УДК 658:677
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В МОНОГОРОДЕ
А.Н. Павлова
Северодвинский филиал РАНХи ГС при президенте РФ (Архангельская область)
Статья посвящена диверсификации деятельности вузов, расположенных в моногородах. В ней определена целевая аудитория и виды образовательных услуг, предоставляемых населению.
Ключевые слова: моногород, образовательные услуги, целевая аудитория, дополнительное образование, повышение квалификации.
Значение образовательных услуг в социально-экономическом пространстве моногородов невозможно переоценить. Падение производства на градообразующих предприятиях привело к снижению качества жизни и имущественному расслоению не только среди персонала предприятия, но и среди населения всего города, занятого в сферах, так или иначе обслуживающих это предприятие.
Важнейшим компонентом социально-экономического развития малых и средних моногородов, является деятельность на их территории филиалов высших учебных заведений.
«В условиях высокой мобильности выпускники школ последних лет при выборе вуза смотрят в направлении федерального и региональных центров. В этом случае у органов местного самоуправления и работодателей уже на сегодняшний день должны отсутствовать какие либо иллюзии по поводу их последующего возвращения [8]. В современных условиях уже присутствует единодушное понимание того, что реальный вклад в социально-экономическое развитие территории будут вносить специалисты, получившие образование в местных учебных заведениях».
«Десант необходимого количества специалистов из Санкт-Петербурга или Москвы, во-первых, потребует больших вложений, а во-вторых будет не так заинтересован в развитии местных произ-
водств, как специалист, подготовленный местными филиалами вузов» [4].
Диверсификация образовательной деятельности вузов в пространстве провинциальных городов позволяет: проводить подготовку и переподготовку квалифицированных специалистов; распространять знания среди населения и повышать, таким образом, в моногородах уровень образования всего населения и потенциал трудовых ресурсов градообразующих предприятий.
Анализ различных источников, проведенный автором, позволил выявить целевую аудиторию потребителей рынка образовательных услуг в моногороде.
Первым и основным направлением деятельности региональных вузов является реализация программы высшего профессионального образования. К особенностям, касающимся подготовки специалистов в условиях именно моногорода, можно отнести влияние на выбор при определении будущей специальности у абитуриентов повседневного опыта общения с неформальными общностями и популярностью специальности, а не рациональным выбором будущей профессии и сферы трудовой деятельности.
Вторым, сопутствующим направлением деятельности вуза по предоставлению образовательных услуг, является реализация программ дополнительного профессионального образования для студенческой молодежи.
Опыт работы Нижнекамского института информационных технологий и телекоммуникаций Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева города Нижнекамска (мо-нопрофильном центре нефтехимической промышленности республики Татарстан) показывает, что студенты параллельно с овладением специальностью, могут обучаться в стенах вуза рабочим профессиям, востребованным на рынке труда моногорода. Это направление выделим в качестве третьего
На сегодняшний день на плечи трудового населения моногородов, к условиям глобального социально- экономического кризиса накладывается системный кризис моногородов и, таким образом, проблема дефицита рабочих мест возникает как у тех, кто уже давно на рынке рабочей силы, так и у выпускников образовательных учреждений [5]. А поскольку самозанятость в предпринимательской деятельности является одним из направлений диверсификации производства моногородов, развития их инфраструктуры и снятия напряжения на рынке труда, будем рассматривать предоставление образовательных услуг представителям малого и среднего бизнеса как третье направление деятельности вузов моногородов.
Одним из недостатков, как показали результаты мониторинга потенциала развития малого бизнеса в моногородах, является недостаток необходимых знаний и умений для эффективной предпринимательской деятельности у начинающих предпринимателей, поскольку качество рабочей силы на малых предприятиях становится важным фактором развития экономики.
Подчеркнем, что развитие системы дополнительного образования в сфере предпринимательской деятельности отвечает интересам всех сторон - органов власти, деловых кругов, общественности
- и является адекватным ответом на из-
менившиеся потребности социально-экономического развития городов.
Заметим, что по данным исследований [2], рост ранней предпринимательской активности населения наблюдается только в том случае, если в предшествующем году уже были приняты меры по организации бизнес - образования индивидов, причем достаточно эффективные с точки зрения формирования его предпринимательской деятельности. Говоря о российском малом предпринимательстве [7], отметим следующие особенности в кадровой политике, отличающие их от зарубежных стран:
- сравнительно высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
- неразвитость информационных, конъюнктурных и обучающих услуг.
Анализ данной проблемы показал, что наибольшее беспокойство директоров по персоналу при принятии решения о вложении в обучение имеющихся трудовых ресурсов фирмы, вызывает:
- с одной стороны, недостаток профессиональных знаний, получаемых в его результате;
- с другой стороны, высокая стоимость подготовки и повышения квалификации кадров, не позволяющая оплачивать такие мероприятия из доходов предприятия.
Решение предпринимателя о необходимости инвестирования в трудовые ресурсы, зачастую имеет интуитивный характер, что сопряжено с неопределенностью и неоднозначностью результатов финансирования образовательных услуг. Принятие решений о направлении сотрудников фирмы на обучение / переобучение, в силу сложности формализации и специфики услуги, как правило, не основаны на эмпирических расчетах и моделях.
Хотя такие разработки существуют. Интерес представляет, например, работа
Филатовой Е.В. [6]. В многокритериальной экономико-математической модели представлены зависимости затрат на оплату труда и обучение персонала, объединенные в один показатель, по которым видно, что различия между инвестициями в персонал в зависимости от степени удовлетворения прибылью значимы. Аналогичные зависимости в ее работе представлены между удовлетворенностью уровнем роста продаж и инвестициями в персонал в зависимости от роста объема продаж.
Работодатели отмечают позитивное влияние реализации различных программ подготовки персонала: на снижение текучести наиболее способных специалистов, динамизм развития предприятия и расширение сети его контактов, улучшение положения предприятия на рынке капитала путем лучших и более разветвленных связей с потенциальными инвесторами. Развитие человеческого капитала - это развитие ценных для бизнеса качеств сотрудников, вложение в их способности и умения, которые в будущем должны обернуться ощутимым для компании бизнес - результатом. Следует отметить, что руководители наиболее конкурентоспособных малых предприятий осознают это обстоятельство и стремятся создать хорошую базу для развития и обучения персонала. На основе выше сказанного, выделим в качестве четвертого перспективного направления деятельности вузов предоставление образовательных и консультационных услуг предпринимателям.
Пятым направлением деятельности вузов моногородов по предоставлению образовательных услуг является профессиональная подготовка и переподготовка неработающего населения. В своей работе И.З. Гафиятов и Р.Р.Хайдаров возлагают большие надежды на программу переобучения безработных как меру, способствующую преодолению негативных последствий кризиса, поскольку она про-
тиводействует структурной безработице, особенно в завершающей фазе кризиса.
В качестве шестого направления деятельности вуза по предоставлению образовательных услуг в условиях моногорода выделим повышение квалификации управленческого персонала, поскольку на сегодняшний день большинство предприятий моногородов имеют неэффективного собственника или управляются неэффективно [1].
В качестве седьмого направления, возможна подготовка к аттестации рабочих специалистов на базе высших учебных заведений.
В современных условиях реформирования Министерства обороны необходимо учитывать в качестве седьмого направления по предоставлению образовательных услуг для обучения и переобучение бывших военнослужащих.
В качестве восьмого направления предоставления образовательных услуг вузами моногородов необходимо рассматривать повышение квалификации работников (инженерно технических и рабочих специальностей) самих градообразующих предприятий. Обучение и переобучение этой целевой аудитории должно вестись в направлении овладения компетенциями по модернизации устаревшего производства.
Все перечисленные образовательные услуги предоставляются на внебюджетной основе.
Сведем в таблицу 1 целевую аудиторию и потребляемые ей образовательные услуги по обучению и переобучению кадров моногорода.
Деятельность широкой сети филиалов вузов в малых и средних городах позволяет их жителям, отделенных от вузовских центров, получить высшее образование, проходить курсы повышения квалификации и переквалификации, и, как следствие, повышать качественный ресурс развития общественных отношений. Именно образовательная среда фи-
лиалов вузов может за короткое время образом, возможности конкретных насе-
преобразоваться под нужды развития ленных пунктов во многом определяются
конкретного города в конкретных соци- потенциалом растущего в них сектора
ально-экономических условиях. Таким образовательных услуг.
Таблица 1
Целевая аудитория рынка образовательных услуг моногорода
Образовательные услуги вуза Целевая аудитория
абитуриенты студенты представители малого и среднего бизнеса безработные управленческий персонал рабочие военнослу жащие инженерно технические работники градообразующих предприятий
1)программы высшего профессионального + + + + + + + +
образования
2)программы дополнительного профессио- + + + + + +
нального образования
3)обучение рабочим специальностям, востре-
бованным для конкретного градообразующего + + - + - + - -
предприятия
4)образовательные и консультационные услу-
ги в области предпринимательской деятельно- - + + + - + + -
сти
5)переподготовка по специальностям, востре- + + + +
бованным на рынке труда
6)курсы повышения квалификации - - + + + - + +
7)аттестация - - - - - + - +
Очевидно, что коллективы провинциальных вузов, находящихся в моногородах, не должны оставаться пассивными в сложившихся социально- экономических условиях глобального экономического и системного монопрофильного кризиса моногородов [3].
Решение поставленных перед вузами образовательных задач невозможно без реструктуризации, суть которой можно свести к процессам оптимизации образовательного пространства, внедрения маркетинговых технологий и рыночных механизмов управления на основе целе-достиженческой политики вузов в направлениях:
реализации исследовательских программ по приоритетным направлениям устойчивого развития моногорода;
- подготовки совместных проектов социально-экономического и культурного развития моногорода;
- развития в городе производств инновационного характера;
- создания центров повышения потенциала трудовых ресурсов;
- диверсификации деятельностью вуза за счет расширения направлений деятельности филиала (различных видов образовательных услуг);
- интеграции в образовательный процесс учебной, научной и производст-
венной деятельности в конкретных условиях моногорода.
- развертывания многопрофильных программ решения кадровых проблем моногородов;
- помощи в профессиональной ориентации нуждающихся в этом граждан;
- реализации модульных программ получения конкретных рабочих профессий;
- обеспечения подготовки дополнительного образования (подготовка менеджеров, способных управлять в интересах социально-экономического развития родного моногорода).
Таким образом, главным направлением при развертывании маркетинговой кампании филиалов высших ученых заведений в области диверсификации предоставления образовательных услуг населению моногородов должна стать организация общения и взаимодействия как можно большего количества заинтересованных сторон друг с другом. Работа организаторов обучения по планированию учебных курсов, определению содержания учебных программ, форм организации образовательного процесса должна строиться на следующих принципах:
- изучение особенностей (уровень образования, характер работы, сфера бизнеса и пр.) запросов конкретных потребителей и их сегментации;
- ориентация образовательных услуг на потребности клиентов;
- четкое соотнесение обучения с реальными проблемами предпринимательской деятельности; осуществление обратной связи.
Ключевая роль вузов, действующих на территории моногородов, должна от-
водиться обеспечению качества предоставляемых образовательных услуг за счет привлечения высококвалифицированных специалистов, преподавателей и консультантов, а также результативности обучения для решения конкретных проблем индивидуальных потребителей, коллективов градообразующих предприятий и социально-экономического развития всего города.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова А.Н., Ильченко А.Н. Основные проблемы и тенденции социально- экономического развития моногородов России // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. -Иваново, №3, 2010, с.8-13.
2. ГабелкоМ.В. Факторы самооценки населением собственной компетенции к предпринимательству в регионах России: 2006 - 2008 годы // Вопросы статистики №11 2009. с. 40-45.
3. Гафиятов И.З., Хайдаров P.P. Подготовка конкурентоспособного специалиста в монопро-фильном городе // Высшее образование сегодня №2, 2010, с. 28-30.
4. Тупицын А.Ю. // Интервью с членом правления Санкт-Петербургского фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» // Известия в Архангельске, 16.01.2002.
5. Филатова Е.В. Влияние инвестиций в человеческий капитал на малый бизнес // Вопросы статистики №7, 2009, с. 42-45.
6. Элефтерова М.П. Трудовая миграция в России: ее влияние на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда // Вопросы статистики №2, 2010, с. 49-52.
7. Russian Labor Flexibility Survery [Электронный ресурс] http://devbiz.narod.ru > home/kozloff...LaborDevRussia.pdf. Дата обращения 22.04.2011.
8. Salmi,J Leagua Tables as Policy Instrument: The Political Economy of Accountabliti in Tertiary Education / J. Salmi // Higher Education in the World, 2007 №2.
Рукопись поступила в редакцию 01.10.2011.
HIGHER SCHOOL ACTIVITY DIVERSIFICATION ON EDUCATIONAL SERVICES MARKET
IN MONOCITY
A. Pavlova
The article is devoted to the higher schools activity diversification in monocities. A special audience and the educational services forms given to the population are determined.
Keywords: monocity, educational services, special audience, additional education, training.