Научная статья на тему 'Добровольческая деятельность как средство формирования социальной ответственности студента'

Добровольческая деятельность как средство формирования социальной ответственности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / VOLUNTEERING / PRIVATE INITIATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Юлия Викторовна

В современных условиях рынка работодатель все чаще предъявляет требования не только к профессиональным знаниям, но и к сформированности социальной ответственности будущего специалиста. Поэтому важнейшим социальным требованием к высшему учебному заведению как институту социализации является ориентация образования не только на освоение студентами профессиональных знаний, но и на развитие личности будущего специалиста, познавательных и созидательных способностей, его успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Одной из форм вузовской профессиональной подготовки, а также средством формирования социальной ответственности является включение студента в добровольческую (волонтерскую) деятельность, которая способствует развитию необходимых и в жизни и в профессиональной деятельности лидерских качеств: умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т. п. В процессе участия в волонтерских акциях студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteering as a means of bringing up students social responsibility

This article deals with the issue of forming student's social responsibility during the period of studying in the university. These issues are caused by recent changes in the society, in its values and main goals. Due to the changes the main aim of education in Russia is to prepare a highly qualified specialist ready for competition in labor market, with knowledge and skills necessary for the future profession, ready for continuous self-development and professional growth. Contemporary situation at the labour market indicates that an employer requires not only professional knowledge, but also social responsibility from the future specialist. Therefore, a higher education institution should aim not only at developing students' professional skills, but also at bringing up the individuality of a future specialist, his/her cognitive and creative abilities, successful socialization in the society and active adaptation to the labor market.

Текст научной работы на тему «Добровольческая деятельность как средство формирования социальной ответственности студента»

6. Шмелькова Л. В. О профессионально-общественной аккредитации образовательных программ // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2013. № 3 (3). С. 5-8.

7. Ермакова Л. И. Инновационные стратегии в дополнительном профессиональном образовании // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». 2013. № 9. С. 93.

8. Ильин Г. Качество дополнительного профессионального образования // Знание. 2001. № 1. URL: http://jornal.znanie.org/n1_01/kach_obraz.html. (дата обращения 03.12.2013)

Notes

1. Becker G. CHelovecheskoe povedenie - ehkonomicheskij podhod [Human behavior - economic approach]. Moscow. SU HSE. 2003. Pp. 56-79.

2. On education in the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273-FZ // Russian newspaper. 2012, 31 Dec. (in Russ.)

3. Aniskina N. N. Novye gorizonty dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [New horizons of additional professional education] // Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2013, No. 3, pp. 3-10.

4. Articles 75 and 76 of the Federal law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273-FZ of the Federal law "On education in the Russian Federation". (in Russ.)

5. Drakina I. K., Dmirtieva V. C. Organizacionno pedagogicheskie usloviya razvitiya sovremennoj sistemy DPO [Organizational and pedagogical conditions of development of the modern system of additional professional education] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - World of science, culture, education. 2011, No. 62, pp. 307-309.

6. Shmelkova L.V. O professional'no obshchestvennoj akkreditacii obrazovatel'nyh programm [On professional public accreditation of educational programs] // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire - Additional professional education in the country and the world. 2013, No. 3 (3), pp. 5-8.

7. Ermakova L. I. Innovacionnye strategii v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii [Innovative strategies in additional professional education] // Sbornik konferencij NIC «Sociosfera»- Proceedings of conferences SRC "Sociosphere". 2013, No. 9, p. 93.

8. Ilyin G. Kachestvo dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Quality of additional professional education] /Knowledge. 2001, No. 1. Available at: http://jornal.znanie.org/n1_01/kach_obraz.html. (date of access 03.12.2013) (in Russ.)

УДК 378.183

Ю. В. Орлова

Добровольческая деятельность как средство формирования социальной ответственности студента

В современных условиях рынка работодатель все чаще предъявляет требования не только к профессиональным знаниям, но и к сформированности социальной ответственности будущего специалиста. Поэтому важнейшим социальным требованием к высшему учебному заведению как институту социализации является ориентация образования не только на освоение студентами профессиональных знаний, но и на развитие личности будущего специалиста, познавательных и созидательных способностей, его успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Одной из форм вузовской профессиональной подготовки, а также средством формирования социальной ответственности является включение студента в добровольческую (волонтерскую) деятельность, которая способствует развитию необходимых и в жизни и в профессиональной деятельности лидерских качеств: умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т. п. В процессе участия в волонтерских акциях студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т. д.

This article deals with the issue of forming student's social responsibility during the period of studying in the university. These issues are caused by recent changes in the society, in its values and main goals. Due to the changes the main aim of education in Russia is to prepare a highly qualified specialist ready for competition in labor market, with knowledge and skills necessary for the future profession, ready for continuous self-development and professional growth. Contemporary situation at the labour market indicates that an

© Орлова Ю. В., 2014

employer requires not only professional knowledge, but also social responsibility from the future specialist. Therefore, a higher education institution should aim not only at developing students' professional skills, but also at bringing up the individuality of a future specialist, his/her cognitive and creative abilities, successful socialization in the society and active adaptation to the labor market.

Ключевые слова: социальная ответственность, волонтерство, добровольческая деятельность.

Keywords: social responsibility, volunteering, private initiative.

Социальная ответственность - сложная, собирательная нравственно-правовая, философская и этико-психологическая категория, изучаемая многими науками, но под разными углами зрения. Различают моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую, профессиональную и другие виды ответственности, которые в совокупности составляют родовое понятие «социальная ответственность».

Под социальной ответственностью понимается объективная необходимость отвечать за нарушение социальных норм. Она выражает характер взаимоотношений личности с обществом, государством, коллективом, другими социальными группами и образованиями, т. е. со всеми окружающими ее людьми. В основе социальной ответственности лежит общественная природа поведения человека.

Социальная ответственность предполагает объективно обусловленную необходимость соблюдения индивидом основных правил, требований, принципов, устоев совместного общежития. Такое поведение - непременное условие нормального функционирования общества, коллективной жизни. Иначе - хаос, своеволие, произвол. По сути, в этом заключается и назначение социальных норм, социальной ответственности - не допустить неразберихи во взаимоотношениях между людьми. Социальные нормы, взаимные права и обязанности призваны обеспечивать порядок и спокойствие в обществе, поэтому те, кто их не придерживается, могут нести в той или иной форме социальную ответственность в виде определенных неблагоприятных последствий (осуждение окружающих, давление общественного мнения, порицание, выговор, исключение из той или иной группы, организации, отказ в доверии, товарищеский суд и т. д.). Именно такого рода мерами поддерживается соблюдение социальных норм и правил.

Социально ответственное поведение предполагает осознание человеком всей полноты требований, предъявляемых к нему обществом, государством, окружающими. И не только осознание, но и выполнение этих требований. В противном случае наступает ответная реакция той среды, в которой находится, действует индивид. Это извечная проблема взаимоотношений личности и общества, проблема их цивилизованности.

Поведение человека может быть либо социально полезным, либо социально вредным, либо социально безразличным (индифферентным). Но поскольку, как уже говорилось, человек - существо общественное, большинство его поступков приобретает общественное значение. Отсюда - право общества на социальный контроль за действиями своих членов, за соблюдением ими исторически сложившихся или сознательно установленных стандартов общежития. Эти правила выступают в виде обычаев, традиций, привычек, моральных, правовых, религиозных, корпоративных и других норм. Долг отдельного индивида - сознательно выбрать нужный, полезный ориентир поведения. Только таким путем можно обеспечить порядок и организованность в обществе.

Социальные нормы выступают указателями границ должного и возможного. Если поведение индивида выходит за грань дозволенного, то наступает тот или иной вид социальной ответственности, нарушитель осуждается или даже наказывается. Если же гражданин совершает общественно полезные, одобряемые действия, то он поощряется, поддерживается, а за наиболее выдающиеся поступки даже награждается, ставится в пример. Таковы «правила игры» в любом цивилизованном обществе.

Значение социальной ответственности заключается в том, что она призвана дисциплинировать членов общества, побуждать их к позитивному, сознательному, полезному поведению.

Задачей формирования социальной ответственности является развитие чувства личной ответственности у каждого студента за свое поведение и за все происходящее в стране -какой бы пост в дальнейшем он ни занимал и какой бы деятельностью ни занимался. Важ-166

ным условием выполнения указанной задачи является также неотвратимость адекватной реакции общества и государства на антисоциальные поступки всех субъектов.

Огромное значение в решении данной задачи имеет процесс образования в организации высшего образования, так как она является важнейшим институтом социализации личности. В настоящее время перед организациями высшего образования, готовящими бакалавров и магистров педагогических направлений, ставятся новые задачи. Особое внимание уделяется социальной подготовке студентов, когда уровень сформированности социальной ответственности специалиста имеет первостепенное значение. Это связано, во-первых, с влиянием рыночных отношений, которые требуют постоянно вести конкурентную борьбу. Во-вторых, с тем, что современный выпускник высшей школы в любой области сталкивается с нестандартными социальными ситуациями, и в этом смысле его работа является и творческой, и ответственной.

Одной из форм вузовской профессиональной подготовки, а также средством формирования социальной ответственности является включение студента в добровольческую (волонтерскую) деятельность.

Волонтеры - (от англ. volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций. Волонтер - любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность, основываясь на принципах волонтерской деятельности.

Волонтерство представляет собой добровольческую деятельность, основанную на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующую целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; главная цель - получение всестороннего удовлетворения личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям.

Волонтерство - это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером.

Оказание добровольческой помощи имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Поворотным пунктом в развитии добровольчества, по мнению многих исследователей [1], стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию, появление монастырей. При монастырях начали строиться первые богадельни и больницы.

Некоторые авторы [2] указывают на то, что на протяжении веков государственная, производственная, духовная деятельность наших соотечественников была неразрывно связана с благотворительностью, попечительством, заботой о бедных и убогих. Конец девятнадцатого - начало двадцатого века называют «золотым веком» меценатства в России. По инициативе просвещенных и образованных дарителей развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, открывались уникальные галереи, музеи и театры.

В современной России добровольческая деятельность трудно приживается. Последние исследования показали, что процент населения, занимающегося добровольчеством, низкий, в то время как во многих странах Европы, Азии и Америки добровольчество очень распространено и является обычным явлением.

По данным международной исследовательской ассоциации Gallup International, около 50% трудоспособного населения состоят в различных добровольческих организациях, в Западной Европе этот показатель составляет около 70%. В России же в волонтерскую деятельность вовлечены лишь 5-10% населения. При этом эксперты считают, что эти показатели слишком завышены, поскольку к добровольцам причисляют и религиозные благотворительные организации, и доноров, а также тех, кто участвовал в каких-то разовых акциях. Добровольчество - это особый образ жизни. Несмотря на то что деятельность добровольческих организаций регулируется федеральными законами, в частности законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который дает юридическое определение волонтера: «Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в ин-

тересах благотворительной организации», - наше добровольчество неорганизованно, разрозненно и не признается всерьез чиновниками, хотя Россия сейчас, как никогда, нуждается в создании массового добровольческого движения.

Изучение и развитие добровольчества в настоящее время играет важную роль, так как все это способствует оказанию более эффективной помощи социально незащищенным слоям населения. Одно из направлений деятельности добровольчества - решение социальных задач. При нынешнем финансировании социальной сферы помочь обездоленным и нуждающимся способны только энтузиасты.

Важно привлекать к добровольческой деятельности учащихся в высших учебных заведениях, так как студенческий возраст - это период овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, семейных, профессионально-трудовых и др., важный этап социализации личности, а как показывает история российской благотворительности и мирового опыта волонтерской деятельности в социальной сфере, включение в волонтерские движения способствует восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям личности.

Участие студентов в добровольческой деятельности - возможность увидеть результаты собственного труда - улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, посаженные деревья в парке, благодарность людей за приведенные в порядок могилы безымянных участников войны и т. д., что дает глубокое моральное удовлетворение. Добровольческая деятельность формирует у человека привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь, такая потребность в будущей профессиональной деятельности станет ориентировать сегодняшнего студента на достижение поставленных целей, доведение начатого дела до желаемого результата.

Включение студентов в добровольческую деятельность способствует развитию необходимых и в жизни и в профессиональной деятельности лидерских качеств: умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т. п. В процессе участия в волонтерских акциях студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т. д.

Все вышесказанное позволяет нам рассматривать волонтерскую деятельность студентов как инновационное средство их профессиональной социализации, обладающее огромным воспитательным потенциалом, которую мы рассматриваем как совокупность социальных и педагогических процессов.

Высшая школа в достаточной степени обладает возможностями использования волон-терства путем включения учащихся в добровольческую деятельность как эффективного средства выполнения задач профессиональной социализации студентов, формирования личностных качеств ценностных ориентаций будущих специалистов.

Примечания

1. Быкасова Л. В. Ценностно-мотивационная структура благотворительной деятельности в Западной Сибири XIX - начала XX в. // Вестник Том. гос. ун-та. 2007. № 298. С. 91-96; Рудов С. Ю. О развитии добровольчества в центральном федеральном округе России. URL: http://www.prosvetitelstvo.ru/ index.php

2. Катцина Т. А. Финансовые основы частных благотворительных обществ Восточной Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 3 ч. Ч. 2. 2011. № 7 (13). С. 98-102; Хорева Л. В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 260 с.

Notes

1. Bykasova L. C. Cennostno motivacionnaya struktura blagotvoritel'noj deyatel'nosti v Zapadnoj Sibiri

XIX - nachala XX v. [The value of the motivational structure of charitable activity in Western Siberia XIX - early

XX century] // Vestnik Tom. gos. un ta - Herald of Tom. state Univ. 2007, No. 298, pp. 91-96; Rudow S. Y. [On the development of volunteering in the Central Federal district of Russia]. Available at: http://www.prosvetitelstvo.ru/index.php (in Russ.)

2. Katsina T. A. Finansovye osnovy chastnyh blagotvoritel'nyh obshchestv Vostochnoj Sibiri (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.) [Financial fundamentals of private charities of Eastern Siberia (second half of

XIX - beginning of XX century)] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki - Historical, philosophical, political and legal Sciences, culturology and study of art. Issues of theory and practice: in 3 pts. Pt. 2. 2011, № 7 (13), pp. 98-102; Horeva L. V., Sushchinskaya M.D. Istoriya blagotvoritel'nosti v Rossii: ucheb. posobie [History of philanthropy in Russia: textbook.]. SPb. Piter. 2009. 260 P.

УДК 159.922.75

Л. М. Машковцева

Психологические основы понимания проблемы развития творческого мышления у дошкольников

Понимание сущности творческого мышления неоднозначно в трудах отечественных и зарубежных ученых. Проблема развития творческого мышления остается малоизученной, несмотря на то что многие психологи и педагоги исследовали и исследуют данный феномен с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе его происхождения, условиях и критериях развития.

Процесс его формирования начинается в дошкольном возрасте и продолжается в течение всей человеческой жизни. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, мыслить творчески. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Развитие творческого мышления в дошкольном возрасте происходит при непосредственном участии взрослого в процессе организации продуктивных видов деятельности и решении проблемных ситуаций.

The views on the nature of creative thinking remains controversial in the works of national and foreign scientists. The problem of the development of creative thinking stays insufficiently explored, despite the fact that many psychologists and educators have investigated the phenomenon from different angles, but there is still no consensus about the nature of its origin, the conditions and criteria of development.

The process of its formation begins in the preschool years and continues throughout human life. For this it is necessary to develop creativity, to think creatively. Success in training is associated with the development of two contradictory processes: logical thinking component (the opportunity for algorithmic learning and phased training) and creative thinking component. The development of creative thinking in the preschool age occurs with the direct participation of an adult during the organization of productive activities and problem solving.

Ключевые слова: мышление, творчество, творческая деятельность, творческое мышление, мышление дошкольника.

Keywords: thinking, creativity, creative activities, creative thinking, preschooler mindset.

В связи с изменениями, происходящими в социальной ситуации развития современной России, повысились требования к таким качествам развивающейся личности, как творческое отношение к действительности, открытость новому опыту. Способность творчески мыслить развивается уже с дошкольного возраста и влияет на успешность обучения ребенка в школе.

Многие исследователи рассматривают феномен творческого мышления с разных сторон, однако нет единого мнения о природе его происхождения, условиях и критериях развития.

Существует большое количество определений понятий «мышление» и «творчество», отмечены типы построения теории творчества, а также выделены признаки творческой ситуации. Исследователи развития личности дошкольника (Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Э. Стоунс, Д. Б. Эльконин и др.), выявляя особенности мышления и творческой деятельности ребенка, обозначая средства и фазы обучения решению творческих проблем, а также изучая феномен творческого мышления ребенка подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

© Машковцева Л. М., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.