Дизайн печатных СМИ: эволюция понятия «композиция»
Станислав Галкин
Будущее печатных СМИ, в частности газет, вызывает большие опасения. Композиция периодического издания является одним из важных факторов визуализации контента номера газеты или журнала. В статье на основе анализа исследований теорий композиции делается вывод, что журнал и газета в настоящее время имеют так мало общего, что рассмотрение композиции как единого целого в различных типах изданий нецелесообразно. Ключевые слова: газета и журнал, композиция и структура печатных СМИ, комплекс, материал, полоса.
© Галкин Станислав Илларионович
кандидат филологических наук, доцент кафедры
фотожурналистики и технологий СМИ
факультета журналистки
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), [email protected]
Две реперные точки
Выражение «визуализация вербального контента» стало крылатым. Один из возможных вариантов перевода на доступный для любого читателя язык - «понимание содержания текста». Однако непонятно, о каком тексте идет речь: о содержании номера или о статьях о школьном образовании в нескольких выпусках издания, или о комментарии/репортаже с конкретного футбольного матча. Помочь прояснить данный вопрос должно исследование такого явления, как композиция.
Композиция - аспект, один из срезов внешней формы, которая есть объект деятельности дизайнера. Внешняя форма периодического печатного издания насчитывает до 8-10 уровней: от элемента до издания1. Эти компоненты воспринимаются по-разному, например, текст и иллюстрация, заголовок и текст, спуск и текст. И даже кажущиеся (предполагаемые) однородными комплексы могут иметь трудно сравниваемый вид: текст обычный (черные буквы на белом фоне), текст на подложке (на цветном фоне), текст на выворотку (белое на темном). Читателя в отличие от дизайнера интересует содержание, т.н. контент, а изменяя фон от белого (текст занимает 12-13% площади) до черного (в выворотке около 90% черного), дизайнер вносит
искажение в восприятие содержания, а в конечном счете - и в сам контент.
Если же проанализировать исследования композиции СМИ, то следует обратить внимание на две реперные точки. Первая: «Содержание газеты определяет композицию - построение - каждого из ее номеров <...> Газетный номер должен представлять собой органичное целое. Основой номера является его план. Задача этого плана - обеспечить целеустремленность и вместе с тем разносторонность номера, материалы которого должны освещать самые разные вопросы и темы, представляющие интерес и для всего круга читателей газеты, и для различных групп читателей, с их особыми интересами <...> Композиция номера и призвана обеспечить единство противоположностей - выполнение этих подчас противоречащих друг другу задач» (Попов, Гуревич, 1967: 206).
В дефиниции речь идет о двух объектах: газете (комплекте номеров) и номере. Для исследователя (например, историка), работающего с подшивкой издания, все выглядит так, как описано в определении. Однако следует заметить, что утверждение: «содержание определяет композицию» -спорно, потому что сначала необходимо прочитать текст и только после этого придет понимание контента. Кроме того, визуализация вербальной информации начинается с заголовков, затем следует изучение текста отдельного материала. То есть осознание, «познание» содержания вторично (вспомните: материя первична -в гносеологическом смысле).
Теперь о сути дефиниции: композиция как построение. В словаре С.И. Ожегова дается такое определение композиции: «1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей»2. Словарь отсылает нас ко второму значение слова «строение»: «Взаимное расположение частей, составляющих одно целое, структура [курсив наш. - С.Г.]»3. Иначе говоря, компо-
зиция газеты, определяемая как построение каждого из номеров, представляет собой структуру каждого из номеров, которая, в свою очередь, есть аспект внутренней формы. Если обратиться к Гегелю, то нетрудно обна ружить тождествен ность содержа ния и внутренней формы. Читатель приходит к содержанию (внутренней форме) через внешнюю форму, то есть композицию.
В учебнике «Оформление периодических изданий» И.Н. Табашников (автор главы о композиции) наметил новый подход к пониманию внешней формы СМИ. «В каждом виде искусства композиция проявляется специфически. Оформлению периодических изданий свойственна композиция, которая объединяет по законам гармонии текстовые колонки, иллюстрации, заголовки и другие графические элементы на плоскости каждой страницы, в пространстве всего номера издания и вместе с тем создает необходимый порядок восприятия содержащейся в этом номере информации» (Киселев (ред.), 1988: 97).
Это вторая реперная точка в эволюции понятия «композиция». Здесь речь идет о композиции как аспекте внешней формы на трех уровнях: 1) комплексы (текстовый, иллюстрационный, заголовочный)4, 2) полоса (страница), 3) номер. И композиция данных комплексов (элементов), а также полосы рассматривается как объединение их на плоскости, а номер - объединение страниц в пространстве. В теории искусства книги (термин А.А. Сидорова) говорят о пространственно-пластическом анализе произведений изобразительного искусства (Гончарова, 1990: 300), о процессе пространственно-изобразительного характера при оформлении изданий художественной литературы (Гончарова, 1990: 379) и т.п. Наиболее интересно с точки зрения оформления периодических изданий следующее заключение: «Так, материальная конструкция книги, предлагая ту или иную разверстку поверхностей (термин
В.Н. Ляхова) становится объектом компо- вида композиции, единой и для журналов, зиционно-пространственного решения» и для газет. Итак, «композиция <...> объе-(Гончарова, 1990: 378). То есть простран- диняет» комплексы оформительских эле-ственный аспект внешней формы не яв- ментов «на плоскости каждой страницы» ляется композицией в том значении, ко- (Киселев (ред.), 1988: 97). В дефиниции торое трактуется как объединение неких Попова и Гуревича (1967: 206) речь идет о объектов на плоскости. «Решение задач композиции номера и только после этого композиционных не заменяет задач кон- говорится о композиции полосы: «Каждая структивных, ибо всякое изобразительное, из полос имеет свой, особый план, свою композиционное пространство возникает композицию. Но одновременно каждаяпо-в пределах формы конструктивной» (Гон- лоса - часть целого газетного номера [курсив чарова, 1990: 379). наш. - С.Г.]» В учебнике 1988 г. - обратный
Если вновь вспомнить о внешней и внут- порядок рассмотрения композиции, «ко-ренней форме (в данном случае книги), торая объединяет» комплексы «на плоско-то конструктивная форма - срез, аспект сти каждой страницы, в пространстве всего внутренней формы. «Конструкция <...> номера издания [курсив наш. - С.Г.] (Кисе-1. Состав и взаимное расположение частей лев (ред.), 1988: 97). какого-н. строения, сооружения, <...>, а так- В то же время и в первом, и во втором же само строение, сооружение»5. Только учебниках композиционное построение здесь речь идет о структуре внешней фор- связано с заботой о читателе: «Задача этого мы - книге (экземпляре книги). плана [номера] - обеспечить целеустрем-
Подводя некоторые итоги анализу раз- ленность и вместе с тем разносторонность новидности книжной композиции, следует номера, материалы которого должны осве-процитировать следующее высказывание щать самые разные вопросы и темы, пред-Н.А. Гончаровой (1990: 379): «В различ- ставляющие интерес и для всего круга чи-ных видах изданий возможно преобла- тателей газеты, и для различных групп чи-дание либо композиционного, либо кон- тателей, с их особыми интересами» (Попов, структивного». И это не только связано с Гуревич, 1967: 206), «композиция <...> со-функцией, назначением книги (художест- здает необходимый порядок восприятия венное произведение, научное издание), содержащейся в этом номере информа-но также зависит от субъективного фак- ции» (Киселев (ред.), 1988: 97). тора: кто будет оформителем книги. Если Действительно, читатель листает номер ее иллюстрирует художник, то необходи- газеты/журнала, просматривает заголовки мо говорить об искусстве книги (Галкин, и иллюстрации и останавливается на заин-2010: 27). Когда же в главной роли высту- тересовавшем его тексте (материале). Итак, пает технический редактор (типограф, по редакция делает набросок плана номера, выражению Я. Чихольда), то речь идет о исходя из данных сетевого графика, затем типографическом оформлении (Галкин, на планерке составляется план номера из 2010: 29-30). Некоторые журналы (науч- конкретных материалов в виде плана со-ные, литературно-художественные) имеют ответствующих полос, которые верстаются много схожих внешних признаков с кни- (по возможности) согласно плану, то есть гой. Но массовые журналы, а тем более номер создается так, как описано в учебни-газеты имеют свои, только им присущие ке 1967 г. Однако визуализация вербаль-черты (Галкин, 1984: 152). ного контента происходит в другом поряд-
В учебнике «Оформление периодиче- ке: сначала поверхностное знакомство со ских изданий» дается определение одного страницами, затем переход к конкретным
публикациям. Читатель, как правило, не функционирования. «Мы должны взять в
оценивает номер газеты (тем более жур- расчет шесть вещей [факторов. - С.Г.] при
нала) в целом, номер воспринимается как подготовке [при структурировании или при
мозаика (но не пазлы), а полосы - как узо- создании внешней формы. - С.Г.], когда
ры в калейдоскопе. мы пишем, фотографируем, моделируем,
Говоря о восприятии информации сле- гравируем или работаем самыми разными
дует различать точку зрения профессио- средствами, которыми выражается идея в
налов-художников и читателей, практику графической форме: размещение различ-
дизайна и исследования психологов, тео- ных элементов (месторасположение), мас-
ретиков искусства и эстетики. Исследовате- са или вес с учетом их сбалансированно-
ли искусства книги вынуждены обращать- сти, близко лежащую к этому композицию
ся в поисках наиболее точного выражения значимости [курсив наш. - С.Г.], линейную
своих мыслей к таким источникам, кото- композицию, цветовую композицию, ком-
рые имеют мало отношения к печатным позицию перспективы - довольно харак-
изданиям вообще и к современной книге терное напутствие художникам» (Гонча-
в частности. Так, Н.А. Гончарова (1990: 334) рова, 1990: 301).
пишет: «Любопытно, что к числу признаков К такому заключению Н.А. Гончарова
прекрасного Аристотель причислял меру пришла, потому что начала свою книгу с
обозримости, утверждая, что ни чрезмер- главы «Общие сведения о композиции».
но малое, ни чрезмерно большое не могут И отметив, что древние греки считали ос-
мыслиться как прекрасное, ибо затрудни- новой мирового порядка гармонию: «Гар-
тельны для восприятия обозревающих». мония - общее состояние, композиция -
Если исходить из смысла этой сентенции, средство достичь его» (Гончарова, 1990:
то непонятно, как оценивать, с одной сто- 294), автор решила взять термин «компо-
роны, прелесть марок (объект поклоне- зиция» у древних римлян, что никого не
ния филателистов), с другой - фолиантов должно смущать. Латинское «слово "ком-
предмет гордости библиофилов). позиция" - составление, соединение ча-
Сейчас очень популярен карманный стей, приведение их в порядок - в перво-
формат6. И он используется не одно сто- начальном значении имело более широ-
летие (Галкин, 2010: 32). В отношении пе- кий смысл: оно выражало представление о
риодических изданий следует обратить сторонах, частях, при соединении которых
внимание на двуформатность журналов образуется единство» (Гончарова, 1990:
Cosmopolitan,«Караван историй» и др. Они 303). Довольно логичное построение, при-
перешли на малый формат для удобства водящее вскоре к выводу о главенствую-
читательниц: журнал такого размера по- щей роли композиции в искусстве (в самом
мещается в небольшую сумочку. Что ка- широком значении этого слова). Однако
сается изменения форматов газет, можно напрашивается возражение: если в книге
вспомнить переход на таблоидный фор- как объекте искусства, то есть в создавае-
мат воскресного выпуска The Times в кон- мой художником наряду с автором текста
це 2000 гг. и всех выпусков «Ведомостей». книге, композиция как одна из категорий
эстетики играет одну из ведущих ролей, то
ИскУсство °ф°рмления... газеты? отнести к искусству оформление сборника
Возвращаясь к теории книжного искус- статей, напечатанного на ризографе, на-
ства, можно обратить внимание на факт верное, будет не совсем корректно. И, со-
объединения различных видов деятель- ответственно, научные журналы, освеща-
ности, имеющих очень непохожие основы ющие как исследования тождественности,
так и гуманитарные темы, представляют тичный, легкий - основательный, простой -
предмет эстетики только для профессио- сложный и т.д.). Композиция периодиче-
налов-типографов и дизайнеров. ских изданий еще до знакомства читателей
Вместе с тем называть печатные изда- с содержанием номера способна на эмо-
ния, начиная с газет и заканчивая книга- циональном, чувственном уровне инфор-
ми, продуктами деятельности дизайнеров мировать их о типологических аспектах
было в те годы практически невозможно. издания - его назначении, адресованнос-
А вот говорить о журналах и газетах, оформ- ти определенной аудитории, о характере
ляемых по законам «марксистско-ленин- публикуемых материалов - деловом или
ской» эстетики, даже поощрялось. Поэтому официальном, торжественном или весе-
своего рода преамбула определения по- лом, полном динамики или спокойном»
нятия «композиция» в учебнике «Оформ- (Киселев (ред.), 1988: 38)7. Такое разъясне-
ление периодических изданий» предла- ние понятия композиции газет и журналов
гает более широкое толкование термина, через образность в архитектуре не совсем
чем необходимо для объяснения функций, корректно. Речь идет не об образе, а ско-
свойств, средств композиции газеты и жур- рее об образце, шаблоне. Своеобразном
нала. «В каждом виде искусства композиция блочном8 и даже панельном построении,
проявляется специфически. Оформлению конструировании полос. периодических изданий свойственна ком- Образец ожидания - Erwartungsmuster -
позиция, которая объединяет по законам понятие, применявшееся в ГДР (Schröder,
гармонии <...> графические элементы на 1969). Оформление какой-либо рубри-
плоскости каждой страницы...[курсив наш. - ки (раздела), как правило, постоянно. За
С.Г.]» (Киселев (ред.), 1988: 97). определенной темой закрепляется полоса,
Первое впечатление от определения - название и шрифт (пиктограмма или инфо-
это конспект работы Н.А. Гончаровой в се- графика) - например, в разделах «Злоба
ми строках. Однако если посмотреть «рас- дня» и «Срочно в номер» в «Московском
шифровку» дефиниции (детализация да- комсомольце». Несколько лет сохраняет -
ется сразу после объяснения понятия, и ей ся ширина колонки и структура материала
уделяется 17 страниц), то становится по- «Вопрос дня» в «Комсомольской правде»,
нятным оригинальность, «особость» под- подборки non-stop в «Московском комсо-
хода автора главы. Вот, например, что на- мольце» и т.д. Все это в моделировании
писано о таком свойстве композиции, как (художественном проектировании) газе-
гармоничность. «Целостная, хорошо про- ты и журнала называется стандартными
думанная в функциональном и эстетиче- операциями (или стилями) оформления. ском отношениях композиция периоди- Подобное построение полос рассма-
ческого издания обладает несомненной тривается в учебнике «Производство и
образностью. Только эта образность осо- оформление газеты» как «устойчивый тип»
бого рода, отличающаяся от образности в газетной композиции. Но в то же время
"чистых" видах искусства - живописи, гра- устойчивость не означает жесткость. Ком-
фике, скульптуре и т.п. По своей природе позиция должна быть гибкой, утверждают
образность внешней формы газет и жур- авторы книги (Попов, Гуревич, 1967: 207).
налов примерно такая же, как в архитекту- Жесткая композиция была характерна для
ре и дизайне <...> Форма в этих искусствах ежедневных изданий 1950 гг. В конце 1950
стремится эмоционально передать "дух" и 1960 гг. тематика общеполитических газет
вещи, здания - их функциональное пред- расширилась, появилась необходимость
назначение. Характер (динамичный - ста- закреплять рубрики не только за опреде-
ленными страницами, но и за днями неде- митель имеет дело с девятью вариантами ли, так как некоторые разделы публикова- композиций, для пяти их число увеличились один-два раза в неделю и даже раз в вается до 21 и т.д. месяц. Так возникли т.н. сетевые графики, Во второй половине 1960 гг. редакции то есть графики публикации основных раз- региональных и центральных газет вне-делов, рубрик и тем, привязанных к опре- дряли и «обкатывали» сетевые графики, деленным дням недели. Сетевые графики то есть занимались упорядочением струк-представляли структуру газеты. туры издания. Во всех центральных газе-Графикам сопутствовали стандартные тах использовались закрепленные стили операции оформления. Появились стан- оформления. «Известия», «Комсомольская дартные макеты. И если на блочных ма- правда», «Правда», «Труд» демонстрирова-кетах, превратившихся сейчас в шаблоны ли верстку по стандартным макетам. Прак-полос, присутствовали только постоянные тика моделирования нашла свое отражение комплексы (титульный, колонтитулы, ко- в теории: в 1970 гг. были успешно иссле-лонцифры, выходные сведения, посто- дованы проблемы художественного про-янные - появляющиеся в каждом номе- ектирования газеты, включая модульные ре - рубрики, плашки=подложки), то ма- сетки10. И вторая половина 1970 гг., а также кеты-эталоны демонстрировали варианты начало 1980 гг. прошло под знаком мас-«образцов ожидания», то есть детальное сового внедрения стандартных макетов в оформление той или иной темы на дан- практику городских и районных газет Росной полосе. Эталонный макет - это обра- сии. Объяснялось такое явление просто: зец9 полосы, где все настоящее, начиная местные газеты переводились на центра-с рисунка, начертания и кегля шрифта и лизованный выпуск, фотонабор и плоскую заканчивая размером, планом (крупным, офсетную печать. Подобный технологиче-средним, общим) и в какой-то мере сю- ский процесс означал неполнокодовый жетом иллюстрации. Но контент текстов и (неформатированный) набор (набивку) заголовков не имеет никакого отношения текстов редакции, монтаж (верстку) полос к содержанию газеты/журнала за исклю- и печать номера в межрайонном (г. Мы-чением тех случаев, когда для макета-эта- тищи), областном полиграфическом ком-лона используется «шпек» вышедших но- бинате (полиграфкомбинат «Московская меров. В то же время эталонная страница правда») и т.п. Выпускающий делал макеты верстается на макете = шаблоне (блочном в центре выпуска газет (один выпускающий макете) этой полосы. И тут дизайнер при на два-три издания, то есть работа над че-разработке проекта издания сталкивается тырьмя-пятью страницами в день). Кроме с дилеммой, как при единстве стиля изда- того, он контролировал монтаж, корректу-ния добиться оригинальной подачи раз- ру, подписывал номер в печать. Облегчить личных рубрик и разделов. работу выпускающего и были призваны Подобная проблема возникает прежде стандартные макеты плюс модульная сетка. всего при работе с большим форматом - А2. Но если в Подмосковье и в Ленинградской Дело в том, что в таких газетах на страни- области возникающие проблемы решались це публикуется от двух до 11 материалов более или менее успешно, так как перехо-(«Московский комсомолец»). На полосе дили на новые технологии постепенно, то А3 заверстывается от одной до пяти пуб- во Владимирской области сложилась си-ликаций («Комсомольская правда»). На- туация, когда разработанные на кафедре до заметить, что для четырех материалов техники газетного дела и средств инфор-при использовании прямой верстки офор- мации факультета журналистики МГУ име-
ни М.В. Ломоносова стандартные макеты, разумеется, всегда является частью разде-предусматривавшие верстку на пять или ла издания, но читатель далеко не всегда шесть колонок, не понравились технологам отслеживает все материалы определенной Владимирского полиграфического комби- рубрики на протяжении, скажем, недели. ната, и газеты волевым решение перевели Когда разрабатывали теорию моделиро-на четырехколонную верстку, актуальную вания (на основе практики), в первую оче-до Великой Отечественной войны. И если редь, конечно же, имели в виду интересы в редакциях, где были опытные оформите- читателя: подборку о делах на даче он с ли, смогли приспособиться к новым усло- удовольствием (и с пользой для себя) про-виям, то в других пустили дело на самотек, читает в пятницу, о соблюдении графика отдали в руки полиграфистов, только на- сна и отдыха в понедельник (или во втор-чавших осваивать фотонабор и монтаж. ник, если газета в понедельник не выходит).
Ко второй половине 1980 гг., казалось Для журналистов моделирование как инст-бы, накоплен огромный эмпирический ма- румент научной организации труда имел териал (Республика Адыгея, Владимирская, большое значение. Но и исследователи, Ленинградская, Московская, Челябинская и журналисты-практики постоянно забы-области и другие регионы, где местные га- вали, что читатели в 1970 гг. посвящали зеты освоили новейшие технологии выпу- чтению газет не больше 20 минут в день. ска газет). Пройден классический путь в И читали только то, что их интересовало. исследовании: практика (сетевые графи- Выражение «газета живет один день» не-ки плюс стандартные операции оформле- верно: «Московский комсомолец» в 2019 г. ния плюс стандартные макеты) ^ теория отметил 100-летний юбилей. Один день моделирования газеты ^ внедрение этой живет номер. Причем в нем для конкретно-теории в практику местных газет. Однако го читателя свой материал. Читатель бегло понятие композиции трактуется по-преж- просматривает первую полосу, перевора-нему с точки зрения «высокого» искусства, чивает номер и то же самое проделывает к ней применяются эстетические катего- с четвертой, последней полосой (в подав-рии и т.п. почти так же, как и в книжном ляющем большинстве газет 1980 гг.). За-искусстве. Дело в том, что модель, или ху- тем на внутренних полосах ищет нужный дожественный проект, представляет собой материал, в котором под определенной систему, которая есть формализованный рубрикой (если она есть) мгновенно «про-образец структуры (внутренней формы) читывается» (визуализируется) фото (если и ее отражения в композиции (внешней оно было). Затем происходит быстрое зна-форме) газеты. И если рассматривать от- комство с содержанием заголовка. И когда дельные компоненты внешней формы, то эти два комплекса - иллюстрационный и окажется, что они непременно закреплены заголовочный - встают в ассоциативный за какой-то рубрикой, которая, согласно пазл раздела, читает текст. сетевому графику, появляется в определенные дни недели на конкретной поло- К°мп°зиция или сгруктура се. Большинство заголовков размечается Дизайнер, верстая полосу (основу одинаково. Проявляются же (в проекте) композиции по учебнику 1988 г.), снача-стили оформления заголовков, текстовых ла форматирует текст материала (шрифт, колонок и т.д. на эталонных макетах полос. выключку, ширину колонки), затем оформля-
То есть в модели нет главной определя- ет заголовок12. И после, как минимум, пя-ющей содержания, первосущности номе- ти-шести операций с текстом и заголовоч-ра газеты" - материала (Галкин, 2012). Он, ным комплексом ставится фото. То есть
верстальщик, руководствуясь макетом однако, различные степени сложности и дизайнера, каждый день создает новую вариантности чередования. композицию каждой полосы каждого но- Метр - это простой повтор аналогичных мера. При этом учитываются и отражают- элементов. В периодическом издании при-ся на данной странице особенности эта- мерами метрического повтора являются лонных полос. идущие одна за другой страницы, строки
Однако повторить композиционную схе- текстового набора, стандартные колон-му эталонного макета даже в четырехпо- ки <...> Замечено, что если повторяется лосной ежедневной газете невозможно, много одинаковых элементов, то созда-если только не подгонять все материалы ется впечатление монотонности, усыпля-и комплексы, из которых они состоят, под ющего движения. определенный объем, заданную структу- Живость, динамику придает компози-ру, что, как показала практика, невозмож- ции ритм. Ритмические чередования более но13. Даже на уровне эскизного графиче- сложны, они дополняют метрические по-ского макета можно установить три уров- вторы и, как правило, на них основываются ня композиции (одной из сторон внешней <...> Ритм тесно связан с такими средствами формы): 1) взаиморасположение простых композиции, как пропорции, симметрия, комплексов в составных (иллюстрация и контраст» (Киселев (ред.), 1988: 108). заголовок, иллюстрация и текст и т.п.); Разговор о ритме и метре в учебнике
2) взаиморасположение комплексов в «Оформление периодических изданий» материале (например, открытая или глу- начинается со ссылки на работу Е.Б. Адамо-хая верстка заголовков, иллюстраций); ва «Ритмическая структура книги» (1974)15,
3) взаиморасположение материалов на следовательно, автор главы о компози-полосе, которое имеет и такую характе- ции периодических изданий опирался ристику, как конфигурация материалов. на труды исследователей искусства книги. «Порядок восприятия в <...> номере ин- И подобный факт не является свидетельст-формации» [структура номера - это, по- вом приспособления к предмету анализа видимому, другая композиция, «которая «удобной» теории. Это свидетельство того, объединяет по законам гармонии тексто- что оформление журналов ближе к книж-вые колонки, иллюстрации, заголовки и ному, чем к газетному. В книге, за исключе-другие графические элементыи на плоско- нием словарей, сборников стихов и других сти каждой страницы, в пространстве все- подобных изданий, каждая страница есть го номера издания. [курсив наш. - С.Г.]» комплекс графических элементов. В жур-(Киселев (ред.), 1988: 97). Данное положе- налах чаще, чем в книгах, можно встретить ние действительно для издания, насчиты- полосу, где разверстан материал целиком вающего четыре, шесть, восемь полос со и даже подборка заметок. В классической стандартными макетами (шаблонными и же газете формата А3 и А2 постановка ма-эталонными) для каждой полосы. териала на полосу, а тем более на разворот
Кроме того, возникает вопрос, почему до 1990 гг. было явлением исключитель-и где, в каких изданиях на плоскости стра- ным, если не считать официоз (отчеты со ницы, по законам гармонии, объединя- съездов, сессий, пленумов и т.п.). ются колонки, заголовки и иллюстрации? Следовательно, существуют две компо-Рассмотрим, что в контексте приведенного зиции периодических изданий: журнальная определения говорится о таких средствах (или книжно-журнальная) и газетная. Ком-композиции, как ритм и метр. «Ритм и метр - позиция журнала может быть определена понятия взаимосвязанные, означающие, таким образом: «В сложных по структуре
изданиях, как правило, многостраничных, составные комплексы объединяются далее в подсистемы <...> В журналах - это разделы, или мегарубрики, объединяющие материалы нескольких разворотов. В зависимости от типа журнала и его конструкции их может быть от пяти и более» (Волкова, Газанджиев, Галкин и др., 2013: 70). И именно композиционное единство полос и разворотов создает гармоничную композицию номера журнала и комплекта номеров за какой-то период.
Газетная композиция - объединение на полосе материалов (которые состоят из комплексов), создающих композицию номера. Ей тоже присущи в какой-то мере такие свойства, как гармоничность (но не образность), стилистическое единство, но не такое, как в журналах. Что же касается средств композиции, то они применимы к характеристикам, присущим всем печатным изданиям - например, пропорциональность форматов.
При этом современные российские газеты используют четыре (пять) стандартных форматов А2, А3, А4 плюс близкие к В2 и В3 (таблоид). Последний формат применяется для газет Metro, «Твой день», «Жизнь», «Желтая газета». У журналов почти 30 стандартных форматов, у книг - почти 60. Соотношение сторон в формате А - 1:1,414, B2 - 1:1,414, а вот популярный в книжном
деле формат условного печатного листа дает соотношение 1:1,66. Если взять соотношение ряда Фибоначчи, то получатся пропорции от 1:1 и 1:2, далее 2:3 (1:1,5), 3:5 (1:1,66), 5:8 (1:6), 8:13 (1:1,625) и т.п. То есть разброс пропорций,если продолжать идти по ряду Фибоначчи, будет большим, но изменяться будут только сотые и тысячные доли.
Такой же разброс в количестве колонок на странице печатного издания. У подавляющего большинства книг набор осуществляется на всю ширину полосы, реже на две колонки (словари, стихотворные сборники и т.п.). В журналах даже малого формата нормой является разверстка на две колонки, в изданиях большего формата было три, реже четыре колонки. В газетах формата А4 преобладала верстка на 3-4 колонки, в А3 - на 5-6 (редко на 4) столбцов, в А2 от 6 до 10 колонок (10 колонок демонстрировала «Вечерняя Москва» в 1960-1980 гг.). То есть всего два признака (но основополагающих) являются определяющими в композиции печатных изданий, показывая различия между слагаемыми композиции газеты и журнала. В первом случае это: комплексы (заголовочный, текстовый, иллюстрационный) ^ материал ^ полоса. Во втором рассматриваем: комплексы (блоки) - полоса и разворот - материал (несколько страниц) ^ номер.
Примечания
1 Уровни внешней формы в газете: 1) элемент, 2) комплекс элементов, 3) материал, 4) подборка, 5) полоса, 6) разворот, 7) тетрадь, 8) номер, 9) комплект номеров (подшивка), 10) издание.
2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984. С. 256. Во втором издании учебника В.В. Попова, С.М. Гуревича композиция рассматривается под таким же углом зрения.
3 Там же. С. 688.
4 Термин «элемент» применительно к комплексам взят из теории книжного оформления. См., напр., труды В.Н. Ляхова и др.
5 Ожегов С.И. Указ. соч. С. 258.
6 «Недаром существует термин - карманное издание, или "книга в руке", как говорили немецкие издатели» (Гончарова, 1990: 333).
7 Можно понять, откуда взялись аналогии композиции периодических изданий с архитектурой. В книге «Производство и оформление газеты» сказано: «Подобно архитектору, который разрабатывает план каждого этажа в зависимости от назначения всего здания, <...> газетный оформитель решает вопросы композиции полос в зависимости от композиции всего номера газеты» (Попов, Гуревич, 1967: 198). Кроме того, вышла монография Д. Георгиева «Архитектура на вестника» («Оформление газеты») (1971).
8 См. напр.: Жаров В. Идет «брусковая» верстка // Сов. печать. 1966. № 1.
9 «Эталон <...> 2. перен. Мерило, образец» (Ожегов С.И. Указ. соч. С. 810).
10 В книжном деле исследованием художественного конструирования книги занимались В.Н. Ляхов и др. (см.: Ляхов, 1971; Адамов, Бельчиков и др., 1971).
11 Крылатый профессионализм «гвоздь номера», симоновское «был фитиль всем прочим » и т. д.
12 Оформление заголовков включает в себя следующие операции: определение гарнитуры, кегля, начертания; набора прописными или строчными; деление на строки; выключку, то есть все процедуры, предусмотренные программой верстки Adobe InDesign.
13 Неудачным оказался опыт разработки 15 вариантов стандартных макетов для каждой страницы в газете Berliner Zeitung am Abend в начале 1970 гг.
14 В настоящее время данные объекты называют комплексами (Галкин, 2008: 73-134) или блоками (Волкова, Газанджиев, Галкин и др., 2013: 68-70).
15 Ритм трактуется не как средство композиции, а как характеристика структуры.
Библиография
Адамов Е.Б. Ритмическая структура книги. М.: Книга, 1974.
Адамов Е.Б., Бельчиков И.Ф., Быкова В.Я., Гончаров А.Д. и др. Художественное конструирование и оформление книги. М.: Книга, 1971.
Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И. Ситникова Е.В. и др. Дизайн периодических изданий. М.: Фак. журн. МГУ, 2013.
Галкин С.И. Материал как основа содержания номера // Визуальная коммуникация: история и актуальные проблемы современности. М.: Фак. журн. МГУ, 2012. С. 121-148.
Галкин С.И. От дизайна «вещей» - к дизайну СМИ. М.: Фак. журн. МГУ, 2010.
Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. Общее и особенное в художественно-техническом конструировании периодических изданий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала. М.: Аспект Пресс, 2008.
Георгиев Д. Архитектура на вестника. София: Наука и изкуство, 1971.
Гончарова Н.А. Композиция и архитектоника книги // Книга как художественный предмет. Ч. 2. Формат. Цвет. Конструкция. Композиция / под ред. Е.Б. Абрамова. М.: Книга, 1990. С. 291-394.
Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. М.: Книга, 1971. Оформление периодических изданий / под ред. А.П. Киселева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М.: Книга, 1967.
Sdiröder H. (1969) Zum soziaLischen Sensationbegriff. Neue Deutsche Presse 19. Beilage № 3.