[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр:/^и. of.ru/vdmcako/defau1t.asp?ob_ш=44824
4. Гергель, В.А. Виртуальный методический кабинет как условие непрерывного повышения квалификации педагога/ В.А. Гергель// Информационные технологии в образовании: материалы науч.-практ. конф. НИРО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.edu. ru/2010/Tomsk/V/V-0-3. Мт1
5. Дубова, Н. Web 2.0: перелом в парадигме обучения/
Н. Дубова//Открытые системы [Электронный ресурс]. - 2008. - № 9. - Режим доступа: http://www. competentum. ги/айс^/е1еагт^/465
6. Иванова, Л.А. Медиаобразовательное пространство в стратегии инновационного развития высшего профессионального образования в современной России: постановка проблемы/Л.А. Иванова// Педагогическая теория, эксперимент, практика / Под ред. Т.А. Стефановской. - Иркутск: Изд-во Иркут. Ин-та повыш. квалиф. работ. образования, 2008. -С. 215.
7. Иванова, Л.А. Коадаптация медиа- и образовательного пространства - залог успешного решения проблемы пространственной лакунарности в высшем профессиональном образовании/ Л.А. Иванова // Вестник ЯГУ. - 2009. - Т. 6, № 2. - С. 41.
8. Кузьминов, Я.И. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?/ Я.И. Кузьминов; Обществ. Палата Рос. Федерации.
- М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2007. - С. 5-102.
9. Официальный сайт МОУ Лицея №12 Лениногор-ска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.lenlic.edusite.ru/p45aa1.html
10. Положение о виртуальном методическом кабинете кафедры педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ// Архив кафедры педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ. - 2009.
11. Федоров, А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям/А.В. Федоров //Инновации в образовании. - 2007. - № 10. - C.75-108.
12. Hiltz, S.R. The virtual classroom. Learning without limits via computer networks/ S.R. Hiltz. - USA: Ablex Publishing Co., 1995.
УДК 331.548
ББК 74.58я73
Т.А. Жданко
дистанционный курс «управление личной карьерой или как стать лидером» как формат взаимодействия вуза и школы
Рассматривается инновационный формат взаимодействия в системе «вуз - школа» в ходе реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Описан авторский дистанционный курс «Управление личной карьерой или как стать лидером», направленный на формирование конкурентоспособности личности, интенсивное развитие и саморазвитие личности школьников.
Ключевые слова: инновационный проект; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; дистанционный курс «Управление личной карьерой или как стать лидером»; лидерство; самоменеджмент; WEB-портфолио личных достижений; личная карьера; конкурентоспособность; тьюторство
T.A. Zhdanko
the distance education course «career MANAGEMENT or how to become a leader»: a prospective format of interaction between universities and secondary schools
The article highlights an innovative format of interaction between universities and secondary schools as a follow-up of the national educational initiative «Our New School». The author describes the distance educational course “Career Management or How to Become a Leader ” aimed at moulding of competitive personality, intensive development and self-development of the schoolstudent personality.
Key words: innovative project; national educational initiative «Our New School»; distance educational course «Career Management or How to Become a Leader»; leadership; self-management; web-portfolio of personal achievements; competitiveness; tutorship
В процессе модернизации и технологиза-ции современного образования решается целый ряд задач, среди которых две считаются первостепенными. Первая задача предполагает обеспечение опережающего уровня подготовки профессиональных кадров, соответствующих потребностям экономического развития в процессе технологической модернизации. Это важно для построения экономических отношений нового типа, так как требуется подготовить и воспитать новую формацию широко образованных, творчески мыслящих, генерирующих новые знания и способных к саморазвитию граждан. Вторая задача направлена на развитие механизмов поддержки вузовских фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок на всех этапах инновационного цикла. Силами вузовского сообщества уже решаются такие задачи, как разработка, использование и внедрение новейших технологий, создание новых проектов в области образования.
Инновационный проект «Взаимодействие ИГЛУ с образовательными учреждениями Иркутской области по повышению качества обучения иностранным языкам в ходе реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”» предполагает организацию педагогического взаимодействия и преемственности в обучении между школой и вузом. Целью проекта является создание многовекторной системы социального и профессионального партнерства ГОУ ВПО ИГЛУ с образовательными учреждениями Иркутска и Иркутской области, которая позволила бы влиять на качественные изменения результатов образования. Как отмечают авторы и разработчики проекта, принципиально важным в ходе реализации должно стать «интеграционное согласование» и «межкультурная коммуникация» на основе созданной модели профессионально-педагогического образования, которая будет функционировать как конкурентоспособная, открытая, оперативно изменяющаяся, живая, саморазвивающая система.
В рамках реализации данного проекта по направлению «Метапредметное обучение» разработан дистанционный курс «Управление личной карьерой или как стать лидером». Данный дистанционный курс предназначен для учащихся 8-11 классов общеобразовательных
школ и студентов ОУ НПО СПО. Продолжительность обучения составляет 36 часов. Курс «Управление личной карьерой или как стать лидером» содержательно представлен техникой самоменеджмента, тайм-менеджмента, техникой стратегического и тактического планирования, а также технологией формулирования и достижения личных и профессиональных целей. Структура и содержание курса позволяет обучающимся научиться организовывать себя, быстро продвигаться вперед по карьерной лестнице, быть лидером. Лидерство - явление, востребованное в современном обществе. В настоящее время под лидером понимается человек, более успешный по сравнению с другими в какой-либо деятельности. Сегодня работодателю выгодно, что претенденты на ту или иную должность прилагают максимум усилий, чтобы занять желаемую должность и показать при этом максимум компетентности и профессионализма. Целью дистанционного курса является интенсивное развитие и саморазвитие качеств личности, ее организационных, интеллектуальных и профессиональных умений и навыков. Формирование конкурентоспособности личности. Среди приоритетных задач в реализации дистанционного курса мы предполагаем следующие:
• осознание ответственности за свое будущее, умение реалистически оценивать свои возможности и представления о своих жизненных ценностях;
• готовность структурировать свою мыслительную и практическую деятельность в процессе выполнения работы;
• способность формулировать жизненные цели;
• необходимость личной организованности и овладение техникой личной работы;
• развитие исследовательского интереса, творческих и интеллектуальных способностей и аналитических умений.
В основе реализации дистанционного курса лежат четыре принципа:
1. Принцип деятельностной активности
- целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, процессов, их осмысление, творческая переработка и применение.
2. «Адресность» (И.А. Колесникова) -разработка содержания курса соответственно
выявленным проблемам, в общем и для каждого обучающегося отдельно.
3. Принцип паритетности («равноправие» сторон) - выстраивание субъект-субъектных отношений по направлению преподаватель - обучающийся.
4. Принцип обратной связи - управление усвоением программного материала посредством контроля и самоконтроля, что позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия и мобильно адаптировать курс к ним.
Дистанционный курс состоит из трех взаимосвязанных модулей: 1. Карьера и профессиональное самоопределение личности: кем я хочу стать. 2. Тайм-менеджмент: как планировать личную карьеру. 3. Технология самореализации личности: как развить интеллектуальные и творческие способности. 4. Итоговый контроль, который предполагает создание WEB-портфолио личных достижений.
WEB-портфолио личных достижений состоит из трех взаимосвязанных блоков:
1. «Введение» содержит персональные данные (фото, Ф.И.О., название образовательного учреждения, класс/курс), профессиональное резюме (Ф.И.О. Место учебы. Какие учебные предметы способствуют формированию интереса к профессиональной деятельности? Какую профессию хотите выбрать? Почему?), самохарактеристику (цель жизни, кредо, характеристика интеллекта, начитанность, эрудиция, тип памяти, устойчивость внимания, умение мыслить). Волевые качества, нравственные достоинства и недостатки, способность к сопереживанию, совесть, честь, достоинство, реакции на поведение окружающих, характеристика поведения. Умения. Навыки. Привычки и т.д.
2. «Самодиагностика» предполагает выполнение тестов: «Определение направленности личности»; ДДО (диффренциально-диагностический опросник); «Карта интересов» (методика А.Е. Го-ломштока); КОС (коммуникативноорганизаторские способности); тест Вандерлика.
3. <^ЕВ-тетрадь» состоит из двух подразделов, в первом необходимо ответить на вопросы по за-
данным темам, во втором отразить «Начало карьеры»: формулу успеха, собственные размышления, конспекты, интервью и блицопросы, тактическиИ и стратегическиИ план, аукцион идеИ и «Креатив-галерею».
Для обучения в дистанционном режиме необходимо соблюдать следующие технические требования:
• Материалы по практическоИ части представляются в формате Microsoft Word в версии 2003 г.
• Объем материала - количество страниц неограниченно (объем не более 1 МБаИ-та), шрифт - Times New Roman, кегль - 14, межстрочныИ интервал - полуторныИ, все поля - 2, абзацныИ отступ - 1,5. Аббревиатуры -даже общепринятые - должны расшифровываться.
• Таблицы создаются средствами Microsoft Word, нумеруются, снабжаются заголовками и вставляются в текст сразу после ссылки на них.
• Графики и диаграммы создаются средствами Microsoft Excel, имеют заголовки, соответствующие подрисуночные надписи и вставляются в текст сразу после ссылки на них.
• Фотографии представляются в формате GPEG (jpg), разрешение не менее 400 пиксе-леИ, размер не более 1 МБаИта и прикрепляются отдельными фаИлами.
• Презентации выполняются средствами Microsoft PowerPoint, не более 20 слаИдов.
СценариИ курса представлен в виде блок-схемы.
Введение
В курсе «Управление личной карьерой или как стать лидером» объем теоретического и практического материала для изучения варьируется в зависимости от личностных особенностей и уровня работоспособности каждого обучающегося. Данный дистанционный курс предполагает овладение методами и приемами самоуправления, эффективной организацией собственного труда, техникой и навыками повышения и сохранения своей работоспособности. Объем теоретического блока одинаков для всех обучающихся. В процессе изучения теоретической части курса обязательно предполагает знакомство с теориями лидерства, с принципами рационального использования времени, с методами принятия решений, с правилами делегирования полномочий, с основами делового общения и другими важными знаниями, необходимыми для конкурентоспособной личности.
Практическая часть курса предполагает овладение технологией поиска и формирования жизненных целей; личной организованностью и самодисциплиной; техникой организации дня и планирования рабочего времени; техникой саморазвития творческих и интеллектуальных способностей. Освоение практического блока может варьироваться в зависимости от эффективности применения полученных знаний в практической деятельности каждым обучающимся персонально. По мере овладения теоретическими знаниями и практическими умениями в плане выстраивания личной карьеры обучающийся начинает испытывать потребность в приобретении новых знаний, сам определяет, что из массы имеющейся информации целесообразно внедрить в практику.
В процессе изучения курса происходит выстраивание персональной траектории личной карьеры - участие в работе органов самоуправления образовательного учреждения, конференциях, подготовке и реализации грантов и др. Успешность самореализации увеличивается от допустимого к оптимальному уровню деятельности. Очевидно, что выстраивание личной карьеры у каждого обучающегося будет проходить индивидуально. Индивидуально будет выстраиваться и педагогическое взаимодействие в триаде: преподаватель
- студент (тьютор) - обучающийся.
Под педагогическим взаимодействием мы будем понимать «непосредственное или опосредованное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь, выступающее как интегрирующий фактор педагогического процесса, который способствует появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса» [Бендова, 2006, с.125]. Итак, педагогическое взаимодействие рассматривается как сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социальнопедагогических. Оно обусловлено учебновоспитательной деятельностью, целью обучения, воспитанием.
Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности: познавательной, трудовой, творческой [Виртуальный методический кабинет, http:// sites]. В его основе лежит, главным образом, сотрудничество. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах: индивидуальный (между педагогом и обучающимся), социально-психологический (взаимодействие в коллективе); интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).
Взаимодействие становится педагогическим, когда педагоги выступают в роли наставников (тьюторов). К роли тьюторов мы привлекаем студентов 4-5 курсов, предполагая, что педагогическое взаимодействие в данном случае обеспечит равенство отношений. По мнению В.И. Слободчикова, «роль является одной из единиц анализа организации человеческих общностей... В этой единице присутствует единство места, действия и субъективной картины мира» [Слободчиков, 1997, с. 71].
Студент-тьютор выступит в двух ролях: «тьютор как содержательный лидер» и «тьютор как равный» [Гергель, http://ito.]. Выполняя роль «содержательного лидера», тьютор выступает как источник знаний содержания дистанционного курса и как эксперт. Передавая знания, тьютор помогает ориентироваться в содержании, направляет поиск и деятельность обучаемых. Как эксперт, тьютор осуществляет формирование в сознании обучаемых правильного понимания содержания
программы, корректируя их понимание в соответствии с собственным представлением об объектах и явлениях, при этом тьютор признает интеллектуальную автономию обучаемых. Причем реализация этой роли предполагает две позиции: проводника (ведущего к пониманию, помогающего, направляющего) и фа-силитатора (культивирующего активную позицию обучаемых и поддерживающего личный подход обучаемых к работе с содержанием дистанционного курса).
Дистанционные курсы, подобные курсу «Управление личной карьерой или как стать лидером», являются значимым вкладом вуза в процесс модернизации и инноваций в развитии образования, в том числе в контексте создания механизмов взаимодействия в системе «школа - вуз». Форматы такого взаимодействия могут быть разнообразными: дистанционное образование, образовательные форумы, конференции, декады, совместные проекты и т.д. Актуальность расширения форматов взаимодействия вузов со школами подчеркивается в Постановлении Совета Российского Союза ректоров от 8 декабря 2009 г., где вузам рекомендуется принять активное участие в расширении форматов взаимодействия с общеобразовательной школой, в том числе путем обеспечения педагогической практики студенческого актива с последующим трудоустройством в школы наиболее талантливых в педагогическом отношении выпускников, разработки и реализации силами вузов-
ского сообщества программ повышения квалификации школьных учителей, стандартов школьного образования, проведения регулярных «Дней высшего образования» для школьников и их учителей, а также циклов лекций, популяризирующих научные знания, и других программ интеллектуального попечительства общеобразовательной школы со стороны высшей.
Библиографический список
1. Бендова, Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук:
13.00.08 / Л.В. Бендова. - М., 2006.
2. Педагогика.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogiki.ru/obshaya-pedagogika/26-
Pedagogicheskoe-vzaimodeystvie.html.
3. Слободчиков, В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования): автореф. дис. ... д-ра психол. наук:
19.00.13 / В.И. Слободчиков. - М., 1994.
4. Экономический словарь: [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_ eco/PEDAGOGICHESKOE-VZAIMODEJST-VIE-32514.html
УДК 372.8
ББК 81.411.2 - 916
А.В. Матиенко
тестирование компонентов коммуникативной компетенции как способ педагогического измерения результатов овладения иностранным языком
Данная статья посвящена актуальной проблеме лингводидактики и методики обучения иностранным языкам - проблеме педагогического измерения компонентов коммуникативной компетенции, представляющего результат овладения иностранным языком. В связи с этим рассматриваются вопросы структуры коммуникативной компетенции, специфики тестирования ее компонентов.
Ключевые слова: коммуникативкая компетенция; тестирование; лингвистический, стратегический, прагматический, дискурсивный, социокультурный компоненты