.....
I I I ■ M I I I I
ДОБРО И ЗЛО В ТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА И П. И. ЧАЙКОВСКОГО «ПИКОВАЯДАМА»
Л. С. Зорилова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье дается духовно-нравственный анализ литературного произведения и одноименной оперы, рассматривается проблема столкновения добра и зла, раскрывается образ одного из наиболее распространенных человеческих пороков - игры в карты, ставшей роковой в судьбах многих людей, разрушивших своих жизни, дошедших до сумасшествия, самоубийства.
Ключевые слова: духовный поиск, добро, зло, рок, образ, творчество, «Пиковая дама».
In the article is given the spiritual - moral analysis of literary work and similar opera, the problem of the collision of good and evil is examined, is revealed means, one of the most common human defects -game into the maps, which became fateful in the fates of many people, destroying their lives, leading to madness, suicide.
Key words: spiritual search, it is kind, evil, fate, means, creation, "Queen of Spades".
Имена великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и не менее великого русского композитора Петра Ильича Чайковского являются одними из самых любимых и почитаемых во всем мире.
Творениями А.С. Пушкина восхищаются с раннего детства. Его сказки, стихи, поэмы, повести, романы открывают картины родной природы, жизни людей в различные исторические времена, которыми неустанно восхищался поэт, открывая глаза своим читателям, формируя чувства прекрасного, истинные духовные ценности у многих поколений людей в России. В его произведениях представлены образцы совершенства, преданности, патриотизма, чистоты, верности, истинной любви, добра. Например, образ Татьяны в романе «Евгений Онегин». Вместе с образцами высокой духовности показаны и бездуховные образы зла. Одни из них представлены в облике сказочных персонажей: «лукавых», леших, другие - в литературных образах героев: так,
например, образ Швабрина в романе «Капитанская дочка». В произведениях А.С. Пушкина мастерски представлены образы человеческих пороков, среди которых особое место занимает игра в карты, наиболее распространенная в обществе, ставшая роковой в судьбах многих людей, разрушая их жизни, доводя до сумасшествия, самоубийства. Именно такой порок представлен в повести «Пиковая дама». Понять его, постичь смысл добра и зла призывает нас А.С. Пушкин. Анализируя это произведение, перед нами встает ряд вопросов, среди которых: какой духовный смысл имеет эта повесть, какие тайны раскрывает, что хотел передать нам А.С. Пушкин?
На все эти вопросы пытались ответить многие современники поэта, и сегодня многие ученые дают достаточно глубокий анализ данного творения, но его духовный смысл остается по-прежнему не вполне ясным.
Нам известно, что при жизни А.С. Пушкина его повесть, опубликованная в 1834 году,
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 70-74
.....
I I I ■ М I I I
Теория и история культуры
71
была достаточно спокойно принята читателями. П.В. Анненков, в своих воспоминаниях отмечал, что «Пиковая дама» произвела «всеобщий говор», перечитывалась, обсуждалась от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслажденьем. Успех повести был предопределен «занимательностью сюжета» и изящностью стиля, но в повести многие видели «игрецкий анекдот», «литературную безделку». Даже великий русский критик В.Г. Белинский утверждал, что «Пиковая дама» вовсе не повесть, а мастерский рассказ, «анекдот с верно очерченными образами» старой графини, её воспитанницы, демонически-эгоистического Германна. Отзывы на «Пиковую даму» (1833) были не очень глубокими, особенно если их сравнить с оценками его предыдущих произведений, таких как «Евгений Онегин» (1830), роман «Дубровский» (1832).
Но «Пиковая дама» на самом деле не являлась пустой безделкой. Один тот факт, что А.С.Пушкин работал над ней с 1828 по 1833 год, уже о многом говорит. Пять лет поиска нужных характеристик, коррекции сюжета. Черновики повести хранят следы многочисленных поправок, он тщательно подбирал имена персонажей, делал даже непонятные расчёты, разгадывая карточные коды, высчитывая сумму предполагаемого выигрыша Гер-манна. И становится очевидно, что столь кропотливая пятилетняя работа не являлась работой над «безделкой», «игрецким анекдотом». Более того, следует подчеркнуть мысль о том, что именно А.С. Пушкин задолго до Ф.М. Достоевского открыл в литературе тему преступления и наказания и это понимали некоторые литераторы, так известный публицист О.И. Сенковский в письме А.С. Пушкину писал: «Вы создаёте нечто новое, вы положили начало новой прозе», фантастической повести, сказке с отрицательным концом.
Данные оценки сегодня для нас не являются по-настоящему объективными, они не дают ответа на вопрос: «Что же все-таки своим произведением хотел показать великий поэт, как понимать его героев?». Эти очень
непростые вопросы вдруг начинают проясняться, если мы будем анализировать их с позиций духовных ценностей.
Для начала обратимся к названию повести. Оно посвящено одной из самых негативных карт, ибо «Пиковая дама» - буквально означает «Зло», или «Злую женщину», именно такое магическое значение имеет эта карта. «Пиковая дама» - главное действующее лицо, олицетворяющее черную тайну. Достаточно вспомнить пушкинский эпиграф - Тайная Недоброжелательность. А.С. Пушкин уже самим названием хотел обратить внимание на один из серьезнейших пороков российского общества, показать влияние зла на все доброе и живое, как на бессердечных людей в образе немца Германа, так и на простых, обычных людей в образе воспитанницы Графини Лизы...
Для него было важно показать разлагающее влияние Зла, не наделяя свои персонажи особыми позитивными характеристиками, показать столкновение Добра и Зла, обличая пороки общества, раскрыть ему глаза на тайны бездуховного. Именно об этом А.С. Пушкин много говорил с Н.В. Гоголем, рекомендуя ему обратить особое внимание на всю чудовищность Зла, его процветание в обществе. И тот, продолжая мысли А.С. Пушкина, создал свои «Гоголевские хари», показывая различные варианты Мертвых душ - живых Мертвецов, образы Нечисти - Хлестаковых, Чичиковых, Плюшкиных... Но общественные пороки не все хотели замечать, не хотели видеть себя в них, во многом отсюда и недопонимание основного смысла произведения и те скромные оценки, данные «Пиковой даме», как и многим творениям Н.В. Гоголя.
Важно отметить, что А.С. Пушкин сам играл в карты, наблюдал за тем, какое зло они приносят, и прекрасно понимал, что карты и всевозможные игры в них, гадания - магия, колдовство, дающее возможность использовать и даже эксплуатировать сверхъестественные силы, в то время как божественную силу эксплуатировать нельзя, можно использовать лишь дьявольскую силу, которая, однажды
.....
ш
вселяясь, через непосредственный контакт с Дьяволом, не отпускает человека, играя с ним какой-то период, а затем и уничтожая его. А.С. Пушкин наблюдал, как зло убивает постепенно душу человека, связавшего себя с пороками (картами) сначала духовно, а затем и физически. И не случайно тайна трёх карт в «Пиковой даме» является символом злого рока, жестокой, беспощадной судьбы, уводящей человека от всего чистого, доброго, светлого, в том числе и от любви. Три карты - это философский символ, разгадать который человеку невозможно, так как он уже вступил в игру с самим Дьяволом.
А.С. Пушкин, отражая пороки общества, показал взаимодействие реального и сказочно-фантастического, как и сама карточная игра представляет выигрыш и проигрыш, как расклад карт - налево и направо, так и читатель находится на грани двух миров: объективно существующего, где все объяснимо, и фантастического, где все вымышлено, странно, случайно. Где главную роль играет случай, судьба, везение, обман и грязь. И главный герой играет, играет не только в карты, но он играет и с Лизой в любовь, с графиней, «угрожая пистолетом», - в богатство. Германну казалось, что, узнав тайну карт, он сможет стать богатым, именно он сможет управлять не только игрой, но и своей судьбой. И он по воле случая проиграл самой жизни, был разочарован и наказан.
В повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» нет положительного героя. Германн представлен как глубоко бездуховный человек, в основе его помыслов и действий - ложь, предательство, обман. Он обманул Лизу, силой, угрозами убил графиню, он обманул Чекалин-ского, играя с ним как бы в честную игру. В результате А.С. Пушкин проводит своего героя через духовно-нравственные испытания, которых он не выдержал и предстал перед нами как отрицательный бездуховный герой.
Повесть А.С. Пушкина, имеющая глубочайший духовно-нравственный смысл, обращала на себя внимание многих различных представителей передовой интеллигенции,
она горячо заинтересовала и великого русского композитора П.И. Чайковского, настолько, что он увлекшись, стал работать над оперой «с истинным самозабвением и наслаждением». В результате опера была написана всего за 44 дня. Он ее очень любил и высоко ценил, называя оперу шедевром «... или я ужасно ошибаюсь, или "Пиковая дама" в самом деле -шедевр.».
Сегодня много говорят и пишут ученые, особенно исполнители-музыканты, что «Пиковая дама» А.С. Пушкина и «Пиковая дама» П.И. Чайковского - два разных художественных произведения (2). Произведение Пушкина - прозаическое, либретто - стихотворное. Лиза у Пушкина - бедная воспитанница богатой старухи-графини; у П.И. Чайковского -ее внучка, Германн у А.С. Пушкина - немец, в опере Герман (с одним «н») наш соотечественник, воспринимается как более сложная натура. Действие драмы А.С. Пушкина происходит в эпоху Александра I, тогда как опера переносит нас в екатерининскую эпоху. Обращается внимание на финалы, которые также различны: у А.С. Пушкина Германн хотя и сходит с ума, все же не умирает, а Лиза благополучно выходит замуж; у П.И. Чайковского оба героя погибают и т.д. В опере герои наделены и положительными качествами, они испытывают истинные, глубокие чувства, здесь гораздо ярче представлены борьба и противостояние добра и зла. Но несмотря на все известные различия, и те, которые еще будут находить исследователи, бесспорным является то, что это творение создавали два великих Титана. И нельзя говорить и писать о том, какое произведение лучше или хуже, каждый из них ставил и решал свои задачи, по-своему интерпретировал текст, отражал существующую действительность во всем ее многообразии добра и зла. Конечно, сам жанр оперы, представленный синтезом искусств, имеет гораздо больше средств выразительности. Красота мелодий, богатство красок и интонаций открывали перед композитором широчайшие художественно-творческие возможности.
Разделяя мысли А.С. Пушкина, искренне
.....
I I I ■ М I I I
Теория и история культуры 73
восхищаясь его повестью, П.И. Чайковский, также размышляя о ценностях добра и значении зла, утверждал, что добрые дела заставляют переоценить собственное поведение, вызывать истинное благоговение перед высшим (страх Божий). Для добра нужны мужество и воля, для обуздания низменных страстей и аффектов - трезвое размышление. П.И. Чайковский видел наивысшее духовно-нравственное состояние личности в Божественной благодати, исходящей от добра, конечную цель своей жизни - в результатах творчества, конкретных музыкальных творениях, которые являются истинными ценностями. Он понимал, что человек - существо свободное, который волен сам решать свою судьбу, волен выбирать вместо добра зло, и никто, даже Бог, не может ему что-то запретить. Исходя из этого, П.И. Чайковский наделил своих героев иным содержанием. Он пишет своему брату Модесту Ильичу: «...пушкинский сюжет великолепен... его Германн, одержимый идеей разбогатеть, притворяется влюблённым в бедную воспитанницу богатой капризной графини Лизу, дабы выведать роковую тайну трёх карт. Нет, Лиза ему не нужна, ему нужно богатство. Совершив невольное злодеяние, Германн заканчивает жизнь в сумасшедшем доме. Лиза же выходит замуж за порядочного человека. Из этого, как ты понимаешь, особой трагедии не получится» (3).
П.И. Чайковский, в соответствии со своим замыслом, показывает нам иного Германа, в котором борются два начала добра и зла, высоко духовное и бездуховное, неподдельное искреннее чувство любви к Лизе и стремление к наживе. Для этого достаточно вспомнить, каким трепетом и нежностью пронизаны потрясающие по красоте мелодии его арии «Я имени её не знаю», «Прости, небесное Создание». Страсть к девушке сплелась у него с разгадкой тайны карт. В сцене, в спальной Графини, безумная страсть к деньгам берет верх над всеми добрыми чувствами Германа, и она не покидает его до уже до конца, до предсмертного бреда. И, несмотря на любовь к Лизе, Герман П.И. Чайковского, так же как
и у А.С. Пушкина, остается во власти Пиковой дамы, во власти смерти, во власти Зла.
В опере представлен светлый чистый образ добра в облике Лизы, в начале оперы ее даже можно сравнить с образом Татьяны. Чистота, светлая искренность, простота и непосредственность героини, её страстная любовь к Герману противостоят злому року. Лиза у П.И. Чайковского - олицетворение душевной красоты. Ей свойственны искренность и глубина чувства, высокие нравственные качества. Это подчёркивается трагической гибелью Лизы, которая была не в силах перенести преступление Германа. Автор восхищается своей героиней, сочувствует ей, называет Богиней, Ангелом. Но Лиза обречена, ее мольбы и слезы, тяжелые предчувствия ведут к гибели, ей нет спасения. Её духовная смерть ведет к смерти физической.
Огромную смысловую нагрузку несет на себе образ Зла в облике Графини - она как пример того, куда может упасть человек, вступивший на путь порока, что может сделать с человеком Зло. Как первая красавица Петербурга, покорившая сердца многих влюбленных в нее мужчин может превратиться в падшую женщину, продавшую свое тело и душу, хранительницу тайны, женщину, превратившуюся в черную Нечисть, от одного только вида которой веет Смертью.
Проблему борьбы добра и зла значительно усиливает роковой магический образ «Трех карт», который постоянно, как лейтмотив, напоминает о себе и торжествует не только над героями, но и над всеми, в том числе и над слушателями.
Музыка тончайшими интонациями и красками передает, почти зрительно рисует душевные состояния своих героев. Ужас смерти! Ни воздуха, ни света! Далеко от жизни, солнца увлекает эта страшная музыка. Создается ощущение, что всё предшествовавшее было лишь предчувствием Зла, описанием подземного царства теней. Выхода отсюда нет. П.И. Чайковскому мастерски удалось показать торжество Порока, уничтожившего своих героев. Ужасаясь темными музыкаль-
.....
I I I ■ М I I I
ными изображениями, Б.В. Асафьев отмечал: «. ни в письмах его, ни в воспоминаниях его не найти следов подобной жути. Только музыка выдает, какие "гофмановские" чудища копошились в его мозгу, и какие страшные лица и явления подмечал он в жизни. Прыгающая тема иногда сопровождается пристукиванием костлявой руки или сменяется настойчивым топотом. Ледяной холод охватывает при слушании и даже при взгляде на партитуру . Что может быть с точки зрения театрального реализма пошлее сцены: к внучке, отдающейся любовнику-офицеру почти накануне свадьбы своей, приходит бабушка. Любовник прячется; следует строгий родственный выговор и веление ложиться спать. Но музыка пронизывает эту сцену таким "содержанием", что и помыслить невозможно о банальной мелодраматической ситуации. Старуха приходит вовремя, как вестник смерти. Герман это чувствует и высказывает в потрясающем по выразительности, лаконизму и своеобразному подбору тембров речитативе "Кто, страстно любя, придёт", достигающем при словах "Могильным холодом повеяло вокруг!"» (1).
Еще более мистический, зловещий характер опере придают появление Призрака и об-
манчивый, безумный бред о тройке, семёрке, тузе. Игра Германа - акт безумия, которое наступило раньше, чем Герман на самом деле сошёл с ума. После смерти старухи, не чувствуя раскаяния, герой не может заглушить голос совести - мёртвая графиня не даёт ему покоя. Но в предсмертной агонии сознание Германа проясняется: он вспоминает любящую Лизу. Она появляется в его сознании как символ света и добра над черной зияющей дырой, над провалом в бездну отчаяния.
В опере П.И. Чайковского, как и в повести А.С. Пушкина, - победа Зла над Добром, идея о недостижимости счастья, любви в жестоком мире. Карты - Зло, они разлагающе повлияли на нравственное сознание героя и заставили его забыть о вечных ценностях жизни
- любви и добре.
Можно утверждать, что «Пиковая дама»
- глубочайшая духовная драма, в основе которой борьба добра и зла. Она навсегда останется любимым произведением, как в России, так и за рубежом. Ее создатели - А.С. Пушкин и П.И. Чайковский заложили в своем Творении такие духовные тайны, разгадывать которые будут многие поколения исполнителей, ученых, слушателей во всем мире.
Примечания
1. Асафьев, Б. О музыке Чайковского / Б. Асафьев. - Л.: Музыка, 1972.
2. Прибегина, Г. А. Петр Ильич Чайковский / Г.А. Прибегина. - М.: Музыка, 1982.
3. Чайковский, П. И. Письма к родным (1850-1879) / П.И. Чайковский. - М.: Музгиз, 1940. - Т. 1.