Научная статья на тему 'Диверсификация источников топлива как фактор обеспечения национальных интересов стран-импортеров и стран-экспортеров топливно-энергетических ресурсов на мировом рынке'

Диверсификация источников топлива как фактор обеспечения национальных интересов стран-импортеров и стран-экспортеров топливно-энергетических ресурсов на мировом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
686
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ И УГРОЗЫ / АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесных Ю. Г.

В статье рассмотрены основные риски и угрозы надежному и эффективному энергоснабжению, с которыми сталкиваются экспортеры и импортеры топливно-энергетических ресурсов в современных условиях. Проанализированы возможности использования альтернативного топлива для диверсификации рисков на глобальном энергетическом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсификация источников топлива как фактор обеспечения национальных интересов стран-импортеров и стран-экспортеров топливно-энергетических ресурсов на мировом рынке»

УДК 33.338

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТОПЛИВА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТРАН-ИМПОРТЕРОВ И СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА МИРОВОМ РыНКЕ

Ю. Г. ЛЕСНЫХ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: lesnih-u@mail. ru

Ставропольский государственный университет

В статье рассмотрены основные риски и угрозы надежному и эффективному энергоснабжению, с которыми сталкиваются экспортеры и импортеры топливно-энергетических ресурсов в современныхусловиях. Проанализированы возможности использования альтернативного топлива для диверсификации рисков на глобальном энергетическом рынке.

Ключевые слова: энергетический рынок, энергетическая безопасность, риски и угрозы, альтернативное топливо.

Энергетические ресурсы имеют важное значение для экономического развития любого современного государства, однако основная их часть сконцентрирована лишь в некоторых странах, что влечет за собой превращение этих ресурсов в важный элемент международной политики в условиях межстрановых диспропорций.

Государства, обладающие избыточными энергоресурсами, имеют возможность укреплять свою мощь за счет финансовых ресурсов, поступающих от продажи углеводородов, в том числе на экспорт, а также использовать политико-экономическое влияние на мировой арене, обусловленное энергетическим фактором.

Страны, лишенные такого ресурсного потенциала, зависят от уровня мировых цен на нефть и газ. В результате при проведении внешней

политики и формировании внутренней социально-экономической политики они вынуждены учитывать и угрозу эмбарго стран-экспортеров. Состояние мирового рынка нефти и газа также влияет на политику государств, предоставляющих транспортные коридоры для экспорта. Это обуславливает тот факт, что транзитные государства имеют возможность не только обеспечивать себе дополнительные бюджетные поступления, но и оказывать влияние на потребителей и производителей углеводородов.

Несмотря на то, что в современных условиях потребности экономики в основном обеспечиваются за счет традиционных источников, роль альтернативных источников топлива и энергии возрастает, и не только для импортеров, но и для экспортеров топлива. Частично причины этого совпадают, а частично — разнятся кардинально. Рассмотрим причинно-следственные связи и технико-экономические предпосылки внедрения возобновляемых источников энергии в экономики различных стран.

Перспективы использования альтернативного топлива странами-экспортерами определяются следующими факторами:

1) часть секторов экономики можно перевести на альтернативные виды топлива, однако на данный момент технологии их получения недостаточ-

- 57

но эффективны, чтобы использовать их в промышленном масштабе повсеместно. Кроме того, нефть и нефтепродукты в долгосрочной перспективе останутся ключевым топливом для транспорта и некоторых других секторов экономики;

2) необходимо активизировать внедрение альтернативного топлива в хозяйственную деятельность стран, у которых значительная часть месторождений углеводородов находится на завершающей стадии добычи (как в России). Это станет источником удовлетворения внутреннего спроса на топливо и энергию как со стороны домашних хозяйств, так и со стороны промышленности;

3) высокий удельный вес собственных альтернативных источников энергии в топливном балансе будет способствовать повышению уровня независимости внешней политики (которая характеризуется высокой энергетической составляющей);

4) необходимость обеспечения экологической составляющей энергетической безопасности;

5) при производстве топлива из зерновых культур необходимо энергетическую стратегию привести в баланс с политикой обеспечения продовольственной безопасности (эффективное использование посевных площадей) и др.

Если говорить об импортерах, то их мотивация к активизации использования возобновляемых источников энергии имеет свою специфику.

Исторически импортерам необходимо быть более осмотрительными при позиционировании себя на мировой экономической и политической арене.

В октябре 1973 г. арабские страны-экспортеры нефти, протестуя против поддержки Израиля, приняли беспрецедентное решение о введении «нефтяного бойкота» против ряда государств, сочувствующих или сотрудничавших с Израилем. Данное «эмбарго» выражалось в сокращении или прекращении поставок нефти в соответствующие страны. В результате добыча нефти стала сокращаться на 5 % ежемесячно, что повлекло рост цен на 70 %. В последующие два месяца цена на нефть выросла в 4 раза по сравнению с нормальным (докризисным) уровнем.

Арабские экспортеры бойкотировали поставки нефти в США, Португалию и Нидерланды, Родезию и Южную Африку из-за их расистских режимов. В список «сочувствующих» попали также другие государства Западной Европы и Япония. Перед угрозой «нефтяного эмбарго» Токио, Париж и Бонн сделали политические заявления в поддержку позиции арабских стран в ближневосточном урегулировании и косвенно осудили политику Израиля.

58 -

Рост цен на нефть изменил всю мировую экономическую ситуацию, больно ударив по Японии, некоторым европейским государствам и по странам Азии и Африки, не имевшим запасов энергоресурсов.

С середины 1970-х гг. страны-импортеры для обеспечения своей энергетической безопасности стали отдавать приоритет:

• энергосберегающим технологиям;

• диверсификации источников поставок;

• укреплению отношений с государствами-поставщиками путем проведения соответствующей согласованной с интересами экспортеров внешней политики.

Последнее, прежде всего, проявилось в позициях стран Европейского Союза (ЕС) и Японии в отношении государств Ближнего Востока и Северной Африки, так как, например, по состоянию на начало 2000-х гг. доля стран Ближнего Востока в импорте нефти странами ЕС составила 24,6 %, Африки — 20 %, Восточной Европы (главным образом России) — 27,5 %, Норвегии — 19,95 % [9].

Так, при проведении примирительной политики в арабо-израильском конфликте страны ЕС и Япония выступали за создание Палестинского государства, оказывали (наряду с США) финансовую помощь Палестинской национальной автономии в развитии инфраструктуры. Они осуждали и палестинский террор, и ответные силовые действия Израиля, но не прибегали при этом к санкциям. Эти подходы к ближневосточным проблемам и по настоящее время характерны для политики стран-импортеров.

В этом смысле Соединенные Штаты Америки обладают наибольшей свободой маневра в проведении экономической и политической линии на международной арене в энергетических регионах. Это объясняется тем, что, располагая достаточными собственными запасами углеводородов, США на протяжении многих лет придерживаются стратегии формирования системы партнерских отношений с рядом политически надежных стран-экспортеров. Эта система диверсифицирована географически.

По прогнозам экспертов, к 2040 г. глобальный спрос на энергию возрастет более чем на 50 % [7]. В условиях закрепленного к настоящему моменту геополитическому распределению традиционных ресурсов на первый план выходит задача исследования других возможностей энергогенерации: солнечной, геотермальной, приливной, волновой энергии, энергии ветра, биомассы, малых рек, энергии океана.

Традиционно в развитии топливно-энергетического комплекса существовала закономерность:

инвестиции направлялись в те области энергетики, которые обеспечивали достаточно быстрый экономический эффект. Связанные с этим социальные и экологические последствия рассматривались лишь как сопутствующие. Поэтому возобновляемые источники энергии (ВИЭ) рассматривались как энергоресурсы будущего, спрос на которые возникнет при исчерпании традиционных или в случае отрицательной экономической эффективности добычи углеводородов.

Толчком к массовому внедрению альтернативной энергетики стал нефтяной кризис 1970-х гг., повлекший появление специальных государственных программ.

По объему производимой энергии на основе возобновляемых источников энергии Россия значительно (на 10—15 лет) отстает от многих стран, как индустриально развитых (США, Германия), так и развивающихся (Индия, Китай). В то же время данная сфера отечественного топливно-энергетического комплекса достаточно перспективна: ее экономический потенциал составляет 275 млн т условного топлива (т у. т.), а технически достижимый — 4600 млн т условного топлива. Географически эти запасы распределены по территории России более равномерно, чем запасы углеводородного сырья, что позволяет решать задачу самообеспеченности регионов и их энергетической безопасности.

Самыми дорогостоящими в настоящее время являются фотоэлектрические станции, использующие энергию солнца, самыми дешевыми — топливные. Среднее положение между ними занимают: гидрогенерация, ветровые, приливные и геотермальные источники. Однако на данном историческом этапе, чем выше стоимость технологии, тем интенсивнее идет ее развитие [6].

Для сравнения, затраты на строительство возобновляемых источников энергии составляют:

• ветровых электростанций большой мощности (десятки — сотни МВт) — 1 300—1 600 долл. /кВт;

• солнечных станций теплоснабжения (с плоскими солнечными коллекторами) — 150—170 долл. /кВт;

• солнечных электростанций (СЭС) с фотоэлектрическими преобразователями — 5 000—7 000 долл. /кВт;

• с использованием концентрации солнечного излучения и одновременной выработкой электричества и тепла — 1 000—1 200 долл. /кВт. Следует отметить, что при несколько больших

капитальных вложениях в сравнении с тепловыми

электростанциями, электрическая и тепловая энергия при использовании ВИЭ получается дешевле из-за отсутствия затрат на топливо, которые на традиционных ТЭС доходят до 60—70 % в составе эксплуатационных издержек, определяющих себестоимость [10].

Создание солнечных станций для получения электроэнергии сейчас еще относительно дорого. Но солнечная электроэнергетика совершенствуется быстрыми темпами, и стоимость строительства этих станций за последние 15 лет снизилась в 5 раз. Разрабатываются новые технологии, и в ближайшие 5—7 лет ожидается снижение стоимости солнечной энергии еще в 2—4 раза. Тогда их применение станет выгодным повсеместно. В настоящее время солнечные электростанции эффективно используются только в отдаленных районах для замены дизельных генераторов с дорогостоящим завозом топлива.

В настоящее время средняя мощность ветряных электроустановок составляет около 4 мВт, в ближайшие годы должна дойти до 10 мВт. В Европе возобновляемые источники уже занимают около 30 % мощностей.

Бюджет российской экономики на 2009— 2011 гг. по-прежнему базируется на нефтедолларовых доходах, несмотря на заявления Правительства РФ о необходимости перехода на инновационный путь развития страны. Поэтому важно решать задачи, связанные с использованием возобновляемых источников энергии, для чего в стране есть все необходимые предпосылки и конкурентные преимущества.

Наращивание объемов рынка ВИЭ предполагает осуществление новаций на уровне отдельных индивидов, организаций, а затем экономической системы в целом. Увеличение мощностей на каждом из этих уровней — это дискретные элементы общего процесса внедрения инноваций в отечественный топливно-энергетический комплекс.

Экономический потенциал возобновляемых источников энергии на территории России, выраженный в тоннах условного топлива, составляет 30 % от объема потребления топливно-энергетических ресурсов. По видам источников он распределен следующим образом (всего — 270 млн т у. т.) [2]: энергия Солнца — 12,5 млн т у. т.; энергия ветра — 10 млн т у. т.; тепло Земли — 115 млн т у. т.; энергия биомассы — 35 млн т у. т.; энергия малых рек — 65 млн т у. т.; энергия низкопотенциальных источников тепла — 31,5 млн т у. т.

- 59

Прогноз доли возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии в России в 2015 и 2020 гг., млрд кВт • ч

Источники энергии 2015 г. 2020 г.

Производство электроэнергии, всего... 1 080 1 175

В том числе на базе ВИЭ, всего. 15 24

Из них:

малые и микро ГЭС 5,7 8,0

тепловые станции на биомассе и отходах 6,3 11

геотермальные электростанции 2,0 3,0

ветростанции 1,0 2,0

прочие (фотоэл., прилив., волн. и т. д.) 0,02 0,03

Доля ВИЭ в производстве электроэнергии, % 1,4 2,0

Источник: [3, 4, 5, 8].

Это обеспечит возможность решения энергетических, социальных и экологических проблем в будущем.

Согласно заявленным Правительством РФ планам, к 2010 г. должен был быть осуществленным ввод в эксплуатацию около 1 000 мВт электрических и 1 200 мВт тепловых мощностей на базе возобновляемых источников энергии при соответствующей государственной поддержке. В перспективе эти цифры должны только возрастать (см. таблицу).

Степень обеспеченности регионов собственными топливно-энергетическими ресурсами является одним из основных показателей их восприимчивости к угрозам энергетической безопасности. Освоение и использование местных энергетических ресурсов (гидроэнергетика малых рек, торф, небольшие месторождения углеводородных топлив и др.), а также использование других, в первую очередь возобновляемых, энергетических ресурсов (солнечная, ветровая, геотермальная энергия, энергия биомассы) позволит обеспечить энергетическую независимость многих субъектов Федерации.

Сейчас в силу территориальных особенностей России обеспечение автономных потребителей топливом и энергией в отдаленных районах представляет серьезную экономическую и технологическую проблему (это 70 % территории и 10 % населения страны). Особенно остро она стоит в регионах Севера и Дальнего Востока с их ежегодным высокозатратным дотационным «северным завозом».

Успешным примером использования возобновляемых источников энергии в арктической зоне России является ветроэлектростанция мощностью 2,5 МВт в Чукотском автономном округе. По мнению экспертов, только реализация планов по доведению мощностей ветроустановок до 100—110 МВт в прибрежных арктических районах позволит

сократить завоз дизельного топлива на 130 тыс. т в год, примерно вдвое уменьшив себестоимость электроэнергии [11].

Именно возобновляемые источники энергии должны стать основой для перехода к экологически чистой энергетике будущего. Поэтому 4 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России».

В частности, в Федеральный закон № 250-ФЗ вошли основные положения законопроекта о возобновляемой энергетике, который готовился РАО «ЕЭС России» (ОАО «ГидроОГК»). Так, теперь стоимость подключения генераторов возобновляемых источников энергии к сетям будет компенсироваться из специального федерального фонда поддержки ВИЭ. Также предусматривается введение специальных надбавок (премий) к рыночному тарифу, которые будут выплачиваться генераторам электроэнергии, работающим от возобновляемых источников мощностью менее 25 МВт.

Предусмотрено введение системы «зеленых» сертификатов, подтверждающих происхождение и объемы производства «чистой» энергии и являющихся основанием для получения надбавок к тарифу. Также дается возможность первоочередного подключения генераторов ВИЭ к сетям.

Многие законодательные новации 2010 г. касались вопросов энергоэффективности. При этом ставилась задача согласовать федеральные целевые программы, региональные, отраслевые и ведомственные программы повышения энергоэффективности с учетом выполнения международных обязательств государства в сфере энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива (Киотский протокол, решения «Группы восьми»,

«Энергодиалог Россия — Евросоюз» и др.). Были также предусмотрены бюджетные ассигнования, направляемые для поддержки и стимулирования реализации проектов, направленных на использование возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий.

Эти меры в сочетании с другими шагами (например, решением вопросов с техническими регламентами, регулирующими развитие и внедрение ВИЭ) в перспективе позволят создать отрасль альтернативной энергетики, добиться снижения зависимости национальной экономики от цен на невозобновляемые ресурсы, улучшить экологическую обстановку и, что немаловажно, зарабатывать на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции и инженерных решений.

Особую роль в государственной политике в данной сфере должна играть поддержка фундаментальной и отраслевой науки.

Кроме законодательного барьера существует ряд экономических осложнений, препятствующих развитию «экологически чистой» энергетики России:

• существенный износ основных фондов;

• острая нехватка инвестиций в отрасли;

• сохраняющаяся проблема неплатежей (как со стороны потребителей, так и самих энергокомпаний);

• неэффективная тарифная политика, ведущая как к занижению финансовых показателей (ценообразование по принципу «издержки плюс»), так и к реальной убыточности ряда компаний;

• недостаток внутреннего и зарубежного инвестиционного капитала: российские компании, которые заинтересованы в развитии использования ВИЭ, имеют ограниченные собственные финансовые ресурсы и недостаточный доступ к средствам финансирования инвестиционных проектов по использованию ВИЭ;

• недостаток долговременных кредитов на доступных условиях, что осложняется глобальным финансовым кризисом;

• высокая стоимость специального оборудования;

• отсутствие федеральных механизмов финансирования и софинансирования, которые необходимы, учитывая техническую сложность, высокий уровень риска и длительность реализации проектов по развитию использования ВИЭ.

Для повышения экономической эффективности работы энергетических компаний России

следует активно внедрять опыт зарубежных рынков, где успешно обращаются такие финансовые инструменты, как «зеленый сертификат».

Зеленый сертификат определяется как документ, подтверждающий факт производства определенного количества энергии из возобновляемого источника, и с учетом формирования международных рынков может быть использован в России и (или) за ее пределами непосредственно или будучи конвертированным:

• для отслеживания производства, поставки и потребления возобновляемой энергии;

• в качестве гарантии происхождения энергии из возобновляемого источника;

• в целях раскрытия информации о характере произведенной, поставленной или потребленной энергии;

• для подтверждения права на поддержку производителей, поставщиков или потребителей информации в рамках схем обязательной поддержки возобновляемой энергетики;

• для получения налоговых льгот;

• как комплементарный товар, продаваемый совместно с физической энергией;

• как производный финансовый инструмент на добровольных и регулируемых рынках;

• в качестве платежного средства при трансфере технологий;

• в рамках целевых программ покупки зеленых сертификатов для компенсации затрат производителей, поставщиков или потребителей возобновляемой энергии;

• для оценки эффективности использования возобновляемой энергии;

• как источник достоверной информации о сокращении выбросов парниковых газов [1]. Классическая схема использования зеленых

сертификатов связана с системами квотирования (или схожими концепциями), когда участники рынка принимают на себя официальные обязательства в области производства, передачи и потребления энергии, генерируемой на базе возобновляемых источников энергии, для достижения определенных целевых показателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сертификаты служат доказательством выполнения обязательств. В противном случае уплачивается штраф или возникает обязательство покупки сертификатов в объеме, покрывающем недовыполнение. Отсутствие необходимых сертификатов влечет за собой уплату выкупа, обычно превышающего сумму штрафа.

Эта схема напоминает «Киотскую», но является самостоятельной, так как между зелеными

- 61

сертификатами и углеродными кредитами имеются существенные различия.

Киотский протокол — это глобальное соглашение с глобальной гармонизацией, в то время как зеленая сертификация обычно регулируется национальным законодательством с очень небольшим согласованием на международном уровне, и здесь не требуется определения «базовой линии».

Зеленые сертификаты дают сведения о факте производства энергии от ВИЭ, когда количество произведенной энергии может быть считано непосредственно со счетчика. Количество выбросов парниковых газов, как правило, не регистрируется непосредственно, а определяется аналитическими методами. Кроме того, зеленые сертификаты отражают экологический, стратегический и социальный эффекты иначе, чем аналогичные документы, сопровождающие выбросы парниковых газов. И это можно увидеть из приведенного ранее списка возможностей использования зеленых сертификатов.

Другая схема, получившая признание, связана с системой налоговых льгот. В этом случае потребление энергии, произведенной не на базе возобновляемых источников, облагается налогом, либо имеются налоговые льготы для возобновляемой энергетики.

Принятие решения по освобождению от налога основывается на факте изъятия соответствующих зеленых сертификатов из обращения (их погашения). Зеленые сертификаты могут предъявляться и для обоснования претензий на специальный закупочный тариф или надбавку к рыночной цене на возобновляемую энергию. Особенность данной и ранее перечисленных схем — возможность купли-продажи сертификатов вплоть до их погашения.

Таким образом, необходимость диверсификации рисков на энергетическом рынке путем максимального внедрения возобновляемых (альтернативных) источников энергии необходимо как странам-экспортерам, так и импортерам. Причины тому находятся в различных плоскостях, но охватывают все жизненно важные интересы современного государства: начиная от политических, переходя к

экономическим и заканчивая экологическими. И этот факт определяет не только актуальность данной проблемы, но и необходимость активизации усилий по переходу России на инновационный путь развития экономики и энергетики в частности.

Список литературы

1. Зерчанинова И. Механизм «зеленых» сертификатов. М., 2007.

2. Макушин М. Есть ли место солнцу в российской энергетике? // «Экономика + бизнес». 2007.

3. Об Энергетической стратегии России: постановление Правительства РФ от 13.10.1995 № 1006 // Консультант Плюс. URL: www. consultant. ra.

4. Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года: Указ Президента РФ от 07.05.1995 № 472 // Консультант Плюс. URL: www. consultant. ra.

5. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года // Прил. к обществ. -дел. журн. «Энергетическая политика». М.: ГУ ИЭС, 2001.

6. Переломова Ю. Энергопрогноз. Ученые не знают, какой будет энергетика будущего // Восточно-Сибирская правда, 2007. Энергетический прогноз (специальный выпуск).

7. Российская энергетика: в поисках альтернативы. 2008 // Электронная версия газеты «Эксперт». URL: www. expert. ra.

8. Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002—2005 годы и на перспективу до 2010 года: постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 796 (с изм. от 29 декабря 2001 г.) // Консультант Плюс. URL: www. consultant. ru.

9. Regional Indicators: European Union (EU). Country Analysis Briefs / US Energy Information Administration. December 2003. URL: http://www. eia. doe. gov.

10. URL: http://www. intersolar. ru/moscow/ publications/russia/green_certification. html.

11. URL: http://baltfriends. ru/rus/publ/renwr/ index. htm.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.