ИНФОРМАЦИОННЫЕ
УДК 371.003
ДИЗАЙНЕР КУРСОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ГИПЕРТЕКСТОВЫХ УЧЕБНИКОВ
ШЕХОВЦОВ Б.Г., ШМАИН Д.Ю.
Рассматриваются вопросы построения автоматизированной системы, которая позволяет упрощать процесс создания электронного гипертекстового учебного материала по заранее разработанному гипертекстовому шаблону. Приводятся фрагменты кода, реализующего удобный пользовательский интерфейс.
В настоящее время в процессе обучения большая роль отводится электронным материалам (учебникам) . Для создания учебников очень хорошо зарекомендовали себя гипертекстовые технологии, с помощью которых можно создавать удобные в обращении и наглядные материалы. Вопрос создания гипертекстовых шаблонов для электронных учебников на данный момент в принципе решен. Но создание учебников “вручную” не рационально и не оптимально по времени. Кроме того, человеку, не знающему языка гипертекстовой разметки HTML и не имеющему навыков работы с электронными документами, шаблон недоступен для создания своего электронного учебника.
В предлагаемой работе рассматривается задача разработки так называемого дизайнера курсов (ДК), с помощью которого в удобном для пользователя диалоговом режиме можно создавать гипертекстовые страницы и учебники по одному из шаблонов, имеющемуся в системе Д К, заранее разработанному специалистом в области гипертекстовых технологий.
Создание ДК возможно разными способами с помощью различных языков программирования (C, C++, Delphi и т.д). У каждого из способов имеются свои преимущества и недостатки. Дизайнер курсов, разработанный с помощью такого мощного языка программирования, как C++, имеет основной недостаток генерации “грязного” HTML-кода и низкой интеграции с самим материалом. Авторами был выбран вариант написания программного обеспечения для ДК с помощью языка написания сценариев PHP и JavaScript под управлением Web-сервера Apache, который является условно бесплатным, что имеет ряд очевидных преимуществ. При этом становится возможной глубокая интеграция ДК с самим создаваемым материалом. Кроме того, дизайнер курсов, созданный с помощью этого программного обеспечения, обладает преимуществом создания “чистого” html
— кода по сравнению с кодом, который генерирует, например, популярный текстовый редактор Word [1,2].
Дизайнер курсов организован таким образом, чтобы с его помощью можно было под определенный шаблон создать html-страницу, новый блок учебного материала, электронный учебник и т.д., не зная языка гипертекстовой разметки HTML и не имея навыков в оформлении электронных учебников. Это позволяет привлечь к созданию компьютерных материалов для обучения широкий круг преподавателей.
Определенные удобства для широкого пользователя представляет визуальный интерфейс (рис. 1). В окно редактирования разработанного Д К возможна вставка готового блока отредактированного текста из стандартных текстовых редакторов Microsoft Word 97/2000, Word Pad и др., либо создание нового.
йскйінйн Lt ІИнфе^кіоцнй З
j, С І Ці' .і I.
I HI Jiijon Під a J c antf
Определенные удобства для широкого пользователя представляет визуальный интерфейс (рис. 1). Б окно редактирования разработанного ДК возможна вставка готового блока отредактированного текста из стандартных текстовых редакторов Microsoft Word 97/2000, Word Pad и др., либо создание нового
В дизайнере курсов поддержка форматирования текста сопровождается удобными элементами управления, такими как:
выбор семейства; function changeFontFamily (fontFamily) {
Рис. 1 Интерфейс ДК
В дизайнере курсов поддержка форматирования текста сопровождается удобными элементами управления, такими как:
— выбор семейства:
function changeFontFamily (fontFamily) { editBox.focus();
if (main. HTML_Edit.checked == false && fontFamily){ var objectStyle = document.all(main.fontFamily .value);
document.execCommand(“FontName”, false, fontFamily);
editBox.focus();}}
— тип и размер шрифта: function changeFontSize (fontSize) { editBox.focus();
if (main. HTML_Edit.checked == false && fontSize)
{
document.execCommand(“FontSize”, false, fontSize); editBox.focus();}}
— вставка, удаление, копирование фрагмента текста; управление стилем шрифта; выравнивание фрагмента текста:
function pressKey (name) {
РИ, 2002, № 4
115
editBox.focus();
if (main.HTML_Edit.checked == false) { document.execCommand(name); editBox.focus();}}
— выбор цвета из основной цветовой гаммы с помощью разработанной вкладки с визуальным интерфейсом, реализуемой с помощью функции изменения цвета:
function changeColor (color) {
if (tempObj) {
if (tempObj. tagName == “TABLE”) { tempObj .bgColor = color; window.close(); return;}}
if (tempTD) {
if (tempTD.tagName == “TD”) {
tempTD.bgColor = color; window.close(); return;}} sOpener.editBox.focus();
if (sOpener.main.HTML_Edit.checked == false) {
sOpener.document.execCommand(“ForeColor”, false, color);
window.close();
sOpener.editBox.focus();}}
— вставка таблицы с определенным количеством строк, колонок, заданной шириной бордюра и другими атрибутами таблицы:
function createTable () {
sOpener.editBox.focus();
if (sOpener.main.HTML_Edit. checked == false) { var row = main.row.value * 1; var column = main.column.value * 1; var border = main.border.value* 1 var space = main.cellspac.value*1 var padd = main.cellpad.value* 1 if (row == 0 || row > 20) row=2;
if (column == 0 || column > 20) row=2;
var table=” < table border= ”+border+ ” cellspacing=”+space+” cellpadding=” +padd+” width=’200'>\n”;
for (var r=1; r<=row; r++) {
table += “<tr>”;
for (var c = 1; c <= column; c++) table += “\t<td></td>\n”; table += “</tr>\n”;} table += “</table>\n”;
if(sOpener.document.selection.type != “Control”)
sOpener.documentselection.cieateRange().pasteHIML(table);
window.close();
sOpener.editBox.focus();}}
— создание гипертекстовых ссылок: function makeLink () { sOpener.editBox.focus();
if (sOpener.main.HTML_Edit.checked == false) { var sTarget=main.starget.value var t = main.LinkName.value ; var sFile = main.sLinkFile.value; if (sFile !=””) { if (t != “”) {
t = “<A href=” + sFile +
“ target =”+sTarget+”><U>” + t + “</U></A>”;}}
var re = /<FONT style=”VISIBILITY: hidden”><\/FONT>/;
var text = sOpener.editBox.innerHTML;
sOpener.editBox.innerHTML=text.replace(re, t);
window.close ();
sOpener.editBox.focus();}}
После окончания визуального формирования html-страницы предлагается сохранить ее под выбранным именем с использованием одного из имеющихся шаблонов (или без шаблона). Файлы конфигурации и сами шаблоны хранятся в рабочем каталоге ДК.
В зависимости от выбранного шаблона предполагается физическое размещение html- страниц в файловой системе создаваемого электронного учебника и создание связей между страницами с помощью гипертекстовых ссылок.
Разработана также вкладка для открытия уже имеющейся гипертекстовой страницы для редактирования. Эта вкладка реализована с помощью короткого javascript:
function OpenFile () {
sOpener.main.openingfilepath.value=main.sOpenFile.value;
sOpener.main.submit();
window.close(); }
PHP -код, реализующий непосредственно все действия по открытию документа, выглядит следую -щим образом:
if ($openingfilepath<>””){
include($openingfilepath); }
116
РИ, 2002, № 4
Предусматривается также автоматическое подключение созданного фрагмента учебного материала в систему дистанционного образования. Эта опция становится доступной после нажатия на кнопке “+” в основном окне дизайнера курсов. Вкладка автоматического подключения также имеет удобный и наглядный интерфейс, показывающий состояние (наличие) файлов фрагмента и вспомогательной информации для работоспособности выбранного шаблона. Здесь же можно сформировать карту сайта для раздела и подключить ее к общей карте сайта для всей системы (рис.2).
Рис. 2. Интерфейс подключения фрагмента и формирования карты сайта
Таким образом, одним из основных преимуществ разработанного Д К по сравнению с существующими аналогами является его более рациональная организация на основе четкой файловой структуры. Модальные диалоговые окна для расширения функциональности визуального редактора дизайнера курсов хранятся в отдельной директории; директория рисунков содержит необходимые служебные иконки; директория скриптов содержит функции javascript, которые реализуют перечисленные выше возможности ДК; в отдельной директо-
рии хранятся имеющиеся в системе дизайнера курсов шаблоны; создана рабочая директория, в которой размещаются созданные электронные учебники.
В процессе разработки ДК был создан удобный пользовательский интерфейс на базе технологии WYSIWYG (what you see is what you get) для работы с буфером обмена (Clipboard); разработаны и программно реализованы элементы управления форматированием текста. Предполагается решить задачу сохранения отформатированного текста в законченную html-страницу с использованием одного из заранее разработанных шаблонов.
Литература: 1. Шеховцов Б.Г., Шкиль А.С., Пиженко И.М., Шмаин Д.Ю. Концепция программно-информационной поддержки гипертекстового учебного материала для дистанционного обучения // АСУ и приборы автоматики. 2001. Вып. 114. С.77-81. 2. Шеховцов Б.Г., Шмаин Д.Ю., Сидорчук Д.М. Информационно-обучающий сервер в системе ДО. Образование и виртуальность 2001. Сборник научных трудов 5-й Международной конференции ассоциации дистанционного образования. Харьков-Ялта: УАДО, 2001.
Поступила в редколлегию 14.05.2002
Рецензент: д-р техн. наук, проф. Кривуля Г.Ф.
Шеховцов Борис Григорьевич, канд. техн. наук, профессор кафедры ЭВМ ХНУРЭ. Научные интересы: микропроцессоры и микроконтроллеры, технологии дистанционного образования. Адрес: Украина, 61166, Харьков, пр. Ленина, 14, тел. 40-93-54. E-mail: [email protected]
Шмаин Дмитрий Юрьевич, студент группы КИСС-97-2 ХНУРЭ. Научные интересы: компьютерные сети, Web-программирование, Web-дизайн. Адрес: Украина, 61166, Харьков, пр .Л.Свободы, 51-б,к.608.
E-mail: [email protected]
УДК 519.767
МОДЕЛЬ АВТОМАТИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОГО ТЕЗАУРУСА ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ
ХАЙРОВА Н. Ф, ШАРОНОВА Н.В._______
Предлагается математическая модель интеллектуальной функции человека в отношении понимания и классификации по смысловым признакам лексических единиц языка. При построении модели используется метод компараторной идентификации лингвистических объектов.
В настоящее время при организации тематического поиска в автоматизированных информационнобиблиотечных системах (АИБС) используются предметные рубрикаторы, являющиеся неотъемлемой частью лингвистического обеспечения АИБС. В большинстве украинских библиотек применяют
РИ, 2002, № 4
либо переводы западных предметных рубрик: Library Congress Subject Heading (предметный рубрикатор библиотеки Конгресса США), либо формируют собственные рубрикаторы, при этом часто предметными рубриками становятся деления ББК и УДК. При своей немалой устойчивости терминосистема каталогизации постоянно развивается и совершенствуется. Появляются новые виды документов и других информационных ресурсов и, соответственно, новые термины и разделы в рубрикаторе. При современной скорости роста информации лингвистическое обеспечение процессов классификации должно быть более динамичным и настраиваемым на новые отрасли знаний.
Дескрипторные поисковые языки существенно дополняют классификационные индексы и разработанные профессионалами предметные рубрики. Но при осуществлении поиска по свободным ключевым словам (КС), для которых не заданы смысловые связи (иерархические, ассоциативные), изначально закладываются причины потерь информации, практически не заметные для пользователя. Например, при использовании дескрипторного
117