ДИВЕРСИФИ^ЦИЯ - СТРAТЕГИЯ КОРПОРAЦИИ
В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВA
1 2 Кайимова З.А. , Бахтиёрова Г.Б.
1Кайимова Зумрад Абдуллаевна - старший преподаватель; 2Бахтиёрова Гулхаё Бахтиёровна - студент, кафедра экономики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается стратегия диверсификации как фактор развития в повышении эффективности производства.
Ключевые слова: концепция, стратегия, корпорация, инновации, менеджмент, маркетинг.
Исследование о сущности диверсификация производства показывает, что методы ее проведения находятся жесткой зависимости от сферы бизнеса и управления предприятием. Диверсификация требует такой степени гибкости в подходах к ее реализации что в начале планирования деятельности не следует исключать ни одного из них.
Как известно, стратегия является основным направлением развития компании. Джон и Памела Каспари дали такое определение: «Стратегия — это путь в будущее». В развитии экономики важную роль играет корпоративные стратегии диверсификации.
Наиболее важными условиями успешности диверсификации считаются:
1. Привлекательность отрасли. Отрасли, которые выбираются для осуществления диверсификации, должны быть привлекательными с точки зрения их структуры или должны быть потенциально способны обеспечить такую привлекательность.
2. Майкл Портер выделяет пять основных факторов, воздействующих на потенциал доходности отрасли: конкуренция между фирмами, выпускающими одинаковую продукцию; возможность появления новых конкурентов; производство товаров-заменителей; рыночные позиции поставщиков сырья и материалов и положение покупателей на рынке.
3. Затраты на вхождение в новый бизнес. Говоря о финансовой стороне вопроса необходимо заметить, что затраты на вхождение в новый бизнес не должны приводить к капитализации всех будущих доходов, не должны пожирать всю ожидаемую прибыль.
4. Взаимная выгода. Любое новое подразделение должно получать конкурентные преимущества за счет своих связей с корпорацией и наоборот
Следует отметить еще один аспект проблемы поиска потенциально привлекательных сфер деятельности. Анализ публикаций позволил выделить два противоположных направления такого поиска.
В Узбекистане в сфере промышленности со стороны государства проводится активная целенаправленная экономическая политика. Принят ряд государственных программ для развития промышленности. И создан благоприятный инвестиционный климат. Как отмечает глава государства Ш.М. Мирзиёев «В октябре 2019 года Всемирный банк опубликовал рейтинг «Ведение бизнеса», где Узбекистан всего за один год поднялся на 16 пунктов и занял 87-е место».
В заключение можем отметить, что в условиях растущей конкуренции корпоративная стратегия диверсификации производства становится отличным инструментом для управления рисками; позволяет избежать излишней фокусировки усилий на одном направлении работы компании. При правильной реализации стратегия диверсификации помогает сохранить работоспособность и прибыль компании в период экономического спада, стагнации или резкого изменения принципов работы отрасли.
Список литературы
1. Кайимова З.А., Таирова М.М. Инвестиционная деятельность коммерческих банков Республики Узбекистан // Современные тенденции развития аграрного комплекса, 2016. С. 1602-1603.
2. Кайимова З.А., Тураев М.Влияние банковской системы на развитие экономики Республики Узбекистан // Научно-издательский центр «Империя», 2016. С. 23.
3. Кайимова З.А., Темиров Ш. Роль иностранных инвестиций в модернизации экономики республики Узбекистан // International scientific review, 2016. № 2 (12).
4. Kayimova Z.A., Mardonova O.A. Innovation policy of the country and its mechanism // Достижения науки и образования, 2020. № 2 (56).
5. Таирова М.М. Уровень развития туристской инфраструктуры в Республике Узбекистан //Вопросы науки и образования, 2018. № 15 (27).
6. Kayumovich K.O., Annamuradovna F.S., Kamalovna S.F. Features of electronic online market in tourism // Вестник науки и образования, 2019. № 24-3 (78).
7. Davronov I.O., Kurbanova M.K., Farmanov E.A. Innovative ways of reducing tourism seasonality of tourist areas // Достижения науки и образования, 2020. № 1 (55).
8. Khurramov O.K., Fayzieva S.A., Saidova F.K. The aspect and influence of use the global internet in tourism // Достижения науки и образования, 2019. № 13 (54).