УДК 338.24 ББК 65.050.22
Д 64
Ю.А. Долгих
Соискатель кафедры экономики и управления Адыгейского государственного
университета, г. Майкоп. Тел.: (918) 488 00 88, e-mail: maju 8888 @ mail.ru.
Диверсификационные возможности бюджетно-дефицитного региона
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается ряд аспектов проблемы использования диверсификации экономики как одного из основных инструментов управления устойчивым и динамичным развитием бюджетно-дефицитных регионов в современных условиях. Особое внимание уделено факторам, определяющим диверсификационные возможности бюджетнодефицитных регионов Юга России.
Ключевые слова: бюджетно-дефицитный регион, диверсификация, структура,
структурные изменения, потенциал, стратегия, приоритеты.
Yu.A. Dolgikh
Applicant for Candidate’s degree of Economy and Management Department, Adyghe State
University, Maikop. Ph.:(918) 488 00 88, e-mail: maju 8888 @ mail.ru.
Diversification opportunities of the budgetary-deficit region
Abstract. The paper discusses a number of aspects of the use of economy diversification as a key tool for the management of sustainable and dynamic development of the budgetary -deficit regions in the current conditions. Particular attention is paid to the factors that determine the diversification opportunities of the budgetary-deficit regions in the South of Russia.
Keywords: budgetary-deficit region, diversification, structure, structural changes, potential, strategy, priorities.
Необходимость диверсификации экономики современных региональных систем обусловлена объективными потребностями субъектов хозяйствования в распределении рисков, обеспечении устойчивости функционирования и развития. Однако мировой и отечественный опыт не дает готовых управленческих решений по использованию многофункциональных возможностей этого инструмента. Применительно к каждому региону необходимо искать свой сценарий диверсификации, учитывая стартовые условия и механизмы, которые сложились в его экономике, а также особенности решаемых стратегических и текущих задач социально-экономического развития.
Следует отметить, что большинство авторов рассматривают диверсификацию как деятельность хозяйственных систем на микроуровне, т.е. в рамках предприятия, фирмы или группы компаний. При этом, как правило, диверсификация, рассматриваемая как базовая экономическая стратегия развития корпоративного капитала или производства, противопоставляется другим основополагающим экономическим стратегиям, включая специализацию, дифференциацию и концентрацию.
Очевидно, что понятие «диверсификация» является более многогранной экономической категорией, требующей научного определения не только на корпоративном уровне, но на всех уровнях хозяйственно-управленческой вертикали. Эта категория достаточно глубоко исследована на корпоративном уровне и макроуровне. В то же время на региональном и субрегиональном уровнях аспекты диверсификации, несомненно, требуют дальнейшей проработки.
Диверсификация экономики региона - это процесс, нацеленный на умножение количества различных бизнес-процессов, снижение хозяйственных рисков и гибкое использование всей совокупности ресурсов, находящихся в региональном хозяйственном пространстве. Ключевыми задачами диверсификации структуры российских регионов, встроенной в общий контекст структурного реформирования отечественной экономики, являются преодоление сложившейся ориентации экономики на экспорт сырья, модернизация технологического базиса промышленного производства, формирование эффективной по своим функциям и структуре модели региональной экономической системы, направленной на обеспечение адекватного вклада регионов в повышение общей конкурентоспособности национальной экономики.
Важным мотивом для активизации процессов диверсификации в бюджетнодефицитных регионах может служить необходимость осуществления прогрессивных структурных изменений и повышения устойчивости региональной экономики и, как следствие, - роста эффективности вовлеченных в хозяйственный процесс факторов производства. Применительно к хозяйственным системам указанных регионов диверсификация способствует решению следующих задач ее развития:
- формированию новых функций указанных систем, специфицированных применительно к задачам диверсификации экономики региона;
- защите от рисков и угроз, возникающих в пространстве интеграционного взаимодействия регионов;
- эффективному позиционированию бюджетно-дефицитных регионов в рамках экономики страны;
- формированию конкурентной среды в экономическом пространстве каждого региона;
- получению синергетического эффекта, обусловленного комбинированием различных элементов, формирующих потенциал развития хозяйственных систем бюджетнодефицитных регионов.
Эффективное управление процессом диверсификации в региональной хозяйственной системе предполагает определение ее места в экономике региона, четкое разграничение основных видов рисков и исследование структурных особенностей региональной экономики.
Целенаправленный процесс диверсификации экономики региона базируется на диверсификационном потенциале. Последний обусловлен сбалансированным и динамичным взаимодействием всех составляющих региональных подсистем, включая природногеографические, ресурсные, технологические, социально-экономические, кадровые, политические, экологические и прочие подсистемы. Чем выше диверсификационный потенциал региона, тем больше у него возможностей для гармоничного включения в общую структуру региональной экономики большого разнообразия производств из различных отраслей и видов деятельности, качественного расширения состава бизнес-процессов, в которые вовлечены соответствующие субъекты. Между тем, бюджетно-дефицитные регионы Юга России в современных условиях значительно отстают от соседних более развитых регионов по диверсификационным возможностям (табл.1).
Таблица 1
Факторы, определяющие диверсификационные возможности бюджетно-дефицитных и бюджетно-обеспеченных регионов Юга России, 2012 год [1]
Факторы Показатели Респуб- лики Края и област и
Ресурсный потенциал и уровень регионального производства Валовой региональный продукт, тыс. руб. на душу населения 86,5 176,6
Инвестиционная обеспеченность региона Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. на душу населения 30,3 72,8
Предпринимательский потенциал региона Оборот малого бизнеса региона, тыс. руб. на душу населения 38,9 109,4
Отставание бюджетно-дефицитных регионов Юга России от более развитых соседних регионов по диверсификационным возможностям экономики формируется под воздействием и некоторых других факторов, идентификация которых возможна с применением определенных групп показателей, включая инновационный потенциал, управленческий потенциал, инфраструктурный потенциал, кадровый потенциал, а также такие трудно формализуемые факторы, как системность и стратегическая ориентированность региональной и муниципальных администраций в регулировании диверсификационных процессов [2, 3].
Возрастание роли диверсификации экономики в динамичном социальноэкономическом развитии бюджетно-дефицитных регионов Юга России обусловлено различными обстоятельствами, важнейшими из которых являются следующие:
- потребность в совершенствовании структуры экономики регионов, основные характеристики которой сложились в условиях планово-директивной экономики;
- активизация процессов встраивания бюджетно-дефицитных регионов Юга России в мирохозяйственную систему и, как следствие, - рост интереса крупного капитала, в том числе и иностранного к их природно-ресурсному потенциалу;
- стратегическая ориентация бюджетно-дефицитных регионов Юга России на саморазвитие, предполагающее повышение их конкурентоспособности, обеспечение необходимых территориальных пропорций в региональной экономике, недопущение чрезмерной внутрирегиональной социально-экономической дифференциации.
Значительный вклад в активизацию диверсификационных процессов в экономике бюджетно-дефицитных регионов вносит предпринимательство [4].
Применительно к бюджетно-дефицитным регионам Юга России в современных условиях особо следует выделить роль малого и среднего предпринимательства, поскольку в преобладающей части территорий этих регионов бизнес представлен в основном малым и средним предпринимательством, несущим значительный инновационный потенциал.
В диверсификации экономики этих регионов исключительно важной составляющей является стимулирование и поддержка предпринимательской активности. Вследствие этого власти всех уровней объективно заинтересованы в постепенном устранении барьеров, сдерживающих предпринимательскую активность, включая упрощение получения разрешений на начало бизнеса; создание прозрачной и понятной системы таможенного регулирования и таможенного контроля, снижение вплоть до нуля таможенных ставок на ввоз технологического оборудования, упрощение таможенных процедур; либеральную систему валютного регулирования; создание эффективной производственной инфраструктуры с соответствующими транспортными и информационными коммуникациями, доступностью энергоресурсов; необременительную налоговую систему, стимулирующую инвестиционную активность, инновационную деятельность, расширение экспорта товаров.
В целом методические аспекты проблемы определения диверсификационных возможностей региона и обоснования приоритетных направлений их повышения еще недостаточно проработаны, поэтому в процессе управления важно остро чувствовать момент возможного перехода экономически допустимой грани свертывания старого производства и организации новых производств, так как экономические последствия подобных преобразований могут породить проблемы не только на микро- и мезо-, но и на макроэкономическом уровне, в частности, кризис перепроизводства продукции [5].
На практике существует довольно широкий арсенал инструментов, повышающих диверсификационные возможности экономики региона, которые во многом зависят от
реализуемой им стратегии социально-экономического развития. К наиболее востребованным инструментам следует отнести:
- диверсификационно-ориентированную стратегию социально-экономического развития региона;
- целевые среднесрочные программы развития региона и субрегиональных локализаций, включая муниципальные образования, в которых активизация процессов диверсификации экономики выделяется в качестве одной из ключевых задач;
- региональные и муниципальные среднесрочные программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
- субрегиональные кластеры в наиболее перспективных периферийных локализациях региона [6, 7].
Диверсификация экономики региона может иметь как позитивные, так и негативные последствия [8]. К позитивным последствиям можно отнести увеличение конкурентоспособности и устойчивости региональной экономики; улучшение качества человеческого капитала; создание эффективной системы управления регионом. В то же время серьезные издержки при освоении новых производственных направлений могут значительно уменьшить рентабельность капитала.
Примечания:
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 996 с.
2. Захарова Е.Н., Гурнович Т.Г., Долгиев М.М. Концептуальные основы обеспечения энергетической безопасности региона в условиях формирования инновационной экономики // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2012. Вып. 1. С. 4250.
3. Жуков Б.М., Дианова В.А. Идентификация ресурсного потенциала развития региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2012. Вып. 2. С. 68-77.
4. Маликов Р.И Проектирование эффективной предпринимательской среды: институциональный подход // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2011. № 5. С. 107-113.
5. Керашев А.А., Мокрушин А.А. Организационно-экономическая составляющая внутригрупповых взаиморасчетов в рамках вертикально-интегрированных корпоративных структур // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2009. Вып. 1. С. 40-47.
6. Тамов А.А. Методологические основы оценки стратегического потенциала региональных среднесрочных программ // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2009. Вып. 1. С. 54-58.
7. Жуков Б.М., Булатова О.В. Формирование системы эффективного управления субрегиональными экономическими локалитетами // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2011. Вып. 3. С. 59-66.
8. Попов Р.А. Системология регионального хозяйства: монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.
References:
1. Regions of Russia. Socio-economic indexes. 2012: statistical collection / Rosstat. M., 2012. 996 pp.
2. Zakharova E.N. Gurnovich T.G., Dolgiyev M.M. Conceptual bases to ensure energy security of the region in the conditions of formation of innovative economy // Bull. Adyghe State University. Economics. 2012 . No. 1. P. 42-50.
3. Zhukov B.M., Dianova VA. Identification of resource potential of the region development // Bull. Adyghe State University. Economics. 2012 . No. 2. P. 68-77.
4. Malikov R.I. Design of the effective business environment: institutional approach // Economy and Management: Scientific - Practical Journal. 2011 . No. 5. P. 107-113.
5. Kerashev A.A., Mokrushin A.A. Organizational and economic component of intra group mutual settlements within the vertically integrated corporate structures // Bull. Adyghe State University. Economics. 2009 . No. 1. P. 40-47.
6. Tamov A.A. Methodical bases of an assessment of strategic potential of regional medium-term programs // Bull. Adyghe State University. Economics. 2009 . No.1. P. 54-58.
7. Zhukov B.M., Bulatova O.V Formation of system of effective management by subregional economic localities // Bull. Adyghe State University. Economics. 2011 . No. 3. P. 5966.
8. Popov R.A. Systemology of regional economy: monograph. Rostov-on-Don: YuFU Publishing House, 2009.