М. Н. Малеина*
ДОГОВОР ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ1
Аннотация. В статье анализируются действующие нормативные правовые акты, посвященные вопросам организации и прохождения практики. Более подробно обязанности и права образовательной и профильной организаций раскрыты в договорах об организации практики, которые разработаны разными вузами и организациями среднего профессионального образования.
В качестве существенных условий договора об организации и проведении производственной практики обучающихся в законе надо закрепить, помимо предмета договора, условия о месте, времени прохождении практики, условие о соответствии места работы в профильной организации программе практики и заданиям руководителя практики от образовательной организации, условие о перечне обучающихся, направляемых на практику. Представляется, что по правовой природе договор об организации и проведении производственной практики обучающихся является договором об оказании услуг. По правовым характеристикам такой договор считается консенсуальным, двустороннеобязывающим, длящимся, возмездным или безвозмездным. Договор об организации и проведении производственной практики обучающихся следует отграничивать от договора о сетевой форме реализации образовательных программ. К отличительным особенностям относятся следующие: предмет договора об организации и проведении практики обучающегося значительно уже, его составляют действия образовательной и профильной организаций только в области организации передачи практических навыков обучающимся; существенные условия сравниваемых договоров не совпадают; договор об организации и проведении практики обучающегося заключается с одной организацией, а при необходимости заключается несколько двусторонних однотипных договоров с разными организациями; прохождение обучающимся производственной практики в ходе обучения обязательно для уровней профессионального образования; по завершении практики выдаваемый документ учитывается при прохождении государственной итоговой аттестации, но не имеет самостоятельного значения (не подтверждает квалификацию).
Ключевые слова: производственная практика, обучающийся, бакалавр, магистр, образовательная организация, договор об организации и проведении практики, договор возмездного оказания услуг, образование, Закон «Об образовании в Российской Федерации».
001: 10.17803/1729-5920.2018.134.1.157-163
1 Статья подготовлена при информационно-правовой поддержке СПС «КонсультантПлюс».
© Малеина М. Н., 2018
* Малеина Марина Николаевна, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист РФ
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
1. ПРАВОВОЕ И ИНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Вопросы правового регулирования отношений, возникающих при прохождении практики обучающимся вне образовательной организации, затронуты в ст. 2 и 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»2 (далее — Закон об образовании). Обучающиеся, проходящие производственную практику, упомянуты в Трудовом кодексе РФ (ст. 59, 227) как лица, с которыми может быть заключен срочный трудовой договор. Более подробно обязанности и права заинтересованных лиц раскрыты в новых специальных актах Минобрнауки России — Положении о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования от 27 ноября 2015 г. № 13833 и Положении о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования от 18 апреля 2013 г. № 2914. Однако эти нормативные акты только косвенно касаются регулирования договорных отношений между образовательной и профильной организациями.
Основное регулирование договорных отношений производится локальными актами образовательных организаций и иногда дополнительно актами профильных организаций. Так, образовательные организации принимают Положения об организации практики обучающихся, Положения о сотрудничестве с работодателями, разрабатывают образцы, примерные формы договоров и других документов.
Закон об образовании называет практикой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью (ст. 2). Рассмотрим особенности
организации и проведения производственной практики обучающихся в организациях среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО) вне этих организаций путем правового исследования договора между образовательной организацией и организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Такое соглашение иногда называют договор о предоставлении мест для прохождения производственной практики обучающимися, договор о сотрудничестве по проведению практики, но более удачное, на мой взгляд, название — договор об организации и проведении производственной практики обучающихся.
2. СТОРОНЫ, ПОРЯДОК И ФОРМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Согласно современному законодательству одной стороной договора об организации и проведении производственной практики обучающихся является организация, осуществляющая образовательную деятельность5. В качестве другой стороны выступает организация, осуществляющая деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (профильная организация, ресурсная организация), т.е. база прохождения практики.
Из закона и приказов Минобрнауки России не следует обязательность заключения таких договоров для профильной организации. Но, поскольку практика является необходимым видом учебной деятельности и проведение практики предусмотрено основными профессиональными образовательными программами, для образовательной организации поиски форм организации производственной практики обязательны.
Как правило, с инициативой заключения договора выступает образовательная организация, которая готовит и проект договора. Есть
СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Закон также допускает проведение практики непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Однако в статье затронуты исключительно те отношения, которые складываются при организации производственной практики вне образовательной организации. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 6. Российская газета. 26 июня 2013 г.
Проводя границу между образовательной организацией, организацией, осуществляющей обучение, и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в дальнейшем будем использовать термин «образовательная организация».
2
3
4
5
и иные примеры. Так, на сайте Тюменского государственного университета имеется специальная рубрика «Приглашение на практику», где размещены объявления профильных организаций, приглашающих студентов для прохождения практики.
Образовательные организации допускают поиск обучающимся самостоятельно места прохождения практики, при этом студенту выдается направление в выбранную организацию. Например, согласно п. 4.2 Положения о порядке проведения практики студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» (утверждено приказом ректора от 15 апреля 2014 г. № 231/1), при самостоятельном нахождении места практики студент может обратиться в Центр содействия занятости, филиал Университета с целью оформления официального направления на практику, указав название организации, Ф. И. О. и должность лица, на имя которого выписывается направление на практику.
В соответствии с п. 4.3.14 Положения об организации и проведении практик курсантов и студентов П-19 (утверждено начальником Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота 1 июня 2011 г.), если курсант (студент) пожелает реализовать свое право самостоятельно выбрать место прохождения практики, то он заблаговременно, не позднее чем за месяц до ее начала, представляет на кафедру гарантийное письмо организации или предприятия об обеспечении его местом практики. Гарантийное письмо представляет собой одностороннее обязательство профильной организации предоставить место практики в соответствии с программой конкретному обучающемуся и подтверждает отсутствие финансовых претензий по обеспечению практики.
Учитывая длящийся характер отношений между сторонами, охват большого количества обучающихся, целесообразно заключать такой договор только в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Анализируя современные отношения, отдельные юристы отмечают, что «нередко
студенты (особенно иногородние) проходят практику в организациях, с которыми у вузов нет договоров, и технически очень сложно их заключить; вузы эту практику засчитывают. Очевидно, нет смысла препятствовать студенту в прохождении практики в этих организациях, но это должно быть исключением из правила. Следовательно, в новом Положении в отношении заключенных с вузами договоров можно написать "как правило" и закрепить право вуза о разрешении прохождения практики в организации, с которой не заключен договор»6.
Действительно, такие отношения складываются, но нельзя разделить отношение к их существованию и согласиться с их оценкой. Думается, что в описанных выше случаях договор между образовательной и профильной организациями все-таки заключается, причем в письменной форме.
Это подтверждается тем, что обучающий приходит в профильную организацию с индивидуальным заданием руководителя практики, индивидуальным планом производственной практики, дневником практики, направлением на практику (удостоверением о направлении на практику). В этих документах отражено волеизъявление образовательной организации с указанием периода практики, места его прохождения, заданий. Кроме того, сам обучающийся озвучивает цель своего визита. Для нас очевидно, что студент-медик приходит в профильную организацию не для лечения, студент-строитель — не для заказа ремонта своей квартиры, а студент-транспортник — не для покупки авиабилета.
В свою очередь, профильная организация предоставляет фронт работы, а по окончании практики составляет характеристику на обучающегося, делает отметки в дневнике практики. Таким образом, профильная организация соглашается провести практику и оформляет (составляет, заполняет) документы, подтверждающие стремление установить правовые отношения по поводу практики. Для профильной организации бесспорно, что обучающийся не оформляется на постоянную работу и не является случайным прохожим.
Согласно п. 3 ст. 434 и п. 3 ст. 438 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято путем совершения лицом, по-
6 Нарутто С. В. О правовом регулировании порядка организации и прохождения студенческой практики в вузах // Административное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 77—86.
лучившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора.
Сложившийся порядок нельзя считать юридически удачным, однако он не противоречит закону. И тем более не следует вносить в нормативные акты поправок, в силу которых можно предположить существование бездоговорного порядка отношений типа «образовательная организация — профильная организация».
Допустимо заключение долгосрочного многолетнего рамочного договора об организации и проведении практики обучающихся при сложившихся стабильных отношениях между образовательной и профильной организациями. В таком рамочном договоре могут быть сформулированы основные обязанности сторон и сроки передачи сведений о каждой практике, однако периоды прохождения каждой практики, списки обучающихся, имена руководителей практик от организаций будут отражены в конкретных договорах об организации и проведении практики.
Иногда образовательная организация и профильная организация заключают комплексный долгосрочный договор о сотрудничестве. Например, в Договоре о сотрудничестве, подготовленным Российским государственным геологоразведочным университетом имени Серго Орджоникидзе (утвержден Ученым советом МГРИ-РГГРУ 18 апреля 2013 г.) предмет сформулирован кратко: «научно-техническое сотрудничество, организация и проведение производственных практик, трудоустройство молодых специалистов» (п. 1.1). Такие комплексные договоры включают не только условия об организации и проведении производственной практики, но и условия о привлечении специалистов профильной организации для проведения учебных занятий в вузе, о совместных заседаниях научно-технических советов с целью презентации научно-технических разработок вуза по тематике профильной организации, о проведении совместных научно-практических конференций, круглых столов, обучающих семинаров, о принятии участия профильной организации в организуемых вузом мероприятиях, связанных с трудоустройством студентов и выпускников.
В подобных случаях обязательными дополнительными документами становятся приложения к комплексному договору, в которых оговариваются сроки прохождения производственной практики, списки направляемых на практику обучающихся и другие условия.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Существо договора составляют основные обязанности организаций (сторон), которые могут быть положены в определение договора. По договору об организации и проведении производственной практики обучающихся образовательная организация обязана до начала практики предоставить профильной организации программу и календарный график прохождения практики, список направляемых обучающихся, направить в профильную организацию обучающихся, оказывать работникам профильной организации методическую помощь в организации и проведении практики, а профильная организация обязана предоставить рабочие места для проведения практики, назначить руководителей практики от организации, способствовать формированию и развитию практических навыков у обучающихся, обеспечить обучающимся надлежащие условия труда, дать характеристику на каждого практиканта.
В качестве существенных условий этого договора в законе надо закрепить, помимо предмета договора, условия о месте, времени прохождении практики, условие о соответствии места работы в профильной организации программе практики и заданиям руководителя практики от образовательной организации, условие о перечне обучающихся, направляемых на практику.
Предмет договора складывается из действий образовательной организации по передаче необходимой информации и направлении обучающихся в профильную организацию и услуг профильной организации в организации работы практикантов, назначении руководителя практики, передаче практических навыков, умения, знаний обучающимся, предоставлении возможности пользоваться лабораториями, мастерскими, технической, экономической и другой документацией в подразделениях профильной организации.
В описании предмета договора сложность вызывает формулировка услуги профильной организации «способствовать формированию и развитию практических навыков у обучающихся». Обычно в договорах это условие не раскрывается. В качестве редкого примера приведем положения Договора об организации и прохождении учебной и производственной практик студентов ФГБОУ ВПО Оренбургского
государственного аграрного университета, где закреплено, что предприятие (профильная организация) знакомит или обеспечивает знакомство студента с уставом предприятия, основными направлениями деятельности, структурой управления, с организацией работ в конкретных производственных или функциональных подразделениях предприятия, с техническими и технологическими процессами, составом оборудования и его эксплуатацией, материально-техническим оснащением; помогает грамотно выполнять все задания, знакомит с передовыми методами работы и с отраслевой информацией по производственному опыту, по совершенствованию работы предприятия, перспективам его развития, внедрением инновационных технологий (п. 2.2.3).
Важным является условие о месте прохождения производственной практики обучающимися, что предполагает указание не только названия и адреса профильной организации, но и ее подразделения (отдел, департамент, цех и пр.).
Условие о времени прохождения производственной практики обучающимися раскрывается путем указания первого и последнего дня практики и (или) выделения в календарном учебном графике часов практики.
Понятие «существенное условие о соответствии места работы обучающегося в профильной организации программе практики и заданиям руководителя практики от образовательной организации» уже объема понятия ««надлежащие условия труда». Надлежащие условия труда означают организацию рабочего места с учетом трудового законодательства.
В конкретных договорах вводятся соответствующие обязанности профильной организации. Например, в Договоре об организации и прохождении учебной и производственной практик студентов Оренбургского государственного аграрного университета предусмотрено, что предприятие (профильная организация) обеспечивает качественное проведение инструктажа по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности, по режиму и трудовому распорядку работы, по охране и защите коммерческой и другой информации; осуществляет контроль за выходом на работу и продолжительностью рабочего дня студента; организует прохождение практики студента в соответствии с программой практики и выданным заданием и не допускает использования студента на должностях и выполнения
им работ, не предусмотренных программой практики и не имеющих отношения к получаемой специальности; обеспечивает безопасные условия труда для студента, снабжает в необходимых случаях спецодеждой и иными принадлежностями по установленным нормам; производит доставку студента при необходимости к месту работы на транспорте, специально оборудованном для перевозки людей; не допускает к работе на сельскохозяйственных и иных машинах студента, не имеющего удостоверения на право работы на них (п. 2.2.3, 2.2.9—2.2.11).
Условие о перечне обучающихся, направляемых на производственную практику, означает, что формулируется состав обучающихся с указанием фамилии, имени, отчества, направления подготовки (специальности). Если обучающихся несколько, то целесообразно такие сведения указывать в специальном приложении к договору, если в профильную организацию направляется один обучающийся, то сведения о нем желательно закрепить непосредственно в тексте договора.
Не существенным, но требующим упоминания для учета возможных ситуаций является условие о повторном направлении в профильную организацию для прохождения практики, если обучающий ее не прошел в установленные сроки по уважительной причине.
Условие о контроле образовательной организации за прохождением производственной практики обучающимися может быть сформулировано в договоре путем указания на формы контроля, периодичность. Но чаще всего в договорах это условие закреплено в общей форме. Например, в образце Договора о прохождении практики студентами Ростовского-на-Дону строительного колледжа предусмотрены обязанности колледжа систематически контролировать прохождение практики студентами, реализацию программы, содержание и планируемые результаты практики; своевременно реагировать на сигналы о нарушении трудовой дисциплины; контролировать реализацию программы и условия проведения практики организацией, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами; расследовать и учитывать несчастные случаи, если они произойдут со студентами в период прохождения практики (п. 2.2.3—2.2.4., 2.2.8—2.2.9).
4. О ПРИРОДЕ ДОГОВОРА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Следует отграничить отношения, складывающиеся между образовательной организацией и обучающимся, между образовательной организацией и профильной организацией, между профильной организацией и обучающимся.
Договор об организации и проведении производственной практики обучающихся по своей природе гражданский, поскольку в нем принимают участие юридические лица как частные субъекты, а отношения между ними как равноправными лицами строятся в отсутствии принуждения, подчинения.
Возникает вопрос о природе договора об организации и проведении практики. Можно ли его квалифицировать как договор об оказании услуг? Полагаем, что, поскольку образовательная организация заказывает определенную услугу (научить обучающегося профессиональным навыкам, способствовать формированию и развитию практических навыков у обучающегося), а профильная организация оказывает услуги (обучает навыкам практической деятельности обучающихся), есть основание определить данное соглашение как договор об оказании услуг.
Анализ документов, оформляющих организацию производственной практики, показывает, что договор об организации и проведении производственной практики может быть безвозмездным или возмездным.
Когда договор безвозмездный, то интерес образовательного учреждения в организации практики обусловлен необходимостью исполнения положений федерального государственного образовательного стандарта и Закона об образовании по передаче обучающимся профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. А интерес профильной организации в проведении практики состоит в обеспечении в будущем квалифицированными кадрами, проверка знаний и умения которых может быть осуществлена в период практики, получении временной бесплатной рабочей силы, улучшении своего имиджа.
Если договор возмездный, то профильная организация получает оплату за организацию
и проведение практики от образовательной организации. Так, согласно п. 4.6 Положения об организации и проведении практик курсантов и студентов Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, оплата труда руководителя практики от предприятия устанавливается двухсторонними договорами между Академией и предприятием; оплата за руководство практикой курсантов (студентов) предприятию Академией производится после окончания практики курсантов (студентов) согласно счету, выставляемому Академии предприятием на основании акта выполненных работ.
Следует обратить внимание на сходство договора об организации и проведении практики обучающегося и договора о сетевой форме реализации образовательных программ. По предмету общим для двух сравниваемых договоров является организация обучения с участием двух и более организаций.
Отличия7 можно усмотреть в том, что:
1) предмет договора об организации и проведении практики обучающегося значительно уже, его составляют действия образовательной и профильной организаций только в области организации передачи практических навыков обучающимся;
2) существенные условия сравниваемых договоров не совпадают;
3) договор об организации и проведении практики обучающегося заключается с одной организацией, а при необходимости заключается несколько двусторонних однотипных договоров с разными организациями;
4) прохождение обучающимся производственной практики в ходе обучения обязательно для уровней профессионального образования;
5) по завершении практики выдаваемый документ учитывается при прохождении государственной итоговой аттестации, но не имеет самостоятельного значения (не подтверждает квалификацию). Непосредственно в п. 1 ст. 15 Закона об образовании предусматривается, что в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы могут участвовать организации, обладающие ресурсами, необходимыми для проведения учебной и производственной практики. Поэтому в отдельных
7 Специфические особенности договора о сетевой форме реализации образовательных программ сформулированы в статье: Малеина М. Н. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ // Lex Russica. 2016. № 7. С. 177—183.
случаях при отсутствии пока дополнительных уточняющих требований законодателя и при недостаточно полно разработанном содержании составленного документа можно считать договор об организации и проведении
практики обучающегося видом договора о сетевой форме реализации образовательных программ. Однако в дальнейшем такое разграничение на законодательном уровне должно быть проведено.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Малеина М. Н. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ // Lex Russica. — 2016. — № 7.
2. Нарутто С. В. О правовом регулировании порядка организации и прохождения студенческой практики в вузах // Административное и муниципальное право. — 2012. — № 10.
Материал поступил в редакцию 1 февраля 2017 г.
AGREEMENT ON THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF INTERNSHIPS OF STUDENTS
MALEINA Marina Nikolaevna — Doctor of Law, Professor of the Department of Civil Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honoured Lawyer of the Russian Federation [email protected]
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9
Abstract. The article analyses the existing normative legal acts on organization and conduct of internships. Rights and responsibilities of educational and relevant organizations disclosed in more detail in contracts on organization of practices that have been developed by various universities and organizations of secondary vocational education. As essential conditions of the contract on organization and conduct of internships there should be enshrined the following: the subject matter of the contract, conditions of the place, time for the internship, the condition on the correspondence of the place of internship with the programme of the internship and the tasks assigned by the Head of the internship on the part of the educational institution, the condition on the list of trainees assigned to practice. It appears that the legal nature of the agreement on the organization and conduct of internships of students is a contract for services. According to legal characteristics such an agreement is considered consensual, mutually binding, continuing, onerous or gratuitous. An agreement on the organization and conduct of internships of students should be differentiated from an agreement on the network form of realization of educational programs. Distinctive features include the following: the subject of the agreement on the organization and conduct of internships of student is much narrower; it consists of activities of educational and relevant organizations only in the area of transferring practical skills to students; significant terms and conditions of the contracts being compared are not identical; the agreement on the organization and conduct of internships of students is concluded with one organization and, if necessary, several bilateral agreements of the same type are concluded with different organizations; undertaking internships of students during the studies is necessary for levels of vocational education; upon completion of the internship the issued document is taken into account when taking a State Final Examination, but has no independent meaning (it is not confirmed qualification).
Keywords: internship, trainee, Bachelor, Master, educational organization, agreement on the organization and conduct of internships, paid services agreement, education, Law "On Education of the Russian Federation".
REFERENCES
1. Maleina, M.N. Agreement on Network Form of Realization of Educational Programmes // Lex Russica. 2016. No. 7.
2. Narutto, 5.V. On the Legal Regulation of the Procedure of Organization and Conduct of Student Internships in Universities // Administrative and Municipal Law. - 2012. No. 10.