Сибирские исторические исследования. 2024. № 1. С. 272-278 Siberian Historical Research. 2024. 1. рр. 272-278
РЕЦЕНЗИИ
Рецензия
УДК 316, 39, 622
doi: 10.17223/2312461X/43/16
Добывающие компании и местные сообщества в Канаде и на Филиппинах
Благодарности: публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН.
Для цитирования: Басов А.С. Добывающие компании и местные сообщества в Канаде и на Филиппинах (Рец. на Brunet, N. D., & Longboat, S. (Eds.). Local communities and the mining industry: Economic potential and social and environmental responsibilities. London: Routledge, 2023.) // Сибирские исторические исследования. 2024. № 1. С. 272-278. doi: 10.17223/2312461X/43/16
Acknowledgments: published in accordance with the plan of research works of the Institute of Ethnology and Anthropology RAS
For citation: Basov, A. (2024) Mining Companies and Local Communities in Canada and the Philippines (Review of Brunet, N. D., & Longboat, S. (Eds.). Local communities and the mining industry: Economic potential and social and environmental responsibilities. London: Routledge, 2023).Sibirskie Istoricheskie Issledovaniia - Siberian Historical Research. 1. pp. 272-278 (In Russian). doi: 10.17223/2312461X/43/16
© Басов А.С., 2024
Книга «Локальные сообщества и добывающая промышленность: экономический потенциал, социальная и экологическая ответственность» вышла в серии «Исследования добывающей промышленности и устойчивого развития» (Routledge Studies of the Extractive Industries and Sustainable Development). Прошлый год был для серии очень заметным: она была запущена в 2015 г., всего в ней вышло 25 работ, из которых 8 были опубликованы в 2023 г. Серия позиционируется как междисциплинарная, призванная интегрировать результаты как социальных, так и естественных наук.
Работа написана в рамках проекта «Глобальные минералы и локальные сообщества в Канаде и на Филиппинах», профинансированного Советом Канады по исследованиям в области социальных и гуманитарных наук в 2017 г. Проект ориентирован на то, чтобы оценить экологическое и социальное воздействие корпоративной социальной ответственности (КСО) в добывающей промышленности (p. xi), и книга также фокусируется на вопросах, связанных с КСО добывающих компаний. И предисловие, и введение к работе представляют ее как в значительной степени прикладную, ориентированную на выявление проблем и предложение решений. Во введении авторы предлагают исходить из того, что, несмотря на развитые программы по КСО, конфликты между сообществами и компаниями с существенными потерями для тех и других продолжаются. Соответственно, целью они провозглашают исследование факторов, которые формируют сложное пространство взаимодействия в ситуациях добычи полезных ископаемых (p. 6).
Прежде чем перейти к обсуждению содержания работы, надо заметить, что ни один из 15 авторов работы не является антропологом, и антропологическая литература практически не упоминается в книге, даже там, где это кажется крайне уместным - в разделах, обсуждающих отношения добывающих компаний и коренных народов или теоретизирующих о сути КСО как явления. Не упоминаются даже весьма широкие обзоры антропологических текстов, опубликованные в журнале Annual Review of Anthropology, или книги обзорного характера, подобные работе «The Anthropology of Resource Extraction», вышедшей в этой же серии в 2022 г. Оставаясь недостатком для книги в целом (а также указывая на то, каким все еще небольшим влиянием пользуется антропология в сфере даже социального сектора междисциплинарных исследований добывающей промышленности), эта особенность может принести пользу читателю-антропологу. Не ссылаясь на антропологические журналы, авторы книги обильно цитируют литературу неантропологическую, в значительной степени прикладную, опубликованную в таких журналах как Extractive Industries and Society, Corporate Social Responsibility and Environmental Management, Organization Studies, Journal of Cleaner Production, The Journal of Corporate Citizenship, Community Development
Journal, Resources Policy. Публикуемые там тексты, как правило, лишены внимания к деталям местного контекста, к этнографическим данным, но все же они могут быть полезны и для исследователя-антрополога, предлагая взгляд на глобальные процессы, который в итоге может оказаться достаточно продуктивным для ориентации внимания и понимания происходящего на локальном уровне (именно так, к примеру, предлагают строить антропологию добычи Р. Пайперс и Т.Х. Эриксен в книге «Mining Encounters: Extractive Industries in an Overheated World», опубликованной в 2018 г.).
Структурно книга распадается на две равные части - «Глобальные обзоры» и «Локальные кейсы», - содержащие по четыре главы каждая. Короткое введение поясняет, что в первой части предлагаются обзоры ключевых для книги тем (каждой посвящена своя глава): успехи и неудачи механизмов КСО; роль соглашений о воздействиях и мерах поддержки в смягчении негативных экстерналий добычи полезных ископаемых; особенности, связанные с иностранными добывающими компаниями; ген-дерно-специфичные проблемы, возникающие в ситуациях добычи. Во второй части представлены углубленные в локальные особенности кейсы, в которых раскрываются эти же темы, а также некоторые специальные вопросы - например, заброшенность закрытых предприятий, изменения климата (p. 6).
Надо признать, что такое пояснение создает несколько неверные ожидания. В первой части полноценно глобальным обзором является только первая глава (о КСО), оставшиеся главы, хотя и построены как обзоры литературы, имеют заметные географические ограничения: глава 2 (о соглашениях) ограничивается в основном Канадой; этой же стране эксплицитно посвящена глава 4 (о гендерных вопросах); глава 3 раскрывает особенности канадско-филиппинских отношений. Во второй же части есть только один текст, который в полной мере представляет исследование кейса в том смысле, что он основан не только на литературе, но и на полевых и архивных материалах - это глава 6, посвященная последствиям, оставшимся после завершения добывающего проекта на Филиппинах. Авторы этой главы провели, совокупно, 10 недель в поле в течение трех выездов, собрали интервью, использовали местные документы, архивные записи, данные СМИ. Остальные главы основаны на академических текстах и «серой» литературе (государственные и корпоративные отчеты), иногда на анализе законодательства, и в этом смысле мало отличаются от текстов первой части. При этом географически две из четырех глав посвящены Канаде: глава 7 прослеживает историю отношений между компаниями, добывающими уран, и сообществами коренных народов в северном Саскачеване от меньшего влияния сообществ к большему благодаря активизму, регулированию и КСО, а также представляет
интересный обзор ситуации с соглашениями о воздействиях и мерах поддержки; глава 8 фокусируется на провинции Онтарио и демонстрирует применение концептуальной рамки для выявления кумулятивных воздействий на сообщества коренных народов, происходящих на пересечении добычи полезных ископаемых и изменений климата, также обсуждаются механизмы и стратегии из области КСО по управлению этими воздействиями.
На общем достаточно разнообразном канадско-филиппинском фоне несколько одиноко выглядит первая глава второй части - она единственная посвящена Скандинавии. В ней приводятся краткие обзоры истории отношений саамов и добывающих предприятий, включая и связанное с этим регулирование, в Норвегии и Швеции; в виде приложения опубликован список добывающих предприятий, которые оказывали, оказывают или могут оказать воздействие на сообщества коренных народов - приведены названия рудников, краткая информация о них, указаны источники сведений. К сожалению, ни в этом обзоре, ни в других авторы не описывают процесс работы с литературой, отбор и анализ источников, так что оценить их полноту не представляется возможным. Тем не менее работа с указанными источниками выглядит добросовестной.
В целом книга не представляет собой монографического единства, скорее это набор статей разного качества, которые могут пригодиться в том или ином контексте, но как связное целое они не работают. Одни части не опираются на другие, одни и те же понятия в разных главах определяются несколько по-разному, аргументы и тезисы не отсылают друг к другу. При этом нельзя сказать, что в текстах совсем нет ничего созвучного друг другу, однако редакторы, к сожалению, не оставили для читателя даже во введении никакого обсуждения пересечений между текстами: раздел с обзором содержания книги состоит из кратких аннотаций вошедших в нее текстов.
Поскольку книга не монография, не представляется возможным выделить и раскрыть центральное рассуждение. Все же некоторые связи между главами работают достаточно интересно. Так, автор первой главы рассматривает ряд кейсов реализации принципов КСО в разных частях света в попытке ответить на вопрос: каково реальное воздействие этих программ в долгосрочной перспективе с точки зрения устойчивости развития сообществ? Приводимые данные указывают, что сообщества чаще не удовлетворены добычей, чем удовлетворены, а значит, КСО работает не совсем так, как ожидается. Объяснение этой ситуации автор строит с опорой на работу Дж. Оуэна и Д. Кемп «Extractive relations: Countervailing power and the global mining industry», вышедшую в 2017 г., следующим образом: для частных компаний, реализующих добывающие проекты, целью является получение прибыли, КСО является средством для ее достижения. Другими словами, компании рассматривают КСО
прагматически, в контексте управления рисками. Соответственно, компании скорее будут вкладывать больше усилий в КСО в ситуациях давления балансирующей их силы. Источниками такого давления могут быть, например: государственное регулирование; коллективное саморегулирование промышленного сектора; негосударственные и независимые организации, осуществляющие мониторинг деятельности добывающих предприятий; общественное мнение и институциональные механизмы. Там, где такое давление слабее, компании скорее будут расположены избегать или ограничивать свои обязательства в рамках КСО, поскольку последние не будут представляться эффективным средством к достижению основной цели - прибыли. Неутешительное наблюдение в дополнение к этому состоит в том, что государства могут играть существенную роль в усилении давления на компании, но имеющиеся данные указывают на то, что и исторически, и сейчас государства скорее находятся в альянсе с компаниями, чем с сообществами, - потенциальные бюджетные доходы и привлечение инвестиций играют решающую роль в процессе принятия решений о регулировании добывающих проектов. Из этого делается вывод для сообществ: нужно создавать постоянное давление и искать альянсы с другими акторами. Проанализированные кейсы показывают, что хорошо работают формальные соглашения и постоянный мониторинг, а основная задача для активистов - развитие потенциала, возможностей (capacity) сообщества для оказания давления и заключения союзов, на это в первую очередь должны быть направлены усилия, в том числе в рамках переговоров о мерах поддержки по КСО.
Взгляд на недостаточность самих по себе принципов КСО и необходимость организации различных источников давления на добывающие компании хорошо демонстрируется данными третьей главы, в которой на примере канадско-филиппинских отношений дается критический обзор разных уровней регулирования деятельности канадских добывающих компаний за рубежом (международные механизмы, законодательство «домашнее» для компаний, законодательство принимающей страны, механизмы добровольного регулирования) с указанием их недостатков в контроле за нарушениями прав человека и нанесением вреда окружающей среде. Авторы показывают, что все эти механизмы акцентируют внимание на добровольном самоконтроле и в итоге не делают компании в достаточной степени подотчетными и ответственными за нарушения, происходящие в зарубежных странах. Авторы указывают на особенности распространенного дискурса о «ресурсном проклятии», который позволяет характеризовать Филиппины как «слабое государство», не способное транслировать обилие ресурсов в национальное благосостояние, и отмечают, что этот дискурс оставляет за скобками роль внешних относительно Филиппин колониальных и затем капиталистических
акторов, которые систематически влияли (и влияют) на социополитиче-скую среду Филиппин, структурируя ее именно таким образом - делая «слабым» государством. Анализируя присутствие канадских компаний на Филиппинах начиная с 1990-х гг., авторы приходят к выводу о том, что «слабое» государство оказывается выгодным и добывающим компаниям, и Канаде. Приводятся данные, свидетельствующие о непосредственном участии (или заметном неучастии) в (де)стабилизационных процессах, например сведения о финансировании добывающими компании вооруженных групп; об отсутствии действий со стороны Канады в отношении известных фактов преследования (и убийства) правозащитников и активистов в сфере добычи полезных ископаемых и, напротив, о сотрудничестве Канады и Филиппин в области армейской подготовки, продажи оружия и т.п. В итоге совместный акцент правительства Канады и добывающих компаний на КСО, очевидно, неэффективен; дискурс КСО либо не мешает воспроизводству структурного неравенства и насилия, либо поддерживает это воспроизводство. Соответственно, чтобы обеспечить соблюдение прав человека и агентность местных сообществ, утверждают авторы, необходимо более жесткое «домашнее» регулирование для канадских транснациональных добывающих компаний.
В контексте, заданном первой и третьей главами, дополнительную глубину обретает и шестая глава, описывающая историю медного рудника, действовавшего в районе г. Сипалай на Филиппинах с 1950-х гг. и обеспечивавшего заработки, образование и инфраструктуру муниципалитету, но также оставившего по закрытии предприятия загрязненные территории и след невыполненных или брошенных инициатив. Хотя именно этот рудник не связан с канадскими компаниями, общие структурные проблемы реализации добывающих проектов в «слабых» (и репрессивных в отношении активистов и правозащитников) государствах с надеждой на механизмы КСО остаются теми же. Что касается происходящего в самой Канаде, сходные проблемы демонстрируются в третьей главе на примере неравенств в отношении женщин и девочек в сообществах коренных народов, вовлеченных в ситуации добычи. Авторы методично анализируют разные виды неравенства и приводящие к ним факторы, которые они сводят в три группы: женщины испытывают больше трудностей в связи с негативными воздействиями; получают меньше выгод от взаимодействия с добывающими компаниями; в гораздо меньшей степени по сравнению с мужчинами участвуют в принятии решений. В главе раскрывается и роль колониальной истории в том, как сложилась такая ситуация (на примере того, как складывалось регулирование самоуправления сообществ коренных народов Канады), и то, как недоступность для женщин механизмов для оказания давления на компании приводит к воспроизводству ситуаций неравенства.
Таким образом, книга может быть интересна антропологам с точки зрения достаточно обоснованного указания на некоторые особенности глобальных процессов, структурирующих ситуации добычи в различных местных контекстах. При этом надо иметь в виду, что работа не совсем ровная по качеству (хотя большая часть текстов представляется убедительной), не цельная (но все же содержит интересные концептуальные пересечения) и почти все авторы не раскрывают исследовательских процедур (но однако работа с источниками выглядит добросовестной). Тем не менее как тексты по отдельным темам или как достаточно быстрое и разностороннее погружение в канадские и канадско-филиппинские контексты книга представляет несомненный интерес.
Басов Александр Сергеевич
Сведения об авторе:
БАСОВ Александр Сергеевич - младший научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии РАН (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
Aleksandr S. Basov, Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflict of interests.
Статья поступила в редакцию 14.02.2024 г.;
принята к публикации 28.02.2024 г.
The article was submitted 14.02.2024; accepted for publication 28.02.2024.