ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ СОВРЕМЕННОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
УДК 330.101
Алексей Юрьевич Райков
аспирант кафедры управления и предпринимательства
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, Тел.: +7(903)824-08-01; Эл. почта: razumov41 @mail.ru
Главная проблема, с которой сталкивается любая фирма — это реализация товаров и услуг, побуждающая каждого хозяйствующего субъекта разрабатывать и использовать стратегию диверсификации. Поэтому, на наш взгляд, именно в контексте конкурентных преимуществ, следует рассматривать диверсификацию производства в современных рыночных условиях.
Кпючевые слова: экономическая теория, стратегия диверсификации, современный рынок.
Aleksei Raikov
Post-graduate student, the Department of Management and Entrepreneurship Demidov Yaroslavl State University Tel.: +7(903)824-08-01; E-mail: razumov41 @mail.ru
DIVERSIFICATION AS AN ECONOMICAL DEFENITION OF MODERN MARKET ECONOMY
The main problem facing any company is the sale of goods and services, putting each economic entity on developing and to applying the strategy of diversification. Therefore, in our opinion, the diversification of production in the modern market conditions should be considered in the context of competitive advantages.
Keywords: economic theory, strategy of diversification, modern market.
1. Введение
В рыночной экономике трудно найти более или менее крупное промышленное предприятие, которое бы не было подвержено процессу диверсификации. В экономической литературе диверсификация как научное понятие имеет разные трактованния, но все они сходятся в том, что диверсификация, во-первых, представляет собой процесс, во-вторых, предполагает наличие изменяемого объекта, который характеризуется качественным единообразием; в-третьих, имеет определенную заданность или целевую направленность на достижение разнообразия того, что уже существует в качестве объекта. Видимо, данный объект более не может оставаться таким, каким существует на практике, и нуждается в улучшении, что придаёт диверсификации определённую объективную обусловленность.
2. Экономическая сущность диверсификации: политэкономия и неоклассика
В экономической литературе существует два основных подхода к выявлению
сущности диверсификации.
Первый из них восходит к традиции классической политэкономии, в которой любые изменения диктуются внешней, объективной необходимостью и (фактически не зависят от решений людей, а значит, от их реального положения в общественном разделении труда. Как тот или иной человек поведёт себя среди других людей, будет ли он ориентироваться в реальной экономической практике или нет, для представителей классической школы не суть важно. Поэтому в экономических изданий советских времён «диверсификация» трактуется как «...расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями» [21, с. 432]. Заметим, что в этом издании диверсификация по своим экономическим характеристикам связывается с монополистическим капиталом и осуществляется исключительно в его экономических интересах [21, с. 432-433]. В этом проявляется историзм диверсификации как экономической категории.
Действительно, на стадии индустриализации экономики диверсификация отвечает интересам монополий, но одновременно их и трансформирует, создавая из монополизированных предприятий фирмы рыночного типа, в которых складывается механизм внутрифирменной конкуренции и начинает действовать собственный рынок ресурсов, ограниченный рамками диверсифицированного производства.
Второй подход опирается на теоретические разработки неоклассического направления в экономической теории, где ставятся и решаются вопросы эффективного функционирования рыночной системы хозяйствования, представленной микро- и макроэкономическими уровнями. В контексте этой эффективности рассматриваются проблемы рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов, от деятельности которых и качества ее организации зависит, как будет учитываться на практике та или иная объективная необходимость.
Вообще, экономисты неоклассического направления стараются обойти понятие диверсификации или видят в нём частный случай. Так, в монументальном труде американских экономистов К. Макконнелла и С. Брю, диверсификация ни как научное понятие, ни как экономическое явление современного рыночного хозяйства не рассматривается [8].
В целом же, представители неоклассического направления, определяя сущности диверсификации, опираются на следующие неоклассические принципы [14, с. 416]:
во-первых, наличие свободной конкуренции, создающей возможность свободного входа и выхода фирмы в отрасль;
во-вторых, полная информативность по рыночной конъюнктуре - если в процессе обмена складывается ситуация не в пользу фирмы то, как известно, проявляется устойчивая тенденция снижения нормы прибыли и курса акции;
в- третьих, рациональность экономического поведения хозяйствующего субъекта, способность удачно ориентироваться в рыночных ситуациях и своевременно принимать целерациональные решения.
В рамках этих принципов диверсификация предстает как стратегия, направленная «...на снижение риска путём распределения инвестиций между несколькими рисковыми активами» [22, с. 351].
3. Диверсификация как экономический процесс
В 70-е годы XX столетия в научный оборот входит термин «диверсификация» как экономический процесс [5, 10], и «диверсификация» приобретает двоякое содержание:
во-первых, как освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, расширение ассортимента и изменение вида продукции, производимой предприятием, получение экономической выгоды, предотвращение банкротства и т.п. — такую диверсификацию называют «диверсификацией производства»;
во-вторых, распределение вкладываемых в экономику или кредитуемых денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход — такую диверсификацию определяют как «диверсификация кредитов».
Сопоставление двух трактовок «диверсификации» — политэкономичес-кой и неоклассической — позволяет обнаружить в них как общие черты, так и различия. К последним, следует отнести преодоление ограниченности этого экономического понятия и выход его за рамки производственной сферы. Теперь к расширению номенклатуры или ассортимента товаров добавляются ещё два процесса: с одной стороны, изменение вида продукции, с другой—распределение денежных капиталов между разнообразными объектами рыночной экономики в целях как повышения эффективности действующих производств, так и снижения риска потерь и возрастания надежности размещения капиталовложений.
В этой связи усложняется экономическое содержание и целевая функция диверсификации, что, очевидно, связано с выделением многообразных видов диверсификации. Так, например, В. Коноплицкий и А. Филина, в своих работах, выделяют семь видов диверсификации и определяют её как стратегию маркетинга, направленную на новые виды деятельности фирмы за рамками основного бизнеса [7, с. 70-71].
Среди этих видов «диверсификация банковская» определяется как «размещение банковских активов среди возможно большего крут заемщиков с целью сокращения кредитного риска (вероятности потерь от несостоятельности заемщиков) и поддержания портфеля ссуд на приемлемом уровне». «Ди-
версификация горизонтальная», которая трактуется как «расширение асор-тимента продукции фирмы за счет выпуска товаров-аналогов, ранее не производящихся». Под диверсификацией конгломеративной понимается «расширение ассортимента продукции фирмы изделиями, принципиально новыми для данной фирмы, т.е. внедрение новой технологии и освоение нового рынка сбыта». Имеется и такой вид диверсификации, как «диверсификация концентрическая», которая сводится к расширению «...ассортимента продукции фирмы путем выпуска новых видов товаров в дополнение к производимым ранее» [7, с. 79].
Такой широкий диапазон применения понятия «диверсификация» прослеживается и у других российских экономистов. Так, например, в работах, Г. Немченко рассматриваются такие виды диверсификации: продуктовую, товарную, многоотраслевую, географическую, глобальную [12, с. 87]. Определения этих видов перекликается с классификацией диверсификации, приводимой выше. Продуктовая диверсификация схожа с диверсификацией горизонтальной и диверсификацией концентрической, которые, по нашему мнению, мало чем отличаются друг от друга. Очевидно, диверсификация товарная согласуется с диверсификацией конгло-меративной, а многоотраслевая — с диверсификацией капитала.
В российской экономической литературе встречаются и вольные трактования понятия «диверсификация», в отличие от общенаучных определений. Так, в работах, А. Яновского это понятие трактуется как одновременный выпуск разных видов продукции и (или) ориентация на различные виды потребителей [23, с. 76-82]. Еще более вольное трактование понятия «диверсификация» можно найти в статье Т. Алимовой, которая определяет диверсификацию как всякое увеличение или уменьшение числа видов деятельности [2, с. 17-23], что, на наш взгляд, противоречит не только общепринятому толкованию этого слова, но и его этимологическому значению.
В свою очередь, Е.Б. Мостовая считает, что «диверсификации — это проникновение крупных компаний в любые отрасли, не находящиеся в прямой производственной или функциональной связи с основной отраслью» [11, с. 112]. При этом, горизонтальную интеграцию Е.Б. Мостовая рассматривает аналогич-
но отраслевой концентрации производства и определяет как «... сосредоточение в руках крупных компаний большой доли отраслевого производства» [11, с. 189]. Вертикальная же интеграция ею трактуется как «процесс проникновения крупных компаний в другие отрасли, относящиеся к исходным отраслям, как последовательные ступени их производства и обращения (например, инвестиционный комплекс, металлургический, топливно-энергетический и другие комплексы)» [11, с. 190].
В свою очередь, некоторые экономисты, например, Н.С. Драгилев, Н.И. Мохов и др., вообще не связывают сущность и причины диверсификации с монополистическим капиталом. По их мнению, «диверсификация ...означает объединение предприятий, производственно не связанных, выпускающих разнородную продукцию непосредственно на рынок» [5, с. 48].
Такие авторы как Г.П. Журавлева, Н.Н. Мильчакова и др., определяют диверсификацию как «...средство снижения риска серьезных потерь» [20, с. 391] и связывает ее с определенными видами ценных бумаг. При этом оговаривается, что «бывает еще диверсификация по отраслям экономики, регионам и странам, сроку погашения (для облигаций)» [20, с. 392]. Однако авторы в обоих случаях так и не поясняют того, что же имелось ими в виду под диверсификацией.
Известный российский экономист Р.М. Нуреев определяет диверсификацию также двояко: и как «метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого» [13, с. 274], и как «...метод, направленный на снижение риска путем распределения инвестиций между несколькими рисковыми активами» [13, с. 278]. Если первое определение характеризует диверсификацию вообще, то второе, по Р.М. Нурееву, охватывает диверсификацию «портфельную». Нельзя не заметить, что оба определения не только схожи между собой, но и дополняют друг друга. В обоих определениях целью диверсификации является снижение риска. Но в первом определении показан и механизм такого снижения, который, по существу, совпадает с подобным же механизмом «портфельной» диверсификации, получившей в
литературе также название диверсификации банковской.
4. Диверсификация как многоплановый процесс
В настоящее время в отечественной экономической литературе идет речь о диверсификации всей экономики [3, 4] и доказывается, что исторически подавляющее большинство стран мира было охвачено этим процессом: ломкой, некогда возникшей относительно однобокой структуры экономики, развивающейся в режиме монокультуры, и становлением под воздействием долгосрочной политики государства многопланового рыночного хозяйства. В этой связи речь идёт о двух основных подходах к диверсификации национального хозяйства России.
Первый «.. .предусматривает создание устойчивых институтов для функционирования экономических агентов, формирование благоприятного инвестиционного климата, сокращение вмешательства государства в экономику, поддержание конкуренции на рынках» [4, с. 10].
Второй подход (вертикальные меры) предполагает проведение активной государственной политики по изменению структуры экономики и её совершенствованию на основе стимулирования, в том числе финансового, отдельных отраслей и предприятий [4, с. 10-11].
О диверсификации производства на конкретных предприятиях российские экономисты-практики стали говорить ещё в начале рыночных реформ. «... Скажем, "КамАЗ", будучи ещё государственным ПО, совместно с фирмой «Менеджмент Партнершип Интерней-шенал» из Чикаго создал холдинг «Диалог». Вначале он представлял собой небольшое совместное предприятие по сборке компьютеров на уровне «отвёр-точной технологии» и разработке программ к ней. Сегодня у «Диалога» миллиардные обороты и высокий уровень диверсификации производства [1, с. 27].
Но разнообразие возникает не только в результате диверсификации производства, а и вследствие дифференциации как процесса, предполагающего «...разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы, стадии, ступени» [6, с. 202].
5. Заключение
Итак, дифференциацию можно интерпретировать как дробление уже существующего целого на части, причём части схожие, но не равные, что не совпадает с понятием диверсификации,
особенно как процесса, когда в этом процессе целое только еще возникает. Видимо, для выяснения сущности диверсификации в экономическом смысле слова вовсе недостаточно опираться на общие трактовки, и следует ввести определённые ограничения, тем более, что эти ограничения имеются в науке и хозяйственной практике.
Главная проблема, с которой сталкивается на своём жизненном пути любая фирма (производственная, торговая или финансовая) — это реализация товаров и услуг, побуждающая каждого хозяйствующего субъекта разрабатывать и использовать стратегию диверсификации либо своего предприятия, либо рынка, либо ту и другую одновременно.
В постиндустриальной экономике «незанятый» рынок — явление долговременное, и каждая фирма стоит перед проблемой реализации товаров, что на практике означает резкое повышение уровня конкуренции между производителями одного и того же товара или услуги, борьбу за покупателей как носителей платёжеспособного спроса. Поэтому, на наш взгляд, именно в контексте конкурентных преимуществ, и следует рассматривать диверсификацию производства в современных рыночных условиях.
Сравнительный анализ различных трактовок диверсификации как научного понятия требует обращения к хозяйственной практике, выявить организационно-экономические виды диверсификации производства и охарактеризовать стратегии фирм, нацеленные на ее эффективное обеспечение.
Литература
1. Авилов В. Холдинги как реальность нашей экономики // Российский экономический журнал. - 2009. - №2. -С. 23-29.
2. Алимова Т. Диверсификация деятельности малых предприятий // Вопросы экономики. - 2007. - № 6. - 17-23 с.
3. Глазьев С. Об очередной правительственной среднесрочной программе и не только о ней // Российский экономический журнал. - 2003. - №3. - С. 3-24.
4. Доклад Минэкономразвития РФ. Диверсификация российской экономики: современные проблемы и задачи // Вопросы экономики. - 2007. - №12. - С. 9-18.
5. Драгилев М.С., Мохов НИ. Ленинский анализ монополистическою капи-
тала и современность. - М., 1970. -С.487.
6. Зенович Е. С. Стратегии диверсификации предприятий. - М., 2009. -354 с.
7. Коноплицкий В., Филина А. Это
- бизнес. - М.: «Альтернрес», 2006. -231 с.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.М. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х гг. / Пер с англ. 2-е ипд. -М.: Республика, 1992. т.1. - 399 с.; - т.2.
- 400 с.
9. Мэнкью Н.Г. Принципы экономике. / 2-е изд., сокращ. - СПб.: Питер, 2001. - 496 с.
10. Многолет Н.И. США: промышленные концерны. - М., 1976. - 361 с.
11. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. - Москва-Новосибирск,
- 459 с.
12. Немченко Г. Диверсификация производства: цели и направления деятельности // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - №1. -С. 8291.
13. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. - М.: ИНФРА-М., 2008. - 633 с.
14. ОлейникА. Институциональная экономика. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 416 с.
15. Полунина Г.В. Межотраслевые концерны в системе современного капитализма. - М.: Мысль, 2003. - 276 с.
16. Разумов И. В. Инвестиционная привлекательность региональных предприятий // Вестник Ярославского регионального отделения РАЕН. 2007. - Т. 1.
- № 1. - С. 46-51.
17. Разумов И. В. Эмпирическое исследование теоретических моделей инвестиционного поведения предприятий // Экономический вестник Ярославского университета. 2006. - № 15. - С. 2643.
18. Разумов И. В. Сетевая модель инвестирования инновационной реконструкции производства // Экономический вестник Ярославского университета. 2007. - № 17. - С. 22-37.
19. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Развитие промышленности на основе диверсификации. -М.: ИНФРА-М., 2008. - 346 с.
20. Теоретическая экономика. Политэкономия / Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. - М.: Рынки и Биржи, ЮНИТИ, 1997. - С.391.
21. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия В 4-х тт. М.: Советская энциклопедия, 1972. - Т. 1. -673 с.
22. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмален-зир. Экономика. Economics. - ДЕЛО, Лтд, 1995. - C.351.
23. Яновский А. Маркетинг: Методы, формы, исследования // Маркетинг.
- 2007. - №5. - C. 76-82.
References
1. Avilov IN. Holdings as the reality of our economy // Russian economic journal. - 2009. - no. 2. - P. 23-29.
2. Alimova T. Diversification of the activities of small companies // Economy questions. - 2007. - № 6. - 17-23 p.
3. Glazyev With. About the next government ' s medium- term program and not only on it // Russian economic journal. -2003. - №3. - P. 3-24.
4. Report Of The Ministry Of Economic Development OF THE RUSSIAN FEDERATION. Diversification of the russian economy: current problems and challenges // Questions of economy. - 2007. - №12.
- P. 9-18.
5. Dragilev M.S., Mokhov NO. Lenin 's analysis монополистическою capital and modernity. - M., 1970. - P.487.
6. Zenovich E. WITH. Strategy of diversification of small enterprises. - M., 2009. -354 p.
7. Konoplitsky IN., Eagle Owl AND. It is a business. - M.: SMES "A^brepHpec", 2006. - 231 p.
8. McConnell K.R., Fyr S.M. Economics: Principles, problems and policies: V 2-kh gg. / Transl. from engl. 2-nd ila. - M.: Republic, 1992. vol. 1. - 399 with.; - vol.2. -400 p.
9. Mencij N.G. Principles of economics. / 2-e izd., condensed. - Spb.: Piter, 2001. - 496 p.
10. Multiple Season N.I. USA: industrial concerns. - M., 1976. - 361 p.
11. Bridge E.B. Fundamentals of economic theory. - Moscow- Novosibirsk, -459 p.
12. Nemchenko G. Diversification of the production: the goals and directions of activity // Problems of theory and practice of management. - 1998. - No. 1. - P. 8291.
13. Nureev R.M. Course of microeconomics. - M.: INFRA-M., 2008. - 633 p.
14. Oleynik. Institutional economics. -M.: INFRA-M, 2000. - 416 p.
15. Polunin, G.V. The cross- sectoral concerns in the system of modern capitalism. - M.: Thought, 2003. - 276 p.
16. Razumov I.V. Investment attractiveness of regional companies // Vestnik
Of the yaroslavl regional branch of the RUSSIAN ACADEMY OF NATURAL SCIENCES. 2007. - T. 1. - no. 1. - P. 46-51.
17. Razumov I.V. An empirical study of theoretical models of investment behavior of enterprises // Economic bulletin Of the yaroslavl university. 2006. - No. 15.
- P. 26-43.
18. Razumov I.V. The network model of investment of innovation reconstruction of production // Economic bulletin Of the yaroslavl university. 2007. - No. 17.
- P. 22-37.
19. Rajzberg B.A., Lozovskiy L.SH., Starodubtseva E.B. The development of industry on the basis of diversification. -M.: INFRA-M., 2008. - 346 p.
20. Theoretical economics. Political economy / Pod red. G.P. Zhuravleva, N.N. Milchakova N.N. - M.: Markets and Exchange, UNITY, 1997. - P.391.
21.Economic encyclopedia. Political economy In 4 vols. M.: Sovetskaya en-tsiklopediya, 1972. - T. 1. - 673 p.
22. Fischer S., Survey R., Shmalinzer. Economy. Economics. - BUSINESS, Ltd, 1995. - P.351.
23. Yanovsky A. Marketing: Methods, forms, research / /Marketing. - 2007.
- №5. 76-82 p.