Научная статья на тему 'ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА СОХРАНЕНИЕ И ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ'

ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА СОХРАНЕНИЕ И ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народный костюм / одежда / эскиз / искусственный интеллект / объёмное моделирование / folk costume / clothing / sketch / artificial intelligence / volumetric modeling

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ш М. К. Мехтиева, М И. Алибекова

В статье проведён анализ национального азербайджанского костюма, его элементов и особенностей в контексте разработки современного костюма на основе народного. Исследование позволило выявить, что азербайджанский национальный костюм является важной частью культурного наследия страны, отражающей её уникальную историю и традиции. В процессе художественного проектирования использованы не только традиционные, инструменты, но и современный, вспомогательный инструмент – искусственный интеллект, способный помочь художнику, дизайнеру в решении рутинных задач при создании современных образов с дальнейшей реализации образа в трехмерной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND TECHNOLOGY FOCUSED ON THE PRESERVATION AND REINTERPRETATION OF TRADITIONS

The article analyzes the national Azerbaijani costume, its elements and features in the context of the development of a modern costume based on folk. The study revealed that the Azerbaijani national costume is an important part of the country's cultural heritage, reflecting its unique history and traditions. In the process of artistic design, not only traditional tools are used, but also a modern, auxiliary tool – artificial intelligence, which can help an artist or designer solve routine tasks when creating modern images with the further implementation of the image in a three-dimensional model.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА СОХРАНЕНИЕ И ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ»

ДИЗАИН И ТЕХНОЛОГИИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА СОХРАНЕНИЕ И ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

Ш.М.к. Мехтиева, аспирант

М.И. Алибекова, д-р искусствоведения, доцент

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

(Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2025-1-1-61-66

Аннотация. В статье проведён анализ национального азербайджанского костюма, его элементов и особенностей в контексте разработки современного костюма на основе народного. Исследование позволило выявить, что азербайджанский национальный костюм является важной частью культурного наследия страны, отражающей её уникальную историю и традиции. В процессе художественного проектирования использованы не только традиционные, инструменты, но и современный, вспомогательный инструмент - искусственный интеллект, способный помочь художнику, дизайнеру в решении рутинных задач при создании современных образов с дальнейшей реализации образа в трехмерной модели.

Ключевые слова: народный костюм, одежда, эскиз, искусственный интеллект, объёмное моделирование.

Костюмы любого народа - это отражение его культуры, которая складывалась веками [1, 2]. Обладая уникальными особенностями и отличительными чертами, в частности, азербайджанский народный костюм очень похож на костюмы многих кавказских народов. Одним из главных атрибутов, например, мужского азербайджанского костюма являются папаха и черкеска - символ мужества, чести и

достоинства. Черкеска обязательно застегивалась на все пуговицы, а в области груди располагались карманы - «газырницы» [3].

Уникален костюм азербайджанских женщин своими элементами. Разнообразие женскому костюму придают головные уборы «чадра» и «рубенд» (Рис. 1, а, б). Верхняя одежда называлась «уст гейими», которая состояла из рубахи, шаровар, и широкой юбки.

Рис. 1. Головные уборы: а-«Чадра», б-«Рубенд»; в-Элемент костюма «Чепкен» [6]

в

Элемент одежды «чепкен» имел застёжку в области шеи, а сбоку располагались рукава с нарукавниками и носили его поверх рубахи. Для изготовления чепкена использовали материал велюр, а декором служили и другие разно-фактурные, блестящие нити и материалы (рис. 1, в) [4].

«Архалыг» - самый распространённый по всей территории страны вид одежды. Корот-

кий жакет с длинными рукавами, прилегающий в области талии и расходящийся книзу пышными оборками. Интересными, в плане конструкций, были халаты на подкладке «леббаде» из стеганых материалов «эшмек» или «кьюрду». Низ такой одежды был из гофрированного материала и расширялся книзу, создавая трапециевидный силуэт. Несмотря на то, что стиль в национальном костюме был

единым, разнообразие костюму придавало присутствие орнамента в образе как в женском, так и мужском. Как правило, это был национальный орнамент - «бута» (в переводе - слеза, язык пламени) [5].

Большое значение в женском костюме играет цвет. Белый цвет - это цвет невинности. Очень распространен в национальном костюме красный цвет, что символизирует благополучие, счастье, благодать и страсть. Разные оттенки красного, яркие, золотые, пестрые цвета также популярны в национальной одежде азербайджанок.

Самым популярным материалом для изготовления нарядной одежды были тонкий шёлк, бархат, сукно, «тирмэ», хотя для повседневной одежды использовали и лён, шерсть, ситец. На первый взгляд самый простой костюм в руках искусных мастериц принимал уникальный вид за счёт использования разнообразного декора - это кружева, золотые, серебряные нити, монеты, бисер, тесьма и др.

Наличие большого количества украшений в женском костюме подтверждает изыскан-

ность и особое трепетное отношение азербайджанских женщин к завершению художественного образа. Именно аксессуары способны расставить акценты, задать общий стиль и подчеркнуть достоинства каждой обладательницы. Поверх одежды на талии располагали пояс, нередко встречался кожаный, украшенный бляхой, мог быть позолоченным из серебра или золотым с расшитыми монетами. Такой пояс позволялось носить только замужней женщине. Завершал образ и несли важную роль - головные уборы - бархатные шапочки в форме цилиндра, при которых волосы прятались в особенный мешочек из льна «чутгу», поверх дополнительно повязывалась чалма и надевались платки (табл. 1). Особой популярностью пользовались платки из шёлка - «келагай» [6]. В более прохладное время года покрывались из натуральной шерсти кашемировой шалью.

Обувью служили вязаные обильно орнаментированные «джорабы» и заострённые летние туфли на небольшом каблуке без задника, зимой - «чарыги».

Таблица 1. Анализ и классификация головных уборов (фрагмент)

№ п/п Фото Форма Элемент Орнамент Цвет Материал Декор

1 Прямой Аракчин (тю бетейка) Геометри ческий Белый Красный Синий Жёлтый Терме Хлопок Золотое шитьё Вышивка

2 ф Трапеция Аракчин (тю бетейка) Геометри ческий Белый Жёлтый Розовый Зелёный Оранжевый Хлопок Вышивка

3 I Прямой Орпек (плато] Растительный Белый Красный Зелёный Шёлк Вышивка

Результатом анализа народного азербайджанского костюма явилась классификация исследуемых объектов с выделением характерных признаков и представлена в таблице 2. На основе изучения, анализа, исследования

национального костюма Азербайджана, из таблиц (табл. 1, 2), составлены диаграммы с анализом формы костюма, орнаментального решения, цветового решения (Рис. 2, а, б, в).

Таблица 2. Классификация элементов костюма (фрагмент) [7]

№ п/п

Фото

Форма

Элемент

Орнамент

Цвет

Материал

Декор

т

л

Чепкен

Растит.

Красный Жёлтый Оранжев

Терме Канаус

Шнур «гарагёз» Тесьма

А

Кюляджа

Геометр.

Красный Белый

Бархат Хлопок

Вышивка бисером, блестками

Л

Годекче

Геометр.

Красный Жёлтый Синий Зелёный

Бархат Шёлк

Золотое шитьё Окантовка

Л

Кюрдю

Растит.

Красный Жёлтый Чёрный

Бархат Хлопок Мех

Тамбурная вышивка «гарагёз»-шнур Опушка. _Карманы_

Л

Кялагаи Рубашка Архалыг Пояс Туман

Геометр. Растит.

Фиолет. Белый Чёрный Жёлтый

Парча Атлас Хлопок Шёлк

Пояс с пряжкой. Нагрудные украшения. Двойные рукава. Кант - тесьма

Л

Кялагаи Рубашка Архалыг Пояс Туман

Растит.

Белый Зелёный Жёлтый Оранжев

Парча

Пояс с пряжкой. Нагрудные украшения.

Двойные рукава. Имитация многослойно-сти.

_Оборка_

Л

Кялагаи Рубашка Архалыг Пояс Туман

Растит.

Белый Голубой Фиолетовый Жёлтый

Парча

Пояс с пряжкой. Нагрудные украшения.

Двойные рукава. Имитация многослойно-сти. Вышивка

1

2

3

4

5

6

7

Исходя из аналитических данных, представленных в таблицах 1 и 2 выявлено, что национальный азербайджанский костюм имел, в основном, форму трапеции. Орнамен-

ты имели преимущественно растительный характер и реже встречались геометрические. Самыми популярными цветами в народном костюме были красный, жёлтый, белый.

в

Рис. 2. Диаграммы анализа национального азербайджанского костюма: а-Формы; б-Орнамента; в-Цветового решения [3]

Национальный азербайджанский костюм представляет большой интерес как для молодых дизайнеров Азербайджана, так и для европейских дизайнеров [8]. В современных коллекциях все чаще встречаются элементы из национального образа костюма - шаровары, длинные юбки и верхняя одежда становятся основой для многих коллекций [6, 7].

Таким образом, сочетание архаичных и современных аспектов в одежде укрепляет связи между родословными и сохраняет воспоминания прошлого, одновременно открывая новый виток в эволюции модной коммерции. В современном мире, где информация становится всё более доступной, а технологии развиваются стремительными темпами, особое

внимание привлекает одна из самых перспективных областей - искусственный интеллект (ИИ). Это направление науки и техники, которое занимается созданием интеллектуальных машин и алгоритмов, способных решать задачи, требующие человеческого интеллекта [9]. ИИ уже находит применение в различных сферах деятельности человека - от медицины и образования до финансов и производства. С каждым годом он становится всё более совершенным и способным выполнять задачи, которые ранее считались прерогативой человека. Это вызывает как восхищение, так и опасения относительно будущего, в котором машины могут превзойти людей в интеллектуальном плане. Однако, несмотря на все эти дискуссии, нельзя отрицать, что ИИ уже сего-

дня играет важную роль в нашей жизни. Он помогает нам в повседневных задачах, облегчает нашу работу и совершенствует различные процессы [10]. Поэтому изучение и понимание принципов работы ИИ становится необходимым условием для того, чтобы быть в курсе последних технологических достижений и их влияния на общество. Например, окно Fusion Brain в Kandinsky 3.1 - это мощный инструмент для создания уникальных изображений и иллюстраций. Благодаря использованию передовых технологий искусственного интеллекта, таких как YandexGPT, эта нейросеть позволяет художникам и дизайнерам быстро и легко создавать произведения искусства, которые раньше требовали бы значительных усилий и времени (рис. 3, а).

la k

Рис. 3. а-Окно Fusion Brain в Kandinsky 3.1; б-Генерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б

Ряд генераций современного женского костюма был выполнен в данной нейросети (рис. 3, б). Генерация изображений в нейросе-ти Kandinsky 3.1 позволяет создавать уникальные и оригинальные результаты. Эта технология открывает новые возможности для художников, дизайнеров и всех, кто интересуется искусством. Генерация изображений может быть полезна для создания концепций, поиска вдохновения, обучения и экспериментов с формами, цветами и композициями. Однако стоит учитывать, что генерация не всегда создаёт идеальные изображения, и может потребоваться дополнительная работа для достижения желаемого результата. Нейросеть Kandinsky 3.1 позволяет генерировать изображения по текстовому описанию. Для получения наилучшего результата важно форму-

лировать запросы максимально конкретно и подробно. Также можно экспериментировать с параметрами генерации, чтобы найти наиболее подходящий стиль и композицию. Важно помнить, что генерация изображений в нейросетях не заменяет творческий процесс, а лишь является инструментом для его ускорения и улучшения результата.

Завершающим этапом проектирования современного женского костюма на основе генераций является реализация дизайнерской идеи с дальнейшей примеркой виртуальной одежды на 3D-модели человека (аватаре). Исходя из сгенерированного результата выбран образ современного женского костюма для создания визуализации его в CLO-3D (Рис. 4, а).

б

щ (

Рис. 4. а-Генерация образа современного костюма; б-Конструкция в программе CLO-3D; в-Виртуальный образ (студ. Захаров А.)

При создании образа за основу были взяты следующие основные конструкции: плечевое изделие - платье; поясное изделие - брюки; верхнее изделие - жакет. На рисунке 4 (б) представлен образ, созданный в программе CLO-3D. Следующий этап создания образа состоял в выборе подходящего материала, чтобы передать точность с генерацией. В программе CLO-3D есть своя библиотека материалов с разным назначением, составом, плотностью, растяжением, текстурой, фактурой. В основном выбирались натуральные ткани из-за их плотности драпируемости. Далее выбирался цвет для материала из окна палитры с цветами Pantone. Завершением было накладывание орнамента на материал с помощью специальной функции программы. Накладывание орнамента на участок материала зависело от размера, угла поворота или по-

слойного наложения нескольких орнаментов (рис. 4, в).

При поиске вдохновения было сгенерировано большое количество изображений. С каждой новой генерацией искусственный интеллект выдавал лучший результат исходя из уточнений написания промпта и загрузки дополнительных картинок. Выделяя плюсы генерирования изображений, можно сказать следующее, что ускоряет процесс поиска вдохновения, выдаёт необычные идеи и имеет безграничные возможности. Все рассмотренные разделы в настоящей работе отражают суть того, что в современном мире всё совершенствуется и приводит к сокрушению времени, для создания более быстрого результата, но не исключает суть классических инструментов, используемых в художественном проектировании, направленных на возрожде-

ние национальных традиций [11].

Библиографический список

1. Народы Кавказа / Под ред. М.О. Косвена [и др.]. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960-1962. - 2 т.; 27 см.

2. Герасимова М.П., Алибекова М.И., Белгородский В.С. Культурный код в пространстве современного человека, русский стиль - истоки дизайна // Вестник славянских культур. - 2024. -№ 72. - С. 254-268.

3. Азербайджанская национальная одежда: Альбом / Сост. и авт. текста Атакишева М.И., Джебраилова М.А., Исламова В.М.; Фото И.А. Рубенчика; под ред. проф. П. А. Азизбековой. -М.: Искусство, 1972. - 30 с.

4. Мамедли А., Керимов Э., Балаев А. и др. Азербайджанцы / ответственные редакторы: А. Мамедли, Л.Т. Моловьева; РАН, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Национальная академия наук Азербайджана. - М.: Наука, 2017. - 710, [1] с., [12] л. цв. ил.

5. Пашаева В.П. Мотив бута в азербайджанском искусстве // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. - 2022. - № 8(16). - С. 17-25.

6. Национальные костюмы. Азербайджанский национальный костюм. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/azerbajdzhanskij/.

в

7. Мехтиева Ш. М., Алибекова М.И. Народный костюм Азербайджана как объект национальной культуры и источник вдохновения в дизайн-проектировании современных художественных образов // Костюмология. - 2024. - Т. 9. - № 4. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kostumologiya.ru/PDF/12IVKL424.pdf.

8. Хитрина В.А., Алибекова М.И. Возвращение к истокам через возрождение национального костюма // Инновации и технологии к развитию теории современной моды «Мода (Материалы. Одежда. Дизайн. Аксессуары)», посв. Ф.М. Пармону: Сб. материалов IV Междун. научно-практ. конфер., Москва, 08-10 апреля 2024 г. - М.: «РГУ им. АН. Косыгина», 2024. - С. 125-131.

9. Мехтиева Ш.М.к., Голованева А.В., Алибекова М.И. и др. Дизайн-проектирование женского костюма через призму стиля Ар-деко в условиях развития технологий и искусственного интеллекта // Костюмология. - 2024. - Т. 9, № 1. - С. 7.

10. Мехтиева Ш.М.к., Алибекова М.И. Сохранение традиций с помощью цифровизации музейных экспонатов. Традиции и инновационные процессы в индустрии моды: сборник научных статей по материалам Всерос. научно-практ. конф., 13 ноября 2024 г. - Уфа: УНПЦ «Изд-во «УГНТУ», 2024. - С. 13-15.

11. Клюева И.Г., Алибекова М.И. Чувашский народный костюм как символ культурного наследия // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: Материалы VIII Межд. научной конф., Москва, 19-20 апреля 2024 г. - М.: МХПИ, 2024. - С. 881-887.

DESIGN AND TECHNOLOGY FOCUSED ON THE PRESERVATION AND REINTERPRETATION OF TRADITIONS

Sh.M.K. Mehtiyeva, Postgraduate Student M.I. Alibekova, Doctor of Art History, Associate Professor The Kosygin State University of Russia (Russia, Moscow)

Abstract. The article analyzes the national Azerbaijani costume, its elements andfeatures in the context of the development of a modern costume based on folk. The study revealed that the Azerbaijani national costume is an important part of the country's cultural heritage, reflecting its unique history and traditions. In the process of artistic design, not only traditional tools are used, but also a modern, auxiliary tool - artificial intelligence, which can help an artist or designer solve routine tasks when creating modern images with the further implementation of the image in a three-dimensional model.

Keywords: folk costume, clothing, sketch, artificial intelligence, volumetric modeling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.