ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 23 2011
УДК 629.113/115 (09)
ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОТРАНСПОРТА
НАЧАЛА ХХ ВЕКА
© С. И. ИЛЛИЕВ
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра новейшей истории России и краеведения e-mail: [email protected]
Иллиев С. И. - Дневниковые записи военных корреспондентов как источник по истории отечественного автотранспорта начала ХХ века // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 424-427. - В предлагаемой публикации анализируются дневники фронтовых журналистов Первой мировой войны. Авторы дневников, описывая события, очевидцами которых являлись, упоминают о применении автомобильной техники в действующей армии. В процессе работы делается вывод о том, что изучение дневниковой и мемуарной литературы, а также эпистолярного наследия является существенным дополнением в системе аргументов, позволяющих дать объективную оценку развитию российского автотранспорта в изучаемый период. Указанные источники применительно к данной теме вводятся в научный оборот впервые.
Ключевыеслова: автомобильнаярота, автомобиль, грузовики,бронеавтомобили,автомобильнаякоманда, автопарк.
Illiev S. I. - Diary records of war correspondents as a source on stories of domestic motor transport of the beginning of the XX-th century // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 424-427. - In the
offered publication diaries of front journalists of the First World War are analyzed. Authors of diaries, describing the events which eyewitnesses were, mention application of automobile technics in field army. In the course of work the conclusion that studying of the diary and memoirs literature, and also an epistolary heritage is essential addition in system of the arguments becomes, allowing to state an objective estimation to development of Russian motor transport during the studied period. The specified sources with reference to the given theme are introduced in a scientific turn for the first time.
Keywords: an automobile company, the car, trucks, armored cars, an automobile command, a motor car park.
Дневниковая и мемуарная литература, а так же эпистолярное наследие, по природе своей субъективны. Данные источники так или иначе заставляют исследователя смотреть на определенное явление глазами автора дневника или мемуариста. Соответственно читающему передается определенное отношение к событию или явлению. Но дневниковая и мемуарная литература ценна не только своей личностной оценкой, а прежде всего фотографической фиксацией деталей эпохи. В данной работе мы рассмотрим полевые дневники военных корреспондентов Первой мировой войны М. К. Лемке и М. М. Пришвина. Временные рамки дневниковых записей первого автора составляют период 1914-1916 годов. Пребывание М. М. Пришвина в действующей армии несколько больше: с августа 1914 года по февраль 1917 г. Оба автора дневников находились в войсках, когда автомобиль в армейском хозяйстве стал появляться в новом качестве. Время экспериментов с технической новинкой прошло. Наступил период реального практического применения и одновременного отбора наиболее пригодных образ-
цов автомобилей для армии вообще и для российских условий, в частности. Напомним, что ещё в 1912 году Военное ведомство организовало специальный испытательный автопробег с целью определения наилучшего образца штабного автомобиля. В пробеге по дорогам Центральной России и Прибалтики участвовало 44 машины, из которых четыре автомобиля были отечественного производства-фирмы «Руссо-Балт». Как выяснилось, именно эти машины прошли весь маршрут без поломок [3. С. 32].К следующему, 1913 году общероссийский автопарк (как военный, так и гражданский) насчитывал девять тысяч машин. Но в основной своей массе это были автомобили импортного производства. Ещё за год до начала Первой мировой войны в стране на самом высоком уровне принимается решение о формировании до конца 1919 года 44 авторот. Спешную моторизацию русской армии подстегнул военный конфликт на Балканах. Согласно этому решению, предполагалось открыть шесть ремонтных мастерских, все штабы вплоть до дивизионного, укомплектовать автомобильными подразделениями.
На эти цели Военное ведомство ассигновало огромную по тем временам сумму в 82 млн. рублей. Половина этих средств предназначалась для закупки импортной техники. Немного забегая вперед, отметим, что знаменитый американский автомобиль «Форд-Т», закупаемый для нужд российской армии, по результатам пробега 1912 года, показал себя «ненадежной машиной» [1. С. 31].
С началом Первой мировой войны, то есть к моменту пребывания авторов дневников в действующей армии, военному ведомству удалось сформировать 11 автомобильных рот. Этой транспортной вооруженности было явно не достаточно, и поэтому ещё в июле 1914 года был «Высочайше утвержден» закон «Об автомобильной воинской повинности» [3. С. 44]. Согласно этого правового акта, с началом военных действий у частных лиц было изъято следующее количество единиц техники: легковыхавтомобилей - 5362; грузовых -475; мотоциклов - 1852. Несмотря на появлявшиеся в печати ещё задолго до войны теоретические работы о применении машин в армии (А. Таненбаум «О применении автомобилей», В. Болдырев «Автомобиль и его тактическое применение»), поступившие в воинские части машины использовали как механизированные тачанки. На них устанавливали обычные станковые пулеметы. Таким образом было сформировано несколько автопулеметных рот.
М. К. Лемке об автомобильном транспорте в царской армии упоминает с первых страниц своей книги, ссылаясь на «услужливые «Биржевые ведомости» [4. Т. 1. С. 10-12]. Не без журналистской иронии он пишет о том, что, по словам военного министра Сухомлинова, военно-автомобильная часть русской армии находится на надлежащей высоте. Министр явно выдавал желаемое за действительное. Да, с 1910 года в Россииначала подготовку автоспециалистовобразцо-вая учебная авторота. Через пять лет, в разгар войны её преобразуют в военно-автомобильную школу. Обучение в этом учебном заведении было поставлено на самом высоком уровне: даже французские военные специалисты приезжали перенимать опыт. Однако на французских полях сражений решающую роль сыграли не образцовые учебные части, а знаменитое «Марн-ское такси». Обычные городские таксомоторы, совершенно не пригодные для боевых действий, но зато оказавшиеся в достаточном количестве.
Михаил Константинович Лемке о статье в «Бир-жевыхведомостях»отзываетсядажепророчески.Это-му документу, пишет он, несомненно, предстоит стать историческим: в случае победы - как прогноз и доказательство знания дела, в случае поражения - как доказательство полной непригодности царских слуг и систематического обмананарода.Вышемы приводили фактические данные по общероссийскому автопарку и количеству мобилизованной в войска техники с началом войны. А вот что могла противопоставить наша противница - кайзеровская Германия в этот же период. Легковые автомобили - 50 тысяч единиц; грузовики - 7700; автопоезда (грузовики с прицепами) - 80;
мотоциклы - 20 тысяч [5. С. 13]. Количество по тому времени более чем внушительное. Ничтожно малым было только наличие автопоездов. В то время в Германии и Австро-Венгрии это нововведение только начинало внедряться. Союзники-французы, изучив российский опыт подготовки водителей, завидовали нам. Но, как видно из реальной расстановки сил, образцово-показательноеавтомобильноеподразделе-ние, пусть даже лучшее в Европе, в масштабах империи роли не играет.
На страницах книги М. К. Лемке неоднократно упоминается об использовании автомобилей служащими царской ставки. Так, в записях, относящихся к 1915 году, автор говорит о грузовике, использовавшемся фельдъегерской службой. Кроме того, часто встречается описание автомобильных прогулок Государя императора и наследника цесаревича. Опираясь на сохранившиеся фотодокументы, можно легко установить какие именно машины использовал царь в Ставке.Скорее всего,этобыли французские«Делано-Бельвиль» с центральной фарой на крышке капота. Наиболее интересным и фотографически объектив-нымсюжетомпоинтересующейнаспроблемеявляется характеристика автомобильной команды в Ковенской крепости. М. К. Лемке упоминает об этой боевой единице, описывая судебный процесс над командованием крепости. Дневники сохранили имя и звание начальника Ковенской крепостной автомобильной команды. Это прапорщик Сергей Георгиевич Фанстиль.
В работе также говорится о наличии в Первой армии одной автомобильной роты. Эта моторизованная боевая единица не справлялась со своей непосредственной задачей, растворяясь среди конного транспорта. Командование Первой армии неоднократно сообщало о нехватке транспортных средств. Причина сложившейся ситуации кроется не только в малочисленности автопарка, но и в частых простоях машин по причине поломок. Фронтовые условия и российские дороги для импортных машин были тяжким испытанием. К концу 1916 года в действующей армии преобладали автомобили марок «Уайт», «Паккард», «Гар-форд».Согласноданным статистики,дефицит элементарных поршневых колец для трехтонных «Уайтов» составлял 100 % от потребности, дифференциальных полуосей - 25 %. [6. Л. 32-33].
Любопытноизамечаниевоенногокорреспонден-та о средствах, отпускаемых казной на содержание автомобилей Военного ведомства. По наблюдению Михаила Лемке, ежемесячный отпуск средств на один автомобиль исчислялся 500 рублей, тогда как требовалось на это даже по ценам декабря 1915 года только 120-140 рублей. «...Щедрость, откачивающая из народного кармана не менее двух млн. рублей в день!» -заключает автор [4. Т. 2. С. 18].
Во втором томе дневников, описывающих события 1916 года, говорится о спекуляциях румынских коммерсантов бензином. Характерная примета времени: моторное топливо в воюющих странах стало требоваться в таком количестве, что стало предметом
23 2011
выгодных коммерческих афер! Бензин, несмотря на малочисленность автопарка, занимал заметную долю в импорте автомобильных товаров, что объясняется, помимо всего прочего, ещё и значительным рабочим объёмом двигателя, что предполагало больший расход топлива. Над экономичностью моторов тогда ещё мало задумывались. Впоследствии нехватка дорогого топлива будет остро ощущаться. После Гражданской войны немногочисленные грузовики будут заправлять спиртом, смешаннымскасторовым маслом. В1916 году сложилась следующая ситуация. Русскому военному агенту в Румынии Семёнову доложили, что у румынских коммерсантов имеется значительный запас бензина, и если его не купить, он достанется немцам. Агенту поступил приказ о покупке горючего. «Семёнов все покупал и покупал. Пока наконец не сообщил, что “его так много «что весь не перекупишь». В конечном итоге выяснилось, что наш военный агент попался на уловку бухарестских спекулянтов [4. Т. 2. С. 163].
М. М. Пришвин в своих дневниках упоминает различныетипымеханическихтранспортныхсредств: легковые машины, грузовики, бронеавтомобили, мотоцикл. Имеется географическая привязка размещения этой техники. В записях 1915 года мы обнаруживаем упоминание о применении автомобилей во время боевых действий в Августовских лесах. Кроме этого имеется запись о наличии автопарка в Великом Новгороде ( по меркам того времени достаточно крупного). Художественное мышление писателя вполне могло и приукрасить масштабность наличия техники в прифронтовом городе. Однако достоверность записей М. М. Пришвина легко проверить по сохранившимся архивным документам. Во время Первой мировой войны в Новгороде и Пскове действительно существовал грузовой военный автотранспорт. В Пско-веслужащиескладавоенно-медицинскогоимущества затеяли обширную переписку с городской властью с целью сделать улицу «проезжей для автомобиля» [2. Л. 3]. Результатом стало обследование дорожного полотна, ведущего к складу, с помощью. лома. Вывод комиссия сделала соответствующий: грунт дороги состоит из камня-песчанника, автомобиль в нём не забуксует.
Записи 1917 года обращены уже к событиям Февраля. По улицам Петрограда проносятся автомобили с «красными флагами и барышнями». Возбужденные революционной эйфорией пассажиры с криками «ура» стреляют в воздух. Как это перекликается с «Окаянными днями» Ивана Бунина. Только события, описанные классиком, происходят в Москве. Позже зарисовки революционных событий перекочуют из дневниковых записей в художественную литературу. В романе Алексея Толстого «Хождение по мукам» читатель встречает аналогичные сцены. Записи Пришвина о волнениях в деревне также косвенно повествуют о проникновении в жизнь российской глубинки представлений о новой технике. Пропагандисты-ораторы говорят крестьянам о том, что в «.Америке есть плуги нефтяные, и эти плуги пашут в час 16 десятин.». Цитируемый писателем оратор в принципе не был далёк
от истины. Такие сельхозмашины существовали, и не только в Америке. Крупные землевладельцы Малороссии, занимавшиеся промышленным выращиванием сахарной свеклы, использовали моторные плуги фирм «Штокк», «Фаулер», хотя их эксплуатационные характеристики были далеки от совершенства, да и особенности российских условий и предубеждения порой сковывали инициативу применения новой техники. Так, наиболее распространенным предрассудком считался тот факт, что мощные (до 100 л.с.) автоплуги пригодны только для распашки целинных земель. Безосновательность этого мнения к счастью была доказана ещё до революции. Огромная масса крестьянства на тот период была неграмотна. Но периодические издания, так или иначе проникая в деревню, информировали сельское население о новых видах сельскохозяйственных машин. Если учесть, что в «Пензенских губернских ведомостях» ещё до начала Первой мировой войны регулярно публикуются рекламные объявления о продаже тракторов и автоплугов, то вполне логично заключить: для крестьян это не было новостью. Другой вопрос, кто мог позволить себе приобретать подобную технику? Так, например, цена на автоплуги фирм «Штокк» и «Фаулер» колебалась от 10 до 12 тысяч рублей. Даже тракторы конструкции Я.В. Мамина, изначальнопредназначавшиесядлябед-ного безлошадного крестьянства, могли приобрести только богатые землевладельцы.
Проанализировавдневниковыезаписидвухавто-ров можно сделать следующие выводы: А) и М. К. Лем-ке и М. М. Пришвин в своих произведениях упоминают об автомобильной технике в рассматриваемый нами период; Б) сходство источников заключается в том, что ни один из них не уточняет марки автомашин и других механических транспортных средств; В) и в том, и в другом источнике существует географическая привязка к местности, где именно используется автотранспорт. Важно, что некоторые указания подтверждаются также архивными документами и иными источниками; Г) дневник М. К. Лемке наиболее ценен тем, что в нём цитируются деловые документы, в которых упоминается автотранспорт; Д) заслуживает внимания дневник М. М. Пришвина за 1917 год как отражающий появление новой техники в сознании крестьянства. Этот «ментальный» момент имеет непосредственное отношение к изучаемой проблеме не только с точки зрения народнохозяйственного применения тракторов и автомобилей, но и с точки зрения восприятия их массовым сознанием.
Таким образом, можно говорить о том, что изучение дневниковой и мемуарной литературы является существенным дополнением в системе аргументов, позволяющих получить объективное представление о масштабах примененияикачественных характеристиках автотранспорта в России начала ХХ века.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляев В. Четыре Руссо-Балта и бездорожье // За рулем. 1972. № 5.
2. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. 122. Оп. 2. Д. 220 А.
3. Иллиев С. И. Обретение украденной победы (очерк истории отечественного автомобилестроения конца XIX - первой трети ХХ века). Пенза: ГУМНИЦ, 2008.
4. Лемке М. К. 250 дней в царской ставке 1914 - 1915. Минск: Харвест, 2003. Т. 1-2.
5. Хроника автомобилизма а) за границей. Автомобили германской армии // Автомобиль. 1913. № 1.
6. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга(ЦГИАСПб).Ф.1304.Оп.3.Д.287.