Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 95-97.
В. В. Майер, С. М. Моор
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - НОВЫЙ АСПЕКТ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В работе представлен опыт реализации электронного обучения в Тюменском государственном нефтегазовом университете, рассматриваются вопросы документального сопровождения учебного процесса организационного и учебно-методического плана.
Ключевые слова: дистанционные технологии; электронное образование; интернет-партнерство; электронная образовательная среда.
Новый Закон РФ «Об образовании» не делает процесс электронного образования прозрачным. В соответствие с новым законом об образовании электронное обучение становится обязательной составляющей учебного процесса в вузах, а не выбором учебных заведений, что обуславливает актуальность исследований в области электронного образования и обеспечения его реализации в законодательной части.
В современном образовательном пространстве все более важной составляющей становится взаимодействие различных социальных институтов, в связи с этим ставится задача использования и развития сетевых технологий в целях консолидации усилий в совершенствовании электронных ресурсов.
Развитие новых современных технологий в различных сферах деятельности требует, в первую очередь, обеспечения нормативной базы, а во-вторых, подготовки кадров, обладающих профессиональной компетенцией, умением адаптировать свои знания к быстро меняющимся условиям и правилам игры на образовательном поле.
В области содержания всех уровней обучения и организации образовательного процесса приоритетными задачами являются:
- внедрение информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образование;
- формирование учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
- развитие различных форм обучения, их гибкого сочетания;
- введение новых технологий и методов обучения.
Следует отметить, что ситуация в образовательной сфере сложилась непростая, так как традиционные формы образования не удовлетворяют возросшим потребностям
в образовательных услугах: их качества, доступности, стоимости и процессу получения образования.
Выходом из сложившейся ситуации может стать системное развитие электронного образования как дополнения к традиционным формам обучения, создание и развитие единой информационно-образовательной среды в глобальной сети Интернет.
В электронном образовательном пространстве (виртуальном) наблюдается отсутствие единой политики, стандартов, терминологии, что вызывает не только разночтения, но и порождает проблемы, которые заводят в тупик обучающие структуры, порождают противоречия.
Что касается терминологии, статья 16 «Закон об образовании» дает понятие терминов 'электронное обучение', 'дистанционные образовательные технологии'. С нашей точки зрения, электронное обучение является частью электронного образования. Дистанционное обучение представляет только часть электронного обучения, поскольку электронное обучение может использоваться и в очной форме образовательного процесса. В свою очередь, дистанционные технологии могут использоваться как в заочной, так и в очной форме.
Наш университет реализует заочное образование с использованием дистанционных технологий. Тем самым вся нормативная база университета распространяется на студентов Центра дистанционного образования: от поступления до выпуска, включая программы обучения. Там, где приходится сталкиваться с новыми явлениями, возникает необходимость создания локальных нормативных актов, не противоречащих закону об образовании1.
Появляются новые задачи, которые предстоит решить в будущем. К примеру, обу-
96
В. В. Майер, С. М. Моор
чение в исправительных колониях связано с невозможностью прохождения практики в соответствии с программами обучения.
Однако все эти проблемы решаемы, так как глобализация наиболее удачных проектов и формирования стандартов (в том числе и международных) - это лишь вопрос времени, что предполагает переход от ограниченной концепции только физического перемещения студентов и преподавателей из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами.
В этих условиях все более актуальной становится задача создания единого образовательного и информационно-коммуникационного пространства учебного заведения при сохранении вариативных функционирующих моделей образования.
С целью успешного использования в учебном процессе новых информационно-коммуникационных технологий считаем необходимым принятие ряда положений, регламентирующих их применение как на российском уровне, так и на международном.
Указанная задача в Тюменском государственном нефтегазовом университете решается путем непрерывной разработки и реализации инноваций в технологиях образовательного процесса, одна из которых - создание в университете в 2009 г. Центра дистанционного образования (ЦДО)2.
С момента создания ЦДО динамично развивается, уровень организации образовательного процесса совершенствуется путем активизации педагогических, экономических, технических, социальных факторов.
В этих целях разработано «Положение о Центре», благодаря которому закреплены права и обязанности структурного подразделения университета.
Важным документом является «Регламент взаимодействия со структурными подразделениями университета», который определяет, в том числе, характер взаимоотношений кафедр университета с ЦДО.
Взаимодействие между основными субъектами образовательного процесса - обучающимися, преподавателями, специалистами по учебно-методической работе осуществляется в системе поддержки учебного процесса «Educon», в которой размещены электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), разработанные преподавателями универси-
тета, в состав которых входят электронные учебники, практические задания, курсовые, контрольные, виртуальные лабораторные работы, промежуточные и итоговые тесты.
Требования к подготовке ЭУМК являются едиными для вуза, которые отражаются в виде нормативного документа, утвержденного учебно-методическим советом (УМС).
При дистанционном образовании студент самостоятельно изучает дисциплины, в связи с этим возрастают потребности в помощи при освоении учебного материала. Такую поддержку оказывают тьюторы-преподаватели, технически грамотно, осмысленно и эффективно управляя образовательной деятельностью обучающихся: процессом получения знаний, овладения навыками, развитием способностей обучающихся посредством реализации особых подходов и техник в образовательном процессе. Кроме этого создан институт тьюторов-организаторов, занимающихся организацией деятельности преподавателей-тьюторов на кафедрах. Координационную функцию выполняют сотрудники ЦДО, реализующие функцию тьюторов-кураторов, которые несут ответственность за организацию учебного процесса в группах, закрепленных за ними.
Преподаватели ТюмГНГУ проходят курсы повышения квалификации в Центре дистанционного образования:
- «Преподаватель (тьютор) дистанционного обучения»;
- «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении»;
- «Информационные технологии дистанционного обучения».
На курсах повышения квалификации «Преподаватель (тьютор) дистанционного обучения» педагоги получают знания о функциях, видах деятельности, характеристиках и ролях субъектов дистанционного обучения - преподавателя и обучающегося, этикете в виртуальной образовательной среде, специфике организации контроля знаний и способов обеспечения качества, получают навыки преподавания в электронной среде и др.
На курсах повышения квалификации «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» слушатели осваивают первые ступени менеджмента в организации дистанционного обучения в образовательном учреждении.
Курсы «Информационные технологии дистанционного обучения» дают тьюторам-
Дистанционные технологии - новый аспект в организации учебного процесса
97
преподавателям Центра дистанционного образования ТюмГНГУ углубленные знания в области информационных технологий, а также формируют навыки их использования в учебном процессе, дают возможность освоить технологии проведения вебинаров и виртуального общения.
Посредством курсов преподаватели овладевают компетенциями в области планирования, организации, мотивации и контроля процесса обучения студентов Центра дистанционного образования. Кроме этого, курсы позволяют решить проблему недостаточной адаптированности субъектов электронного образования к взаимодействию в виртуальной образовательной среде.
Полученные знания и приобретенные навыки преподаватели применяют в работе с обучающимися ЦДО путем совершенствования ЭУМК, поиска и реализации новых форматов общения со студентами в режиме online, off-line, проведения вебинаров.
Специалисты по учебно-методической работе ЦДО осуществляют консультационную поддержку студентам и преподавателям как по техническим вопросам работы в системе поддержки учебного процесса «Educon», так и по вопросам виртуального взаимодействия.
Указанные социальные технологии мотивируют субъектов образовательного процесса к овладению современными технологиями, новыми формами взаимодействия, что приводит к непрерывному развитию электронного образования и повышению его качества.
В настоящее время контингент Центра дистанционного образования составляет около 2 тыс. студентов из различных городов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья.
ЦДО развивает партнерские отношения (интернет-партнерство) с образовательными учреждениями России и ближнего зарубежья, а также филиалами университета.
Каждый партнер имеет статус территориального пункта доступа (ТПД) ЦДО. С ТПД заключены договоры, в рамках которых пункты проводят рекламные кампании, осуществляют прием документов абитуриентов, проводят вступительные испытания, оформляют и отправляют в ЦДО личные дела студентов. Кроме этого, территориальные пункты доступа предоставляют компьютерные классы студентам в целях подключения к системе «Educon», участия в вебинарах, прохождения промежуточного и итогового контролей.
Таким образом, Центр дистанционного образования - инновационное структурное подразделение ТюмГНГУ, созданное в 2009 г., реализует инновационные технологии как в подготовке специалистов по программам среднего специального образования и направлениям подготовки бакалавриата, так и преподавателей Тюменского государственного нефтегазового университета3.
На основании проведенного анализа развития заочного образования с использованием дистанционных технологий можно сделать вывод о возрастающей виртуализации взаимодействия субъектов образовательного пространства. Несмотря на предпринятые шаги и успехи, достигнутые в отдельных вузах, в целом в стране уровень развития электронного образования не соответствует темпам развития информационно-коммуникационных технологий4.
На современном этапе стратегия развития предполагает сетевое взаимодействие и объединение усилий по формированию образовательной виртуальной среды, способствующей созданию открытого университета, что является выгодным как с экономических, так и с социальных позиций.
Примечания
1 Материалы официального сайта Центра дистанционного образования ТюмГНГУ [Электронный ресурс]. URL : http://www.tsogu.ru/ distantsionnoe-obrazovanie/205432/.
2 Майер, В. В. Инновационный проект по продвижению дистанционного образования нефтегазового университета / В. В. Майер, С. М. Моор // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ - 2012) : сб. материалов (IX Междунар. науч.-метод. конф., 8-10 февр.
2012 г.) / отв. за вып. А. В. Щербаков. Екатеринбург : УРФУ, 2012. С. 114-119.
3 Майер, В. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / В. В. Майер, С. М. Моор // НЕФТЬГАЗТЭК : сб. материалов Тюмен. междунар. инновац. форума (17-18 сент.
2013 г.). Тюмень : Экспресс, 2013. С. 152-153.
4 Моор, П. К. Опыт применения дистанционных технологий в очной и заочной форме обучения // Социология. Экономика. Политика. Изв. высш. учеб. заведений. 2014. № 1 (40). Январь-март. Тюмень : Изд-во ТюмГНГУ, 2014. С. 95-96.