№ 7. С. 27 - 30.
2. Состояние продовольственного рынка Амурской области в 2010 году: Записка / Амурстат - Б., 2011 - 67 с.
List of references:
1. Rodnina N.V. Food ensuring the population of the Republic Saha (YAkutiya) // Economy agricultural and processing enterprise. 2011. № 7, pp 27 - 30.
2. Condition food market Amur region in 2010: Note / Amurstat - B., 2011 - 67 p.
УДК: 658.15:665 .7
В.Ю. Зайцев
аспирант кафедры «Бухгалтерский учет и финансы», Ярославский филиал ФГБОУ ВПО «Московский университет экономики,
статистики и информатики» (ЯФ МЭСИ)
Ю.И. Федчишин
канд. экон. наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и финансы», Ярославский филиал ФГБОУ ВПО «Московский университет экономики,
статистики и информатики» (ЯФ МЭСИ)
ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА НЕФТЯНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Аннотация. В статье дано определение дивидендной политики корпорации. Рассмотрены виды дивидендной политики на примере некоторых крупных нефтяных компаний, выделены их преимущества и недостатки. Указаны основные принципы расчета размеров дивидендов нефтяных компаний.
Ключевые слова: дивидендная политика, нефтяные корпорации, акционеры, чистая прибыль, реинвестирование,инвестиции.
V.J. Zajtsev, post-graduate student of faculty «Accounting and the finance», Yaroslavl branch of Moscow university of economy, Statistics and computer science
J.I. Fedchishin, Candidate of economic sciences, professor of faculty «Accounting and the finance», Yaroslavl branch of Moscow university of economy, Statistics and computer science
POLICY OF DIVIDENDS OF OIL CORPORATIONS
Abstract. In the article is given determination of dividend politics of corporation. The types of dividend politics are considered on the example of some large petroleum companies, their advantages and defects are distinguished. Basic principles of calculation of sizes of dividends of petroleum companies are indicated.
Keywords: dividend politics, petroleum corporations, shareholders, net income, reinvestment, investment politics.
Дивидендная политика корпорации является составной частью политики управления прибылью, направленной на оптимизацию пропорций между потребляемой частью прибыли и реинвестируемой частью для обеспечения роста рыночной стоимости предприятия.
Дивидендная политика корпорации решает следующие важные вопросы: какую
сумму чистой прибыли стоит распределить между акционерами; в какой форме должны выплачиваться дивиденды - путем выплаты денежных средств или путем передачи акционерам денежных средств через выкуп части акций, которыми они владеют; постоянными ли должны быть эти выплаты и надо ли их будет корректировать при учете денежных потоков компании и ее необходимости в инвестициях.
Дивидендная политика оказывает влияние на положение компании на рынке капитала, на стоимость капитала компании, на благосостояние акционеров и долю реинвестируемой прибыли [2].
Российские корпорации в большинстве своем используют «остаточный принцип» выплаты дивидендов, то есть выплата дивидендов осуществляется после обеспечения финансирования социальных и инвестиционных программ компаний. Но ряд корпораций использует политику фиксированного дивидендного выхода, политику не-снижающихся дивидендов на акцию и остаточного подхода к нераспределенной прибыли, политику выплаты дивидендов акциями, политику выкупа собственных акций.
Дивидендная политика российских нефтяных компаний также характеризуется большим многообразием.
Дивидендная политика стабильного размера дивидендных выплат, которую применяет ОАО «ЛУКОЙЛ», предполагает выплату неизменной суммы дивидендов с корректировкой (например, на инфляцию). Преимущество этой политики заключается в надежности, в чувстве уверенности акционеров компании в неизменности размера дохода. А недостаток этого вида политики состоит в слабой связи дивидендных выплат с финансовыми результатами деятельности корпорации.
Политика стабильного уровня дивидендов, характерная для ОАО «Сургутнефтегаз», предусматривает установление нормативного коэффициента распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую части. Недостаток такой политики состоит в том, что размеры дивидендных выплат нестабильны, потому что нестабильна получаемая прибыль. А преимущество политики стабильного уровня дивидендов заключается в простоте формирования такой политики и в тесной связи выплаты дивидендов с размером формируемой прибыли [2].
ОАО «НК «Роснефть» использует политику постоянного возрастания размера дивидендов. Эта политика предполагает, что темп роста дивидендов не изменен в течение длительного периода времени. Преимуществом такого вида политики является надежность, она создает у акционеров компании чувство уверенности в том, что размер текущего дохода неизменен и не зависит от конъюнктуры внешней среды. Кроме того, такая политика определяет стабильность котировок акций компании на фондовом рынке. А в качестве недостатка политики постоянного возрастания размера дивидендов следует отметить слабую связь с финансовыми результатами деятельности компании, отсутствие гибкости, недостаточное финансирование инвестиционной деятельности в течение неблагоприятного периода конъюнктуры и возрастание финансовой напряженности [2]. У ОАО «НК «Роснефть» недостаточны темпы прироста собственного капитала, и, следовательно, наблюдается снижение финансовой устойчивости компании. И чтобы свести к минимуму потерю финансовой устойчивости, компании следует снизить темп роста выплаты дивидендов.
Дивидендная политика ОАО «Газпром» в последние годы отличается непред-
сказуемостью дивидендных выплат. Так, например, дивидендные выплаты в 2008 году сократились на 86 % (при сокращении чистой прибыли на 52 %), в 2009 году - увеличились на 564 % (при росте чистой прибыли на 261 %), а в 2010 году дивиденды выросли на 61 % (при сокращении чистой прибыли на 42 %). Компания отказывалась от инвестиционных вложений в пользу выплат акционерам. Это можно объяснить преобладающей долей государства в уставном капитале компании. Политику дивидендных выплат ОАО «Газпром» можно охарактеризовать как политику остаточного типа с отказом от инвестиционных вложений в пользу выплат акционерам [2].
Нефтяные компании являются наиболее капитализированными компаниями на российском рынке ценных бумаг. Но надо отметить, что часть этих компаний не имеет до настоящего времени соответствующего положения о дивидендной политике.
Следует также отметить, что все дивидендные политики рассматриваемых нефтяных корпораций направлены на увеличение капитализации компаний, на повышение размера выплачиваемых дивидендов, на соблюдение баланса интересов акционеров и компании, на повышение инвестиционной привлекательности компаний.
Дивидендная политика каждой из рассматриваемых нефтяных компаний основана на определенных принципах расчета размеров дивидендов и предполагает определенный порядок их расчета. Основными принципами расчета дивидендов компаний нефтяной отрасли являются: прозрачность, наличие чистой прибыли, сбалансированность краткосрочных и долгосрочных интересов акционеров, уважение и строгое соблюдение прав акционеров.
Расчет размера дивидендов, например, в ОАО «Газпром», производится следующим образом. Часть чистой прибыли направляется на формирование резервного фонда до того времени, пока резервный фонд не достигнет размеров, установленных Уставом компании. Часть чистой прибыли в размере от 17,5 % до 35 % направляется на выплату дивидендов. Часть чистой прибыли в размере до 75 %, но не менее 40 % резервируется для инвестиций. Часть чистой прибыли, которая осталась после отчислений, направляется поровну на выплату дивидендов и резервирование для использования на инвестиционные цели [2].
Таким образом, дивидендная политика способствует увеличению благосостояния акционеров компании и обеспечивает финансирование текущей и финансовой деятельности корпораций.
Список литературы:
1. Бочаров В.В. Корпоративные финансы. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
2. Воронина Е.В. Сравнительный анализ дивидендной политики нефтяных компаний России // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. - 2011. - № 7. URL: http://uecs.ru/uecs-31-312011/item/512-2011-07-14-06-44-06 (дата обращения 01.07.2012).
3. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент теория и практика / В. В. Ковалев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010. - 1024 с.
List of references:
1. Bocharov V.V. Corporate the finance. - SPb.: Piter, 2008. - 272 p.
2. Voronina E.V. Comparative analysis of dividend policy of the oil companies of Rus-sia//Management of economic systems. Electronic scientific magazine. - 2011. - No. 7. http://uecs.ru/uecs-31-312011/item/512-2011-07-14-06-44-06.
3. Kovalev V.V. Financial management: the theory and practice. - Moscow: the Prospectus, 2010. - 1024 p.
УДК 65.012.2
Э.Э. Ибрагимов
канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и туризма, Крымский факультет, Запорожский национальный университет
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация. В статье построена модель реализации стратегического плана предприятия с ориентацией на информационное взаимодействие, определены основные методы, инструменты и факторы, влияющие на распространение и передачу знаний на предприятии.
Ключевые слова: модель, стратегический план, информационное взаимодействие, знания, предприятия.
E.E. Ibragimov, Crimean Department Zaporizhia National University
SALE OF THE STRATEGIC PLAN BASED ON ENTERPRISE INFORMATION INTERACTION
Abstract. The model of realization strategic plan of enterprise is built with an orientation on informative interaction. Basic methods, instruments and factors, influencing on distribution and transmission of knowledge on an enterprise, are determinated.
Keywords: model, the strategic plan, information interaction, knowledge and enterprise.
Реализация стратегического плана - это критическая составляющая успеха. Реализация стратегии, как выяснилось на практике, сложнее, чем ее разработка. Стратегические цели не могут быть достигнуты без тщательно спланированного подхода к реализации стратегии.
Проблема внедрения стратегических инициатив является предметом исследования многих зарубежных и отечественных ученых, таких как Г. Минцберг, К. Ридинг, А.А. Томпсон-мл, Дж. Стрикленд, И. Ансофф, Дж. Дей, П. Друкер, Г. Клейнер, Г. Кре-венс, Ф. Котлер, М. Мак-Дональд, М. Портер, Р.Фатхурдинов, В.Д. Шкардун, Й. Шумпе-тер. Однако в вышеуказанных работах недостаточно внимания уделено информационному взаимодействию подразделений и менеджеров предприятия в процессе реализации стратегического плана. Недостаточный или неадекватный обмен информацией между сотрудниками или между отделами, ответственными за внедрение стратегии, является одной из основных проблем, которую нужно решать в процессе реализации стратегии.
Предлагается ориентированная на знания и обмен ими модель реализации стратегического плана, которая должна давать четкую перспективу (рис. 1). Она долж-