11.7. ДОГОВОР РЕСУРСОСНАБЖЕНИЯ
В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Канцер Юрий Александрович, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин
Место работы: ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС). Волгоградский филиал
yurikantser@mail.ru
Аннотация: Задачи: исследовать особенности договора ресурсоснабжения, определить его место в российском законодательстве, выявить юридические свойства договора ресурсоснабжения, вывести определение договора ресурсоснабжения.
Модель (методология): сравнительно-правовой, системно-правовой, логико-теоретический методы, структурно-функциональный анализ.
Выводы: выведены основные признаки договора ресурсоснабжения: особый предмет - ресурс; особый характер передачи - через присоединенную сеть (характерными чертами такой передачи являются родовая определенность предмета, субъектная неопределенность участников процесса сетевой передачи, тот признак, что передача ресурса может носить односторонний и пассивный характер действий); особенности в субъектном составе; особенности в содержании договора (преимущественно особенности обязанностей абонента); а также особый порядок определения цены ресурса. Сам договор характеризуется как смешанный, консенсуальный, двусторонний, взаимный, возмездный, публичный, договор присоединения, имеющий техническое наполнение.
Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы: исследование ограничено российским законодательством и российским правоприменением, ограничено изучением использования ресурсов при оказании коммунальных услуг в многоквартирных домах (не коммерческое использование) / возможное применение практикующими юристами ресурсоснаб-жающих компаний и управляющих организаций в ходе трудовой деятельности.
Практическое значение: отдельные теоретические выводы могут служить основой для методических рекомендаций и применены в практической деятельности контролирующих органов и судов; материалы исследования могут быть использованы в процессе проведения учебных занятий по гражданскому и жилищному праву. Социальные последствия: выводы могут использоваться при формировании правовой основы в жилищной политики России.
Оригинальность/ценность: заключается в самом исследовании еще малоизученных гражданско-правовых отношений в связи с принятием новых правил коммунального обслуживания, их систематизации, выявлении противо-
речия, первом комплексном исследовании действующего регулирования ресурсоснабжения.
Ключевые слова: договор, энергоснабжение, договор ресурсоснабжения, содержание договора, существенные условия, права, обязанности, ресурсоснабжающая организация, абонент.
THE RESOURCE SUPPLY CONTRACT IN THE RUSSIAN LEGISLATION
Kantser Yuri A., the teacher
Work place: The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Volgograd branch
yurikantser@mail.ru
Annotation: Objectives: To evaluate of resource supply contract, determine its place in the Russian legislation, to identify the legal property resource supply contract, bring the definition of resource supply contract.
Model (methodology): a comparative legal, system-legal, logical and theoretical methods of structural and functional analysis.
Conclusions: The main features of the contract are rived resource supply contract: special object - a resource; the special nature of the transmission - through the connected network (the characteristic features of this transfer are the generic definition of the subject, subjective uncertainty actors network communications, the indication that the transfer of resources can be unilateral and passive actions); especially in the subject composition; especially in the content of the agreement (mainly particularly obligations of the subscriber); and the special procedure for determining the price of the resource. The Treaty itself we characterized as mixed, consensual, bilateral, bilateral, onerous, the public, the merger agreement, which has a technical content.
Scope of the study / possibility of further use of the results of research: the study is limited by Russian law and Russian law enforcement, the use of limited resources in the provision of public services in apartment buildings (non commercial use) / possible use of legal practitioners resource supply companies and management companies in the course of employment. The practical significance: some theoretical conclusions can serve as the basis for the guidelines and applied in practice regulatory authorities and courts; Materials research can be used in training sessions on civil and housing rights.
Social consequences: the findings may be used in the formation of the legal framework of housing policy in Russia.
Originality / value: the study is still little-known civil legal relations in connection with the adoption of new rules for public service, their classification, identification of contradictions, the first comprehensive study of the current regulation and adjustments resource supply volumes of municipal resources, generalization of judicial practice in this area.
Keywords: contract, power supply, the resource supply contract, content of the contract, the essential conditions, rights, duties, resource supply organizations, subscriber.
Ресурсоснабжение во всех его проявлениях является необходимым условием жизни современного общества. От надлежащей подачи энергоресурсов и оказа-
ния коммунальных услуг зависит благополучное развитие страны и регионов, условия жизни и благоустройство домов и мест пребывания людей. Правовой формой закрепления отношений по ресурсос-набжению является договор ресурсоснабжения, закрепленный в гражданском законодательстве.
Договор - это одна из наиболее древних правовых конструкций, которая имеет своим источником обязательственные отношения по поводу деликтов (в настоящее время понимаемых как гражданское правонарушение).
Договор (от лат. «соп^ас^») в общеязыковом, экономическом и юридическом его значении понимается по-разному. По В. И. Далю, договор - это «уговор, взаимное соглашение» [1, с. 450]. В юридическом понимании договор - это и юридический факт, лежащий в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплено установление обязательственного правоотношения [2, с. 495].
Легальное определение гражданско-правового договора сформулировано в пункте 1 статьи 420 ГК РФ, согласно которому договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Подобный подход к пониманию сущности договора традиционен для российской цивилистики, о чем свидетельствуют, в частности, труды известных ученых дореволюционного времени: Г. Ф. Шершеневич определял договор как «соглашение двух или более лиц, направленное к установлению, изменению или прекращению юридических отношений» [3, с. 304]; Д. И. Мейер - как «соглашение воли двух или нескольких лиц, которое порождает право на чужое действие, имеющее имущественный интерес» [4, с. 46]; К. П. Победоносцев - как «сознательное соглашение нескольких лиц, в котором они совместно изъявляют свою волю для того, чтобы определить между собой юридическое отношение, в личном своем интересе по имуществу» [5, с. 2]; И. А. Покровский — как «способ регулирования отношений между частными лицами сообразно их индивидуальным интересам и потребностям, где зиждущей силой всякого договора является соглашение сторон, т. е. их воля» [6, с. 245].
В любом случае, договор служит универсальной формой взаимодействия участников гражданского оборота.
Базовое правовое регулирование договора ресурсоснабжения заключено в Гражданском кодексе РФ [7]. При этом, место данного договора в структуре ГК РФ свидетельствует об официальной позиции законодателя относительно правовой характеристики ресурсо-снабжения.
Параграф номер 6 имеет наименование «Энергоснабжение», включен в главу 30 («Купля-продажа») раздела номер 4 («Отдельные виды обязательств»)
части второй Гражданского кодекса РФ, содержит 10 статей (статьи 539-548 ГК РФ). Иными словами, согласно легальной позиции законодателя договор энергоснабжения имеет самостоятельную разновидность купли-продажи, совместно с розничной куплей-продажей, поставкой, контрактацией, продажей недвижимости и предприятия. Более правильным считаем именовать рассматриваемый договор как «ре-сурсоснабжение», а не «энергоснабжение». Однако в тексте статей 539-548 ГК РФ приводится лишь один вариант написания договора - «энергоснабжение», поэтому в настоящей статье при выражении мысли автора используется понятие «ресурсоснабжение», а при цитировании статей ГК РФ или научных трудов, в которых авторы оперируют соответствующим термином, - «энергоснабжение».
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Понятия договора ресурсоснабжения как такового в законодательстве не существует. Так, Правила обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг №124 [8] неоднократно употребляют понятие «договор ресурсоснабжения», однако не раскрывают его содержание. При этом, в данном нормативном акте раскрываются значения понятий «коммунальная услуга», коммунальный ресурс», «ре-сурсоснабжающая организация», «исполнитель» и пр., т.е. тех понятий, которые являются ключевыми для рассматриваемого договора.
Кроме того, в пункте 3 Правил №124 указывается, что договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных Правилами №124 особенностей. По сути, данные Правила содержат детальное описание порядка заключения такого договора, определяют перечень существенных условий договора, порядок определения объема ресурса.
Выделим некоторые особенности договора ресурсоснабжения, отличающие его от других видов гражданско-правовых договоров.
Одним из основных конститутивных признаков договора ресурсоснабжения является его предмет -энергия, т.е. ресурс, производимый или приобретаемый ресурсоснабжающей организацией, необходимый для обеспечения жизни людей и функциониро-
вания зданий, строений, сооружений, приборов и оборудования.
В классическом понимании, энергия представляет собой определенное полезное свойство материи, выраженное в способности производить полезную работу, обеспечивать выполнение различных технологических операций, создавать необходимые условия для хозяйственной и бытовой деятельности.
Ресурс, как правило, невозможно накапливать в значительных количествах и хранить; процесс его производства, как правило, непрерывен и неразрывно связан как с передачей, так и с потреблением; ресурс передается только через присоединенную сеть, возвратить его нельзя.
Итак, ресурс (вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, условно - водоотведение) подается через присоединенную сеть. Данный признак также является основным для договора ресурсоснабжения.
Присоединенная сеть является обыкновенным техническим средством, делающим процесс систематического получения некоторых видов товаров (ресурсов определенного типа) более удобным, менее затратным и более эффективным, хотя и несколько более сложным с технологической точки зрения (предполагающим наличие специального передающего и принимающего оборудования, а также приборов учета потребления).
Эта особенность выражается в неразрывности процессов производства, транспортировки и потребления товара, в ограничении возможности его хранения, во влиянии деятельности потребителей на качество товара. [9, с. 6]
По присоединенной сети передаются так называемые энергоносители - потоки заряженных частиц, газы и жидкости. Газы и жидкости если и могут быть отнесены к категории вещей, но лишь вещей генери-ческих (родовых); что же касается потоков заряженных частиц, то их отнесение к вещам представляется невозможным.
Отметим, что родовая определенность предмета сетевой передачи ресурса никак не мешает возникновению обязательств на почве общественных отношений по поводу такого предмета. Главным является абсолютная определенность (конкретность) сторон юридического отношения, претендующего на статус обязательства - кредитора и должника (возможно, будущих сторон судебного спора). Другое дело -участники фактического отношения фактического. Так, например, должник вправе возложить исполнение обязательства на третье лицо, а кредитор обязан принять надлежащее исполнение, предложенное таким (третьим) лицом (статья 313 ГК РФ), равно как и то, что кредитор имеет право за свой счет переадресовать причитающееся ему исполнение (например, с помощью отгрузочных разнарядок - пункты 2 и 3 статьи 509 ГК РФ). Иными словами, кто конкретно и кому
именно будет производить исполнение - неважно, лишь бы само исполнение было надлежащим.
Применительно к отношениям ресурсоснабжения в системе жилищно-коммунального хозяйства таким фактическим потребителем коммунального ресурса (пользователем коммунальными услугами) является гражданин, несмотря на то, что договор ресурсоснаб-жения заключается между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией (исполнителем).
С уверенностью скажем, что наиболее частой ссылкой абонентов-ответчиков в судебных разбирательствах по искам ресурсоснабжающих организаций о взыскании с них долгов по оплате за поставленный коммунальный ресурс в многоквартирные дома, является то обстоятельство, что сами граждане-потребители как фактические пользователи услугами имеют задолженность перед управляющими компаниями, следовательно, такие абоненты-ответчики не располагают достаточными денежными средствами для оплаты задолженностей. Однако, такие доводы являются несостоятельными. [10]
Отметим, отличительным моментом передачи через сеть является то обстоятельство, что обычная передача товара представляет собой единый двусторонний акт сдачи-приемки, внешне выраженный в известных положительных действиях каждого его участника, - юридический факт однократный и одномоментный. Нам трудно привести какой-нибудь другой пример исполнения обязательств, при котором ни должник с кредитором, ни лица, на которых возложено (которым переадресовано) исполнение, не только вообще никак не взаимодействовали бы друг с другом, но и вовсе бездействовали, равно как и пример такого обязательства, существование и исполнение которого происходили бы непрерывно и постоянно.
Итак, особенностями передачи ресурса через присоединенную сеть являются родовая определенность предмета; субъектная неопределенность участников процесса сетевой передачи; передача ресурса может носить односторонний и пассивный характер действий.
Не менее важными признаками договора ресурсос-набжения являются его особенности в субъектном составе и содержании договора. Это требует отдельного рассмотрения (целью настоящей статьи не является).
Коммунальные ресурсы непосредственно поступают потребителям, платежи за них поступают от потребителей в полном объеме ресурсоснабжающей организации, но через организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. Причем эта схема может быть иной - собственники помещений многоквартирного дома могут принять решение и о непосредственном внесении платежей за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации. Итак, собственного интереса в приобретении коммунального ресурса организация, осуществляющая управление, не имеет.
На наш взгляд, необходимо отметить еще один признак, проявляющийся в процессе исполнения договора - особый подход при определении цены за специфичный товар (ресурс). Оплата ресурса производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основе вышеизложенного дадим определение понятию «договор ресурсоснабжения». Под договором ресурсоснабжения понимается соглашение, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация (поставщик ресурса) принимает на себя обязательство по продаже коммунального ресурса исполнителю (абоненту) или оказанию услуг по водоотведению через присоединенную сеть, а исполнитель (абонент) обязуется оплатить учтенный потребленный коммунальный ресурс или оказанные услуги по водоотведению.
Считаем также возможным называть исследуемый договор как «договор снабжения ресурсами». Итак, особенностями договора ресурсоснабжения являются:
1 - особый предмет (ресурс);
2 - характер передачи ресурса (через присоединенную сеть);
3 - особенности в субъектном составе сторон договора (ресурсоснабжающая организация и абонент);
4 - особенности прав и обязанностей сторон (преимущественно - особенности обязанностей абонента);
5 - специальный порядок определения цены ресурса.
Обратимся к юридической характеристике договора
ресурсоснабжения.
Договор ресурсоснабжения является смешанным, сочетающим в себе в большей части элементы купли-продажи, а также в меньшей степени договора возмездного оказания услуг. Рассматриваемый договор имеет достаточно специфичную нормативную регламентацию с обширным рядом подзаконных нормативных актов, именуемый по разному, а в современном понимании называется договором ресурсоснабжения.
Отметим, что иные нормативные акты применяются к энергоснабжению субсидиарно по отношению к ГК РФ (анализ статьи 539 ГК РФ), а специальная правовая регламентация имеет приоритет перед положениями Гражданского кодекса РФ.
На примере электроснабжения проанализируем нормативную характеристику договора энергоснабжения, что прямо влияет на определение правовой природы ресурсоснабжения. В соответствии с пунктом 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения) [11] по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъ-
емлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг [12], урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
При этом, как следует из пункта 29 Основных положений, по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а исходя из буквального прочтения пункта 27 Основных положений, законодательство различает два вида договора, с помощью которых реализуется электрическая энергия (мощность) на розничных рынках, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности): договор энергоснабжения и договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Предполагается, что договор энергоснабжения сочетает в себе все существенные условия договора купли-продажи и иные условия, к которым относятся условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа (анализ пунктов 40, 41 Основных положений, пункта 4 Правил недискриминационного доступа).
Отметим, что в силу прямого указания в федеральном законе от 26.03.2003 №35-Ф3 (ред. от 29.12.2014) «Об электроэнергетике» [13] поставщики электрической энергии и покупатели электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры) (пункт 2 статьи 37 федерального закона). Это подтверждается также судебной практикой. [14] В рамках конкретного дела суд указал, что спорный договор по своей правовой природе является смешанным договором, содержащим элементы договора возмездного оказания услуг (в части передачи электроэнергии) и договора поставки (в части купли - продажи энергии в целях компенсации).[15]
Аналогично электроснабжению, исследуем нормативную характеристику договора на водоотведение как пример ресурсоснабжения. На фоне принятия федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» спорной становится квалификация договора водоотведения. Традиционно считалось (считается и в большей части судебных актов в настоящее время[16]), что договор водоотве-дения является договором энергоснабжения (приме-
няются правила статей 539-548 Гражданского кодекса РФ). Однако в статье 14 федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» отмечено, что к таким правоотношениям следует применять правила о возмездном оказании услуг (статьи 779-783 ГК РФ).
В связи с этим, может возникнуть правовая коллизия при регулировании отдельных договорных правил. Необходимо, в связи с этим, учитывать, что водоотведе-ние может осуществляться как на основании договора водоотведения, так и на основании единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644). Как отмечено в пункте 2 статьи 15 федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.
Таким образом, если заключен отдельный договор водоотведения - это договор возмездного оказания услуг, если заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения - это смешанный договор, включающий элементы энергоснабжения и возмездного оказания услуг.
Так, по конкретному делу, суд указал, что по своей правовой природе спорный договор на холодное водоснабжение и водоотведение является смешанным и содержит в себе элементы договора энергоснабжения и возмездного оказания услуг. [17]
Для примера, в настоящее время, на территории города Волгограда применяются оба варианта договора: самостоятельный договор водоотведения применяется на территории Красноармейского и Кировского районов города, в других районах города применяется смешанный вариант договора.
Будучи разновидностью договора купли-продажи, договор ресурсоснабжения является консенсуальным, что напрямую следует из законодательной формулы договора (пункт 1 статьи 539 ГК РФ). Исходя из этого, права и обязанности у сторон по этому договору появляются с момента достижения соглашения по всем существенным условиям договора. И хотя конструкция статьи 540 ГК РФ предусматривает необходимость осуществления подключения абонента - физического лица к сети энергоснабжающей организации, это не меняет консенсуальной природы договора энергоснабжения. Как правильно отмечает О.М. Олейник, фактическое подключение означает лишь наличие у потребителя технической возможности получать энергию.[18, с. 203]
Договор снабжения ресурсом является двусторонней сделкой. Для нее характерно наличие специального субъекта - ресурсоснабжающей организации. Что касается статуса абонента, то им может стать лю-
бое физическое или юридическое лицо при соблюдении условий пункт 2 статьи 539 ГК РФ, т.е. при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Вне всяких сомнений, договор ресурсоснабжения является возмездным. За подачу ресурса исполнитель обязуется вносить. Любой ресурс, подаваемый по договору ресурсоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве, имеет свою цену. Стоимостная ценность ресурсов в системе ЖКХ с каждым годом возрастает. Также, отметим, ежегодно ужесточаются правила учета коммунального ресурса в целях реализации программы энергосбережения.
Базовые подходы к определению цены ресурса определяются в статье 544 ГК РФ. В пункте 1 данной статьи указывается, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В пункте 2 указанной статьи отмечается, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Общая схема отношений в сфере ЖКХ, без допускаемых законодательством исключений (см., например, положения о непосредственном способе управления в §5 главы 2 настоящей диссертации), представляет собой систему отношений: «ресурсоснабжающая организация - управляющая организация», «управляющая организация - собственники жилых помещений».
Применение договора ресурсоснабжения в сфере ЖКХ означает, что конечным потребителем энергии является население, при этом, в стадии отношений «управляющая компания - собственники жилых помещений» коммунальный ресурс, поданный ресурсо-снабжающей организацией, называется уже коммунальной услугой.
В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжа-ющей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжаю-щей организацией по оплате коммунального ресурса.
В случае удовлетворения требования ресурсоснаб-жающей организации по итогам судебного разбирательства к управляющей организации об оплате задолженности за поставленные в соответствующий многоквартирный жилой дом коммунальные ресурсы повторное начисление платежей таким гражданам в части оплаченный ими ресурсов (услуг) не допускается.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 №5614/13 [19].
Потребители коммунальных услуг не несут никаких обязанностей непосредственно перед ресурсоснаб-жающей организацией, а ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от потребителей внесения платы. Взыскивать задолженность за коммунальный ресурс ресурсоснабжающая организация вправе только с исполнителя коммунальных услуг. На практике, 10-20% собственников жилых помещений из общего числа жильцов регулярно не оплачивают коммунальные услуги. Взыскивать долги с граждан вправе сама управляющая организация.
Действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению, между ресурсоснабжаю-щей организацией и исполнителем коммунальных услуг, допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Еще одной характеристикой договора ресурсоснаб-жения, на наш взгляд, следует назвать его техническое наполнение. Для полного понимания сути самого договора энергоснабжения, особенностей исполнения, ответственности сторон, идеальным специалистом был бы человек, имеющий соответствующую подготовку как в сфере юриспруденции, так и в сфере технических наук (например, специальность высшего профессионального образования «Электроэнергетика и электротехника», профилем работы которой являются области эксплуатации, исследования (на базе современных информационных технологий и ЭВМ) систем электроснабжения, проектирования и эксплуатации автоматизированных систем управления (АСУ) электроснабжением промышленных, сельскохозяйственных и коммунально-бытовых предприятий [20]).
Для примера, арбитражный суд первой инстанции определил для себя предмет доказывания по конкретному делу, указав, что по настоящему иску подлежат установлению следующие обстоятельства: установление факта перетока электроэнергии через электросети; определение величины (количественного значения) электроэнергии, поступившей в сеть; определение полезного отпуска (величины электроэнергии, вышедшей из сети в смежные сети и потребителям); определение величины потерь и факта возникновения ненормативных потерь в сетях ответчика; расчет стоимости потерь и размер фактически произведенной оплаты. [21]
Очевидно, среднестатистическому юристу, разобраться в хитросплетениях исполнения договора ре-
сурсоснабжения, особенно в процессе судебного разбирательства, непросто. Поэтому, в характеристике договора также отметим его технический характер, использование соответствующей терминологии и технических средств измерения.
Таким образом, договор ресурсоснабжения считается правовой формой, которая оформляет отношения, так или иначе связанные с использованием ресурса, официально - это тип договора купли-продажи, однако, фактически, нередко сочетает в себе также элементы договора оказания услуг, что характеризует его как смешанный.
Договор ресурсоснабжения следует охарактеризовать как консенсуальный, двусторонний, взаимный, возмездный, публичный, договор присоединения, имеющий техническое наполнение. Список литературы:
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1955. С. 450.
2. Гражданское право / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. СПб., 1998. С. 495
3. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М., 1995. С. 304.
4. Мейер Д. И. Русское гражданское право. В 2 ч. Ч. 2. (по ис-прав. и дополн. 8-му изд. 1902 г.). М., 1999. С. 46.
5. Победоносцев К. П. Курс гражданского права. В 3 т. / под ред. В. А. Томсинова. Т. 3. М., 2003. С. 2.
6. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 245.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть II от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 23.07.2013) [Текст] // СЗ РФ. -29.01.1996. - №5. - Ст. 410.
8. Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» (вместе с «Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями») (ред. от 25.02.2014) [Текст] // СЗ РФ. - 20.02.2012. - №8. - Ст. 1040.
9. Шафир А.М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). М., 1990. С. 6.
10. См., напр.: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.02.2015 по делу №А12-14717/2014 // Интернет-ресурс: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/f1f59754-33dc-4736-9ef4-ec9261be642f/A12-14717-2014_20150227_Postanovlenie%20kassacii.pdf; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.02.2015 по делу №А40-169365/13 // Интернет-ресурс: http://kad.arbitr.ru/ PdfDocument/f8997337-ce57-4341-a6c2-489dfe888994/A40-169365-2013_20150204_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf ; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2014 по делу №А33-4906/2013 // Интернет-ресурс: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/3a773f1e-697e-4392-93f3-f6e943ca12a2/A33-4906-2013_20140225_Postanovlenie% 20kassacionnoj%20instancii.pdf и пр.
11. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (ред. от 11.08.2014) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») // СЗ РФ, 04.06.2012, № 23, ст. 3008.
12. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 31.07.2014) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринима-ющих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» // СЗ РФ, 27.12.2004, №52 (часть 2), ст. 5525.
13. Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об электроэнергетике» // СЗ РФ, 31.03.2003, №
13. ст. 1177.
14. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по делу N А05-3510/2011 // СПС Консультант Плюс, 2015.
15. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.11.2014 по делу №А06-3274/2012. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/56e93665-599f-4289-8431-b5f6b4d70fe9/A06-3274-2012_20141113_Reshenie.pdf.
16. См., напр.: Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.02.2015 по делу №А12-41837/2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru /PdfDocument/07166eae-0fd2-473e-9ca0-23586b4843ed/A12-41837-2014_20150220_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf.; Решение Арбитражного суда Волгоградской области от
08.12.2014 по делу №А12-31250/2014. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/740f94b3-7с31-4918^33^9Ь10Ь143857/А12-31250-2014_20141208_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf.; Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.10.2014 по делу №А12-24332/2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/194d4dc4-0100-47af-a341-92ccf86974c9/A12-24332-
2014_20141001_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf.; Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.06.2014 по делу №А12-12803/2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/4ba55b12-e1f4-49a6-9576-b5a306614745/A12-12803-2014_20140610_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf.
17. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от
19.01.2015 по делу №А60-20343/2014 // СПС Консультант Плюс, 2015.
18. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. О.М. Олейник. С. 203.
19. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 №5614/13 по делу №А40-61736/12-28-577 // Вестник ВАС РФ, № 1, 2014.
20. См., напр., соответствующую специальность в ФГБОУ ВПО «МГТУ»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://abit.mstu.edu.ru/spec/13.03.02.shtml.
21. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.11.2014 по делу №А06-3274/2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/56e93665-599f-4289-8431-b5f6b4d70fe9/A06-3274-2012_20141113_Reshenie.pdf.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Канцер Юрия Александровича «Договор ресур-
соснабжения в российском законодательстве» В работе проанализировано правовое регулирование и юридическая характеристика договора ресурсоснабжения. В свете постоянно изменяющегося законодательства в сфере ЖКХ данная тема является весьма актуальной для гражданского права.
Острота выбранной темы не вызывает сомнения в условиях упадочного состояния коммунального сектора народного хозяйства и необходимости правового сопровождения реформ в данной сфере.
Автором исследованы особенности договора ресурсос-набжения, предприняты попытки определить его место в российском законодательстве, выявить юридические свойства договора ресурсоснабжения, а также вывести определение договора ресурсоснабжения.
В настоящее время насущным становится вопрос о методике определения объема и стоимости коммунального ресурса, на что автор акцентирует внимание. Для чего, автором наряду с общепризнанными признаками договора энергоснабжения вводится еще один признак - особый порядок определения цены ресурса.
Автором проведена теоретическая работа, в результате которой договор ресурсоснабжения им характеризуется как смешанный, консенсуальный, двусторонний, взаимный, возмездный, публичный, договор присоединения, имеющий техническое наполнение. Данные юридические свойства договора обоснованы по тексту статьи.
Также, автором умело используется судебная арбитражная практика при изложении своих выводов.
Научная статья, несомненно, обладает признаками новизны, содержит все требования, предъявляемые к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Научный руководитель,
доктор юридических наук, профессор
кафедры гражданского и международного частного права
Волгоградского государственного университета
Рыженков А.Я.