ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201063 2020, № 09 (сентябрь) УДК 378.147
Дистанционное обучение студентов:
реалии и опыт
Садыкова Руна Ханифовна1
Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью анализа проблем, возникших в период обучения студентов-иностранцев в дистанционном формате, а также общей обстановкой в системе образования, при которой подготовка к новому учебному году во многом зависит от опыта предыдущего семестра, проведенного в режиме дистанционного обучения. Цель исследования - изучить возможности онлайн-обучения на различных платформах и разработать комплекс практических заданий, который можно использовать в этом формате. Для этого проводится сравнительный анализ платформ, выявляются их положительные и отрицательные стороны, определяются параметры выбора наиболее подходящей для эффективного проведения занятий. Основная проблема исследования заключается в том, что большинство преподавателей и учителей никогда не работало в удаленном формате, который требует совершенно иных подходов. Для того чтобы этот процесс проходил в наиболее комфортных условиях как для преподавателя, так и для студентов, в статье предлагаются хорошо зарекомендовавшие себя на протяжении трех месяцев работы на подготовительном факультете типы заданий и упражнений, выполнение которых наиболее приближено к традиционному аудиторному обучению - урок состоит из поэтапной отработки навыков речевой деятельности с использованием различных интерактивных материалов. Кроме того, в работе рассмотрен круг вопросов, охватывающий организационные, методические, психологические аспекты образования, а также проанализированы вопросы организации учебной деятельности на онлайн-уроке в студенческой аудитории уровней А1 - В1. Результаты исследования включают конкретные рекомендации и образцы заданий по развитию видов речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. Использованные методы: теоретические - анализ методической литературы и нормативных документов, прогнозирование результатов; практические - педагогическое наблюдение, анализ, тестирование, моделирование процесса обучения онлайн - помогают раскрыть основные проблемы и найти наиболее эффективные пути их решения при организации дистанционного обучения студентов. Для повышения мотивации к изучению русского языка и снятия напряжения в сложном формате дистанционного обучения во время занятия предлагается использовать учебные игры в онлайн-режиме; описываются некоторые внеурочные мероприятия, проведенные на факультете в период дистанционного обучения. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке практических занятий на подготовительных факультетах вузов.
Ключевые слова: обучение, цифровизация, дистанционный формат, онлайн-уроки, виды речевой деятельности, видеоконференция, игровые методики.
Поступила в редакцию Received 04.08.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 31.08.20
Принята к публикации Accepted for publication 31.08.20 Опубликована Published 30.09.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Садыкова Руна Ханифовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры довузовского преподавания РКИ ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, Россия
Введение
Постановка и актуальность проблемы. Цифровая трансформация образования перестала быть просто тенденцией, она стала реальностью. Однако, когда вузы начали переводить своих студентов на удаленное обучение, оказалось, что в России нет единой системы, которая позволила бы эффективно проводить занятия в дистанционном формате [1]. Там, где цифровизация была вызвана потребностями участников процесса образования, возникшими в «естественных» условиях (невозможность реализации традиционного формата образования), там удавалось опробовать и сориентироваться в выборе программных средств и адаптировать содержание образования. В ситуации же «экстренного» перехода на дистанционное обучение все участники образовательного процесса столкнулись с целым рядом проблем, среди которых - необходимость не только адаптации к новым технологиям, но и адаптации форм, методов и содержания образования. Министерством науки и высшего образования были разработаны «Рекомендации по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации"» [2], а также «Методические рекомендации о переводе внеучебной (воспитательной) деятельности образовательных организаций высшего образования в дистанционный режим в рамках распространения новой коронавирусной инфекции» в которые, в частности, входит:
- развитие новых онлайн-направлений студенческого творчества;
- привлечение студенческих медиацентров (при наличии) к информированию обучающихся о проводимых образовательной организацией внеучебных мероприятиях;
- создание удобной онлайн-«точки входа» для участников и зрителей проводимых образовательной организацией внеучебных онлайн-мероприятий [3].
Цель исследования заключается в необходимости изучения возможностей обучения в онлайн-формате на различных платформах и разработки комплекса заданий, который можно использовать на практических занятиях подготовительных факультетов.
Задачи исследования:
- анализ эффективности обучения в дистанционном формате;
- определение видов учебной деятельности, способствующих оптимизации он-лайн-урока;
- исследование возможных путей повышения мотивации студентов при обучении онлайн.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
В ходе исследования проводился анализ теоретических и практических разработок в сфере дистанционных форм обучения. Для того чтобы яснее представить себе существующую на сегодняшний день ситуацию в области дистанционного обучения, необходимо конкретизировать ряд терминов, которые используются в нашей работе, но при этом не имеют однозначного трактования. Так, в некоторых исследованиях проводится разграничение понятий «дистанционное обучение» и «онлайн-урок». Например, Т. А. Дьякова и Л. Е. Хворова утверждают, что главный определяющий признак онлайн-урока - это проведение его в режиме реального времени и наличие
активных форм «обучающий - обучаемый», в то время как дистанционное обучение подразумевает более широкое представление, где онлайн-урок только одна из его форм [4]. Признавая правоту этих авторов, отметим, однако, что в нашем случае подобное разграничение не имеет принципиального значения, так как в период пандемии переход на дистанционные формы изучения русского языка как иностранного в интенсивном курсе изначально подразумевал его реализацию в виде онлайн-уроков, максимально приближенных к урокам офлайн. В связи с этим в статье рассматриваются именно онлайн-уроки русского языка как иностранного, которые проводились на подготовительном факультете Московского государственного педагогического университета. На других факультетах велись как синхронные онлайн-уроки, видеоконференции, семинары в режиме реального времени, так и асинхронные дистанционные формы, когда студенты получали возможность просмотра вебинаров и лекций, размещенных на учебной платформе Moodle, в удобное для них время.
Что же касается трактования понятия «дистанционное обучение» в его широком представлении, то в этом случае использование информационно-коммуникационных технологий в обучении русскому языку как иностранному также важно для нас, так как накопленный в методической литературе на протяжении последних двух десятилетий опыт активно используется в теории и практике онлайн-уроков. В связи с этим считаем необходимым дать краткую характеристику современных подходов в этой области исследований в отечественной и зарубежной литературе. Так, М. Веллер справедливо утверждает, что электронное обучение можно использовать при обучении студентов любого уровня подготовки вне зависимости от уровня образования [5]. Аналогично оценивают возможности цифровизации в области образования и такие исследователи, как П. Свярд, К. Уайт, М. Кларо, А. Салинас, Т. Кабелло-Хатт и др. В их работах раскрывается потенциал современных технологий и важность современного уровня компьютерной грамотности специалистов различных направлений [6-8]. Таким образом, можно сделать вывод, что методисты - разработчики электронных образовательных ресурсов ориентируются прежде всего на оптимальное моделирование электронной, или виртуальной, обучающей среды. Немаловажно и то, утверждают М. Шульце и К. Шольц, что использование компьютерных технологий на сегодняшний день дает возможность собирать информацию о ходе обучения, его траектории и результатах пользователей [9]. Этот фактор актуален при анализе результатов обучения не только курса (группы) в целом, но и в оценке речевой деятельности каждого студента, что необходимо при проведении промежуточных и итоговых рейтингов для проверки знаний. Такую возможность в наших условиях дает работа на обучающей платформе Мооё1е.
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что дистанционные модели образования на сегодняшний день имеют прочную методическую базу, накоплен достаточно большой опыт их использования, существуют различные классификации и анализ эффективных методов обучения, которые можно найти, например, в публикациях А. Н. Богомолова, Н. В. Самариной и А. И. Газизовой, В. Л. Шатуновского, Е. А. Шатуновской [10-12] и многих других исследователей.
Однако следует констатировать, что весь этот богатый научно-методический опыт касается в основном асинхронных дистанционных форм обучения, в то время как онлайн-уроки до сих пор разработаны недостаточно, в чем смогли убедиться педагоги с начала обучения в дистанционном формате в связи с самоизоляцией. На это указывает и А. Г. Азимов, оценивая состояние дистанционного обучения на сегодняшний день, отмечая, что пока еще нет достаточного количества реального опыта
внедрения дистанционных технологий в практику обучения языкам [13]. Поэтому методисты продолжают поиски электронных лингводидактических методик и средств обучения, которые могут давать результаты дистанционного взаимодействия, сопоставимые с результатами традиционной формы обучения.
Важное значение в успешной работе в онлайн-формате имеет уровень подготовленности педагога. Характеризуя появившееся в связи с изменениями в процессе обучения в научно-методическом лексиконе понятие «компьютерная грамотность» по отношению к деятельности преподавателя, С. А. Дерябина и Т. А. Дьякова определяют его как «совокупность знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное проектирование электронных курсов, реализацию дистанционного и онлайн-типов обучения, организацию дистанционного взаимодействия между преподавателем и студентом» [14]. Нам видится, что именно информационная грамотность в такой трактовке является важным условием для подготовки онлайн-урока, в связи с чем многие современные исследователи уделяют большое внимание проблеме внедрения новых технологий, которые требуют постоянного повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного в области цифровизации образования.
В прошедшем учебном году преподаватели получили уникальную возможность испытать различные модели обучения с использованием различных сервисов для проведения видеоконференций, семинаров и онлайн-уроков. В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. Ю. Есенина рассматривают произошедшее как «неожиданный и вместе с тем бесценный опыт, который предоставил нам вынужденный переход на дистанционное обучение в условиях борьбы с пандемией» [15]. Это утверждение полностью согласуется с выводами А. Г. Кислова о том, что «пандемия и перспективы необходимости адаптации к ней не только популяционно, но и организационно (социокультурно) ведут к трансформации моделей, стереотипов, ориентиров поведения, отношений» [16]. Таким образом, реалии современного мира, с одной стороны, поставили перед учеными-методистами и преподавателями-практиками новые актуальные задачи, а с другой - открыли и новые возможности.
Глубокий аналитический обзор международной практики дистанционного обучения в условиях пандемии на материале 23 стран, проведенный сотрудниками федерального института развития образования Н. В. Тарасовой, И. П. Пастуховой, С. М. Пестрико-вой, позволил им сделать выводы о том, что проблема перехода на онлайн-обучение в целом не зависит от уровня социально-экономического развития и цифровизации стран, все страны в той или иной степени столкнулись с похожими трудностями при реализации учебного процесса онлайн [17]. Мониторинг российского образования также показал сложности, аналогичные общемировым. Исследователи высшей школы экономики выявили четыре группы проблем педагогов в России: проведение уроков по видеосвязи; практика пользования онлайн-ресурсами; технические проблемы; организационные проблемы. Главный вывод данного исследования прозвучал достаточно оптимистично и заключался в том, что даже те учителя, которые до массового перехода на дистанционное обучение не обладали высоким уровнем компьютерной грамотности, довольно быстро сориентировались и освоили новые формы коммуникации со своими учениками [18].
Большое внимание в дистанционном обучении имеет обратная связь. К. Сайчай и М. Росси из Центра эффективности образования Калифорнийского университета в Дэвисе предлагают педагогам, работающим в онлайн-режиме, для повышения качества обучения еженедельно проводить в группе опросы примерно такого плана:
Что вам понравилось на этой неделе?
Выполняя какие задания вы чувствуете себя более уверенно? Как вы думаете почему?
Что вам не понравилось на этой неделе?
Какие изменения в своей деятельности вы можете внести, чтобы добиться большего успеха на следующей неделе?
Как вы осуществите это изменение?
Какая поддержка со стороны преподавателя вам нужна? [19]
Надо отметить, что эта рекомендация весьма действенна, с ее помощью можно выявить слабые стороны своей работы и скорректировать учебные материалы. Таким образом удалось избежать ошибок первой недели обучения, когда количество заданий, выложенных в Moodle, оказалось слишком большим и сложным, занимало слишком много времени и приводило к повышенной утомляемости как педагога, разрабатывающего эти задания, так и студентов, что сказалось на результатах промежуточного рейтинга в группе. По результатам подобной анкеты удалось найти оптимальное количество заданий и определить наиболее их эффективные типы.
При дистанционных формах обучения в разных странах используются разные платформы. Ю. Байдак, специалист из Вены, проанализировала пять лучших обучающих платформ Великобритании, работа на которых способствует адаптации к новым парадигмам эпохи цифровых технологий [20]. К сожалению, эти платформы недоступны в нашей стране, поэтому их возможности мы оценить не можем. О необходимости расширения доступа к различным образовательным платформам указывают И. Чириков, Т. Семенова и другие, которые видят в этом процессе возможность использовать опыт и разработки в области дистанционного обучения ведущих университетов мира [21].
Проблема личностно-деятельных моделей обучения в рамках онлайн-урока также играет важную роль. Так, исследователи из Великобритании С. Пикок, Дж. Коуэн и другие считают, что для онлайн-учащихся воспитание чувства личной сопричастности может стать способом улучшения их достижений [22]. Подобные модели обучения призваны индивидуализировать процесс освоения русского языка как иностранного. В нашем случае это темы, которые обсуждаются на занятии и напрямую связаны с беседами о семье, работе, родной стране и стране проживания и прочем; таким образом, развитие речи происходит на знакомом и близком материале. Выбранные нами формы работы - онлайн-дискуссии, диалоги и монологи - помогают расширить словарный запас и ввести в коммуникацию новую лексику. Обсуждение результатов таких бесед показывает необходимость и полезность этой модели учебной деятельности.
Ф. Кизилчек, Дж. Райх, М. Йоманс и другие в своей статье [23] описывают результаты тестирования онлайн-уроков, предлагаемых Гарвардом, Массачусетским технологическим институтом и Стэнфордом. Авторы подчеркивают, что онлайн-образова-ние обеспечивает беспрецедентный доступ к возможностям обучения, о чем свидетельствует его роль во время пандемии коронавируса 2020 года. По их наблюдениям, для полноценной поддержки учащихся требуется нечто большее, чем просто доступ к обучающим материалам, - такие условия обучения давали хорошие результаты в начальный период, которые снизились к концу программы. С этим утверждением можно согласиться, так как психологическое напряжение и долговременная работа за компьютером рассеивают внимание и снижают работоспособность. Чтобы избежать этих негативных последствий, важно построение самого онлайн-урока, в котором чередуются сложные задания и задания на расслабление, необходимость периодических пауз, во время которых студент может отойти от своего компьютера, сделать несколько упражнений, восстанавливающих общий тонус и т. д.
Исследователи в области дистанционных технологий обращают наше внимание и на фактор владения навигацией в цифровых формах обучения, так как студентам приходится работать одновременно и с электронной формой учебника, и на учебной платформе, и в мессенджере, а иногда и заниматься поиском нужного материала в Интернете. Для студентов-иностранцев это особенно важно, потому что таким образом вырабатывается навык понимания логики урока, а это способствует скорости и повышению качества выполнения заданий. Ф. Кизилчек, Дж. Райх, М. Йоманс и другие указывают на положительное влияние навыков офлайн-обучения и большое внимание уделяют взаимосвязи между навигацией и успехом выполнения задания. Так постепенно формируется навык поиска необходимых материалов при таком типе обучения [24].
Анализ современной ситуации позволил сделать выводы, что, несмотря на возникшие во всем мире проблемы, кризис:
- позволил во многом переосмыслить практику образования;
- включил механизмы адаптации к новым условиям образовательной среды;
- изменил представления о развитии образования в будущем.
В целом же необходимо заметить, что работ по оценке и анализу опыта работы в дистанционном режиме катастрофически мало; вероятно, научное сообщество только собирает и обобщает эмпирический материал обучения в этом формате с целью решения педагогических, теоретических, практических и технических вопросов процесса онлайн-обучения и поведения учащихся в связи с этим.
Методологическая база исследования
Дистанционные формы обучения давно и прочно заняли важное место в учебном процессе. Как показывает анализ педагогической и методической литературы, в последние годы большую роль в преподавании русского языка как иностранного играют современные интернет-технологии и интернет-ресурсы как способы повышения мотивации обучающихся при изучении иностранного языка [25]. Однако надо отметить, что в основном данный формат использовался в работе различных онлайн-курсов и не слишком активно в обучении офлайн. Продиктованная ситуацией пандемии необходимость обучения школьников и студентов в онлайн-режиме вынудила педагогическую общественность в сжатые сроки осваивать и совершенствовать практические навыки пользования онлайн-ресурсами.
На своем брифинге министр науки и высшего образования Валерий Фальков от 25.03.2020 сообщил о 100% -м переходе вузов России на дистанционное обучение [26]. Резкий переход образования в цифровой формат позволил за короткий срок опробовать технические продукты для работы со студентами дистанционно. Благодаря лояльности поставщиков преподаватели и учащиеся получили бесплатный доступ к техническим продуктам, что позволило протестировать несколько платформ и выбрать наиболее удобную. Кроме того, некоторые издательства в связи с пандемией бесплатно выложили на своих официальных сайтах некоторые учебники и учебные материалы, а такая организация, как IPR MEDIA, провела серию видеоконференций в режиме вебинаров, на которых обсуждалась специфика дистанционной работы и давались рекомендации по использованию интернет-ресурсов в обучающих целях [27].
Нами были опробованы платформы и мессенджеры Skype, Zoom, Voov, WathsApp, система управления курсами Moodle. Первый месяц дистанционного формата позволил протестировать в рабочем режиме перечисленные инструменты для связи преподаватель - студент. Преимуществом Skype стали бесплатный доступ, неограниченность
групповых экранов и доступная трансляция экрана с мобильных устройств. Однако для работы в аудитории данная платформа оказалась неудобной. В условиях совместной работы группы учащихся возникали технические проблемы (сложности с трансляцией видео, нарушение звуковоспроизведения). Качество связи в случае обучения русскому языку как иностранному является принципиально важным, поскольку должно обеспечиваться хорошее звучание для аудирования и видео для наблюдения за артикуляцией говорящего. Также, несмотря на имеющуюся в сервисе платформы демонстрацию экрана, оказалось невозможным использование отдельных приложений.
Платформа Zoom дает возможность использовать общий доступ к экрану не только преподавателя, но и при необходимости студента, организовать сессионные комнаты, где можно объединить учащихся в мини-группы или пары для выполнения какой-либо индивидуальной работы; можно отключать микрофон у тех студентов, которые в данный момент не отвечают (что является важным, так как одновременное включение звука у всех участников создает какофонию); есть демонстрационная доска, на которой преподаватель может записывать необходимую информацию. В офлайн-аудитории легко контролировать дисциплину, однако дистанционно это возможно только в том случае, если в этот процесс включаются все студенты и у них нет времени отвлекаться на посторонние дела. Этого можно добиться и при использовании фронтальных заданий, когда участвует вся группа, и при делении студентов на мини-группы и пары для работы в сессионных комнатах. В настоящее время появилось несколько подобных платформ, но в данном случае мы ориентируемся на хорошо зарекомендовавшую себя в течение трех месяцев дистанционной работы платформу Zoom. Основной недостаток этой платформы - платный контент. Бесплатное время доступа - 40 минут - явно недостаточно для проведения полноценного занятия.
Китайская платформа Voov очень близкий аналог Zoom, но есть несколько отличий: во-первых, нет демонстрационной доски, что приближает работу к аналогичной в Skype, нет возможности поделить студентов на группы и развести по разным сессионным комнатам. К плюсам можно отнести тот факт, что на территории Китая только эта платформа дает уверенную связь, поэтому с китайскими студентами, уехавшими домой во время пандемии, работать на этой платформе можно было в достаточно комфортных условиях. Кроме того, к работе можно подключать большое количество студентов (наш опыт - около 60) и платформа полностью бесплатна.
Таким образом, наша работа со студентами, оставшимися в России, проводилась на платформе Zoom, с китайскими - Voov. Результат экзаменационных проверок показал неплохой результат в обоих случаях.
Для достижения поставленных учебной программой целей при подготовке к работе в онлайн-формате использовались теоретические: анализ методической литературы и нормативных документов, прогнозирование возможных результатов - и практические методы: педагогическое наблюдение, анализ, тестирование, моделирование процесса обучения онлайн. С помощью этих методов мы пытались раскрыть основные проблемы и найти наиболее эффективные пути их решения при организации дистанционного обучения студентов.
Результаты исследования
Цифровое обучение дает большую свободу в выборе средств и методик. Ролевая игра, проектная деятельность, виртуальные экскурсии, общение с носителями языка - все это позволяет преподавателю разнообразить учебный материал, сделать
его более интересным. Привлечение дополнительного материала повышает мотивацию, пробуждает интерес к теме урока.
При подготовке к дистанционному занятию необходимо учитывать, что при этой форме обучения учащиеся не соблюдают привычный образ жизни, скорее всего, у них нарушен режим дня, и поэтому им бывает сложно сразу включиться в рабочую атмосферу. Поэтому онлайн-урок должен начинаться с фонетической зарядки или иного несложного задания, направленного на активизацию процесса обучения. Пример фонетической зарядки - проговаривание несложной скороговорки с различной интонацией: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Можно превратить это в своеобразную игру: один студент говорит скороговорку с вопросительной интонацией, другой - отвечает, голосом выделяя одно из слов скороговорки, которое становится вопросительным и требует соответствующей интонации в ответе, имитирующей диалог: Водовоз вёз воду из водопровода? - Водовоз вёз воду из водопровода! Или Водовоз вёз воду из водопровода? - Водовоз вёз воду из водопровода! Можно использовать несколько разных скороговорок для разных пар учащихся, таким образом отрабатывая произношение различных звуков русского языка.
К одному из видов зарядки, предваряющей занятие, можно отнести задания на поиск лишнего слова в ряду слов, исправление ошибки в написании какой-либо уже известной им лексемы и т. д.
Аудирование и говорение. После фонетической или лексической зарядки целесообразно проводить различные виды упражнений на аудирование. Собственно, это уже переход к учебному занятию. Аудирование, являясь рецептивным видом деятельности, очень сложно для студентов-иностранцев. Это связано и с условиями аудирования, и с индивидуальными особенностями источника речи, а также непосредственно с языковыми особенности аудиоматериала. Однако на дистанционном этапе обучения существует неплохая возможность формировать у иностранных учащихся навыки и умения в аудировании.
Аудирование в условиях дистанционного обучения можно проводить в нескольких формах. Например, работая на платформе Skype, преподаватель читает текст и задает вопросы на его понимание. Недостаток этой формы: сложно зафиксировать в памяти все детали текста без зрительной поддержки в виде вопросов. Поэтому гораздо удобнее выполнять аудитивные задания на платформе Zoom: преподаватель читает текст, параллельно выводя на демонстрационную доску тестовые вопросы по содержанию текста. Такой подход не противоречит программным установкам, так как и на экзаменационных проверках используется подобная подача материала. Еще одна форма работы на аудирование звучащей речи: на платформе Moodle выкладывается заранее подготовленный аудиотекст или диалог, который студенты могут прослушать как во время аудиторного занятия, так и в качестве домашнего задания. Там же они могут увидеть тестовые задания на проверку понимания услышанного. Данный вариант удобен тем, что при подготовке урока диалоги можно прочитать вдвоем с кем-то из членов семьи. Диалог, прочитанный по ролям, значительно облегчает его восприятие.
Опыт работы показал, что при обучении дистанционно желательно, чтобы студенты пользовались учебниками на бумажной основе с элементами рабочей тетради. Электронная форма удобна в меньшей степени. Идеальный вариант - наличие двух видов учебника, и бумажного, и электронного. Для того чтобы формат урока не слишком отличался от занятия в аудитории, преподаватель выводит на экран компьютера в режиме демонстрационной доски страницу электронного учебника, по которому выполняются задания. Возможность разнообразить учебный материал дополнительными интерактивными элементами позволяет сделать урок интереснее.
В дистанционном формате, отрабатывая говорение, возможно осуществлять различные виды деятельности: фронтальный опрос, работу по составлению диалогов на заданную тему, выполнение проектных заданий. Для вовлечения в активный учебный процесс, чтобы студенты не отвлекались во время опроса других студентов, целесообразно проводить задания, при выполнении которых все студенты группы должны внимательно слушать и следить за происходящим. Например, пересказ текста по частям, когда для того, чтобы продолжить пересказ, студент должен знать, где остановился предыдущий рассказчик. Аналогичным образом можно построить задание на составление диалога: студенты по цепочке задают друг другу вопросы и отвечают на них, внимательно следя за темой вопроса и очередностью ответа. Вопросы могут быть как по теме текста, так и по теме урока, когда студенты определяют свое отношение к какому-нибудь проблемному вопросу данной темы, например отношение к домашним животным, к будущей работе, к браку и т. д.
Письмо и чтение. Это взаимосвязанные умения, которые формируются во время изучения иностранного языка параллельно. В дистанционном формате сложнее всего организовать работу по письму, особенно это касается письма «от руки». В этом случае возможно использовать несколько вариантов: студенты, работая в Zoom, выполняют задания, фотографируют и отсылают преподавателю в мессенджер, например WathsApp. Можно организовать обсуждение качества выполнения заданий и проводить анализ допущенных ошибок, если студенты будут их выкладывать в общем чате. Другой вариант - выполнение задания на платформе Moodle с последующей проверкой преподавателем. В последнем случае это может быть и набранное на клавиатуре и выполненное «от руки» задание. Кстати, выполнение работы на клавиатуре также носит обучающий характер: студенты учатся пользоваться кириллическим расположением букв, что в дальнейшей учебе им пригодится при выполнении курсовых, семинарских и прочих письменных работ.
Кроме письменных упражнений из учебника можно выполнять задания на составление подписей к серии фотографий с целью составления рассказа на какую-либо тему. При выполнении заданий на аудирование также подключаются задания на письмо. Например, Прослушайте текст. Напишите, о чем он. Дайте ему название.
Формирование навыков чтения удобнее всего делать на платформе Zoom. На экран выводится страница с текстом, выполняются предтекстовые задания, а после традиционного чтения по цепочке - притекстовые и послетекстовые на понимание и воспроизведение текста, т. е. данный формат почти полностью совпадает с привычным аудиторным. В курс на Moodle можно включать тестовые задания по прочитанному тексту. Такие типы заданий, как разбиение текста на части, составление плана, пересказ по плану, высказывание своей точки зрения на прочитанное, выводят нас на речевую деятельность говорение.
Таким образом, для того чтобы учебный процесс включал все виды речевой деятельности - говорение, аудирование, чтение, письмо, необходимо выполнять задания, направленные на формирование этих видов деятельности. Приведем конкретный пример некоторых заданий онлайн-урока на тему «Золотое кольцо (на экскурсии)», грамматическая тема урока «Предложный падеж при назывании средств передвижения. Глаголы движения». Задания выполняются параллельно на платформе Zoom и Moodle.
Задание. Прослушайте текст о городах России, входящих в Золотое кольцо, (аудиозапись текста предварительно выложена на Moodle). Образец текста:
Здравствуй, дорогая Инна!
Я сейчас нахожусь в России. Приехал сюда на экскурсию на прошлой неделе. Ты знаешь, что я люблю ездить по новым городам и узнавать много интересного о них. В каждом городе я гуляю в парках, хожу по музеям и историческим местам.
В этом году я выбрал очень интересный маршрут - Золотое кольцо России - это древние города страны. В этих городах сохранились памятники истории и культуры России, центры народных ремёсел.
В Золотое кольцо входят восемь основных городов: Сергиев Посад, Переславль-Залес-ский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Мы уже познакомились с Ярославлем и Сергиевым Посадом. Это очень красивые города. Они были построены в древние времена. Мы проехали по всем достопримечательностям этих городов. Видели великолепные соборы, посетили Троице-Сергиеву Лавру. Заезжали в музеи, парки. Как всегда, я покупал сувениры. В Сергиевом Посаде я купил самый главный сувенир - матрешку. Я давно о ней мечтал. Говорят, что лучший способ понять и познать великую Россию - проехать по ее Золотому кольцу.
Я надеюсь, что в других городах мне будет тоже интересно.
Ты тоже должна это увидеть.
До свидания. Твой друг Ален.
После прослушивания текста выполняются следующие задания.
Задание. Ответьте на вопросы к тексту верно/неверно.
1. Города Золотого кольца построены недавно.
2. Туристы во время экскурсии увидели много музеев.
3. Ален не любит путешествовать.
4. Он приехал на прошлой неделе.
5. В золотое кольцо входит восемь городов.
6. Ярославль - молодой город.
7. Ален хотел посетить Троице-Сергиеву лавру.
8. Он купил самовар.
Задание. Прослушайте текст еще раз, заполните пропуски - впишите глаголы движения. Определите вид глаголов.
Задание. Посмотрите виртуальную экскурсию по Золотому кольцу России [28].
Вопросы:
1. Какой город называют родиной русского театра?
2. В каком городе есть музей чайника?
3. В каком городе делают красивые украшения - серьги, броши?
4. Из какого города можно привезти сувенир - деревянную рыбу?
5. В каком городе находятся Золотые ворота?
Слова для справок: Владимир, Плёс, Ярославль, Ростов, Переславль-Залесский.
Задание. Прочитайте текст «На экскурсии».
Задание. Найдите правильное утверждение по тексту.
1. В тексте рассказывается:
а) об истории Владимира.
б) экскурсии во Владимир.
в) поезде.
2. Во Владимире есть:
а) дворец.
б) Ярославский вокзал.
г) Успенский собор. 3. Город был основан:
а) в XX веке.
б) XI веке. г) XII веке.
Задание. Перескажите текст «На экскурсии» по цепочке.
Задание. Составьте словосочетания по модели, используя данные глаголы.
Модель: Посетить (что?) музей.
Основать (что?)
Собираться (где?)
Оставлять (где?) (что?)
Задание. Переведите новые слова на родной язык: жемчужина, монастырь, кукольный театр, фестиваль.
Задание. Посмотрите памятники города Сергиев Посад (просмотр виртуальной экскурсии) [29]. Напишите, что вам понравилось в Сергиевом Посаде. Вышлите получившийся рассказ преподавателю на WhatsApp или e-mail.
Задание. Ответьте на вопрос. Запишите предложение в тетрадь, выбирая по смыслу.
Модель: - Куда вы ездили, зачем? - В Египет, на Красное море, отдыхать. - Куда вы ездили, зачем?
На Атлантический океан На пляж
В Южную Африку На работу
В Турцию На рыбалку
Во Францию На оперу
В Италию На карнавал
В Бразилию В Лувр
Домашнее задание. Напишите письмо домой и расскажите, что вы узнали о туристическом маршруте «Золотое кольцо России». Посоветуйте своим друзьям эту экскурсию. Письменное задание выкладывается на Moodle, или фотография задания высылается преподавателю на мессенджер.
При проведении онлайн-занятий необходимо учитывать, что интенсивный курс русского языка, проводимый в аудитории университета, составляет шесть часов пять раз в неделю. Во время занятий офлайн у студентов бывают перемены, когда они могут выйти из аудитории или заняться какими-то своими делами, поэтому при онлайн-обу-чении также необходимо делать через каждые 70-80 минут небольшие 10-15-минутные перерывы, тем более что при занятии за компьютером человек устает быстрее и надо давать студентам время для отдыха. С этой же целью для снятия напряжения и повышения мотивации к изучению русского языка в формате дистанционного обучения во время занятия можно использовать различные учебные игры, например «Колесо фортуны» [30]. Это онлайн-аналог игры «Поле чудес», который легко использовать в учебных целях: преподаватель наносит на барабан слова или словосочетания, студенты читают слово, на которое попал зубчик барабана, и составляют с этим словом предложение. Неплохо получается, если каждый следующий студент, называя предложение, связывает его с предыдущим, таким образом получается связный рассказ.
Еще одна онлайн-игра, доступная для работы в аудитории, - «Кубики-истории» [31]. На экране появляются кубики (можно определять их количество, например, по количеству студентов в группе), на ребрах кубиков различные картинки. Студенты называют эти предметы и так же, как в предыдущей игре, составляют связный рассказ. Кубики можно менять и выбирать те, которые подходят к теме рождающегося рассказа. Подобные онлайн-игры носят необязательный характер, но вызывают интерес, так как выходят за рамки традиционного урока.
Внеурочная деятельность во время дистанционного обучения также осуществима, но носит специфический характер, связанный с тем, что все мероприятия представляются в режиме презентаций и видеороликов. Таким образом на нашем факультете был проведен День родного языка, где студенты групп делали презентации о столице своей родины и показывали графические образцы родного языка. Празднование Дня Победы студенты групп отметили флешмобом - видеороликами с чтением стихов и исполнением песен времен Великой Отечественной войны. Некоторые из этих роликов в дальнейшем были включены в Ленту памяти [32]. К дню рождения А. С. Пушкина на факультете был проведен конкурс на лучшее исполнение его произведений. Студенты сняли короткометражный фильм «Осень в лирике Пушкина», чтение стихов об осени в котором сопровождалось музыкой П. И. Чайковского из цикла «Времена года» [33]. Подобные внеурочные мероприятия способствуют интересу к изучению русской культуры, погружению в творческий мир русской классики, и, кроме того, подготовка к ним разнообразит онлайн-уроки.
Заключение
Сложности, с которыми столкнулись вузы при массовом переходе на дистанционное обучение, в первые месяцы работы в этом формате выявили множество проблем и недостатков в организации образовательного процесса. Эти проблемы решались и устранялись в процессе осваивания нового для многих из нас вида учебной деятельности. В настоящее время во многих вузах России прорабатывается три сценария начала учебного года: в традиционном формате, смешанном и дистанционном. По результатам работы в дистанционном формате можно утверждать, что современные технологии позволяют решить задачи по взаимодействию преподавателя и учащегося, однако данный формат имеет много ограничений и в первую очередь - минимизация языковой среды и социума. Для полноценного онлайн-обучения необходимо иметь современное высокотехническое оборудование, каналы связи и пр. Образовательные учреждения должны иметь ресурсы, чтобы в случае форс-мажора обеспечить своевременный и оперативный переход на дистанционное обучение. В целом анализ спонтанно возникшей ситуации показал, что у педагогов есть и мотивация, и психологическая готовность к тому, чтобы работать в экстремальных для них условиях дистанционного обучения и самоизоляции.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы, которые определяют успешность встраивания онлайн-уроков в учебный процесс:
- дистанционное обучение в широком смысле и онлайн-уроки как формы дистанционного образования при обучении русскому языку как иностранному в полном объеме выполняют свои образовательные функции;
- онлайн-уроки должны максимально приближаться к классическим формам обучения;
- привлекаемые ресурсы являются важным дидактическим инструментом образовательного процесса в онлайн-обучении;
- обратная связь определяет успешность проведения онлайн-уроков;
- информационная грамотность педагога является важной составляющей процесса обучения;
- необходимо дальнейшее развитие научно-методической базы в сфере цифровых технологий на случай форс-мажорных ситуаций.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что при всех плюсах дистанционных форм они рассматриваются только как дополнение к классической очной форме. Как будет развиваться в дальнейшем дистанционное обучение, какие обучающие платформы будут использованы, во многом зависит от анализа опыта прошедшего учебного года.
Ссылки на источники
1. Новая газета. - URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/04/06/84739-my-dolzhny-zapisyvat-video-kak-vypolnyaem-uprazhneniya.
2. Рекомендации по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2493.
3. Методические рекомендации о переводе внеучебной (воспитательной) деятельности образовательных организаций высшего образования в дистанционный режим в рамках распространения новой коронавирусной инфекции. - URL: https://rulaws.ru/acts/Metodicheskie-rekomendatsii-o-perevode-vneuchebnoy-(vospitatelnoy)-deyatelnosti-obrazovatelnyh-organi.
4. Дьякова Т. А., Хворова Л. Е. Онлайн-урок русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации педагогической деятельности // Руситика. - 2020. - Т. 18. - № 2. - С. 209-219. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-2-209-219.
5. Weller M. The Open Flip - a digital economic model for education // Journal of Learning for Development. - 2016. - 3(2). - Р. 26-34.
6. Svard P. Enterprise Content Management, Records Management and Information Culture Amidst e-Government Development. - Oxford: Chandos Publishing, 2017. - 112 p.
7. White K. Distance learning of foreign languages: research agenda // Teaching languages. - 2014. - Vol. 47 (4). - P. 538-553. DOI: 10.1017 / S0261444814000196.
8. Claro M., Salinas A., Cabello-Hutt T., San Martin E., Preiss D. D., Valenzuela S., Jara I. Teaching in a Digital Environment (TIDE): Defining and measuring teachers' capacity to develop students' digital information and communication skills // Computers & Education. - 2018. - 121. - P. 162-174.
9. Schulze M., Scholz K. Learning trajectories and the role of online courses in a language program // Computer assisted language learning. - 2018. - Vol. 31. - Issue 3. - P. 185-205.
10. Богомолов А. Н. Интернет-технологии в обучении русскому языку как иностранному // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. - 2009. - № 1. - С. 40-44.
11. Самарина Н. В., Газизова А. И. Интеграция аудиторной и дистанционной форм обучения иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. -2018. - Вып. 59. - Ч. 2. - С. 316-319.
12. Шатуновский В. Л., Шатуновская Е. А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. - 2020. - № 9-1 (87). - С. 53-56.
13. Азимов Э.Г. Электронные учебники по русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы развития // Русистика. - 2020. - Т. 18. - № 1. - С. 39-53. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-39-53.
14. Дерябина С. А., Дьякова Т. А. Профессиограмма преподавателя иностранного языка в условиях цифровиза-ции образовательного пространства // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 4. - С. 142-149. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-142-149.
15. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса): в 2 ч. // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 2. - С. 6-33. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10201.
16. Кислов А. Г. Цифровой урок пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 2. -С. 42-43. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10205.
17. Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Пестрикова С. М. Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты. - URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza.
18. Исследование: учителя столкнулись с проблемами дистанционного обучения. РИА Новости. - URL: https://ria.ru/20200407/1569666546.html.
19. Rossi M., Saichaie K. Getting Started: Remote Learning during Spring Quarter 2020. - URL: https://keepteach-ing.ucdavis.edu/student-resources/remote-learning-strategies.
20. Baidac lu. 5 of the best online learning platforms to explore during quarantine. - URL: https://www.eu-startups.com/2020/03/5-of-the-best-online-learning-platforms-to-explore-during-quarantine/
21. Chirikov I., Semenova T., Maloshonok N., Bettinger E., Kizilcec R. F. Online education platforms scale college stem instruction with equivalent learning outcomes at lower cost // Science advances. - 2020. - Т. 6. - № 15. - Р. 5324. DOI: http://dx.doi.org/10.1126/sciadv.aay5324.
22. Peacock S., Cowan J., Irvine L., Williams J. An Exploration Into the Importance of a Sense of Belonging for Online Learners // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. - 2020. - № 21(2). - P. 18-35. - URL: https://doi.org/10.19173/irrodl.v20i5.4539.
23. Kizilcec F., Reich J., Yeomans M., Dann Ch., Brunskill E., Lopez G., Turkay S., Williams J., Tingley D. Scaling Up Behavioral Science Interventions in Online Education // Proceedings of the National Academy of Sciences Jun 2020. - 2020. -117 (26). - Р. 14900-14905. DOI: 10.1073/pnas.1921417117.
24. Kizilcec F., Reich J., Yeomans M. et al. Op. cit.
25. Акай О. М., Царевская И. В., Журавлева Н. С. Способы повышения мотивации к изучению иностранных языков посредством социальных сетей интернета // Современные проблемы науки и образования. - 2018. -№ 5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28134.
26. Брифинг министра науки и высшего образования Валерия Фалькова в пресс-центре Правительства Российской Федерации. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2502.
27. IPR MEDIA. - URL: https://www.youtube.com/channel/UCCg8ZtY-VO4hgY3GqYKp6lg?view_as=subscriber.
28. Виртуальная экскурсия по «Золотому кольцу» России. - URL: https://u.to/v-ZPGQ.
29. Сергиев Посад. Виртуальная экскурсия. - URL: https://u.to/yvVPGQ.
30. Онлайн-игра «Колесо фортуны». - URL: https://wheeldecide.com/
31. Онлайн-игра «Кубики истории». - URL: https://rpg.nathanhare.net/storygen/
32. Лента памяти 2020. - URL: https://www.youtube.com/channel/UCBw-y4c6b9iaBCJ2nJAmStQ/videos.
33. Конкурс на лучшее исполнение стихотворений к дню рождения А. С. Пушкина. - URL: https://u.to/y-hPGQ.
Runa Sadykova,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Pre-University Teaching Russian as a Foreign Language, Moscow State Pedagogical University, Moscow [email protected]
Distance learning of students: realities and experience
Abstract. The relevance of this particular article is underlined by the arising need to analyze the problems and challenges that have emerged during the tuition of non-Russian speaking students on a distance, as well as the general situation in the Russian educational system, in which preparation for the new academic year largely depends on the experience gained on the previous schooling semester. Therefore, the purpose of the author in this work is to explore the available possibilities of online learning in Russia on various platforms, and come up with a practical set of tutoring exercises that can be used in this format. For this purpose, a comparative analysis of various platforms is made, their positive and negative sides are revealed in this article, as well as the parameters for choosing the most suitable working methods for practical use. The main problem showcased by the author, is that the majority of educators in Russia have never worked remotely, and the online format requires some difficult technological approaches. This process of learning in the most comfortable conditions for both the teacher and the students requires many levels, many of which are simply out of the reach of the teacher (for example, economic aspects), however, those that are purely technological are showcased in three stages of work at the preparatory faculty of Moscow State Pedagogical University (MSPU). One of these aspects is to perform as close as possible to a traditional classroom lesson - the lesson consists of a phased practice of speech skills using various interactive materials. In addition, the work considers a range of issues covering the organizational, methodological, didactic, psychological aspects of education, and also analyzes the complex issues of organizing educational activities in an online lesson in a student audience of levels A1 - B1. Another aspect would be the scientific research results, which include the most useful recommendations and samples of tasks for the development of different types of speech activity - speaking, listening, reading and writing. In the article author uses the following methods: theoretical - analysis of methodological literature and regulatory documents, forecasting results; practical - pedagogical observation, analysis, testing, modeling of the online learning process - to reveal the main problems and find the most effective ways to solve them when organizing distance learning for students. To increase motivation for learning the Russian language and relieve stress in a complex format of distance learning during testing, the author proposes to use various educational games while working online; describes some of the extracurricular activities carried out at the faculty during the period of distance learning. The materials of the article can be used in the preparation of practical classes at the preparatory faculties of universities.
Key words: training, digitalization, distance format, online lessons, types of speech activity, videoconference, game techniques.
References
1. Novaya gazeta. Available at: https://novayagazeta.ru/articles/2020/04/06/84739-my-dolzhny-zapisyvat-video-kak-vypolnyaem-uprazhneniya (in Russian).
2. Rekomendaciipo organizaciiobrazovatel'nogoprocessa vramkah realizaciiprikaza Minobrnauki Rossii ot 14 marta 2020 g. № 397 "Ob organizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti v organizaciyah, realizuyushchih obrazovatel'nye pro-grammy vysshego obrazovaniya i sootvetstvuyushchie dopolnitel'nye profes-sional'nye programmy, v usloviyah preduprezhdeniya rasprostraneniya koronavirusnoj infekcii na territorii Rossijskoj Federacii". Available at: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2493 (in Russian).
3. Metodicheskie rekomendacii o perevode vneuchebnoj (vospitatel'noj) deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya v distancionnyj rezhim v ramkah rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii. Available at: https://rulaws.ru/acts/Metodicheskie-rekomendatsii-o-perevode-vneuchebnoy-(vospitatelnoy)-deyatelnosti-obrazovatelnyh-organi (in Russian).
4. D'yakova, T. A. & Hvorova, L. E. (2020). "Onlajn-urok russkogo yazyka kak inostrannogo v usloviyah cifrovoj trans-formacii pedagogicheskoj deyatel'nosti", Rusitika, t. 18, № 2, pp. 209-219. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-2-209-219 (in Russian).
5. Weller, M. (2016). "The Open Flip - a digital economic model for education", Journal of Learning for Development, 3(2), pp. 26-34 (in English).
6. Svärd, P. (2017). Enterprise Content Management, Records Management and Information Culture Amidst e-Gov-ernment Development, Chandos Publishing, Oxford, 112 p. (in English).
7. White, K. (2014). "Distance learning of foreign languages: research agenda", Teaching languages, vol. 47 (4), pp. 538-553. DOI: 10.1017 / S0261444814000196 (in English).
8. Claro, M., Salinas, A., Cabello-Hutt, T., San Martin, E., Preiss, D.D., Valenzuela, S. & Jara, I. (2018). "Teaching in a Digital Environment (TIDE): Defining and measuring teachers' capacity to develop students' digital information and communication skills", Computers & Education, 121, pp. 162-174 (in English).
9. Schulze, M. & Scholz, K. (2018). "Learning trajectories and the role of online courses in a language program", Computer assisted language learning, vol. 31, issue 3, pp. 185-205 (in English).
10. Bogomolov, A. N. (2009). "Internet-tekhnologii v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu", Vestnik Centra mezhdunarodnogo obrazovaniya Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Kul'turologiya. Peda-gogika. Metodika, № 1, pp. 40-44 (in Russian).
11. Samarina, N. V. & Gazizova, A. I. (2018). "Integraciya auditornoj i distancionnoj form obucheniya inostrannomu yazyku v vuze", Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya, vyp. 59, ch. 2, pp. 316-319 (in Russian).
12. Shatunovskij, V. L. & Shatunovskaya, E. A. (2020). "Eshchyo raz o distancionnom obuchenii (organizaciya i obespechenie distancionnogo obucheniya)", Vestnik nauki i obrazovaniya, № 9-1 (87), pp. 53-56 (in Russian).
13. Azimov, E. G. (2020). "Elektronnye uchebniki po russkomu yazyku kak inostrannomu: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya", Rusistika, t. 18, № 1, pp. 39-53. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-39-53 (in Russian).
14. Deryabina, S. A. & D'yakova, T. A. (2019). "Professiogramma prepodavatelya inostrannogo yazyka v usloviyah cifroviza-cii obrazovatel'nogo prostranstva", Vysshee obrazovanie v Rossii, t. 28, № 4, pp. 142-149. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-142-149 (in Russian).
15. Blinov, V. I., Sergeev, I. S. & Esenina, E. Yu. (2020). "Vnezapnoe distancionnoe obuchenie: pervyj mesyac avrala (po rezul'tatam ekspress-issledovaniya i ekspress-oprosa): v 2 ch.", Professional'noe obrazovanie i rynok truda, № 2, pp. 6-33. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10201 (in Russian).
16. Kislov, A. G. (2020). "Cifrovoj urok pandemii", Professional'noe obrazovanie i rynok truda, № 2, pp. 42-43. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10205 (in Russian).
17. Tarasova, N. V., Pastuhova, I. P. & Pestrikova, S. M. Kak vliyaet sejchas i povliyaet v perspektive perevod obrazovatel'nogo processa v distancionnyj rezhim na obrazovatel'nye rezul'taty. Available at: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza (in Russian).
18. Issledovanie: uchitelya stolknulis' s problemami distancionnogo obucheniya. RIA Novosti. Available at: https://ria.ru/20200407/1569666546.html (in Russian).
19. Rossi, M. & Saichaie, K. Getting Started: Remote Learning during Spring Quarter 2020. Available at: https://keep-teaching.ucdavis.edu/student-resources/remote-learning-strategies (in English).
20. Baidac, Iu. 5 of the best online learning platforms to explore during quarantine. Available at: https://www.eu-startups.com/2020/03/5-of-the-best-online-learning-platforms-to-explore-during-quarantine/ (in English).
21. Chirikov, I., Semenova, T., Maloshonok, N. et al. (2020). Online Education Platforms Scale College Stem Instruction with Equivalent Learning Outcomes at Lower Cost, Science advances, t. 6, № 15, p. 5324. DOI: http://dx.doi.org/10.1126/sciadv.aay5324 (in English).
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Peacock, S., Cowan, J., Irvine, L. & Williams, J. (2020). "An Exploration Into the Importance of a Sense of Belonging for Online Learners", The International Review of Research in Open and Distributed Learning, № 21(2), pp. 18-35. Available at: https://doi.org/10.19173/irrodl.v20i5.4539 (in English).
Kizilcec, F., Reich, J., Yeomans, M. et al. (2020). "Scaling Up Behavioral Science Interventions in Online Education", Proceedings of the National Academy of Sciences Jun 2020, 117 (26), pp. 14900-14905. DOI: 10.1073/pnas.1921417117 (in English). Kizilcec, F., Reich, J., Yeomans, M. et al. (2020). Op. cit.
Akaj, O. M., Carevskaya, I. V. & Zhuravleva, N. S. (2018). "Sposoby povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannyh yazykov posredstvom social'nyh setej internet", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28134 (in Russian).
Brifing ministra nauki i vysshego obrazovaniya Valeriya Fal'kova v press-centre Pravitel'stva Rossijskoj Federacii. Available at: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2502 (in Russian). IPR MEDIA. Available at: https://www.youtube.com/channel/UCCg8ZtY-VO4hgY3GqYKp6lg?view_as=subscriber (in Russian).
Virtual'naya ekskursiya po "Zolotomu kol'cu" Rossii. Available at: https://u.to/v-ZPGQ (in Russian).
Sergiev Posad. Virtual'naya ekskursiya. Available at: https://u.to/yvVPGQ (in Russian).
Onlajn-igra "Kolesofortuny". Available at: https://wheeldecide.com/ (in Russian).
Onlajn-igra "Kubiki istorii". Available at: https://rpg.nathanhare.net/storygen/ (in Russian).
Lenta pamyati 2020. Available at: https://www.youtube.com/channel/UCBw-y4c6b9iaBCJ2nJAmStQ/videos (in
Russian).
Konkurs na luchshee ispolnenie stihotvorenij k dnyu rozhdeniya A. S. Pushkina. Available at: https://u.to/y-hPGQ (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Садыкова Р. Х. Дистанционное обучение студентов: реалии и опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 09 (сентябрь). - С. 41-56. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201063. htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11063
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Садыкова Р. Х., 2020
977230412020309