Научная статья на тему 'Дистанционные технологии как средство профильной подготовки учащихся старших классов сельских малокомплектных школ'

Дистанционные технологии как средство профильной подготовки учащихся старших классов сельских малокомплектных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DISTANCE TECHNOLOGY / CORE TRAINING / SMALL RURAL SCHOOL / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СЕЛЬСКИЕ МАЛОКОМПЛЕКТНЫЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова О. С.

Научная статья посвящена вопросу использования дистанционных технологий в профильной подготовке учащихся сельских малокомплектных школ. В статье анализируются основные проблемы в организации профильного обучения на селе. Малочисленность контингента, ограниченность материальных и кадровых ресурсов и недостаточность финансирования практически лишают учащихся возможности построения индивидуального образовательного маршрута с целью удовлетворения профильных интересов. Автор приходит к выводу, что наиболее приемлемым вариантом профильной подготовки сельских школьников является осуществление образовательного процесса через интерактивный портал системы дистанционного обучения. Дистанционное обучение обеспечивает учащимся возможность самим получать знания с помощью развитых информационных ресурсов: баз данных, компьютерных обучающих и контролирующих систем, видеои аудиозаписей, электронных библиотек. В статье приведено описание разработанного автором дистанционного элективного курса по математике для учащихся физико-математического профиля обучения. Разработанный курс состоит из семи модулей в соответствии с разделами школьной математики: действительные числа, степенная функция, показательная функция, логарифмическая функция, тригонометрия, дифференциальное и интегральное исчисления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE TECHNOLOGIES AS WAY OF PUPIL’S CORE TRAINING IN THEIR SENIOR YEAR OF SMALL RURAL SCHOOLS

The article is dedicated to a problem of pupil’ core training in rural schools. The main problems of the core training organization are analyzed. Small in number contingent, limited material and human resources and insufficient finance do not give opportunity to pupils to create individual educational route for gratification their cognitive interests. The author comes to the conclusion that the distance learning is the most preferable variant of core training for rural pupils. The author has contemplated various variants of distance technologies’ usage and believes that the use of educational process through an interactive portal of distance learning system is the most optimal. The distant technology allows getting knowledge independently with the help of information resources: the base of data, the computer teaching and control system, videoand audio-recording, electronic library, etc. In the article the author describes distance elective courses for pupils who major in physics and mathematics. The developed course consists of seven modules in accordance with the themes of the curriculum: the real numbers, the power function, the exponential function, the logarithmic function, the trigonometry and the differential and integral calculations.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии как средство профильной подготовки учащихся старших классов сельских малокомплектных школ»

дач, связанных с совершенствованием средств педагогической техники (речевые и неречевые) и тренировке их коммуникативных умений.

Большинство участников эксперимента проявляли положительные эмоции по отношению к партнерам по общению, в ко-

Библиографический список

торое они были постоянно включены. Полученные в ходе исследования позитивные качественные результаты свидетельствуют об эффективности и практической значимости проведённой экспериментальной работы с педагогами дошкольных учреждений Приднестровья.

1. Сыренский В.И. Психофизиология здоровья. Санкт-Петербург: КАРО, 2008.

2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. Москва: Просвещение, 1992.

3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. Москва: Просвещение, 1999.

4. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Москва: ГНОМиД, 2001.

5. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2006.

References

1. Syrenskij V.I. Psihofiziologiya zdorov'ya. Sankt-Peterburg: KARO, 2008.

2. Galiguzova L.N., Smirnova E.O. Stupeni obscheniya: ot goda do semi let. Moskva: Prosveschenie, 1992.

3. Arushanova A.G. Rech'irechevoe obschenie detej: kniga dlya vospitatelej detskogo sada. Moskva: Prosveschenie, 1999.

4. Panfilova, M.A. Igroterapiya obscheniya: Testy i korrekcionnye igry. Moskva: GNOMiD, 2001.

5. Klyueva, N.V., Kasatkina, Yu.V. Uchim detej obscheniyu. Populyarnoe posobie dlya roditelej i pedagogov. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2006.

Статья поступила в редакцию 10.02.16

УДК 373.1

Titova O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Branch of Omsk State Pedagogical University (Tara, Russia),

Е-mail: [email protected]

DISTANCE TECHNOLOGIES AS WAY OF PUPIL'S CORE TRAINING IN THEIR SENIOR YEAR OF SMALL RURAL SCHOOLS.

The article is dedicated to a problem of pupil' core training in rural schools. The main problems of the core training organization are analyzed. Small in number contingent, limited material and human resources and insufficient finance do not give opportunity to pupils to create individual educational route for gratification their cognitive interests. The author comes to the conclusion that the distance learning is the most preferable variant of core training for rural pupils. The author has contemplated various variants of distance technologies' usage and believes that the use of educational process through an interactive portal of distance learning system is the most optimal. The distant technology allows getting knowledge independently with the help of information resources: the base of data, the computer teaching and control system, video- and audio-recording, electronic library, etc. In the article the author describes distance elective courses for pupils who major in physics and mathematics. The developed course consists of seven modules in accordance with the themes of the curriculum: the real numbers, the power function, the exponential function, the logarithmic function, the trigonometry and the differential and integral calculations.

Key words: distance technology, core training, small rural school.

О.С. Титова, канд. пед. наук, зав. каф, филиал ГОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»,

г. Тара, E-mail: [email protected]

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Научная статья посвящена вопросу использования дистанционных технологий в профильной подготовке учащихся сельских малокомплектных школ. В статье анализируются основные проблемы в организации профильного обучения на селе. Малочисленность контингента, ограниченность материальных и кадровых ресурсов и недостаточность финансирования практически лишают учащихся возможности построения индивидуального образовательного маршрута с целью удовлетворения профильных интересов. Автор приходит к выводу, что наиболее приемлемым вариантом профильной подготовки сельских школьников является осуществление образовательного процесса через интерактивный портал системы дистанционного обучения. Дистанционное обучение обеспечивает учащимся возможность самим получать знания с помощью развитых информационных ресурсов: баз данных, компьютерных обучающих и контролирующих систем, видео- и аудиозаписей, электронных библиотек. В статье приведено описание разработанного автором дистанционного элективного курса по математике для учащихся физико-математического профиля обучения. Разработанный курс состоит из семи модулей в соответствии с разделами школьной математики: действительные числа, степенная функция, показательная функция, логарифмическая функция, тригонометрия, дифференциальное и интегральное исчисления.

Ключевые слова: дистанционные технологии, профильная подготовка, сельские малокомплектные школы.

Социально-экономические изменения в России вызвали необходимость реформирования системы образования и перехода от устаревших форм к поиску новых эффективных моделей его осуществления. В настоящее время наблюдается тенденция совершенствования процесса подготовки выпускника средней школы с целью развития его способностей и удовлетворения профильных интересов. Этой цели служит введение на старшей ступени школы профильного обучения.

Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [1], под профильным обучением понимается средство дифференциации и индивидуализации, позволяющее за счёт изменений в структуре курса, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обу-

чения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Основными целями перехода к профильному обучению являются: обеспечение углублённого изучения отдельных предметов; создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников, для построения индивидуальных образовательных программ; установление равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.

Между тем, далеко не каждое образовательное учреждение способно предоставить учащимся свободный выбор профилей, предметов, видов деятельности. В частности, сельские малокомплектные школы (общеобразовательные школы без параллель-

ных классов с небольшим контингентом учащихся) оказались в достаточно трудных условиях. Недостаточная комплектация классов сельских школ, сопряжённая с ограниченными материальными, кадровыми ресурсами и недостаточным финансированием практически лишают учащихся возможности построения индивидуального образовательного маршрута с целью удовлетворения профильных интересов.

Как отмечает М.И. Зайкин [2], малочисленность контингента затрудняет создание профильных классов на селе, а скудность местных бюджетов, незначительность (или полное отсутствие) внебюджетных средств осложняют финансирование затрат на обучение профильных групп старшеклассников, организацию образовательного процесса с учётом способностей, потребностей, интересов и склонностей учащихся.

Существует также ряд проблем организационного и социального характера. Их наличие отмечает А.Б. Вифлеемский [3]. Во-первых, финансовые трудности: для обеспечения подвоза учащихся к школе необходимо иметь транспортное средство, содержать в штате водителя, располагать средствами для приобретения ГСМ и т. д. Во-вторых, необходимо наличие хорошей дороги между населёнными пунктами и пришкольного интерната для детей, живущих в отдалённых посёлках.

Ключевую проблему в организации профильного обучения на селе Н.Н. Зубарева [4] видит в ограниченных образовательных ресурсах отдельной школы, которые не позволяют обеспечить обучение старшеклассников в режиме индивидуальных образовательных программ и, соответственно, обеспечить максимальную свободу выбора образовательной траектории. В качестве решения этой проблемы она рассматривает создание на базе отдельного учебного заведения инфраструктуры по типу сетевой организации, представляющей весь спектр образовательных услуг профильного обучения и обеспечивающей максимальную свободу построения образовательной траектории. Обучение в этом случае целесообразно осуществлять посредством дистанционных технологий.

Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» [5], образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии, несомненно, открывают новые возможности для школьного образования (в частности, для реализации профильной подготовки учащихся, проживающих в отдалённых регионах). Тем не менее, значимость средств дистанционного обучения можно рассматривать только во взаимодействии с традиционными средствами обучения.

По мнению Ю.Г. Коротенкова [6], дистанционное обучение может быть применено в средней школе, но лишь в случае выполнения ряда условий. Во-первых, в традиционной системе обучения учитель, являясь носителем знаний, воспроизводит содержание обучения в доступном для учащихся виде, способствует систематизации получаемой учеником информации. Следовательно, компьютерные средства обучения должны максимально соответствовать уровню знаний и мышления учащихся, быть легко воспроизводимыми. Соответственно, применение дистанционных технологий в средней школе должно быть дифференцированно. Во-вторых, целесообразно использовать дистанционные технологии только в качестве надстройки над базовой системой с учётом специфики и профильной направленности обучения. В этом случае компьютерные средства обучения могут использоваться лишь как дополнительный иллюстративный материал.

Кроме того, по мнению В.И. Снегуровой [7], существует ряд ограничений, влияющих на результативность дистанционного обучения:

- ограничения, обусловленные техническими возможностями Интернета: скорость передачи информации с помощью телекоммуникационных сетей, нестабильность связи;

- ограничения, обусловленные спецификой взаимодействия на основе Интернет: отсутствие визуального контакта, отсроченный диалог, ограничение способов быстрого выражения собственных мыслей, демонстрации решений, специфические свойства информационно-образовательной среды;

- ограничения, обусловленные индивидуальными возможностями учащихся: необходимость высокого уровня мотивации,

сформированности на высоком уровне самостоятельной деятельности, в частности, самоорганизации.

Учитывая особенности использования дистанционных технологий в школьном курсе, нами был разработан элективный курс по математике [8] для учащихся физико-математического профиля обучения на базе образовательного портала «Школа», созданного Омским государственным педагогическим университетом. Предлагаемый нами дистанционный курс создан в среде MOODLE (Modular object-oriented dynamic learning environment) - Модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде, являющейся пакетом программного обеспечения и позволяющей создавать курсы для дистанционного обучения.

Профильная подготовка учащихся посредством дистанционного курса включает себя следующие этапы:

1. Информационный этап

Важными результатами данного этапа являются: выбор учащимися профиля обучения; заинтересованность учащихся в дистанционном обучении; готовность учащихся к началу занятий.

2. Ориентационный этап

Перед началом обучения проводится вводное занятие, целью которого является ознакомление учащихся с элективным курсом и обучение работе в системе MOODLE.

Знакомство с элективным дистанционным курсом включает в себя следующие этапы:

1. Регистрация на портале и запись на курс.

2. Особенности работы с курсом.

3. Основные элементы курса.

4. Обмен сообщениями с учениками и тьютором.

5. Промежуточный и итоговый контроль.

Для работы учащимся предлагаются следующие виды ресурсов: веб-страница, задание - ответ в виде файла, рабочая тетрадь, глоссарий, книга, семинар, урок, тест, форум.

3. Изучение нового материала и закрепление

Данный этап является самым важным и продолжительным, так как связан непосредственно с изучением курса и получением знаний.

Элективный курс для учащихся физико-математического профиля обучения рассчитан на два года (10-11 класс) и изучается параллельно базовому курсу алгебры и начал математического анализа.

Изучение нового материала предполагает выполнение учащимся следующих видов работ:

- изучение материала с веб-страниц;

- просмотр роликов, анимаций или подборки графических изображений;

- выполнение заданий из рабочих тетрадей (для модуля «Действительные числа»);

- решение задач из раздела «Задачи для самостоятельного решения» и отправка решения в виде файла.

Весь теоретический материал по каждому модулю оформлен в виде веб-страницы. Каждая веб-страница содержит информацию о применении математики в физике и технике и пример разобранной прикладной задачи. Для модуля «Действительные числа» содержание веб-страницы представлено задачами из астрономии; для модуля «Степенная функция» - задачами о процессах, описываемых степенной функцией: уравнение состояния идеального газа, исследование движения математического маятника.

При изучении модуля 3 «Показательная функция» учащиеся знакомятся с применением показательной функции для описания быстро растущих процессов реальной действительности. Такими процессами являются остывание тела, падение тела в воздухе (задача о падении парашютиста), взлёт ракеты и радиоактивный распад вещества.

Модуль 4 «Логарифмическая функция» содержит веб-страницы, демонстрирующие применение логарифмической функции в астрономии и использование кривой - логарифмической спирали, а также задачи на применение логарифмов для измерения громкости шума и мощности лампочек.

Модуль 5 «Тригонометрия» содержит веб-страницы с материалами о применении тригонометрических функций в астрономии, физике, технике, авиации, гидравлике. В модуле 6 «Дифференциальное исчисление» рассматриваются вопросы об использовании производной при решении задач.

Модуль 7 «Интегральное исчисление» содержит пять веб-страниц, в которых рассматриваются различные применения интегралов:

- для вычисления пути, пройденного точкой при неравномерном движении по прямой с переменной скоростью;

- для вычисления работы, совершённой переменной силой, при перемещении по оси Ох материальной точки;

- для вычисления массы однородного стержня при известной его плотности;

- для вычисления электрического заряда, переносимого в указанный интервал времени через сечение проводника;

- для вычисления объёма воды, вытекающей из сосуда.

4. Промежуточный контроль

Цель данного этапа состоит в проверке, контроле и оценке полученных знаний по каждому модулю. Промежуточный контроль складывается из двух составляющих: самостоятельное решение задач и выполнение тестовых заданий.

В первом случае учащиеся загружают на портал решения задач, тьютор проверяет работы учащихся, оценивает их и анализирует ошибки. Затем тьютор составляет отчёт по результатам анализа типичных ошибок и рассылает учащимся. После проверки заданий учащиеся выполняют работу над ошибками.

Тестирование осуществляется по темам «Функции», «Тригонометрия», «Дифференциальное исчисление». Тестирование проводится в определённый день, до которого учащиеся не имеют возможности ознакомиться с тестом (он скрыт для просмотра). Каждый учащийся имеет одну попытку для прохождения теста, по окончании которой он видит количество верных ответов и набранных баллов.

5. Итоговый контроль

На пятом этапе происходит обобщение приобретённых школьниками знаний, умений и навыков, что предполагает подведение итогов деятельности всех учащихся. Итоговый контроль в элективном курсе предполагается проводить два раза (по окончании 10 класса и по окончании всего курса).

Библиографический список

В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить обобщающее задание в виде презентации. По окончании 10-го класса темой презентации является «Применение функций в различных областях науки», по окончании 11 класса - «Применение производной и интеграла в различных областях науки».

Учащиеся загружают презентацию на портал, участвуют в обсуждении и оценивании других презентаций. Элемент курса «Семинар» позволяет учащимся самим принимать участие в оценивании и обсуждении презентаций.

6. Подведение итогов, анализ и рефлексия

Данный этап можно представить как два взаимодополняющих процесса: анализ деятельности учащихся со стороны тьютора и других учеников и рефлексия (анализ собственной деятельности) учащихся. Тьютор подводит итоги обучения, выставляет итоговые оценки (школьный учитель учитывает их в процессе аттестации учащихся), анализирует деятельность учащихся.

На всех этапах обучения с применением дистанционного элективного курса осуществляется интерактивное взаимодействие учащихся, учителя и тьютора.

Как показал эксперимент, организация профильной подготовки учащихся старших классов сельских малокомплектных школ с помощью интерактивного портала системы дистанционного обучения имеет ряд преимуществ.

Во-первых, такая организация учебного процесса обеспечивает поддержку не одному, а нескольким профильным курсам, что при традиционном построении учебного процесса вызывает большие затруднения.

Во-вторых, у учащихся появляется возможность общаться не только друг с другом (в одном классе), но и с другими школьниками и преподавателями дистанционно.

В-третьих, учащиеся имеют возможность самостоятельно определиться с профессиональным выбором и подготовиться к поступлению в вуз.

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Available at: http://suvagcentr.ru/userfiles/files/links/ konz_prof.pdf

2. Зайкин М.И., Фролов И.В., Шкильменская Н.А. Технологии дифференцированного обучения в сельской школе. Арзамас: АГПИ, 2008.

3. Вифлеемский А.Б. Сетевые модели профильного обучения. Школьные технологии. 2004; 4: 53 - 58.

4. Зубарева Н. Н. Сетевое взаимодействие учреждений общего и профессионального образования как одно из условий их инновационного развития. Среднее профессиональное образование. 2013; 2: 49 -50.

5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон РФ. Available at: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/

6. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. Available at: http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_ material/ Uchebnoe_posobie_I0S.pdf

7. Снегурова В.И. Методическая система дистанционного обучения математике учащихся общеобразовательных школ. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Available at: http://dibase.ru/article/11102010_snegurovavi.

8. Титова О.С. Профильный курс по алгебре и началам анализа. Дистанционный учебный курс для учащихся физико-математического профиля малокомплектных сельских школ. Available at: http://school.omgpu.ru/course/view.php?id=363

References

1. Koncepciya profil'nogo obucheniya na starshej stupeni obschego obrazovaniya. Available at: http://suvagcentr.ru/userfiles/files/links/konz_ prof.pdf

2. Zajkin M.I., Frolov I.V., Shkil'menskaya N.A. Tehnologii differencirovannogo obucheniya vsel'skojshkole. Arzamas: AGPI, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vifleemskij A.B. Setevye modeli profil'nogo obucheniya. Shkol'nye tehnologii. 2004; 4: 53 - 58.

4. Zubareva N. N. Setevoe vzaimodejstvie uchrezhdenij obschego i professional'nogo obrazovaniya kak odno iz uslovij ih innovacionnogo razvitiya. Srednee professional'noe obrazovanie. 2013; 2: 49 -50.

5. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon RF. Available at: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/

6. Korotenkov Yu.G. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda osnovnoj shkoly. Available at: http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_ material/ Uchebnoe_posobie_IOS.pdf

7. Snegurova V.I. Metodicheskaya sistema distancionnogo obucheniya matematike uchaschihsya obscheobrazovatel'nyh shkol. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Available at: http://dibase.ru/article/11102010_snegurovavi.

8. Titova O.S. Profil'nyj kurs po algebre i nachalam analiza. Distancionnyj uchebnyj kurs dlya uchaschihsya fiziko-matematicheskogo profilya malokomplektnyh sel'skih shkol. Available at: http://school.omgpu.ru/course/view.php?id=363

Статья поступила в редакцию 10.02.16

УДК 316.74

Filippova O.A., senior teacher, Siberian branch of International Institute of Economics and Law (Novokuznetsk, Russia), E-mail: [email protected]

STUDENTS' EDUCATION AS EDUCATION OF A MAN OF CULTURE IN A UNIVERSITY'S EDUCATIONAL ENVIRONMENT.

The research appeals to a problem of students' education which should raise a man of culture in a university's educational environment. This issue is determined by the need of the modern society to have specialists, who would be well-cultured people, possessing a set of qualities required in the contemporary socio-economic conditions. The image of a man of culture integrates various facets of cultural foundation: freedom, spirituality, humanity, creativity, adaptability, all combined by an idea of integrity. The university educational environment has significant pedagogical potential, providing students with practical training for life in a certain cultural space. A university's educational environment has to ensure the integrity of the personal and professional formation of future specialists. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.