УДК 372.016:51+ 37.0
М. Ф. Борик
аспирант кафедры геометрии
и методики обучения математике
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный
педагогический университет»
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В данной статье автор излагает суть дистантных технологий и приводит примеры применения элементов дистанционных технологий в обучении математике и методике обучения математике студентов очного и заочного отделений факультета начальных классов. Особо отмечается важность самостоятельной деятельности в профессиональной подготовке учителя: что познается самостоятельно, сознательно, мотивированно, обеспечивает более высокий уровень развития.
Ключевые слова: математика, обучение, дистанционные технологии, методика, младшие школьники.
Общеизвестно утверждение о том, что нельзя научить, можно научиться. Действительно, то, что познается самостоятельно, сознательно, мотивированно, обеспечивает более высокий уровень развития. Особенно важна самостоятельная деятельность в профессиональной подготовке учителя, в частности в подготовке будущего учителя начальной школы к обучению младших школьников математике. Ведь ни одна профессиональная компетенция [3] не может быть выработана вне самостоятельной познавательной деятельности и личностной активности.
Однако традиционное изучение математики и методики обучения математике, организационно представленное лекционными, семинарскими и лабораторно-практическими занятиями, предоставляет студенту очень мало возможностей для такой деятельности и активности. Он со школьной скамьи
45
привык, что при изучении математики ему вначале дают информацию, организуют овладение заданными образцами, а для самостоятельного выполнения предлагают тренировочные задания, изредка нестандартные и творческие. При этом его участие в выборе содержания и организации собственного учения либо отсутствует, либо минимально. Вузовское обучение, согласно современным подходам, в том числе заложенным в ФГОС, должно быть ориентировано на другой тип учения, при котором обучающийся является инициатором своей учебно-познавательной деятельности, ответственным за ее результаты.
Одной из моделей обучения, обеспечивающей максимальную самостоятельность и в то же время достаточно высокий уровень управляемости учебным процессом, являются дистанционные (дистантные -А. Ж. Жафяров [5]) технологии обучения (дистанционные образовательные технологии).
Основной целью внедрения дистанционных технологий обучения является повышение уровня качества и доступности образования. Дистанционные технологии образования во много раз повышают эффективность самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов и позволяют получить качественное образование вне зависимости от физической возможности проводить достаточно большое время в учебном заведении.
По способу доставки информации выделяют кейс-технологии, сетевые технологии и ТУ-технологии дистанционного образования. Внедрение дистанционных технологий в процесс обучения обычно начинают с использования кейс-технологии. Применение любой технологии требует создания соответствующего информационного обеспечения и разработки способов и средств взаимодействия обучающего и обучаемых [2].
Создание информационного обеспечения для реализации дистантного обучения будущих учителей начальной школы математике и методике обучения математике - очень важная и ответственная задача, которая представлена в работе [5]. Сложность создания такого информационного обеспечения заключается в принципиальной открытости системы педагогических, в том числе методико-математических, знаний, их постоянной изменчивости, наличии множества различных подходов и различных реализаций одного и того же подхода. В рамках нашего
исследования мы сосредоточились на разработке материалов системы заданий, ядро которой составляют задания смыслообразующего характера.
С внедрением дистанционных технологий у студента появляется возможность интерактивного взаимодействия с преподавателем в режимах on-line и off-line (форумы, чаты, электронная почта, электронные семинары, видео-конференции), что способствует своевременному получению студентами консультации по возникающим вопросам и оперативному доступу к информации, находящейся в электронном виде или размещенной в сети Интернет. Для организации обучения, полностью строящегося на основе дистанционных технологий с технической точки зрения необходимы единая локальная внутривузовская сеть, объединяющая между собой кафедры, деканат, библиотеку, компьютерные классы с выходом в Интернет, и наличие компьютера с доступом в Интернет у студентов.
В связи с переходом на качественно новый уровень образования изменяется взгляд на характер процесса обучения, в частности на содержание деятельности преподавателя и студента - педагогической деятельности и деятельности учения. Задача преподавателя математики и методики обучения математики - показать место математической и методико-математической подготовки в профессиональной компетентности учителя начальной школы, задать установку на личностно ориентированный подход к учебно-познавательной деятельности, обеспечить направленность информационных и организационных материалов на реализацию соответствующих методологических позиций. Задача студента - полностью самостоятельно строить свое обучение. Преподаватель в таком обучении не тот, кто учит, а тот, кто помогает учиться. Задачами преподавателя являются оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, подготовка учебно-методических комплексов, которые должны быть электронными, но могут также дублировать часть информации на бумажных носителях для удобства обучающихся.
Электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам разрабатываются преподавателями вуза. Они должны строиться на основе модульного принципа с использованием гипертекстового представления информации и удобной навигации для обеспечения оперативного доступа к интересующей студента именно в данный момент информации.
Каждому студенту должен быть представлен комплект учебно-методических материалов в печатном и (или) электронном виде,
включающий программу учебной дисциплины, методические рекомендации, учебник по дисциплине (при отсутствии - учебное пособие, полный курс лекций), практикум или практическое пособие, учебные пособия и задачники, тестовые материалы для самоконтроля и итогового контроля. В качестве дополнительной литературы можно использовать справочные издания, словари, хрестоматии, периодические, отраслевые и общественно-политические издания в электронном виде, а также ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы.
При очном обучении математике и методике обучения математике самостоятельную работу студентов также можно организовать на принципах дистанционного обучения. Опыт такого обучения и теоретические исследования проведены, в частности, в Новосибирском государственном педагогическом университете под руководством А. Ж. Жафярова задолго до массового распространения идей такого обучения в педагогической среде на материале обучения геометрии студентов математического факультета (Жафяров, А. Ж., Дмитриева А. В. и др.).
В системе дистанционного обучения математике и методике обучения математике на основе информационно-коммуникационных технологий значительно расширяются источники информации, т.к. будущие учителя начальных классов получают возможность знакомиться с обучающими программами для начальной школы, с тестирующими системами и с информационными базами данных. Использование дистанционных технологий приводит к увеличению доли самостоятельной работы в организации учебного процесса. Фактически речь идет о самостоятельной работе студентов с теоретическим (лекционным) материалом, о текущем и промежуточном самоконтроле, о выполнении студенческой исследовательской работы, о подготовке к семинарским или практическим работам, о работе с компьютерными тренажерами и имитационными моделями и т.д. При полном методическом обеспечении учебной дисциплины доля самостоятельной работы может составлять более двух третей семестровой учебной нагрузки студента.
В условиях очной или заочной формы обучения на первых занятиях по математике и методике преподавания математики студентам рекомендуются списки электронных адресов сайтов и порталов по данным дисциплинам, чтобы они ознакомились с их содержанием, структурой, функциями и сервисами для поиска информации в сети Интернет. При
выполнении специальных заданий в компьютерном классе будущие учителя начальных классов знакомятся с эффективными способами организации запросов, включающими поиск информации не только по ключевым словам, но и по атрибутам (например, предметная область, тип материала, уровень образования, характер аудитории и др.).
Следует отметить, что у студентов, обучающихся дистанционно и общающихся письменно только через электронную почту, возникают определенные трудности, т.к. преподаватель не всегда имеет возможность увидеть и указать на ошибки, которые допускают студенты при выполнении заданий, понять истоки этих ошибок. Усугубляются проблемы «студентов-дистанционщиков» низким уровнем компьютерной грамотности большинства из них. В связи с этим на первых этапах внедрения дистанционных технологий необходимы курсы, повышающие этот уровень.
Важную роль в решении названной выше проблемы мы видим в создании методических рекомендаций для индивидуальной работы студентов по изучению конкретной дисциплины, включающих вопросы и положения, на которые необходимо обратить особое внимание, и анализе типичных ошибок, допускаемых другими студентами. В качестве дополнительных средств можно использовать возможности форумов и чатов для обсуждения проблем и обмена мнениями между студентами и преподавателями, включая групповые и коллективные формы работы.
Как показывает практика, при организации самостоятельной работы в системе дистанционного обучения или с использованием возможностей таких технологий при изучении математических и методических дисциплин будущими учителями начальных классов важное место занимают структурная организация учебного материала и используемые методы обучения. На первых консультациях преподавателю часто приходится проводить работу по ознакомлению студентов с различными эффективными приемами работы с текстами и источниками информации. Для этого студентам или группе студентов выдаются специальные задания, при выполнении которых они учатся не только самостоятельно приобретать знания, но и общаться с преподавателем и другими участниками процесса обучения, используя возможности сети Интернет.
Для контроля успешности освоения дисциплины используются различные формы, включая системы тестов, лабораторных, практических и творческих работ, результаты выполнения которых могут быть представлены
на специальных «личных» страничках студентов в системе дистанционного обучения или отправлены по электронной почте. Система тестирования позволяет студенту осуществлять самоконтроль и коррекцию собственного уровня знаний при изучении дисциплины (при выполнении тестов для самоконтроля студентам предоставляются обычно от трех до шести попыток, имеется возможность просмотреть результат выполнения теста с указанием правильных и неправильных выборов вариантов ответов).
Оценить успеваемость студентов по самостоятельному изучению и выполнению практических заданий по математике и методике преподавания математики преподаватель может в ходе компьютерного тестирования. Современные средства тестирования позволяют ему без особых усилий и затрат времени разрабатывать собственные тестовые материалы для текущего, промежуточного и итогового контроля. По итогам изучения каждого модуля должен проводиться опрос студентов с целью выявления пожеланий и замечаний к качеству дистанционного курса и организации процесса обучения.
Для координации работы студентов в системе дистанционного обучения математике и методике обучения математике необходимо также предусмотреть следующие формы организации самостоятельного изучения дисциплины:
- использование печатных и электронных учебно-методических комплексов с доступом в системе дистанционного обучения или распространяемых на СБ-дисках;
- обмен файлами в режиме электронной почты или с помощью стандартных средств системы дистанционного обучения;
- использование различных мультимедийные средств обучения и сетевых ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет;
- построение учебного процесса таким образом, чтобы преподаватель имел возможность систематически на протяжении всего курса отслеживать, корректировать, контролировать и оценивать деятельность студентов.
Наш опыт использования даже элементов дистанционных технологий в обучении математике и методике обучения математике студентов очного и заочного отделений факультета начальных классов показал значительное повышение эффективности самостоятельной работы студентов в соответствии с целями изучаемой дисциплины, позволил более
50
дифференцированно учитывать индивидуальные особенности обучаемых. При совершенствовании опыта применения дистанционных технологий постепенно создаются условия для построения студентами индивидуальной образовательной траектории по изучению дисциплины в рамках учебного плана специальности и на основе индивидуального учебного плана. Становится очевидным, что овладение компонентами профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов во многом зависит от готовности осваивать и использовать в своей учебной и профессиональной деятельности новые методы, формы и средства обучения, в том числе на базе информационно-коммуникационных технологий.
Список литературы
1. ГОСТ 7.60-2003 (термины и определения для компонент УМК)
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2005. - 272 с.
3. ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
4. Царева С. Е. Математика и методика обучения математике младших школьников: авторская программа курса: методические указания по ее реализации. Новосибирск: НГПУ, 2003. 132 с.
5. Царева С. Е. Учебно-дидактический комплекс как необходимое условие эффективности и качества профессиональной подготовки студентов // Начальная школа. -2005. - № 7. - С. 3 - 6.