1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]
УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-7-10-17
ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А.М. Кузьмин, М.Ф. Шарипов, С.В. Бренч, В.К. Миловидов
Представлены результаты анализа научной литературы и педагогического
опыта по проблеме реализации образовательного процесса студентов вуза физической
культуры в дистанционном формате. Отражены результаты опроса студентов и
преподавателей вуза физической культуры об их оценке использования дистанционной
формы обучения в качестве полноценной замены традиционного образования.
Ключевые слова: дистанционное образование, студенты вуза физической
культуры.
DISTANCE FORMS OF EDUCATION Кузьмин Андрей Михайлович, д-р пед. наук,
WITH STUDENTS OF THE UNIVERSITY проф., [email protected], Россия, Челябинск, Ураль-
OF PHYSICAL CULTURE: PROBLEMS ский государственный университет физической культуры,
AND PROSPECTS Шарипов Марат Фоатович, канд. пед. наук,
доц., [email protected], Россия, Челябинск, Уральский
Kuzmin A.M., doctor of pedagogical sci- государственный университет физической культуры,
ences, professor, [email protected], Rus- Бренч Светлана Викторовна, канд. пед. наук,
sia, Chelyabinsk, Ural State University of доц., [email protected], Россия, Челябинск, Уральский
Physical Culture, государственный университет физической культуры,
Sharipov M.F., candidate of pedagogical sci- Миловидов Виктор Константинович, проф.,
ences, associate professor, girewik1987@ [email protected], Россия, Челябинск, Уральский
bk.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State Uni- государственный университет физической культуры
versity of Physical Culture,
Brench S.V., candidate of pedagogical sci- Последние годы поставили перед
ences, associate professor, [email protected],
Russia, Chelyabinsk, Ural State University of современной системой образования но-
Physical Culture, вые задачи, одной из которых является
Milovidov V.K., professor, timgiop-chair@ обеспечение образовательного процесса
uralgufk.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State
University of Physical Culture без снижения его эффективности в дис-
танционном формате. За время работы в
The results of the analysis of scientific litera-
ture and pedagogical experience on the prob- таком формате преподавателями накоп-
lem of the implementation of the educational лен значительный опыт применения раз-
process of students of a higher educational личных форм, методов, средств и педаго-
institution of physical culture in a distance
format are presented. The article reflects the гических приемов, что требует научно-
results of a survey of students and teachers of методического осмысления. Анализ на-
a higher educational institution of physical учных публикаций в этом направлении
culture about their assessment of the use of
distance learning as a full replacement for the позволяет констатировать усиление на-
traditional form of education. учного поиска [1, 2, 7, 9, 10]. Однако на
Key words: distance education, students of a данный момент проблемы и перспективы
higher educational establishment of physical использования дистанционных образова-
culture. тельных форм в подготовке студентов
вуза физической культуры (в том числе и после пандемии COVID-19)
10
2
Физическая культура [Physical culture]
остаются раскрыты не в полной мере. Это определило выбор темы данного
исследования.
Цель исследования – выявить проблемы и перспективы использова-
ния дистанционных форм работы со студентами вуза физической куль-
туры.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось на
основе анализа педагогического опыта, содержания научных публикаций,
результатов опроса студентов и преподавателей вуза физической куль-
туры. Опрос проводился удаленно при помощи онлайн-сервиса «гугл-
формы» и был направлен на выявление оценки со стороны студентов
эффективности, проблем и перспектив использования дистанционных
форм работы в образовательном процессе.
Результаты исследования и их обсуждение. Под дистанционной
формой обучения подразумевается организация образовательного про-
цесса в условиях удаленности обучающего и обучаемого посредством ис-
пользования информационно-коммуникационных технологий (чаще всего
– интернет-ресурсов).
Проблема эффективного использования дистанционных форм
работы в образовательном процессе не является новой. Активность ее рас-
смотрения нарастала по мере распространения сети Интернет и, в частно-
сти, социальных сетей. Попытки организации дистанционного обучения с
разной степенью успешности нередко предпринимали высшие учебные
заведения, используя в качестве образовательной платформы сайт вуза или
сторонние ресурсы (в том числе и социальные сети). В литературе рас-
смотрены различные аспекты данного процесса. Так, А.А. Парабина в
2011 г. писала о роли социальных сетей в дистанционном обучении педа-
гогов, отмечая, что работа над созданием курсов дистанционного обучения
способствует самообразовательной деятельности как обучающихся, так и
обучающих [8]. Вопросы мотивации обучающихся при работе в дистанци-
онном формате рассматривал в своем исследовании С.В. Дацков [5]. Воз-
можности и перспективы использования дистанционных технологий для
работы с одаренными детьми отражены в работе Н.В. Долуденко, С.Н. Ко-
таевой и Е.А. Рудной [6]. Отмечены публикации в «допандемический» пе-
риод, затрагивающие использование дистанционных форматов и в различ-
ных аспектах образовательного процесса в сфере физической культуры и
спорта (например, олимпийского образования) [3, 4, 12]. В целом можно
констатировать, что и до того, как пандемия COVID-19 превратила дис-
танционный формат из опционального в необходимый, рассматриваемая
тематика в различных аспектах изучалась уже достаточно широко, в том
числе и в диссертационных исследованиях (Э.В. Самойленко, 2004,
М.А. Евдокимов, 2006, О.М. Горева, 2008, И.В. Холодкова, 2009, Р.Р. На-
сибуллов, 2010 и др.).
11
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]
Таким образом, до временного вынужденного перехода на дистан-
ционный формат обучения существовали объективные технические и
научно-методические предпосылки его реализации как в качестве допол-
нительной формы, так и в качестве возможной альтернативы традицион-
ному образованию.
Начиная с 2020 г. из-за пандемии коронавируса COVID-19 образо-
вательные учреждения стали массово переходить на дистанционные
формы обучения. Это отразилось и на характере научно-методического
поиска. Сегодня каждый преподаватель вуза (да и педагог в целом) имеет
значительный (зачастую весьма негативный) опыт использования дистан-
ционных форм в образовательном процессе, который нуждается в осмыс-
лении и обобщении. Анализ материалов в открытой печати на портале
eLibrary.Ru выявил более 3000 публикаций по соответствующему запросу.
Ряд публикаций рассматривает и различные аспекты преподавания физ-
культурно-спортивных дисциплин [1, 2, 7, 9, 10]. Работы носят, как пра-
вило, поисковый характер, что свидетельствует об актуальности данного
вопроса.
В ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физиче-
ской культуры» (УралГУФК) в период перехода на дистанционную форму
работы использовались следующие платформы:
– портал образовательных услуг Tandeme-learning;
– сервис для организации видеоконференций Zoom;
– корпоративная почта;
– личные электронные почты и странички в социальных сетях.
Для оценки опыта использования дистанционных форм работы со
студентами вуза физической культуры был организован и проведен соот-
ветствующий опрос среди студентов и преподавателей. В опросе приняли
участие 60 студентов, обучающихся в УралГУФК, а также 20 преподавате-
лей, работающих с данными студентами. Формулировки вопросов для сту-
дентов и преподавателей несколько отличались. Рассмотрим полученные
результаты.
Результаты ответов на вопрос: «Какие формы дистанционного обу-
чения являются для вас наиболее удобными?» были следующими: 62 %
студентов считают наиболее удобной формой видеоконференцию (эта
форма в наибольшей степени приближена к традиционному обучению, так
как позволяет осуществлять интерактивное обучение с достаточно высо-
кой скоростью реагирования), 17 и 20 % респондентов выделили в каче-
стве удобных форм размещение заданий на интернет-порталах и в чатах
соответственно.
Среди преподавателей распределение результатов ответа на вопрос
о предпочтительных формах реализации оказалось примерно таким же:
60 % выбрало форму видеоконференций, 25 % – размещение заданий с
последующей проверкой и 15 % – чаты.
12
4
Физическая культура [Physical culture]
На вопрос: «Какие ресурсы для дистанционного обучения являются
для вас наиболее удобными?» студенты дали следующие ответы: 50 %
выбрало сервис для организации видеоконференций Zoom, 25 % – соци-
альные сети, 22 % – портал образовательных услуг Tandeme-learning, 3 %
респондентов отметили возможность использования гугл-сервисов. На
данный момент этот ресурс студентами и преподавателями вуза освоен
недостаточно, однако имеет большой потенциал для использования в дис-
танционных формах образования, что отмечалось в научных публикациях.
Среди преподавателей сервис для организации видеоконференций
Zoom выбрало 66 % респондентов, 15 % – портал образовательных услуг
Tandeme-learning, 10 % – возможность использования гугл-сервисов и 9 %
– социальные сети.
Респондентам был задан вопрос о том, хотели бы они продолжить
работу только в дистанционном формате. В этом отношении подавляющее
большинство выбрало отрицательные варианты (86 % студентов и 90 %
преподавателей). В контексте данного вопроса также было выявлено,
какую роль респонденты отводят для дальнейшего использования дистан-
ционного формата обучения. 70 % студентов и 60 % преподавателей убеж-
дены, что дистанционного формата в дальнейшем будет больше, но он
останется на уровне дополнительной формы для работы со студентами
заочного обучения, студентами-спортсменами высокого класса, обучаю-
щимися по индивидуальному графику, с задолжниками по учебным дис-
циплинам и в качестве основы для самообразовательной деятельности.
Однако 20 % респондентов среди студентов и преподавателей предполо-
жили, что дистанционный формат со временем полностью заменит тради-
ционные образовательные формы или, по меньшей мере, станет полноцен-
ной альтернативой традиционному формату.
Результаты ответа на следующий вопрос, впрочем, позволяют под-
вергнуть сомнению такие перспективы дистанционного образования сту-
дентов вуза физической культуры. На вопрос: «С какими проблемами вы
столкнулись в процессе дистанционного обучения?» студенты чаще всего
называли следующие:
– недостаток живого общения;
– технические проблемы;
– очень большой объем самостоятельной работы;
– снижение индивидуальной работы со стороны преподавателей;
– снижение собственной мотивации.
Преподаватели же выделили следующие проблемы:
– невозможность полноценного обучения на дисциплинах физкуль-
турно-спортивной направленности;
– низкая познавательная активность и учебная мотивация студен-
тов;
13
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]
– сильное уменьшение арсенала возможных педагогических прие-
мов и воспитательных функций образовательного процесса;
– возрастание объема работы для преподавателя;
– низкая учебная дисциплина (особенно на поточных лекционных
занятиях);
– технические проблемы;
– недостаток живого общения.
При этом 66 % респондентов как среди студентов, так и среди пре-
подавателей отметили, что вуз в целом оказался технически готовым к
реализация образовательного процесса и быстро отреагировал на изме-
нившиеся экстремальные условия.
Подводя итог результатам опроса, нужно отметить, что преобла-
дающим мнением по поводу обобщения опыта дистанционной работы в
вузе физической культуры как среди студентов, так и среди преподавате-
лей является скептическая оценка такого формата как перспективной пол-
ноценной замены традиционной образовательной формы. Перечисленные
проблемы, особенно названные преподавателями (нежелание продолжать
учебу и работу в таком формате), свидетельствуют о том, что в ближайшее
время даже с учетом развития программного обеспечения и информацион-
ных технологий дистанционный формат обучения студентов физкультур-
ных вузов может быть заменой традиционной форме только вынужденно.
В естественных же условиях такой формат в ближайшее время останется в
роли дополнительной формы.
Заключение. Анализ научных публикаций позволил выявить два
периода научно-методического поиска содержания и условий реализации
образовательного процесса в дистанционном формате. К первому периоду
относится период до 2020 г., когда развитие педагогической мысли в дан-
ном направлении осуществлялось естественным путем по мере совершен-
ствования информационных технологий и роста скорости жизни человека.
Однако рассматриваемый формат позиционировался главным образом как
ресурс для самообразовательной деятельности, дополнительная образова-
тельная форма или альтернатива традиционной форме образования, но не
как ее полная замена. Период с 2020 г. характеризуется вынужденным
временным массовым переходом к дистанционной форме образования, что
привело к накоплению опытных данных в этом отношении и отразилось на
характере научно-методического поиска, затрагивающего в том числе и
студентов вуза физической культуры.
Проведенный среди студентов и преподавателей УралГУФК опрос
выявил, что преобладающим мнением по поводу обобщения опыта дис-
танционной работы в вузе физической культуры является скептическая
оценка такого формата как перспективной полноценной замены традици-
онной образовательной формы. Особенно это касается физкультурно-спор-
14
6
Физическая культура [Physical culture]
тивных дисциплин. Можно сделать вывод, что в ближайшее время даже с
учетом развития программного обеспечения и информационных техноло-
гий дистанционный формат обучения студентов физкультурных вузов
может быть заменой традиционной форме только вынужденно. В естест-
венных же условиях такой формат в ближайшее время останется в роли
дополнительной формы. Однако накопленный опыт позволит системе
образования в будущем легче и быстрее реагировать на новые вызовы,
обусловленные как возможными негативными явлениями, так и достиже-
ниями научно-технического прогресса.
Список литературы
1. Аладинская И.А. Преподавание физической культуры в условиях
дистанционного обучения // Актуальные исследования. 2020. № 16 (19).
С. 73–76.
2. Артамонов А.Б. Проблематика организации дистанционной
формы занятий элективными дисциплинами по физической культуре и
спорту // Вопросы педагогики. 2020. № 8–2. С. 9–12.
3. Галимов А.М., Ботова Л.Н., Назаренко А.С. Интеграция учебного
процесса и спортивной подготовки в вузе спортивного профиля в Россий-
ской Федерации // Теория и практика физической культуры. 2019. № 10.
С. 43.
4. Галимов А.М., Ботова Л.Н., Филиппов И.В. Содержательная ин-
теграция учебного процесса и спортивной подготовки: концептуальные
основы и опыт реализации // Физическая культура и спорт. Олимпийское
образование: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Изд-во
КГУФКСТ, 2019. С. 41–43.
5. Дацков С.В. Мотивация познавательной деятельности при обу-
чении средствами дистанционных образовательных технологий по заочной
форме // Вестник Костромского государственного университета им.
Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 2. С. 390–391.
6. Долуденко Н.В., Котаева С.Н., Рудная Е.А. Дистанционные
олимпиады как форма работы с одаренными детьми // Сборники конфе-
ренций НИЦ Социосфера. 2015. № 17. С. 82–83.
7. Ермакова Е.Г. Методы и технология электронного дистанцион-
ного обучения в вузе по дисциплине физическая культура // Международ-
ный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6–1 (45). С. 102–
106.
8. Парабина А.А. Социальные сети как форма дистанционного обу-
чения педагогов // Информация и образование: границы коммуникаций.
2011. № 3 (11). С. 94–95.
9. Перспективы использования дистанционной системы обучения
при реализации образовательного процесса дисциплин по физической
15
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]
культуре и спорту / А.В. Агеевец [и др.] // Ученые записки университета
имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 3–9.
10. Сбитнева О.А. Актуальные проблемы дистанционного обучения
по дисциплине «Физическая культура» на ступени высшего образования //
Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 7–1
(46). С. 63–66.
11. Усачев Н.А., Сурнин Д.И. Организация дистанционного обуче-
ния в вузах по циклу дисциплин «Физическая культура и спорт» в усло-
виях пандемии // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
2020. № 7 (185). С. 414–422.
12. Шарипов М.Ф. Анализ научно-методической базы самообразо-
вательной деятельности в области олимпийского образования // Научно-
спортивный вестник Урала и Сибири. 2016. № 1 (9). С. 73–79.
References
1. Aladinskaya I.A. Prepodavanie fizicheskoj kul'tury v usloviyah distancionnogo
obucheniya [Teaching physical culture in the context of distance learning] // Aktual'nye issle-
dovaniya [Actual research]. 2020. No. 16 (19). P. 73–76.
2. Artamonov A.B. Problematika organizacii distancionnoj formy zanyatij elektiv-
nymi disciplinami po fizicheskoj kul'ture i sportu [Problems of the organization of distance
form of training in elective disciplines in physical culture and sports] // Voprosy pedagogiki
[Questions of pedagogy]. 2020. No. 8–2. P. 9–12.
3. Galimov A.M., Botova L.N., Nazarenko A.S. Integraciya uchebnogo processa i
sportivnoj podgotovki v vuze sportivnogo profilya v Rossijskoj Federacii [Integration of the
educational process and sports training in a sports university in the Russian Federation] //
Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 10.
P. 43.
4. Galimov A.M., Botova L.N., Filippov I.V. Soderzhatel'naya integraciya ucheb-
nogo processa i sportivnoj podgotovki: konceptual'nye osnovy i opyt realizacii [Content inte-
gration of the educational process and sports training: conceptual foundations and implemen-
tation experience] // Physical culture and sport. Olympic education: materials of the Intern.
scientific-practical conf. Krasnodar: Publishing house KSUFKST, 2019. P. 41–43.
5. Dackov S.V. Motivaciya poznavatel'noj deyatel'nosti pri obuchenii sredstvami
distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij po zaochnoj forme [Motivation of cognitive activ-
ity in teaching by means of distance educational technologies in correspondence form] //
Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova [Bulletin of the
Kostroma State University named after ON THE. Nekrasov]. 2009. V. 15 No. 2. P. 390–391.
6. Doludenko N.V., Kotaeva S.N., Rudnaya E.A. Distancionnye olimpiady kak
forma raboty s odarennymi det'mi [Distance Olympiads as a form of work with gifted child-
ren] // Sborniki konferencij NIC Sociosfera [Proceedings of conferences of the Scientific Re-
search Center Sociosphere]. 2015. No. 17. P. 82–83.
7. Ermakova E.G. Metody i tekhnologiya elektronnogo distancionnogo obucheniya v
vuze po discipline fizicheskaya kul'tura [Methods and technology of electronic distance
learning at the university in the discipline of physical culture] // Mezhdunarodnyj zhurnal
gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International journal of humanitarian and natural
sciences]. 2020. No. 6–1 (45). P. 102–106.
16
8
Физическая культура [Physical culture]
8. Parabina A.A. Social'nye seti kak forma distancionnogo obucheniya pedagogov
[Social networks as a form of distance learning for teachers] // Informaciya i obrazovanie:
granicy kommunikacij [Information and education: the boundaries of communications]. 2011.
No. 3 (11). P. 94–95.
9. Perspektivy ispol'zovaniya distancionnoj sistemy obucheniya pri realizacii obra-
zovatel'nogo processa disciplin po fizicheskoj kul'ture i sportu [Prospects for the use of a dis-
tance learning system in the implementation of the educational process of disciplines in
physical culture and sports] / A.V. Ageevec [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni
P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 4 (182).
P. 3–9.
10. Sbitneva O.A. Aktual'nye problemy distancionnogo obucheniya po discipline
«Fizicheskaya kul'tura» na stupeni vysshego obrazovaniya [Actual problems of distance
learning in the discipline "Physical culture" at the level of higher education] // Mezhdunarod-
nyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natu-
ral Sciences]. 2020. No. 7–1 (46). P. 63–66.
11. Usachev N.A., Surnin D.I. Organizaciya distancionnogo obucheniya v vuzah po
ciklu disciplin «Fizicheskaya kul'tura i sport» v usloviyah pandemii [Organization of distance
learning in universities in the cycle of disciplines "Physical culture and sport" in a pandemic]
// Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named
after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 7 (185). P. 414–422.
12. Sharipov M.F. Analiz nauchno-metodicheskoj bazy samoobrazovatel'noj deya-
tel'nosti v oblasti olimpijskogo obrazovaniya [Analysis of the scientific and methodological
base of self-educational activities in the field of Olympic education] // Nauchno-sportivnyj
vestnik Urala i Sibiri [Scientific and sports bulletin of the Urals and Siberia]. 2016. No. 1 (9).
P. 73–79.
17