡0) право на инновации. Каждый имеет право на доступность медицинских инноваций, включая диагностические процедуры, в соответствии с международными стандартами и независимо от экономических или финансовых соображений;

! ¡) право на предотвращение по мере возможности страданий и боли. Каждый имеет право по мере возможности избежать страданий и боли на каждом этапе своего заболевания;

! 2) пр ав о на индивидуальный подход к лечению. Каждый имеет право на диагностические или лечебные программы, максимально адаптированные к его личным потребностям;

¡3) право на подачу жалобы. Каждый в случае причинения ему вреда имеет право жаловаться и получать ответ или иную обратную связь;

¡4) право на компенсацию. Каждый имеет право на получение в течение разумно короткого срока достаточной компенсации в случае причинения ему физического либо морального и психологического вреда действиями медицинского учреждения7.

Отметим, что представленная в настоящей статье конкретизация прав пациента, закрепленных в Хартии, не является полной. Текст Хартии дает более подробное описание содержания каждого из правомо-

чий. Однако, закрепление прав пациента в Законе об основах охраны здоровья хотя бы на представленном уровне конкретизации стало бы серьезным шагом в развитии и обеспечении прав пациента как на охрану здоровья в целом, так и на медицинскую помощь в частности. Тем более это необходимо осуществить по причинам наблюдающихся сегодня в Российской Федерации низкого уровня правовой и договорной культуры с тем, чтобы пациент имел более полное и ясное представление о своих правах.

Переходя непосредственно к договору возмездного оказания медицинских услуг, необходимо в первую очередь отметить, что пациент имеет право на получение качественной, квалифицированной, профессиональной медицинской помощи. Качественно оказанная услуга является гарантией соблюдения права граждан на охрану здоровья. В свою очередь данное право корреспондирует обязанности исполнителя качественно оказать медицинскую услугу.

Медицинские организации и частнопрактикующие врачи в целях соблюдения прав пациента на качественное медицинское обслуживание должны осуществлять свою деятельность на уровне, соответствующем современным требованиям технической квалификации, а также должны стремиться к установлению комфортного для пациента, доверительного личного взаимодействия. Вместе с тем, такая деятельность должна соответствовать определенным критериям и стандартам качества, обновляющимся вместе с развитием гражданского общества, правовой культуры, а также медицины и медицинских технологий.

Соответствующие критерии оценки качества предоставляемой медицинской услуги закреплены приказом Минздрава России от ¡0 мая 20!7 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»8.

Что касается стандартов, то в соответствии с пп. 2 ч. ! ст. 79 Закона об основах охраны здоровья «Медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность ... на основе стандартов медицинской помощи». Надо сказать, что Министерство здравоохранения Российской

7 URL: http://ec.europa.eu/health/ph_overview/co_operation/mo-bility/docs/health_services_co108_en.pdf

8 Приказ Минздрава России от 10 мая 2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (зарегистрировано в Минюсте России 17 мая 2017 г. № 46740) // URL: http://www.pravo.gov.ru

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Федерации по состоянию на сегодняшний день разработало почти 1000 стандартов по различным видам заболеваний9. Однако, вопрос о применении данных стандартов остается дискуссионным, поскольку они не представляют собой алгоритм лечения и служат для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В этой связи согласимся с Е.С. Салыгиной, которая предлагает их называть «медико-экономическими стандартами» и не считает пригодными для целей оценки качества оказанной медицинской услуги10. Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова так охарактеризовала действующие сегодня стандарты: «они предназначены в первую очередь для организаторов здравоохранения, а не для врачей»11.

Кроме того, неразрывно с качеством медицинской услуги связаны соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, а также норм безопасности.

Под соблюдением норм безопасности в рассматриваемом контексте понимается деятельность медицинских организаций и врачей, направленная на обеспечение адекватной и бесперебойной работы различного медицинского оборудования и аппаратуры, высокую степень квалификации и подготовленности их пользователей и операторов, а также на выявление факторов риска, которые могут стать причиной некачественного оказания медицинской услуги. Данный постулат предполагает, что все участники рассматриваемых в настоящей статье правоотношений со стороны исполнителя несут полномерную ответственность за все этапы и элементы медицинского вмешательства в организм пациента. Постоянное повышение профессионализма и квалификации медицинских работников должны снизить риск наступления негативных последствий.

Также важным элементом права пациента на качественное обслуживание является право на медицинские инновации. Это право, в том числе, подразумевает под собой обязательство медицинских организаций участвовать и поддерживать исследования в области медицины. Результаты таких исследований не должны становиться предметом тайны, а, напротив, должны распространяться соответствующим образом.

Следующим правом пациента является право на информацию. Информационный компонент имеет

повышенную значимость в исследуемых договорных правоотношениях. Корреспондирует данному праву пациента обязанность исполнителя медицинской услуги предоставить первому все необходимые сведения об объеме, видах и сущности оказываемых услуг, а также сроках их оказания и цене.

В общем виде право пациента заключается в том, что исполнитель обязан предоставить требуемую информацию с учетом религиозных, этнических и языковых особенностей пациента. Получение такой информации должно быть легкодоступным, не обремененным бюрократическими барьерами. Исполнитель должен обладать соответствующей профессиональной подготовкой, чтобы передать информацию максимально достоверно и недвусмысленно. При этом пациент обладает правом лично и беспрепятственно ознакамливаться со своей медицинской картой и всеми записями, сделанными в ней, а также снимать их фотокопии. Кроме того, пациент вправе интересоваться и справляться о содержании своей медицинской карты, требовать исправления допущенных ошибок и неточностей. Вместе с тем, надо отметить право каждого человека получать информацию из любых достоверных источников о последних научных исследованиях и разработках в сфере медицины, фармакологическом лечении и технологических инновациях.

По мнению Е.О. Майера: «Пациент сможет полноценно реализовать право на получение медицинской помощи, если будет информирован о состоянии своего здоровья»12. В свою очередь, Ю.А. Звездина полагает данное право пациента существенным условием договора возмездного оказания медицинских услуг13.

Однако, на практике часто поднимается вопрос об объеме той информации, которую следует передать пациенту. Некоторые полагают, что «во имя интересов больного, наряду с такими обязательными нормами морали, как человечность и справедли-

9 Салыгина Е.С. Договорное регулирование отношений в сфере оказания возмездных медицинских услуг. Екатеринбург. 2016. С. 115.

10 Там же.

11 Медицинская газета // URL: http://www.mgzt.ru/74-ot-5-ok-tyabrya-2012g

12 Майер Е.О. Адвокат и врачебная тайна // Правовые вопросы в здравоохранении. 2010. № 6. С. 60—68.

13 Звездина Ю.А. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда при оказании медицинских услуг: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 12.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

вость, в медицине допускается возможность «священного обмана», целительной «лжи» во благо тяжелобольного»14. Другие настаивают на том, что пациент вправе получать всю полноту информации о состоянии своего здоровья, однако оговаривают при этом, что некоторые сведения должны быть переданы в деликатной форме15.

Как правило, информация о состоянии здоровья пациента сообщается ему лично. Однако, в ряде случаев сведения могут быть переданы их законным представителям (родителям, опекунам, попечителям), к примеру, когда пациент страдает расстройствами психики16, является больным наркоманией, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет и т.д.

Обязанность исполнителя состоит в предоставлении сведений о видах и объеме оказываемых услуг. Такая информация является очень важной, поскольку представляет собой предмет договора возмездного оказания медицинских услуг.

Следует отметить, что медицинская услуга всегда индивидуальна, и зачастую невозможно сразу определить ее объем и виды, поскольку необходимы соответствующая диагностика, сбор анализов и пр. Так, А.А. Сироткина замечает: «особенностью предмета договора оказания медицинских услуг является его несводимость к конкретному ограниченному кругу действий. Ни один врач в полной мере не может гарантировать не только результата проводимого лечения, но и объем медицинских действий. Выбор способов и методов лечения пневмонии в одном случае может кардинальным образом отличаться от выбора в другом случае»17.

Е.С. Салыгина по данному поводу допускает, что «механизмом информирования пациента об объеме и видах планируемых медицинских услуг и получения согласия на их осуществление с гражданско-правовой точки зрения может быть фиксация данных параметров в медицинской карте пациента-потребителя»18.

Также исполнитель обязан проинформировать пациента о цене медицинской услуги. Как правило, медицинская организация или частнопрактикующий врач имеют прайс-лист, в котором указаны цены на основные разовые услуги. В случае, если услуга предполагает комплексное воздействие на организм пациента, определение окончательной19 цены возможно лишь после проведения необходимых диагностических мероприятий. Важно отметить, что по требованию пациента исполнитель

обязан составить смету на оказание соответствующих медицинских услуг.

Следующей обязанностью исполнителя является информирование пациента о сроках оказания медицинской услуги. Однако, как справедливо отмечает А.М. Рабец, это не всегда представляется возможным «из-за тяжести заболевания, несоблюдения пациентом предписаний врача и т.п. Кроме того, несоблюдение сроков оказания услуги может быть вызвано тем, что пациент не прошел необходимые диагностические мероприятия, не подготовился к очередной процедуре, не сообщил лечащему врачу необходимую информацию о себе, к примеру, о перенесенных заболеваниях, о реакциях на антибиотики и т.д.»20.

Во избежание конфликтных ситуаций, связанных с нарушением сроков оказания соответствующей услуги, в соответствии с п. ¡5 Правил^ предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг «до заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя».

14 Сергеев Ю.Д. Профессия врача. Юридические основы. Киев, 1988. С. 106.

15 Жамкова О.Е. Правовое регулирование оказания медицинских услуг по законодательству Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 125; Галь И.Г. Указ. соч. С. 148; Шевчук С.С. Договор оказания медицинских услуг. М., 2005. С. 140; ПетрухинИ.Л. Слово-серебро, а молчание? Пределы вмешательства в частную жизнь // Медицинский вестник. 2000. № 10. С. 10.

16 Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 (ред. от 3 июля 2016 г., с изм. и доп., вступ. в силу 1 января 2017 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // СПС «КонсультантПлюс».

17 Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг. М.: Статут, 2004. С. 133.

18 Салыгина Е.С. Указ. соч. С. 122.

19 В результате лечения могут открыться новые обстоятельства, касающиеся здоровья пациента, которые потребуют дополнительных медицинских действий, что, безусловно, скажется на окончательной цене договора. В этом случае между пациентом и исполнителем заключается дополнительное соглашение к основному договору.

20 Рабец A.M Права потребителей при оказании медицинский услуг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 2. С. 15.

21 Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // СЗ РФ. 2013. № 41. Ст. 5628.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

В целом же автор солидарен с Ю.Н. Андреевым в том, что «имеющиеся научные медицинские достижения и практические наработки позволяют сторонам с относительной точностью предусмотреть договорные сроки оказания услуги»22, а особенно в тех случаях, когда речь идет об оказании не разовой услуги, а о комплексном лечении, в том числе, предусматривающем оперативное вмешательство. Таким образом, установление в соответствующем договоре ориентировочных сроков оказания медицинских услуг не будет являться нарушением п. 17 указанных выше Правил. При этом представляется целесообразным указывать в тексте договора обязанность исполнителя в письменной форме информировать пациента об изменении сроков оказания услуги вне зависимости от того, по каким причинам это произошло.

Обязанность исполнителя проинформировать пациента о сущности оказываемых медицинских услуг коррелирует с указанным в Хартии правом пациента на согласие. Суть данного права заключается в том, что медицинские организации и частнопрактикующие врачи должны предоставлять пациенту все необходимые сведения о методе лечения, особенностях и специфике предстоящей операции, а также о потенциальных рисках, дискомфорте во время и после проведения соответствующих действий, побочных эффектах и существующих сегодня альтернативах предложенному лечению. Предоставление такой информации должно быть осуществлено заблаговременно с тем, чтобы пациент имел возможность оценить все риски, проконсультироваться с независимыми и беспристрастными специалистами, т.е. принять активное участие в выборе метода лечения, исходя из текущего состояния своего здоровья. Важным моментом является право пациента получить информацию на известном ему языке в форме, предполагающей понимание неспециалистом в сфере медицины.

Кроме того, необходимо указать, что в тех случаях, когда психофизическое состояние или статус пациента предполагают присутствие его законного представителя, информированное согласие первого должно быть в любом случае получено в той мере, в какой он может участвовать в принятии касающихся его решений. При этом пациент вправе отказаться от соответствующего медицинского вмешательства не только до его начала, но и в процессе его осуществления. Такой отказ оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента. Также пациент вправе отказаться от получения информации о состоянии своего здоровья и запретить сообщать такие сведения членам его семьи. Более того, он может назначить доверенное лицо, которому эти сведения будут передаваться.

В рассматриваемом контексте необходимо также сказать о праве пациента на свободу выбора, заключающемся в праве пациента самостоятельно принимать решения относительно того, какие диагностические обследования он будет проходить, какие методы лечения будут к нему применяться, а также в какую медицинскую организацию и к какому специалисту он будет обращаться. Данное право пациента предполагает обязанность исполнителя сообщить обо всех имеющихся специалистах (если это медицинская организация), о применяемых ими методиках лечения, о результатах их деятельности, а также о технических и технологических возможностях, применяемых в медицинской деятельности. Пациент, не доверяющий конкретной медицинской организации или конкретному врачу, вправе прибегнуть к помощи других организаций и специалистов.

Указанное право пациента на свободу выбора коррелирует с обязанностью исполнителя, закрепленной в ст. 780 ГК РФ: «Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично». Это означает, что такие услуги должны быть оказаны той медицинской организацией или тем специалистом, с которыми пациент заключил соответствующий договор.

Личность исполнителя играет важнейшую роль для пациента, поскольку пациент при выборе первого ориентируется на его авторитет, его навыки и умения, на полученную о нем информацию из различных источников. И, заключая с исполнителем договор возмездного оказания медицинских услуг, показывает, что доверяет ему и не ставит под сомнение его профессионализм.

В силу фидуциарного (доверительного) характера договора возмездного оказания медицинских услуг вся информация о состоянии здоровья пациента является предметом врачебной тайны, в случае нарушения которой медицинский работник может

22 Андреев Ю.Н. Платные медицинские услуги. Правовое регулирование. Судебная практика. СПб.: Ось-89, 2007. С. 134.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни».

Таким образом, пациент обладает правом на приватность и конфиденциальность, которое заключается в том, что любые сведения о состоянии его здоровья, а также о проведенных медицинских вмешательствах должны рассматриваться в качестве приватных и быть защищены надлежащим образом.

Кроме того, данное право пациента следует уважать и в ходе проведения различных медицинских процедур (диагностических мероприятий, применения лекарственных средств и т.д.), которые должны проходить в соответствующей обстановке, т.е. в присутствии только тех лиц, которым разрешил сам пациент.

В соответствии с ч. 1 ст. 782 ГК РФ «Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов».

Смысл данной нормы состоит в том, что односторонний отказ от договора возможен в любое время: как до, так и в процессе оказания услуги. Само по себе право на односторонний отказ от исполнения договора устанавливается императивно и потому не может быть изменено соглашением сторон. Поэтому если вместо взыскания фактически понесенных расходов либо убытков стороны предусмотрели в дого-

воре неустойку (как способ обеспечения исполнения обязательства в случае досрочного отказа одной из сторон от договора), то такая неустойка признается ничтожной как ограничивающая право сторон на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг23.

Следует также отметить право пациента на предотвращение по мере возможностей страданий и боли и право на индивидуальный подход к лечению. Суть указанных прав состоит в том, что медицинские организации и частнопрактикующие врачи, следуя, в том числе, нормам врачебной этики, должны принимать все возможные разумные меры, направленные на паллиативное лечение пациентов и облегчение их доступа к такому лечению. Кроме того, исполнитель должен предлагать гибкие программы лечения, исходя из индивидуальных потребностей пациента. Важно, несмотря на рыночный характер отношений, чтобы критерии экономической самоокупаемости не преобладали над правом на медицинское обслуживание.

23 Постановление Президиума ВАС РФ от 7 сентября 2010 г. № 2715/10 по делу № А64-7196/08-23. В иске о взыскании штрафа на основании пункта соглашения об оказании юридической помощи отказано, встречный иск о признании недействительным (ничтожным) пункта соглашения об оказании юридической помощи удовлетворен, поскольку предусмотренная пунктом спорного соглашения неустойка ограничивает право заказчика на расторжение договора, а, следовательно, в соответствии со ст. 168 ГК РФ является ничтожной.

Гражданский процесс. Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [Л.В. Туманова и др.]; под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Эриашвили. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право,2017. 175 с.

Практикум содержит материалы, необходимые для самостоятельной работы курсантов, слушателей и студентов при изучении дисциплины «Гражданское процессуальное право», в том числе по таким основным темам, как предмет, метод, принципы и субъекты гражданского права, гражданские процессуальные отношения, подведомственность и подсудность дел, сущность, особенности и этапы гражданского судопроизводства.

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адресредакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИКУМ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.