Зырянова Е.В.
учитель информатики и английского языка МБОУ СОШ №44 имени народного учителя Г.Д. Лавровой,
Мащенко М. В. к.п.н., доцент кафедры ИТ Филиал РГППУ в г.Нижний Тагил, Россия, г. Нижний Тагил
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Данная статья содержит основные направления использования дистанционных технологий при обучении английскому языку одаренных учащихся на основе стратегии расширения обучения. На примере разработанного дистанционного курса «Enjoy English» показаны возможности развития иноязычных компетенций одаренных школьников с использованием интерактивных технологий и занимательных заданий.
Ключевые слова: информатизация образования, одаренность, одаренные дети, дистанционные технологии, дистанционный учебный курс, информационно-коммуникационные технологии, коммуникация, иностранный язык, интерактивность.
Zyryanova E. V.
English teacher School 44 Maschenko M. V.
Ph. D., associate Professor of the Department of it
Rgppu branch in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia
TECHNOLOGY REMOTE TEACHING ENGLISH GIFTED PUPILS
Abstract
This article contains basic directions of use of distance technologies for teaching English gifted pupils on the basis of strategies expansion of learning. Remote rate «Enjoy English» shows the possibilities of development competencies of foreign language of gifted pupils using interactive technologies and entertaining tasks. Keywords: the keywords should include concepts and terms mentioned in the article and illustrated the relevance and novelty of the research and its results.
Keywords: informatization of education, talent, gifted children, remote technology, distance learning course, information and communication technology, communication, foreign language, interactivity.
Глобальная информатизация всех сфер деятельности современного общества, постоянное развитие и усложнение информационно-коммуникационных технологий ведет к необходимости их раннего изучения и применения как эффективного средства обучения. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы предусматривает реализацию мероприятий для развития единого образовательного пространства, обеспечивающего поэтапный переход к новому уровню и качеству образования на основе новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Только при систематическом методически обоснованном использовании ИКТ (от урока с использованием электронных образовательных ресурсов до реализации индивидуализированного дистанционного обучения) возможно повысить качества школьного образования и обеспечить развитие единого открытого образовательного пространства с ориентацией на индивидуальные особенности и потребности учащихся.
Вследствие этого интенсивное развитие сферы образования на основе использования ИКТ, совершенствование системы дистанционного образования становится одним из национальных приоритетов России, поскольку удаленность регионов от центра при отсутствии оперативной связи значительно затрудняет своевременное следование основным тенденциям развития системы образования. С точки зрения Е.И. Машбиц, Б.С. Гершунского, М. Демакова использование дистанционных технологий в школе повышает индивидуализации и вариативности как содержания, так и форм получения образования, облегчает доступ к информации всех субъектов образовательного процесса, позволяет по-новому организовать взаимодействие учащихся и педагогов, способствует развитию познавательной самостоятельности школьников.
Исследованию различных аспектов обучения с использованием ИКТ, в том числе и организации дистанционного обучения, посвящены работы многих зарубежных и отечественных авторов (под руководством В.В. Рубцова разрабатываются новые информационные коммуникативно-ориентированные технологии обучения, проводятся исследования игровых, учебных и профессионально-ориентированных видов деятельности, основанных на использовании ИКТ [4]; под руководством профессора Ю.С. Брановского разработано более двадцати пяти компьютерных программно-методических комплексов, которые включены в каталог «Компьютерные учебные программы» ИНИНФО МО РФ [1]; профессор В.Н. Васильев является научным руководителем научно-исследовательских работ по ряду федеральных целевых программ, среди которых - «Электронная Россия», «Развитие единой образовательной информационной среды», и др.).
Анализ содержания исследований по проблемам организации дистанционного обучения показывает, что, несмотря на то, что дистанционные образовательные технологии используются на всех уровнях образования, их
активное применение в общеобразовательной школе является затруднительным. К ежедневному изучению основных предметов дистанционно пока не готовы ни учащиеся, ни учителя, ни родители. У учащихся нет достаточной мотивации к такой форме обучения, у учителей нет навыков разработки и поддержки дистанционных курсов, родители не готовы предоставить своим детям неограниченную свободу. В соответствие с этим внедрение ИКТ и дистанционных технологий может быть только методически обоснованным, оно должно дополнять, а не заменять основное образование. А, значит, наиболее востребованным оно будет при необходимости организации инклюзивного, индивидуально ориентированного образования за счет дополнительных занятий, консультаций, что особенно актуально может стать для одаренных детей, у которых явно присутствует мотивация к обучению и имеются навыки самостоятельной работы.
Вопросам работы с одаренным детьми посвящено много работ зарубежных педагогов: Дж. Гилфорда, Ф. Монкса, Дж. Рензулли, П. Торренса. Российским психологом A.M. Матюшкиным была разработана концепция творческой одаренности детей, которая в последствие была дополнена В.Н. Дружининым, В.Д. Шадриковым и др. Проблема создания условий для развития одаренности была раскрыта в трудах Б.Т. Лихачева. В рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» разработана «Рабочая концепция одаренности» (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков и др.).
Следует отметить, что для жизни и работы в информационном обществе одаренный школьник - будущий исследователь, должен быть подготовлен к поиску, быстрому адекватному восприятию и обработке больших объемов информации, в том числе и на иностранном языке. Поэтому формирование иноязычной (английской) культуры для одаренных детей с использованием ИКТ и других средств иноязычного образования является актуальной задачей, особенно в условиях развитой технической базы образовательных учреждений в предметной области «иностранный язык». В соответствие с этим использование дистанционных технологий, становится особенно актуальным при обучении одарённых учащихся иностранному языку. Дистанционные технологии позволяют быстро передавать учебную информацию в любую точку земного шара, тем самым, повышая активность познавательную деятельность школьников в рамках учебного предмета, особенно иностранного языка (появляется реальная возможность постоянного общения с носителями языка).
При построении дистанционного курса для школьников, необходимо учитывать, что он должен быть согласован с используемой учителем рабочей программой и свободно интегрироваться в действующий учебник для возможности смешанного обучения. Кроме того, при разработке дистанционных учебных курсов необходимо четко ориентироваться на возраст потенциальных обучаемых. Стиль изложения, иллюстрирование курса, отбор содержания, задания, вся организация процесса обучения определяются
возрастными особенностями учащихся. И, наконец, при разработке учебных курсов должна обязательно учитываться технологическая основа обучения. Весь материал, размещенный на сервере, должен быть соответствующим способом структурирован, иллюстрирован мультимедийными файлами, что в значительной степени может облегчить усвоение и осмысление материала. При обучении иностранному языку актуально использование видеоконференцсвязи и сетевых сервисов для организации интерактивной дискуссии и эффективной обратной связи обучаемого с преподавателем.
Многие исследователи (Е.С. Полат, А.В. Хуторской и др.) отмечают, что в настоящее время недостаточно хорошо зарекомендовавших себя и проверенных на практике методик организации дистанционного обучения английскому языку одаренных школьников. Имеющиеся дистанционные учебные ресурсы по английскому языку несовершенны и не отражают специфики учебной деятельности одаренных учащихся по усвоению содержания данного предмета, а включенные элементы контроля, предполагают лишь фиксирование результата без диагностики процесса усвоения учебного содержания. В соответствие с этим разработка дистанционного курса английскому языку становится актуальной задачей.
В программе дистанционного обучения школьников иностранному языку должны присутствовать несколько функций, которые обеспечат интерактивность:
- уроки-чаты с преподавателем;
- форум, где можно обсудить различные аспекты темы, в том числе с носителями языка;
- наличие разработанных творческих заданий, требующих не только углубленных знаний по предмету, но и творческих способностей учащихся;
- возможность проверки письменных и устных заданий в режиме on-line;
- встроенный в программу дистанционного обучения табель успеваемости, позволяющий учащимся корректировать свой индивидуальный темп обучения.
При создании курса для одаренных учащихся можно использовать две стратегии - ускорение обучения и его расширение. На наш взгляд, вторая стратегия является более продуктивной: за счет дополнительных занимательных материалов становится возможно развивать языковую активность учащихся и формировать у них познавательный интерес к иностранному языку.
Все вышесказанное определило, что обучение одаренных детей английскому языку с использованием дистанционных технологий может быть улучшено, за счет того, что будут обеспечены[3]:
1) вербальная коммуникация на естественном языке, реализуемая в форме диалогового взаимодействия учащегося с компьютером, преподавателем, а также носителями языка;
2) создание коммуникативно ориентированных ситуаций общения на изучаемом языке;
3)обеспечение инструмента информационной поддержки (поиск, обработка, хранение и передача информации) деятельности учащегося;
4) формирование прочных грамматических навыков на этапах введения, тренировки и применения учебного материала.
Разработанный курс рассчитан на учащихся 7 класса и старше. Он состоит из 6 модулей, изучение каждого из которых предполагает не менее 4 часов. В задачи курса входит
- систематизация знаний по грамматике английского языка;
- развитие элементов информационной культуры, связанных со способностью анализировать, синтезировать, структурировать,
- систематизировать и моделировать учебную информацию;
- развитие креативных способностей и готовности их использовать для оригинального решения учебных задач;
- формирование навыков работы со страноведческими и неадаптированными текстами по английскому языку;
- расширение кругозора школьников, по средствам изучая различных стран и их обычаев.
Курс носит интегративный характер, основывается на межпредметных связях иностранного языка, истории и ИКТ. В результате изучения курса «English to enjoy» ученик должен уметь:
- преобразовывать информацию, содержащуюся в тексте, к наиболее оптимальному виду с точки зрения доступности и наглядности;
- вести краткие записи прослушанного с опорой на ключевые слова;
- читать и пересказывать тексты страноведческого характера;
- готовить выступление на английском языке;
- сопоставлять реалии родной и иноязычной культуры;
- выделять в учебном материале темы и вопросы;
- использовать универсальное программное обеспечение для решения задач курса;
- обосновывать и защищать свою позицию при беседе. знать:
- языковые нормы изучаемого языка;
- лексику по заявленным темам курса;
- возможности иностранного языка как средства получения информации и коммуникации.
Электронным ресурсом для разработки элементов курса послужила платформа Moodle, позволяющая в удобной для преподавателя и учеников форме организовать взаимодействие и совместное прохождение курса. Изучение данного дистанционного курса предполагает три этапа.
Первым является этап предварительной работы, в процессе которого проводится входное анкетирование на выявление уровня сформированности коммуникативных способностей учащихся, а также практическая работа,
предполагающая знакомство пользователя со всеми блоками курса и редактирование страницы со своим профилем.
Второй этап является основным и предполагает изучение пяти тематических модулей. Третий этап - практико-ориентированный, предполагает отработку полученных знаний в процессе диалогов с другими учащимися и преподавателем, а также проверка приобретенных иноязычных компетенций с помощью грамматических тестов на знание и тренировку основных времен в английском языке. Оценка за правильно выполненный тест учитывается при выставлении итоговой оценки за модуль.
В соответствие с этим в первом модуле курса «Enjoy English» содержится инструкция по работе с курсом, информация о платформе Moodle и её возможностях, входная анкета, а также блок для вопросов, которые можно задать в случае необходимости, отчетность по модулю заключается в правильной регистрации на платформе, а также эссе по определенной теме (см. рис. 1).
^ План работы по модулю ^ Как работать в среде Моос11е? ^ Начало работы с курсом
Что такое английский язык дпя тебя? ^ Эссе "Роль английского языка в вашей жизни" Л ЧАБО
Рис. 1. Содержание первого модуля курса «Enjoy English»
Остальные 5 модулей, направлены на изучение наиболее важных тем школьного курса иностранного языка и приобретение необходимых универсальных учебных действий согласно ФГОС. В каждом модуле присутствует план работы, занимательные материалы по теме, теоретический материал, который завершается короткими практическими заданиями на понимание темы. Занимательные материалы могут представлять собой различные мультимедийные материалы - презентации, видео, отрывки из современных фильмов и телепередач, а также задания творческого характера -разработать экскурсию, снять рекламный ролик, составить словарь, подобрать перевод пословицы, перевести в форме стихотворения и др.
Кроме того, в каждом модуле присутствует грамматический тест на знание и тренировку основных времен в английском языке, а также конкретные практические задания на отработку основных языковых компетенций (см. рис. 2).
Traditions and Holodays
^fj План рэ5-ЕТ=- пи Модулю ф Впд&оролик l-folid нуа ^ ThE NATIONAL HOLIDAYS IN THE USA 7" Present Ftrfta зпй Fast Sinn;:!?: И Whöt is уош favorite h Dtiday? FsSc-э^ TSrTpj^t
Рис. 2. Пример содержания модуля дистанционного курса «Enjoy English»
Связь с учителем осуществляется непосредственно через систему связи, встроенную в Moodle, кроме этого в каждом модуле есть Чат или Форум по определенной тематике, активность в этих элементах курса, оценивается как самим преподавателем, так и остальными учащимися.
Таким образом, разработанный курс «Enjoy English» представляет изучение основных тем курса английского языка на более глубоком уровне на основе использования интерактивных технологий обучения и занимательных заданий, что вполне соответствует требованиям к обучению одаренных детей и реализации ФГОС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие/ Е.С. Полат, М.И. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://минобрнауки.рф/документы/4106 (Дата обращения: 06.02.2016).
3. Зырянова Е.В., Мащенко М.В. Основные направления использования дистанционных технологий при обучении одаренных детей иностранному языку. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/462/4777 (Дата обращения: 06.02.2016).
4. Лапенок М.В. Дистанционные технологии как средства интеграционного взаимодействия образовательных учреждений// Образование и наука. 2007. №6. С. 93-98.
5. Работа с одаренными детьми в системе дистанционного обучения. [Электронный ресурс]. URL: http: //nsportal. ru/ sites/default/files /2013/12/distantsionnoe obuchenie.doc (Дата обращения: 15.02.2016).
6. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] - URL: https://dob. 1 september.ru/article.php?ID=200501015 (Дата обращения: 10.02.2016).
7. Ридецкая О.Г. Психология одаренности: учебно-практическое пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2010.
8. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способности к иностранным языкам [Электронный ресурс]. URL: http: //cyberleninka. ru
/article/n/slagaemve-lingvisticheskov-odarennosti-i-sposobnostev-k-inostrannvm-уагукат (дата обращения: 10.02.2014).