5. De-Kjustin A. Nikolaevskaja Rossija. Mosow, Terra Publ., 1900. 288 p.
6. Kassirer E. Izbrannoe. Opyt o cheloveke. Mosow, Gardarika Publ., 1998. 780 p.
7. Komjagina L.P., Matonin V.N., Tropina V.V. Reka Kusherecka: morehodnaja kniga XVIII veka (istoriko-kul'turnyj kontekst, materialy, issledovanija). Pod redakciej V.N. Matonina. Arhangel'sk, Tovarishchestvo severnogo morehods-tva Publ., 2011. 189 p.
8. Matonin V.N. Simvoly perehoda i granicy v navigacionnoj sisteme Russkogo Pomorja. "Svoe" i "Chuzhoe" v kul'ture. Sbornik statej i materialov Vserossijskoj zaochnoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem "Chelovek i mir cheloveka". Barnaul. Rubcovsk, Altayskij universitet Publ., 2011. 523 p.
9. Matonin V.N. "Nashe more - nashe pole": Sociokul'turnoe prostranstvo severnoj derevni: genezis, struktura, seman-tika. Arhangel'sk, SAFU Publ., 2013. 334 p.
10. Osorgina M.V. Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslyh. Sankt-Peterburg, Piter Publ., 2000. 232 p.
11. Terebihin N.M. Metafizika Severa. Arhangel'sk, PGU Publ., 2004. 272 p.
12. Tokarev S.A., Meletinskij E.M. Mifologija. Mify narodov mira. Enciklopedija v 2 tomah. Pod redakciej S.A. Toka-reva. 2-e izdanie. Moscow, Rossijskaja enciklopedija Publ., 1994, vol. 1. 671 p.
13. Toporov V.N. Mif. Ritual. Simvol. Obraz: Issledovanija v oblasti mifopoeticheskogo. Izbrannoe. Moscow, Progress-kul'tura Publ., 1995. 630 p.
14. Florenskij P.A. Analiz prostranstvennosti v hudozhestvenno-izobrazitel'nyh proizvedenijah. Ikonostas. Izbrannye tru-dypo iskusstvu. Sankt-Peterburg, Russkaja kniga Publ., 1993. 365 p.
15. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. Moscow, Progress Publ., 1990. 368 p.
УДК 069.1:373.5
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РОЛИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Тельманова А. С., старший преподаватель кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: astel-75@mail.ru
В статье рассматривается проблема функционирования школьного музея в социально-культурном пространстве через понимание его как социально-культурного института. Диверсификация роли школьного музея на современном этапе приобретает характер полифункиональной деятельности, направленной на реализацию не только образовательных и воспитательных задач, но и участие в процессе формирования культуры и социокультурного пространства региона.
Ключевые слова: музейная педагогика, социально-культурный институт, социально-культурное пространство, функции школьного музея, школьный музей.
DIVERSIFICATION OF THE ROLE OF SCHOOL MUSEUM IN SOCIO-CULTURAL AREA
Telmanova A. S., Senior Lecturer of Chair of Museum Science, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: astel-75@mail.ru
This article examines the problem of the functioning of the school museum in socio-cultural area through understanding it as a socio-cultural institution. In the XXI century, interest to school museums is recovered in the Russian Federation. Leaders and teachers appreciated the opportunities and means of education of museum work. The museum is an effective way of working with the children's group and integrated system of education of the younger generation at school.
The purpose of this research is to characterize the school museum as a socio- cultural institution and define the meaning of diversification of its role in the socio- cultural area on the present stage.
To understand the problems of this study requires an analysis of scientific approaches to understanding the place of the school museum in the system of scientific knowledge and practical experience and on the basis of the data to determine the functionality of the school museum in the modern system of socio-cultural relations, on the basis of its characteristics as a socio-cultural institution.
Educational function of the museum in the XXI century has acquired a new vector of development for traditional and innovative forms of work. A museum as a social institution, is a means of human adaptation to the socio-cultural area of the region, to the national cultural environment and social interaction on a personal and collective level.
Institutional approach to the study of the phenomenon of a school museum is able to expand the boundaries of search forms, means, methods for formulating and solving the problems facing not only to the educational institution, but as a whole to the society.
A school museum is a socio-cultural institution that implements its activities within the walls of an educational institution, by the use of museum educational and social technology aimed at organizing the educational and training process, preserve, study and promotion of cultural and historical heritage, creating the conditions for detection of student's personal potential for the purpose of socialization.
A school museum today can become an agent, who is able to build, define, establish links between students and the socio-cultural area, between school and society, between adults and children. A school museum should work on a particular model, which provides for the organization and development of the processes of human interaction with the environment, ie actively integrates into this area, using your inner potential.
Keywords: museum education, socio-cultural institution, socio-cultural area, functions of a school museum, school museum.
Рубеж ХХ-ХХ1 веков в Российской Федерации охарактеризовался восстановлением интереса к школьным музеям. Вызвано это необходимостью возрождения в школьном образовании ценностно-нравственных идеалов, источником которых могли служить как раз музейные коллекции. Руководители и педагоги оценили возможности, формы и средства воспитания, используемые в музейной работе. Музей ими оценивается как эффективная форма организации работы с детским коллективом и оптимизации системы комплексного воспитания подрастающего поколения в условиях образовательного учреждения. В постперестроечное время, период становления новой России, руководящие органы государственной власти обратили внимание на потенциал данной учебной структуры с точки зрения реализации педагогических задач учебного процесса, возможности приобретения дополнительных знаний и навыков в стенах учебного заведения, использования дополнительных средств воздействия на организацию воспитательной работы в школе.
Цель нашего исследования - характеристика школьного музея как социально-культурного ин-
ститута и определение сущности диверсификации его роли в социально-культурном пространстве на современном этапе.
Для понимания проблематики данной работы необходимо провести анализ научных подходов к пониманию места школьного музея в системе научного знания и практического опыта, а затем на основе полученных данных определить функционал школьного музея в современной системе общественных и культурных отношений, исходя из характеристики его как социально-культурного института.
Благодаря традиционным и инновационным формам работы образовательная функция музея в XXI веке приобрела новый вектор развития. Понимая музей как социальный институт мы осозна-еем его роль в качестве адаптационного средства человека к социально-культурному пространству региона, к национальной культурной среде и общественному взаимодействию на личностном и коллективном уровне.
Сапанжа О. С. в этой связи отмечает важность специфики и разноплановости культурно-образовательной деятельности музеев при их
классификации, подчеркивая тем самым статус и место музея в культурном пространстве региона, в национальном и мировом масштабе [5, с. 6]. Исследователь отмечает особую область музейной деятельности - «область социальной организации и регуляции», основу которой составляют непосредственно предметы экспозиции, отражающие бытовую сторону жизнедеятельности человека, как способ сохранения исторических форм культуры [5, с. 10].
Поддерживая точку зрения предыдущего исследователя, О. А. Яценко-Байрд считает, что главным в музейном образовании всегда оставался принцип дидактичности, заключающийся в тесном взаимодействии музея и посетителя, в передаче знаний от старшего к младшему, от учителя к ученику, но при этом погружающий учащегося в условия самостоятельного поиска и приобретения новых знаний [9, с. 93]. Данное положение только подчеркивает возрастающую роль музейного образования в стенах учебного заведения и указывает на возможные пути и средства реализации традиционных и новых подходов к организации непрерывного учебно-воспитательного процесса в рамках предметных программ и планов развития учреждения.
Значимость музейной деятельности в школе была обусловлена развитием и внедрением в практику принципов музейной педагогики. Проблемы реализации педагогических приемов в стенах музеев, с целью эффективного освоения новых знаний, включения в процесс изучения музейных предметов и активизации интереса детей к исследованию исторического и культурного прошлого, нашли свое отражение в трудах немецких ученых и музейных деятелей Г. Кершенштейнера, А. Рейхвейна и Г. Фройденталя (см. [4]). Исследования данных деятелей были посвящены определению педагогического потенциала музейной экспозиции, путям взаимодействия музея и школы, активному привлечению детской аудитории к творческому процессу в стенах музея. Именно понимание единства музея, образовательно-воспитательных потребностей и возможностей человека привело к появлению новой отрасли научного знания - «музейная педагогика». «Новая» форма музейной деятельности явилась
следствием многовекового опыта использования музеев в качестве образовательных, обучающих, воспитательных центров. Со временем музейная педагогика стала объектом исследования и в работах отечественных ученых Е. Г. Вансловой, И. М. Коссовой, Е. Б. Медведевой, Б. А. Столярова, Л. М. Шляхтиной, М. Ю. Юхневич и др.
Предпочтения музейной работы с детской аудиторией повлияли положительным образом на динамичное развитие теоретических и методологических основ музейной педагогики, переоценку концептуальных решений экспозиционных и выставочных приемов, привлечение информационно-коммуникационных средств в работу музея. Этот интерес обусловлен константностью данной категории музейного посетителя и осознанием возможности максимального воздействия на его восприятие нового знания в контексте исторических и культурных трансформаций. М. Ю. Юх-невич отмечает, что детская аудитория посетителей музея представлена «всеми возрастными категориями», это говорит, с одной стороны, о ее стабильности, а с другой - о ее разнообразии [8, с. 35].
Сегодня развитию школьных музеев дается новый импульс. При этом роль школьного музея заключается в использовании педагогических и культурологических возможностей для формирования социально-адаптивной среды в образовательном учреждении и реализации агентских позиций по отношению к социально-культурному пространству региона.
В Приложении к Письму Минобразования России, от 12.03.03 № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)» содержится определение школьного музея, представленного как «...обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российский Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", а в части учёта и хранения фондов - Федерального закона о музейном фонде РФ и музеях РФ. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся» (см. [1, с. 362]).
К основным функциям школьного музея в данном документе относятся:
«- документирование истории, культуры и природы родного края, России, путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
- организация культурно-просветительской работы, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
- развитие детского самоуправления» (см. [1, с. 478]).
Опираясь на вышеизложенное, можно отметить, что существование в школе дополнительной воспитательной и образовательной структуры в виде школьного музея положительным образом сказывается на реализации основных задач современной системы образования. Школьный музей способен стать агентом между ребенком и его социально-культурным окружением, чем в свою очередь может оказать влияние на реализацию задач, прописанных в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации». В законе отражены важные аспекты содержания образовательной деятельности, направленной на формирование отношения личности к мировой культуре, создание условий интеграции ребенка в современное общество, через знание и понимание собственной национальной культуры и осознание своего места в историческом процессе развития общества [2].
Теоретические вопросы деятельности школьных музеев большей частью отражены в диссертационных исследованиях по педагогике и культурологии Ч. М. Меджидовой, И. Н. Микулан, Т. Н. Понамаревой, О. В. Коптелова, Е. Е. Леонова. Школьный музей в них рассматривается как средство реализации педагогических задач в рамках образовательной и воспитательной деятельности.
Динамика социокультурного и экономического развития последних десятилетий ставит перед обществом задачи поиска новых методов и способов формирования социально адаптированных категорий населения. В данном процессе задействованы все государственные структуры,
способные оказывать влияние на внутриобще-ственные и межличностные отношения. На современном этапе развития главная роль в решении данного вопроса отводится современной системе образования, призванной заложить основы межличностного и межкультурного общения, обладающей возможностями и потенциалом создания благоприятной образовательной и воспитательной среды, способной содействовать социокультурной адаптации подрастающего поколения. Целью системы образования в данном случае является разработка моделей, позволяющих развивать и реализовывать потенциал формирующейся личности, что указывает на поиск и разработку методов и способов активного включения учащегося в образовательный и воспитательный процесс, то есть в процесс познания окружающего мира. В своей работе «Реальность и человек» Семен Франк отмечает: «Всякое человеческое знание - начиная с повседневного знания, лежащего в основе нашей практической жизни, и кончая высшими достижениями и самыми углубленными открытиями науки и философии - отвечает на вопрос: что подлинно есть? каково содержание реальности?» [6, с. 8].
Вышеперечисленные подходы к освещению проблематики, связанной с деятельностью школьных музеев, позволяют нам говорить о школьном музее как о полноценном институте в системе общего среднего образования, способном выполнять образовательные и воспитательные задачи в рамках учебного процесса. Будучи включенным во внутреннее пространство школы музей реализует одну из главных своих функций -социокультурную - путем тесного взаимодействия с посетителями, превращаясь в открытую площадку для удовлетворения познавательного интереса, реализации творческого и интеллектуального потенциала.
Рассматривая школьный музей как средство формирования определенных личностных характеристик (чаще всего гражданственности, патриотизма и т. п.), не все исследователи отмечают его важное место в социально-культурном пространстве. Деятельность школьных музеев, ограниченная только стенами образовательного учреждения, не может считаться полноценной
ни с образовательной, ни с воспитательной точки зрения, изолированность школьного музея как института не предполагает полноценного функционирования музейных активов.
Тенденция развития музейного дела в последние десятилетия во всем мире направлена на формирование системы, открытой общественным интересам и потребностям. Сегодня мы можем наблюдать стремление музеев к выходу за рамки экспозиционных и фондовых площадей и поиску путей освоения окружающей среды, налаживанию интеграционных процессов с институтами социально-культурного пространства. Оставаясь хранителями историко-культурного и природного наследия, музеи не просто транслируют предшествующий опыт, знания, социальные модели, а стремятся оказывать влияние на формирование личностных воззрений, оценок, суждений, способствующих самостоятельному осознанию поведенческих социальных и культурных форм познания окружающего мира и оценке своего места в современной системе ценностей. После посещения музея, на выходе, человек оказывается в условиях «эмпирической действительности», сформированной на основе предшествующего опыта, и знание исторических предпосылок способствует более грамотной и функциональной социализации личности вне зависимости от возрастной, социальной, физической характеристики.
Данные тенденции не должны оставить в стороне и школьные музеи, полноправных членов социально-культурного пространства региона, которые сочетают в себе качества присущие всем категориям социальных институтов. Они являются производителями общественных ценностей (так как функционируют в рамках образовательных учреждений), транслируют эти ценности музейными средствами и способны выполнять роль организации разнообразных видов неформальной творческой деятельности (кружков по интересам, научных обществ учащихся, центров школьного самоуправления и т. п.), так как являются открытой площадкой для реализации различных форм внеучебной деятельности образовательных учреждений.
В данной связи необходимо трансформировать современный подход к изучению и организации деятельности школьного музея и рассма-
тривать его не только в контексте «средства» для реализации образовательных и воспитательных задач, а как полноправный социально-культурный институт в пространстве региона, деятельность которого должна быть направлена на выполнение полифункциональных задач, с одной стороны, и на участие в процессе формирования культуры и социокультурного пространства - с другой. Именно институциональный подход к исследованию феномена школьного музея способен расширить границы поиска форм, средств, методов при постановке и решении задач стоящих не только перед образовательным учреждением, а в целом перед обществом.
При этом необходимо рассмотреть само понятие школьного музея, как полноправного института социально-культурного пространства. С нашей точки зрения, школьный музей - это социально-культурный институт, реализующий свою деятельность в стенах образовательного учреждения путем использования музейных, педагогических и социальных методик, направленных на организацию познавательного и воспитательного процесса; сохранение, изучение и популяризацию историко-культурного наследия; создание условий для выявления личностного потенциала учащегося с целью социализации.
Исходя из данного определения к традиционным функциям школьных музеев, перечисленных ранее, добавляются следующие:
1) реализация потенциала регионального пространства (социального, культурного, нравственного, педагогического, интеллектуального и т. п.);
2) установление связей человека с социально-культурным пространством, путем выстраивания продуктивных взаимосвязей с различными сферами человеческой деятельности;
3) модификация деятельности школьного музея, в соответствии изменяющимся социальным потребностям, для создания дополнительных условий реализации личностного потенциала учащегося.
Подобный функционал, в контексте существования школьного музея как социально-культурного института, призван совершенствовать его деятельность, формируя новые программы разви-
тия, опираясь на внутренние ресурсы, определяя возможности интеграции и взаимосотрудничества с другими социально-культурными институтами, с целью развития качественных личностных характеристик.
В современных условиях роль школьного музея не должна сводиться только к воспитанию определенных качеств личности. Школьный музей сегодня может стать агентом, способным выстраивать, определять, устанавливать связи между учащимся и окружающим его социально-культурным пространством, между школой и обществом, между взрослыми и детьми. Осознавая себя как социально-культурный институт, школьный музей должен организовывать свою деятельность по определенной модели, обеспечивающей организацию и развитие коммуникационных процессов человека с окружающим пространством, то есть активно интегрировать в это пространство, используя свой внутренний потенциал.
По мнению М. Е. Каулен, «музей является культурно- и социообразующим ядром различных территориальных образований: формирует их культурную среду, приобщает граждан ко всему спектру историко-культурного наследия и нравственным ценностям предков, повышая тем самым уровень гражданской инициативы и ответственности. В современном обществе
музеи становятся предпочтительным средством коммуникации в плане неформального образования» [3, с. 28].
Для того чтобы социокультурный потенциал школьного музея был реализован, необходимо создание целостного педагогического процесса, сопровождающегося перспективным планированием деятельности, программным обеспечением и интегративным подходом к организации педагогического воздействия. Социально-культурное пространства региона, в котором существует школьный музей, способно оказывать действенную помощь в организации и реализации данного процесса. Опираясь на потенциал социально-культурного пространства, школьный музей как координирующий центр способен стать активным участником формирования социокультурного пространства школьника, используя важнейшие направления для организации образовательного и воспитательного процесса. Социально-культурное пространство региона способно оказать помощь школьному музею в организации культурного досуга школьника, создании ситуаций плодотворного общения человека с окружающей средой, сопровождении познавательного процесса, тем самым оказывая влияние на развитие личностного потенциала школьника и его социальных и культурных потребностей.
Литература
1. Горбунов В. С. Школьное музееведение: метод. рекоменд. в помощь рук. школ. музеев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спутник+, 2011. - 478 с.
2. Закон об образовании Российской Федерации [Электронный ресурс]: принят Гос. думой 21 дек. 2012 года: одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 года // Законодательная база Российской Федерации. - URL: http:// zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii/ (дата обращения: 25.03.2014).
3. Каулен М. Е. Международное значение проекта «Интеграция российских музеев в региональное социокультурное пространство» // Музей и посетитель: процесс, прогресс и протест: мат-лы V ежегод. симпозиума Междунар. комитета музеологии Сибири, стран Азии и Тихоокеан. региона, 1-3 нояб. 2012 года, Тунисская Республика / отв. ред. О. Н. Труевцева; науч. ред.: И. С. Цыремпилова, О. Э. Мишакова. - Иркутск: Оттиск, 2012. - С. 23-35.
4. Медведева Е. Б. Музейная педагогика Германии в прошлом и настоящем // Музейная педагогика за рубежом: работа с детской аудиторией / сост. и ред. М. Ю. Юхневич; Рос. ин-т культурологии. - М., 1997. - С. 45-64.
5. Сапанжа О. С. Классификация музеев и морфология музейности: структура и динамика // Вопр. музеологии. -2012. - № 1 (5). - С. 3-12.
6. Франк С. Реальность и человек: метафизика человеческого бытия. - М.: АСТ, 2007. - 382 с. - (Философия. Психология).
7. Юдина А. И. Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона как основа социализации молодежи // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 19/2. - С. 195-203.
8. Юхневич М. Музей для детей? Дети для музея? // Рос. эксперт. обозрение. - 2007. - № 6 (23). - С. 35-38.
9. Яценко-Байрд О. А. Музей и посетитель: мысли русского куратора о современной музейной педагогике в Великобритании // Вопр. музеологии. - 2010. - № 2. - С. 93-102.
References
1. Gorbunov V.S. Shkol'noe muzeevedenie: metodicheskie rekomendacii v pomoshch rukovoditeljam shkol'nyh muzeev. 2-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. Moscow, Sputnik+ Publ., 2011. 478 p.
2. Zakon ob obrazovanii Rossijskoj Federacii. Prinjat Gosudarstvennoj Dumoj 21 dekabrja 2012 goda. Odobren Sovetom Federacii 26 dekabrja 2012 goda. Zakonodatel'naja baza Rossijskoj Federacii. Available at: http://zakon-base.ru/zakony/ob-obrazovanii/ (accessed 25.03.2014).
3. Kaulen M.E. Mezhdunarodnoe znachenie proekta "Integracija rossijskih muzeev v regional'noe sociokul'turnoe pros-transtvo". Muzej i posetitel': process, progress i protest: materialy V ezhegodnogo simpoziuma Mezhdunarodnogo komiteta muzeologii Sibiri, stran Azii i Tihookeanskogo regiona, 1-3 nojabrja 2012 goda, Tunisskaja Respublika. Otvetstvennyj redaktor O.N. Truevceva; nauchnye redaktory: I.S. Cyrempilova, O.E. Mishakova. Irkutsk, Ottisk Publ., 2012. pp. 23-35.
4. Medvedeva E.B. Muzejnaja pedagogika Germanii v proshlom i nastojashchem. Muzejnajapedagogika za rubezhom: rabota s detskoj auditoriej. Sostavitel' i redaktor M.Ju. Juhnevich. Moscow, Rossijskij institut kul'turologii Publ., 1997, pp. 45-64.
5. Sapanzha O.S. Klassifikacija muzeev i morfologija muzejnosti: struktura i dinamika. Voprosy muzeologii, 2012, no 1 (5), pp. 3-12.
6. Frank S. Real'nost' i chelovek: metafizika chelovecheskogo bytija. Moscow, AST Publ., 2007. 382 p.
7. Judina A.I. Formirovanie social'no-kul'turnoj sredy v sisteme infrastruktury regiona kak osnova socializacii molode-zhi. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv. - Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2012, no 19-2, pp. 195-203.
8. Juhnevich M. Muzej dlja detej? Deti dlja muzeja? Rossijskoe ekspertnoe obozrenie, 2007, no 6 (23), pp. 35-38.
9. Jacenko-Bajrd O. A. Muzej i posetitel': mysli russkogo kuratora o sovremennoj muzejnoj pedagogike v Velikobritanii. Voprosy muzeologii, 2010, no 2, pp. 93-102.