Научная статья на тему 'Дисциплина "Русский язык и культура речи" как направление работы кафедры русского языка в современном образовательном пространстве высшей школы'

Дисциплина "Русский язык и культура речи" как направление работы кафедры русского языка в современном образовательном пространстве высшей школы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
928
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА РЕЧИ / МООК / ОНЛАЙН-ЛЕКЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ / ТЕСТЫ / RUSSIAN LANGUAGE / CULTURE OF SPEECH / MOOC / ONLINE LECTURES / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / PRACTICE-ORIENTED TEACHING / TESTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Басова Лариса Валерьевна, Почтарёва Ольга Викторовна

В представленной статье репрезентуется учебный курс «Русский язык и культура речи» как направление работы кафедры русского языка Тюменского государственного университета, обобщается опыт работы преподавателей в рамках данного курса; анализируется деятельность по улучшению качества преподавания дисциплины «Русский язык и культура русской речи» и популяризации изучения русского языка не только в университетской среде, но и за её пределами. Отмечается, что максимально приблизиться к коммуникативному идеалу специалиста любого профиля позволяет подготовка профессионально ориентированных заданий по русскому языку, а также включение в процесс обучения интерактивных форм работы. В статье представлены не только классические, но и инновационные образовательные технологии, использующиеся кафедрой русского языка в практике преподавания рассматриваемого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Басова Лариса Валерьевна, Почтарёва Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINE "THE RUSSIAN LANGUAGE AND THE CULTURE OF SPEECH" AS A DIRECTION OF WORK OF THE RUSSIAN LANGUAGE DEPARTMENT IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE OF THE HIGHER SCHOOL

In the presented article the training course «The Russian Language and the Culture of Speech» is presented as the direction of the work of the Department of the Russian Language of the Tyumen State University, the experience of teachers in this course is summarized; the the quality of the teaching of the discipline «The Russian Language and the Culture of Russian Speech» and the popularization of the study of the Russian language not only in the university environment but also abroad are analyzed. It is noted that professionally oriented assignments in the Russian language, as well as the inclusion of interactive forms of work in the educational process, make it possible to maximally approximate the communicative ideal of a specialist of any profile. The article presents not only classical, but also innovative educational technologies used by the Russian language Department in the practice of teaching this course.

Текст научной работы на тему «Дисциплина "Русский язык и культура речи" как направление работы кафедры русского языка в современном образовательном пространстве высшей школы»

УДК 378: 881.161.1

ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» КАК НАПРАВЛЕНИЕ

РАБОТЫ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Л.В. Басова, О.В. Почтарёва

Аннотация. В представленной статье репрезентуется учебный курс «Русский язык и культура речи» как направление работы кафедры русского языка Тюменского государственного университета, обобщается опыт работы преподавателей в рамках данного курса; анализируется деятельность по улучшению качества преподавания дисциплины «Русский язык и культура русской речи» и популяризации изучения русского языка не только в университетской среде, но и за её пределами. Отмечается, что максимально приблизиться к коммуникативному идеалу специалиста любого профиля позволяет подготовка профессионально ориентированных заданий по русскому языку, а также включение в процесс обучения интерактивных форм работы. В статье представлены не только классические, но и инновационные образовательные технологии, использующиеся кафедрой русского языка в практике преподавания рассматриваемого курса.

Ключевые слова: русский язык, культура речи, МООК, онлайн-лекции, инновационные технологии, практикоориентированное преподавание, тесты.

DISCIPLINE «THE RUSSIAN LANGUAGE AND THE CULTURE OF SPEECH»

AS A DIRECTION OF WORK OF THE RUSSIAN LANGUAGE DEPARTMENT

IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE OF THE HIGHER SCHOOL

L. Basova, O. Pochtareva

Abstract. In the presented article the training course «The Russian Language and the Culture of Speech» is presented as the direction of the work of the Department of the Russian Language of the Tyumen State University, the experience of teachers in this course is summarized; the the quality of the teaching of the discipline «The Russian Language and the Culture of Russian Speech» and the popularization of the study of the Russian language not only in the university environment but also abroad are analyzed. It is noted that professionally oriented assignments in the Russian language, as well as the inclusion of interactive forms of work in the educational process, make it possible to maximally approximate the communicative ideal of a specialist of any profile. The article presents not only classical, but also innovative educational technologies used by the Russian language Department in the practice of teaching this course.

Keywords: russian language, a culture of speech, MOOC, online lectures, innovative technologies, practice-oriented teaching, tests.

Согласно государственным образовательным стандартам, с 2000 года курс «Русский язык и культура речи» стал обязательным для студентов всех высших учебных заведений страны. Сегодня в Российской Федерации действует более 100 законодательных актов, касающихся русского языка как государственного (от Закона СССР «О языках народов СССР», принятого 24 апреля 1990, до Указа Президента «О Совете при Президенте РФ по русскому языку» от 09 июня 2014 года). Несмотря на «убедительную» правовую базу, вопрос о преподавании русского языка и культуры речи в вузе остается одним из актуальных. Так, на заседании Совета при Президенте 27 октября 2016 года министр образования РФ Ольга Васильева подчеркнула, что в ряде регионов предмет «Русский язык и культура речи» перешел в вариативную часть, невзирая на то, что является обязательным. И сегодня полемика об обязательности и/или необязательности данного курса не утихает (см., например, работы Т.Я. Анохиной [1, с.315],

Л.А. Ивановой, Л.А. Самохиной [7, с.185-186], Н.И. Колесниковой [8, с.119-120],

Я.А. Перепечиной [10] и др.).

Однако, вне всякого сомнения, курс «Русский язык и культура речи» направлен на решение одной из самых важных задач современного высшего образования -формирование коммуникативной компетенции обучающихся [19, с.315], ведь именно она во многом определяет успешность

профессиональной деятельности [15, с.52], а «постепенный исход речевых дисциплин из учебных планов специалистов и бакалавров» приводит к катастрофическому снижению «уровня речевой культуры общества, прежде всего молодого поколения» [4, с.1426]. По справедливому замечанию М.А. Семёновой, «снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки

на всех ступенях образования» [13, с.147]. Н.Т. Свидинская отмечает тот факт, что «формирование профессиональной компетенции будущих специалистов непосредственно связано с теми задачами, которые решаются в процессе изучения языковых дисциплин, т.к. обязательным компонентом профессиональной культуры специалиста ХХ1 века признается речевая культура» [12, с. 1538].

Преподавателями кафедры русского языка Тюменского государственного университета в рамках популяризации изучения русского языка и культуры речи ведётся активная образовательная, научно-методическая и просветительская работа.

На сегодняшний день по курсу «Русский язык и культура речи» ими создано более 60 учебно-методических комплексов, опубликовано 5 методических пособий; создан учебник «Русский язык и культура речи», выдержавший несколько переизданий. Несмотря на детальную разработанность курса, преподавателями кафедры регулярно дополняются и обновляются его материалы. В каждой методической программе, комплексе и методическом пособии по данному курсу, кроме базовых заданий по русскому языку и культуре речи, преподавателями кафедры разрабатываются учебные материалы, ориентированные на будущую профессиональную специфику студентов разных направлений подготовки. На наш взгляд, это важно. Аналогичной точки зрения придерживается Г.Г. Плотникова, утверждая, что в результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся «должен уметь реализовать свои коммуникативные намерения, используя средства русского языка при письменном и устном общении в тех сферах, которые связаны с будущей профессиональной деятельностью, а также владеть жанрами устной и письменной речи, которые необходимы для свободного общения в профессиональной среде» [11, с. 179]. Эта цель достигается благодаря использованию «принципов дозированной подачи материала, сознательной селекции изучаемых языковых фактов, адресованности, объяснительной, а не описательной направленности курса, четкой и последовательной замены негативного, отрицательного материала на позитивный, образцовый» [9, с.127].

Безусловно, студенты с большим интересом изучают «Русский язык и культуру речи», если материалы занятия ориентированы на их будущие профессиональные компетенции. Например, студент направления «Биология» должен получать на лекциях по русскому языку

не только основополагающие знания об орфоэпической, акцентологической,

лексической и других нормах литературного языка, но и узнавать на семинарах, что, например, глагол плодоносить в начальной форме следует произносить с ударением на гласный И, а в форме настоящего времени - на последний гласный О: плодоносит; бакалавр направления «Документоведение и

архивоведение» - учиться правильно произносить название своей специальности «Документационное (не документальное) обеспечение управления и архивоведение»; менеджер в сфере туризма не должен ошибаться при обозначении своей будущей туристической деятельности (К сожалению, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г. № 132 регламентируется туристская деятельность).

Ежегодно по направлению «Русский язык и культура речи» преподавателями кафедры проводятся студенческие внутривузовский и региональный этапы Всероссийской олимпиады «Интеллект» для студентов (далее - ВСО) неязыковых направлений. 13 лет (с 2003 по 2013 год и в 2015, 2016 годах) кафедра русского языка организовывала или принимала участие в организации такой олимпиады. В разные годы студенты ТюмГУ (математики, логопеды, юристы, биологи и т.д.) становились победителями и призерами олимпиады по русскому языку и культуре речи благодаря подготовке, организованной преподавателями кафедры. В 2010 году усилиями сотрудников кафедры был проведен Федеральный (Всероссийский) этап олимпиады по русскому языку и культуре речи. Целью таких олимпиад является, во-первых, повышение интереса студенческой молодежи к русскому языку; во-вторых, проверка качества профессиональных и общекультурных компетенций, полученных в процессе обучения в вузе; в-третьих, оценка уровня владения студентами речевыми навыками, необходимыми для формирования молодой научной интеллигенции. Олимпиада по русскому языку для студентов неязыковых направлений, как правило, включает в себя компьютерное тестирование, ряд заданий с развернутым ответом, а также творческие задания, связанные с комплексным лингвистическим анализом текста.

Кафедрой русского языка разработана система дополнительного образования в области русского языка и культуры речи: организовано и проведено большое количество мероприятий просветительского и образовательного характера в формате семинаров и тренингов, направленных

на повышение качества изучения и преподавания государственного языка РФ.

В течение последних трех лет кафедра ежегодно собирает учителей города Тюмени для участия в заседаниях методических секций научно-практических конференций, целью которых является знакомство слушателей как с современными научными открытиями в различных областях лингвистики, так и с творческими находками и методическими разработками практикующих учителей. Так, в 2014 году была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы обучения русской словесности в средней и высшей школе», в 2015 - Международная научно-практическая конференция «Русский язык и литература в современных культурных контекстах», в 2017 году организован круглый стол в рамках Регионального этапа XXV Международных Рождественских

образовательных чтений «Филофеевские образовательные чтения».

В 2016 году издан сборник научно-методических статей «Русский язык и литература в аспектах изучения и преподавания». Материалы сборника содержат описание творческих открытий учителей и практические советы по преподаванию русского языка и литературы в средней и высшей школе и адресуются не только ученым, но и практикующим учителям.

б) знание лексических и грамматических норм русского языка:

Помимо перечисленных мероприятий, преподаватели кафедры русского языка в 2014 -2016 гг. провели более 20 семинаров и тренингов для учителей школ города Тюмени, Тюменской и Свердловской областей.

Кроме того, курсы повышения квалификации по деловому русскому языку и культуре речи проводились для государственных служащих администрации г. Тюмени, администраций сельских поселений Тюменского района, некоторых городов ХМАО, ЯНАО и городов и сел юга ТО. По окончании курсов в качестве итогового контроля слушателям были предложены тестовые задания, лексический и грамматический материал в которых был связан с профессиональной деятельностью

испытуемых. Использование таких

методических разработок «способствует активизации учебно-познавательной

деятельности», «стимулирует желание говорить на профессиональные темы и иметь в своём распоряжении необходимый и профессионально значимый материал, который максимально приближен к реальной деятельности специалиста» [3, с.31].

Так, например, в тесты для работников муниципальных учреждений Тюменской области входили, наряду с прочими, задания, проверяющие:

а) знание акцентологии:

1. Соотнесите глагольную /левую/ и именную /правую/ части устойчивых сочетаний, впишите нужную букву/:

1 Производить а Представление

2 Составить б Расчет

3 Осуществлять в Итоги

4 Анализировать г Усилия

5 Предпринимать д Контроль

2. Соотнесите слова-паронимы

с их значением, впишите нужную букву:

1 предоставление а всестороннее рассмотрение

2 представление б вручение для ознакомления, выдвижение для поощрения

3 осуждение в Приятельский

4 дружеский г выражение неодобрения, вынесение приговора

5 обсуждение д взаимно благожелательный

6 дружественный е выделение чего-то в чье-то распоряжение

1. Ударение правильно поставлено во всех словах 2. Ударение правильно поставлено во всех словах

ряда: ряда:

1) срЕдства, нефтепрОвод; 1) ходатАйство, газопровОд;

2) дОговор, экспЕрт; 2) факсИмиле, оптОвый;

3) вклЮчит, позвонИшь. 3) фенОмен, премировать.

4) обеспЕчение, квартАл; 4) звонЯт, жАлюзи;

3. Правильно построены оба словосочетания в ряду:

1) заведующий юридического отдела, большую роль приобрели;

2) соответствующий стандарту, придается большое внимание;

3) поразиться некоторыми фактами, подсчитать результаты;

4) согласованность в действиях, уделяется внимание.

4. Форма всех числительных правильна в ряду:

1) из пятисот избирателей, ста двадцати трем сотрудникам;

2) девяноста девятым маршрутом, обоими работницам;

3) к две тысячи одиннадцатому году, четырьмястами семьюдесятью восемью рублями;

4) двухтысячедевятый год, с троими доярками.

в) орфографические и пунктуационные умения и навыки:

1. Слитно пишутся сложные слова 2. Раздельно пишутся предлоги

1) макро (экономика) государства 1) (в)продолжение зимнего сезона

2) офис (менеджер) 2) (в)преддверии юбилея

3) работать на пол (ставки) 3) (в)следствие аварии

4) пресс (секретарь) руководителя 4) (не)смотря на отдельные недостатки

3. Чужая речь правильно оформлена в предложении:

1) Надо отдать должное Лепешинской, что она повторяла, что я счастлива, что танцевала в эпоху Улановой.

2) Председатель комиссии спросил: «Работу закончим в срок?»

3) Директор строго сказал, что вы отправляйтесь в командировку.

4) Как сказал Иван Иванович: «План выполнен на 100%».

4. Не содержат пунктуационных ошибок предложения:

1) Для того, чтобы покрыть дефицит бюджета, государство выпускает в обращение дополнительные деньги или берет в долг у фирм и населения.

2) Это происходит, видимо, оттого, что работники неформального сектора имеют налоговые льготы.

3) Механизм регрессии усложняет процесс начисления налога, в то время как эффективность его применения не подтверждается данными статистических органов.

4) Ввиду предстоящего собрания, чтобы исключить непредвиденные ситуации мы тщательно готовились к нему.

При успешном выполнении (не менее 75%) слушатели получали сертификаты о повышении квалификации государственного образца.

В 2014 - 2016 годах курсы по культуре речи были организованы для библиотекарей города, для руководителей и сотрудников учреждений культуры г. Тюмени, для сотрудников гостиниц. В рамках курсов повышения квалификации данная дисциплина

преподавалась мировым судьям, сотрудникам Федеральной таможенной службы по Тюменской области, служащими Сбербанка России, сотрудникам Управления

министерства внутренних дел Тюменской области, депутатам Тюменской областной Думы и их помощникам.

Преподаватели кафедры приняли участие в более чем 40 радио- и телепередачах, посвященных популяризации русского языка («Час Тюмени», «Персона» -телерадиокомпания «Регион - Тюмень», «Итоги», «Точнее», «Утро с Вами» «Shopping guide» «Есть контакт», «Вести FM» «Хештег» - медиахолдинг «Сибинформбюро», «Всеобуч» - телеканал «Евразион», «Базар-off» - телеканал «Ямал-Регион»).

Наиболее масштабным проектом по привлечению внимания к проблемам русского языка и популяризации грамотности является проводимая кафедрой в г. Тюмени на протяжении семи лет Международная образовательная акция «Тотальный диктант».

В организации и проведении мероприятия принимают участие все сотрудники кафедры русского языка. Кроме того, организаторы задействуют в качестве волонтеров студентов, чья будущая профессиональная деятельность связана с образцовым владением русским языком (журналистов, филологов, студентов направления ПО - будущих учителей русского языка и литературы), которые не только помогают в организации акции, но и проверяют написанные тюменцами диктанты. Мероприятия на площадках города обеспечивают более 50 студентов ТюмГУ (волонтеры и служба этикета).

Ежегодно в феврале-марте кафедра русского языка организует бесплатные курсы по подготовке к «Тотальному диктанту». «Русский по пятницам» - это проект, представляющий собой цикл интерактивных занятий и онлайн-консультаций по орфографии и пунктуации русского языка. Данные семинары проводятся с целью подготовить участников Международной образовательной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант» -повторить правила русского правописания, разобрать трудные случаи орфографического написания, рассмотреть вариативность постановки знаков препинания. Поскольку на занятия приходят слушатели разных возрастов, проект является площадкой для реализации элементов концепции Lifelong learning (т.е. обучение на протяжении всей жизни) в области повышения языковых компетенций населения и распространения знаний о современном русском языке. В ходе реализации проекта у населения повышается интерес к изучению русского языка и владению речевой культурой, что выражается, в частности, в положительных отзывах о занятиях и в том, что с каждым годом слушателей становится всё больше.

Преподаватели кафедры русского языка следят за новыми тенденциями в науке и образовании, разрабатывают новые учебные курсы, создают учебные пособия по культуре речи не только в бумажном формате, но и занимаются подготовкой видеокурсов по этому направлению.

Ещё в 2006 году Л.С. Филиппова по заказу Института дистанционного образования Тюменского государственного университета подготовила учебный видеофильм по курсу «Русский язык и культура речи». В фильме обосновывается необходимость изучения русского языка, отмечается, что степень владения языком характеризует человека и с нравственной, и с этической стороны. Подробно рассматриваются такие качества хорошей речи, как правильность, чистота и выразительность. Иллюстративный материал подобран очень тщательно и, несомненно, иронично. Фильм был создан как вспомогательный материал при изучении курса «Русский язык и культура речи» для студентов неязыковых специальностей.

В 2012 году на канале «Евразион» стартовал телепроект «Всеобуч», призванный «привлечь внимание к проблеме владения нормами современного русского

литературного языка, воспитать уважительное

и бережное отношение к родному языку, заставить людей задуматься, насколько важно уметь презентовать себя как культурного человека, поскольку грамотность - часть его культурного облика» [14, с.253]. Проект «Всеобуч» - это короткие (3-5 мин.), запоминающиеся передачи, в которых сюжеты-миниатюры иллюстрируют

проблему, а лингвист комментирует её.

Аудиторией проекта «всеобуч» стали не только студенты и абитуриенты Тюменского государственного университета, но и все зрители телеканала «Евразион» независимо от возраста, уровня образования и социального статуса. Научным руководителем проекта выступила С.Л. Смыслова, доцент кафедры русского языка ТюмГУ. Как отмечает создатель программы, «плакатный девиз «Тотальную грамотность в массы!» вызван желанием помочь всем, кто хочет стать грамотнее» [14, с.254].

Выпуски «Всеобуча» размещены в «youtube.com», в социальной сети «Вконтакте». В 2012 г. в эфир вышло 14 выпусков программы. В 2013 году записано ещё 10 выпусков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В феврале-апреле 2017 года в рамках подготовки к Тотальному диктанту вышло несколько массовых открытых онлайн-лекций (МООК) по русскому языку. Основная цель таких лекций - повышение уровня грамотности всех желающих, «тотальная» ликвидация безграмотности. Н.В. Кузнецова, доцент кафедры Тюменского

государственного университета, входящая в экспертный совет Тотального диктанта, приняла в этом участие, записав видеолекцию на тему «Употребление строчной и прописной букв».

МООК - феномен, появившийся в онлайн-обучении сравнительно недавно: первые попытки создания МООК предпринимались около семи-восьми лет назад [18, с.57], а сейчас МООК привлекает значительный интерес со стороны СМИ и высших учебных заведений, так как «данная форма обучения предполагает кардинальное изменение философии преподавания и даёт толчок парадигмальному сдвигу в системе образования, поскольку меняет доступ к учебным материалам, способ их презентации, процесс контроля и оценивания» [16, с.146]. Отметим, что создание МООК актуально в контексте открытого образования, онлайн-обучения и культурной глобализации [2, с.97], а «включение в МООК видеолекций и интерактивного взаимодействия повышает

эффективность запоминания информации по сравнению с обычными лекциями» [18, с.340].

В августе-декабре 2017 года доценты кафедры русского языка Л.В. Басова, О.В. Почтарёва и С.Л. Смыслова записали курс открытых онлайн-лекций (МООК) по теме «Русский язык и культура русской речи». Курс включает в себя 42 лекции, тематически разделённые на 10 модулей, и предназначен для абитуриентов и студентов Тюменского государственного университета любых направлений подготовки, а также для всех заинтересованных зрителей, стремящихся в максимально короткие сроки овладеть основами культуры речи в типичных ситуациях общения. В видеоуроках разбираются наиболее сложные случаи использования орфографических,

пунктуационных, орфоэпических,

лексических, грамматических норм современного русского языка; к видеоряду всегда прилагаются дополнительные разъяснения, задания для лучшего усвоения темы, контрольные тесты, списки литературы для возможности более детальной проработки той или иной темы.

В настоящее время идёт подготовка к созданию ещё одного онлайн-курса, в котором будет представлено лингвистическое портретирование Тюмени. В записи нового курса примут участие все преподаватели кафедры.

Таким образом, деятельность кафедры

1. Анохина Т.Я. К проблеме преподавания языковых дисциплин в техническом вузе // Известия МГТУ «МАМИ». - 2008. - № 1. - С. 313-315.

2. Артюшевская С.В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте формирования глобального информационного общества // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 31. - С. 88-98.

3. Банцер А.С. К проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов-медиков в рамках учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» // Вестник РУДН. Сер. Русский и иностранный языки и методика их преподавания. - 2007. - № 2. - С. 31-35.

4. Бондаренко М.А. Культура речи в вузе: учебная дисциплина или насущная проблема? // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - 2016. - № 5. - С. 1426-1430.

5. Буримская Д.В. Смешанное обучение в высшем образовании // Информационное общество. -2016. - № 1. - С. 48-54.

6. Воронцова Ю.А., Хорошко Е.Ю. Особенности формирования речевой культуры

русского языка весьма разноаспектна, но все усилия членов кафедры направлены на самое главное - сохранение русского литературного языка во всем его богатстве, уникальности, красоте.

Несмотря на огромную, безусловно, очень нужную и плодотворную работу, которую проводит кафедра по направлению русский язык и культура речи, нам есть над чем работать. Беспокоит, что курс «Русский язык и культура речи» зачастую преподается по старым шаблонам. Между тем огромный скачок совершили информационные технологии. Мы, к сожалению, отстаем в их применении. И это вопрос не только технический, но и методический. Когда у студента есть возможность выбирать между этой дисциплиной и другими, то не последнюю роль в этом выборе играют такие факторы, как качество учебных материалов, их практическая значимость, сама методика обучения - насколько она современная, живая и интересная.

Какие бы изменения не происходили в образовательном пространстве вуза, считаем, что деятельность в рамках направления «Русский язык и культура речи», несомненно, важна, поскольку она объединяет кафедру, способствует развитию духовно-нравственных качеств студентов и популяризации русского языка и культуры речи не только в университетской, но и в городской среде.

юриста // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2012. - № 1. - С. 28-30.

7. Иванова Л.А., Самохина Л.А. Статус культуры речи в системе учебных дисциплин технического вуза // Записки горного института. -2005. - Т. 160. - Ч. I. - С. 184-187.

8. Колесникова Н.И. Преподавание речеведческих дисциплин в нефилологическом вузе // Высшее образование в России. - 2010. - № 12. -С. 119-127.

9. Моисеева Г.В., Сидорова М.Ю. Принципы формирования профессиональной языковой компетенции в курсе «Русский язык и культура речи» для юристов и экономистов // Вестник Удмуртского университета. - 2012. - Вып. 2. - С. 121-128.

10. Перепечина Я.А. Место курса «Русский язык и культура речи» в образовательном процессе в условиях современной культурно-речевой ситуации // Гуманитарные научные исследования. 2013. - № 7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/07/3505

11. Плотникова Г.Г. Культура речи или коммуникативная компетентность: содержательный аспект // Язык и культура. - 2014. - № 2. - С. 174-188.

12. Свидинская Н.Т. Учебный предмет «Русский язык и культура речи» в системе межпредметных связей языковых дисциплин в вузовском образовании // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - 2016. - № 5. - С. 1534-1538.

13. Семенова М.А. Об особенностях преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в техническом вузе // Известия ВолГТУ. - 2010. - №8. - Том 9. - С. 146-149.

14. Смыслова С.Л. Телепроект «Всеобуч» и преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» // Семантика и прагматика языковых единиц: труды и материалы Международной заочной научно-практической конференции 15-25 декабря 2011 года / ТюмГУ; под ред. Н.А. Аксариной, О.В. Трофимовой. Тюмень: ИД «Титул», 2013. - С. 253-255.

15. Тесликова Н.Н. Инновационные технологии на занятиях по русскому языку и культуре речи как средство развития коммуникативных компетенций и

креативности студентов юридического факультета вуза // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2014. - № 1. -С. 51-59.

16. Титова С.В. МООК в российском образовании // Высшее образование в России. - 2015. -№12. - С. 145-151.

17. Чамчиян А.О. К вопросу о возможности сочетаемости МООК и традиционных форм обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2014. - №1. - С. 339-347.

18. Чичиланова С.А Чичиланова С.А., Курзаева Л.В., Григорьев А.Д., Новикова Т.Б. Отечественный опыт реализации массовых открытых онлайн курсов в формате хМООС// ЭСиК. - 2015. - № 4 (29). - С. 57-62.

19. Шерстянникова Е.А. Формирование языковой компетенции учащихся технического вуза в процессе изучения филологических дисциплин // Научный диалог. - 2016. - № 7. - С. 314-322.

Сведения об авторах:

Басова Лариса Валерьевна (г. Тюмень, Россия), кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, и.о. заведующего кафедрой русского языка Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета, e-mail: [email protected]

Почтарёва Ольга Викторовна (г. Тюмень, Россия), кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

L. Basova (Tyumen, Russia), candidate of philological sciences, associate professor of the Russian Language Department, Head of the Russian Language Chair of the Institute of Social and Humanitarian Sciences of the Tyumen State University, e-mail: [email protected]

O. Pochareva (Tyumen, Russia), candidate of philological sciences, associate professor of the Russian Language Department of the Institute of Social and Humanitarian Sciences of Tyumen State University, email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.