УДК 711-1:7.038.6(470.620-21 Краснодар)
Терещенко Галина Федоровна
Tereshchenko Galina Fyodorovna
кандидат искусствоведения, доцент,
заведующий кафедрой дизайна
Краснодарского государственного института культуры
PhD in Art Criticism, Assistant Professor, Head of Design Department, Krasnodar State Institute of Culture
ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КРАСНОДАРА
В ПЕРИОД ПОСТМОДЕРНИЗМА
DESIGN OF URBAN ENVIRONMENT OF KRASNODAR IN THE PERIOD OF POSTMODERNISM
Аннотация:
Summary:
В статье рассматриваются проблемы современного дизайна среды города Краснодара, возникшие в результате бурного развития градостроения и возрастающих потребностей в социокультурной сфере человека. Сделан вывод о том, что решение проблем гармоничного взаимодействия исторических архитектурных памятников и современных строений в период постмодернизма возможно путем модернизации предметно-пространственной среды, наполняющей городское пространство.
The article deals with the modern design of urban environment in the city of Krasnodar, arising as a result of rapid development of city planning and increasing so-ciocultural needs of people. It is concluded that solution of the problems of harmonious interaction of historic monuments and modern buildings in the postmodern period is possible by modernization of the sub-ject-spatial environment filling the urban space.
Ключевые слова:
дизайн городской среды, архитектура, средовое проектирование, традиции, постмодернизм, Краснодар.
Keywords:
design of urban environment, architecture, environment design, traditions, postmodernism, Krasnodar.
Дизайн начала XXI в. является неотъемлемой частью визуального пространства города, формирует социокультурную организацию предметной среды, связан с материальным, психоэмоциональным, духовным развитием общества. Главная задача дизайна среды - формирование гармоничной, культурной, комфортной среды обитания человека в условиях современного города. Базовая категория «среда» с 80-х гг. прошлого века определялась семиотически как предметно-пространственная среда. Данную проблематику в аспекте средового проектирования рассматривали известные теоретики дизайна: И.О. Генисарецкий, А.П. Ермолаев, К.М. Кантор, Г.Б. Минервин, А.В. Иконников, Г.З. Каганов, Т.В. Шимко и многие другие.
Урбанизация пространства городской среды влечет за собой ряд проблем, которые получили комплексное рассмотрение, что само по себе является обнадеживающим началом в столь важном деле. С конца ХХ в. возникла философия целостного рассмотрения пластической, образной, стилистической и функциональной взаимосвязи исторически сложившихся архитектурных комплексов и новаций в решении предметно-пространственной среды.
В настоящее время архитектура ограничивает круг своих интересов профессиональными задачами - проектированием и строительством современных зданий и сооружений. Современные архитектурные объекты, разнообразные визуальные коммуникации, городское освещение и оснащение улиц, транспорт, малые архитектурные формы, элементы монументально-декоративного искусства - все эти составляющие городской среды в сочетании с исторически сложившимся архитектурно-предметным окружением города являются на сегодняшний день проблемой гармоничного взаимодействия, соответствующего функциональным, эргономическим и эстетическим требованиям человека.
С 70-х гг. ХХ в. проблемы экологии становятся неотъемлемой составляющей городского дизайна. Сам факт его существования свидетельствовал о том, что среда обитания человека становится основным объектом внимания не только экологии, психологии, но и всех сфер деятельности, обслуживающих человека.
Городская среда города Краснодара, так же как и большинства городов, отличается сочетанием исторических архитектурных памятников и современных строений и сооружений. Далеко не всегда это соединение выглядит гармоничным.
Краснодар - это не только столица Краснодарского края, но и крупный, динамично развивающийся город. Начало XXI в. характеризуется значительными переменами архитектурно-пространственной среды города, особенно в историческом центре. Идет активное благоустройство и эстетизация ландшафтной среды, появляются сложные, многоплановые доминирующие пространства
и эффектные архитектурные объекты, которые в век технологий и информации становятся символом современного преуспевающего города, его престижа и успеха. Новые строения отличаются оригинальностью решения, выразительностью и зрелищностью. Средовой дизайн в эпоху второй волны постмодернизма (с 80-х гг. прошлого столетия и до сегодняшнего времени) характеризуется стилевой множественностью, интегральностью, оригинальностью и универсальностью. Начинавшийся в архитектуре с теоретических предпосылок, постмодернизм продолжился в дизайне в виде концепции коммерческой культуры, став в итоге ее частью. Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Он дал толчок к поискам яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью [1, с. 302].
Современный средовой дизайн города Краснодара представляет собой яркий пример эстетики постмодернизма: классические постройки соседствуют с новейшими архитектурными объектами в стиле хай-тек, несут в себе черты смешения классики и новых веяний в архитектуре. Ярким примером может послужить здание Galich Hall на улице Красных Партизан. Отошло в прошлое привычное стилевое единство в решении городской среды, все больше определяющим качеством является личный вкус заказчика. Он проявляется неодинаково: рядом с очень интересными сооружениями подчас строятся далекие от совершенства объекты. Абсолютно разности-левые общественные здания, гостиницы, частные особняки, административные постройки стремительно вырастают среди исторических памятников архитектуры. Благодаря процессу глобализации, который стимулирует развитие тенденции формирования универсальной человеческой культуры, проблема гармоничного слияния объектов городской среды разновременного характера приобретает более выраженный характер.
Несмотря на наличие многих положительных моментов, возникает опасение, что город Краснодар может полностью утратить свой исторический облик, изменившись до неузнаваемости. С появлением в историческом центре многоплановых пространств и доминирующих объектов все острее встает вопрос о сохранении историко-культурного наследия. В настоящее время заполнение исторического центра города Краснодара основано на синтетических знаковых отношениях, то есть представляет собой искусственное соединение разнохарактерных объектов и пространств со множественными функциями, в результате чего происходит искажение историко-культурного контекста, возникают проблемы визуально-художественного характера, нарушения коммуникационных функций.
Состояние архитектурно-пространственной среды Краснодара зависит от многоликости архитектурного творчества народов, населяющих его и имеющих достаточно глубокие исторические корни. Генетически заложенные в обществе и культуре национальные черты так или иначе проявляются во всем многообразии архитектурно-пространственной среды города. Каждая эпоха оставляет свой культурный слой, выражающийся как в предметно-пространственной среде, так и в архитектуре.
Эстетизация быта, которой занимаются дизайнеры, фокусирует проблемы, связанные с концептуальной организацией среды в целом.
Модернизация предметно-пространственной среды, наполняющей городское пространство, в период постмодернизма не только решает вопросы, касающиеся экономики, производства, эстетики, комфорта, но и затрагивает сферу духовной культуры человека, поскольку речь идет о красоте, о гармонизации окружающего предметного мира [2].
Различные сферы материально-художественной культуры: промышленного дизайна, архитектуры, монументально-декоративного искусства, прикладного и оформительского искусства, искусства экспозиции, театра и кино и все то, что формирует предметно-визуальную реальность, окружающую нас, - все это области деятельности архитектора и дизайнера среды, которые в процессе проектирования обязательно рассматривают вопрос эмоционального восприятия объектов проектирования. Образность архитектуры усиливает ее оригинальность и выразительность, способствует более тесному взаимодействию с другими видами искусства. Дизайн городской среды предполагает ансамблевость, то есть соединение различных видов искусств в целостном объекте дизайна, в котором слияние идейно-художественных смыслов его отдельных частей и элементов имеет особую ценность. В синтезе искусств собственные интересы архитектуры, живописи или скульптуры не являются самодовлеющими, а подчиняются задачам целого.
Художественный образ в архитектуре и дизайне выражает в художественной форме образ жизни и мировоззрения человека. Образ окружающего нас пространства также зависит от синтеза всех видов искусств, и только в их созвучии создается гармоничная целостность.
Ярким примером такого органичного городского пространства Краснодара является улица Красная, где исторические архитектурные памятники, соседствуя с современными постройками, вписываются в окружающую среду, создавая единую целостную глубинно-пространственную композицию с входящими в нее малыми архитектурными формами, элементами монументально-
декоративного искусства, ландшафтного дизайна. Задача архитектора, скульптора, дизайнера состояла в необходимости не только решить формообразование объема, плоскости или скульптурной формы, но и вписать композицию в окружающую среду, активизировать ее образно-эмоциональное воздействие, подчинить ее строй, очертания ландшафту, четко продумать функциональное назначение.
В результате интенсивного развития города Краснодара возникают новые функциональные процессы, которые уже не вписываются в заданные рамки предметно-пространственных параметров урбанистической среды. К их числу относятся печально известные пробки на дорогах, обусловленные стереотипами планирования города в середине 60-х гг. ХХ в. Современные строения и традиционная архитектура, дорожно-транспортная сеть, малые архитектурные и ландшафтные формы и другие объекты городского дизайна плотно заполняют пространство города.
Гармонизацию городской среды в условиях сложившейся застройки, сформированного архитектурно-планировочного каркаса возможно производить средствами дизайна на уровне предметно-пространственной среды, так как малые архитектурные и ландшафтные формы, элементы освещения и рекламные установки относятся к уровню наиболее мобильных, гибких, обладающих высокими адаптивными возможностями форм [3].
В заключение представим основные выводы исследования:
1. Проведенный анализ городской среды Краснодара позволяет утверждать, что на сегодняшний день сложился стереотип визуального облика современного города, который проявился в синтезе исторических традиций в архитектуре с новациями сегодняшнего дня.
2. Специфика визуального облика среды города Краснодара обусловлена многонациональной культурой и эстетикой постмодернизма.
Ссылки:
1. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Т. 2. М., 2002.
2. Михайлов С.М. История дизайна. Т. 2. Дизайн индустриального и постиндустриального общества. М., 2003.
3. Птицына Л.М. Проблематизация дизайна городской среды в современной культурологии : автореф. дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 2012.
References:
1. Ikonnikov, AV 2002, Architecture of the twentieth century. Utopia and Reality, vol. 2, Moscow.
2. Mikhailov, SM 2003, Design history. Vol. 2. Design of industrial and postindustrial society, Moscow.
3. Ptitsyna, LM 2012, Problematization of urban design in contemporary culture, PhD thesis abstract, Chelyabinsk.