ДИЗАЙН В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Д. С. Бойченко, Л. А. Сафина (научный руководитель)
ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Россия, Республика Татарстан, г. Казань
Науке известны случаи, когда в произведениях дизайнеров, писателей и иных деятелей искусства проявляются мечты о будущем, становясь реальностью через сотни, тысячи лет. Современные проектировщики смотрят далеко в будущее, разрабатывая все новые и новые технологии. В частности, это роботы, заменяющие людей во многих профессиях. В настоящее время мы считаем применение электрических помощников вполне естественным, поскольку они способны выполнять ручную работу по уборке жилища и окружающей среды. В научных лабораториях всего мира проводят эксперименты и опыты по созданию и использованию искусственного интеллекта. Ученые по-прежнему спорят о том, к чему может привести данное изучение, поскольку человеку не всегда было просто принять что-либо безусловно новое и неведомое ранее. Больше сотни лет назад население земли сопротивлялось появлению на свет машинного производства. По словам Владимира Маяковского, все это могло «перекусать» население земли. Однако сейчас оно вошло в нашу жизнь и поменяло ее уровень развития в лучшую сторону [1].
В научной литературе встречаются различные взгляды на развитие робототехники, но все сходятся в одном: приблизительно к 2050 году роботы будут частью нашего общества и всей жизни в целом. «Сегодня мы словно технологические гибриды и 70% нашего тела уже сейчас возможно поменять на пластик и металл», - считает известный дизайнер Карим Рашид [2]. Создатель интерактивных систем доктор Френк Поллик говорит: «Люди воспримут машины только тогда, когда будут расти бок о бок с ними» [3]. Отношение человека к «электронным помощникам» и «искусственному интеллекту» и их восприятию постепенно стало обыденным. Люди глядят в будущее без страха и чувства угрозы того, что роботы вошли в нашу жизнь. Таким образом, люди готовы воспринять «технику» как свое «разумное» и привычное для них окружение.
Проводником человечества в мир инноваций считается дизайн. Инновация - это нововведение, другими словами, внедренное новаторство, позволяющее дать высококачественное совершенствование производственным процессам и продукции. В частности, инновации предполагают процесс разработки, распространения и использования товаров и технологий, которые отличаются научно-технической новизной и удовлетворяют нужные потребности [4]. Стремительное развитие нововведений имеет возможность привести к тому, что через 20-30 лет надобность в дизайне пропадет. На смену классическому дизайну как методике формообразования придет новый вид дизайнерской мысли. Примером может послужить такая современная концепция, как «умный» дом, где все кнопки изменены на голосовые команды, предметное заполнение минимизировано: нет мебели в обычном ее понимании и все максимально функционально. Карим Рашид заявляет: «...Дизайн 21 века заботится о новой энергии, о нематериальном, об утрате формы и ее обретении, о прозрачности, цвете, запахе. О
цифровых технологиях, способных создать место обитания, одновременно реальное и ирреальное, метафизическое и физическое...» [5].
Дизайн в инновационном осознании представляет процесс, который «превращает» жизнь человека в совершенно новый образ, а именно, уходит от узконаправленного проектирования самого внешнего облика предмета, и тем самым делает общее «разумное» пространство вокруг человека, систему объектов, подстраивающихся под эргономичность и потребности человека.
Стоит отметить, что дизайн переходит на другой уровень, становясь внедренным в инновационный процесс. Современный дизайнер призван качественно совершенствовать функции вещей, меняя применяемые для их изготовления технологии и материалы. Под воздействием интеграции дизайна в усиленный научно-технический прогресс выявляются новые стили и направления, которые всецело заменяют представление об обычном нам окружении. Поскольку главная задача дизайна - это поиск всего нового (форм, эстетики), то ведущими целями современного дизайна служат переструктурирование места культуры, создание новых ценностей через обновление всего окружения человека [6, 7].
Таким образом, можно сделать вывод, что современные тенденции в формообразовании объектов склоняются к безупречной технической структуре, киберорганизму, который способен работать практически без роли человека, у которого есть личная внутренняя философия, своя «вселенная», переносимая на жизнь передового индивидуума, а «мастер», то есть дизайнер, гармонично объединяет технологии нового века, художественную красоту и необходимость. Какими бы ни были технологии, дизайнер всегда будет «устанавливать» планку в мире тенденций. Он имеет возможность принимать участие в решении тысячи задач и предвидеть необходимое и важное, работая при этом над достижением гармонии между человеком, его окружением и новым образом под названием будущее [8-10].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников
1. Сафина Л.А., Тухбатуллина Л.М., Хамматова В.В. Абуталипова Л.Н. Проектирование костюма (адресное проектирование): Учебник. — Казань: Издательство МеДДок. - 2017. - 296 с.
2. Кларк П. Дизайн - М.: Аст\Астрель. - 2003. - 144 с.
3. Журнал «Что нового в науке и технике», №10, октябрь 2004. - 112 с.
4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр». - 1997. — 456с.
5. Разработка и принятие решения в управлении инновациями / И. Л. Туккель. - СПб: БХВ-Петербург. - 2011. - 342 с.
6. Кольчугина, А. Инновации в отраслях промышленности и федеральных округах / А. Кольчугина, Е. Корепанов, Л. Нестеров // Федерализм: Теория. Практика. История. - 2012. - № 4 . -С.110-117.
7. Верганти Р. Инновации, направляемые дизайном. Как изменить правила конкуренции посредством радикальных смысловых инноваций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.moscowbooks.ru/book/945756, свободный.
8. Романченко C.B. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность / С. В. Романченко II Молодой ученый - 2012. - №4. - С. 34-38.
9. Задесенец Е.Е. Дизайн-технологии создания и продвижения инновационной продукции на потребительский рынок/Е.Е. Задесенец, Г.К. Сергеева. - М.: ВНИИТЭ, 2009. - 76 с.
10. NBIC-технологии: инновационная цивилизация XXI века / А. К. Казанцев; под ред. А. К. Казанцева, Д. А. Рубвальтера. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 383 с.
УМНЫЕ ПАЙЕТКИ - ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ЦВЕТОВОСПРОИЗВОДЯЩИЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ОДЕЖДЫ A.M. Бражников, A.M. Бражникова, Р. Г. Гришин (научный руководитель)
ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»,
Россия, г. Самара
Развитие информационных технологий и новых текстильных материалов привело к появлению умной одежды, которая способна получать информацию из окружающего мира (или собирать информацию о своём хозяине), обрабатывать её и изменять свои свойства в зависимости от текущей ситуации
Индустрия моды одной из первых откликается на появление новых технологий. Дизайнеры, постоянно ищущие новые идеи и концепции, быстро подхватывают новые разработки и находят им применение в своих концептах, создавая уникальные коллекции одежды.
Одно из направлений, активно поддерживаемое многими современными дизайнерами, - одежда, меняющая цвет. Идея создания одежды, способной самостоятельно перекрашиваться в режиме реального времени, озвучивалась во многих фантастических произведениях. Причём интерес к такому свойству одежды проявляют не только дизайнеры, но и военные. Костюм, способный окрашиваться в цвет травы, камня, дерева, подражая любому природному сочетанию оттенков, станет превосходным камуфляжем для солдата.
С технической точки зрения на данный момент существуют два способа заставить одежду менять свой цвет: использовать специальные краски, изменяющие свой цвет при воздействии на них внешних факторов, или использовать электронный текстиль, оснащённый множеством цветовоспроизводящих элементов, управляемых микропроцессором.
Первый способ основан на изготовлении красящих веществ из полимерных материалов, изменяющих свои оптические свойства (способность отражать, поглощать и преломлять свет с разной длиной волны) под действием температуры (термохромные), влажности (гидрохромные) или магнитного поля (парамагнитные). Коллекция лондонского дизайнера Лорен Броукер, представленная в 2014 году, демонстрирует все возможности данных технологий [1].